Программы для визуального программирования

Программы для визуального программирования

Разбираем интегрированные среды для разработки и редакторы кода. Что нужно знать о них, чем они отличаются, какие инструменты сегодня доступны, и, что выбирают специалисты Serverspace.

От автора: в статье представлены популярные IDE и редакторы кода. Скорее всего, многие из них вы уже знаете, но мы решили собрать их в единую подборку. Подробнее со стоимостью и характеристиками IDE можно ознакомиться на официальных сайтах. Статья носит рекомендательный характер.

Что нужно знать об IDE и редакторах кода?

IDE (Integrated Development Environment) и редактор кода – это виды программного обеспечения, предназначенные для работы над приложениями, их разработки и тестирования. Возможности этих инструментов отличаются.

Редактор кода является программой, работающей как текстовый редактор, только более подходящий для написания кода.

IDE – это ПО, которое объединяет инструменты для разработки приложений и их тестирования в едином интерфейсе. Может делать все то, что и текстовый редактор, и даже больше. В принципе этим IDE и отличается от него, она предоставляет более расширенные функции. Среды разработки дают возможность создавать крупные проекты, а также подключать Git. Как правило, IDE состоит из:

  • самого текстового редактора для написания и редактирования кода;
  • компилятора – инструмента, позволяющего перевести текст, написанный на языке программирования, в набор машинных кодов;
  • отладчика, проверяющего код и устраняющего в нем ошибки;
  • инструментов для автоматизации сборки кода, ускоряющих процесс разработки.

Многие IDE позволяют настраивать дополнительные фреймворки и библиотеки для расширения возможностей разработки.

Принцип визуального программирования

Программы для визуального программирования

В основах визуальных сред, лежит тот-же язык программирования, но в отличии от IDE, здесь не нужно прописывать его самостоятельно. Процесс создания программы заключается в манипуляции блоками (их обозначением и соединением в последовательную цепь). Универсальные возможности визуальных сред, позволяют воплощать самые необычные задумки и в разы ускоряют процесс создания.

Чтобы облегчить ваш выбор подходящей программы, мы собрали лучшие инструменты в единый архив. Выбирайте и скачивайте свою среду визуального программирования через торрент или файлообменные сервисы (MEGA или Яндекс.Диск).

скачать визуальные среды программирования

Scratch 2.0
Версия: v443
Язык интерфейса: Русский (Multi)
Рейтинг:

Одна из лучших обучающих программ для создания программ на русском языке. Разработана для практического изучения программирования. Имеет очень простой интерфейс, визуальный редактор, но довольно узкий функционал.

Godot Engine Visual Scripting. GDVisual — визуальное программирование. Это что вообще такое?


Добавил: Creator, 2-03-2016, 13:30 | Просмотров: 291 010

Visual Studio 2013
Версия: 12 Build 21005
Язык интерфейса: Английский
Рейтинг:

Профессиональная среда разработки программного обеспечения. Включает в себя огромный набор возможностей и инструментов, необходимых для создания программ любой сложности.

Добавил: Helix, 6-09-2015, 16:59 | Просмотров: 99 044

Версия: 2.7
Язык интерфейса: Русский
Рейтинг:

Удобный конструктор, для создания программ без использования языков программирования. Обладает гибким функционалом и понятным интерфейсом. Простой в освоении, Алгоритм 2, прекрасно подойдет для новичков, желающих быстро создать свою полноценную программу.

Добавил: Helix, 28-07-2015, 12:56 | Просмотров: 97 536

Версия: 4.4
Язык интерфейса: Русский
Рейтинг:

Визуальный конструктор, позволяющий создавать программы без знания специальных языков. Если вы ещё новичок и хотите понять принцип визуального программирования, то HiAsm может стать для вас прекрасным инструментом для практики.

Добавил: Helix, 29-06-2015, 21:12 | Просмотров: 88 056

Microsoft Visual Studio 2019
Версия: 16.2.5
Язык интерфейса: Русский (Multi)
Рейтинг:

Название Microsoft Visual Studio знакомо каждому разработчику программного обеспечения. Этот продукт представляет собой целый комплекс утилит, предназначенных для разработки консольных приложений с графической оболочкой, вэб-программ, сайтов и служб, что поддерживаются платформами компании Microsoft.

Добавил: Creator, 25-01-2020, 22:25 | Просмотров: 54 564

Qt Creator
Версия: 5.0.2
Язык интерфейса: Русский (multi)
Рейтинг:

Бесплатная кроссплатформенная IDE под названием Qt Creator, которая предназначена для разработки ПО на языках QML, С и С++. Платформа обладает всеми необходимыми визуальными средствами, а также графическим интерфейсом отладчика.

Добавил: Creator, 30-10-2021, 23:09 | Просмотров: 5 810

Visual Studio Code
Версия: 1.63.2
Язык интерфейса: Русский (Multi)
Рейтинг:

Бесплатная среда для разработки, отличающаяся мощным набором инструментов для программиста. Visual Studio Code от компании Microsoft служит для создания приложений и программ, работающих на основе облачных технологий.

Scratch

Arduino: ТОП-3 графических сред программирования

Эта графическая среда программирования была создана в 2003 году, когда группа сотрудников MIT Media Lab решила разработать язык программирования, доступный абсолютно для всех. В итоге через некоторое время публике был представлен Scratch.

Больше всего, пожалуй, он похож на Lego. По крайней мере, принцип тот же: это объектно ориентированная среда, в которой программы собираются из деталей, разноцветных и ярких. Эти детали можно перемещать, видоизменять, заставлять взаимодействовать различным образом. Основа Scratch — блоки команд, таких как сенсоры, переменные, движение, звук, операторы, внешность, перо, контроль и пр. Встроенный графический редактор дает возможность нарисовать любой объект. Не прошло и пяти лет с момента создания Scratch, как возник проект Scratch для Arduino (сокращённо — S4A), позволяющая программировать ПЛК Arduino.

К плюсам системы относится то, что она русифицирована и полностью локализована — любой желающий найдем множество данных по ней. Кроме того, работа в данной графической среде доступна даже для школьников младших классов, которые даже еще не слишком уверенно читают.

Совет. Для новичков в Scratch существует специальный ресурс: https://scratch-ru.info.

ArduBloсk

Arduino: ТОП-3 графических сред программирования

Когда человек уже полностью освоил Scratch, но еще не дорос до Wiring, на котором программируются Arduino-совместимые платы, самое время посоветовать ему написанный на Java инструмент ArduBloсk. Особенно хорош он для тех, кто увлекается робототехникой.

В чем же разница? Дело в том, что Scratch не умеет прошивать Arduino, он лишь управляет его ПЛК через USB. Таким образом, Arduino не может работать сам по себе, ведь он зависит от компьютера.

По сути, ArduBloсk — это промежуточный этап между детской Scratch и вполне профессиональной, хоть и доступной Visuino, поскольку так же, как последняя, обладает возможностью перепрошивки Arduino-совместимых контроллеров.

Совет. Не забудьте установить на свой ПК Java-машину. Это не займет много времени.

Итак, больше графических сред — хороших и разных. Да пребудет с вами Arduino.

Фото: компании-производители, pixabay.com

  • Arduino: как превратить ЖК-монитор в градусник
  • Мини-ПК Raspberry Pi 3 Model B+ сможет стать центром «умного» дома

Lazarus

Lazarus

Это визуальная среда программирования на языке Паскаль. Ее удобный, интуитивно понятный интерфейс позволяет с легкостью создавать программы с минимальными знаниями языка. Lazarus практически полностью совместим с языком программирования Delphi.

В отличии от Алгоритма и HiAsm, Лазарус все таки предполагает знания языка, в нашем случае — Pascal. Здесь вы не только собираете программу мышью по кусочкам, но также и прописываете код для каждого элемента. Это позволяет вам больше понимать процессы, происходящие в программе.

Lazarus позволяет вам использовать графический модуль, с помощью которого вы сможете работать с изображениями, а также создавать игры.

К сожалению, если у вас возникнут вопросы, то ответы искать вам придется в интернете, так как Лазарус не имеет документации.

HiAsm

HiAsm

HiAsm – это бесплатный конструктор, который доступен на русском языке. Вам не нужно знать язык для создания программ – здесь вы просто по кусочку, как конструктор, собираете ее. Здесь доступно много компонентов, но вы можете расширить их ассортимент, установив дополнения.

В отличии от Алгоритма, это графическая среда программирования. Все, что вы будете создавать отобразится на экране в виде рисунка и схемы, а не кода. Это довольно удобно, хотя некоторым текстовая запись нравится больше.

HiAsm довольно мощный и он обладает высокой скоростью выполнения программ. Это особенно важно при создании игр, когда используется графический модуль, который существенно замедляет работу. Но для HiAsm это не проблема.

Когда это можно использовать?

Вот так просто мы создали несложное, но полезное сетевое приложение. Собственно, в этом и заключается главное достоинство HiAsm (ради которого, собственно, и был создан конструктор) – в возможности собирать свои собственные программы без знания каких-либо языков программирования. Поскольку в HiAsm приложение строится из готовых блоков и связей между ними, то понятия «синтаксическая ошибка», как такового, тут нет – при любом расположении и соединении элементов схема будет скомпилирована и запущена. Будет ли она при этом работать – это уже совсем другой вопрос :). Часть элементов палитры реализует уже готовый функционал для выполнения конкретной часто встречающейся задачи (скажем, для закачки файла из интернета и сохранения его на диске), за счет чего многие схемы в HiAsm создаются за гораздо меньшее время, чем аналогичные программы в других языках и средах программирования. Если же готового элемента нет, то велика вероятность того, что нужная схема (или близкая к ней) уже есть в примерах, и пользователю останется только слегка изменить ее.

Но, как это часто бывает, все недостатки конструктора вытекают из его достоинств. Так, отсутствие необходимости в знании языка программирования совершенно не исключает необходимость в знании основ работы операционной системы, сетевых протоколов, форматов и стандартов, математики и физики, то есть основ той предметной области, для которой создается программа. Иногда это является неожиданным сюрпризом для пользователя, который с самого начала привык получать готовое решение в два клика без заморочек с хелпом и прочими доками.

Отсутствие каких-либо ограничений на расположение и связывание элементов выливается в то, что схему из 10 кубиков можно легко превратить в хаос, с ходу разобраться в котором не сможет даже опытный разработчик. Не исключены также схемы со множеством лишних связей и элементов, которые никак не влияют на работу программы, но оставлены в ней только потому, что «и так все работает». Это, однако, не означает, что такого не бывает в обычных языках – просто визуальное конструирование к этому располагает в гораздо большей степени.
Если задача пользователя достаточно сложна и не укладывается в рамки стандартных элементов палитры, то ее реализация, как правило, получается более громоздкой, чем при использовании обычного языка программирования. Происходит это из-за того, что качество и простота схемного решения обратно пропорциональны сложности элементов, из которых строилось приложение. Например, простая математическая формула, реализованная несколькими кубиками, является менее наглядной, чем аналогичная запись в текстовом виде хотя бы потому, что занимает на экране больше места.

Производительность получаемого приложения в пакете Windows (именно он рассматривается в данной статье) хоть и сильно зависит от используемого набора элементов, но все же в среднем ниже производительности аналогичного решения на компилируемом языке программирования.

Маленький совет

HiAsm идеально подходит для конструирования простых утилит. Но при этом, как и любой другой механизм графического программирования, не годится для решения задач, в которых требуется производить много расчетов, сравнений, операций со строками и прочих «микро» процедур. Помимо этого есть другое ограничение, связанное с максимально возможной сложностью проекта, для которого в качестве среды разработки выгодно выбирать HiAsm. Несмотря на то, что в палитре пакета есть множество инструментов для масштабирования схемы (разбивка на модули, вкладывания в контейнеры и т.д.), начиная с определенного момента дальнейшее наращивание функционала (и, как следствие, количества элементов) ведет к сильному падению читабельности схемы и пониманию ее работы из-за образования большого числа связей. Это значит, что для разработки более-менее сложных приложений конструктор программ не подходит. Могу дать следующий совет: если ты считаешь, что схема приложения будет состоять из примерно 500-1000 элементов, то лучше обратиться к традиционным средам программирования. Впрочем, точная цифра целиком и полностью зависит от самого разработчика: так, например, официальный сайт и форум HiAsm «нарисован» в нем самом и состоит из примерно 7000 элементов.

Ниже привожу несколько основных элементов, без которых не обходится почти ни одна схема.

  • Разветвитель(Hub) – позволяет смешивать несколько параллельных потоков в один или разветвлять один поток на несколько последовательных.
  • Поток-данные(DoData) – позволяет помещать произвольные данные в поток.
  • Память(Memory) – позволяет сохранять данные из потока для последующего использования.
  • Арифметика(Math) – позволяет выполнять простые математические операции.
  • Условный блок(If_else) – позволяет сравнивать два значения между собой.
  • Цикл со счетчиком(For) – позволяет заданное число раз выполнить схему, идущую после него.
  • Контролы -> Таймер(Timer) – позволяет выполнять кусок схемы через определенные интервалы времени.
  • Помощники -> Отладка(Debug) – позволяет в запущенной программе отслеживать выполнение методов и событий, а также просматривать данные из потоков.

Что такое визуальное программирование

С момента осознания понятия «алгоритм» человек стремится представить, то есть визуализировать его с целью более точного обозначения собственных замыслов и действий. Кроме того, наглядное представление способствует более глубокому пониманию задуманной идеи и путей её развития.

Что такое – визуальное программирование? Само название подсказывает правильный ответ. Это метод создания программы посредством осуществления манипуляций с объектами в графическом представлении вместо написания кода в виде текста. Таким образом программист может реализовать алгоритм приложения.

Для этого ему совсем не обязательно досконально знать синтаксис текстового языка. Визуальное программирование потому и полезно, что позволяет представлять данные в виде графических элементов. К примеру, знакомые нам по урокам информатики блок-схемы тоже являются своего рода разновидностью визуального программирования.

Первые подобные технологии были разработаны достаточно давно. Идея заключается в моделировании программы в виде ориентированного графа, реализуя принципы и архитектуру потока данных — dataflow programming. Эта концепция была разработана еще в 70-х годах двадцатого века. Её отличие от императивного (последовательного) программирования состоит в том, что делается упор на движение данных и происходит моделирование приложения в виде ряда соединений.

К сожалению, эта парадигма не находит применения среди разработчиков ПО. Но с ростом популярности визуального программирования создатели программ, возможно, и вернутся к этому методу.

Задачи визуального объектно-ориентированного программирования

Возникает вопрос: зачем осваивать программирование, используя все эти графические элементы? Ведь записать алгоритм приложения текстом – не такая уж и непосильная задача.

Узнай, какие ИТ — профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Получить подборку бесплатно
Уже скачали 26166

Дело в том, что текстовые языки требуют знания синтаксиса, правил расстановки всех этих скобок, точек, запятых и т.д. При постоянной ежедневной практике это приходит достаточно быстро. Но дети занимаются программированием нерегулярно, всего лишь несколько часов в неделю. Очевидно, что в таких условиях удобнее изучать основы визуального программирования.

Ведь гораздо проще запомнить назначение каждого из блоков и каким образом строить связи между ними, чем постоянно держать в голове информацию о текстовых языках.

Следующая причина является продолжением первой. Записывая алгоритм текстовым языком, можно сделать оплошность, случайно напечатав не тот символ, поставить лишний пробел, запятую и т.д. А если редактор кода не подсветит эту ошибку? Можно потратить уйму сил и времени на поиск и исправление проблемы. Средства визуального программирования исключают возникновение подобных ситуаций.

Не следует думать, что визуальное программирование используется только для начинающих. С его помощью можно решать и вполне серьёзные задачи. Например, в конструкторах приложений, программировании потоков данных и т.п. Визуальное программирование взаимосвязей в реляционных базах данных также успешно используется.

Приложения для написания программ

Умение создать собственное приложение часто облегчает жизнь, не нужно искать программистов. Написать можно код для игры, скрипт сайта, программу управления роботами, анализатор текста или финансовой информации.

Программы для написания создаются в двух вариантах – требующие глубокого знания языков программирования и доступные неопытным пользователям. Доступен выбор из платных и бесплатных версий.

VisualStudio

Любимый софт многих разработчиков, предлагает писать ПО на языках C++, JavaScript, VisualBasic, AJAX, Python, TypeScript. Анализирует качество написанного пользователем кода, предлагает пути устранения недочетов. Встроенный редактор поможет достичь заданного результата без доработок. Создание софта возможно для ОС Windows, Linux, Mac OS, для мобильных операционных систем Android и iOS. Многопользовательское решение, проект могут писать несколько разработчиков с личных компьютеров. Плюсы:

  • функциональность;
  • мощный отладчик кода;
  • поддержка сплит-окон XML и CSS, позволяющих видеть результат вживую;
  • обработка графических элементов WindowsForms.

VisualStudio

IntelliJ IDEA

Позволяет создавать коммерческие, мобильные, веб-приложения. Анализирует код, в автоматическом режиме предлагает дополнения. Регулярно обновляется создателем. Языки программирования — JS, Java, HTML, Groovy, CSS, XML, ActionScript, Scala, CoffeeScript, Perl5, Erlang, Fantom, Lua, OCaml, GLSL, Haskell. Для каждого предусмотрены ответы на вопросы пользователя. ОС — Windows, Android, iOS. Доступно тестирование разработанного ПО. Работает по клиентской схеме с серверами Virgo, Geronimo и другими, программа размещена на сервере, работа ведется с компьютера пользователя. Пишет программы для управления базами данных (СУБД), работает с SQL-файлами. Плюсы:

  • функционал для написания софта для Android;
  • дизайнер интерфейса для Swing;
  • взаимодействует с несколькими системами управления версиями.

IntelliJ IDEA

HiAsm

Софт для разработки игр на принципе объектно-ориентированного программирования для новичков с обучением и широким набором функций. Языки программирования отлично знать не обязательно, предусмотрена опция подсказок. Построена по модульному принципу, для создания программы в нужном порядке соединяются кубики-компоненты. Графические элементы и звуки встроены дополнительно, расширение функций приложения доступно за счет подключения модулей из дополнительных библиотек. ПО создается под большинство операционных систем. Онлайн-версия ПО позволяет собирать софт в браузере, заходя с различных устройств. Достоинства:

  • мультиплатформенность;
  • репост скринов рабочего процесса в социальные сети для облегчения командной работы;
  • браузерные игры создаются в 2D и 3D;
  • доступна совместная работа с проектом нескольких разработчиков;
  • продвинутая визуальная среда;
  • рисование GUI-элементов с широкой палитрой цветов и образов.

HiAsm

GameEditor

Простой софт создания игрового и коммерческого софта. ПО создается под Windows, Linux, Handheld PC, Pocket PC/Windows Mobile. Не самостоятелен, требует добавочных модулей — библиотека JavaRuntimeEnvironment нужна для запуска готовой игры на компьютере. Принцип работы – выбор из перечня готовых элементов, их поведение задается по списку действий и зависит от наступления определенных событий. Богатый выбор графики и анимации. Для достижения максимального эффекта добавляются визуальные блоки и музыка из OggVorbis и других ресурсов. Существенный минус для новичка – англоязычный интерфейс. Бесплатная версия дает минимальные возможности, продвинутая стоит 99 долларов. Плюсы:

  • бесплатная версия;
  • простой интерфейс;
  • закачка файлов в популярных форматах для добавления графики и звука;
  • проект может обрабатываться на разных устройствах.

GameEditor

Arduino IDE

Популярное решение для разработки софта для управления устройствами «Умного дома», роботами, микроконтроллерами, светодиодами, электромоторами. Применяется в робототехнике. Для ПО создаются собственные утилиты – скетчи, их можно искать и экспортировать из Интернет-библиотек. Удобный модуль загрузки помогает менять функционал. Признанные разработчиками преимущества:

  • широкая область применения, практическое отсутствие решений-конкурентов;
  • помощь новичку в изучении С++;
  • быстрое расширение возможностей путем загрузки новых скетчей;
  • Max/MSP, Macromedia Flash, SuperCollider, Pure Data;
  • форумы специалистов и базы данных предоставят новичку требуемую справочную информацию.

Arduino IDE

Как выбрать

Множество доступных вариантов иногда ставят начинающего программиста в тупик. Выбирая приложение для написания программ, нужно обратить внимание на:

  • целевое назначение – для игр или сложных кодов;
  • необходимость знания языков программирования;
  • количество языков;
  • присутствие русскоязычного интерфейса;
  • наличие анализатора кода и авторедактора;
  • качество графического оснащения;
  • потребность в дополнительных библиотеках;
  • опция расширения возможностей путем подсоединения дополнительных модулей;
  • возможность работы с серверами приложений;
  • стоимость продукта;
  • частоту обновлений.

Стоит протестировать ряд бесплатных решений, чтобы выбрать оптимальный вариант программы. После этого стоит принять решение о приобретении платной продвинутой версии.

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий