Автомобильный пробник своими руками

Несмотря на высокую надежность автоэлектрики современных автомобилей, все равно приходится сталкиваться с ее ремонтом. Чаще всего перестают работать световые приборы, фары, габаритные огни или указатели поворота. Причиной неисправности может быть, как сама лампочка, так и токоподводящие контакты или предохранитель. Возможно возникновение сразу всех трех неисправностей. Из-за плохого контакта в патроне или колодки лампочки она может перегореть. В момент перегорания в самой лампочке возникает дуга, укорачивающая нить накала, что приводит к резкому увеличению в цепи тока. При перегорании лампочки часто перегорает и предохранитель.

Разобраться в причине поломки без приборов не простая задача. Придется подставлять заведомо исправные детали. Неисправность можно определить с помощью стрелочного тестера или мультиметра, но не у каждого есть такой прибор и в автомобиле не очень удобно с ним работать, особенно в плохую погоду. Гораздо удобнее искать неисправность простейшим универсальным автомобильным тестером-пробником, сделанным своими руками.

Автомобильный тестер-пробник

Автомобильный тестер-пробник можно сделать из любой шариковой ручки, удалив из нее пишущий стрежень и разместив в ее корпусе всего один светодиод любого типа и токоограничивающий резистор. Соединяются детали между собой по ниже приведенной электрической принципиальной схеме. Как видите, проще схемы не бывает. Такой пробник может своими руками смастерить любой автолюбитель, не имеющий опыта изготовления электронных устройств.

Электрическая принципиальная схема Автомобильного тестера-пробника.

Для надежного электрического контакта при касании щупом и возможности прокола изоляции проводов при поиске неисправностей, конец щупа выполнен виде стального острия. Чтобы сделать такой конец из пишущего стержня нужно извлечь пишущий узел и со стороны поступления пасты вставить в него тонкую швейную иголку. Иголка выдавит шарик, и острый ее конец выйдет из пишущего узла. Если ее вставить со значительным усилием, то она будет крепко зафиксирована. К самой иголке припаивается проводник, идущий к светодиоду.

Острие щупа Автомобильного тестера-пробника.

Пишущий стержень надо брать с латунным пишущим узлом и большим шариком (ручки с такими стержнями оставляют широкую линию), иначе иголка может не достаточно войти в пишущий узел, и не будет выступать в достаточной мере, на 1,5-2 мм.

Проводник, для подключения автомобильного тестера к минусу аккумулятора или корпусу автомобиля можно припаять непосредственно к выводу резистора R1. Но для возможности смены проводника в случае его обрыва или если потребуется провод большей длины, я сделал присоединение его на резьбе.

Простой тестер автомобильной проводки. Автомобильная контролька своими руками

Проводник Автомобильного тестера-пробника для подключения к минусу аккумулятора.

Для этого достаточно отрезок трубки с внутренней резьбой вплавить, разогрев паяльником в подготовленное отверстие в корпус авторучки, предварительно припаяв к ней проводник необходимой длины.

Светодиод-индикатор в Автомобильном тестере

Светодиод установлен на боковой стороне корпуса автомобильного тестера, но можно его установить на торце корпуса, а минусовой провод вывести сбоку.

Как пользоваться тестером

Приведу на примерах как можно выполнить проверку тестером исправность аккумулятора, предохранителя, лампочки накаливания и электромагнитного реле.

Как проверить аккумулятор

Для проверки наличия напряжения на выводах аккумулятора, нужно зажимом крокодил подсоединиться к отрицательному выводу аккумулятора, а концом щупа тестера прикоснуться к положительной клемме.

Проверка тестером аккумулятора

Если светодиод на тестере засветился, значит, напряжение на аккумуляторе есть. Такая проверка не позволяет проверить степень заряда аккумулятора. Определению уровень заряженности аккумулятора посвящена статья сайта «Как заряжать аккумулятор автомобиля».

Как проверить предохранитель

Для проверки автомобильного предохранителя, нужно одним концом вывода предохранителя прикоснуться к положительному выводу аккумулятора и концом щупа тестера прикоснуться ко второму его выводу.

Проверка тестером предохранителя

Если светодиод на тестере засветился, значит, предохранитель исправен. В противном случае потребуется его замена или ремонт.

Как проверить лампочку накаливания

Для проверки тестером лампочки накаливания, нужно одним выводом цоколя лампочки прикоснуться к положительному выводу аккумулятора, а ко второму выводу лампочки прикоснуться щупом тестера.

Проверка тестером лампочки накаливания

Если светодиод засветится, то лампочка исправна. Если в лампочке две нити накала, например лампочка для фар автомобиля, то нити накала проверяются по очереди.

Как проверить автомобильное реле

Автомобильное реле кроме обмотки электромагнита имеет еще и контакты, которые со временем выгорают и могут перестать коммутировать электрические цепи. С помощью тестера можно проверить как целостность обмотки, так и исправность контактов.

Проверка тестером автомобильного реле.

Стандартное автомобильное реле имеет ниже приведенную электрическую схему. Выводы 85 и 86 сделаны от обмотки реле. Вывод под номером 30 выполнен от подвижного контакта, 87а от нормально замкнутого контакта с подвижным контактом 30 и 87, это вывод от контакта, с которым соединяется подвижный контакт 30 при подаче на обмотку напряжения питания.

Схема автомобильного реле

Для проверки обмотки реле, нужно одним из его выводов 85 или 86 прикоснуться к плюсовой клемме аккумулятора, а ко второму выводу прикоснуться щупом тестера. Если светодиод засветился, значит, обмотка целая. Исправность контактов проверяется касанием вывода подвижного контакта 30 к клемме аккумулятора, а щупа к выводу 87а. Таким же способом легко проверить любые выключатели и микропереключатели.

Понадобится

  • Два светодиода разного цвета.
  • Два резистора на 200 Ом и 1 кОм.
  • Плоская батарейка 3 В с колодкой.
  • Кусок провода.
  • Зажим «крокодил».
  • Мелкий пластиковый корпус.

Полезный авто тестер который сделает каждый

Пластиковый корпус от старой телефонной гарнитуры:

Полезный авто тестер который сделает каждый

Схема тестера

Полезный авто тестер который сделает каждый

В схеме включены два светодиода встречно-паралельно между собой, с которыми последовательно включен элемент питания. В итоге при замыкании двух контактов горит зеленый светодиод, а при подключении питания из вне, горит красный светодиод. Ниже вы увидите, как это все может быть полезным.

Контролька, пробник автоэлектрика

Сначала я определился с функциями которые мне нужны вот примерный список:
1. Вольтметр
2. Прозвонка
3. Светодиоды синий и красный
4. Зуммер
5. Фонарик
6. Генератор частоты
7. Резистивная нагрузка
8. Распознавание импульсных сигналов
9. Крепкий корпус

Сначала нарисовал схему. Я решил использовать не дорогие и доступные детали. Микроконтроллер самый доступный атмега8. Семисегментный индикатор. Несколько светодиодов, резисторов, и транзисторов. А также зуммер.

Далее я определился с корпусом. Это было самое сложное. Спроектировал корпус в солидворкс и распечатал на 3д принтере.

Лицевую и заднюю панели импортировал в корел и заказал у рекламщиков. Материал ПЭТ и УФ печать. Сделали быстро на следующий день.

Плату я нарисовал под размеры корпуса и заказал их в китае 10шт один соберу себе другие друзьям.

Далее самое интересное – написание прошивки для микроконтроллера. Это заняло самую большую часть времени. Самое интересное это режим энергосбережения. Если забыл выключить он «уснет» через 2 минуты. Если прикоснуться иглой к +12В он тут же проснется.

Точность измерения напряжения 1% чего мне вполне достаточно.
Ток потребления от батареек при включенном вольтметре 20мА. В режиме сна 20мкА. Средняя ёмкость таких батареек 100мА/ч соответственно должно хватить на 4-5 часов непрерывной работы. (это конечно в теории, на практике нужно проверять)

При положительном сигнале на игле – светится красный. При отрицательном – соответственно синий + звуковой сигнал.

Что не получилось реализовать пока:
1.заряд по USB
2.измерение напряжения встроенной батареи
3.Аналоговый пробник без включения микроконтроллера
4. одна тактовая кнопка оказалась лишняя на плате.
5.частотомер- тахометр
6. измерение температуры

На этой версии платы больше ни каких функций делать не буду.
Сделаю доработанную версию позже.

Контролька питается от трех батарей типа AG-13 .
Иглу я сделал из проволоки для полуавтоматической сварки диаметр 1.5мм. длина 40мм.
Вот такие получились тех. характеристики Размеры 142мм *20мм (без «иглы»)
Размер корпуса 105мм
Длина провода 150см
Рабочее напряжение до 50 Вольт
Рабочая температура от -40 до +60 С
Ток в цепи при включении резистивной нагрузки 240мА при 12В, и 500мА при24В.
Ток в исследуемой цепи при «прозвонке» 0.02 мА ·
Примерная стоимость пробника вышла 900р. За такую цену я ничего подобного не нашел. Поэтому считаю что данный проект имеет право на жизнь.
Пишите комментарии что думаете по поводу этой контрольки.

Пробник авто электрика на ATmega

Сделал два режима работы, это режим вольтметра и прозвонки переключаются переключателем на плате, для удобства можно вывести на корпус.

В режиме прозвонка на игле находится постоянное напряжение не более 5В. В режиме вольтметр нет напряжения на игле, а сопротивление между минусом и иглой равно 14кОм. Поэтому нельзя этим пробником смотреть сигналы на форсунках, датчиках и прочих элементах схемы! Он создан для проверки цепей питания, зарядки, поиска обрыва проводов, (иными словами это пока многофункциональная лампочка)!

Для тестирования электронных сигналов датчиков, CAN шины, нагрузок, разрабатываю версию ver2.0 этого пробника!

Режим вольтметра: Индикация светодиодная, состоит из 7 светодиодов разбитых на диапазоны измерения—->

Режиме прозвонка: В этом режиме определяется полярность, если на игле минус, то пищит звуковой сигнал, если плюс, то светится светодиод HL8. В этом режиме не стоит более 10секунд (этого времени думаю достаточно) держать плюс на игле, так как греется нагрузочный резистор R13 (он имитирует лампочку нагрузку, от его мощности зависит входящая нагрузка на игле, в этом режиме) в стабилизаторе, чтобы не вывести из строя микроконтроллер. Также замыкая между собой иглу и крокодил звучит сигнал, для проверки проводов на обрыв.

Схема и сборка: Схема пробника состоит из доступных деталей, резисторы R1-R7, R12 подбираются от тока потребления ваших светодиодов, у меня они 300 Ом, резистор R13 мощностью не менее 1 Ватта. Транзистор VT1 Кт3102 или аналоги, излучатель BA1 с встроенным генератором звука, а не просто динамик, стабилитроны VD1, VD2 по входу пробника стоят для защиты (не рекомендуется подавать более 32В, иначе можно сжечь пробник). Резисторы R8.R9 стоит выбирать с меньшим разбросом допуска % и мощностью не менее 0,25 Ватт, для точности измерений! Несколько слов о прошивке, заливаем просто HEX файл и все, фьюзы не нужно прошивать оставляем заводские (работает на частоте 1Мгц от внутреннего генератора), сделал так чтобы проще было, скорость работы пробника конечно немного ниже, но намного легче особенно новичкам будет при программировании микроконтроллера.

Принципиальная схема пробника

Сборочный чертеж платы

Вид сверху

Вид сверху:

Сторона дорожек

Сторона дорожек:

Изначально хотел делать SMD вариант, но кончился фоторезист и поэтому решил сделать по старинке методом утюга и принтера, поэтому дорожки такие толстые) . Фотографировать плату не стал, уж больно она страшненькая стала, пока проходила испытания!

Ну по сборке, тут все предельно просто, единственное, что могу посоветовать при монтаже, первым в плату впаять перемычки (6 штук), выделил их красным цветом, плюсовую ножку излучателя BA1 пометил значком + на плате, размер платы 100х25мм. Светодиод HL8 можно вывести в удобное место на корпусе, чтобы видеть индикацию плюса в проводке. В архиве, прикреплена печатная плата в формате TIFF (печатку можно открыть любым просмотрщиком PDF, DjVu например бесплатным STDU Viewer) и прошивка в формате HEX!

Удачной сборки, друзья мои!

Как пользоваться тестером

Приведу на примерах как можно выполнить проверку тестером исправность аккумулятора, предохранителя, лампочки накаливания и электромагнитного реле.

Как проверить аккумулятор

Для проверки наличия напряжения на выводах аккумулятора, нужно зажимом крокодил подсоединиться к отрицательному выводу аккумулятора, а концом щупа тестера прикоснуться к положительной клемме.

Проверка тестером аккумулятора

Если светодиод на тестере засветился, значит, напряжение на аккумуляторе есть. Такая проверка не позволяет проверить степень заряда аккумулятора. Определению уровень заряженности аккумулятора посвящена статья сайта «Как заряжать аккумулятор автомобиля».

Как проверить предохранитель

Для проверки автомобильного предохранителя, нужно одним концом вывода предохранителя прикоснуться к положительному выводу аккумулятора и концом щупа тестера прикоснуться ко второму его выводу.

Проверка тестером предохранителя

Если светодиод на тестере засветился, значит, предохранитель исправен. В противном случае потребуется его замена или ремонт.

Как проверить лампочку накаливания

Для проверки тестером лампочки накаливания, нужно одним выводом цоколя лампочки прикоснуться к положительному выводу аккумулятора, а ко второму выводу лампочки прикоснуться щупом тестера.

Проверка тестером лампочки накаливания

Если светодиод засветится, то лампочка исправна. Если в лампочке две нити накала, например лампочка для фар автомобиля, то нити накала проверяются по очереди.

Как проверить автомобильное реле

Автомобильное реле кроме обмотки электромагнита имеет еще и контакты, которые со временем выгорают и могут перестать коммутировать электрические цепи. С помощью тестера можно проверить как целостность обмотки, так и исправность контактов.

Проверка тестером автомобильного реле.

Стандартное автомобильное реле имеет ниже приведенную электрическую схему. Выводы 85 и 86 сделаны от обмотки реле. Вывод под номером 30 выполнен от подвижного контакта, 87а от нормально замкнутого контакта с подвижным контактом 30 и 87, это вывод от контакта, с которым соединяется подвижный контакт 30 при подаче на обмотку напряжения питания.

Схема автомобильного реле

Для проверки обмотки реле, нужно одним из его выводов 85 или 86 прикоснуться к плюсовой клемме аккумулятора, а ко второму выводу прикоснуться щупом тестера. Если светодиод засветился, значит, обмотка целая. Исправность контактов проверяется касанием вывода подвижного контакта 30 к клемме аккумулятора, а щупа к выводу 87а. Таким же способом легко проверить любые выключатели и микропереключатели.

Как пользоваться тестером
при ремонте электропроводки автомобиля

На практике при поиске неисправности электрооборудования автомобиля нет необходимости извлекать предохранители и лампочки. Как известно, отрицательный вывод аккумулятора подключен к корпусу автомобиля и все электрооборудование в автомобиле одним выводом тоже подключено к корпусу. Таким образом, удалось в два раза уменьшить количество проводов электропроводки и повысить ее надежность. Исключение составляют только активаторы для замков дверей автомобиля, так как на них нужно подавать напряжение разной полярности в зависимости от необходимости отрыть или закрыть замок двери.

Например, если не светит лампочка одной из фар. Неисправность может быть в одном из элементов подачи напряжения на лампочку – включатель в салоне, реле, предохранитель или неисправность самой лампочки. Вероятнее всего перегорела сама лампочка, с нее и надо начинать проверку.

Для этого нужно зажимом крокодил тестера зацепиться за любую оголенную металлическую деталь кузова автомобиля или отрицательный вывод аккумулятора. Проверить качество контакта, прикоснувшись иглой щупа к плюсу аккумулятора. Светодиод должен светить. Включить неработающую фару и концом щупа по очереди коснуться всех контактов подключения лампочки. Если такой возможности нет, то можно иглой щупа проколоть по очереди каждый провод и если напряжения ни на одном нет (светодиод пробника не засветился) значит, лампочка цела, и нужно проверить предохранитель.

По схеме смотрите, где он установлен и проверяете его, даже не вынимая из колодки. Для этого достаточно коснуться сначала к одному его выводу, а затем к другому. Светодиод тестера должен засветиться каждый раз. Если светит только при прикосновении к одному из выводов, то предохранитель перегорел. Если к выводам предохранителя не подобраться, то нужно его вынуть и проверить, как описано в статье выше.

По такой методике проверяются любые провода электропроводки и контакты в автомобиле.

Пробник из авторучки своими руками

Пробник из авторучки своими руками

Изготовление самодельного автомобильного пробника с двухцветной лампочкой из шариковой ручки.

Всем привет и с 1 мая! Сегодня хочу рассказать про самодельный пробник. Как всегда из подручных материалов. Так уж случилось, что из магазинных вариантов меня не устроил ни один. И я решил изготовить его самостоятельно.

У меня нашлась такая чернильная ручка.

Чернильная ручка - для изготовления пробника

Её я и использовал. Она хорошо лежит в руке и имеет прозрачную часть там, где и нужно. Ручка была разобрана, остатки чернил вымыты, стержень удалён.

Разбираем чернильную ручку - для изготовления пробника

Для пробника я решил сделать двухцветную светодиодную лампочку. При поиске «+» будет загораться красный свет, а при поиске «-» — зелёный.

Для этого выводы светодиодов нужно спаять крестообразно, т.е. катод одного к аноду другого. Я заметил, что сейчас светодиоды делают, как попало, поэтому светодиоды лучше прозвонить заранее, чтобы узнать, где катод, а где анод. Я взял обычные светодиоды, полностью сточил головки и склеил их. Потом спаял ножки.

Изготовление самодельного пробника из ручки и светодиодаИзготовление самодельного пробника из ручки и светодиода

Изготовление самодельного пробника из ручки и светодиода

Далее вместо стержня примерил иголку, примерил всё это к ручке, обрезал ушко и припаял сопротивление так, чтобы оно полностью ушло в корпус стержня. От корпуса стержня я отрезал почти всю внутреннюю часть, на фото видно.

В корпусе стержня рассверлил отверстие для сопротивления.

Изготовление самодельного пробника из ручки и светодиодаИзготовление самодельного пробника из ручки и светодиода

Ещё раз всё примерил, припаял к сопротивлению лампочку и вклеил всё это в корпус стержня.

Изготовление самодельного пробника из ручки и светодиода

Осталось припаять к лампочке проводок и собрать всю конструкцию. Корпус стержня в корпусе ручке я зафиксировал капелькой клея.

Самоделки. Пробник из ручки и светодиода своими руками.

Всё собрано, можно проверять в работе.

Самоделки. Пробник из ручки и светодиода своими руками.Самоделки. Пробник из ручки и светодиода своими руками.

Игла такого пробника пролезает в любые колодки, ей можно легко проколоть изоляцию провода.

В заключении поясню, что зелёный светодиод оказался ярче красного, поэтому к нему я припаял дополнительное сопротивление. На фото видно.

↑ Порядок работы

А проще некуда. Имеем два щупа. Конструктивно щуп X2 выходит из корпуса в виде жесткой спицы, а Х1 — в виде провода с некоторым запасом и заканчивается зажимом типа «крокодил». На корпусе установлены два светодиода: зеленый и красный.

При замыкании щупов (прозвонка) загорается зеленый. Если имеется какое-то сопротивление, то по интенсивности свечения зелёного светика это будет заметно. Красный в это время не горит.

Если на щупы прикладывается какое-то напряжение, то горят оба светодиода. При этом, при проверке постоянного напряжения, индикация будет только при верном подключении: полюс к щупу X2. Фазный провод определяется следующим образом: щуп X1 берем в руку, а щупом Х2 касаемся исследуемой цепи. Если светодиод горит, значит тут фаза.

Работает пробник от двух батареек, можно применить мелкие «таблетки» и сохраняет работоспособность в течение пары лет.

Фотка не моя!

Готового пробника в настоящий момент нету, но на выходных постараюсь сделать и приложить фотки. Пока вот нашел фотки в Сети, думаю, суть понятна.

↑ Источники

К сожалению было это давненько, точно источник указать не могу. В общем, по материалам журнала «Радио» и интернетов.

Всем здоровья и удачи!

Пробник электромонтера и автоэлектрика

Prozvonka.7z 8.57 Kb ⇣ 70

Наш файловый сервис предназначен для полноправных участников сообщества «Datagor Electronics».

Для получения файла зарегистрируйтесь и войдите на сайт с паролем.

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий