Luxman K-109 (она же Alpine AL-81) — очень редкая кассетная дека, выпущенная японской фирмой Luxman в 1985 году.
Краткие технические характеристики кассетной деки Luxman K-109: 3 головки (S/F), 3 двигателя, прямой привод (UPD нет, привод все-таки не прямой, а через идлер), два тонвала (закрытый тракт), сквозной канал, Dolby-B-C, ручная регулировка уровня записи и тока подмагничивания, поддержка лент Normal/ChO2/Metall.
Некоторое время назад я наводил дома порядок и обнаружил кучу старых кассет, которые слушал последний раз лет 15 назад. Выкидывать их жалко, тк на них записано много чего интересного, однако оцифровать их реально нечем. Поэтому я начал искать информацию, что сейчас творится на рынке кассет. Оказалось, что только фирмы Таскам и Тик продолжают делать кассетные деки (убогие), да несколько китайских фирм делают свои поделки с виде кассетных плееров с подключением по USB (я имею ввиду преснопамятный ion). Решив, что это не наш метод, было решено купить для оцифровки нормальную кассетную деку. Как показало иследование рынка, у нас цены на винтажные кассетные совершенно неадекватные, да и очень сложно найти хорошую технику. Поэтому я купил деку заграницей. Долго выбирал, какую модель выбрать, к достойных аппаратов c одной стороны довольно много, с другой цены на них довольно большие, особенно прошедших сервисную подготовку.
Сперва хотел взять Taskam 122MKIII, потом Taskam 112 MKII, Revox 215/Studer 721, присматривался и к Nakamichi CR7/682ZX, Luxman K-04/K-05, но цены на них просто космические.
В итоге, мне посчастливилось купить очень редкую кассетную деку Luxman K-109 (она же Alpine AL-81) в очень хорошем косметическом и неплохом техническом состоянии. О цене скромно помолчу, но она довольно гуманная, даже с учетом стоимости доставки.
И вот, спустя один месяц, долгожданная посылка наконец-то пришла 🙂
Целый месяц эта коробка ехала ко мне из страны вкусного шоколада, качественных часов, ароматного сыра и счастливых людей. Зная как работает Почта России, я очень волновался за сохранность посылки, тк не знал, насколько хорошо ее упаковали. Открывая посылку я боялся увидеть набор радиодеталей из серии «Собери сам». Однако после вскрытия посылки увиденное меня немного воодушевило и у меня появилась робкая надежда на хорошую сохранность техники:
Убираем лист пенопласта и видим следующее:
Нда, сразу видно, что это эконом-вариант посылки; в качестве наполнителя использованы смятые листы газеты. Впрочем мягкая пленка и полиуретановые уголки все еще вселяют надежду в хорошую сохранность прибора.
В коробке, помимо деки, еще обнаружилась бумажная инструкция пользователя на английском и французком языках, сетевой кабель, а также набор пассиков и идлер в пакетике (правда непонятно, новые или замененные).
Полностью распаковываем деку. Красавица. Первичный осмотр показывает, что при перевозке ничего не отвалилось, все кнопочки нажимаются, а крутилки вертятся. Если не считать пары царапин на верхней крышке и пыли, то дека выглядит так, словно была выпущена всего неделю назад (хотя на самом деле ей уже 28 лет). Made in Japan, хули 🙂
Магнитофон Олимп 005С.Сквозной канал.Что это?
Делаем первичный осмотр внутренностей кассетоприемника. Ролики вроде в порядке, смазка незагустевшая, головки не выглядят запиленными или замененными. Продавец писал, что пассики и идлер были заменены, однако, в любом случае, нужно обязательно сделать сервисное обслуживание.
Откручиваем десяток винтов и смотрим, что у нас внутри. А внутри у нас лес из проводов и весьма специфичный, неприятный запах старой техники. Пыли нет.
А так выглядит обратная сторона деки со снятой нижней защитной крышкой:
На платах установлено много микросхем от NEC, SONY и Alpine.
Фото ленто-протяжного механизма (ЛПМ). Наскольку я понимаю, он точно такой же, как в моделях Luxman K-04 (Alpine AL-85) и Luxman K-05 (Alpine Al-90) и называется Luxman GT Transport. На фото видно два мотора, а третий мотор прямого привода находится между ними и чуть ниже.
Вздутых или протекших конденсаторов я не обнаружил. Зато обнаружил россыпь оранжевых полипропиленовых конденсаторов. Увы, но известная оранжевая болезнь кассетных дек Nacamichi не обошла стороной и продукцию Luxman. 🙁 Видимо, придется лечить.
Не удержался, включил, хотя нужно было хотя бы одеколончиком протереть головки 🙂 Удивительно, но все отлично работает. Даже послушал пару кассет.
Надо сказать, что в отличии от многих других дек, где есть только одно входное напряжение (110/220v) в этой деке есть возможность выбора напряжения, которое осуществляется легким перемещением отверткой небольшой пластиковой шторки на разъеме питания.
Техническая спецификация кассетной деки Luxman K-109:
Да, звезд с небес не хватает, но для своего класса и времени параметры весьма неплохие.
Сравнение записей на двух кассетных деках и. непонятки
Столкнулся с непонятным при сравнение записей на двух кассетных деках.
Для сравнения вскрыта упаковка из двух штук кассет TDK SA.
Дека 1: сквозной канал, закрытый тракт, автокалибровка, режим Долби С.
Дека 2: сквозной канал, открытый тракт, ~ -20-25% ручного BIAS, режим Долби С.
Сделаны две записи : Дека 1 — Запись 1 и Дека 2-Запись 2.
При прослушивании выполненных записей на «родных» деках качество удовлетворительное и, почти, не отличимо друг от друга, в пределе нюансов.
Прослушиваем на «соседних» деках : 1) Дека 1 — Запись 2 и 2) Дека 2-Запись 1. Так вот во втором случае звук более глухой, явное уменьшение в спектре ВЧ, но (. ) в первом случае явное увеличение ВЧ, запись более «звонкая». Разбаланса по каналам (завалов) нет. Что видно и по индикаторам дек и на слух. Падение-подъем ВЧ на двух каналах совместный.
Собственно вопрос: что является причиной такого эффекта : несовпадение головок, но тогда бы в обоих случаях было бы снижение ВЧ, но не подъём? Или.
Ответы
Не вижу никакой проблемы,»свои»записи любая дека воспроизводит лучше.
А вот «долбить» я думаю не нужно,сейчас с ленты на ленту смысл записывать нет,качественные источники стали доступны.
Ну, Долби С у меня как бы включено было постоянно — из-за старых записей. И вот как раз они то и натолкнули на эксперимент.
Раньше, если головки не совпадают, то «валится» по-каналка и снижаются ВЧ, а вот что бы они росли. Это меня и озадачило. Что бы на «соседней» деке лучше чем на «родной».
Азимут например. На одной из дек одна головка может быть чуть чуть довернута. Понятно что да, никто никогда не трогал, заводские пломбы и уапще уася муха не сидела вчера с фабрики — но это один из возможных вариантов. Наки потому и стали делать автоподстройку азимута.
Более того — врядли вы уверены в том, что деки обслужены и настроены «КАК НАДО» — потому что дефекты могут быть и во входных усилителях и в выходных каскадах — и тогда да, дека на слух пишет «один в один» — но просто «Один» херовый, если пустить на усилитель сигнал с источника напрямую и через деку — попробуйте сравните.
Ну дека №1 действительно до меня не вскрывалась, да и я головки не крутил, только пассик один менял и смазывал, а вот вторую взял недавно и внутри она явно «трогалась».
Что ж сервис-мануалы скачал, осциллограф есть, осталось тестовую ленту найти.
Ну или на первой деке записать с генератора, считая её эталонной, и крутить азимут на второй.
Возьмите две любых деки одного класса разных фирм: получите тот же эффект.
В принципе это понятно, но. старые записи сделанные в 84-99 гг на разных деках (Vilma-102, Technics 263, 747, 707; Akai 50,51, 7, 9; Philips, Dual) повторить невозможно и они звучат вполне пристойно на Деке №1. Мало того она имеет функцию компенсации (Play Trim). А вот Дека №2 заметно валит ВЧ этих старых записей, хотя свои делает прилично. Да и её записи на Деке №1 очень хороши.
Вот и получается, что нужно именно ей провести профилактику — настройку азимута.
Раскрою марки: Дека №1 — Yamaha KX-670, а Дека №2 — TEAC V-3010.
проведите эксперимент без долби — возможно, что дело в различии в настройках цепей шумодава
Да, думал об этом.
Об азимуте головок стоит говорить, но не в этом случае. Имеет место несовпадение настроек Dolby C в деках. Вообще система Dolby требует идеальных настроек, а здесь речь идет о Dolby C. Это по сути дела две системы Dolby B, включенные друг за другом и настроенные на разные частоты среза. Вероятность погрешности при двукратном долбизировании еще больше возрастает.
Провел эксперимент с отключенным Долби. Результат тот же запись с TEAC-а на Ямахе более звонкая, а Ямовская на Тике — глухая. Так что шумоподавитель вычеркиваем.
Эх, осциллограф оказался без раздельных входов вертикальной-горизонтальной разверток.
а нет записи, сделанной на другой деке, одинаково на этих двух играет? регулятор Play Trim на ямахе в нейтральном положении?
Пока не нашел. Тик недавно купил для дачи, а Яма стоит дома. ну и записи, ленты разные. Только когда сделав запись дома и начав слушать на даче, понял, что что0то не так. При эксперименте выставлял Play Trim в ноль.
Вот теперь можно говорить и о других вещах. Вы подняли очень сложную и интересную тему: совместимость друг с другом аппаратуры магнитной записи-воспроизведения. Коротко это формулируется так: сигнал, записанный на одном аппарате с определенным уровнем должен воспроизводиться на другом аппарате с тем же уровнем и с той же частотной характеристикой. Формулируется просто, а техническая сторона вопроса достаточно сложная. По крайней мере, сложно встретить совместимые друг с другом деки разных производителей. Даже два кармана одной деки несовместимы между собой, строго говоря, и это прекрасно слышно. В советской аппаратуре об этом и речи не шло.
На первом этапе Вам надо определиться, какую из этих дек Вы будете считать более близкой к эталону.
А дальше — по порядку:
— регулировка скорости воспроизведения;
— настройка азимута головки;
— настройка уровня записи;
— проверка АЧХ сквозного канала записи-воспроизведения каждой из дек;
— проверка АЧХ прекрестного канала записи-воспроизведения в обоих направлениях.
Осциллограф спейчас для этих целей не обязателен. Компьютер с набором тестовых сигналов и программой работы со звуком вполне может выступить в роли универсального прибора.
Самое сложное — это эталон. Измерительных лент, строго говоря, не существует. На заводе измерительную ленту дозволялось использовать не более, чем полгода, после чего ее полагалось выкидывать. Копии измерительных лент существуют, но это — копии. Поэтому надо очень-очень крепко подумать — от чего будете отталкиваться?
Скорость смотрел по 3000 Гц. Писал на обе деки с генератора. В итоге в Yamaha KX-670 -8-:-9 Гц, а у TEAC V-3010 — +7-:-9 Гц.
Азимут, обычно меряли по осцилографу. На горизонтальную развертку один канал, на вертикальную — второй. И там сразу виден разбаланс(круг, овал) или фаза-противофаза (прямая «прямая» или «обратная»).
Есть ещё высота головки. Но её вообще стрёмно трогать.
Плюс, согласен, главное измерительная лента. Но так как, в большей степени пользуюсь Ямой и на ней нормально звучат старые ленты, плюс Play Trim, то есть мысль ориентироваться на неё.
Точнее так: записать опорные 10кГц с генератора на обеих деках. Посмотреть параметры азимутов при перестановке кассет. Ну и дальше принимать решение.
Еще проблемка ( -:) ) найти нормальную ленту. в смысле типа 1, а то у меня сейчас чистые только второго типа.
Даже два кармана одной деки несовместимы между собой, строго говоря, и это прекрасно слышно.
Страшно Вас читать -:) ! Думаю особенно владельцам автореверсных дек.
По скорости результаты отличные. Про азимут Вы описали саму правильную установку, у меня есть Service Manual на Nakamichi DR2. Азимут устанавливают двухканальным осциллографом по фигурам Лиссажу. Естественно, это работает, если запись сделана головкой с эталонной установкой азимута.
А вот в СССР головки юстировали по шаблону. Чисто по геометрии! Как Вам? Приходилось общаться с инженерами завода запорожского завода БАМЗ (который Вёсны делал). Это я к тому, что не стоит использовать как образец записи, сделанные на Вильме 102. В идеале нужен НАК, у которого головку не крутили. Как дополнительная проверка подойдут кассеты заводского изготовления, лучше импортные, BMG. На какой деке на таких кассетах В СРЕДНЕМ отдача по ВЧ лучше, у той и головка более правильно установлена.
А чего это меня страшно читать? Не видел еще дек, у которых оба кармана играли абсолютно одинаково. А я ведь еще про динамическое гуляние азимута не писал. Когда установил азимут на некоей кассете. А потом через некоторое время запускаешь эту кассету, а азимут уже приходится по другому ставить. И это бывает не только в самых дещевых лентопротягах.
И я об этом же. Вот как в Тике написано, и номер ленты и процесс:
Интересно, что у TEAC регулировка азимута — правым винтом, а у Ямахи — левым. А я-то считал, что всегда правый лучше крутить. Насчет регулировки высоты согласен. Лучше не трогать, и незачем.
Винт азимут, в этих случаях, рядом с усиком направляющей.
А ведь, действительно, усики у головок с разных сторон. А я считал что крутить винт около усика не так эффективно. Ведь головка, перекашиваясь, будет в том же направлении перекашивать ленту, увлекая ее за собой. А вот поди ж ты! Против мануала не попрёшь. Спасибо, думал, что знаю о магнитной записи всё или почти всё.
У вас все дело в уровнях сигнала. Возьмите хорошую изм . ленту и установите одинаковый уровень на обоих аппаратах.Тестовая лента.Просто так крутить ничего не надо, скрутить просто, назад поставить-нет, удачи!Сервис manual на Teac, да еще забыл , Может быть в каком-то из аппаратов нестандартная коррекция, скорее в Тике.
Без нормального осциллографа крутить ничего не буду. Пока в поисках прибора. Сервис-мануалы есть. Вот к Тику нет обычной инструкции и ПДУ.
Кстати может кто знает наборы команд для ТИКА? Переписал бы их в универсальный ПДУ.
А что у Вас с физическим износом головок, на TEAC в частности?
«Пропилов» не видно.
TEAC не снимал, а вот когда переставлял пассик у Yamaha
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Сквозной канал на кассетной деке своими руками
Для начала признаем, что 99% меломанов поменявших в начале 90х годов кассеты на компакт диски сделали это неспроста – компакт диски звучали лучше кассет, и на то были причины. Начнем с того, что кассетные деки высшего класса, о которых пойдет разговор в этой статье, в 90-е годы могли позволить себе очень немногие. Большинство имело весьма средние аппараты типа таких, таких или вот таких, а обладатель вот такого чуда техники уже мнил себя владельцем супердеки и считал, что выше только звезды. По-настоящему классные аппараты, любители музыки видели только на картинках, а то и вовсе не знали об их существовании, и то было счастливым неведением, потому что купить подобную технику не отважились бы даже самые серьезные спекулянты – 850-1500 долларов США были в 80-е годы колоссальной суммой.
Итак, стоит ли заводить сегодня кассетную деку и что с ней делать?
Начну с того, что Nakamichi это фирма, придумавшая как реализовать сквозной канал (причём три раздельные головки, разнесённые физически друг от друга, как в катушечниках) в очень несовершенных тогда кассетных магнитофонах. Это полезная функция, позволяющая быстро настраивать магнитофон для записи на конкретной плёнке, и контролировать качество самой записи в реальном времени.
Звучат первые топовые Накамичи очень ясно, чисто и динамично, даже напоминая своих лучших катушечных собратьев. Но, естественно, по динамическому диапазону и шумности, им уступают, ввиду непреодолимых ограничений формата КК.
Внутреннее состояние аппарата, дожившего до наших дней в приемлемом внешнем виде.
100% техники 1970-х и 99% 1980-х годов требуют серьёзных реставрационно-восстановительных работ.
Также очень хороши по звуку относительно недорогие нынче модели 70-х г.г, — Накамичи 582, и немного покруче (для записи) — 682.
ZX7 стоит в отдельном ряду, практически идеальная дека для записи, любителю покрутить ручки, с возможностью настройки головки записи по азимуту в ручном режиме, встроенным оперативным калибратором и с очень хорошим звучанием.
А, например, ZX9, пришедшая ей на смену, с измененным пассиковым приводом маховика на прямоприводный, звучит жёстче, и не так приятно. Я думаю, это объясняется проникновением наводок капстана в звуковой тракт. Но это такие нюансы, которые можно услышать лишь в сравнении…
Чтобы информация о деках Nakamichi была исчерпывающей, дадим слово еще одному эксперту – эта статья была размещена на сайте – в чем-то она повторяет статью Артема, чем-то дополняет. Два экспертных мнения помогут вам получить о деках Nakamichi полное представление, и определиться с выбором. МОИ НАБЛЮДЕНИЯ О НАКАМИЧИ
Решил поделится своим опытом.
Через мои руки прошло не просто несколько а много, даже очень много разных аппаратов этой фирмы. Хочу всем немного приоткрыть глаза.
1. Техническое состояние БУ аппарата.
Исходим из того, что заводские настройки никто до Вас не трогал.
Аппараты 70-х годов практически убиты все и требуют серьезного ремонта. К ним относятся деки 600. 700 и 1000 серий. Убиваются головки, переключатели, подстроечные резисторы, конденсаторы. Если внешне аппарат несет следы серьезной эксплуатации — 100% что и остальное не в лучшем состоянии. Хотя сам ЛПМ почти вечен. Недостаточный уровень стирания современных лент ТИП II у ранних аппаратов.
Аппараты 80-х с ЛПМ 2-го поколения. Очень живучи. Если головки не спилены — как правило нужна только смазка и замена пассиков. Иногда выходят из строя оранжевые конденсаторы — лучше менять во всем аппарате целиком.
48х, 58х, 670, 68х, LX, ZX серии. Внешне могут быть в разном состоянии, но очень живучи. Переменные резисторы требуют реанимации. Переключатели редко.
Аппараты серии BX — двухголовые требуют ремонта ЛПМ 100% и замены реле Matsuhita 80%. Если надписи на кнопках стерты — ресурс ЛПМ и головки исчерпан — надо менять еще и движки (20%). Головка (Canon) может быть заменена или отшлифована(только 1 раз).
CR7 (СR7a) — отдельная история — часть аппаратов была выпущена фирмой с заводским браком — неправильной коррекцией — какой попадется Вам — лотерея. Авторизованные сервисы в курсе.
DRAGON — вследствии ошибки производства рассолгасованы частоты вращения ведущих валов. Было у всех моих Драгонов, кроме одного. Видно на спектрограмме детонации. Лечится небольшой переделкой. Авторизованные сервисы в курсе. Как правило замена служебных пассиков 100% и лампочек автостопа и реверса 50%. Иногда попадаются аппараты (10%) с неисправным или неправильно работающим механизмом регулировки азимута — лечится заменой привода и/или регулировкой. Повышенная чувствительность аппарата к внешним ВЧ и радио наводкам. Покупка Драгона тоже лотерея. Так как на слух не проявляются эти недостатки. Ошибка азимута определяется, только в грубых случаях.
2. Качество звучания. DRAGON и CR7 лучшие из современных микросхемных.
700 и 1000 серии звучат почти как катушечники.
Суховато и аналитично звучат BX.
Лучший по звуку двухголовый LX-3.
Остальные аппараты того времени, также гибридные — часть схемы на россыпухе, часть ИМС Dolby- как правило очень хорошо звучат — воздушно и динамично, с натуральными тембрами и большой сценой. У более старых и простых двухголовых моделей может быть повышен уровень фона.
3. Калибровка уровня записи. Неправда то, что НАКи отстроены под 200 нВб/м. Простая проверка тестовой кассетой показывает на некоторых аппаратах 0dB, на некоторых +3dB. Последнее чаще встречается на Европейских версиях. От модели и года выпуска мало зависит — попадались разные. Большинство по +3 dB откалибровано. И на аппаратах со стрелочными индикаторами и со светодиодными. Допускаю, что это связано с особенностями работы пикового индиктора уровня. Но если бы так было на всех аппаратах. Пример BX-100 из Америки показывал 0dB из Европы BX150E +3dB.
Надеюсь эта информация поможет Вам в правильном выборе деки при покупке и поможет найти возможные неисправности.
- Рисунок на чайном пакетике как сделать
- Материалы для нетрадиционного рисования своими руками для детского сада
- Лучшее что может сделать человек как вид вымереть
- Форматная камера своими руками
- Ремонт генератора своими руками
Для чего нужна кассетная дека?
Предлагаем 25 ответов на вопрос Для чего нужна кассетная дека? Вероятно, этого будет достаточно для получения ответа на ваш вопрос.
Содержание
- Что такое Дека в магнитофоне?
- Куда вставлять кассету?
- Для чего нужен катушечный магнитофон?
- Сколько минут на кассете?
- Какой самый лучший проигрыватель?
- Как работает кассетная дека?
- Какой советский катушечный магнитофон лучше?
- Сколько минут можно записать на кассету?
- Как называется проигрыватель для кассет?
- Как происходит запись на кассету?
- Для чего нужна кассетная дека? Ответы пользователей
- Для чего нужна кассетная дека? Видео-ответы
Отвечает Юрий Заруцкий
4 янв. 2017 г. — Кассетная дека – сложное прецизионное устройство, и даже если вам посчастливилось купить аппарат в идеальном состоянии, будьте готовы .
Что такое Дека в магнитофоне?
Магнитофо́н-приста́вка, в обиходе де́ка (от англ. tape deck) — магнитофон, не имеющий в своём составе выходного усилителя низкой частоты и акустической системы. Для воспроизведения магнитной записи магнитофон-приставку подключают к внешнему усилителю.
Куда вставлять кассету?
Кассета фиксируется на задней втулке колеса. Кассета – расходный материал, со временем изнашивается, что требует ее периодического обслуживания – замены цепи, отдельных звезд или узла в целом.
Для чего нужен катушечный магнитофон?
Портативные катушечные магнитофоны были весьма популярны во всём мире как для выездной записи музыки, так и для звукового сопровождения фильмов (в этом случае обычно требуется специальная дорожка синхронизации). Наиболее известные производители: Nagra-Kudelski, Stellavox, UHER.
Сколько минут на кассете?
Кассета была разработана фирмой JVC (Япония) в 1976 году. Благодаря простоте и надежности данного формата, JVC обошла своих конкурентов и прочно закрепилась на рынке. Вместимость: стандарт 45 минут, а также 30, 45, 60, 90, 105 минут. Размер кассеты: 9,1×5,9×2см.
Какой самый лучший проигрыватель?
- VLC Media Player (Android, iOS)
- MX Player (Android)
- PlayerXtreme Media Player (Android)
- KMPlayer (Android, iOS)
- It’s Playing (iOS)
- Video Player (Android)
- Plex: Stream Free Movies в 112R Mk II только), 2-Хточечному автолокатору и функции возврата к отметке «0». Магнитофон снабжён системой динамического подмагничивания Dolby HX Pro для улучшения качества записи.
Подмагничивание устанавливается автоматически на оптимальную величину для каждого типа ленты. Но для модели 122 Mk III может быть использован встроенный генератор 400 Гц / 10 кГц для точной настройки подмагничивания и регуляторы подстройки чувствительности для каждой данной ленты.
Сквозной канал (3 головки) в моделях 122 Mk II и 112R Mk II позволяет осуществлять контроль производимой записи в настоящем времени.
Мы полагаем, что вы внимательно прочитали это руководство до начала эксплуатации этого аппарата. Даже если беглое прочтение уже даст вам возможность пользоваться аппаратом, внимательное изучение предохранит вас от недопонимания, которое могло бы замедлить вашу работу.
1. POWER: включение питания прибора.
Каждый раз, когда вы включаете магнитофон, из внутренней памяти магнитофона извлекаются и восстанавливаются следующие режимы, установленные на момент предыдущего выключения: последнее положение переключателя “AJUST” (только в 122 Mk III); выключателя направления движения ленты “AUTO REVERS” вместе с переключателем “Direction” (только в 112R Mk II).
2. EJECT: открывает кассетоприемник.
3. PITCH cont(rol): предоставляет возможность варьировать скорость магнитофона в пределах +/-12% как при записи, так и при воспроизведении (если вы не пользуетесь этой функцией, удостоверьтесь, что регулятор находится в положении “OFF” – в этом случае магнитофон работает со стандартной скоростью 4,8 см/сек).
4. REW (Rewind): клавиша перемотки назад. При включённом режиме
“PLAY PAUSE” обеспечивает возможность автопоиска по паузе (High speed cueing) начала текущего эпизода записи.
5. FFWD (Fast Forward): перемотка ленты вперёд. При включённом режиме “PLAY PAUSE” обеспечивает возможность автопоиска по паузе начала следующего эпизода записи.
6. STOP: остановка движения ленты.
7. PLAY: включение режима воспроизведения. Если одновременно нажать клавишу “RECORD”, происходит включение режима записи. Если клавишу “PLAY” нажать в течение режима “RECORD + PAUSE” (пауза в режиме записи), производится возобновление режима записи.
8. PAUSE: Временно останавливает воспроизведение (или запись); для возобновления прерванной функции следует нажать клавишу “PLAY”. Если клавишу “PAUSE” нажать вместе с “RECORD”, то активируется режим “Record ready”, который позволяет вам начать запись при нажатии клавиши “PLAY”.
9. RECORD: активизирует запись, если нажата вместе с “PLAY”.
10. Счётчик ленты: показывает на дисплее дистанцию от нулевой точки отсчёта, устанавливаемой с помощью нажатия “RESET” (в минутах и секундах для моделей 122 Mk III и 112R Mk II и от 0000 до 9999 для 112 Mk II).
Тип используемой ленты (Normal / CrO2 / Metal) отображается справа от счётчика ленты. Источник прослушивания (monitor source) – если горит «INPUT», сигнал со входа поступает на наушники и на выходы.
11. INPUTS (L/R): регуляторы, предоставляющие возможность раздельного контроля уровня в обоих каналах. В модели 122 Mk III применяется сдвоенный регулятор контроля уровня записи для возможности одновременной настройки обоих каналов; для независимой настройки один из регуляторов удерживается.
12. VU Meters: стрелочные индикаторы уровня сигнала. Источник сигнала подключается к ним в зависимости от выбранного режима (см. пункт 13).
13. MONITOR: при установке на “INPUT” сигнал со входа магнитофона направляется к гнёздам “OUTPUT” и “PHONES” а так же индикаторам уровня сигнала независимо от режимов управления транспортным механизмом. А при установке на “AUTO” к этим гнёздам и индикаторам сигнал направляется следующим образом: при вхождении в режим записи “RECORD” происходит переключение и сигнал начинает поступать с ленты (с воспроизводящей секции головок 122 Mk III и 112R Mk II), обеспечивая, таким образом, контроль производимой записи. В модели 112 Mk II во время записи возможен контроль сигнала только со входа магнитофона.
14. OUTPUT: Этим регулятором устанавливается уровень сигнала, посылаемого к гнёздам “OUTPUT”.
15. MPX FILTER: Включение фильтра, предназначенного для записи FM радиовещания. Без этого фильтра служебные частоты, содержащиеся в FM программах, могут мешать нормальной работе системы шумопонижения магнитофона (Dolby NR).
16. DOLBY NR: Переключатель назначения и выбора системы шумопонижения Dolby B/C.
17. INPUTS L/R: эти гнёзда принимают асимметричные линейные сигналы на вход магнитофона.
Замечание: Следует избегать одновременного подключения к передним и задним гнёздам входа.
18. PHONES: регулятор устанавливает уровень выходного сигнала, приводимого на гнездо для наушников.19. REPEAT: включение режима повторного проигрывания выбранного отрезка записи между отметками “MEMO 1” и “MEMO 2”.
20. MEMO IN: если нажать вместе с “LOC 1” или “LOC 2”, то отмеченная точка записи будет сохранена в памяти.
”MEMO IN” не может оперировать в течение режима “Repeat Play” или при перемотке ленты.
21. RTZ (Return To Zero): включение режима перемотки ленты в любом направлении с остановкой при достижении счётчиком значения 0000 (по инерции может немного промахнуться).
22. LOC, 1 и 2: приведение ленты к отметкам MEMO 1 и MEMO 2 соответственно.
23. DIRECTION (112R MK II только): назначение для воспроизведения или записи той или иной стороны (направления) ленты.
Будучи нажатой в режимах перемотки FFWD или REW, включает воспроизведение (или запись) соответствующей стороны (направления), когда перемотка достигает конца или начала ленты или с момента прекращения перемотки клавишей “STOP”.
24. AUTO REVERSE (112R MK II только): в режиме однократного авто-реверса обе стороны ленты воспроизводятся (или записываются), переходя затем в режим стоп. Но если воспроизведение (или запись) начинаются на противоположной стороне, то в конце стороны – стоп. В режиме «бесконечного» автореверса обе стороны ленты воспроизводятся в течение пяти раз, затем стоп. Но запись на обе стороны производится однократно.
25. ADJUST (122 MK III только): если включить при “MONITOR”, установленном на “AUTO”, в режиме записи, то это позволит вам использовать включение генератора “OSC” с сигналом “10kHz” для точной настройки (“fine tune”) подмагничивания “BIAS” и оптимума записи “LEVEL”.
26. OSC и 10 kHz (122 MK III только): Нажатие “OSC” после “Adjust” позволит получить сигналы генератора “400Hz” или “10kHz” для точной настройки (“fine tune”) подмагничивания “BIAS” и оптимума записи “LEVEL” (вы получите сигнал “400Hz” если не будете нажимать кнопку “10 kHz”).
27. BIAS/LEVEL, настроечные потенциометры (только122 MK III): Предназначены для точной калибровки уровней подмагничивания и оптимума сигнала в соответствии с лентой, которую вы используете.
ЗАДНЯЯ ПАНЕЛЬ
28. INPUT XLR (входные разъёмы типа XLR): для подключения источника балансного сигнала +4 dBm. Контакт №1 – земля; №2 – горячая фаза (+); №3 – холодная фаза (-).
29. INPUT Unbal/Bal: выбор между балансными и небалансными входами XLR/RCA.
30. OUTPUT XLR (выходные разъёмы типа XLR): балансные выходы +4 dBm. Контакт №1 – земля; №2 – горячая фаза (+); №3 – холодная фаза (-).
31. OUTPUT RCA (выходные разъёмы типа RCA): несимметричные выходы -10 dBv.
32. INPUT RCA (входные разъёмы типа RCA): для подключения источника небалансного сигнала -10 dBv.33. Съёмная панель (исключая 122 MK III, где они установлены заранее) — для установки дополнительного усилителя с коммутационным интерфейсом LA 112.
34. REMOTE CONTROL (разъём для подключения дистанционного управления): это 25-штырьковый разъём для контроля транспортных функций с помощью дополнительного дистанционного управления “RC 112R” для 112R MK II или “RC 134” для 122 MK III и 112 MK II; для последних двух моделей возможно использование функции “Fader start” (режимы “PLAY”/“PAUSE”), управляемой с микшерского пульта. Для этого предназначены клеммы №22 и №24 этого разъёма.
Разъем кабеля дистанционного управления с кожухом поставляются дополнительно.
Функция FADER START (только 122MKIII и 112 MKII): для работы с этой функцией предназначены контакты №22 и №24.
ЗАПИСЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Если вы используете 122 MK III, сначала задайте оптимальные уровни подмагничивания (BIAS) и записи (LEVEL) для используемого типа ленты (см. стр. 15). 1. Подсоедините источник записи к разъёмам на передней или задней панели. Если вы подсоедините источник записи к разъёмам на задней панели, установите переключатель входов “Input switch” в соответствующее положение. 2. Установите переключатель “Dolby NR” в желаемое положение, а “MPX Filter” на “Off”, если вы не намереваетесь записывать FM (УКВ) радиовещание. 3. Установите переключатель “Monitor” на “Auto”. 4. Нажмите и удерживайте клавишу “Record”, вместе с ней теперь нажмите “Pause”, чтобы активизировать режим готовности к началу записи – “Record Ready”. 5. Включите ваш источник записи и настройте уровень сигнала “Input Controls” так, чтобы пиковые показания индикатора “VU” приходился примерно на значение “0”. Установите регулятор громкости наушников “Phones” на удобный для прослушивания уровень. 6. Когда всё готово, нажмите “Play”, чтобы начать запись. 7. Чтобы остановить запись, нажмите клавишу “Stop”. Или нажмите “Pause” для временной остановки записи; тогда для продолжения записи нажмите “Play”. 1. Установите переключатель “Dolby NR” в положение, соответствующее сделанной записи на ленте. 2. Установите переключатель “Monitor” на “Auto”. 3. Для начала воспроизведения нажмите “Play”. Настройте выходной уровень регуляторами “Output” и/или “Phones” так, как это вам требуется. 4. Чтобы остановить воспроизведение, нажмите клавишу “Stop”. Или нажмите “Pause” для временной остановки; тогда для продолжения воспроизведения нажмите “Play”. РАЗМАГНИЧИВАНИЕ ЛЕНТЫ Для размагничивания ленты не делая на ней новой записи, в режиме записи уберите на ноль регулятор уровня входного сигнала. Для быстрого размагничивания обеих сторон ленты (кроме типа “Metal”) используйте дополнительный инструмент – TEAС E-2A Bulk Eraser. В зависимости от чувствительности, ленты значительно различаются по оптимальным для записи уровням тока подмагничивания и собственно сигнала. Модель 122 MKIII позволяет осуществить точную настройку этих параметров.
* Прежде чем начать настройку, очистите головки, направляющие, тон вал и прижимной ролик; проведите размагничивание головок и прочих металлических элементов на пути ленты.
* Если вы намерены производить настройку при акустическом контроле с помощью колонок, приберите уровень громкости, чтобы их не повредить.
* Запаситесь крестовой отвёрткой, подходящей для регуляторов “BIAS” и “LEVEL”.
6. Медленно возвращайте его по часовой стрелке до максимального значения показаний индикаторов уровня. Предлагаем: вращайте регулятор в разные стороны чтобы точно поймать максимальные показания индикаторов. Если стрелки индикаторов отклоняются всё время вправо, вращайте ручку “LEVEL” до тех пор, пока индикатор не покажет примерно 0 дБ VU при максимальном значении “BIAS”.
7. Настройте регуляторы “LEVEL” по очереди на показания 0 дБ VU.
8. Меняйте частоту сигнала генератора 10 kHz / 400Hz, используя кнопку “10 kHz”, и настраивайте “BIAS” так, чтобы индикаторы VU показывали одинаковое значение на обеих частотах.
9. Установите генератор на 400 Hz (при этом светодиод “10 kHz” погаснет) и подстройте “LEVEL” для показаний 0 дБ VU на индикаторе. Повторяйте всю эту процедуру каждый раз, когда вы используйте другую марку ленты.
Если сигнал источника записи богат высокочастотными составляющими, то они могут неблагоприятно влиять на точность передачи записываемого материала.
Система динамического подмагничивания Dolby HX Pro позволяет улучшить передачу высокочастотного сигнала на 6 дБ и выше.
Dolby HX Pro не использует кодирование сигнала и такая запись адекватно воспроизводится на любом другом кассетном магнитофоне.
УХОД И ПРОФИЛАКТИКА
Необходимо регулярно выполнять очистку магнитных головок и направляющих.Все головки и металлические элементы на пути ленты следует очищать через каждые 6 часов работы или перед началом и после окончания сеанса записи.
1. Откройте кассетоприёмник.
2. Используя правильную жидкость для очистки головок и ватный тампон, очищайте головки и другие элементы лентопротяжного механизма до тех пор пока тампон не будет оставаться чистым. Удалите излишек очищающей жидкости сухим тампоном.
* Очистка прижимного ролика
Очищайте прижимной ролик каждый день, если магнитофон использовался. Пользуйтесь только правильным очистителем, специально предназначенным для очистки элементов из резины.
1. Очистите прижимной ролик тампоном, смоченном в очистителе до тех пор, пока на поверхности прижимного ролика не исчезнут видимые остатки загрязнения.
2. Используя сухой тампон, удалите остатки очистителя. Удостоверьтесь, что на прижимном валике не осталось ничего постороннего.
* Очистка тонвала
После прижимного ролика очистите тонвал с помощью тампона и жидкости для чистки головок.
* Размагничивание лентопротяжного механизма.Медленно подведите включённый дегауссер (электромагнит) к лентопротяжному механизму. Медленно двигая его назад и вперёд, осторожно касайтесь им всех металлических частей лентопротяжного механизма. Затем медленно удалите его от магнитофона на расстояние не меньше одного метра, и только потом выключите.
Лента компакт-кассеты С-30 и С-90 (Normal/CrO2, Metal) Формат дорожек 4 дорожки, 2 канала Конфигурация головок 122 МКIII аморфная комби записывающая + воспроизводящая, стирающая — ферритовая Конфигурация головок 112R МКII пермаллоевая вращающаяся комби записывающая + воспроизводящая, стирающая — ферритовая Конфигурация головок 112 МКII пермаллоевая универсальная (записывающая /
воспроизводящая), стирающая — ферритоваяДвигатели 122 МКIII FG с прямым приводом на тонвал (1), прямого тока на подмотке (1), прямого тока
вспомогательный (1)Двигатели 112R МКII/112 МКII прямого тока с приводом на тонвал (1), прямого тока на подмотке (1), прямого тока вспомогательный (1) Скорость движения ленты 4,8 см/сек Регулировка скорости движения ленты +/-12% Лицевая панель разъем 1/4″ Jack Задняя панель Разъемы RCA Уровень сигнала -10 dBV (0,3 В) номинальный Уровень сигнала -18 dBV (126 мВ) минимальный Входной импеданс 20 кОм, несимметрия Разъемы XLR стандарт для 122 МКIII XLR дополнительный
модульLA-112 для 112R МКII/112 МКII Номинальный уровень сигнала +4 dBm (1,23 В) Входной импеданс 10 кОм, симметрия Линейные выходы разъемы RCA Номинальный уровень сигнала -10 dBV (0,3 В) Максимальный уровень сигнала -2 dBV (0,8 В) Выходной импеданс 100 Ом Максимальное сопротивление нагрузки 25 кОм или более Линейные выходы разъемы XLR стандарт для 122 МКIII Линейные выходы разъемы XLR дополнительный модуль LA-112 для 112R МКII/112 МКII Номинальный уровень сигнала +4 dBm (1,23 В) Минимальное сопротивление
нагрузки600 Ом В данных характеристиках уровень 0 dBV соответствует напряжению 1 В, 0 dBm соответствует напряжению 0,775 В.
История успеха компакт-кассет
В 1963 году компакт-кассета была представлена ее создателем, голландским инженером из Philips Лу Оттенсом, на крупнейшей технологической выставке Radio Show в Берлине. Изобретение команды Оттенса в корне изменило привычки слушателя, ранее ограниченного более громоздкими виниловыми пластинками или бобинами. Автомобильные стереосистемы и культовый Sony Walkman расширили горизонты доступности музыки. Другой важный фактор в понимании кассетного феномена — возможность многократной перезаписи, которая породила культуру домашних записей и микстейпов — сборников, которые любой слушатель мог составить для себя или для кого-то близкого, чтобы просто поделиться музыкой, или по особому поводу.
Изначально компакт-кассета была разработана для речевых диктофонов. Качество звука было посредственным, но к началу 1970-х оно значительно выросло и продолжало улучшаться. Кассета стала популярной портативной и перезаписываемой альтернативой 12-дюймовому виниловому LP к концу 70-х, а к середине 80-х продажи кассет превысили продажи пластинок. Стереокассетные деки и бумбоксы стали одними из самых востребованных потребительских товаров. Появился Sony Walkman (1979), начав эру Personal Audio — наконец-то любимую музыку можно было легко взять с собой куда угодно!
Однако, все мы знаем, что случилось потом. В начале 80-х был разработан лазерный компакт-диск — CD. За десять лет технология получила развитие, стала более доступной по цене и в начале 90-х кассеты уходят на второй план, а потом и вовсе растворяются в небытии (как казалось до недавнего времени). Продажи музыкальных кассет в США упали с 442 миллионов в 1990 году до 274 000 в 2007 году. К 2003 году большинство крупных лейблов в США прекратили выпуск музыкальных кассет. До 2005 года плёнка оставалась доминирующим форматом в некоторых развивающихся странах, но на подавляющем большинстве музыкальных рынков к этому времени компакт-диски вытеснили компакт-кассеты. Последней новой машиной с доступным кассетным плеером был Lexus SC 430 2010 года. В том же году Sony прекратила производство кассетных Walkman’ов.
Примечательно, что за это время и CD начал терять свои позиции, уступив в 2010-х сначала цифровым файлам (в первую очередь mp3), а затем и стриминговым сервисам. Аудиокассета при этом сохранила особое место в истории аудиотехнологий, ведь микстейпы можно назвать предшественниками плейлистов, а Walkman — предшественником iPod.
Кассеты сегодня
Есть мнение, что начало возрождения кассетной ленты положили маркетологи, выпустившие саундтрек к фильму «Стражи Галактики» на кассете, которую зритель неоднократно видел на протяжении фильма. Также стали популярны кассеты с саундтреком к сериалу «Stranger Things» от Netflix — сейчас в рамках промо-компании следующего сезона даже выпущен бандл с кассетой и плеером от Crosley.
В этом есть доля правды, однако, кассеты вернулись не из ниоткуда. В различных экспериментальных, независимых и андеграундных музыкальных сценах они оставались в ходу. Электронная и шумовая музыка, психоделический и гаражный рок, панк и хип-хоп не отворачивался от кассет все эти годы. Компакт-кассеты позволяют выпускать музыку небольшими тиражами с невысокими затратами и потому для независимых исполнителей они гораздо доступнее винила или CD. При этом большая часть кассет продается артистами напрямую (на концертах или в интернете).
Как и в случае с винилом, не все кассеты покупаются для прослушивания. У кого-то не осталось кассетной аппаратуры, и альбом на пленке покупается как коллекционная вещь или в поддержку исполнителя. При этом экономит не только исполнитель, но и покупатель. Даже малотиражные кассеты с оригинальным (иногда ручным) оформлением стоят, как правило, дешевле винила.
Поддержка исполнителя приобрела особое значение после начала пандемии, когда музыканты потеряли возможность заработка выступлениями и гастролями. Если вы следите за современной независимой музыкой на Bandcamp (неважно, зарубежной или отечественной), то давно заметили, что кассета — самый распространенный физический носитель, который предлагают музыканты.
Параллельно в находившуюся долгие годы в тени кассетную культуру начинают возвращаться корпоративные мощности больших лейблов с небольшими (по сравнению с винилом), но постоянно растущими тиражами. Так, в 2020 самыми продаваемыми в Британии релизами на кассетах стали альбомы 5 Seconds of Summer, Lady Gaga и The 1975. В топ-20 также входят Sports Team, Tame Impala, Blossoms, Dua Lipa, The Strokes и Оззи Осборн.
С ростом тиражей растет и потребность в качественной плёнке. В 2016 французская компания Mulann основала дочернее предприятие RecordingTheMasters, которое производит кассеты с оригинальной плёнкой из оксида железа, способной конкурировать по качеству с уже исчезнувшими лентами из диоксида хрома, которые определили расцвет этого формата. А вот новую «серьезную» кассетную технику пока практически не выпускают, но в Dr.Head вы, конечно, можете найти кое-что интересное.
Кассетная дека TEAC W-1200 Black
Выход для наушников: 6.3