Говорю, что могу, а мне не верят. Не верят, что за полчаса можно начать играть на гармони. По нотам! И просто так. Что знание передается за двадцать минут, а потом просто играемся и играемся с гармонью, сколько душа пожелает, а она пожелает, и вдруг обнаружим если не мастерство и виртуозность, то как минимум хорошее полезное привлекательное умение. И то, что для этого нужно, могу передать головастым даже за 10 минут.
Сами посудите, трудно ли назвать ноты через одну? Кто не знает со школы, что есть До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, …
Зачем так много повторов, спросите вы. А я спрошу, почему все, все без исключения, произнеся «До, Ми, Соль, Си», останавливаются. Клавиатуру рояля видели? 88 клавиш, из них 52 белые, половину надо назвать, так это же не четыре ноты, а 26. Но, даже подсматривая подсказку на клавиатуре рояля, все без исключения первый раз останавливаются на четырех. Что за наваждение? В школе так выдрессировали, что ли?
В прямом порядке назвали? А теперь в обратном. До, Ля, Фа… Быстрее, быстрее!
Со смекалистыми изучение порядка нот на первом и втором ряду кнопок правой клавиатуры гармони занимает от 50 секунд до 3 минут. Ведь эти нотки через одну и есть названия клавиш.
Моя гармонь для обучения подготовлена. Знаете, как? На верхней части клавиатуры заклеены треугольником бумажного скотча три кнопки — это ненужные пока ноты с диезами. А нотки Фа и Соль второй октавы помечены пупырышками (это в моем случае контур для витражей, но могут быть разные варианты). Эта ФаСоль делит клавиатуру ровнехонько пополам. Сверху и снизу остается по пять кнопок в каждом ряду. Итого 4 сектора. Ставим на каждый пять пальцев и называем. Все те же ноты через одну. Отсчитывая от Фа и от Соль с пупырышками, от верхнего и нижнего краев клавиатуры.
Убираем руки с клавиатуры, продолжаем тренировку в уме. Сектор (от 1 до 4) и номер пальца (от 1 до 5). Беру табличку с 4 столбцами и 5 строками (или двузначными числами 11, 12, 13, 14, 21, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 41, 42, 43, 44) и тычу в них ручкой, а шустрый называтель говорит, какая нота должна быть под соответствующим пальцем. Эта работа у сангвиников занимает от 2 до 5 минут. Холерики бесятся, флегматики застревают, меланхолики взвывают.
Переходим на буквенное обозначение, пригодится. До — С, Ре — D, Ми — E, Фа — F, Соль — G, Ля — F, Си — H. Это еще полторы минуты. Если, конечно, не начать делиться воспоминаниями о том, как пытались научиться или научились играть на гитаре, где те же буквы в обозначениях аккордов.
На этом этапе уже израсходовано от 3 до 12 минут в зависимости от скорости нервных процессов, сосредоточенности и предыдущей подготовки (играющие на гитаре или в шахматы на буквы полторы минуты не тратят).
Пришла пора заняться нотами. Рисую пять линеек нотного стана толстенькими бледноватыми фломастерами. Почему толстыми? Чтобы полоски не воспринимались как разделители. Всего лишь другой цвет. На хорошо подготовленной гармони цвет ближнего к краю ряда клавиш будет совпадать с цветом этих линий. Потому что все ноты крайнего ряда расположены на линиях. А все ноты ближнего к мехам ряда расположены между ними.
Двадцать две кнопки — это по 11 в ряду, значит, линий должно быть тоже 11, и пять у нас уже есть. Немного другим цветом дорисовываем пять линий сверху и одну снизу. Замечание для педагогов: заготовьте, не поленитесь, две обоймы фломастеров по пять штук, чтобы не чиркать каждую полоску отдельно, это сбивает темп. В нашем 11-линеечном нотном стане основу составляет 5-линеечный классический нотный стан с правильно размещенным скрипичным ключом. На верхней линейке обычного нотного стана помещаем нашу помеченную пупырышком ноту Фа, а над этой же линией — Соль. Замечаем, как расположена ФаСоль. Берем таблицу для проработки нот и так же, как раньше, тычем в 41, 33
Начинаем медленно, завершаем ну очень быстро. Этот этап занимает от 5 до 15 минут. Не то чтобы было сильно трудно, просто усталость накапливается понемногу. Если человек не привык к интеллектуальному труду, у него на этом этапе вид чуточку бледноватый, ведь мозгом энергия истощается в пять раз быстрее, чем мышечной работой.
Осталась самая малость — ноты с нотного стана начать нажимать на клавиатуре гармони. И после того, как это станет получаться без заминок, взять обычные ноты, где линии тонкие, и их всего пять. Что-нибудь простое для начала. Полученных знаний уже достаточно для того, чтобы взять книгу для первого класса музыкальной школы или хрестоматию для гармони, к примеру, Евгения Дербенко, и, пьеса за пьесой, освоить и всю клавиатуру, и весь предложенный репертуар.
Тех, кому наука далась с трудом, отпускаем отдыхать, а самым сообразительным предлагаем нажать три клавиши подряд. Красиво звучит, да? Трезвучие, а не что-нибудь. Почти у всех трезвучий есть пара в левой руке. Не буду углубляться в эти подробности. Скажу лишь, что за полчаса быстрые разумом начинают аккомпанировать обеими руками. В левой руке держат ритм аккорды, а в правой те же аккорды нотка за ноткой по очереди роскошными переливами.
Полчаса — и новый гармонист родился.
Как думаете, почему девушки любили гармонистов? Разве за богатство, которое позволяло купить недешёвый инструмент? Может быть, и так, но важнее другое: гармонист — это тот, кто играет. Не муторно тянет лямку своей жизни, а играет ее так же, как наигрыши на гармони. Который научается жизни так же легко, как игре на гармони. Уловил основу — и давай импровизировать, любуйтесь коленцами. Взял Полянку, Краковяк, Барыню, Семеновну и вообще что угодно за основу — и выдал один вариант, другой, третий. Сам наслаждается и других подбивает в пляс пойти.
А знаете, почему гармонь была популярна на Руси? Это помимо того, что она наша родненькая, у нас родившаяся.
На гармони легко научиться играть и, научившись, трудно ошибиться. Уж очень удобно она устроена. Будто нарочно создавалась под характер сказочных Иванушек-дурачков, которые на деле не дурачки, а удачнички, люди большой энергии и сказочных достижений. И обучали игре на гармони быстро: сели на завалинку, показали, как жать три кнопки подряд, да отправили в темный чулан тренироваться на слух, чтобы на следующий день к людям вышел уже с беглостью пальцев и уверенной повадкой. Минуты с учителем, часа четыре с инструментом — и выходи с людьми петь-плясать, музыкой звать, улыбкой завлекать.
Где-нибудь смелый пример покажут — и вся Россия снова зазвучит гармонями. И дай Бог!
Посадка гармониста
Для начала определимся с посадкой гармониста. Хотя, даже среди специалистов нет единого мнения на это счёт. В самоучителях предлагается применять посадку такую же, какую применяют баянисты. Но некоторые приверженцы традиционной игры считают неправильным переносить баянную школу игры на гармонь. Поэтому главный принцип здесь: посадка должна быть удобной. В общих чертах: гармонь ставиться мехом на бедро левой ноги, гриф правого полукорпуса упирается нижним углом в правое бедро и остаётся неподвижным, тогда как левая рука растягивает мех. Инструмент при этом находится либо вплотную к телу (так удобно играть с применением большого пальца правой руки), либо выдвигается вперёд.
Некоторые гармонисты держат ноги сомкнутыми и гармонь у них опирается мехом сразу на обе ноги. Плечевые ремни могут быть одеты на оба плеча, либо только на одно-правое. Из личного опыта: я сам при игре сидя чаще всего применяю один ремень, если исполняемое произведение не требует обязательного и частого применения большого пальца.
А вообще, через несколько лет занятий, я стал замечать за собой нежелание надевать второй ремень, а тот, который одеваю, накидываю на руку чуть выше локтя-так себя чувствуешь как-то свободнее что ли…
Если одеваете оба ремня,то натяжение ремней должно быть отрегулировано так, чтобы гармонь не была подвешена у вас на плечах (как при игре стоя), а опиралась мехом на бедро. Но и тут тоже можно посмотреть с другой стороны: ведь, когда-то вам придётся играть и стоя, а тут уже нужен немного другой навык, поэтому, в принципе, можно и подвесить гармонь на плечах. Скажу только, что научившись играть сидя с одним ремнём, вам не составит особого труда играть и стоя, просто нужно будет немного потренироваться. В общем, повторюсь, посадка должна быть удобной лично для вас
Положение рук
Пару слов о положении рук. Правая рука при игре на гармони располагается так, что большой палец находится за грифом, а сама ладонь упирается в гриф в районе самого нижнего сустава большого пальца. Причём, ладонь упирается в гриф не всей поверхностью, а только верхней её частью.Нижняя же часть ладони слегка отведена в сторону. Так, на мой взгляд, удобнее всего играть.
При необходимости применения большого пальца, он выводится из-за грифа для нажатия нужной кнопки в нужный момент. Обычно большим пальцем играют на клавишах-полутонах(клавиши №1, 2 и 14), но многие профессионалы-виртуозы применяют его и на других клавишах при игре сложных пассажей.
Как располагается кисть правой руки при игре вы увидите на видео ниже. На самом деле, если рассматривать положение кисти правой руки с точки зрения старой баянной школы, то там применяются два основных положения в зависимости от играемой мелодии: это положение, когда пальцы перпендикулярны грифу, и положение, когда пальцы направлены по диагонали вниз. Это вполне применимо и для гармони. Я думаю, применительно к гармони, нет особой необходимости строго соблюдать какое-либо правило расположения кисти правой руки: вы сами найдёте для себя наиболее удобный «хват» в той или иной ситуации.
Второй способ – традиционный
Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов. В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют. Главное, не отчаивайтесь!
Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. Кроме того, от нашего сайта вы можете получить в подарок отличный самоучитель по нотной грамоте (дарится всем желающим)!
Оба описанные выше варианта обучения игре на гармошке, при регулярных и осмысленных занятиях дадут хороший результат. Скорость обучения, конечно, зависит от ваших способностей, количества и качества тренировок. Ну а если же вы воспользуетесь тем и другим способом, заранее спланировав их гармоничное сочетание, то результат не заставит себя долго ждать.
Правила начинающего гармониста
- Постоянство в занятиях – это самое главное правило любого музыканта. Даже если вы посвящаете освоению гармошки всего 10-15 минут в день, то распределите эти небольшие уроки игры равномерно в течение недели. Лучше, если занятия будут проходить каждый день.
- Старайтесь всю технологию обучения осваивать не спеша, но правильно с самого начала, не откладывая соблюдение правил на потом («потом» может не наступить из-за того, что что-нибудь перестанет выходить). Если вы в чём-либо не уверены, ищите ответ на свой вопрос в книгах, Интернете или у знакомого музыканта. В остальном действуйте самостоятельно и смело!
- Первое упражнение, которое необходимо разучить на инструменте – это гамма до мажор, даже если вы осваиваете игру на слух, а не по нотам, тренироваться на гаммах нужно обязательно. Варьируйте их, играя звукоряд вверх и вниз различными штрихами (отрывисто и связно). Игра гамм повысит вашу технику: быстроту исполнения, связность, управление мехом и т.д.
- Мех во время исполнения ведите плавно, не дергайте, не растягивайте до конца, оставляя запас.
- Разучивая гамму или мелодию на правой клавиатуре, задействуйте сразу все пальцы, подбирая удобные варианты, а не один или два, так как в быстром темпе одним пальцем вы просто не сыграете.
- Так как вы осваиваете гармонь без наставника, то будет хорошо посмотреть свое исполнение в записи, для того чтобы увидеть игру со стороны и исправить ошибки.
- Слушайте много песен и наигрышей, исполняемых на гармошке. Это придаст выразительности вашей игре, поможет правильно выстраивать музыкальные фразы.
Ну вот, пожалуй, и всё для начала. Дерзайте! Вдохновляйте себя, слушая популярных исполнителей и задорные напевы! Трудитесь ежедневно, а результатами ваших трудов будут песни, которым, несомненно, порадуются родные и близкие, собравшись за семейным столом!
Автор – Любовь Ворожейкина
Комментарии
Александр 03:13 Reply
После ухода из жизни Юрия Шатунова,появилось огромное желание научиться играть на гармони.Я знал что Юрий любитель игры на гармони ,но как-то особо не предовал этому значение.Видать Юрин уход сильно потряс меня и я сильно заболел гармонью .Прям целыми днями начал смотреть ролики в интернете все что связано с гармонью.Перешерстил все Авито в поисках инструмента ,все было не то.Либо очень дорого ,либо откровенный утиль по заоблачной цене.Пришлось вникать в технические характеристики инструмента чтоб потом не жалеть о покупке.(Я раньше и понятия не имел,что гармони бывают 2х,3х,4х и даже 5-ти голосые.Первый раз услышал такое понятие как резонаторы,и как они влияют на звук.Узнал что гармони бывают кусковые и цельно планочные из-за этого сильно отличается цена и многое другое)Спустя около трех месяцев поисков,появилась она Чайка 204м как у Игоря Растеряева есть такой исполнитель.Приобрел самоучитель с неделю позанимался не то.Стал смотреть в Ютуб кто как занимается ,и наткнулся на курсы Павла Уханова оказывается Юрий Шатунов был знаком с Павлом и даже заказывал у него гармони(это я узнал все позже)Приобрел первый сборник вижу дело пошло .Были проблемы в начале не мог соединить рук, недели две психовал это у всех начинающих так.Сейчас вспоминаю это и улыбаюсь.Идет уже четвертый месяц моего знакомства с гармонью Заканчиваю уже второй сборник ,а желание заниматься только растет.Тут не давно решил почитать гороскоп на год ,а моему знаку зодиака написано что вы займетесь музыкой. Раньше бы посмеялся, а теперь так не думаю(мне 47 лет)Все таки думаю это ранний уход из жизни Юрия так на меня повлиял.Вот какой был человек,даже после своего ухода из жизни продолжает делать людям добро.Вот так ко мне пришла любовь к этому замечательному инструменту…
Алексей 20:58 Reply
С детства, я любил слушать как играет мой дедушка с дядей.
И вот в 12 лет мне захотелось научиться играть на гармони,но не знал с чего начать, всё время играл на басах и не как не мог перейти на голоса.Но вскоре на ютубе,я нашёл видео обучение на гармони с цифрами, постепенно я начал играть смотря на цифры и мне очень понравились.Сначало получалось очень плохо,но вскоре я начал нормально играть соединяя басы с голосами.Мне недавно исполнилось 13 лет и я каждый день играю на гармони теперь не цифрами а уже на слух потому что уже освоился и как бы скорее всего у меня есть хороший музыкальный слух,главное не сдавайтесь и у вас всё получится 🙂
Надежда 13:17 Reply
Мне 62. Всю жизнь мечтала научиться играть на гармони. Слуха нет, но…..сейчас пытаюсь. Проблема – ноты
Посадка и постановка рук
Правильная посадка и постановка рук — основа удобной игры на гармошке. Рассмотрим основные рекомендации.
Посадка гармониста должна быть устойчивой и удобной. Инструмент ставится на левое бедро, мехом к телу. Плечевой ремень регулируется так, чтобы гармошка не висела на плечах.
Правая рука располагается так, что ладонь упирается в гриф нижней частью около основания большого пальца. Кисть слегка отведена в сторону. Большой палец находится за грифом.
Левая рука свободно лежит на мехе. Корпус держится прямо, плечи расслаблены. Такая посадка позволяет играть долго, не уставая.
Первые звуки
Итак, гармошка куплена и настроена, посадка и постановка рук отработаны. Пора извлекать из инструмента первые звуки! Для начала выполним простое упражнение.
- Возьмите мех левой рукой и медленно разведите его, делая вдох.
- Одновременно нажмите кнопку в правой клавиатуре.
- Затем плавно сожмите мех, возвращая его в исходное положение и делая выдох.
Повторите это упражнение несколько раз, следя за плавностью движений меха. Добейтесь ровного, устойчивого звука без прерываний.
Теперь можно переходить к игре гамм. Играйте гамму медленно по очереди разными пальцами, следя за связностью исполнения. Через некоторое время вы научитесь контролировать звукоизвлечение и вести мех ровно.
Когда гамма станет получаться уверенно одной рукой, можно приступать к игре двумя руками. Это потребует координации и концентрации. Но регулярные тренировки обязательно принесут результат!
Научись на гармони играть, Дербенко Е.П., 2012
Предлагаемый самоучитель Е. Дербенко предназначен для широкого круга любителей игры на этом популярном инструменте, для тех, кто хотел бы самостоятельно научиться играть на нём, а также изучить основы музыкальной грамоты. Автор ставил перед собой задачу в предельно доходчивой форме рассказать об устройстве гармони, приёмах игры на ней. Самоучитель доступен людям самого разного возраста — от детей до пенсионеров. Музыкальный материал составлен так, что от простейших мелодий до довольно сложных пьес и обработок обучающийся постепенно, шаг за шагом осваивает этот казалось бы простой, но на самом деле сложный музыкальный инструмент, на котором прекрасно звучат народные и иные мелодии.
ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА.
Теперь займёмся изучением левой клавиатуры гармони. Левая клавиатура устроена совершенно иначе, чем правая. Главное её предназначение — аккомпанемент (т.е. сопровождение мелодии). Мы видим в левой клавиатуре 3 ряда. Первый — ближайший к меху — называется вспомогательным. К нему мы вернёмся позже. Второй и третий ряды состоят из басов и аккордов, расположенных по 8 клавиш в каждом ряду.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Научись на гармони играть, Дербенко Е.П., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Научись на гармони играть, Дербенко Е.П., 2012
Предлагаемый самоучитель Е. Дербенко предназначен для широкого круга любителей игры на этом популярном инструменте, для тех, кто хотел бы самостоятельно научиться играть на нём, а также изучить основы музыкальной грамоты. Автор ставил перед собой задачу в предельно доходчивой форме рассказать об устройстве гармони, приёмах игры на ней. Самоучитель доступен людям самого разного возраста — от детей до пенсионеров. Музыкальный материал составлен так, что от простейших мелодий до довольно сложных пьес и обработок обучающийся постепенно, шаг за шагом осваивает этот казалось бы простой, но на самом деле сложный музыкальный инструмент, на котором прекрасно звучат народные и иные мелодии.
ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА.
Теперь займёмся изучением левой клавиатуры гармони. Левая клавиатура устроена совершенно иначе, чем правая. Главное её предназначение — аккомпанемент (т.е. сопровождение мелодии). Мы видим в левой клавиатуре 3 ряда. Первый — ближайший к меху — называется вспомогательным. К нему мы вернёмся позже. Второй и третий ряды состоят из басов и аккордов, расположенных по 8 клавиш в каждом ряду.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Научись на гармони играть, Дербенко Е.П., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
П. Лондонов — Самоучитель игры на двухрядной гармонике — хромке
П. Лондонов
Самоучитель игры на двухрядной гармонике – хромке
“Музыка”, 1966г.
номер 394
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКА. ДВИЖЕНИЕ МЕХА
Звук на гармонике извлекается путем нажатия на клавиши при одновременном движении меха. При нажатии клавиши открывается определенный клапан, в результате чего струя воздуха колеблет стальные голоса — и мы слышим соответствующие музыкальные звуки.
Нажимать на клавиши нужно спокойно, без каких-либо лишних усилий, так как степень громкости звука зависит только от силы движения меха, а не от силы нажатия пальцем на клавишу.
Движение меха осуществляется при помощи левой руки. При этом надо иметь в виду следующее: чрезмерное растягивание меха, рывки, стремление к «наседанию» на инструмент приводят к неравномерному звучанию мелодии и порче инструмента.
Мех следует вести плавно и ровно. Очень важно научиться правильно менять направление меха. Смена меха должна быть спокойной, без толчков и ощутимых остановок. Нельзя допускать смены движения меха на одном, тянущемся звуке, так как в этом случае вместо одного долгого звука получатся два более коротких звука. Необходимо помнить, что звук прекращается после снятия пальца с клавиши. В некоторых конструкциях гармоник на сетке левой части корпуса имеется специальный клапан — отдушник, предназначенный для сжима меха без нажатия на клавиши (без звуков).
скачать самоучитель
Самоучитель игры на двухрядной гармонике — хромке
П. Лондонов
«Советский композитор”, 1974г
номер 394
Тот же самоучитель, что и выше, только в другом формате и другого года издание
Описание инструмента
Правила держания инструмента. Посадка. Положение рук и корпуса играющего
Постановка рук и аппликатура
Извлечение звука. Движение меха
Правая клавиатура
Описание правой клавиатуры
Высота звука
Музыкальный звук и его свойства: высота, длительность, сила, тембр
Запись звуков по высоте
Запись звуков по длительности
Сила звука
Такт. Тактовые размеры
Паузы
Легато. Стаккато
Понятие о мелодической линии
Левая клавиатура
Роль левой клавиатуры при игре на гармонике
Запись басов
Запись аккордов
Расположение басов и аккордов на инструменте
Игра двумя руками
Практика исполнения музыкальных произведений
Темп
Сила звучания
Восьмые ноты и паузы
Шестнадцатые ноты и паузы
Схема соотношения нот и пауз различной длительности
Затакт
Нота с точкой
Лига
Знаки повышения и понижения звуков
Знаки повторения
Исполнение двойных нот и аккордов на правой клавиатуре
Тактовые размеры на 3/8, в/в, 9/в, 12/в .
Смешанные такты. Переменные размеры.
Счет на 2/г и 3/а
Триоль
Украшения
Приложение
Ан. Новиков. Марш коммунистических бригад
В. Соловьев-Седой. Если бы парни всей земли
В. Соловьев-Седой. В путь
На сопках Маньчжурии (вальс)
Березка (вальс)
Е. Родыгин. Куда бежишь, тропинка милая
Н. Поликарпов. Девичьи припевки
По улице мостовой. Русская народная песня
Во горнице во новой. Русская народная песня
Барыня
Подмосковные частушки
Старинные тихвинские припевки
Саратовские припевки
Рязанские страдания-частушки
У воровские частушки
Полянка. Русский народный танец
Херсонский гопак. Украинский народный танец
Лявониха. Белорусский народный танец
Лезгинка. Грузинский народный танец
Бишле бию. Татарский народный танец
Башкирский танец
скачать пособие
И еще DjVu формат 1977г.:
скачать школу
номер с394к