Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих; визуально проверяет готовность к занятию: наличие на столах лабораторного оборудования, учебников, задачников, тетрадей рабочих и для самостоятельных работ; объявляет тему урока. (слайд 1)
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения предыдущей темы.
Организует комбинированное повторение материала по темам предыдущих занятий (фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам). Проверяет (выборочно) домашнюю работу:
упр. 18 (2), упр. 19 (1 – 3, 7).
У: На прошлом уроке мы познакомились с законом Ома для участка цепи, который связал основные физические величины, характеризующие электрическую цепь:
- Сформулируйте закон Ома.
- Что характеризует, как обозначается и в чём измеряется: а) электрическое сопротивление, б) электрическое напряжение, в) сила тока?
- Какими правилами следует руководствоваться при включении в цепь приборов для измерения силы тока, напряжения? (слайд 2)
Приступаем к выполнению проверочной работы.
Время выполнения – 6 мин.
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют проверочную самостоятельную работу по вариантам с последующей самопроверкой (ответы выводятся на экран после того, как работа сдана).
Мотивация учебной деятельности.
Выработка совместно с учащимися хода экспериментальной работы для достижения цели урока.
Создаёт проблемную ситуацию для активизации познавательного процесса; корректирует ход обсуждения проблемы.
У: М.В. Ломоносов сказал: «Опыт – вот учитель жизни вечной». В ходе работы с электрическими цепями мы убедились, что электрическое сопротивление проводников различно. Как вы думаете, от чего зависит сопротивление проводника, как его можно изменять? Предложите способ проверить вашу гипотезу опытным путём, если в качестве проводника использовать электролит.
Выдвигают гипотезы о зависимости сопротивления проводника от его длины, «толщины» и рода вещества;
Изучение нового материала.
Экспериментально получить зависимость сопротивления проводника от его параметров.
Обеспечивает каждую парту комплектом приборов и карточкой – заданием; следит за соблюдением правил работы с реостатом, техники безопасности; оказывает необходимую техническую помощь; выслушивает вместе с учащимися отчёты групп и корректирует выводы .
Обобщает результаты работы групп.
Справедливость выводов подтверждает демонстрационным экспериментом, используя набор «Постоянный ток» и самодельную панель.
Выполняют фронтальный исследовательский эксперимент в группах (группы формируются по принципу: первые парты в каждом ряду – первая группа, вторые парты в каждом ряду – вторая и т.д.), обсуждают результаты эксперимента, формулируют вывод. Представитель группы сообщает классу о результатах опыта. Так же учащиеся убеждаются в правильности полученных выводов для любых видов проводников по результатам проведённого учителем демонстрационного эксперимента. (слайды 7 — 9)
Принцип работы реостата
Первичное усвоение новых знаний.
Обеспечение осознанности усвоения новых знаний; выявление пробелов и их коррекция.
Демонстрирует различные виды реостатов, предлагает учащимся с помощью учебника самостоятельно рассмотреть их устройство и принцип действия. Контролирует выполнение задания, оказывает помощь в систематизации знаний, проводит закрепление материала в виде решения расчётных задач.
У : Второй урок мы используем реостат, соблюдая правила его подключения, как устройство, позволяющее нам менять сопротивление, силу тока в цепи. Читая § 47 на стр. 108 учебника, рассмотрите конструктивные особенности реостата и, опираясь на новые знания, ответьте на вопросы:
- На чём основано действие реостатов?
- Почему для изготовления реостатов используется проволока с большим удельным сопротивлением?
- Как устроен и как включается в цепь ползунковый реостат?
- Почему стержень ползункового реостата имеет площадь сечения намного больше, чем проволока, из которой он изготовлен?
- Чем отличается работа рычажного реостата от ползункового реостата?
Изучают самостоятельно § 47 учебника, находят ответы на поставленные учителем вопросы, участвуют в обсуждении и корректировке ответов. (слайды 10 — 14)
Решают задачи из задачника А.Е. Марона (№ 1550, 1552, 1554) на закрепление умений работать с формулой расчёта сопротивления проводника (три человека у доски, по одному от каждого варианта, остальные работают на местах). «Сильные» ребята решают № 1556 (задача проверяется индивидуально у каждого). (слайд 15)
Анализ результатов совместной деятельности и достижения цели урока.
Предлагает ответить на вопросы:
- Какую цель ставили перед собой и достигли ли мы её?
- Доволен ли ты своей работой, не доволен, почему?
- Самым трудным было…
- Это занятие помогло мне…
- Если бы человечество не знало об этом, то…
У: Ребята, мы сегодня с вами плодотворно поработали, решив поставленные задачи. Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много, как все мы вместе».
Спасибо за урок!
Подводят итоги, делают выводы с использованием новой терминологии, оценивают успешность своей работы и класса в целом, уровень усвоения знаний; высказывают свою точку зрения, дополняют друг друга, делятся своими мыслями и впечатлениями. (слайд 16)
Информация о домашнем задании.
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания:
§ 45 – 47; упр. 21 (1 – 4) — письменно;
М. № 1560, 1563 – для желающих.
Записывают задание в дневник. (слайд 17)
Образец проверочной работы:
- Назвать прибор, определить цену деления и показания прибора (рис 1).
- Сопротивление электрического утюга, потребляющего ток 5 А, при напряжении 220 В равно
А. 110 Ом Б . 1100 Ом В . 440 Ом Г. 44 Ом.
- Напряжение на зажимах сопротивления 100 Ом, по которому протекает ток 200 мА равно
А. 500 В Б . 0,5 В В . 20 В Г. 20000 В.
- Сила тока при напряжении 250 В через спираль лампы сопротивлением 50 кОм равна
А. 0,005 А Б . 5 А В . 12,5 А Г. 200 А.
- Сопротивление какого проводника больше и во сколько раз? ( рис. 2)
А. 2-го, в 2 раза; Б . 1-го, в 2 раза; В . 1-го, в 4 раза; Г. сопротивления равны.
- Назвать прибор, определить цену деления и показания прибора (рис 1).
- Если на лампочке карманного фонарика указано «0,25 А» и «3,5 В», то сопротивление нити лампочки равно
А. 0,875 Ом Б . 875 Ом В . 140 Ом Г. 14 Ом.
- При электросварке сила тока в дуге при напряжении 30 В и сопротивлении дуги 200 мОм достигает
А. 6 А Б . 6000 А В . 0,15 А Г. 150 А.
- Напряжение на зажимах электрического двигателя сопротивлением 0,6 кОм при силе тока 0,4 А равно
А. 0,24 В Б . 240 В В . 1500 В Г. 1,5 В.
- Сопротивление какого проводника меньше и во сколько раз? ( рис. 2)
А. 2-го, в 3 раза; Б . 1-го, в 3 раза; В . 2-го, в 2 раза; Г. сопротивления равны.
Карточки экспериментального задания для трёх групп:
Тема: Исследование зависимости сопротивления проводника от его длины.
I . Оборудование: источник питания, ванночка – кювета с раствором электролита, два электрода, амперметр, вольтметр, ключ, реостат, зажимы «крокодил», соединительные провода.
- C оберите цепь, соединив последовательно источник питания, ключ, кювету с электролитом, реостат, амперметр. Вольтметр должен измерять напряжение на электродах кюветы.
- Измерьте силу тока через электролит (проводник), меняя расстояние между электродами, т.е. длину проводника. Во время опыта, передвигая ползунок реостата, поддерживайте напряжение на электродах кюветы постоянным (2 В).
- Найдите сопротивление электролита (проводника) в каждом опыте, используя закон Ома.
- Заполните таблицу:
Расстояние между электродами l , см