Как найти сопротивление реостата

Онлайн-книги

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих; визуально проверяет готовность к занятию: наличие на столах лабораторного оборудования, учебников, задачников, тетрадей рабочих и для самостоятельных работ; объявляет тему урока. (слайд 1)

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения предыдущей темы.

Организует комбинированное повторение материала по темам предыдущих занятий (фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам). Проверяет (выборочно) домашнюю работу:

упр. 18 (2), упр. 19 (1 – 3, 7).

У: На прошлом уроке мы познакомились с законом Ома для участка цепи, который связал основные физические величины, характеризующие электрическую цепь:

  1. Сформулируйте закон Ома.
  2. Что характеризует, как обозначается и в чём измеряется: а) электрическое сопротивление, б) электрическое напряжение, в) сила тока?
  3. Какими правилами следует руководствоваться при включении в цепь приборов для измерения силы тока, напряжения? (слайд 2)

Приступаем к выполнению проверочной работы.

Время выполнения – 6 мин.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют проверочную самостоятельную работу по вариантам с последующей самопроверкой (ответы выводятся на экран после того, как работа сдана).

Мотивация учебной деятельности.

Выработка совместно с учащимися хода экспериментальной работы для достижения цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию для активизации познавательного процесса; корректирует ход обсуждения проблемы.

У: М.В. Ломоносов сказал: «Опыт – вот учитель жизни вечной». В ходе работы с электрическими цепями мы убедились, что электрическое сопротивление проводников различно. Как вы думаете, от чего зависит сопротивление проводника, как его можно изменять? Предложите способ проверить вашу гипотезу опытным путём, если в качестве проводника использовать электролит.

Выдвигают гипотезы о зависимости сопротивления проводника от его длины, «толщины» и рода вещества;

Изучение нового материала.

Экспериментально получить зависимость сопротивления проводника от его параметров.

Обеспечивает каждую парту комплектом приборов и карточкой – заданием; следит за соблюдением правил работы с реостатом, техники безопасности; оказывает необходимую техническую помощь; выслушивает вместе с учащимися отчёты групп и корректирует выводы .

Обобщает результаты работы групп.

Справедливость выводов подтверждает демонстрационным экспериментом, используя набор «Постоянный ток» и самодельную панель.

Выполняют фронтальный исследовательский эксперимент в группах (группы формируются по принципу: первые парты в каждом ряду – первая группа, вторые парты в каждом ряду – вторая и т.д.), обсуждают результаты эксперимента, формулируют вывод. Представитель группы сообщает классу о результатах опыта. Так же учащиеся убеждаются в правильности полученных выводов для любых видов проводников по результатам проведённого учителем демонстрационного эксперимента. (слайды 7 — 9)

Принцип работы реостата

Первичное усвоение новых знаний.

Обеспечение осознанности усвоения новых знаний; выявление пробелов и их коррекция.

Демонстрирует различные виды реостатов, предлагает учащимся с помощью учебника самостоятельно рассмотреть их устройство и принцип действия. Контролирует выполнение задания, оказывает помощь в систематизации знаний, проводит закрепление материала в виде решения расчётных задач.

У : Второй урок мы используем реостат, соблюдая правила его подключения, как устройство, позволяющее нам менять сопротивление, силу тока в цепи. Читая § 47 на стр. 108 учебника, рассмотрите конструктивные особенности реостата и, опираясь на новые знания, ответьте на вопросы:

  1. На чём основано действие реостатов?
  2. Почему для изготовления реостатов используется проволока с большим удельным сопротивлением?
  3. Как устроен и как включается в цепь ползунковый реостат?
  4. Почему стержень ползункового реостата имеет площадь сечения намного больше, чем проволока, из которой он изготовлен?
  5. Чем отличается работа рычажного реостата от ползункового реостата?

Изучают самостоятельно § 47 учебника, находят ответы на поставленные учителем вопросы, участвуют в обсуждении и корректировке ответов. (слайды 10 — 14)

Решают задачи из задачника А.Е. Марона (№ 1550, 1552, 1554) на закрепление умений работать с формулой расчёта сопротивления проводника (три человека у доски, по одному от каждого варианта, остальные работают на местах). «Сильные» ребята решают № 1556 (задача проверяется индивидуально у каждого). (слайд 15)

Анализ результатов совместной деятельности и достижения цели урока.

Предлагает ответить на вопросы:

  1. Какую цель ставили перед собой и достигли ли мы её?
  2. Доволен ли ты своей работой, не доволен, почему?
  3. Самым трудным было…
  4. Это занятие помогло мне…
  5. Если бы человечество не знало об этом, то…

У: Ребята, мы сегодня с вами плодотворно поработали, решив поставленные задачи. Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много, как все мы вместе».

Спасибо за урок!

Подводят итоги, делают выводы с использованием новой терминологии, оценивают успешность своей работы и класса в целом, уровень усвоения знаний; высказывают свою точку зрения, дополняют друг друга, делятся своими мыслями и впечатлениями. (слайд 16)

Информация о домашнем задании.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания:

§ 45 – 47; упр. 21 (1 – 4) — письменно;

М. № 1560, 1563 – для желающих.

Записывают задание в дневник. (слайд 17)

Образец проверочной работы:

  1. Назвать прибор, определить цену деления и показания прибора (рис 1).
  2. Сопротивление электрического утюга, потребляющего ток 5 А, при напряжении 220 В равно

А. 110 Ом Б . 1100 Ом В . 440 Ом Г. 44 Ом.

  1. Напряжение на зажимах сопротивления 100 Ом, по которому протекает ток 200 мА равно

А. 500 В Б . 0,5 В В . 20 В Г. 20000 В.

  1. Сила тока при напряжении 250 В через спираль лампы сопротивлением 50 кОм равна

А. 0,005 А Б . 5 А В . 12,5 А Г. 200 А.

  1. Сопротивление какого проводника больше и во сколько раз? ( рис. 2)

А. 2-го, в 2 раза; Б . 1-го, в 2 раза; В . 1-го, в 4 раза; Г. сопротивления равны.

  1. Назвать прибор, определить цену деления и показания прибора (рис 1).
  2. Если на лампочке карманного фонарика указано «0,25 А» и «3,5 В», то сопротивление нити лампочки равно

А. 0,875 Ом Б . 875 Ом В . 140 Ом Г. 14 Ом.

  1. При электросварке сила тока в дуге при напряжении 30 В и сопротивлении дуги 200 мОм достигает

А. 6 А Б . 6000 А В . 0,15 А Г. 150 А.

  1. Напряжение на зажимах электрического двигателя сопротивлением 0,6 кОм при силе тока 0,4 А равно

А. 0,24 В Б . 240 В В . 1500 В Г. 1,5 В.

  1. Сопротивление какого проводника меньше и во сколько раз? ( рис. 2)

А. 2-го, в 3 раза; Б . 1-го, в 3 раза; В . 2-го, в 2 раза; Г. сопротивления равны.

Карточки экспериментального задания для трёх групп:

Тема: Исследование зависимости сопротивления проводника от его длины.

I . Оборудование: источник питания, ванночка – кювета с раствором электролита, два электрода, амперметр, вольтметр, ключ, реостат, зажимы «крокодил», соединительные провода.

  1. C оберите цепь, соединив последовательно источник питания, ключ, кювету с электролитом, реостат, амперметр. Вольтметр должен измерять напряжение на электродах кюветы.
  2. Измерьте силу тока через электролит (проводник), меняя расстояние между электродами, т.е. длину проводника. Во время опыта, передвигая ползунок реостата, поддерживайте напряжение на электродах кюветы постоянным (2 В).
  3. Найдите сопротивление электролита (проводника) в каждом опыте, используя закон Ома.
  4. Заполните таблицу:

Расстояние между электродами l , см

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий