Что будет если поставить аккумулятор большей емкости

Что будет если поставить аккумулятор большей емкости

У многих автовладельцев-новичков часто возникает страх за сохранность своего автомобиля при установке аккумулятора большего объема. Им кажется, что мотор взорвется, или ему не хватит заряда (автомобиль не зарядится). Но это не так. В автомобиль можно установить аккумулятор любой мощности, главное, чтобы он подходил по размеру и поместился в штатное место под капотом. Но, как всегда, есть свои плюсы и минусы, а еще миллионы мнений автовладельцев.

Автовладельцы ставят на автомобиль аккумуляторы повышенной мощности, потому что они дольше разряжаются. Особенно это актуально в холодное время года, когда стартер потребляет больше энергии при запуске двигателя. Мощной АКБ с большей емкостью хватит на большее число запусков автомобиля. При этом на работе автомобиля и его электронной системы объем мощности никак не скажется. АКБ большей емкости, конечно, будет дольше заряжаться, но и разряжаться будет дольше.

Генератор автомобиля при этом не будет перенапрягаться, потребление тока мощной АКБ для подзарядки намного ниже. В современных легковых автомобилях мощность генератора практически одинаковая, и ток они выдают одинаковый, значит, разные по емкости АКБ просто будут заряжаться разное время. В этом и состоит разница для автомобиля и автовладельца при установке разных по емкости аккумуляторов.

Но не стоит устанавливать аккумулятор, сильно превышающий по емкости генератор автомобиля. При существенной разнице возможна перегрузка системы. К тому же мощный аккумулятор может просто не поместиться в штатное место, большие по емкости АКБ чаще всего большего размера и не помещаются под капот легковых автомобилей. При установке мощной АКБ, емкость которой превышает мощность генератора вашего автомобиля, взвесьте все за и против.

Если в автомобиле не установлено мощных электроприборов или дополнительных электропотребителей, которые используются при выключенном двигателе, тогда установка более мощной батареи не требуется.

Основная причина для установки аккумулятора большей емкости – батарея сможет дольше функционировать без подзаряда, то есть без работающего двигателя. При выходе из строя генератора автомобиля водитель сможет добраться до СТО, резервной емкости батареи должно хватить на некоторое время, и автовладельцу будет проще добраться до нужного места. Но, с другой стороны, сломанный («убитый») генератор не сможет оживить самую мощную АКБ, в такой ситуации уже ничего не поможет водителю.

Поэтому в первую очередь необходимо следить за общим состоянием автомобиля (его двигателем), а уже потом думать о емкости аккумулятора. Повышенная емкость аккумулятора нужна на автомобиле, где установлены дополнительные энергопотребляющие приборы, которые работают при выключенном двигателе. Например, подогрев сидений или аудиосистема. Или, например, это кафе на колесах, где установлены холодильник, плита и прочее оборудование, которое должно бесперебойно работать при заглушенном двигателе.

ЗА №9: Можно ли поставить АККУМУЛЯТОР БОЛЬШЕЙ ЁМКОСТИ?

Еще одна веская причина установки аккумулятора большей емкости – отсутствие возможности регулярного подзаряда батареи при работающем двигателе. Такое может возникнуть при езде по пробкам или при передвижении на небольшие расстояния. В условиях современного трафика с постоянными пробками полноценно зарядить аккумулятор не всегда получается. Водитель заводит автомобиль (тратит часть заряда), проезжает пару километров и останавливается в пробке.

На холостых оборотах генератор не вырабатывает достаточно тока для заряда аккумулятора. Прибавьте к этому работающий кондиционер (или подогрев сидений) и аудиосистему, или мигающие поворотники (а если идет дождь или снег, то еще и дворники), аккумулятор совсем не получает подзаряд. Поэтому аккумулятору и не хватает времени для полной зарядки. Если такая ситуация повторяется изо дня в день, однажды водитель столкнется с проблемой разряженной АКБ.

Устанавливая батарею увеличенной емкости, автовладельцы просто отсрочивают момент полного разряда. Поэтому некоторые автовладельцы и ставят аккумулятор повышенной емкости.

Зарядить батарею можно, выехав на загородную трассу, разогнавшись до 60-80 км/ч и проехав достаточное расстояние без остановок, или можно использовать зарядное устройство, работающее от сети. После длительной поездки за город или подзарядки аккумулятора вручную можно ездить еще несколько недель или месяцев по городу, не переживая о заряде батареи автомобиля. Таким образом более емкие аккумуляторы позволяют меньше беспокоиться городским водителям о заряде АКБ и о работе автомобиля в целом.

Аккумуляторы большей емкости (а иногда и дополнительные батареи, соединенные в одну цепь) устанавливают на автомобили со спецсигналами (автомобили инспекторов дорожной службы, например). Такое оборудование в работе требует большей мощности от АКБ при заглушенном двигателе.

Автовладельцы, которые заботятся о своем железном коне и стараются максимально продлить срок его службы, все же чаще следуют рекомендациям производителей и устанавливают аккумулятор с подходящей емкостью. В условиях городского трафика и в обычных условиях эксплуатации это более целесообразно. Световые сигналы, зарядка для раций и звуковые эффекты требуют энергии для работы, поэтому для них нужны более мощные батареи.

Сгорит ли стартер, проводка и приборы?

При постановке вопроса, а можно ли ставить аккумулятор большей емкости на авто, чем рекомендовано производителем, чаще всего возникает страх о сгорании стартера и остальной электросистемы. Однозначный ответ – нет, ничего не сгорит и не перегорит. При повороте ключа стартер берет столько тока, сколько ему нужно для запуска двигателя. Аккумулятор не выдает всю свою мощь стартеру при запуске, он дает ровно столько, сколько необходимо. Поэтому стартер не сгорит при запуске автомобиля с батареей повышенной емкости. Говоря простым языком, и на Daewoo Matiz можно установить аккумулятор от крупногабаритного грузовика, с мотором и стартером легкового авто при этом ничего не случится.

Стартер возьмет тока ровно столько, сколько ему нужно, независимо от емкости батареи. У любого стартера есть свое постоянное сопротивление, которое, по закону Ома (известному еще со школы) не позволяет взять больше тока, чем нужно. Стартер всегда потребляет одинаковый объем тока от аккумулятора любой емкости. Электроприборы в автомобиле с более мощным аккумулятором, чем предусмотрено производителем, сгореть не могут, потому что там есть предохранители. Приборы будут брать тока, сколько им нужно для эффективного функционирования, но не больше. Мощный аккумулятор не сможет выдать большей емкости, чем этого требуют приборы.

Самые известные мифы об АКБ большей емкости

Начнем с перечисления самых популярных ответов на вопрос – что будет, если поставить аккумулятор большей емкости:

  • АКБ большей емкости не будет успевать подзаряжаться от штатного генератора, и со временем гарантированно сядет полностью.
  • Во время заряда АКБ большей емкости будет потреблять такой большой ток, что сгорит выпрямитель или реле-регулятор.
  • На АКБ большей емкости указан большой пусковой ток, из-за которого непременно может сгореть стартер.
  • Если на генераторе написано, например, 50 А, то АКБ емкостью больше 50 А*ч ставить ни в коем случае нельзя, так как он ее не «потянет».
  • АКБ большей емкости придется постоянно подзаряжать от стационарного зарядного устройства.
  • АКБ большей емкости всегда имеет большие габариты, а потому не влезет на штатное место под капотом.
  • АКБ тем дороже, чем больше у нее емкость.

На всякий случай добавим сюда еще один миф, который гласит, что АКБ меньшей емкости, чем положено, будет постоянно «закипать». Ниже развеем и это заблуждение, поскольку оно всегда сопутствует рассматриваемую тему.

Абсолютно все вышеперечисленные мифы и заблуждения возникают по двум причинам. Во-первых, из-за путаницы с характеристиками автомобильных аккумуляторов. Во-вторых, из-за непонимания процессов, которые происходят в связке генератор-АКБ. А потому глупо надеяться развеять эти мифы, не разобравшись с этими, на самом деле элементарными, вещами.

Путаница с характеристиками АКБ

Любой автомобильный аккумулятор, независимо от технологии (кальций, гель и так далее) имеет один и тот же набор характеристик:

  1. Номинальное напряжение.
  2. Емкость.
  3. Максимальный пусковой ток.

Номинальным напряжением батареи легкового авто принято считать показатель в 12 В. При этом, для любой АКБ существует еще, как минимум, три понятия напряжения. Это напряжение в состоянии покоя (до 12,7 В), во время заряда (13,8-14,5 В), и сразу после зарядки (больше 13 В).

Емкостью батареи называется количество энергии, которое в ней запасено. Измеряется в А*ч (ампер-часах). Означает, что АКБ емкостью, например, 60 А*ч сможет обеспечить энергией нагрузку в 1 А в течение 60 часов. Эта же батарея в теории сможет питать нагрузку в 2 А в течение 30 часов, и так далее. Соответственно, если в автомобиль вместо штатной АКБ установить аккумулятор большей емкости, то та же самая нагрузка сможет проработать в автономном режиме дольше.

Так, если вместо АКБ емкостью 60 А*ч установить модель на 70 А*ч, то нагрузка в 1 А сможет проработать 70 часов вместо 60. Это означает, что при заглушенном двигателе можно будет дольше слушать музыку, оставлять авто со включенными габаритами, ставить на сигнализацию на гораздо большие сроки и так далее.

Максимальный пусковой ток – это ток, который в состоянии кратковременно выдать батарея. В автомобиле единственным потребителем тока такой величины является только стартер.

Если поставить АКБ меньшей емкости, чем в мануале

Автомобиль частично или полностью не будет работать. В заводском мануале указывается минимум для АКБ, которого должно хватить для работы транспорта, всей автоматической начинки. Если поставить на автоматизированную технику слабую батарею, стартовых токов может оказаться недостаточно для запуска.

Ничего плохого не случится. Единственная проблема касается размеров. Слишком большое изделие может не поместиться в карман машины. Поэтому обязательно заранее сравнить параметры.

При большей вместительности автовладелец получает ряд преимуществ:

  • Возможность установить в салоне мощную технику, которую не может позволить себе владелец менее сильного аккумулятора.
  • Запуск двигателя в мороз и жару с первого раза.
  • Длительная работа. В процесс эксплуатации любая АКБ понемногу теряет свои характеристики. Запас по вместительности позволит немного отодвинуть момент «прикуривания» транспорта.

Различие между конструкциями с меньшей и большей вместительностью состоит в том, что первая заряжается быстрее, вторая – медленнее.

Читать также:

Подведем итог: что учитывать при покупке

  • Нельзя путать характеристики генератора и батареи. АКБ большой емкости расходует минимальное количество от мощности генератора.
  • Количество электрики, автоматики напрямую влияет на мощность выбираемого устройства. Чем их больше, тем мощнее должно быть оборудование.
  • Чем хуже условия эксплуатации, тем вместительнее должен быть аккумулятор и выше стартовые токи. Это гарантирует запуск с первого раза.
  • Оборудование должно подходить по размерам карману, в который будет устанавливаться.
  • Меньше – не желательно, больше – насколько позволяет бюджет.

Бывает сложно самостоятельно рассчитать оптимальную по цене, емкости батарею. Поэтому компания 1ak.ru предлагает профессиональные консультации и помощь в подборе аккумуляторов. Воспользуйтесь автоматической системой по выбору оборудования или обратитесь напрямую к консультанту

Для чего нужна повышенная емкость?

А, собственно, в идеальных условиях она и… не нужна! Если генератор и электропроводка автомобиля исправны, а поездки регулярно восполняют затраченный стартером объем энергии, то можно годами ездить, вообще не интересуясь состоянием аккумулятора – как будто его нет.

Но это идеальная ситуация, в жизни встречающаяся редко. На деле батареи в машинах большинства жителей городов всегда находятся в состоянии небольшого перманентного недозаряда. Завели машину (отняли часть запаса энергии батареи), поехали, встали в пробку. На холостых оборотах работа генератора малоэффективна, а если включить свет, печку, разные обогревы и прочее, то аккумулятор вообще перестает пополняться.

Что будет если поставить аккумулятор большей емкости

В итоге, если вернуться к литрам воды, изображающим энергетическое содержимое аккумулятора, то за поездку был затрачен, скажем, «литр», а возвращено 0,7. И так каждый день. Если ничего не предпринимать (а нужна либо зарядка аккумулятора внешним зарядным устройством, либо хотя бы хорошая дальняя поездка с ветерком и без пробок), то через какое-то время в один далеко не прекрасный день вы просто не заведете мотор.

А с батареей увеличенной емкости? Тоже не заведете! Но только случится это позднее. На неделю. На две. Или на месяц. В зависимости от объема емкости сверх нормы и многих других факторов. Срок прибавки не спрогнозировать. Но этот временной «бонус» может очень здорово помочь – возможно, в течение него, к примеру, выдастся дальняя поездка. Или вовсе весна наступит…

А когда нельзя поставить батарею повышенной емкости?

Препятствия часто могут быть чисто геометрические. Это на Волге или старом УАЗе под капотом был запас свободного места на вдвое большую батарею, а на многих современных машинах место под аккумулятор ограничено весьма жестко – влезает аккумулятор со строго определенными габаритами длины, ширины и высоты, и все. И в этих параметрах вам, скорее всего, удастся купить только батарею той же емкости, что и была. Ну, максимум на пять ампер-часов больше…

Совсем другая история — когда батарею увеличенной емкости поставить физически возможно, но «просто взять и заменить» нельзя – после замены требуется внести изменения в настройки системы управления двигателем! «Что за бред?!» – спросил бы технически грамотный автовладелец лет, эдак, десять-пятнадцать назад. И был бы прав – это действительно звучит как бред, ибо раньше система зарядки аккумулятора от генератора была полностью самодостаточной и автономной, и «мозги» автомобиля не вмешивались в этот процесс. На бюджетных машинах в массе своей так, в общем-то, и осталось, но в современных авто от среднего класса и выше процесс зарядки батареи все чаще комплексно контролирует умная электроника, «менеджер бортовой электросети».

Работает это так: на проводе, идущем от аккумулятора к генератору, стоит датчик силы и направления тока, по которому «мозги» определяют количество энергии, идущее от аккумулятора (разряд) и обратно (заряд). А поскольку в память управляющей программы занесено значение штатной емкости батареи, она всегда в режиме реального времени знает, до какой степени реально наполнен аккумулятор.

Знание состояния аккумулятора важно на автомобиле с развитой электрикой и электроникой – с опцией «старт-стоп» и прочими сервисами. К примеру, система может отследить существенное снижение уровня заряда батареи из-за длительного движения в пробках с множеством включенных мощных электропотребителей, и в какой-то момент по своему разумению отключить часть из них принудительно. Обычно что-то необязательное, типа обогрева заднего стекла или сидений. Восстание машин? Нет, забота! Чтобы вы завтра наутро завели мотор, а не бегали с проводами в поисках прикуривальщика…

Также система может снизить напряжение в бортсети, подав команду на генератор, если аккумулятор полностью заряжен, дабы уменьшить выкипание воды из электролита и продлить батарее жизнь. Есть еще много разных ситуаций, в которых задействован «менеджер электричества», но основа его корректной работы – знание реальной емкости батареи.

Тут важно учесть, что со временем реальная ёмкость батареи уменьшается, а «менеджер электричества» продолжает работать с электроникой на основе стандартной емкости, первоначально заложенной в «мозги». Из-за чего в дальнейшем принудительное отключение энергопотребителей может произойти несвоевременно. Точно узнать остаточный ресурс батареи можно только с помощью специальных устройств, например тестером Rokodil ScanX Max.

Он подойдет для всех типов аккумуляторов, а также способен проверить работоспособность генератора и наличие ошибок, связанных с электроникой.

Если вы просто поставите АКБ увеличенной емкости, весь контроль потоков энергии к батарее и от нее пойдет насмарку, ибо рассчитываться все будет исходя из иной начальной емкости, неверной. Поэтому эти данные нужно запрограммировать в систему – вот только, к сожалению, для этого обычно требуется дилерский софт и диагностическое оборудование. Конечно, если вы где-то в глуши, вдали от официального сервиса были вынуждены купить и самостоятельно поставить батарею иной емкости, нежели была, ничего страшного прямо сразу не случится – вы заведете мотор, поедете, и все системы управления, комфорта и безопасности будут исправно работать. Но заехать в ближайшее время к дилеру и «прописать» в системе новую батарею все же стоит.

А что будет, если поставить аккумулятор большей емкости? Ничего!

«Штатную батарею нельзя заменить подходящей по размеру, но с большей емкостью!» Обычно распространители подобных слухов выдвигают следующую «теорию»: мол, если установить батарею, скажем, в 60 Ач вместо штатных 45 Ач, то такая АКБ будет постоянно недозаряжаться, а потому рано выйдет из строя.

Но объяснить, что конкретно помешает такой батарее зарядиться полностью, никто не может: ведь никаких помех для заряда не существует. Задача генератора – возвращать батарее потраченные ампер-часы. Если, например, во время стоянки с выключенным мотором вы потратили 4 Ач, то именно столько и нужно вернуть в АКБ. А надпись на ее этикетке никакой роли при этом, естественно, не играет.

Есть очень простая аналогия с бензобаком. Если вы установили на машину бензобак емкостью 75 литров вместо штатных 55 (так в свое время делали владельцы машин семейства ГАЗ-24), то это вовсе не означает, что теперь вы все время будете ездить с полупустым баком! Заливайте столько, сколько потратили, – только и всего…

Есть вопросы? Задавайте! [email protected]

Подпишитесь на «За рулем» в

Основной вывод: емкость используемой аккумуляторной батареи может варьироваться

Процесс приведения двигателя в рабочее состояние требует энергии, которая почти всегда одинакова, вне зависимости от цифры ёмкости. То есть, для генератора эта цифра не имеет принципиального значения. Важно напряжение в бортовой сети. Аккумуляторная батарея задействует незначительный процент мощности, который имеется у генератора. То есть, можно смело выбирать АКБ, имеющий большую емкость. Нужно будет лишь дольше его заряжать. Но в таком случае увеличивается время разрядки аккумулятора. Главное — чтобы не менялись показатели напряжения батареи и бортовой сети.

Следовательно, при выборе батареи нужно соблюдать следующие правила: емкость может быть любой — главное, чтобы она обеспечивала такой пусковой ток, который необходим.

В чем отличия батарей разной емкости? Покажем на практическом примере

Показатели тока равны — это характерно для современных машин. АКБ с меньшей емкостью будет быстрее подзаряжаться, чем АКБ с большей — вот единственное отличие.

Допустим, на автомобиле стоит батарея в 55 Ah. Возьмем две АКБ с разными показателями. Первую — меньше, чем базовая – к примеру, на 50Ah. Вторую — на 70 Ah. Представим, что они подверглись полному разряду. После 55 часов зарядки током в 1 Ампер первая батарея полностью зарядиться и начнет кипеть, вторая на 70Ah все еще останется дозаряжаться. После 70 часов зарядки закипит и вторая батарея, а первая будет находиться в состоянии кипения уже часов 15. Но нужно принимать во внимание тот факт, что задача генератора не заряжать, а подзаряжать аккумулятор до нужных значений. И израсходованный при запуске 1% емкости компенсируется в обоих случаях за примерно равное время — независимо от того, насколько отличается емкость.

Установка АКБ с меньшей емкостью

Если вы установите батарею с меньшим значением емкости или мощности, то она будет быстрее разряжаться, но и заряжаться она также будет быстро. Нормальный ток заряда у малосурьмянистых АКБ составляет 10% от емкости источника питания. Следовательно, для зарядки батареи 50 А/ч из состояния полного разряда, на клеммах в холостом режиме менее 11 В, потребуется 10 часов. А для батареи 60 А/ч при том же токе заряда — на 2 часа больше.

Вот тут стоит вспомнить о количестве циклов заряд/разряд. Речь идет именно о полных или суммарных режимах. Например, батарея была полностью заряжена, но после множества безуспешных попыток старта мотора она разрядилась. Вы поставили ее на зарядку и восстановили емкость. Это один цикл. Если она для полного восполнения заряда заряжалась всего 2 часа, то это еще не полный цикл. До его окончания нужно заряжать батарею еще как минимум 8 часов. Количество возможных циклов зависит от уровня заряда и технологии производства АКБ. Если на клеммах 10,5 В, то это состояние полного разряда. В таком случае цифры будут следующими:

  • малосурьмянистые — до 250;
  • кальциевые — до 300;
  • AGM — до 400;
  • GEL — до 500;
  • Li-pol — до 1000.

Если производитель на батареи AGM-типа указал 600 циклов заряд/разряд, то это говорит о том, что должно сохраняться условие разряда батареи не более чем на 50%. В таком случае это будут короткие циклы.

Установка с большей емкостью и пусковым током

Если вы решите установить батарею с большей емкостью, но не изменяете потребление и дальность поездок, то генератор будет отдавать в нее, то же количество энергии. Так как емкость выше, то процент разряда меньше по сравнению со старой батареей, количество циклов увеличивается и срок службы тоже. Если было увеличено потребление, но генератор регулярно не заряжает АКБ на 100%, то недостающая часть вскоре будет и вовсе недоступна. Часть сульфата свинца всегда будет оставаться на пластинах и засорять их. Фактически, отдав за батарею вдвое больше за увеличенную емкость, через 1 год эксплуатации вы получите источник с той емкостью, с которой был у вас до замены. Чтобы продлить срок службы более мощной батареи, увеличивайте пропорционально протяженность поездок или принудительно заряжайте АКБ от ЗУ.

Вот еще один фактор. Если с увеличением мощности АКБ вы значительно увеличили расход электричества из бортовой сети, то ток зарядки также растет. Раньше был 5 А, а стал 6 А. Выросла нагрузка на стабилизатор и генератор, но она по прежнему остается в пределах возможностей, если использованы качественные запчасти на вашем авто.

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий