Жало паяльника чернеет не прилипает припой

Жало паяльника чернеет не прилипает припой
Содержание

Припой не липнет: почему он не прилипает к паяльнику, что делать?

Почему к жалу паяльника не липнет припой?

комментировать
в избранное
geos7­ 7 [51.5K]
2 года назад

Причин может быть несколько, чаще всего встречаются две, про которые и напишем.

Первая из них это не качественный припой, в котором доля свинца много больше заявленной, такой припой плохо плавится и так же плохо прилипает к жалу паяльника. Обычно этим грешат китайские подделки,по этому припой надо покупать в специализированных магазинах, там всё же есть гарантия того, что ПОС-60 будет содержать 60 частей олова, а ПОС-90 — 90 частей.

Вторая причина в собственно плохом жале паяльника. Жало электропаяльника это металлический (медный) стержень, имеющий клиновидное окончание, получаемое заточкой или ковкой, хотя правильным считается сочетание обоих способов. Так вот, клиновидное окончание жала должно быть хорошо залужено, т.е. покрыто тонким слоем припоя. Если этого нет, то и припой прилипать к нему не будет. Иногда жало бывает покрыто нагаром от флюса, к такому жалу припой тоже не прилипнет.

Что делать? Взять не большой мелкий напильник или надфиль и аккуратно зачистить жало до блеска. Лучше это делать с холодным паяльником. То же самое можно сделать и с помощью наждачной бумаги или наждачного камня.

Затем надо включить паяльник в сеть (подключить к источнику питания), дождаться пока он немного разогреется и вдавить в канифоль или окунуть в канифолевый флюс, процедуру повторить несколько раз, затем дождаться, когда жало разогреется до температуры плавления припоя и натереть им его.

По завершению процедуры припой гарантированно будет прилипать к жалу паяльника.

И да, при пайке не забывать пользоваться флюсом, он способствует лучшему прилипанию припоя к паяльнику.

Если припой не липнет к жалу паяльника

. то наука предлагает нам способ восстановления жала. Это не дорого, не долго, не вредно и достаточно эффективно.

Нам потребуется небольшая коробочка специального флюса, вот такая:

Жало паяльника чернеет не прилипает припой

Она совсем небольшая, чуть больше наперстка:

Крышка на резьбе. Открываем.

Внутри какие-то сероватые кристаллы. Давайте посмотрим в микроскоп.

Кристаллы на самом деле белые, но среди них рассыпаны микроскопические шарики припоя.

Нужно хорошенько прогреть паяльник и можно приступать к очистке.

Чернеет жало паяльника, не берется припой, что делать? Раскрываю все секреты!

Происходит это вот так:

Жало идеально облудилось, припой липнет, средство работает!

Ссылка на пасту для восстановления жала паяльника.

Около ста рублей все удовольствие.

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

Об авторе
  • Точилка для болта
  • Opple Light Master III: прибор для определения качества освещения
  • Нейлон, которым смог напечатать даже я
  • Технический скальпель
  • Вакуумные пакеты для сохранения филамента сухим
  • Клей, твердеющий от ультрафиолета: ремонтируем неремонтируемое

Автор tykhon ПА Рейтинг +362.30
Блог Инструменты 251 717 RSS Вступить Подписаться
Не упускай интересное! Подпишись на нас в ВК и Telegram.

Пожаловаться на комментарий

В мастерской штук 10 разных паяльников: ERSA, SH72, TS100.… Паяльный пинцет. Но жала на них не обгорают. Максимум об губку или стружку обтереть. Температуру нормальную надо выставлять и припой/флюс качественный использовать.

Некоторые мокрой тряпкой жало обрабатывают, и даже помогает на пару недель.
Губка с глицерином и нет проблем. Если взять у друзей жижу от вейпа — будет с клубничкой )

Катаюсь на велосипеде, самокате и автомобиле. И никогда колес не прокалывал. Максимум — приспустило чуть за год — ну так подкачаю и в путь. Просто гвозди на дороге нужно уметь объезжать и резину качественную покупать. Тогда и запаска не нужна.

Главное с бальзамом «Золотая звезда» не перепутать.

Работал 10 лет регулировщиком р/а паяльником с медным жалом(на весь коллектив предприятия их точили в мех.цехе) и там такой проблемы не было, купленные дорогущие Ersa стояли нетронутыми. Медь позволяет легко контролировать размер капли припоя и переносить на конце жала паяльника одной рукой, а не держать катушку с припоем 2й рукой непосредственно в точке пайки, как это сейчас везде практикуют во всяких буржуйских видосах на ютубе используя ещё и «третью руку» для крепления самой платы. капец такое уродство, кто это придумал…
А тут как раз собрался брать хвалёный Pinecil и очень беспокоит этот вопрос, там такие же необслуживаемые Hakko type жала из непонятного сплава, а тот что идёт в комплекте с острым кончиком, видимо сразу придётся нести на помойку и где то искать замену т.к, годится он только для пайки SMD, зачем они все его кладут?

Проблема № 2: к жалу не прилипает припой

Это больше касается не новых устройств, а уже проверенного в работе оборудования. В какой-то момент паяльник перестаёт цеплять припой. Или делает это значительно хуже, чем раньше. Что, в свою очередь, серьёзно усложняет процесс пайки и выводит мастера из терпения.

Решение

не липнет припой к паяльнику

Жало паяльника теряет свои свойства из-за нагара. Чтобы устранить неисправность, нужно знать, из какого материала оно изготовлено.

Вариантов тут два:

  • Жало — медное. В этом случае необходимо зачистить поверхность детали напильником или наждачной бумагой. Затем включить паяльник, нагреть его и опустить в канифоль. Этот способ помогает снять оксидную плёнку и подготовить оборудование к работе. После того, как канифоль начнёт испаряться, нужно нанести на жало припой и снять лишнее целлюлозной губкой или толстой хлопчатобумажной тканью. Для закрепления эффекта операцию можно повторить 2–3 раза подряд;
  • Жало — необгораемое. То есть снабжённое специальным защитным слоем, оберегающим внутреннюю часть стержня. Любая механическая зачистка неизбежно разрушит это покрытие, поэтому лучше всего просто купить новое жало. Но, если у вас по какой-либо причине нет такой возможности, можно попробовать облудить его припоем и канифолью и продолжить работу.

В дальнейшем, чтобы избежать проблем с необгораемым жалом, всегда оставляйте на его поверхности немного припоя. Это продлит срок службы детали и сохранит внешний защитный слой от повреждений.

Проблема № 3: паяльник не нагревается

Перед тем, как начать работу, вам приходится ждать нагрева паяльника 10–15 минут? А может, инструмент и вовсе не способен достичь необходимой для пайки температуры? Банальная ситуация, знакомая каждому опытному радиолюбителю.

Решение

Скорее всего, из строя вышел нагревательный элемент. Если паяльник современный, можно просто купить новую деталь и произвести замену. Керамические нагревательные элементы продаются во всех специализированных магазинах электроинструментов, поэтому больших сложностей с поиском подходящих запчастей ожидать вряд ли стоит.

Если паяльник советский, дело обстоит немного иначе. Старые инструменты нагревались за счёт накала нихромовой нити, намотанной на медный стержень. Поэтому, чтобы восстановить мощность оборудования, придётся обновить намотку. Учтите, что чем короче нить, тем ниже сопротивление. А значит, слабее паяльник.

не включается паяльник

Иногда проблемы с нагревом возникают из-за нарушения контакта между жалом и нагревательным элементом. Чтобы вернуть инструменту былую мощность, просто проверьте, насколько плотно все части конструкции прилегают друг к другу. И, если это необходимо, подтяните болты на корпусе.

Проблема № 4: паяльник не включается

Порой устройство не просто не нагревается, а вообще отказывается включаться. И исправить это не помогает ни переключение регуляторов, ни проверка контактов жала.

Решение

Первое, что нужно сделать — проверить напряжение в сети. А затем осмотреть и при необходимости прозвонить провод паяльника, чтобы найти места разрывов. Чаще всего кабели перегибаются около вилки или корпуса инструмента, поэтому начните осмотр именно оттуда.

Не лишней будет и проверка исправности нагревательного элемента. Вполне может быть, что он вышел из строя. И из-за этой неприятности паяльник временно перестал подавать признаки жизни и выполнять свои прямые функции. Если это действительно так, замените нагреватель или обновите намотку.

Как почистить жало паяльника

Разгребём наиболее популярные способы.

Миф о чистке жал

Далеко не самый лучший способ чистить жало при помощи деревянных дощечек. В процессе будет много дыма, а от окислов обычная деревяшка не способна эффективно очистить жало. Можно тереть паяльник об деревяшку хоть до посинения, но толку от этого будет мало. Ниже рассмотрим иной пример чистки жала деревяшкой, но уже с применением большого количества припоя.

Чистка влажными губками и хб тряпками

Итак, чтобы правильно подготовить паяльник с вечным или медным жалом нужна губка для снятия припоя.

Или подойдет хб тряпка смоченная водой.

А также подойдет обычная вата, свернутая в комочек. Она хорошо убирает припой. И это все что нужно, если на паяльнике мало нагара.

Включите паяльник или станцию в сеть и дождитесь нагрева жала.

Кстати, температура пайки не должна быть выше 300 °C.

Если на жале есть старый припой — уберите его при помощи влажной губки или тряпки.

Причем убирайте не долго, а быстро, всего за пару движений. И сразу же наносите свежий припой на чистое жало.

Спешка связана с тем, что поверхность жала быстро покрывается окислами из-за воздуха под воздействием высокой температуры нагревателя.

На фото вы можете увидеть маленькую черную точку на поверхности жала.

Это первые окислы, которые постепенно перейдут в большие черные пятна, к которым не будет липнуть припой.

Поэтому, не медлите и сразу же добавьте припой на паяльник.

Если вы используете новое жало, то оно сразу начнет обгорать, поэтому сразу добавляйте свежий припой на жало. Такие губки и тряпки снимают небольшой нагар с жала, и лишний припой. С большими окислами они не справятся.

Когда влажная губка для снятия припоя не поможет

Губка или тряпка смоченные водой не помогут снять нагар с вечного жала. Эти поверхности и вода даже наоборот, ухудшают ситуацию.

Запомните важное правило — жало паяльника всегда должно быть с припоем. Исключение только одно — когда с платы или детали надо убрать лишний припой. Например, для качественного использования медной оплетки нужно чистое жало без припоя.

Всегда на паяльнике должен быть припой. Он защищает поверхность жала от окислов, пока вы не пользуетесь паяльником и заняты другим делом. Когда же вам понадобится паяльник и свежий припой вы просто чистите жало от старого окисленного припоя со шлаками об смоченную водой губку или тряпку, и берете свежий припой.

Если все-таки на жале имеется большой нагар, из-за которого прибой не берется, то этот нагар можно удалить тремя способами.

Медная или металлическая тонкая стружка

Металлические стружки одновременно удаляют припой с поверхности жала и стирают слой нагара, не повреждая при этом покрытие. Такие губки продаются в любом магазине запчастей для смартфонов, а также в радиомагазинах и интернет магазинах (Aliexpress и т.п.). Так же может подойти и кухонная, однако нужна плотная и более мягкая. К тому же, чистить она будет хуже.

Разница между ними в размерах стружки и в качестве. Медная стружка лучше удаляет припой и щадяще удаляет окислы с жала.

Использовать стружку очень просто. Достаточно окунуть жало в стружку и провести им несколько раз по всей площади. Окислы и припой останутся там.

Купание в припое и флюсе

Можно выжечь окислы при помощи большого количества припоя. Нужно «искупать» жало в большом количестве припоя и флюса. В безвоздушном пространстве внутри припоя окислы сгорят и поверхность жала очистится.

При помощи пайки можно удалить слой нагара. Делаем небольшую ванну из припоя. Потребуется пруток припоя и флюс. Желательно активированный (например, ЛТИ – 120). Можно даже обычную спиртоканифоль. Это в случае «легкого» нагара, небольшой величины.

Скрутите несколько прутков припоя в один комочек и добавьте флюс или паяльную кислоту.

И начинаем купать жало в припое. Если припой не плавится, то нужно повысить температуру. И делайте все это на деревянной дощечке или ненужной плате, чтобы температура не уходила от паяльника и помогала удалять окислы.

Это не противоречит мифу про чистку жала дощечкой, Здесь мы используем только лужу припоя для чистки жала, а деревяшку только для опоры. Если вы будете использовать металлический лист, то жало и припой будут быстро остывать, отдавая все тепло металлу, который в свою очередь действует как радиатор.

При этой работе тщательно проветривайте помещение! Если же нагар все равно плохо счищается после нескольких попыток, то теперь нужно использовать паяльную кислоту. Порядок действий такой же.

Спустя пару минут почистите жало об губку.

Покрываем жало припоем из стороны в сторону, не вытаскиваем наружу, чтобы жало было полностью окутано. Через пару минут не большой нагар испарится, и уже можно будет на жало взять еще немного свежего припоя после «купания». Оставляем так паяльник нагретым с каплей минут на 10 – 15.

Если остались окислы — повторите процедуру вновь.

Активаторы для жал

Этот способ понадобится, когда уже все остальное не помогает и окислы ничем больше не удалить. Если жало вам еще понадобится, то вы можете попробовать активатор для жал. Он продается в интерне-магазинах для радиолюбителей или на Aliexpress.

Достаточно окунуть жало в активаторы, и оно будет снова чистым. (инструкция может быть разной) Но не стоит злоупотреблять этим. Активаторы выделяют много вредных веществ, да и зачем его постоянно использовать, когда металлическая губка прекрасно удаляет небольшие окислы.

После снятия нагара нужно как можно скорее нанести на жало припой т.к. даже за несколько секунд оно может обгореть (если, конечно, у вас температура паяльника свыше 340 ℃)

Как беречь жало паяльника и увеличить срок его службы

Чтобы жало служило долго и качественно и не деформировалось, придерживайтесь следующим рекомендациям:

  • Не ставьте на долго температуру на паяльнике свыше 350 °C;
  • Старайтесь часто не паять паяльной кислотой;
  • Не чистите жало инструментами или наждачной;
  • На жале паяльника всегда должен быть припой, кроме тех случаев, когда припой нужно убрать паяльником с платы;
  • Не гните паяльником другие детали и не ударяйте его об другую поверхность.

Советы по уходу за паяльником

  • Не оставлять включенный паяльник долго без припоя или флюса на жале;
  • Жало чистить только губкой для снятия припоя или металлической, которая снимает и нагар;
  • Не чистить жало наждачкой, ножом, скальпелем. Есть риск повреждения покрытия;
  • Если паяете кислотой — после пайки обязательно нужно чистить паяльник, не оставляйте остывать его с кислотой!

Полезные

Как восстановить необгораемое жало паяльника без специальной пасты

Как восстановить необгораемое жало паяльника

При неправильной эксплуатации необгораемое жало все же обгорает и покрывается черным стойким налетом. Естественно, дальше пользоваться паяльной станцией становится невозможно, так как припой не прилипает. Для восстановления подобных жал продают специальные пасты, которые стоят отнюдь не дешево. Такая покупка существенно ударяет по карману радиолюбителя. Чтобы избежать трат и сэкономить время, можно воспользоваться данным альтернативным способом.

Понадобится

Первым делом необходимо разогреть паяльник до 250-280 градусов Цельсия. Сразу установим температуру на регуляторе.

Устанавливаем температуру паяльника

Затем берем ненужную плату, и насколько это возможно, наплавляем на нее припой и канифоль. Конечно, сделать это не луженным жалом немного трудновато.

Расплавляем припой на плату

Теперь утопив кончик жала в припое с канифолью, канцелярским ножом начинаем аккуратно соскребать налет, периодически поворачивая паяльник.

Скоблим жало паяльника

Через некоторое время вы заметите, как припой стал смачивать жало и оно залудилось.

Восстановленное жало паяльника

Теперь им можно работать, стало почти как новое.

Восстановленное жало смоченное припоем

Способ проверен временем и не на одном паяльнике, поэтому вполне рабочий и заслуживает вашего внимания.

Лужение жала с современным покрытием

Производители утверждают, что серебреное и никелевое жало нет необходимости подвергать лужению. Однако такое заявление является их рекламным ходом. Ведь серебреное и никелевое покрытие тоже способно окисляться. Единственное отличие – более медленное протекание процесса.

На заметку!

Обычным методом выполнить лужение современного наконечника инструмента не получится по причине того, что покрытие просто сотрется.

Чтобы осуществить процесс, нужно сначала в заранее подготовленную твердую канифоль добавить небольшое количество припоя. Потом проводят чистку жала. Эту операцию осуществляют хлопчатобумажной тряпочкой, которая смочена водой. После этого сразу же окунают рабочую зону паяльника в подготовленную канифоль. При этом добавленный припой погружают на дно емкости с канифолью.

Пример твердой канифоли

Пример твердой канифоли
Источник mozmarket.ru

Чистка и лужение наконечника во время использования паяльника

Лудить жало после его очистки приходится как при подготовке инструмента, так и во время применения паяльника примерно через 15 минут после начала пайки. Процесс можно выполнить при использовании:

  • деревянного неотесанного хвойного бруска с флюсом и небольшим количеством припоя на его поверхности;
  • канифоли на надфиле без нанесения припоя;
  • металлической губки, нижнюю часть которой обмазывают флюсом, а на жало наносят припой.

Во время работы постоянно приходится проводить очистку наконечника инструмента, так как при пайке медь начинает обгорать под ранее выполненным лужением. Если у вас паяльник с современным жалом, тогда вам лучше использовать губку из металла.

Один из вариантов очистки и лужения наконечника паяльника показан в этом видео:

Проблема № 1: паяльник дымится во время нагрева

Когда после первого включения инструмента в комнате появляется дым и характерный запах гари, многие начинающие мастера теряются. Особенно если до этого они черпали информацию о способах и приёмах пайки только на тематических форумах или из обучающих видео на YouTube. Говорит ли дым о том, что оборудование неисправно? Не закончится ли первый самостоятельный опыт работы с паяльной станцией коротким замыканием? И что вообще происходит?

Решение

паяльник дымится во время нагрева

Без паники: такое поведение устройства совершенно нормально. При первом включении в сеть дымят абсолютно все паяльники. Связано это с тем, что перед упаковкой производитель наносит на стержень инструмента специальное антикоррозионное масло, препятствующее образованию ржавчины и защищающее металл от влажности и перепадов температуры. Паяльник перестанет дымить сразу же после выгорания смазки, поэтому не выключайте его и не снимайте с подставки.

Проблема № 2: к жалу не прилипает припой

Это больше касается не новых устройств, а уже проверенного в работе оборудования. В какой-то момент паяльник перестаёт цеплять припой. Или делает это значительно хуже, чем раньше. Что, в свою очередь, серьёзно усложняет процесс пайки и выводит мастера из терпения.

Решение

не липнет припой к паяльнику

Жало паяльника теряет свои свойства из-за нагара. Чтобы устранить неисправность, нужно знать, из какого материала оно изготовлено.

Вариантов тут два:

  • Жало — медное. В этом случае необходимо зачистить поверхность детали напильником или наждачной бумагой. Затем включить паяльник, нагреть его и опустить в канифоль. Этот способ помогает снять оксидную плёнку и подготовить оборудование к работе. После того, как канифоль начнёт испаряться, нужно нанести на жало припой и снять лишнее целлюлозной губкой или толстой хлопчатобумажной тканью. Для закрепления эффекта операцию можно повторить 2–3 раза подряд;
  • Жало — необгораемое. То есть снабжённое специальным защитным слоем, оберегающим внутреннюю часть стержня. Любая механическая зачистка неизбежно разрушит это покрытие, поэтому лучше всего просто купить новое жало. Но, если у вас по какой-либо причине нет такой возможности, можно попробовать облудить его припоем и канифолью и продолжить работу.

В дальнейшем, чтобы избежать проблем с необгораемым жалом, всегда оставляйте на его поверхности немного припоя. Это продлит срок службы детали и сохранит внешний защитный слой от повреждений.

Проблема № 3: паяльник не нагревается

Перед тем, как начать работу, вам приходится ждать нагрева паяльника 10–15 минут? А может, инструмент и вовсе не способен достичь необходимой для пайки температуры? Банальная ситуация, знакомая каждому опытному радиолюбителю.

Решение

Скорее всего, из строя вышел нагревательный элемент. Если паяльник современный, можно просто купить новую деталь и произвести замену. Керамические нагревательные элементы продаются во всех специализированных магазинах электроинструментов, поэтому больших сложностей с поиском подходящих запчастей ожидать вряд ли стоит.

Если паяльник советский, дело обстоит немного иначе. Старые инструменты нагревались за счёт накала нихромовой нити, намотанной на медный стержень. Поэтому, чтобы восстановить мощность оборудования, придётся обновить намотку. Учтите, что чем короче нить, тем ниже сопротивление. А значит, слабее паяльник.

не включается паяльник

Иногда проблемы с нагревом возникают из-за нарушения контакта между жалом и нагревательным элементом. Чтобы вернуть инструменту былую мощность, просто проверьте, насколько плотно все части конструкции прилегают друг к другу. И, если это необходимо, подтяните болты на корпусе.

Проблема № 4: паяльник не включается

Порой устройство не просто не нагревается, а вообще отказывается включаться. И исправить это не помогает ни переключение регуляторов, ни проверка контактов жала.

Решение

Первое, что нужно сделать — проверить напряжение в сети. А затем осмотреть и при необходимости прозвонить провод паяльника, чтобы найти места разрывов. Чаще всего кабели перегибаются около вилки или корпуса инструмента, поэтому начните осмотр именно оттуда.

Не лишней будет и проверка исправности нагревательного элемента. Вполне может быть, что он вышел из строя. И из-за этой неприятности паяльник временно перестал подавать признаки жизни и выполнять свои прямые функции. Если это действительно так, замените нагреватель или обновите намотку.

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий