Устройство зарядное предназначено для заряда и восстановления работоспособности кислотных свинцовых 12-вольтовых батарей, частично утраченной в результате сульфатации и окисления электродов, а также их тренировки проведением циклов заряд-разряд с целью увеличения ресурса, срока службы и сохраняемости.
Перед началом эксплуатации устройства необходимо изучить правила по уходу и эксплуатации аккумуляторных батарей.
Характеристики и описание
- Номинальное напряжение питающей сети, В — 220 ±11;
- Номинальное напряжение заряжаемой батареи, В -12;
- Ток заряда номинальный, А, не менее — 4,0;
- Потребляемая мощность, Вт, не более — 85.
На лицевой панели расположены:
- индикатор тока для контроля тока заряда;
- кнопка включения режима «АВТОМАТ»;
- светодиод, сигнализирующий об окончании цикла заряда;
- кнопка включения режима «ЦИКЛ».
Шнур подачи сетевого напряжения с вилкой и шнуры подсоединения устройства к аккумуляторной батарее с зажимами выводятся с задней стенки устройства.
Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного «Кедр-Авто 4А».
Рис. 2. Внешний вид устройства зарядного «Кедр-Авто 12В».
Особенности зарядных устройств Кедр
Устройства этого производителя просты и надежны, оснащены встроенной защитой от неправильного включения – переполюсовки. Выходное напряжение и ток заряда будет отсутствовать если:
- АКБ неправильно подключена;
- батарея глубоко посажена (когда на клеммах напряжение меньше 10 В).
Работать ЗУ способны в двух режимах: «автомат» и «цикл». Разница – в алгоритме зарядки. «Цикл» позволяет восстановить батарею путем десульфатации. Чтобы пользоваться было удобнее, предусмотрена световая индикация.
Зарядное устройство Кедр Авто 5 умеет подзаряжать малым током по окончании зарядки. Предпусковой режим в этой же модели обеспечивает зарядку повышенным током до 10 А.
Модельный ряд
Хоть принципиальная электрическая схема и конструкция моделей разная, они характерны общими характеристиками и особенностями. Зарядное устройство Кедр применяется для восполнения заряда АКБ свинцово-кислотного типа 12В. Помимо прямого назначения – заряжать, оно поможет устранить последствия сульфатации пластин.
Кедр М
Зарядное Кедр Авто Зарядка автомобильная аккумулятора
Зарядник имеет такие функции:
- автоматическое отключение – чтобы батарея не перезаряжалась;
- режим «цикл» – для десульфатации, чтобы заряд набирался эффективнее;
- защита от неправильного подключения – убережет от короткого замыкания при переполюсовке;
- дозарядка – чтобы АКБ набрала всю мощность.
Технические характеристики Кедр М:
- питается от бытовой электросети 220 В;
- сила подаваемого тока – до 4 А;
- потребляемая электрическая мощность – 85 Вт;
- продолжительность импульса тока в режиме «цикл» – 15 – 75 сек;
- рабочая температура – от -10 до +40°.
Корпус предусматривает встроенный контейнер, куда можно спрятать шнур.
Применение ЗУ – зарядка свинцово-кислотных источников питания 12 В, а также их восстановление. В циклическом режиме очищаются от налета металлические пластины.
В начале зарядки ЗУ подает 4 А, затем постепенно понижает силу тока. Полностью восстановив энергоемкость АКБ отключается, что сопровождается световой индикацией.
К прибору прилагается инструкция, где указано, что эксплуатация возможна только при напряжении аккумулятора более 10 В. Если батарея сильно посажена, активируется защита.
Кедр Авто 4 А, Кедр Авто 12 В
Описание: ЗУ для зарядки и восстановления свинцово-кислотных батарей 12 В. Контейнера под провода нет, шнуры выходят из задней части корпуса.
Технические характеристики Кедр Авто 4А:
- тип питания – электросеть 220 В;
- ток заряда – до 4 А;
- мощность потребления – 90 Вт;
- температура эксплуатации – от -10 до +40°;
- вес – примерно 2.5 кг.
Надежная и доступная модель.
Кедр Авто 10
Улучшенная версия предыдущей модели, с такими отличительными особенностями:
- продвинутая защита. Встроенный модуль предотвращает перегрузку, КЗ, уберегает при переполюсовке;
- режим «Форсаж». На начальном этапе зарядки сила тока составляет 10 А. Далее ЗУ переключается на 4 А;
- ближе к окончанию восстановления энергоемкости сила тока понижается до 0.5 А – так батарея получает максимально полный заряд;
- заявленный срок службы при соблюдении правил эксплуатации – 5 лет;
- вес – 600 г.
- сила тока при стандартной зарядке – 4 А;
- сила тока в режиме «Форсаж» – 10 А;
- потребляемая мощность – до 250 Вт;
- питается от электросети 220 В;
- вес – 600 г.
Микропроцессор, встроенный в прибор, отвечает за управление зарядкой. Время восстановления сокращается, так как ЗУ может сначала подавать большой ток, а затем снизить его до номинального.
Подготовка зарядного устройства КЕДР-Авто 4А к работе
В комплекте с зарядным устройством «КЕДР-Авто 4А» поставляются: сетевой шнур, изолированные провода с зажимами типа «крокодил» и инструкция по эксплуатации.
Место для зарядки АКБ должно быть оборудовано в соответствии с необходимыми требованиями пожарной безопасности. В частности, зарядное устройство следует разместить на устойчивой негорючей поверхности на расстоянии не менее одного метра от легковоспламеняющихся материалов и предметов. Необходимо обеспечить свободную циркуляцию воздуха вокруг корпуса прибора.
Перед подключением к электросети нужно убедиться в целостности изоляции сетевого шнура и зажимов. Корпус зарядного устройства должен быть надежно заземлен.
Для зарядки АКБ требуется подсоединить зажимы к клеммам аккумулятора, строго соблюдая полярность (красный зажим к «+», черный к «-«). После этого включить сетевой шнур в розетку 220В.
Внимание! Неправильное подключение зажимов может привести к выходу зарядного устройства из строя и возникновению короткого замыкания.
По завершении зарядки АКБ, сначала следует отключить зарядное устройство от сети, а затем отсоединить зажимы от батареи.
Режимы работы зарядного устройства КЕДР-Авто 4А
Зарядное устройство «КЕДР-Авто 4А» имеет два основных режима работы:
- Автоматический;
- Циклический (восстановление АКБ).
Переключение режимов осуществляется тумблером на лицевой панели прибора. Также на корпусе расположены кнопки ручного пуска и светодиодный индикатор.
В автоматическом режиме происходит заряд АКБ от источника постоянного тока. Микропроцессор, управляющий работой зарядного устройства, обеспечивает подачу стабилизированного напряжения и ограничение тока заряда до безопасного уровня. При достижении 100% заряда АКБ, прибор автоматически переключается в режим поддержания, не допуская перезаряда или перегрева батареи.
Циклический режим используется для восстановления сульфатированных аккумуляторов. Он представляет собой чередование заряда и контролируемого разряда батареи. Такие циклы способствуют удалению с поверхности пластин осевших кристаллов сульфата свинца.
О текущем режиме работы сигнализирует светодиод на корпусе зарядного устройства:
- Режим «Автомат» — не горит
- Режим «Цикл» — горит ровным светом
- Заряд завершен — мигает
Также контролировать процесс заряда позволяет аналоговый амперметр на лицевой панели.
Описание
Любая аккумуляторная батарея заряжается от источника, превышающего напряжения батареи, и это должен быть источник постоянного тока. Следовательно, ЗУ должно преобразовать переменный ток в постоянный, и на выходе выдать нам необходимое для зарядки напряжение. Прибор делает это превосходно. Вот его технические данные:
- способно работать от бытовой сети 220 В ± 11 В;
- номинальное напряжение батареи, которую он заряжает — 12 В;
- минимальный ток заряда — 4,0 А;
- потребляет не более 85 Вт.
Предназначено и для зарядки, и для восстановления аккумуляторных батарей, потерявших заряд в силу ряда причин. Вызвать падение напряжения на АКБ может масса факторов, но самым основным считается сульфатация пластин и их окисление. Кедр предназначен также для учебно-тренировочных зарядно-разрядных циклов, восстанавливающих способность батареи держать заряд.
Зарядка происходит определенное количество времени, которое зависит от емкости АКБ, от степени износа пластин, а также от степени разрядки батареи. Оборудован простейшим микропроцессором, управляющее всеми возможными режимами зарядки и работы устройства.
Функции
При подключении ЗУ с соблюдением полярности аппарат начинает зарядку АКБ в автоматическом режиме, о чем сигнализирует светодиод. В этом режиме производится стандартная зарядка АКБ током не более, чем 4 А с контролем напряжения на выводах. При достижении максимального значения зарядного напряжения, прибор сам отключается от аккумулятора. Об этом говорит мигающий светодиод.
Для снятия сульфатации необходимо использовать режим «цикл». В этом режиме желательно подключить параллельную нагрузку на аккумулятор, которая потребляет около 1 А тока. Для этого подойдет автомобильная лампочка на 6 Вт. Если этого не сделать, то процесс пройдет тоже успешно, но займет немного больше времени. Для полного устранения сульфатации необходимо оставить аккумулятор подключенным к прибору на 3-5 суток.
Устройство имеет также предпусковой режим зарядки АКБ. В этом случае зарядка происходит быстрее за счет того, что применятся ток высокого номинала — до 10 А. Процесс длится около пяти минут. После этого аппарат автоматически переходит в режим «автомат», и уже ограничивает ток до 4 А.
Таким образом работает Кедр Авто 4а. Благодаря несложной схеме любую его неисправность можно выявить и устранить, а служит прибор достаточно долго. Следите за амперметром, и удачи в дороге!
О чём важно помнить
Прежде чем покупать и заряжать аккумулятор с помощью ЗУ под названием «Кедр», проверьте, что именно вы собираетесь приобрести.
Главная проблема ЗУ «Кедр» в том, что их активно подделывают. На рынке можно встретить идентичные зарядные устройства с одинаковым названием, заявленными характеристиками и дизайном.
Оригинальные ЗУ «Кедр» производит компания НИИПП в Томске. Подделки или неоригинальные ЗУ представлены брендом Дюны.
Дюна выпускает такие же «Кедры». Но с разницей лишь в том, что в качестве основы применяются дешёвые китайские компоненты. Из-за этого часто можно встретить отзывы, в которых автомобилисты рассказывают, как порой даже после первого включения ЗУ выходило из строя.
Если же говорить про оригинальные ЗУ «Кедр», то некоторые пользуются ими более 10–20 лет, и ни о каком приближающемся окончании их ресурса речи не идёт.
Потому, выбирая зарядное устройство под названием «Кедр», внимательно смотрите на то, кто выступает производителем. Если это Дюны, покупать не стоит. Если же там написано НИИПП, тогда вы делаете верный выбор.
Предлагаемый ассортимент
Хотя конструктивно и схематически предлагаемые зарядные устройства могут несколько отличаться друг от друга, у всех них есть общие характеристики и особенности.
Такие зарядки предназначены для работы со свинцово-кислотными аккумуляторными батареями. Они могут восстанавливать утраченный заряд, а также помогать бороться с последствиями сульфатации.
Тут стоит выделить следующие модели:
- Кедр М;
- Кедр Авто 4А;
- Кедр Авто 10А.
Теперь коротко стоит пройтись по каждому из ЗУ.
Кедр М
Модель уже прекратили выпускать, поскольку эта зарядка устарела, хотя и продолжает активно применяться для восстановления аккумулятора. Отличным аналогом стала зарядка Кедр 4 Авто. Но об этой модели чуть позже.
Всего у Кедр М предусмотрено несколько функций:
- Автоотключение. Не даёт заряжаемой батарее перезарядиться, а также не позволяет повредить источник питания.
- Режим циклической зарядки. Актуален для тех случаев, когда батарея подверглась сульфатации, и требуется удалить образовавшийся налёт на пластинах.
- Защита от неправильного подключения. Очень полезная функция для новичков и просто невнимательных пользователей. Выполнив подключение, нарушая при этом полярность, за возникновение короткого замыкания переживать не придётся.
- Режим дозарядки. Даёт возможность на 100% завершить процесс зарядки АКБ.
Конструкция корпуса ЗУ предусматривает наличие встроенного контейнера, куда можно положить зажимы и провода.
В плане технических характеристик можно выделить такие:
- питается ЗУ от бытовой розетки на 220 В;
- работает с АКБ мощностью 12 В;
- потребляет 85 Вт;
- подаёт ток силой до 4 Ампер;
- при циклическом заряде продолжительность импульса составляет от 15 до 75 секунд;
- работает в температурном диапазоне от 10 до 40 градусов Цельсия.
ЗУ Кедр М будет заряжать АКБ, если она посажена не ниже 10 В. В противном случае сработает защита.
Обратите внимание и на то, что самопроизвольного отключения в этом ЗУ нет. Приходится вмешиваться пользователю.
Кедр Авто 4А
Сейчас спросом пользуются зарядные устройства серии Кедр Авто 4А. Это современные и востребованные аппараты, обладающие расширенным функционалом и возможностями.
Как и прежде, ЗУ работает с аккумуляторными батареями свинцово-кислотного типа мощностью 12 В. Позволяет заряжать АКБ ёмкостью до 60 Ач.
Есть 3 основных функции:
- Цикл. Применяется для борьбы с последствиями сульфатации свинцовых пластин. Режим десульфатации работает весьма эффективно, возвращая батарее её утраченную ёмкость.
- Автомат. Это функция автоматического отключения, когда процесс зарядки заканчивается. Не позволяет допустить перезаряд аккумулятора.
- Защита. Это функция, защищающая от короткого замыкания в случае неправильного подключения клемм, предотвращающая последствия перегрузки.
Что же касается характеристик, то они такие:
- ЗУ работает от напряжения 220 В;
- заряжает АКБ на 12 В;
- ток заряда 4 А;
- потребляемая номинальная мощность 85 Вт;
- масса до 2500 грамм;
- температурный диапазон от -10 до 40 градусов Цельсия.
Кедр Авто 10
Здесь речь уже идёт про зарядно-предпусковое устройство, которое носит название Кедр Авто 10.
Как и остальные зарядники, эта модель предназначена для АКБ на 12 В и ёмкостью до 60 Ач.
Но дополнительно здесь предусматривается наличие режима заряда аккумуляторных батарей с помощью повышенного тока. Ток заряда может повышаться до 10 А. Такой режим является предпусковым, и на корпусе имеет маркировку ПрПУСК.
С лицевой стороны корпуса предусмотрен стрелочный индикатор тока, а также световой тип индикатора. Есть все те же функции, что и у Кедр Авто 4А.
Технические характеристики также аналогичные. Но единственное стоит добавить, что в предпусковом режиме номинальная потребляемая мощность будет составлять до 250 Вт.
Как пользоваться на примере ЗУ «Кедр Авто 4А»
Заряжать АКБ автомобиля устройствами «Кедр» несложно. Даже при неправильном подключении батарея не выйдет из строя.
Автомат
Если произошел частичный или полный разряд аккумулятора, выполняют следующее:
- Совмещают клеммы ЗУ с токовыводами элемента питания. Нужно соблюдать полярность.
- Выбирают режим. Тумблер устанавливают в положение «Автомат».
- Подключают ЗУ к электрической сети.
После набора АКБ полной мощности устройство автоматически отключится, начнет мигать индикатор.
Цикл
Согласно руководству по использованию ЗУ, десульфатацию электродов выполняют так:
- К элементу питания машины подсоединяют лампу, требующую напряжения 12 В. Мощность должна составлять 6 Вт.
- Зажимы ЗУ совмещают с токовыводами, соблюдая полярность.
- Переключают устройство в режим «Цикл». Световой элемент, расположенный на корпусе, будет гореть непрерывно.
- ЗУ подключают к сети. Аппарат не прекращает работу автоматически. Циклы могут меняться непрерывно, поэтому пользователь должен отключить прибор.
Перед зарядкой нужно вывинтить заглушки из банок. После прекращения процесса ЗУ сначала отключают от сети, потом отсоединяют от АКБ.
Как вам статья?
Предпусковой режим
Этот режим АВто 10-А как нельзя кстати подходит для случаев, когда в АКБ еще остается заряд, но оставшегося тока недостаточно, чтобы запустить двигатель. Чтобы провести т.н. «экспресс-зарядку» с помощью ЗУ до минимально необходимого уровня, необходимо:
- соединить пружинные зажимы к клеммам аккумулятора, учитывая полярность;
- включить устройство в розетку;
- после включения надо 2 раза нажать на кнопку смены режима.
Включение предпускового варианта работы приведет к тому, что красный индикатор, который расположен на фронтальной части, будет постоянно гореть примерно 5 минут, а на клеммах сила тока повысится до десяти ампер.
Как показывает практика, этого времени более чем достаточно для существенной регенерации уровня заряда батареи. После завершения будет переключен в автоматический способ работы.
Циклический режим
Циклический способ работы зарядного приспособления КЕДР Авто 10-А рассчитан для регенерации источников питания, подвергшихся глубоким разрядам.
Для переключения прибора в этот вариант работы следует:
- учитывая полюса, клеммы источника питания соединить с устройством;
- соединить с источником переменного тока;
- нажать на кнопку, находящуюся с правой стороны от амперметра.
Свидетельством об активировании ЗУ КЕДР будет мигающий сигнал красного светодиодного индикатора. Важно знать, что при данном способе регенерации происходит и восстановление самой АКБ благодаря известному процессу десульфатации.
Для достижения наилучшего эффекта производителем рекомендуется проводить этот процесс при небольшой нагрузке на клеммы (например, подсоединить автомобильную лампочку мощностью до 12 Ватт). В случае полного разряда необходимо снять клеммы. Подключение КЕДР-Авто-10-А осуществлять только примерно через 30 минут.
Возможные неполадки и их устранение
Недостатков у рассматриваемых ЗУ линейки «Кедр» немного. Наиболее распространенной неисправностью является перегорание плавкого предохранителя. Для его замены следует вскрыть корпус прибора. Перед тем как это сделать следует учесть, что
процесс замены предохранителя ведет к снятию пломбы, и, как следствие, к потере гарантии.
К недостаткам устройств можно также отнести следующее:
- вследствие силы тока не более 4А, заряд АКБ, емкость которых выше 60 А/ч, осуществляется долго;
- автономные источники питания, напряжение которых стало ниже 10В, ЗУ «Кедр» не видят и не заряжают.
Отзывы
Основная масса отзывов о ЗУ линейки «Кедр» положительные. Их владельцы отмечают простоту, надежность и невысокую цену.
Пользуюсь «Кедром М» много лет. Нареканий нет. Один раз вышел из строя предохранитель, заменил быстро, без проблем. Выручает наличие режима десульфатации, который помог моему автомобильному АКБ прослужит более 5 лет. Очень удобен бардачок на корпусе прибора, куда без проблем укладываются его провода.
У меня «Кедр-авто 10А». Легкий и ремонтопригодный. Помогает в быту, но электрическая схема не доработана. Слабое место — стабилизатор, который сгорая, выводит из строя диодный контролер. Мне аппарат доработали и сейчас нареканий нет. Говорят, что на рынке появились более новые ЗУ этого производителя, лишенные отмеченных недостатков.
У меня «Кедр-Авто 4А». Нравится, тихий, надежный, маленький. Сразу оценил защиту от переполюсовки, так как при первом подключении перепутал полюса. Надо читать инструкцию! Недостаток — «жиденькие», слабые провода для подсоединения к АКБ. Не плотно сидят на токовыводах.
Аккумуляторная батарея, как и любое другое оборудование, рано или поздно выходит из строя. Она может прекратить выполнять свою задачу, если в ней заряд закончится. В этом случае незаменимым помощником станет зарядное устройство. Оно поможет не только восстановить ее напряжение, но и ликвидировать опасную сульфатацию пластин. Среди обилия представленных на рынке ЗУ приборы линейки «Кедр» выгодно отличаются надежностью, простотой и невысокой ценой.