Зафиксируйте основные положения безопасность жизнедеятельности

Зафиксируйте основные положения безопасность жизнедеятельности

на тему: « Основные термины БЖД и их определение: среда обитания, условия труда, авария, катастрофа, стихийное бедствие, опасность, безопасность, безопасность жизнедеятельности».

Хуснудинова Галина Николаевна

Введение

Мир опасностей столь же многообразен

и изменчив, как и жизнь, которой он

сопутствует и угрожает.

Жизнедеятельность — это специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы. Человек, как и всё живое на Земле, существует в биосфере. Однако в последнее время биосфера постепенно утрачивала своё господствующее значение и в населённых людьми регионах стала превращаться в техносферу.

Техносфера — это регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и бытовым условия жизнедеятельности. Техносфера представляет собой территории, занятые городами и поселками, промышленными зонами и предприятиями. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В настоящее время 75 % населения Земли проживают в техносфере или зоне перехода от биосферы к техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека негативных техногенных факторов.

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причём уровни физических и химических факторов воздействия в XX веке непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность общества, не сумевшего создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив её негативное влияние до допустимых уровней. Это предопределяет актуальность и важность профессионально грамотного применения конкретного комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении достижений научно-технического прогресса в различные сферы экономики. Особое значение имеет упреждающий анализ источников и причин возникновения тех или иных опасностей, связанных с планированием и проведением производственной, хозяйственной и иных видов деятельности. Человечество призвано научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений еще на стадии их разработки. Для защиты от действующих негативных факторов ему необходимо создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.

Основные положения. Безопасность жизнедеятельности

Для профессионально- грамотного применения конкретного комплекса предупредительных и защитных мер необходимо изучать, знать и понимать основные понятия и термины специальной области научных знаний — «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), что и является целью данной работы.

Основные положения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Опасности по своей природе потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т.е. всеобщи). Нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. В то же время огромное количество людей не подозревают об этом. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.

Однако, даже зная об опасности, человек зачастую пренебрегает собственной безопасностью. Парадоксальная реакция человека на условные сигналы об опасности объясняется с физиологической точки зрения. Опыты показали, что условный сигнал, если ничего опасного не происходит, с каждым разом вызывает более слабую реакцию, которая, наконец, исчезает совсем. Человек неоднократно переходит улицу в неположенном месте, либо на красный сигнал светофора, при этом ничего не случается, удается избежать даже наказания в виде штрафа. Условный рефлекс угасает в результате внутренних процессов самоторможения. Появляется привычка ходить по улицам, не соблюдая правила уличного движения.

Понятийный аппарат дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Рассмотрим основные понятия и термины:

Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность и отдых; способ существования человека.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результаты и сам процесс деятельности.

Условия деятельности – совокупность факторов среды обитания, воздействующих на человека.

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Это физическое, духовное и социальное благополучие.

Ущерб здоровью – это заболевания, травмирование, в том числе с летальным исходом.

Опасность – явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека.

Идентификация опасности – процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности появления, величины и последствий.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов.

Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, то таксономирование выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности, позволяет глубже понять природу опасности.

Опасности подразделяют:

  1. по происхождению – природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические, смешанные;
  2. по характеру воздействия – механические, физические, химические, биологические, психофизиологические;
  3. по локализации – связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;
  4. по вызываемым последствиям – утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальные исходы;
  5. по наносимому ущербу – социальные, технические, экологические, экономические;
  6. по структуре – простые и производные;
  7. по реализуемой энергии – активные и пассивные (активизирующиеся за счет энергии человека.

Система – совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно цели.

Опасный фактор обитания – это фактор материальной среды, который в определенных условиях воздействия на человека ведет к несчастному случаю, травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредный фактор обитания – это фактор материальной среды, который в определенных условиях воздействия на человека ведет к заболеванию или снижению работоспособности.

Гомосфера – пространство, в котором существует человек.

Ноксосфера – пространство, в котором существуют опасности для человека.

Риск – частота или вероятность возникновения тех или иных неблагоприятных событий к общему их числу.

Номенклатура опасностей – перечень опасностей. В теории БЖД выделяют несколько уровней номенклатуры:

  1. общая – в этот уровень входят потенциальные опасности, которые могут воздействовать на любого человека (алкоголь, влажность и подвижность воздуха, атмосферное давление, осадки, инфракрасное излучение и т.д.);
  2. локальная – в этот уровень входят потенциальные опасности, которые могут воздействовать на людей, находящихся в определенной местности (например, наводнения грозят людам, живущим недалеко от рек, морей);
  3. отраслевая – в этот уровень входят потенциальные опасности, которые могут воздействовать на людей, работающих в конкретной отрасли промышленности (например, качка может воздействовать на людей, работающих в рыбной промышленности и морском (речном) флоте);
  4. местная в этот уровень входят потенциальные опасности, которые могут воздействовать на людей, работающих в отдельных производствах, цехах, конкретных рабочих местах, профессиях и т.д.).

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативам по охране труда.

Производственная деятельность – совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Несчастный случай на производстве – случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

Безопасное расстояние – наименьшее допустимое расстояние между работающим и источником опасности, необходимое для безопасности работающего.

ПДК (предельно допустимая концентрация) – концентрация вещества в воздухе рабочей зоны, которая при ежедневной работе в течение 8 часов или другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, за весь рабочий стаж не может вызвать травмы, заболевания, отклонения в здоровье, обнаруживаемых в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего или последующего поколений.

ПДУ (предельно допустимый уровень) – уровень вредного или опасного производственного фактора, который при ежедневной работе в течение 8 часов или другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, за весь рабочий стаж не может вызвать травмы, заболевания, отклонения в здоровье, обнаруживаемых в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего или последующего поколений.

Вредное вещество – вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания и т.п.

Знаки безопасности труда – знаки, предназначенные для предупреждения работающих о возможной опасности, необходимости применения соответствующих средств защиты, а также запрещающие или разрешающие определенные действия работающих.

Постоянное рабочее место – рабочее место, на котором работающий находится более 50% или более 2 часов непрерывно рабочего времени.

Рабочая зона – пространство высотой 2 метра над уровнем поля или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Основные положения безопасности жизнедеятельности

Основные положения теории безопасности жизнедеятельности могут быть сформулированы в виде ряда утверждений:

  • • любая деятельность потенциально опасна. Это положение предполагает, что создаваемые человеком технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасности. Например, создание двигателей внутреннего сгорания решило существенную долю транспортных проблем, но одновременно привело к росту травматизма и гибели в результате автокатастроф на автодорогах, сформировало круг трудноразрешимых задач по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей;
  • • каждый вид деятельности предполагает наличие определенных условий, которые способствуют ее максимальной эффективности. Это положение определяет принципиальную возможность оптимизации любой деятельности с точки зрения безопасности и эффективности;
  • • естественные процессы в природе, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере стабильности и (или) способностью к длительному негативному влиянию на среду обитания, т.е. остаточным риском, который в свою очередь является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека, техносферу и природную среду (биосферу);
  • • безопасность, как и «экологичность» реальны, если негативные влияния на человека или среду не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
  • • допустимые значения негативных воздействий обеспечиваются соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применением систем экобиозащиты;
  • • системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах должны обладать преимущественным правом ввода в эксплуатацию;
  • • безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств достигается соответствием квалификации и психофизиологических показателей оператора требованиям разработчика технической системы и соблюдением оператором норм и правил безопасности.

При обеспечении безопасности конкретной деятельности решаются следующие задачи:

  • • идентификация (детальный анализ) опасностей, присущих конкретной деятельности;
  • • разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей;
  • • разработка мер ликвидации последствий реализации опасности (оказание медицинской помощи пострадавшим, аварийно-восстановительные работы и т.п.).

Основные положения безопасности жизнедеятельности.

И опасные и вредные факторы могут быть естественного или природного и антропогенного характера, т.е. создаваемые человеком.

И ест. и антроп. факторы могут быть физическими, химическими, биологическими, и психофизическими.

Химические факторы:

Естественные: химические вещества поступающие в организм человека с воздухом, водой, пищей. (аминокислоты, витамины, белки, жиры, углеводы, микроэлементы).

Антропогенные: поступление веществ с различных предприятий и транспорта. Например химическое оружие.

Физические факторы:

Естественные: все климатические показатели: температура воздуха, влажность, скорость движения ветра, атмосферное давление, солнечная радиация.

Антропогенные: различные виды энергии генерируемые человеком: ионизирующее излучение, электрический ток, шумы, вибрация, искусственное освещение, оружие массового поражения.

Биологические факторы:

Естественные: микроорганизмы: бактерии, вирусы, грибки.

Антропогенные: биологические средства зашиты растений, выбросы предприятий пищевой промышленности, ферм, предприятий по производству белков, сывороток, вакцин, биологическое оружие.

Психофизические факторы:

По характеру их действия на организм человека их делят на физические перегрузки, статические и динамические и на нервно-психологические перегрузки. Прежде всего, умственное перенапряжение, монотонность труда и эмоциональные перегрузки.

Структура безопасности жизнедеятельности: безопасность всех народов (глобальная или международная); безопасность региона (региональная); безопасность нации (национальная); бытовая безопасность (безопасность существования человека); безопасность животного и растительного мира.

Задача заключается в четком понимании опасных и вредных факторов в ситуациях, возникающих в окружающей среде, их идентификация, поиск и обоснование оптимальных безопасных условий жизни человека.

Организация безопасных условий трудовой деятельности.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Оптимальные (1 класс)максимальная производительность труда и минимальная напряженность организма человека.;

Допустимые(2 класс)не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест.

Вредные(3 класс)превышают гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства.

Опасные(4 класс) угроза для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Основная идея рациональной организации рабочего места – как можно меньше напряжений, усилий и эффективное использование времени.
—минимум времени на поиск необходимых вещей;
—удобное и здоровое состояние тела во время рабочего дня;
—чем чаще используете предмет, тем ближе он должен быть расположен;
—если предмет необходимо переносить, то чем он тяжелее, тем ближе его расположение.

Рациональная организация рабочего места дает положительный психологический эффект и настрой на работу. Вы не только сэкономите время, силы, но и освободите себя от стресса и суеты, которые плохо сказываются на здоровье.

Мероприятия по оздоровлению воздушной среды:

1. Совершенствование и оптимизация технологических процессов, модернизация оборудования, предотвращающие образование вредных веществ или попадание их в рабочую зону.

2. Вентиляция помещений и кондиционирование воздуха.

3. Защита от источников тепловых излучений. Отопление.

4. Очистка воздуха от пылевых и газовых загрязнений.

Нормирование параметров микроклимата.

Для создания нормальных условий труда в производственных помещениях необходимо обеспечить нормативные значения параметров микроклимата – температуры воздуха, относительной влажности и скорости движения воздуха. Нормы производственного микроклимата установлены ГОСТ 12.1.005 — 88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». В нем указаны оптимальные и допустимые параметры микроклимата.

Оптимальными являются такие параметры микроклимата, которые при длительном воздействии на человека не вызывают напряжения реакций терморегуляции и обеспечивают высокую работоспособность человека.

Допустимые параметры при длительном воздействии могут вызвать напряжение системы терморегуляции организма, которое быстро нормализуется и не приводит к нарушению состояния здоровья.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2969 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Условия труда

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В процессе труда на работника оказывают влияние вредные и опасные факторы окружающей среды. Их разграничение обусловлено особенностями воздействия на человеческий организм. Вредными факторами условий труда являются те, воздействие которых может привести к развитию профессионального заболевания (химические, биологические, физические, психофизиологические). Опасными факторами производственной среды называются факторы, воздействие которых может привести к травме, резкому ухудшению здоровья вплоть до летального исхода.

При определенных условиях (например, при определенной комбинации или длительности воздействия) вредные факторы производственной среды (даже при соответствии нормам) могут стать опасными для человека.

К числу опасных факторов производственной среды относятся: движущиеся машины и механизмы или их незащищенные подвижные части, перемещаемые грузы, отлетающие части при обработке предметов труда, электрический ток, повышенная температура и т. п.

Совокупное воздействие всех элементов условий труда на работоспособность человека, его здоровье, жизнедеятельность, умственные способности, восстановление рабочей силы характеризует тяжесть труда.

Неблагоприятные условия труда формируют профессиональный риск работника. Профессиональный риск – это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти, связанная с исполнением трудовых обязанностей, обусловленных трудовым договором . Профессиональный риск складывается из трех составляющих:

  • риска повреждения здоровья;
  • риска профессиональных заболеваний и скрытого риска;
  • повреждения здоровья.

Аварии, катастрофы, стихийные бедствия

Происшествие – это событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, материальным или природным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – это событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия.

Авария – опасное событие техногенного происхождения, которое создаёт на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного типа транспортного процесса или наносит вред окружающей среде.

Катастрофа – широкомасштабная авария или другое событие, которое приводит к телесным, трагическим последствиям, связанным с гибелью людей и нарушением целостности экосистем, которые впоследствии вызывают губительные для всего живого на земле.

Стихийное бедствие – это происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к потере здоровья людей, или к их гибели.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это состояние объекта или территории, обычно после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Основные положения БЖД.

БЖД — система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.

Цель БЖД

Цель = БС + ПТ + СЗ + ПР + КТ

БС — безаварийных ситуаций

ПТ — предупреждение травматизма

СЗ — сохранение здоровья

ПР — повышение работоспособности

КТ — качества труда

28.Мероприятия по оздоровлению воздушной среды.

Механизация и автоматизация производственных процессов, дистанционное управление ими.

Это мероприятие имеет большое значение для защиты от воздействия вредных веществ, лучистого тепла, особенно при выполнении тяжелых работ. Автоматизация процессов, идущих с выделением вредных веществ, не только повышает производительность, но и улучшает условия труда,

29. Нормирование параметров микроклимата.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Рекомендуем для прочтения:

Тема: Безрецептурный отпуск в аптечных организациях Основные вопросы темы: 1. Безрецептурный отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. 2. Причины роста объёма.
Уменьшение загрязнения атмосферы от автотранспорта Одним из мощных источников загрязнения городской воздушной среды является автомобильный транспорт.
Обязанности Дневального по роте (Статьи 302-305) 302. Дневальный по роте назначается из солдат и подчиняется дежурному по роте. Он отвечает за сохранность находящихся под его охраной.
Понятие и виды правомерного поведения Правовое регулирование сводится к обеспечению правомерного поведения всех участников правоотношений.
Примеры решения некоторых проблем пациента. Приоритетная проблема: головная боль в затылочной области. Сестринский диагноз: головная боль в затылочной области вследствие.

Лекция 1. Основные концептуальные положения БЖД

Введение. Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности, ее состояния в РФ Безопасность деятельности — одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен и до наших дней. Человек всегда стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний. В наше время проблемы безопасности еще больше обострились.

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Многие достижения научно-технического прогресса, обеспечивающие защиту человека от стихийных бедствий и эпидемий, одновременно сопровождаются появлением новых опасностей.

Так, успехи ядерной физики породили проблему радиационной опасности, с развитием химии связано усиление токсичных воздействий на человека. Технические системы и производства, созданные на Земле, привели к росту потенциальных опасностей для всего населения. Энергетические возможности человека стали соизмеримы с природными. По мере развития цивилизации человеческое сообщество вынуждено постоянно решать проблемы безопасности, стремясь повысить защищенность человека.

О неудовлетворительном состоянии вопросов безопасности у нас в стране говорит статистика аварий, экологических катастроф, травматизма и заболеваемости среди населения.

Так, число погибших от несчастных случаев в России с 1986 по 1992 годы возросло в 1,7 раза и составило 254 тысячи человек за год. Число инвалидов составляет 4.700.000 человек. При этом сфера производства перестала быть самой опасной (8.032 летальных исхода в 1992 г.). Наибольшую опасность стал представлять транспорт (84.059 человек), отравления (29.666 человек). Криминализация общества дала 33.456 убийств и 45.909 самоубийств, 69.834 пропало без вести (данные за 1992 год). Относительные показатели гибели людей от техногенных аварий в России в 2-3 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Остается крайне сложной экологическая обстановка.

В настоящее время почти 70.000.000 человек дышат воздухом, насыщенным опасными веществами при концентрации в 5 и более раз превышающей предельно допустимую. В 1991 году в 84 городах России отмечался уровень загрязненности воздуха в 10 и более раз превышающий санитарно-гигиенические нормы. От 20 до 30 % общих заболеваний населения промышленных центров обусловлено именно этими причинами.

Около трети всех проб воды из российских водоемов не отвечают санитарным требованиям для питьевого водоснабжения по своим химическим показателям и почти четверть — по бактериологическим.

15 % территории России признаются зонами с кризисной экологической обстановкой. Продолжительность жизни сокращается (59 лет для мужчин), смертность превысила рождаемость, ожидается повсеместное продолжение снижения уровня здоровья населения.

Происходящие в стране политические и социально-экономические процессы осложняют обстановку. Декларации в области прав человека не учитывают, что первейшее из прав человека цивилизованного общества — это право на жизнь с допустимым уровнем безопасности.

В чем причины неудовлетворительного состояния вопросов безопасности у нас в стране?

Можно выдвинуть целый комплекс причин экономического, правового, научно-образовательного и организационного характера, влияющих на состояние вопросов безопасности:

в стране не созданы экономически побуждающие мотивы для того, чтобы заниматься вопросами безопасности, будь то в сфере производства или в области охраны окружающей среды. Стоимость жизни и здоровья человека экономически не оценены (нет стоимостного эквивалента), а, следовательно, отрасль крайне нерентабельна, и капитальные вложения, направленные на решение вопросов безопасности, экономически нецелесообразны;

2) несовершенна юридическая и правовая базы безопасности. Вследствие этого ни проектировщик, ни работодатель не обременены ответственностью в области безопасности. В законодательстве нет четких критериев ответственности (материальной, уголовной) за нарушение требований безопасности;

3) низкий уровень решения организационных вопросов безопасности (подбор и расстановка кадров, их аттестация, контроль за выполнением принятых решений и соблюдением технических и правовых норм экологической и производственной безопасности);

4) необразованность и некомпетентность в вопросах безопасности, а также низкая экологическая культура как руководителей всех рангов, работодателей, так и населения в целом.

Это основные причины неудовлетворительного состояния безопасности. В умонастроениях специалистов в области безопасности независимо от их интеллектуального уровня, социального или должностного положения, рода занятий и возраста продолжает доминировать житейско-философское пренебрежение к феномену опасности. Теория безопасности часто подменяется соображениями так называемого «здравого смысла». Первопричина такого положения двояка. Она заключается в отсутствии досконально разработанной научной концепции и теоретических основ, а также системы непрерывного образования в области безопасности.

К сожалению в нашей стране нет ни одного научного учреждения, занимающегося разработкой теории безопасности, а ведь именно теоретические положения являются начальным этапом в становлении любой научной дисциплины и, в частности, «Безопасности жизнедеятельности».

Аргументами в пользу введения единого курса является следующее:

— единым остается объект исследования — здоровье человека, являющееся основным богатством общества, которому безразлично в результате чего потеряно здоровье: на производстве, вследствие экологических катастроф или в результате их совокупного воздействия;

— в основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во всех сферах его деятельности;

Зафиксируйте основные положения безопасность жизнедеятельности

— единый курс имеет большие методические возможности для проблемного подхода к обучению, позволяет поднять научность и престижность предмета, дает более глубокие мировоззренческие понятия.

БЖД является интегральной учебной дисциплиной, опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория машин и механизмов, теория прочности и надежности, технология производств), физиологии и психологии человека, токсикологии и гигиены, социологии и экономики.

Структура курса БЖД может быть различной, однако с учетом приемлемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить ее в виде четырех основных блоков (разделов):

теоретические основы и методология безопасности деятельности человека;

производственная (технологическая) безопасность;

безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Учитывая, что некоторые факторы воздействия на человека со стороны среды обитания могут проявляться в различных сферах, целесообразно рассматривать их в тех разделах, для которых они наиболее характерны. Так, например, ионизирующие излучения будут рассмотрены в разделе «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», а шум — в разделе «Технологическая безопасность», хотя оба из указанных факторов определяют и экологическую безопасность. Общая структура курса и его связь с учебными дисциплинами представлена на рис.1.

Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности» — вооружить выпускника ВУЗа теоретическими знаниями и практическими навыками в области безопасности во всех сферах его деятельности, рассматривая при этом полученное образование как элемент общетехнической культуры специалиста и базис технологий достижения социально обоснованного уровня безопасности.

Достижение поставленной цели в процессе обучения базируется на решении следующего ряда задач:

— разрушение сформировавшегося в обществе стереотипа философско-пренебрежительного отношения к вопросам безопасности;

— формирование приоритетов здоровья и приемлемого уровня безопасности человека перед всеми другими мнимыми ценностями жизненного благополучия;

— освоение методик идентификации опасностей на основе системного анализа процессов взаимодействия в системах » Человек — Машина — Окружающая среда » с учетом психо-физиологических особенностей жизнедеятельности;

— формирование обоснованных подходов к проектированию новой техники и технологических процессов, а также к принятию управленческих решений с учетом современных требований экологии и безопасности;

— овладение методологией прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Основные понятия, термины, определения В любой научной и учебной дисциплине существенное значение имеет терминологический аппарат. БЖД оперирует рядом таких понятий. Определим основные из них.

Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность, человек, защита.

Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления и процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность — это следствие воздействия на человека некоторых факторов обитания. При несоответствии этих факторов характеристикам чело века как биологического объекта возникает феномен опасности. При детальной декомпозиции деятельного процесса можно выделить два вида неблагоприятных факторов воздействия среды обитания на человека.

Вредный фактор — такое воздействие на человека, которое в опреде ленных условиях приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный фактор — воздействие на человека, которое в определенны условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здо ровья.

Приведенные определения опасных и вредных факторов справедлив:

для их проявления в процессе любой деятельности человека (в произволе твенной, бытовой и природной среде).

Указанные факторы при их классификации (ГОСТ 12.0.003-74) не под разделяются на опасные и вредные. Это в какой-то степени справедливо т. к. вредный фактор при своем количественном возрастании может перейти в опасный (например, шум). Необходимо подчеркнуть, что вредный фактор всегда оценивается с количественной стороны и может быть постоянно действующим в течение какого-то времени. Опасный же фактор чаще всего носит вероятностный характер возникновения (проявления).

Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условия чрезвычайной ситуации (авария, катастрофа и т.д.) часто называют поражающими факторами.

По характеру взаимодействия с человеком указанные факторы можно разделить на активные и пассивные, при этом активные подразделяются зависимости от их природной основы, а пассивные — от особенностей спо соба их активизации (см. рис. 2).

Факторы характеризуются потенциалом (уровнем), качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью проявлени размером зоны действия.

Потенциалом определяется количественная сторона фактора (уровен шума, концентрация вредных веществ, напряжение электрического тока и т.д.).

Качество отражает специфические особенности фактора, влияющие н, организм человека (частотный состав шума, дисперсность пыли, род тока и т. д.).

Пространство, в котором постоянно действует или периодически воз никают опасные и вредные факторы, принято называть опасной зоной

Опасные зоны по пространственным характеристикам могут быть локальными и развернутыми, а по времени — постоянными и временными.

Материальные объекты, являющиеся носителями опасных и вредных факторов, называются источниками опасности.

Деятельность — форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Риск — количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события.

Например, риск гибели человека на производстве у нас в стране:

здесь: n — число летальных исходов за год;

N — общее число работающих.

Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный раз личными причинами (данные США):

автотранспорт — 3*10 -4

пожар и ожог — 4*10 -5

станочное оборудование — 1*10 -5

огнестрельное оружие — 1*10 -5

воздушный транспорт — 9*10 -6

железнодорожный транспорт — 4*10 -6

электрический ток — 6*10 -6

ядерная энергия — 2*10 -10

Приемлемый риск = 1*10 -6 , хотя это понятие субъективно. Сравните добровольный риск при пользовании автотранспортом ( =3*10 -4 ) и при использовании энергии атомных электростанций ( =2*10 -10 ).

Модель процесса деятельности – логическая схема построения курса Для пояснения логики построения курса БЖД рассмотрим модель деятельности человека (см. рис. 3). Ее можно представить в виде системы из двух основных сложных подсистем: человек и среда, между которым] установлены реактивные связи (отношения). Данная бинарная система по своему назначению является двухцелевой. Первая цель — созидательная — достижение определенного хозяйственного эффекта, вторая — запретительная — исключение нежелательных последствий (проявление опасностей). В курсе БЖД нас интересует вторая цель, т. е. исключение нежелательных, опасных последствий деятельности.

Логика изучения курса состоит в том, чтобы в результате рассмотрения особенностей поведенческой деятельности человека и аномальных состояний среды обитания найти условия их безопасной совместимости.

Аксиома о потенциальной опасности и проблемы обеспечения безопасности Современное общество стоит на эгоцентристских позициях и утверждает, что человек самоценен и уникален, его здоровье приоритетно по отношению к результатам деятельности.

Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невозможно обеспечить нулевой риск, т. е. любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома лежит в основе образовательной концепции БЖД.

Исходя из указанной аксиомы, человек постоянно находится в поле потенциальных опасностей ( ), которые обусловлены рядом причин природного, техногенного (антропогенного) и социального характера. Полностью обезопасить человека введением превентивных средств защиты ( ) в указанное поле опасностей не удается, а возможно только снизить опасность до некоторой величины остаточного риска ( ).

В общем виде можно записать:

В наиболее благоприятном случае может достигать уровня приемлемого риска ( ), когда устранимый риск ( ) сводится к минимуму ( ).

Анализ зависимости (1) позволяет выделить три основные проблемы на пути достижения допустимого уровня безопасности, рассматриваемые в курсе БЖД:

Идентификация опасностей, т. е. распознавание опасностей с указанием их количественных и качественных характеристик, временных и пространственных координат. Это одна из наиболее сложных задач, т. к. требует глубоких знаний в области функционирования сложных технических систем, а также четких представлений о психо-физиологических особенностях поведения человека в стандартных и критических ситуациях.

Защита от опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами, т. е. компромисса между достигнутым уровнем безопасности и его экономической стоимостью. Защита базируется на определенных принципах, методах и средствах.

Ликвидация отрицательных последствий. Исходя из концепции остаточного риска, необходимо учесть и такую потребность. В курсе БЖД должны рассматриваться закономерности чрезвычайных ситуаций, методы, средства и приемы их ликвидации.

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий