Понятие «безопасность жизнедеятельности» является весьма многоплановым и означает в том числе науку о безопасном взаимодействии человека с техносферой, а в более широком смысле – со средой обитания. Иначе говоря, традиционно в данном научном направлении рассматривается преимущественно лишь локальная система жизнедеятельности как образующая своего рода фундамент безопасности для системы более высокого уровня, так называемой глобальной системы жизнедеятельности. Соответственно, можно выделить пространство локальной безопасности жизнедеятельности, которое составляет часть более общего пространства глобальной безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, говоря о локальной безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, что в последнее время наметилась также тенденция обобщенного рассмотрения безопасности жизнедеятельности как комплексного системного свойства, требующего использования системного подхода к проблеме защищенности политической, предпринимательской, информационной и других видов деятельности, имеющих не столько техногенный, сколько социальный характер.
Риск – это отношение тех или иных реализовавшихся опасностей (травма, профессиональное заболевание, гибель человека на производстве) к возможному числу за определенный период времени.
Для анализа состояния охраны труда на производстве можно выделить индивидуальный, социальный и технический риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный риск (групповой) – это риск опасности для определенной группы людей (в том числе и объединенной по профессиональному признаку).
Технический риск выражает вероятность аварий при эксплуатации машин и оборудования, реализации технологических процессов, эксплуатации производственных зданий.
Таким образом, уменьшая количество негативных производственных факторов, т.е. уменьшая основание пирамиды, можно пропорционально уменьшить число несчастных случаев. Следовательно, основная стратегия в снижении производственного риска представляется как скрупулезное выявление негативных факторов трудового производственного процесса и систематическое исключение этих факторов на всех этапах трудового процесса и на всех стадиях жизненного цикла элементов производственной среды. В первую очередь определяются и по возможности полностью исключаются факторы, которые являются причинами несчастных случаев на производстве.
Решение проблем безопасности жизнедеятельности необходимо вести на научной основе.
Наука – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.
Курс БЖД. Основные понятия.
Реализация целей и задач в системе «безопасность жизнедеятельности человека» приоритетна и должна развиваться на научной основе.
Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:
—идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);
—разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;
—формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;
—разработка и реализация мер по ликвидации последствий про
явления опасностей;
—организация обучения населения основам безопасности и под
готовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.
Современная теоретическая база БЖД должна содержать, как минимум:
—методы анализа опасностей, генерируемых элементами техносферы;
—основы комплексного описания негативных факторов в пространстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздействия на человека в техносфере;
—основы формирования исходных показателей экологичности к
вновь создаваемым или рекомендуемым элементам техносферы с учетом ее состояния;
—основы управления показателями безопасности техносферы на
базе мониторинга опасностей и применения наиболее эффективных
мер и средств защиты;
—основы формирования требований по безопасности деятельности к операторам технических систем и населению техносферы.
При определении основных практических функций БЖД необходимо учитывать историческую последовательность возникновения негативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий. Достаточно долго негативные факторы техносферы оказывали основное воздействие на человека лишь в сфере производства, вынудив его разработать меры техники безопасности. Необходимость более полной защиты человека в производственных зонах привела к охране труда. Сегодня негативное влияние техносферы расширилось до пределов, когда объектами защиты стали также человек в городском пространстве и жилище, биосфера, примыкающая к промышленным зонам.
Почти во всех случаях проявления опасностей источниками воздействия являются элементы техносферы с их выбросами, сбросами, твердыми отходами, энергетическими полями и излучениями. Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций БЖД. К ним относятся:
—описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;
—формирование требований безопасности и экологичности к
источникам негативных факторов – назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;
—организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;
—разработка и использование средств экобиозащиты;
—реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;
—обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов
всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.
Не все функции БЖД сейчас одинаково развиты и внедрены в практику. Существуют определенные наработки в области создания и применения средств экобиозащиты, в вопросах формирования требований безопасности и экологичности к наиболее значимым источникам негативных воздействий, в организации контроля состояния среды обитания в производственных и городских условиях. Вместе с тем, только в последнее время появились и формируются основы экспертизы источников негативных воздействий, основы превентивного анализа негативных воздействий и их мониторинг в техносфере.
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.
Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере.
Итак, мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.
Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью; воздействие техногенных травмоопасных факторов – ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств; воздействие естественных опасностей может быть ограничено мерами предупреждения и защиты.
Профессиональное заболевание – заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда. Термин «профзаболевание» имеет законодательно-страховое значение. Список профессиональных заболеваний утверждается в законодательном порядке. Клинические проявления профессиональных заболеваний часто не имеют специфических симптомов, и только сведения об условиях труда заболевшего позволяют установить принадлежность выявленной патологии к категории профессиональных болезней. Лишь некоторые из них характеризуются особым симптомокомплексом, обусловленным своеобразными рентгенологическими, функциональными, гематологическими и биохимическими изменениями.
Общепринятой классификации профессиональных болезней не существует. Наибольшее признание получила классификация по этиологическому принципу.
Исходя из этого, выделено пять групп профессиональных заболеваний, вызываемые воздействием:
■ химических факторов – острые и хронические интоксикации, а также их последствия, протекающие с изолированным или сочетанным поражением различных органов и систем;
■ пыли – пневмокониозы, металлокониозы, пневмокониозы электросварщиков и газорезчиков, шлифовальщиков, наждачников и т.д.;
■ физических факторов – вибрационная болезнь, заболевания, связанные с воздействием контактного ультразвука, снижение слуха по типу кохлеарного неврита (шумовая болезнь, заболевания, связанные с воздействием электромагнитных излучений и рассеянного лазерного излучения), лучевая болезнь, заболевания, связанные с изменением атмосферного давления (декомпрессионная болезнь, острая гипоксия), заболевания, возникающие при неблагоприятных метеорологических условиях (перегрев, судорожная болезнь, вегетативно-сенситивный полиневрит);
■ перенапряжения – заболевания периферических нервов и мышц, заболевания опорно-двигательного аппарата, координаторные неврозы (писчий спазм, другие формы функциональных дискинезий), заболевания голосового аппарата и органа зрения (астенопия и миопия);
■ биологических факторов – инфекционные и паразитарные (туберкулез, бруцеллез, сап, сибирская язва, дисбактериоз, кандидамикоз кожи и слизистых оболочек, висцеральный кандидоз и др.).
Вне этой этиологической систематики находятся профессиональные аллергические заболевания (конъюнктивит, заболевания верхних дыхательных путей, бронхиальная астма, дерматит, экзема) и онкологические заболевания (опухоли кожи, мочевого пузыря, печени, рак верхних дыхательных путей).
Различают также острые и хронические профессиональные заболевания. Острое профессиональное заболевание возникает после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных профессиональных факторов, хроническое – после многократного и длительного воздействия вредных производственных факторов. Заболевание, при котором одновременно заболело (пострадало) два и более человек, называют групповым профессиональным заболеванием.
Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда на производстве является профессиональная заболеваемость работающих.
Вместе с тем статистика профессиональной заболеваемости не отражает истинной ситуации, так как выявляемость профессиональной патологии неполная и происходит на поздних стадиях развития заболевания.
Одним из узких мест в области выявления профессиональной заболеваемости является проведение профилактических медицинских осмотров. Серьезные недостатки в их организации и низкое качество проведения медицинских осмотров, связанное прежде всего с недостаточной обеспеченностью диагностическим оборудованием лечебно-профилактических учреждений, приводят к недовыявлению больных с профессиональной патологией. В среднем по Российской Федерации за последние годы при проведении периодических медицинских осмотров выявляется лишь от 56% до 64% профзаболеваний от всех выявленных случаев.
Особенно слабо поставлена работа по организации профилактических медицинских осмотров в сфере малого и среднего бизнеса. Выявление профзаболеваний происходит, в основном, при обращении больных в лечебно-профилактические учреждения.
Также неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены несовершенством законодательства по охране труда, отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний.
Наибольшее число профзаболеваний регистрируется в организациях с частной формой собственности, при этом около 96% от общего числа профзаболеваний (отравлений) приходится на хронические заболевания (отравления), влекущие ограничение профессиональной пригодности и трудоспособности.
Основными причинами возникновения хронических профзаболеваний в 2008 г., как и в предыдущие годы, стали: несовершенство технологических процессов (41,8%), конструктивные недостатки средств труда (29,9%), несовершенство рабочих мест (5,3%), несовершенство санитарно-технических установок (5,3%), отсутствие СИЗ (1,6%).
Наибольший удельный вес, как и в прошлые годы, приходится на заболевания, связанные с воздействием физических факторов (37,7%), промышленных аэрозолей (29,2%), физически напряженного труда (16,4%) и др.
Профессиональная патология наиболее часто регистрировалась среди работников следующих профессий: водитель большегрузного автомобиля, горнорабочий очистного забоя, дояр, дробильщик, машинист буровой установки, машинист экскаватора, механизатор, медицинский работник, обрубщик, огнеупорщик, плавильщик, проходчик, прессовщик, слесарь-ремонтник, шахтер, электрогазосварщик, электролизник, электромонтер и др.
Отраслевая структура профессиональной заболеваемости включает следующие основные отрасли: промышленное производство, сельское хозяйство, здравоохранение, строительство, транспорт и связь.
Профессиональная заболеваемость в Российской Федерации напрямую зависит от состояния условий труда в различных отраслях экономики по регионам Российской Федерации.
Изменение условий труда работающих в наиболее опасных с точки зрения возникновения профессиональных заболеваний и профессиональный отравлений отраслях экономики различных регионов Российской Федерации позволит целенаправленно влиять на уровень профессиональной заболеваемости в стране.
Снижение уровня профессиональной заболеваемости в Российской Федерации может быть достигнуто прежде всего за счет внедрения новой техники, новых технологий, повышения ответственности работодателей за выполнение законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, улучшения материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и повышения квалификации их персонала, повышения ответственности каждого работника за выполнение правил и норм охраны труда.
Библиографический список
1. Безопасность жизнедеятельности. Под общ. ред. СВ. Белова. – М.: Высш. шк., 2003. –448 с.
2. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 424 с.
3. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Издательство: Дашков и К, 2008. – 240 с.
4. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. – М: Высшее образование, 2008. – 367 с.
5. Петрова, А.В. Охрана труда на производстве и в учебном процессе: Учебное пособие / А.В. Петрова, А.Д. Корощенко, Р.И. Айзман. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 189 с.
6. Соломин В.П., Михайлов Л.А., Губанов В.М. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Издательство: Academia, 2008. – 272 с.
7. Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. – М.: Издательство: Феникс, 2008. – 750 с.
8. Хван П.А., Хван Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Издательство: Феникс, 2008. – 381 с.
Аксиомы науки БЖД
- Любая деятельность и бездеятельность имеет риск опасности;
- В каждом виде деятельности имеются границы комфортности для достижения эффективной реализации целей;
- Естественные процессы, человеческая деятельность и объекты на которые они направлены, могут потерять свою устойчивость, а также являться носителями остаточного риска опасности;
- Главная причина нежелательных воздействий – остаточный риск;
- Следование предельно допустимым условиям и показателям позволит достичь безопасности и экологической чистоты в любой области.
Безопасность жизнедеятельности, как область научного знания, направлена на выявление общих закономерностей опасных процессов (изучение их свойств и последствий) и реализацию норм и правил комфортных условий жизни и труда.
Начинай год правильно
Выигрывай призы на сумму 400 000 ₽
Цель БЖД – техносферная защита человека от влияния вредных и опасных факторов естественного или антропогенного происхождения, достижения нормальных условий взаимодействия с миром.
Средствами достижения поставленной цели являются — реализация навыков и умений на снижение воздействий биотического и абиотического воздействия.
- Определение и оценка негативных факторов на среду обитания;
- Защита от негативных воздействий или их предотвращение;
- Ликвидация результатов факторных потрясений;
- Обеспечение комфортабельной жизнедеятельности.
Структура и функция БЖД
Структура безопасности жизнедеятельности
Функции науки безопасность жизнедеятельности связаны с защитой окружающей сред посредством:
- Пространственного описания;
- Регламентации показателей воздействия (ПВД, ПДК и др.);
- Мониторинга окружающего пространства и контроля за предельно-допустимыми воздействиями;
- Разработки и внедрения средств индивидуальной и биологической защиты;
- Предотвращения последствий аварий;
- Обучения населения и подготовки специалистов данного научного направления.
Практическое значение данной науки вытекает из определения ее целей и постановки задач, которые должны реализовываться на каждом уровне системы БЖД (мировом, региональном, на предприятиях и в быту), а именно — защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.
Тесты по БЖД с ответами
Правильные ответы отмечены +
1. Как называется наружная оболочка земли?
2. Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?
3. Целью БЖД является?
А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих
Б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами+
В) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь
Г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС
4. Что такое ноосфера?
А) биосфера, преобразована хозяйственной деятельностью человека
Б) верхняя твёрдая оболочка земли
В) биосфера, преобразована научным мышлением и её полностью реализует человек+
Г) наружная оболочка земли
5. Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?
6. Водяной пар в атмосфере играет роль фильтра от:
А) солнечная радиация+
Г) солнечная энергия
7. Сколько функций БЖД существует?
8. Разносторонний процесс человеческих условий для своего существования и развития – это?
9. Безопасность – это?
А) состояние деятельности, при которой с определённой имоверностью исключается проявление опасности+
Б) разносторонний процесс создания человеческим условием для своего существования и развития
В) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность
Г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести убытие здоровью человека
10. Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?
11. Какие опасности относятся к техногенным?
Б) производственные аварии в больших масштабах+
В) загрязнение воздуха
Г) природные катаклизмы
12. Какие опасности классифицируются по происхождению?
13. По времени действия негативные последствия опасности бывают?
14. К экономическим опасностям относятся?
А) природные катаклизмы
В) производственные аварии
Г) загрязнение среды обитания+
15. Опасности, которые классифицируются согласно стандартам:
16. Состояние, при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия – это?
А) опасное состояние
Б) допустимое состояние
В) чрезвычайно – опасное состояние
Г) комфортное состояние+
17. Сколько аксиом науки БЖД вы знаете?
18. Состояние, при котором потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?
А) опасное состояние
Б) чрезвычайно опасное состояние+
В) комфортное состояние
Г) допустимое состояние
19. В скольких %-ах причин аварии присутствует риск в действии или бездействии на производстве?
20. Какое желаемое состояние объектов защиты?
21. Низкий уровень риска, который не влияет на экологические или другие показатели государства, отросли, предприятия – это?
А) индивидуальный риск
Б) социальный риск
В) допустимый риск+
22. Гомеостаз обеспечивается:
А) гормональными механизмами
Б) нейрогуморальными механизмами
В) барьерными и выделительными механизмами
Г) всеми механизмами перечисленными выше+
23. Анализаторы – это?
А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают в получении и первичный анализ информационных сигналов+
Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма
В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека
Г) величина функциональных возможностей человека
24. К наружным анализаторам относятся:
В) специальные анализаторы
Г) слуховые анализаторы+
25. К внутренним анализаторам относятся:
26. Рецептор специальных анализаторов:
Г) внутренние органы+
27. Рецепторы анализатора давления:
А) внутренние органы
28. Сколько функций реализуется в анализаторе зрения?
29. Контрастная чувствительность – это функция анализатора:
30. При помощи слухового анализатора человек воспринимает:
А) до 20% информации
Б) до 10% информации+
В) до 50% информации
Г) до 30% информации
31. Способность быть готовым к восприятию информации в любое время – это особенность:
А) анализатора зрения
Б) анализатора обоняния
В) болевого анализатора
Г) анализатора слуха+
32. Возможность воспринимать форму, размер и яркость рассматриваемого предмета свойственна:
А) специальному анализатору
Б) анализатору зрения+
В) анализатору слуха
Г) анализатору обонянию
33. Анализатор обоняния предназначен:
А) для восприятия человеком любых запахов+
Б) для способности устанавливать места нахождения источника звука
В) способность быть готовым к восприятию информации в любое время
Г) контрастная чувствительность
34. Сколько видов элементарных вкусовых ощущений выделяется:
35. Сколько групп реализует психическая деятельность человека?
36. Что относиться к психическому раздражению?
А) рассеянность, резкость, воображение
Б) грубость, мышление, резкость
В) мышление, грубость, воображение
Г) рассеянность, резкость, грубость+
37. К психическим процессам относятся:
А) память и воображение, моральные качества
Б) характер, темперамент, память
В) память, воображение, мышление+
Г) резкость, грубость, рассеянность
38. К психическим свойствам личности относятся:
А) характер, темперамент, моральные качества+
Б) память, воображение, мышление
В) рассеянность, резкость, грубость
Г) характер, память, мышление
39. При наших потребностях имеет большие значения экологическая чистота воды, воздуха, продуктов питания?
А) сексуальные потребности
40. Пространственный комфорт – это?
А) потребность в пище, кислороде, воде
Б) потребность в общении, семье
В) необходимость в пространственном помещении+
Г) достигается за счёт температуры и влажности помещения
41. Что обеспечивает защищённость человека от стресса?
А) пространственный комфорт+
Б) тепловой комфорт
В) социально-психические потребности
Г) экономические потребности
42. Необходимость в пространственном минимуме:
43. Оптимальное сочетание параметров микроклимата в зонах деятельности и отдыха человека:
Б) среда жизнедеятельности
В) допустимые условия
Г) тепловой комфорт
44. Что такое совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство?
Г) среда жизнедеятельности+
45. Работоспособность характеризуется:
А) количеством выполнения работы
Б) количеством выполняемой работы
В) количеством и качеством выполняемой работы
Г) количеством и качеством выполняемой работы за определённое время+
46. Сколько фаз работоспособности существует?
47. Первая фаза работоспособности:
А) высокой работоспособности
Г) средней работоспособности
48. Продолжительность фазы высокой работоспособности:
49. Какой фазы работоспособности не существует?
Б) высокой работоспособности
В) средней работоспособности+
50. Продолжительность фазы врабатывания:
51. Переохлаждение организма может быть вызвано:
А) повышения температуры
Б) понижением влажности
В) при уменьшении теплоотдачи
Г) при понижении температуры и увеличении влажности+
52. К биологическим источником загрязнения гидросферы относятся:
А) органические микроорганизмы, вызывающие брожение воды+
Б) микроорганизмы, изменяющие химический состав воды
В) микроорганизмы, изменяющие прозрачность воды
Г) пыль, дым, газы
53. К химическим источникам загрязнения гидросферы относятся:
А) предприятия пищевой, медико-биологической промышленности
Б) нефтепродукты, тяжелые металлы+
В) сброс из выработок, шахт, карьеров
Г) пыль, дым, газы
54. Сбросы из выработок, шахт, карьеров, смывы с гор:
А) изменяют прозрачность воды+
Б) изменяют химический состав воды
В) вызывают брожения воды
Г) относятся к антропогенным загрязнениям
55. Какие предприятия наиболее опасны при загрязнении почвенного покрова?
А) предприятия пищевой промышленности
Б) предприятия медико-биологической промышленности
В) предприятия цветной и чёрной металлургии+
Г) предприятия бумажной промышленности
56. Радиус загрязнения предприятий цветной и чёрной металлургии:
57.Радиус загрязнения выбросов мусоросжигающих заводов и выбросов ТЭУ:
58. Неожиданное освобождение потенциальной энергии земных недр, которая принимает форму ударных волн?
59. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы землетрясения:
60. Землетрясения во сколько баллов не представляет особой опасности?
61. При скольких баллах землетрясения появляется трещины в земле поре до 10 см. большие горные обвалы?
62. При землетрясении в 11 баллов наблюдается:
А) трещины в грунте
Б) горные обвалы
В) катастрофа, повсеместные разрушений зданий изменяется уровень грунтовых вод+
Г) трещины в земной коре до 1 метра
63. Смещение вниз под действием силы тяжести больших грунтовых масс, которые формируют склоны, реки, горы, озёра – это?
В) схождения снежных лавин
64. Оползни могут привести и:
А) появление трещин в грунте
Б) горным обвалом
В) изменению уровня грунтовых вод
Г) повреждение трубопроводов, линий электропередач+
65. К опасностям литосфере относятся:
66. Ураган относится к опасностям в:
В) не относится к опасностям
67. Циклон, в центре котором очень низкое давление, а ветер имеет большую скорость и разрушающую силу – это:
Б) схождение снежных лавин
68. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы урагана?
69. При скольких баллах ураган не предоставляет особой опасности?
70. Ураган в 7 баллов характеризуется:
А) необычайно сильный, ветер ломает толстые деревья
Б) очень сильный, людям тяжело двигаться против ветра+
В) шторм, ветер сносит лёгкие строения
Г) сильный шторм, ветер валит крепкие дома
71. Что относится к опасностям в гидросфере?
А) сильные заносы и метели
В) схождения снежных лавин
72. При наших опасностях человек теряет возможность ориентироваться, теряет видимость?
В) снежные заносы и метели+
73. Выберите верное утверждение:
А) шторм, ветер сносит лёгкие строения – землетрясение в 7 баллов
Б) необычайно сильный, ветер ломает толстые стволы – ураган в 10 баллов
В) очень сильное, рушатся отдельные дома – землетрясение в 8 баллов
Г) сильный шторм, ветер вырывает с корнем деревья, валит крепкие дома – ураган в 10 баллов+
74. Область пониженного давления в атмосфере – это:
75. Выходить из зоны химического заражения следует:
А) По направлению ветра
Б) Навстречу потоку ветра
+ В) Перпендикулярно направлению ветра
76. Опасные экстремальные условия труда характеризуются
А) уровнем загрязнения на рабочем месте
Б) количеством рисков потенциальной опасности
+ В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни
77. Опасные экстремальные условия труда характеризуются
А) уровнем загрязнения на рабочем месте
Б) количеством рисков потенциальной опасности
+ В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни
78. Поражающее действие ультразвук оказывает при интенсивности в:
79. Гомосфера – это:
+ Слой атмосферы, в котором собираются все газовые компоненты в постоянном, стабильном отношении друг к другу.
— Второе название атмосферы.
— Литосфера и атмосфера вместе.
80. Опасные зоны характеризуются:
+ Небезопасным нахождением на их территории.
— Чисто формальным обозначением.
— Реальной опасностью радиации.
81. К защитным сооружениям ГО относятся:
Основные функции БЖД
- Предупреждения возникновения опасности. Создание специальных зон и обстановки для развития техносферы.
- Разрабатывание и использование специальных средств защиты. Применение на производстве специальных масок, респираторов и прочих защитных устройств.
- Выработка требований для безопасности. Создание определенных правил к негативным факторам, их предотвращение или ликвидация.
- Контролирование источников, откуда могут исходить неблагоприятные воздействия . Отстранение граждан от потенциально опасных мест.
- Обучение и пропагандирование. Обучение людей необходимыми знаниями.
- Проводить контроль неблагоприятных факторов. Должен уметь оценить факторы на определенном уровне, согласно полученным требованиям.
- Уметь применять средства химической, биологической защиты. Уметь применять специальные приспособления для защиты от внешних негативных воздействий.
- Уметь разрабатывать новые меры для всеобщей безопасности. Повышать уровень безопасного труда в рабочей зоне.
- Формировать специальные мероприятия. Защита рабочего персонала на производстве в кризисных ситуациях.
- Принимать участие в спасательных операциях. Если возникает необходимость спасения окружающих.
Рис. 4. Методы познания в БЖД
Аксиомы безопасности жизнедеятельности
- Любая деятельность или бездействие потенциально опасны. Это говорит нам о том, что в любой момент, когда мы чем-то занимаемся, может случиться то или иное происшествие.
- Для любого вида работы создаются благоприятные условия. Специальные условия, которые способствую наибольшей результативности в любом занятии.
- Все воздействия антропогенного и экологического характера опасны. Рано или поздно может быть утеряна привычная стабильность.
- Безопасность является настоящей. Если определенные негативные факторы не превышают назначенных установок.
- Экологическая безопасность является настоящей и достижимой. Если неприятные факторы, оказывающие влияние на нашу биосферу, не превышают назначенных установок.
- Защитные приспособления. Все защитное оборудование обязательно присутствует на производстве и подлежит использованию.
1 В БЖД изучают?
- Опасности техногенного, антропогенного, природного и социального характера
- Социальные явления
- Природные явления
Понятие БЖД, цели, задачи, функции и практическая значимость
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой. В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Возникновение данной науки – объективная потребность современного общества.[1]
В учебной дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Цель изучения безопасности жизнедеятельности – формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности. [4]
Задачи БЖД:
-идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
-предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
-защита от опасности;
-ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
-создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Объектом защиты является человек.
Предмет исследования безопасности жизнедеятельности – опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.
Основные функции БЖД – обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через: описание жизненного пространства; формирование требований безопасности к источникам негативных факторов; организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия; разработку и использование средств биозащиты; реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС; обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.
Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций. [2]
Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере. К ним относятся:
Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.
Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.
Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например, при аварии на ЧЭАЭС.
Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоно-разрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.
Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.
Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек – техносфера» Одновременно существует и система «техносфера – природная среда». Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вышеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.
Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.
Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы. Для воздействия таких факторов характерны значительные материальные потери.
Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации представителей флоры и фауны, изменяют состав компонент биосферы.
При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсичных веществ в воздухе, воде, пище могут вызывать отравления.
Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.
Уменьшить потоки веществ, энергий или информации в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности (или увеличением расстояния от источника до человека). Если это практически неосуществимо, то нужно применять защитные меры: защитную технику, организационные мероприятия и т.п.
Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.
Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них, все это требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный – с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.
Из вышесказанного следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. [6]
Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью; воздействие техногенных травмоопасных факторов – ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств; воздействие естественных опасностей может быть ограничено мерами предупреждения и защиты.
Безопасность жизнедеятельности тесты с ответами
Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма
В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека
Г) величина функциональных возможностей человека
24. К наружным анализаторам относятся:
В) специальные анализаторы
Г) слуховые анализаторы
25. К внутренним анализаторам относятся:
26. Рецептор специальных анализаторов:
Г) внутренние органы
27. Рецепторы анализатора давления:
А) внутренние органы
Сколько функций реализуется в анализаторе зрения?
29. Контрастная чувствительность – это функция анализатора:
30. При помощи слухового анализатора человек воспринимает:
А) до 20% информации
Б) до 10% информации
В) до 50% информации
Г) до 30% информации
31. Способность быть готовым к восприятию информации в любое время – это особенность:
А) анализатора зрения
Б) анализатора обоняния
В) болевого анализатора
Г) анализатора слуха
32. Возможность воспринимать форму, размер и яркость рассматриваемого предмета свойственна:
А) специальному анализатору
Б) анализатору зрения
В) анализатору слуха
Г) анализатору обонянию
33. Анализатор обоняния предназначен:
А) для восприятия человеком любых запахов
Б) для способности устанавливать места нахождения источника звука
В) способность быть готовым к восприятию информации в любое время
Г) контрастная чувствительность
34. Сколько видов элементарных вкусовых ощущений выделяется:
Сколько групп реализует психическая деятельность человека?
Что относиться к психическому раздражению?
А) рассеянность, резкость, воображение
Б) грубость, мышление, резкость
В) мышление, грубость, воображение
Г) рассеянность, резкость, грубость
37. К психическим процессам относятся:
А) память и воображение, моральные качества
Б) характер, темперамент, память
В) память, воображение, мышление
Г) резкость, грубость, рассеянность
38. К психическим свойствам личности относятся:
А) характер, темперамент, моральные качества
Б) память, воображение, мышление
В) рассеянность, резкость, грубость
Г) характер, память, мышление
При наших потребностях имеет большие значения экологическая чистота воды, воздуха, продуктов питания?
А) сексуальные потребности
Пространственный комфорт – это?
А) потребность в пище, кислороде, воде
Б) потребность в общении, семье
Г) необходимость в пространственном помещении
Д) достигается за счёт температуры и влажности помещения
Что обеспечивает защищённость человека от стресса?
А) пространственный комфорт
Б) тепловой комфорт
В) социально-психические потребности
Г) экономические потребности
42. Необходимость в пространственном минимуме:
43. Оптимальное сочетание параметров микроклимата в зонах деятельности и отдыха человека:
Б) среда жизнедеятельности
В) допустимые условия
Г) тепловой комфорт
44. Что такое совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомств о?
Г) среда жизнедеятельности
45. Работоспособность характеризуется:
А) количеством выполнения работы
Б) количеством выполняемой работы
В) количеством и качеством выполняемой работы
Г) количеством и качеством выполняемой работы за определённое время
Сколько фаз работоспособности существует?
47. Первая фаза работоспособности:
А) высокой работоспособности
Г) средней работоспособности
48. Продолжительность фазы высокой работоспособности:
Неожиданное освобождение потенциальной энергии земных недр, которая принимает форму ударных волн?
59. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы землетрясения:
Землетрясения во сколько баллов не представляет особой опасности?
Ответы тесты по БЖД
Теоретические основы и практические функции БЖД
Понятие «безопасность жизнедеятельности» является весьма многоплановым и означает в том числе науку о безопасном взаимодействии человека с техносферой, а в более широком смысле — со средой обитания. Иначе говоря, традиционно в данном научном направлении рассматривается преимущественно лишь локальная система жизнедеятельности как образующая своего рода фундамент безопасности для системы более высокого уровня, так называемой глобальной системы жизнедеятельности. Соответственно, можно выделить пространство локальной безопасности жизнедеятельности, которое составляет часть более общего пространства глобальной безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, говоря о локальной безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, что в последнее время наметилась также тенденция обобщенного рассмотрения безопасности жизнедеятельности как комплексного системного свойства, требующего использования системного подхода к проблеме защищенности политической, предпринимательской, информационной и других видов деятельности, имеющих не столько техногенный, сколько социальный характер.
Риск — это отношение тех или иных реализовавшихся опасностей (травма, профессиональное заболевание, гибель человека на производстве) к возможному числу за определенный период времени.
Для анализа состояния охраны труда на производстве можно выделить индивидуальный, социальный и технический риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный риск (групповой) — это риск опасности для определенной группы людей (в том числе и объединенной по профессиональному признаку).
Технический риск выражает вероятность аварий при эксплуатации машин и оборудования, реализации технологических процессов, эксплуатации производственных зданий.
Таким образом, уменьшая количество негативных производственных факторов, т.е. уменьшая основание пирамиды, можно пропорционально уменьшить число несчастных случаев. Следовательно, основная стратегия в снижении производственного риска представляется как скрупулезное выявление негативных факторов трудового производственного процесса и систематическое исключение этих факторов на всех этапах трудового процесса и на всех стадиях жизненного цикла элементов производственной среды. В первую очередь определяются и по возможности полностью исключаются факторы, которые являются причинами несчастных случаев на производстве.
Решение проблем безопасности жизнедеятельности необходимо вести на научной основе.
Наука — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.
Реализация целей и задач в системе «безопасность жизнедеятельности человека» приоритетна и должна развиваться на научной основе.
Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:
идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);
разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;
формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;
разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности — превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.
Современная теоретическая база БЖД должна содержать, как минимум:
методы анализа опасностей, генерируемых элементами техносферы;
основы комплексного описания негативных факторов в пространстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздействия на человека в техносфере;
основы формирования исходных показателей экологичности квновь создаваемым или рекомендуемым элементам техносферы с учетом ее состояния;
основы управления показателями безопасности техносферы намер и средств защиты;
основы формирования требований по безопасности деятельности к операторам технических систем и населению техносферы.
При определении основных практических функций БЖД необходимо учитывать историческую последовательность возникновения негативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий. Достаточно долго негативные факторы техносферы оказывали основное воздействие на человека лишь в сфере производства, вынудив его разработать меры техники безопасности. Необходимость более полной защиты человека в производственных зонах привела к охране труда. Сегодня негативное влияние техносферы расширилось до пределов, когда объектами защиты стали также человек в городском пространстве и жилище, биосфера, примыкающая к промышленным зонам.
Почти во всех случаях проявления опасностей источниками воздействия являются элементы техносферы с их выбросами, сбросами, твердыми отходами, энергетическими полями и излучениями. Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций БЖД. К ним относятся:
описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;
формирование требований безопасности и экологичности кисточникам негативных факторов — назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;
организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;
разработка и использование средств экобиозащиты;
реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;
обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов
всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.
Не все функции БЖД сейчас одинаково развиты и внедрены в практику. Существуют определенные наработки в области создания и применения средств экобиозащиты, в вопросах формирования требований безопасности и экологичности к наиболее значимым источникам негативных воздействий, в организации контроля состояния среды обитания в производственных и городских условиях. Вместе с тем, только в последнее время появились и формируются основы экспертизы источников негативных воздействий, основы превентивного анализа негативных воздействий и их мониторинг в техносфере.
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.
Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере.
Итак, мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.
Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью; воздействие техногенных травмоопасных факторов — ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств; воздействие естественных опасностей может быть ограничено мерами предупреждения и защиты.