Никакой свободы врагам свободы кто сказал

Никакой свободы врагам свободы кто сказал

Он был занят тем, что подкупал кого придётся, чтобы они выкрикивали имя величайшего революционера империи, героя из героев, и ещё то, и сё, и всё остальное. Тегол Беддикт! Тот, кто отнял все деньги у жирующих в своих усадьбах богатеев! Он отдаст их вам, каждому из вас, — он выплатит за вас все долги! Вы всё слышали? Сейчас я вам и не такую чушь скормлю — стойте, куда же вы?

— Малазанская книга павших, книга «Буря Жнеца»

Собирай своих бунтовщиков, своих невежд и болванов. Набей им головы благородной славой несуществовавшего прошлого и посылай вперёд, пусть их глаза горят идиотским — но зато столь для них приятным — огнём. Тут-то и начнётся новый золотой век, находящий буйную радость в репрессиях и тираническом контроле за всеми и каждым.

— Малазанская книга павших, книга «Буря Жнеца»

Итак, есть тиранический режим, который всячески притесняет свободу. Лютейшая цензура, за анекдоты про правителя можно получить тюремный срок, несанкционированные митинги разгоняют пулемётами. Герою такая ситуация очень не нравится, и он решает бороться с режимом, чтобы принести народу свободу. Чтобы никто не боялся в открытую говорить то, что думает!

Вот только если герой живёт не в сказочном сеттинге, где правителя ненавидят даже его слуги, то вскоре он столкнётся с проблемой. Оказывается, многие служат правителю не потому, что они злые, и не из страха, а просто исполняют свой долг. Оказывается, далеко не все готовы поддерживать революционеров, а выбирают позицию «Моя хата с краю». А некоторые вообще считают тёмного властелина вполне себе нормальным законным правителем, а сражающихся с ним борцов за свободу — опасными экстремистами! И тут у героя возникает вопрос — как с этим быть? Стараться не трогать невиновных сторонников тирана, тем самым ставя себя в невыгодное положение, или исходить из принципа «Кто не с нами, тот против нас»? Ведь в последнем случаи он запугивает людей и навязывает им свою волю, и у многих возникнет закономерный вопрос — а чем он вообще лучше тёмного властелина?

Но самое интересное начинается, если герой всё же добивается победы. Выясняется, что в условиях свободы слова кто-то готов восхвалять тёмного властелина и всячески поносить свергших его героев (как искренне, так и за деньги недобитых «бывших»). Да и на выборах многие безо всякого принуждения отдадут голоса сторонникам свергнутой власти. Сведения о преступлениях режима эти люди считают либо пропагандой победителей, либо уверены, что «так было надо». А если за свержением режима начинаются и экономические неурядицы (вызванные разрушением старой системы), то всё большее число людей (даже тех, кто ранее ненавидел тирана) начинают задаваться вопросом «А так ли плох был свергнутый режим»?

И теперь у героя два варианта.

  1. Оставаться верным принципу «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить». Пусть не запятнавшие свои руки преступлениями сторонники тёмного властелина создают свою партию, которая получит определённое количество мест в парламенте и издают свои газеты, вздыхающие по старым порядкам. Будем надеяться на то, что большинство понимает, каким страшным был свергнутый режим, и не будут слушать этих «ностальгирующих». Но такой подход не всем понравится. «Что за фигня, герой?» — спрашивают соратники, видя в парламенте бывших сатрапов тёмного властелина, которые якобы «просто исполняли приказ». Пресса пинает героя и новое правительство за каждый просчёт, а «Партия Сумрака» (из бывших членов «Партии Тьмы» при тёмном властелине) всячески мешает работе нового парламента. И, может быть, настанет день, когда героя отстранят от власти, тёмный властелин будет реабилитирован, и всё вернётся на круги своя.
  2. Последовать принципу «Никакой свободы врагам свободы!» Те, кто не ценит свободы — её не заслуживают! Они либо враги, либо существа с рабской натурой и промытыми мозгами — зачем их слушать? Всех «бывших» лишить прав, за тёплые слова о свергнутом тиране — в тюрьму. Чтобы никто не мешал строить демократическое государство! Вот только… как отличить заслуженную объективную критику новой власти от клеветы сторонников тёмного властелина? Слишком велик соблазн объявлять врагами свободы всех несогласных. Под лозунгом «борьбы со сторонниками тирании» может родиться новая тирания — не менее, а порой и более жестокая. Особенно смешно и страшно получается, если якобы «перековавшиеся» бывшие слуги тёмного властелина дорываются до власти и уже под знамёнами свободы продолжат заниматься тем же, что и при тёмном властелине. Закончиться всё может тем, что героя самого поведут на эшафот как «врага свободы и прихвостня тёмного властелина», либо он сам станет «светлым» властелином похуже предыдущего.

Конечно, можно попытаться пойти по пути «золотой середины», но далеко не всегда её удаётся найти, особенно если герой является наивным идеалистом, делящим мир на чёрное и белое. Естественно, если герой ставит своей целью не установление личной свободы для всех, а, например, освобождение своего народа от иноземной тирании, или построение новой общественной формации, то перед ним похожая дилемма может и не стоять.

Душно

Дилемма тирана — почти то же самое, только с обратной стороны.

  • 1 Минутка объективности
  • 2 Где встречается
  • 2.1 Театр
  • 2.2 Литература
  • 2.3 Кино
  • 2.4 Мультфильмы
  • 2.5 Мультсериалы
  • 2.6 Реальная жизнь

Минутка объективности

Перемены требуют времени. Борец за свободу который не понимает, что нельзя просто взять и отменить деньги, или ввести свободу и равенство просто потому что, или ещё что-нибудь в том же духе — обычно заканчивает плохо. Ибо не читал наставление для борцов за свободу, где обязательным условием после победы революции является диктатура тех, кто собственно олицетворяет прогрессивные ценности, идущие на смену проклятому прошлому. Иными словами это люстрация для всех зашкварившихся связями с предыдущим режимом, тюрьмы для врагов народа и повальная чистка общества от разлагающих его элементов, причем чистка короткая, быстрая и кровавая, иначе скоро вылезет контрреволюция и герой отправится на эшафот. Скорость необходима ещё и для того чтобы максимально быстро внедрить то, что наглядно покажет разницу между предыдущим и настоящим режимами: то есть резкое увеличение производства всего того чего так не хватало народу для счастья (ну или как временный вариант — закупка за границей, правда это уже начинает плохо попахивать ибо дает аргумент «продажа родины за бусы» для контрреволюционеров). И вот когда конформное большинство перестроилось в духе соответствия генеральной линии партии, можно начать потихоньку (ПОТИХОНЬКУ!) отвинчивать гайки и учить людей пропагандируемым ценностям. Учить примером, искусством и тому подобное. В итоге два поколения спустя все уже привыкнут к тому что у них есть права, что эти права они могут отстаивать, и что будущее в их руках. Это чертовски долго, поэтому революционер может не дожить до торжества своих идеалов, и посему дилемма революционера — это конфликт между желанием внедрить всё здесь и сейчас, но шатко-валко, либо потратить кучу времени и сил, и возможно не увидеть результата, который к тому же никто не гарантирует (замаскировавшаяся контра, например). Но самое паскудное в том, что придется что-то делать с братьями по оружию, не у всех из которых есть достаточно терпения, и в таком случае наивные идеалисты, усевшиеся в оппозиции слева, могут мешать делу почище контры. И мы переходим к явлению, известному как дилемма тирана.

Театр

  • «Дракон» Е. Шварца — именно путём «золотой середины» советуют идти Ланцелоту после того, как тот видит, что после убийства Дракона к власти приходят бывшие прислужники тирана. «Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни».

Литература

  • Эрнтест Хэммингуэй «По ком звонит колокол». Испанские республиканцы явно придерживались второго варианта. В результате, по воспоминаниям Пиллар, революционеры кажутся не меньшим злом, чем прошлое правительство.
  • Братья Стругацкие:
  • «Обитаемый остров» — в конце книги Максим Каммерер заявил, что он никому не позволит пользоваться гипнотическим излучением. Даже в самых лучших целях.
  • «Трудно быть богом» — аналогично. Румата подумал: «Это мы тоже намеревались попробовать. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…» Но не сделали.
  • В итоге власть взял Коэн-варвар, который сантиментов в отношении допустимой меры насилия лишён начисто. Впрочем, большую часть работы сделали за него — в суматохе армии всех лордов рассеялись и перемешались в бою, так что они лишились своей силы.

Кино

  • «Звёздные войны» — вопрос поднимается довольно часто. Что в старом, что в новом каноне среди Альянса Повстанцев встречаются радикалы, считающие, что в борьбе с Империей допустимы любые методы. После победы Новой Республики с бывшими имперцами поступают по-разному — кто-то попал под горячую руку и был расстрелян, а кто-то сумел договориться и нормально пристроился при новом режиме. Результат — уже вскоре значительная часть Сената состояла из бывших имперцев, а на Лею Органу лились обвинения, что она может стать такой же, как её биологическийотец. В новом каноне в Сенате значительной силой была партия центристов, члены которой считали, что в Империи были здравые идеи, а некоторые из них и вовсе поддерживали Первый Орден.
  • До этого, в период Старой Республики, когда джедаи пришли арестовывать канцлера Палпатина, «признавшегося» в том, что он ситх, то неожиданно выяснили, что они совершают уголовное преступление — сам факт исповедования ситхской философии преступлением не считался, зато преступлением считалось преследование за философские взгляды! Это подсвечено в новеллизации Мэтью Стовера.

Мультфильмы

  • «Урок не впрок» — бывший гитлеровский генерал вполне комфортно чувствует себя в тюрьме, а потом выходит на свободу и строит планы реванша. С прикрученным фитильком, поскольку подразумевается, что эти условия ему создают не из гуманизма и уважения к свободе совести, а потому, что хотят использовать его для борьбы с Советским Союзом.

Мультсериалы

  • «Червяк Джим» — принцесса Как-Её-Там, свергнув свою сестру, объявила демократические выборы. Вторым кандидатом стала её сестра (должен же быть второй кандидат, а других претендентов не было). Угадайте, кто выиграл выборы?

Реальная жизнь

  • Французская революция — максимально жёсткий вариант. Казнили даже «за недостаточную ненависть к королю». В итоге революция пожрала своих детей, и тех, кто казнил, казнили самих по подобным же обвинениям. Причём в ряде случаев — тот же палач.
  • СССР. Изначально большевики пришли к власти именно как освободители от гнёта власти Временного правительства [1][2] и в итоге маятником истории качались от первого до второго варианта: установление Советов (1) — Красный Террор (2) — послабления эпохи НЭПа (1) — Сталинские репрессии (2) — Хрущёвская оттепель (1)/Перестройка (радикальный первый вариант).
  • РФ. Прежние союзники по борьбе с советскими властями уже через полгода начали всё больше расходиться в методах либерализации экономики и распределении полномочий. До осени 1993 г. стороны придерживались определённых рамок, но в итоге президент Ельцин резко перешёл ко второму варианту, объявив Верховный совет вне закона. Сила оказалась на стороне президента, и система власти была переформатирована в его интересах.
  • В марта 1996 г. всерьёз обсуждалось повторение второго варианта на бис — роспуск ярко оппозиционного парламента и отмена выборов президента. К счастью, вместо этого был сделан упор на подъём рейтинга президента путем политтехнологий.
  • Ряд постсоветских республик выбрали второй вариант и ввели люстрацию, а в некоторых даже просто представителям нетитульной народности гражданство выдавали со скрипом. В других же, особенно южных, фактически не было смены власти — только смена идеологии, а элита осталась та же.

Мэрилин Монро в Кадиллаке, подарке от актёра Джека Бенни, 1954 год и Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл на вечеринке в Нью-Йорке, 1992 г.

05.02.2024 51

Мэрилин Монро в Кадиллаке, подарке от актёра Джека Бенни, 1954 год. Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл на вечеринке в Нью-Йорке, 1992 г. Ирина Валерьевна Шайхлисламова, известная как Ирина Шейк — российс.

Никакой свободы врагам свободы кто сказал

Holiday

Бритни Спирс на съемках рекламы Pepsi «We Will Rock You», 2003 год и Актриса Джанет Гейнор получает статуэтку за лучшую женскую роль, 1929 год

04.02.2024 354

Бритни Спирс на съемках рекламы Pepsi «We Will Rock You», 2003 год. Безупречная Лянка Грыу, 2015 г. Актриса Джанет Гейнор получает статуэтку за лучшую женскую роль, 1929 год.

Кейт Мосс целует Джонни Деппа на подиуме, 1995 год и Клаудия Кардинале, 1960-е.

Holiday

Враги свободы

Многие из нас недавно прочли нашумевшую статью про WeChat, где браузер для чебурнета, состоящего из одного правительственного хоста, преподносился как нечто прекрасное. Во время дискуссии в комментариях, идея государственной цензуры всех пересылаемых сообщений была встречена с неодобрением. Автор оригинальной статьи искренне возмущен тем что большинство использовало систему кармы, чтобы остановить написание статей про прелести тоталитарного контроля всей страны. В ответ, ему было предложено задуматься над принципом

Никакой свободы врагам свободы

Который, однако, не всеми был понят в историческом контексте. Поэтому хотелось бы дать развернутое определение в ответ на статью с критикой этого принципа, и предоставить сообществу решить, так ли уж он плох.

Начнем с краткого исторического экскурса. Идеи свободы слова, собраний, печати, предпринимательства, отказа от налогов без представительства, права защищать свою жизнь и имущество, восходят к «новому времени» (примерно с 16ого века), к раннему либерализму. В этот период происходил распад старых средневековых феодально-крепостных систем, а более свободная система отношений только зарождалась и была неочевидной. Такие мыслители как, Джон Локк или Адам Смит, высказывали поистине нечто новое, не принятое раньше. Поэтому, предложив идею свободы слова, они не слишком задумывались о такой простой вещи, а как впоследствии свободу слова защитить? Задумываться об этом казалось слишком рано.

Частное предпринимательство и свобода слова принесли многим странам процветание. И только тогда общество впервые столкнулось с так называемым парадоксом толерантности. Сторонники всемирной революции и диктатуры пролетариата, коммунисты, активно использовали право на свободу слова для рекламы своих идей, заявляя при этом прямо, что отнимут эту свободу у всех представителей «неправильных классов» когда придут к власти. Чем это закончилось, знают все, лычками «враг народа» и лагерями за неуважение к Сталину. В соседнем Китае сейчас происходит практически то же самое, но с использованием современных цифровых технологий и слежкой, о которой большевики могли только мечтать.

Давайте рассмотрим этот вопрос глубже. Все мы, надеюсь, согласны что бить людей плохо. Но как быть с человеком, избивающим людей на улице? Должны ли мы смиренно ждать пока он убьет нас? Так, естественным образом, рождается концепция самообороны.

Бить людей плохо, кроме случаев когда мы защищаем свою жизнь от физического нападения.

Эта простая мысль, более формализовано, называется принципом неагрессии.
По умолчанию, мы находимся в состоянии мирной жизни, и не имеем права физически друг другу вредить. Однако когда среди нас появляется человек, не признающий наш негласный договор и нападающий первым, мы можем применять по отношению к нему физическое воздействие. Почему? Потому что напавший своими действиями сам вышел из нашего соглашения, отвергнув принцип отказа от агрессии, остался вне его рамок.

Большинство законодательных систем в большей или меньшей степени интегрируют эту концепцию, оставляя в уголовном кодексе исключение для самообороны. Это означает, что вас, например, не посадят в тюрьму, если вы застрелите вооруженных грабителей ворвавшихся к вам в дом. Так почему мы не должны применять этот же принцип по отношению к свободе слова?

Когда человек заявляет, «я предлагаю отнять у вас свободу слова», он не должен обижаться, что в ответ свободу слова отнимут только у него. Вот что на самом деле означает фраза «никакой свободы врагам свободы».

Здесь не предлагается цензурировать нападающего на свободу человека, на государственном уровне. Но владельцы форумов и блогов по праву собственника могут ограничить его высказывания, в соответствии со своими частными правилами. Если кто-то возмущен ими, то он волен публиковаться где угодно еще, а то и вовсе открыть свой собственный блог (хостинг стоит дешевле банки пива).

При всех прочих вариантах, от тотальной модерации, до ее отсутствия, собственники Хабра пожелали установить демократическую систему кармы, которую может использовать любой автор. Инструменты находятся в руках сообщества, а не узкой группы лиц. Поэтому любые сравнения с китайской цензурой здесь не уместны. Нет ничего зазорного чтобы снижать карму любителям диктатуры, жесткой руки, тотального контроля, и прочего этатизма. Это положительная обратная связь и урок для них, дающий им почувствовать себя как дома. Давайте будем уважать их культурные традиции. Всем удачного дня!

Спасибо RAAnatoly за блестящий пример:

«Никакой свободы врагам свободы» — очевидное утверждение.
Сторонники цензуры должны агитировать за цензуру самостоятельно: в СМИ их не должны пускать.
Борцы с капитализмом не должны иметь своего бизнеса.
Партии, пропагандирующие монопольную однопартийную систему, не должны допускаться к выборам.
И так далее.

Говоря простыми словами, вывод из-за стола шулера, которого поймали за руку с лишним тузом из рукава, не является дискриминацией шулера. Продолжать игру за столом с шулером противопоказано.

250 лет назад. «Нельзя безнаказанно царствовать»

Луи Антуан де Сен-Жюст. Портреты, запечатлевшие его в разные годы жизни

Исполнилось 250 лет со дня рождения Луи Антуана де Сен-Жюста (1767-1794), одного из наиболее выдающихся французских революционеров и лидеров якобинской диктатуры.
Стал знаменит после речи во время суда над королём, которую закончил словами: «Спешите покончить с процессом короля, ибо нет ни одного гражданина, который не имел бы над королём тех же прав, какие Брут имел над Цезарем». Самый, может быть, знаменитый приказ Сен-Жюста выглядел так: «Муниципалитету Страсбурга. Десять тысяч человек в армии ходят босыми. Вам необходимо в течение дня реквизировать обувь у всех аристократов Страсбурга, и завтра в 10 часов утра десять тысяч пар сапог должны быть отправлены на главную квартиру». Робеспьер был в восторге от этого декрета и заметил в Конвенте: «Вы видите, как раздели богатых, чтобы одеть бедных?».
Некоторые крылатые фразы из речей Сен-Жюста:
«Нельзя безнаказанно царствовать». (Вариант перевода: «Нельзя царствовать и быть невиновным»).
«Всякий король — мятежник и узурпатор».
«Короли заслуживают смерти уже в минуту своего появления на свет».
«Нет свободы для врагов свободы».
«Те, кто делают революцию наполовину, только роют себе могилу».
«Побеждают лишь те, кто сражается».
«Обстоятельства непреодолимы только для тех, кто отступает перед могилой».
«Не должно быть ни богатых, ни бедных».
«Революционеры не отдыхают, если только не в могиле».
«Вы должны наказывать не только предателей, но и равнодушных».
«Судно Революции не может прийти в порт, не окрасив воды в цвет крови».

Жан-Батист Мозес. Битва при Флерюсе. (1837). Во время этой битвы в июне 1794 года Сен-Жюст лично вёл войска в бой (изображён в центре картины, слева от будущего маршала Журдана). После этого сражения нога иноземного солдата 20 лет не ступала на землю Франции. Битва примечательна также тем, что в ней впервые в мире был использован разведывательный воздушный шар (в верхнем правом углу картины)

Фрагмент картины «Битва при Флерюсе»

Луи Антуан Сен-Жюст сложил голову на гильотине 10 термидора вместе со своим другом и соратником Максимилианом Робеспьером. От врагов, уже после смерти, Сен-Жюст получил массу бранных прозвищ, которыми мог бы гордиться: «Архангел смерти» (Мишле); «живой меч» (Ипполит Тэн); «Тигр, жаждущий крови», «щегольское чудовище», «отвратительный и театральный молодой человек» (Сен-Бев); «воплощение республики Дракона» (Ламартин); «надгробный фонарь» (Баррас).

Бюст Сен-Жюста работы Давида д’Анже (1788-1856)

Жан-Жозеф Веертс. Десятого термидора

Свободным называешь ты себя? Свободный от чего? Свободный для чего?

Фридрих Ницше

3 минуты на осмысление

Власть – это долг, свобода – ответственность.

Мария Эбнер Эшенбах

3 минуты на осмысление

Человек свободен, поскольку человек отличается от другого человека, иными словами, свободна личность, а не индивидуальность.

Владимир Микушевич

3 минуты на осмысление

Свободу нельзя украсть у рабов.

Аркадий Давидович

3 минуты на осмысление

Если ты думаешь, что свободен, тебе уже не сбежать.

Ричард Олперт

3 минуты на осмысление

Если общество скроено по нашей мерке, мы называем это свободой.

Роберт Фрост

3 минуты на осмысление

Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу.

Михаил Жванецкий

3 минуты на осмысление

Кто обуревается своей прихотью и не может ни видеть, ни сделать ничего, что ему полезно, тот есть раб в высшей степени, и только тот свободен, кто, не кривя душой, живёт, руководствуясь одним разумом.

Бенедикт Спиноза

7 минут на осмысление

Тот, кто ищет в свободе что-либо иное, кроме нее самой, создан для рабства.

Aлексис Токвиль

3 минуты на осмысление

Кто свободен телом и не свободен душою, тот раб, кто связан телесно, но свободен духовно – свободен.

Эпиктет

ЛитЛайф

Войти через Гугл
Войти через Фейсбук
Войти через Яндекс
Войти через Вконтакте

Помогите нам сделать ЛитЛайф лучше

Выбрать главу (20) Изменить стиль страницы

Человека вешают не потому, что он украл лошадь, а для того, чтобы лошадей не крали.

Джордж Галифакс (1633—1695), английский политик и писатель

Сильное средство, зато помогает от всех болезней.

Английский мореплаватель и поэт Уолтер Рэли (1552—1618), проводя рукой по острию топора, которым его должны были обезглавить

Моряк, потерпевший кораблекрушение, высадился на берег и увидел виселицу. «Слава Богу, – воскликнул он, – я в христианской стране!»

«Свободной воли не существует, – говорит философ, – поэтому вешать крайне несправедливо». – «Свободной воли не существует, – соглашается офицер; – мы вешаем, потому что не можем не вешать».

Амброз Бирс (1842—1914?), американский писатель

Нет ничего неприятнее, как быть повешенным в неизвестности.

Вольтер (1694—1778), французский писатель, философ-просветитель

Смертная казнь дает стопроцентную гарантию от рецидивов.

Джордж Уилл (р.1941), американский политический обозреватель

Все примеры бесполезны, и всегда вокруг эшафотов будут залезать в карманы.

Жозеф де Местр (1753—1821), французский мыслитель, пьемонтский дипломат

Некто простодушно признался другу: «Сегодня мы приговорили к смертной казни трех человек. Двое вполне ее заслужили».

Никола Шамфор (1741—1794), французский писатель

Палачу платят за работу; в свое оправдание он может сказать: «Каждый должен жить!»

Хуго Штейнхаус (1887—1972), польский математик, афорист

Если нужно отменить смертную казнь, пусть господа убийцы начнут первыми.

Альфонс Карр (1808—1890), французский писатель

Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число!

Блез Паскаль (1623—1662), французский ученый и философ

Не подлежит сомнению, что сторонники смертной казни имеют больше общего с убийцами, чем ее противники.

Реми де Гурмон (1858—1915), французский писатель и критик

Когда осужденному на смерть завязывают глаза, это делается, чтобы солдаты не видели его взгляда, а не наоборот.

Жильбер Сесброн (1913—1979), французский писатель

Если бы можно было отменить смерть, мы бы не имели ничего против; а вот отменить смертную казнь будет трудно. Если это случится, нам придется от случая к случаю ее восстанавливать.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832), немецкий поэт

У нас в республике существует кровная месть: убил – и тебе не жить однозначно. Но это надо делать в рамках законности.

Руслан Аушев (р.1954), президент Ингушетии

Убивают на каждом шагу, но зато никого не стреляют.

Аркадий Давидович (р.1930), литератор

Когда отменят кару смерти, смерть не перестанет быть карой.

Станислав Ежи Лец (1909—1966), польский писатель

Свобода и угнетение

Свобода – несвобода
Закрыть Как отключить рекламу?

Свобода не поддается никакой оценке.

«Дигесты Юстиниана» (VI в.)

Власть над свободными людьми более прекрасна (. ), чем господство над рабами.

Аристотель (384—322 до н.э.), древнегреческий философ

Свобода есть право делать все, что не запрещено законом.

Шарль Монтескье (1689—1755), французский философ

Для нас свобода есть право делать все, что запрещено законом.

Адриан Декурсель (1821—1892), французский писатель

Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого.

Виктор Гюго (1802—1885), французский писатель

Свобода – это право делать, что хочешь, и мешать другим делать то, что они хотят.

Хенрик Сенкевич (1848—1916), польский писатель

Курящие и некурящие не могут быть одинаково свободны в одном купе.

Джордж Бернард Шоу (1856—1950), английский драматург

Свобода есть благо, обладание которым приносит меньше удовольствия, чем его потеря – страданий.

Жан Поль (1763—1825), немецкий писатель

Политическая свобода хороша лишь тогда, когда она обеспечивает свободу частной жизни.

Сэмюэл Джонсон (1709—1784), английский писатель и лексикограф

Личная свобода – вот подлинная современная свобода; политическая свобода выступает ее гарантом.

Бенжамен Констан (1767—1830), французский писатель и публицист

Где найдем мы эти гарантии [личных свобод], если откажемся от политической свободы? Отказ от нее сродни намерению безумца построить на песке дом без фундамента под тем предлогом, что он собирается жить только на втором этаже.

Тот, кто ищет в свободе что-либо иное, кроме нее самой, создан для рабства.

Алексис Токвиль (1805—1859), французский историк и политолог

Чтобы обладать свободой, необходимо ее ограничивать.

Эдмунд Берк (1729—1797), английский публицист и философ

История свободы – это история ограничения правительственной власти.

Вудро Вильсон (1856—1924), президент США

В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуждать о том, будто народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею пользоваться. Это умозаключение сделало бы честь дураку из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не научится плавать.

Томас Маколей (1800—1859), английский историк

Вольтер учил: «Чем люди просвещеннее, тем они свободней». Его преемники сказали народу: «Чем ты свободнее, тем просвещенней». В этом и таилась погибель.

Антуан де Ривароль (1753—1801), французский писатель

Древо свободы должно время от времени орошаться кровью патриотов и тиранов. Это его естественное удобрение.

Томас Джефферсон (1743—1826), президент США

Исступление свободы смежно с деспотизмом; но употребление далеко от него отстоит.

Петр Вяземский (1792—1878), поэт и критик

Народ, победивший в борьбе за свободу, редко получает что-либо, кроме новых господ.

Джордж Галифакс (1633—1695), английский политик и писатель

Величайшая свобода порождает тиранию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство.

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.), римский политик, оратор

Народы, которые ищут покровителей, находят хозяев.

Максимилиан Робеспьер (1758—1794), французский якобинец (согласно Генриху Гейне)

Нет свободы для врагов свободы.

Приписывается французскому якобинцу Антуану Сен-Жюсту (1767—1794)

О Свобода, сколько преступлений творится во имя твое!

Жирондистка Жанна Мари Ролан (1754—1793) на эшафоте гильотины

О Свобода, скольких свобод нас лишают во имя твое!

Дэниэл Джордж (1890—1967)

Свобода есть осознанная необходимость.

Видоизмененный Фридрих Энгельс (1820—1895),немецкий философ

Никто не может быть совершенно свободен, пока все не свободны.

Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ

Цитаты про дружбу

Не заводите дружбу с теми, кто хуже вас.
Конфуций

В дружбе мы отдаем друг другу частички себя, не задумываясь для чего, за что. Должно же быть то, что не требует взаимности.
Эльчин Сафарли

Ты хочешь дружбы, но такой, когда молчание красноречивее любых слов, а поступки доказывают то, …..

Цитаты про жизнь

Жизнь может развернуться на пятачке.
Стивен Кинг

Жизнь — это не те дни, что прошли, а те, что запомнились.
П. Павленко

Жизнь — это постоянное изменение. Как только движение останавливается, человек старится и умирает.
А. Моруа

Жизнь — это рай для грешников.
Г. Малкин

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий