Поскольку это выражение прозвучало из уст знаменитого австро-венгерского композитора и музыканта Ференца Листа, наивно было бы полагать, что он говорил о каком-то другом музыкальном инструменте, а не о том, на котором музицировал сам. Причем, музицировал в совершенстве. Лист считается величайшим пианистом-виртуозом XIX века, получившим блестящее музыкальное образование по классу клавишных инструментов. И большинство его музыкальных произведений написаны именно для клавишного исполнения. Поэтому пианист ожидаемо считал королем всех инструментов рояль — то же фортепиано, но с горизонтальным расположением струн в корпусе. Интересно, что в данном случае наблюдается ещё и игра слов: «рояль» в переводе с французского означает «королевский». Ответ — рояль.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Какого рода слово рояль?
Имя существительное «рояль» — особое для русского языка. В частности, не всем удаётся сразу определить его род (а род его — мужской, скажу это сразу, чтобы долго не интриговать любителей языка). Рояль — он мой!
Так вот, слово «рояль», в общем-то, имеет вид, весьма склоняющий нас к предположению о том, что перед нами существительное женского рода. Ну посмотрите-ка сами, что творится:
Даль и медаль, эмаль и мораль, спираль и магистраль, сталь и вертикаль. Как тут не соблазниться и не привести в этот же ряд и «рояль»?
Но спешить не нужно. Спокойно проанализировать все имеющиеся в русском языке имена существительные с концовкой «-аль» (а их по самым наискромнейшим моим подсчётам не мене 100 штук насчитывается), мы обнаружим много слов и мужского рода:
Миндаль и фестиваль, февраль и хрусталь. И много других прекрасных слов.
Поэтому, рояль — это он и только он. Чем? — роялем, а не роялью. Чему? — роялю, а не рояли.
«Рояль» из Франции к нам пришёл как слово. И переводится буквально — королевский. Но не королевская.
Что такое рояль
Название “royal” произошло от французского прилагательного «королевский». Этот струнный клавишный инструмент – разновидность фортепиано.
Музыканта, исполняющего мелодии на рояле, называют пианистом. Но звучит рояль гуще, сочнее, многообразнее по тембру, чем пианино. Его клавиши чувствительнее, возможности музыкальной игры разнообразнее, диапазон звуковых изменений широкий.
Устройство рояля
«Королевское» фортепиано относится к струнно-клавишной группе инструментов. Внутри корпуса скрыта дека, над ней протянуты металлические струны. Строение деки и механического блока горизонтальное (в пианино вертикальное). Звуки извлекаются постукиванием войлочных молотков по струнам при давлении пальцами на клавиши.
Королевский орган. История одного инструмента
Корпус музыкального инструмента крыловидной формы. Обусловлена она тем, что для извлечения звуков определенной высоты требуются струны разной длины: короткие для высоких, длинные для низких. Длина струны в нижнем регистре 2 м, в верхнем – 5 см.
В небольших роялях 220-230 струн, в концертных – 240-250. Каждая клавиша соединена с определенным количеством струн:
- 1-ая группа из 8-10 клавиш – по 1 обвитой (для извлечения низких звуков) струне;
- 2-ая из 5-7 – по 2 обвитых;
- 3-я из 7-10 – по 3 обвитых;
- 4-ая группа из 60-65 клавиш – по 3 гладких.
Сила звучания достигается посредством высокого струнного натяжения – около 120 кг. Общее натяжение в большом концертном инструменте превышает 20 тонн.
Музыкальный инструмент оснащен 3 педалями. Правая усиливает звук, левая глушит, а еще меняет тональность. Средняя делает тональность богаче.
Схема рояля одна из самых сложных, инструмент состоит из множества деталей, позволяющих ему гармонично звучать:
- Футор – прочная рама из массива дерева. Опорный блок, принимающий нагрузку от струнного натяжения.
- Чугунная рама – решетчатая пластина из цельного чугуна для принятия общего натяжения.
- Аграфы – латунные винты с отверстиями, прикрепленные к передней части чугунной пластины. Ограничивают длину струнного звучания.
- Форбаум – лицевая планка. Часть корпуса, наложенная на раму.
- Вирбельбанк – опорная многослойная деталь, деревянная пластина со множеством отверстий, в которые вставлены вирбели – держатели, обеспечивающие струнное натяжение.
- Фусклец – опора, держащая ножки музыкального инструмента.
- Каподастр – металлический зажим, крепящийся к вирбельбанку. Поперечно прижимает струну к рейке, находящейся в высоком регистре, выполняет функцию ограничителя для колеблющихся участков.
- Панцирь – пластина рамы, наложенная на вирбельбанк. Берет на себя основной вес натяжения (выдерживает до 28 тонн). В пластине проделаны дыры с втулками для вирбелей, что снижает нагрузку на вирбельбанк.
- Штульрама – тяжелая пластина, соединенная с боками корпуса. Поддерживает струнно-клавишный механизм музыкального инструмента.
- Шпрейц – поддерживающий элемент футора, принимающий нагрузку натянутых струн.
- Штапик – рейка, прикрепленная к панцирю. Делит струну на колеблющуюся и неколеблющуюся части.
В чем разница между роялем и пианино
Все разновидности этих инструментов обычно объединяются под одним термином – фортепиано. Специфика звукоизвлечения у них одинаковая.
Ключевая разница – конфигурация и величина. Пианино – это малогабаритные приспособления для домашнего использования. Рояли же не такие компактные, поэтому нередко используются как в учебном процессе, так и на концертах.
Рояль: как все начиналось
Дебютная фортепианная модель в форме крыла была создана итальянским мастером клавесина Б. Кристофори (в 1709-ом году). Улучшить фонацию помог совершенно новый дизайн. Первый струнный инструмент издавал и громкие, и тихие звуки.
После создания первого приспособления для наигрывания мелодий последовал продолжительный период проработки и усовершенствования изделия. Классический остов и звуковая эстетика были реализованы в начале 19 столетия, когда в приспособлении стали применять перекрестное расположение струн и устанавливать в нем прочную чугунную раму. Заводское производство инструмента началось в середине 19 столетия в Германии. В наши дни выпускается масса всевозможных моделей, на которых можно исполнять самые причудливые музыкальные произведения.
Популярный словарь
Музыкальный клавишный инструмент с металлическими струнами, расположенными по горизонтали, одна из разновидностей фортепьяно.
. В гостиной рояль вздыхал так элежно. (Северянин).
От французского royal ‘королевский’, ‘царственный’. Слово рояль (в качестве эпитета) впервые было использовано в названии инструмента, созданного в 1774 г. дрезденским мастером И. Вагнером («clavecin royale»). В русском языке — с начала XIX в.
Французское royal ‘рояль, имеющий закругление только на одной боковой стороне’, употребляется в противоположность imperial (‘императорский’) ‘большой рояль, имеющий закругления на обеих боковых сторонах’. Рояль имеет крыловидный корпус, который изготовляется из склеенных слоев древесины (до 22 слоев). У современных роялей сила натяжения струн до 20 тонн. Диапазон роялей «миньон» 7 октав, салонных и концертных — 7 с четвертью, иногда доходит до 8 октав.
Словарь существительных
РОЯ́ЛЬ, -я, м
Струнный клавишно-ударный, молоточковый музыкальный инструмент, с треугольным фигурным корпусом на трех ножках, внутри которого находятся молоточки, ударяющие по горизонтально натянутым металлическим струнам, звук извлекается путем удара по клавишам; концертный инструмент.
[Штольц]…возвращался к ней [Ольге] утомленный, сесть около ее рояля и отдохнуть под звуки ее голоса (Гонч.).
Базовая классификация роялей
Инструменты этой разновидности различаются по длине, обусловливающей назначение устройства для игры и качественные характеристики звукоизвлечения. Выделяются следующие разновидности:
Концертный – является самым габаритным вариантом (длиной более 2,7 м). У приспособления высочайший тембровый диапазон и чистота фонации.
Малый концертный – габариты могут быть от 2,25 до 2,5 м. Обладает широчайшей экспрессией фонации.
Универсальный или салонный – 2-2, 2 м. Тембральный диапазон очень широк.
Кабинетный – 1,8-1,95 м. Характеризуется средним тембровым охватом и добротностью звукоизвлечения. На нем учатся играть. На современном этапе самыми популярными считаются цифровые рояли, способствующие выполнению различных высококачественных композиций.
Малый кабинетный – его габариты варьируются от 1,6 до 1,75 м. Применяется в домашних условиях.
Миньон – самая маленькая разновидность приспособления величиной 1,4-1,55 м. Тембральный диапазон небольшой. Особенно востребованы малогабаритные цифровые рояли.
На качественные параметры звучания влияние оказывают величина остова, масса и длина струн. Более крупное устройство издает более выразительные и глубокие звуки.
Базовые компоненты дизайна
Конструкция всех клавишных струнных инструментов обычно одинаковая:
• ножка является основной опорной частью устройства; она поддерживает базовую нагрузку на струны; главные компоненты и корпусные составляющие прикрепляются к деревянной ножке;
• вирбельбанк (или колковая доска) – это многосоставная кленовая или буковая доска; в нем фиксируются стальные вибрели, натягивающие струны и настраивающие на требуемую частоту;
• дека – является основным резонатором, который производит звук; она делается из еловых досок; в дорогостоящих конструкциях используется элитная столетняя древесина; это существенно улучшает музыкальный резонанс; дека действует как усилитель для струнной мелодии;
• штег (дискантный или басовый) – деревянный компонент в форме мостка, передающий вибрации струн на деку;
• чугунная рама – литая деталь в виде сеточки, поддерживающая силу струнного натяжения (иногда в конкретных изделиях натяжение бывает до 20 тонн);
• кападастр – это ребро на раме, служащее отсекателем длины звука струн;
• струны – средний и дисковый регистр; в басовом регистре они снабжены стальным основанием.
Название какого музыкального инструмента в переводе с французского означает королевский
Название какого музыкального инструмента в переводе с французского озночает королевский?
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
- bookmark_border
- 13.07.2016 05:07
- Другие предметы
- remove_red_eye 11548
- thumb_up 46
Ответы и объяснения 2
Это Рояль в переводе
- 14.07.2016 18:17
- thumb_up 12
- 15.07.2016 10:21
- thumb_up 39
Знаете ответ? Поделитесь им!
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.
«Рояль» означает «королевский»
Ураганным ветром ворвалось оно в спокойное течение неторопливого XVIII века, нарушив все устои музыкального общества. Даже такой блестящий ум Европы, как Вольтер, не смог угадать будущего могущества и перспективу клавишно-молоточкового устройства фортепиано и назвал этот новый инструмент «изобретением кастрюльщика».
Судьба фортепиано, сконструированного итальянцем Бартоломео Кристофори, развивалась драматично. На протяжении целого столетия этот пришелец пробивал себе дорогу в жесточайшей конкуренции со старыми клавишными инструментами. Чопорная придворная знать, блюстители изящных светских вкусов века «парика с косичкой» не спешили расставаться со своим музыкальным любимцем – клавесином. И не скупились в насмешках над дерзким «мещанским выскочкой» с громким, неуправляемым звуком, который терзал их нежные аристократические уши.
Французская буржуазная революция внесла новый дух в уклад старого общества. Взамен камерности переживаний слушателей небольших салонов новая аудитория требовала ощущений полноты жизненных чувств. На фортепиано можно было петь, передавать тончайшие оттенки изменчивой души. Это был целый мир, раскрывший свои просторы. И этот мир оно должно было завоевать. Так начиналась история современного фортепиано, чей победный марш растянулся на столетия.
Предшественник его клавесин, созданный около 1400 года, был завезен в Европу крестоносцами и господствовал три столетия. У клавесина, в отличие от фортепиано, струны не ударяются, а защипываются стержнем птичьего пера, и звук получается тихий и отрывистый. Со временем он усовершенствовался и в XVI веке превратился в великолепный звучный инструмент, к тому же пышно декорированный позолотой, резьбой, живописной росписью. Его изящная форма, напоминающая крыло птицы, перешла затем к роялю. Именно для такого типа клавесина Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо писали свои сюиты с причудливыми названиями: «Жнецы», «Кокетство», «Лилии распускаются», «Щебечущие птички». Композиторы того времени любили сочинять миниатюрные пьесы, рисующие женские «акварельные» портреты («Пленительная», «Равнодушная», «Сумрачная», «Любезная»), пасторали, зарисовки природы (вы знаете знаменитую «Кукушку» Луи Дакена, часто исполняемую и в наши дни).
…Излишне помпезный церковный стиль с его органной полифонией, существовавший в музыке вплоть до появления клавесина, сменили легкие одежды нового эстетического направления. Излюбленным способом импровизации клавесинистов было украшение некоторых звуков мелодии мелкими быстрыми нотками – своего рода отделка инструментального наряда «бисером» и «кружевами». Такая музыка была в духе эпохи рококо.
Бесчисленные бантики и завитки на костюмах и прическах, причудливый декор мебели и убранство салонов, игрушечные издания книг и миниатюры художников – все это отражалось в прихотливых образах и названиях клавесинных пьес. Музыка иллюстрировала связь этого утонченного искусства с бытом, нравами и привычками людей своего времени. Вот и Антон Рубинштейн подметил, что «в музыке могут быть узнаваемы даже костюмы и люди современной сочинителю эпохи».
Надо сказать, что единого клавесинного стиля в Европе не было. Англичане отличались более фундаментальными сочинениями, но менее яркими, чем итальянцы с их виртуозным характером. Франция дала миру композиторов, считавших этот тихий инструмент самым совершенным. Не случайно период его расцвета длился целый век – примерно с 1650 по 1750 год.
С клавесином прощались нежно и долго. Даже в конце XVIII столетия музыканты все еще не переставали открыто выражать свое восхищение, а красоты его воспевали такие поэты, как Шекспир и Лафонтен. Тем не менее, настал тот день, когда король инструментов, на протяжении трех веков увеселявший владелиц замков, оживлявший безмолвие монастырей, оказался свергнутым, забытым и презираемым. Жалким образом он доживал свои дни, превратившись в бюро, комод, шкаф для белья или благодаря картинам Буше, Тенирса, украшавшим крышки, отправлен был собирать пыль в музеях.
Возвращение галантного века
Любезный друг, ты, наверное, недоумеваешь, почему так много времени уделяется канувшему в Лету инструменту, когда речь идет о рояле? А дело в том, что его предок клавесин и порожденный им художественный стиль продолжают влиять на творчество нынешних композиторов. Заметьте, современная эстрада не теряет связи с музыкой эпохи ренессанса, как и театр не перестает обращаться к Шекспиру.
В возрождении старинной музыки большую роль сыграла польская клавесинистка Ванда Ландовска, родившаяся в 1879 г. и начинавшая свою карьеру как пианистка. В возрасте 21 года она приехала в Париж, где вскоре состоялся ее первый клавесинный концерт. Спустя 16 лет она впервые сыграла аккомпанемент к «Страстям по Матфею» Баха на клавесине вместо фортепиано. Глубокие знания музыки прошлых веков Ванда передала своим ученикам, а написанный ею основательный труд «О музыке» является настоящей школой изучения истории и развития музыкального искусства эпохи Возрождения и Просвещения.
Один век сменяет другой, и бывают моменты, когда хочется заглянуть в прошлое, и оно предстает нам в каком-то новом пленительном свете. Так, отряхнув от многовековой пыли фолианты старинных клавиров, выдающиеся пианисты Эмиль Гилельс и Артуро Бенедетти Микеланджели возродили к жизни блестящие сонаты итальянца Доменико Скарлатти.
«Рояль» означает «королевский»
Но вернемся к истории фортепиано.
Последние существенные «штрихи» в усовершенствование инструмента внес Генрих Стейнвей. Основанная им в 1859 г. в Нью-Йорке фирма стала мировым лидером и дала роялю поистине королевский знак качества. Хотите услышать, как звучит такой концертный «стейнвей»? Поспешите в уфимскую филармонию на любой вечер фортепианной музыки, и вы услышите всю роскошь его голоса, широту поэтической «души» и пышность педальных средств, которой умело пользовались пианисты Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Иосиф Гофман. Душой фортепиано является правая педаль, которую выдающийся музыкант Ферручо Бузони называл «неподражаемым устройством, фотографией неба, лучом лунного света».
Блестящее будущее хаммерклавира (клавишно-молоточкового инструмента) было гениальным предвидением И. С. Баха. Он первый угадал в нем универсала с «певучей» способностью и смело вводил в клавирную музыку элементы органного, вокального и даже оркестрового письма. Приоритет Баха в открытии эпохи нового инструмента неоспорим. В то время как его последователи уже имели дело с настоящим фортепиано, Иоганн Себастьян создавал свои шедевры для воображаемого.
Профессор Московской консерватории Генрих Нейгауз говорил о современном рояле как о «самом интеллектуальном», на котором «можно исполнять все, что называется музыкой: от мелодии пастушеской свирели до гигантских симфоний».
Венский классик Бетховен первым открыл оркестровую мощь фортепиано и создал пианизм героического стиля. «Его игра шумела, подобно дико пенящемуся вулкану», – так вспоминают современники об этом Прометее новой музыкальной волны. Вслед за ним феноменальный виртуоз Лист превратил черно-белую клавиатуру рояля в многокрасочное звуковое полотно для выражения «разливающейся потоками нежной красоты и грации» (В. Стасов).
Именно Лист был первым «умным и искусным оратором», кто отваживался весь вечер играть только фортепианную музыку, не деля ни с кем концертную эстраду. Так начиналась традиция Klavierabend¢ов.
Шопен в России
Эпоха романтизма еще более возвысила новый сольный инструмент. Почти каждая страна в этот период выдвинула своего национального музыканта. В Германии это был вдохновенный Роберт Шуман, в Норвегии – Эдвард Григ, чье искусство, полное тонкого лирического обаяния, обладает «секретом» вечной весны и молодости.
Наконец, в Польше – Фридерик Шопен, «музыкальный гений», посвятивший роялю все свое творчество. Многие поколения пытались разгадать его феномен. «Мне кажется, что Шопен, – писал Нейгауз, – вследствие уникального соединения польского духа с высочайшей французской культурой стал… беспрецедентным явлением в истории музыки…». А выдающийся «шопенист» Яков Зак, постигнув все многообразие человеческих переживаний его «лирического дневника», говорил: «Ни один из великих композиторов не казался мне такой прекрасной и манящей загадкой…».
Еще при жизни автора мазурок, полонезов, баллад начался его музыкальный диалог с русской фортепианной школой. В России Шопен нашел поклонников и исполнителей в лице М. Глинки, М. Балакирева, А. Лядова, С. Рахманинова, С. Танеева (кстати, с молодости поставившего перед собой задачу изучить «всего Шопена»).
Велико его влияние на композиторский стиль Александра Скрябина, с юности влюбленного в музыку польского романтика. Как свидетельствуют биографы, ложась спать, он клал под подушку ноты Шопена, чтобы не расставаться с ними и во сне.
А что касается Антона Рубинштейна, то с него-то и зародилась у нас исполнительская традиция музыки славянского композитора. В 1841 году в Париже двенадцатилетний Антон был представлен Шопену и сохранил на всю жизнь воспоминания об этой встрече. Непревзойденное в своей эмоциональности исполнение Рубинштейна повлияло на формирование шопеновского стиля другого пианиста, Константина Игумнова.
«Шопену виртуозов», «Шопену молодых девиц» он всю жизнь противопоставлял свое понимание. Игумновский пианизм пленял звуковой «пастелью», легкокрылой и опоэтизированной виртуозностью, и в то же время строгой организованностью чувств.
В 1947 году накануне форума (к 100-летней годовщине смерти Фридерика Шопена) впервые в мировой концертной практике 16 советских пианистов в несколько вечеров воссоздали «полное собрание сочинений» гениального Поэта Фортепиано. Замечательны слова Нейгауза: «Он живет среди нас, как живет Пушкин и Рафаэль, ибо то, что он создал, – единственно, неповторимо… Не будь Шопена, мы не знали бы до конца, что такое рояль, не знали бы всех его волшебных тайн, его бездонных красот…».
До встречи в филармонии
Любезные друзья, наше заочное знакомство вполне может стать очным, когда мы встретимся, скажем, в зрительном зале на одном из фортепианных концертов.
Обратите внимание, как по-разному пианист прикасается к звукам рояля: то он глубоко погружает пальцы в клавиши, то, словно лаская их, скользит по поверхности, а порой с разлету бросает руки, проделывая невероятно дерзкие скачки, и вдруг становится лиричным и сдержанным.
Сами того не сознавая, мы отдаемся красоте звучания и оказываемся во власти музыки, которой невозможно не подчиниться. Хотя бы на мгновение…