Функциональные устройства с минимальной просадкой под напряжением, внушительным КПД, способностью выдерживать жесткие условия эксплуатации – это все непревзойденные аккумуляторы LiFePO4. Они:
- отлично работают без частой балансировки;
- не боятся перепадов температуры и влажности;
- отдают большие токи;
- обладают длительным сроком службы;
- имеют минимальный саморазряд и при хранении теряют минимальное количество энергии.
Зарядка по всем правилам: хитрости и руководство к действию
Заряжать LiFePO4 аккумулятор можно заранее, не дожидаясь, пока батарея полностью потеряет свой ресурс. Главное, учитывать несколько особенностей процесса:
- Помните, что зарядка LiFePO4 аккумуляторов должна производиться только специализированными устройствами. Применение некорректного зарядного устройства приведет к порче аккумулятора.
- Процесс производится в два этапа – на первом «подпитывается» стабилизированным током для достижения нужного напряжения, а после – до минимального тока уже при стабильном напряжении CC/CV.
- Если планируете зарядить LiFePO4 аккумулятор, то делать это лучше при комнатной температуре. Если устройство было на морозе, то желательно выдержать его в помещении около пяти часов.
- Не оставляйте устройство в разряженном состоянии. Для потери емкости всей батареи достаточно, чтобы напряжение упало до критического хотя бы в одной ячейке. Оптимальным для хранения считается 3,2 Вольта на каждый элемент.
- Не забывайте, что нельзя накрывать батарею при зарядке.
Правила зарядки литий-железо-фосфатных аккумуляторов
Чтобы полноценно использовать возможности АКБ, нужно знать и соблюдать требования к ее эксплуатации и зарядке. Батареи типа LiFePO4 не нужно полностью разряжать перед дальнейшей зарядкой, поэтому восполнять их заряд рекомендуется после каждого применения. Рассмотрим, как правильно заряжать LiFePo4 батареи.
Для сохранения их эксплуатационного ресурса важно:
- Использовать специальные зарядные устройства, предназначенные для батарей типа LiFePO4, с обозначением конечного напряжения. Зарядники, предназначенные для литиевых батарей других типов, для литий-железо-фосфатных АКБ не подходят, т. к. у LiFePo4 меньшее рабочее напряжение.
- Не оставлять АКБ разряженной. Если дальнейший саморазряд приведет к критическому падению напряжения хотя бы на одном аккумуляторе из батареи, это негативно скажется на емкости всей АКБ. Поэтому, если литий-железо-фосфатная батарея почти разрядилась, ее нужно в ближайшее время подзарядить до номинального напряжения 3,2 В на аккумулятор.
- По возможности – не допускать разряда АКБ до ее отключения через плату защиты БМС и заряжать ее после каждого применения. Накопители этого типа не имеют эффекта памяти, а полные циклы разряда только сокращают их эксплуатационный ресурс. Приблизительно один полный цикл соответствует 10 неполным.
- Осуществлять зарядку при температуре корпуса, близкой к комнатной. Если батарея была на холоде, нужно вначале выдержать ее 4–5 часов в помещении.
- Для защиты от перегрева – не накрывать АКБ и зарядник в процессе подзарядки.
Каким напряжением и током лучше заряжать LiFePO4
Чтобы зарядить литий-железо-фосфатную аккумуляторную батарею, нужно подсоединить к ней подходящее зарядное устройство и подключить его к электросети 220 В. Индикатор на заряднике загорится красным светом. Когда батарея восполнит свой заряд (через 2–6 часов, в зависимости от модели), индикатор сменит цвет на зеленый. Для балансировки аккумуляторов после основного процесса зарядки желательно оставить батарею подсоединенной к заряднику еще на 5–8 часов. В конце зарядное устройство отключается от электросети, а затем – и от АКБ. Балансировку на новой АКБ лучше проводить не чаще чем раз в 1-2 месяца.
Литий-железо-фосфатные батареи заряжаются в 2 этапа – вначале стабилизированным током до требуемого напряжения, а затем при стабильном напряжении до наименьшего значения тока зарядки, по алгоритму CC/CV. В вопросе, каким напряжением лучше заряжать LiFePO4, оптимальным напряжением заряда для каждого аккумулятора в батарее является 3,6–3,65 В.
Желательно применять умные заурядные устройства или контроллеры. Они заряжают системы напряжением 12 В до 14,6 В, а спустя 10–20 минут понижают напряжение до 13,6–13,8 В, т.е. до 3,4–3,45 В на каждый отдельный аккумулятор. Чтобы защитить их от избыточного напряжения, нужно использовать плату защиты БМС или поставить платы-балансиры.
О том, можно ли восстановить емкость Li-Ion аккумулятора, и какие способы опасны при выполнении данной задачи, читайте здесь.
- 05 апреля 2018 г.
- 10323 просмотра
- 0 комментариев
Как зарядить LiFePO4 аккумулятор
Литий-железо-фосфатные аккумуляторы имеют отличные рабочие характеристики и ресурс более 2000 циклов. Но для их стабильной и долговечной работы важно соблюдать правила эксплуатации, в т. ч. необходимо правильно заряжать LiFePO4 аккумуляторы. Для этого применяются специальные зарядные устройства, использующие алгоритм CC/CV – постоянный ток/постоянное напряжение. На 1 этапе зарядка происходит при постоянном токе, и наблюдается рост напряжения. Когда его значение достигает установленного максимума – 3,6 или 3,65 В на ячейку, напряжение остается неизменным, а ток заряда – снижается до минимума. На этом этапе происходит окончательный набор емкости – оставшиеся 5–10% заряда. Такой принцип подзарядки обеспечивает полноценное восполнение запаса емкости без риска перезаряда элементов.
1.Когда? Перед подзарядкой элементы питания LFP типа не приходится полностью разряжать. Они не имеют выраженного эффекта памяти, поэтому допускают частичное восполнение заряда и подзарядку при любом уровне разряда – хоть 50%, хоть 20%. Поэтому рекомендуется заряжать АКБ после каждого использования, если остаточный уровень заряда ниже 50%. Но это необязательно. Главное – не допускать глубокого разряда аккумов и их хранения в таком состоянии. При критически низком уровне остаточного заряда нужно сразу же поставить АКБ на подзарядку. Перед отправкой на хранение достаточно зарядить LiFePO4 ячейки наполовину. Это поможет уменьшить естественное снижение емкости АКБ в процессе ее хранения. 2.Как? При температуре выше 0 и до +40 °С, зарядными токами до 10С. Это допустимый максимум в вопросе, каким током заряжать LiFePO4 аккумуляторы. Но если быстрая зарядка не требуется, лучше использовать меньшие зарядные токи – от 1С до 5С. Для защиты элементов питания от перезаряда и перегрева обязательно используется BMS система управления. В дополнение к ней функции защиты может выполнять датчик в зарядном устройстве. Чтобы избежать перегрева, нельзя накрывать аккумуляторную батарею или ЗУ в процессе зарядки. 3.Чем? Лучше всего – «умными» зарядными устройствами. Обязательно – подходящими для LiFePO4 аккумуляторов, с граничным напряжением 3,65 В на элемент. Перед тем как заряжать литий-железо-фосфатные аккумуляторы, такие приборы короткими импульсами напряжения определяют их текущее состояние и инициируют старт процесса подзарядки с нужной стадии.
Последовательность зарядки
Заряжать Li-ion аккумуляторы в целом и LiFePO4 в частности нужно при комнатной температуре. Подзарядка при минусовых температурах недопустима. После пребывания на морозе АКБ нужно выдержать в помещении минимум час, чтобы она прогрелась. Севшую батарею нельзя надолго оставлять незаряженной. Иначе в ней начнут происходить необратимые процессы, которые приведут к падению емкости и сокращению ресурса. Пошагово процесс зарядки LFP батарей происходит так: 1.Вставьте разъем зарядного устройства в предназначенное для него гнездо аккумуляторной батареи. 2.Подключите зарядное устройство к сети 220 В. 3.Периодически наблюдайте за индикатором заряда – вначале будет гореть красная лампочка, а после окончания процесса подзарядки – зеленая. 4.Можете отключить АКБ или оставить ее заряжаться еще на 5–8 часов, чтобы произошла балансировка ячеек. Ее рекомендуется проводить с периодичностью в 2–4 зарядки, но не чаще раза в месяц. 5.Для отключения – выньте вилку зарядного устройства из розетки, а затем отсоедините его разъем от АКБ.
Чтобы литий-железо-фосфатные батареи служили долго и исправно, нужно позаботиться об их корректной зарядке. Хотя элементы питания этого типа более устойчивы к жестким условиям эксплуатации, пренебрегать рекомендациями производителей не стоит. Заряжать такие АКБ нужно предназначенными для них зарядными устройствами при комнатной температуре, токами от 1С до 5С (в крайнем случае – до 10С), желательно – до полного уровня. Неполные заряды для литиевых аккумуляторов не страшны, но по возможности лучше доводить процесс зарядки до конца, чтобы не способствовать падению емкости АКБ. Максимальное напряжение при заряде LiFePO4 аккумуляторов должно составлять 3,6–3,65 В на элемент. Это напряжение соответствует 100% уровню заряда. Предыдущая статья блога VoltBikes посвящена вопросам утепления аккумуляторной батареи при ее эксплуатации в зимний период, для защиты от переохлаждения и падения емкости на морозе.
Как заряжать литий-железо-фосфатные аккумуляторы
Изменения могут оказаться пугающими даже при переходе со свинцово-кислотной батареи на lifepo4 фосфат лития-железа аккумулятор.Правильная зарядка аккумулятора имеет решающее значение и напрямую влияет на производительность и срок службы аккумулятора.Узнайте, как зарядить аккумулятор BSLBATT LiFePO4, чтобы максимизировать свои инвестиции.
Если вы рассматриваете варианты хранения энергии для автономных солнечных приложений, LifePO4 — это решение, отвечающее вашим потребностям.Литий-железо-фосфат является очевидным выбором для хранения энергии в автономных приложениях по нескольким причинам.
Независимо от размера вашей системы, литиевая батарея является наиболее экономичной и эффективной.LifePO4 имеет множество преимуществ, включая минимальную стоимость эксплуатации и непревзойденную производительность.
Литий-железо-фосфат (LiFePO 4 ) батарейки более безопасны, чем литий-ионные элементы, и доступны в широком диапазоне размеров элементов от 5 до 100 Ач с гораздо более длительным сроком службы, чем обычные батареи:
Цилиндрический LiFePO 4 Ячейки являются одними из самых популярных продуктов среди всех серий, они обладают множеством замечательных функций:
- Высокая плотность энергии, от 270 до 340 Втч/л;это означает долгое время работы
- Стабильное напряжение разряда
- Хорошая согласованность между различными ячейками в одном и том же порядке.
- Длительный срок службы, 2000 раз при оставшейся емкости 80%.
- Быстрая зарядка, их можно зарядить в течение часа.
- Безопасная и устойчивая к высоким температурам работа.
Ценный ЖизньPO4 Функции
LifePO4 способен циклически достигать 80-процентной глубины разряда более 5000 раз, что соответствует более чем 13 годам эксплуатации.Ни один другой химический состав не может конкурировать с литиевыми батареями по сроку службы.
Что касается производительности, литий очень эффективен.Литиевые аккумуляторы заряжаются на 30 процентов быстрее, чем свинцово-кислотные.
Во время разрядки LifePO4 поддерживает необходимое напряжение.Литиевые батареи при недостаточной нагрузке способны выдавать постоянное напряжение, превышающее номинальное напряжение батареи, которое варьируется в зависимости от конструкции и химического состава вашего литиевого элемента.Большинство литиевых батарей имеют номинальное напряжение 3,6 В на ячейку.Более высокое напряжение приводит к более низкой силе тока, что идеально подходит для электрических компонентов и схем.Более низкая сила тока обеспечивает более низкую температуру, продлевая срок службы ваших гаджетов.
ЛиФеПО 4 Основные параметры зарядки/разрядки аккумулятора
Литий-железо-фосфат — это тип литий-ионной батареи, поскольку энергия сохраняется таким же образом, перемещая и сохраняя ионы лития вместо металлического лития.Эти элементы и батареи не только обладают высокой емкостью, но и могут обеспечивать большую мощность.Мощные литий-железо-фосфатные аккумуляторы теперь стали реальностью.Их можно использовать в качестве аккумуляторов или источников питания.
Кроме того, Литий-железо-фосфатные батареи являются одними из самых долговечных батарей, когда-либо созданных.Данные испытаний в лаборатории показывают до 2000 циклов зарядки/разрядки .Это связано с чрезвычайно прочной кристаллической структурой фосфата железа, которая не разрушается при многократной упаковке и распаковке ионов лития во время зарядки и разрядки.
Использование ЖизньPO4 Технологии
Многие автономные солнечные приложения используются для телеметрии и удаленного мониторинга различных систем для получения данных.В этих областях LifePO4 становится все более популярным аккумуляторным решением.
Встроенная защита от низкого напряжения и перезарядки в сочетании с длительным сроком службы батареи делают литиевый аккумулятор наиболее надежным вариантом.
Технология LifePO4 прокладывает путь в будущее хранения энергии.Экономьте свои деньги и время, выбирая литий для автономного хранения данных.
ЛиФеПО 4 аккумулятор имеет гибридный характер: он так же безопасен, как и Свинцово-кислотная батарея и такой же мощный, как литий-ионный аккумулятор.Преимущества литий-ионных (и полимерных) аккумуляторов большого формата, содержащих литий-железо-фосфат (LiFePO) 4 ) перечислены ниже:
Условия зарядки
Как и ваш мобильный телефон, вы можете заряжать литий-железо-фосфатные аккумуляторы в любое время.Если вы позволите им полностью разрядиться, вы не сможете использовать их, пока они не зарядятся.В отличие от свинцово-кислотных аккумуляторов, литий-железо-фосфатные аккумуляторы не повреждаются, если их оставить в частично заряженном состоянии, поэтому вам не придется беспокоиться о том, чтобы зарядить их сразу после использования.У них также нет эффекта памяти, поэтому вам не придется полностью их разряжать перед зарядкой.
Батареи BSLBATT LiFePO4 можно безопасно заряжать при температуре от -4°F до 131°F (0°C – 55°C), однако мы рекомендуем заряжать при температуре выше 32°F (0°C).Если вы заряжаете при температуре ниже нуля, необходимо убедиться, что ток заряда составляет 5–10 % от емкости аккумулятора.
А. Обычная зарядка
Во время обычного литий-ионного процесса зарядки обычная литий-ионная батарея, содержащая литий-железо-фосфат (LiFePO 4 ) требуется два этапа для полной зарядки: на этапе 1 используется постоянный ток (CC) для достижения состояния заряда примерно 60–70 % (SoC);Шаг 2 выполняется, когда напряжение заряда достигает 3,65 В на элемент, что является верхним пределом эффективного зарядного напряжения.Переход от постоянного тока (CC) к постоянному напряжению (CV) означает, что ток заряда ограничен тем, что батарея будет принимать при этом напряжении, поэтому зарядный ток асимптотически уменьшается, так же, как конденсатор, заряжаемый через резистор, достигает конечного напряжения. напряжение асимптотически.
Чтобы запланировать процесс, шаг 1 (60–70% SOC) требует примерно одного-двух часов, а шаг 2 (30–40% SoC) — еще два часа.
Поскольку на LiFePO может быть подано перенапряжение. 4 аккумулятор без разложения электролита, его можно заряжать только за один этап CC для достижения 95% SoC или заряжать CC+CV для получения 100% SoC.Это похоже на безопасный принудительный заряд свинцово-кислотных аккумуляторов.Минимальное общее время зарядки составит около двух часов.
Рекомендации по параллельной зарядке аккумуляторов
При параллельном подключении литиевых батарей лучше всего зарядить каждую батарею по отдельности, прежде чем выполнять параллельное соединение.Если у вас есть вольтметр, проверьте напряжение через пару часов после завершения зарядки и убедитесь, что они находятся в пределах 50 мВ (0,05 В) друг от друга, прежде чем соединять их параллельно.Это сведет к минимуму вероятность дисбаланса между батареями и максимизирует производительность системы.Если со временем вы заметите, что емкость вашей аккумуляторной батареи уменьшилась, отключите параллельные соединения и зарядите каждую батарею по отдельности, а затем снова подключите ее.
Ключевые различия между литий-железо-фосфатными и свинцово-кислотными аккумуляторами, когда дело доходит до зарядки
Литиевые батареи могут заряжаться гораздо более высоким током и заряжаются более эффективно, чем свинцово-кислотные, а это значит, что их можно заряжать быстрее.Литиевые аккумуляторы не нуждаются в зарядке, если они частично разряжены.В отличие от свинцово-кислотных аккумуляторов, которые, если их оставить в частично заряженном состоянии, будут сульфатироваться, резко снижая производительность и срок службы.
Литиевые батареи BSLBATT поставляются с внутренней системой управления батареями (BMS), которая защищает батарею от перезарядки, тогда как свинцово-кислотные батареи могут перезаряжаться, что увеличивает скорость коррозии сетки и сокращает срок службы батареи.
Как зарядить аккумулятор LiFePO4?
Для зарядки аккумулятора LiFePO4 необходимо использовать совместимое зарядное устройство, способное применять метод зарядки постоянным током/постоянным напряжением (CC/CV) с правильными настройками напряжения и тока. Техника зарядки CC/CV состоит из двух этапов:
1. Стадия постоянного тока
На этом этапе зарядки аккумуляторов LiFePO4 зарядное устройство подает на аккумулятор постоянный ток до тех пор, пока напряжение не достигнет максимального предела (обычно от 3.6 до 3.8 В на элемент). На этом этапе обеспечивается большая часть заряда аккумулятора и восстанавливается его емкость.
2. Стадия постоянного напряжения.
На этом этапе зарядное устройство поддерживает постоянное напряжение на максимальном уровне, постепенно уменьшая ток, пока он не достигнет минимального уровня (обычно около 5% от номинальной емкости). Этот этап завершает заряд и балансирует клетки.
Процесс зарядки прекращается, когда ток падает ниже минимального уровня или истечет время таймера. Некоторые зарядные устройства также могут иметь третью стадию, называемую плавающей стадией или стадией обслуживания, на которой зарядное устройство поддерживает низкое напряжение (обычно от 3.3 до 3.5 вольт на элемент), чтобы предотвратить саморазряд и поддерживать аккумулятор в полном заряженном состоянии (SOC).
Действия по правильной зарядке аккумулятора LiFePO4
- Убедитесь, что ваше зарядное устройство соответствует характеристикам вашего аккумулятора по напряжению и току. Эту информацию можно найти на этикетке или в паспорте вашей батареи. Например, если у вас есть 12-вольтовая батарея LiFePO100 емкостью 4 Ач, вам нужно зарядное устройство, которое может выдавать напряжение не менее 14.6 В (3.65 В на элемент) и предпочтительно от 10% до 30% номинальной емкости в амперах (от 10 до 30 ампер). ). Вы можете спросить, можно ли зарядить аккумулятор LiFePO4 обычным зарядным устройством? Прежде чем использовать обычное зарядное устройство, лучше всего проверить его совместимость, чтобы гарантировать его использование.
- Подключите зарядное устройство к источнику питания переменного или постоянного тока, в зависимости от характеристик вашего зарядного устройства. Обязательно подключите положительную (+) клемму зарядного устройства к положительной (+) клемме аккумулятора, а отрицательную (-) клемму к отрицательной (-) клемме аккумулятора. Вам также может потребоваться подключить датчик температуры или кабель связи, если ваше зарядное устройство имеет эти функции.
- Начните зарядку, включив источник питания. Контролируйте процесс зарядки с помощью мультиметра или монитора аккумулятора. Вы должны увидеть изменение напряжения и тока в соответствии с методом зарядки CC/CV. Полностью заряженная батарея LiFePO4 обычно имеет напряжение от 3.6 до 3.8 В на ячейку, в зависимости от спецификаций производителя.
- Отсоедините зарядное устройство от источника питания и аккумулятора после завершения процесса зарядки. Вы можете хранить батарею при полной зарядке или использовать ее сразу. Если вы не будете использовать аккумулятор в течение длительного времени, храните его в сухом и прохладном месте и периодически проверяйте его напряжение. Возможно, вам придется заряжать его каждые несколько месяцев, чтобы предотвратить потерю емкости.
1. Зарядка аккумулятора с помощью зарядного устройства, несовместимого с аккумуляторами LiFePO4.
Использование зарядного устройства, предназначенного для других типов литиевых батарей или свинцово-кислотных батарей, может привести к перезарядке, недостаточной зарядке или дисбалансу вашей батареи, что приведет к снижению емкости, сокращению срока службы или угрозе безопасности.
2. Заряжайте аккумулятор при температуре ниже 0°C/32°F или выше 45°C/113°F.
Зарядка аккумулятора при экстремальных температурах может привести к необратимому повреждению внутренней структуры и химического состава аккумулятора, что приведет к потере емкости, увеличению внутреннего сопротивления или выходу из строя. Вы всегда должны заряжать аккумулятор в рекомендованном диапазоне температур, указанном производителем. Когда вы выполните этот шаг, время, необходимое для зарядки аккумулятора LiFePO4, не будет иметь серьезного значения. Это связано с тем, что зарядка при правильной температуре способствует лучшему заряду.
3. Зарядка аккумулятора при его глубоком или чрезмерном разряде.
Если напряжение вашей батареи падает ниже минимального предела (обычно около 2.5 В на ячейку), перезарядите ее как можно скорее, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию. Если напряжение вашей батареи упадет ниже предельного значения (обычно около 2 В на элемент), возможно, вы вообще не сможете зарядить ее, и вам может потребоваться ее замена.
4. Последовательная или параллельная зарядка аккумулятора без надлежащей защиты и балансировки.
Предположим, вы подключили несколько батарей последовательно или параллельно, чтобы увеличить напряжение или емкость. В этом случае вам необходимо использовать систему управления батареями (BMS) или балансировщик для мониторинга и управления напряжениями и токами отдельных ячеек. В противном случае вы можете вызвать перезарядку, недостаточную зарядку или дисбаланс между элементами, что может привести к повреждению аккумулятора или возникновению проблем с безопасностью.
Зарядка при параллельном подключении
Параллельно соединенные LFP аккумуляторы должны быть практически одного вольтажа, допустима разница не более 0,1 В. Это минимизирует возможность нарушения баланса. В таблице ниже показаны требования к напряжению заряда для аккумуляторных батарей разного вольтажа.
Пониженное напряжение заряда не навредит, но батарея будет недозаряжена. Повышенное напряжение может вызвать срабатывание защиты BMS (порог отключения зависит от настроек).
Зарядка при последовательном подключении
Последовательно соединенные LFP аккумуляторы должны быть равного вольтажа, допускается расхождение не более 0,05 В. Если указанное значение превышено, то для восстановления баланса следует заряжать отдельно каждый аккумулятор.
Многие зарядные устройства для свинцово-кислотных аккумуляторов подойдут и для LiFePO4 аккумулятора, при условии, что у них подходящее напряжение. Алгоритмы зарядки для гелевых ( GEL ) и AGM батарей обычно соответствуют требованиям LiFePO4, а вот алгоритмы для «мокрых» свинцово-кислотных АКБ часто выходят за разрешенные рамки, что приводит к срабатыванию BMS защиты. Тогда рекомендуется найти другое, совместимое зарядное оборудование.
Иногда зарядное устройство имеет приемлемые параметры, но зарядка не начинается. Это случается при срабатывании защиты BMS от глубокого разряда. В такой ситуации на выводах литиевой батареи вольтметр будет показывать 0 В. Зарядные устройства для свинцовых АКБ не смогут понять, что батарея подключена. Такая ситуация справедлива и для низкокачественных зарядных устройств, предназначенных для литий-ионных аккумуляторов.
Зарядное устройство литий-железо-фосфатного аккумулятора
Самое простое устройство поддерживает постоянный ток до тех пор, пока напряжение аккумулятора не достигнет 14,6 В. После этого оно прекращают зарядку и отключается. Но поскольку отношение зарядного тока и емкости аккумулятора в каждом случае разное, а регулировать ток нельзя, то аккумулятор в лучшем случае зарядится на 40–90%, а если зарядный ток слишком мал относительно емкости, то при напряжении 14,6 Вольт аккумулятор окажется сильно перезаряжен.
Устройства, использующие алгоритм CC-CV (постоянный ток-постоянное напряжение), позволяют заряжать аккумулятор точнее. На первом этапе такие модели также поддерживают постоянный ток, но после того, как напряжение аккумулятора достигает 14,6 Вольт, устройство не прекращает зарядку, а фиксирует выходное напряжение и удерживает его до тех пор, пока ток, потребляемый аккумулятором, не снизится до 5-20% от первоначального и только после этого отключается
Поскольку никакие параметры у самых простых представителей данной группы устройств не регулируются, то зарядка может закончится не в самой оптимальной для аккумулятора точке. Более продвинутые модели позволяют выбирать одно из нескольких значений напряжения и тока окончания зарядки, а также зарядного тока. В целях безопасности в устройстве может быть предусмотрен таймер, который прекращает зарядку, если по истечении заданного времени контрольные параметры напряжения и тока не были достигнуты.
DC-DC зарядные устройства обязательны для зарядки LiFePo4 аккумулятора от генератора двигателя
TBB Power DM1245
Входное и выходное напряжение 12 В
Ток зарядки 45 А
Типы аккумуляторов: GEL, AGM, LiFePO4 , WE T
TBB Power DDX1230
Входное и выходное напряжение 12 В
Ток зарядки 30 А
Типы аккумуляторов: GEL, AGM, LiFePO4 , WE T
Встроенный солнечный MPPT контроллер
TBB Power DMT1250
Входное и выходное напряжение 12 В
Ток зарядки 30 А
Типы аккумуляторов: GEL, AGM, LiFePO4 , WET
Дополнительный выход для нагрузки 20 А
При напряжении свыше 14,0 Вольт (3,5 Вольт/элемент), литий-железо-фосфатная ячейка не получает почти никакой дополнительной энергии, но зато материал ее отрицательного электрода подвергается повышенной нагрузке. Поэтому заканчивать зарядку при напряжении 14,6 Вольт целесообразно только в том случае, если элементы необходимо балансировать в каждом цикле зарядки. Поскольку балансировка как правило начинается при напряжении 14,2 – 14,6 Вольт, то в качестве напряжения окончания зарядки производители недорогих устройств выбирают максимально допустимое значение
Если же перед сборкой батареи ее элементы были тщательно подобраны и хорошо сбалансированы, а аккумулятор эксплуатируется в режиме частичного заряда-разряда, то доводить напряжение до 14,6 Вольт не обязательно и более того, не желательно. Нет смысла подвергать элементы дополнительным нагрузкам, загоняя их в опасную зону, если 98-99% емкости можно получить, прекращая зарядку при напряжении 14,0-14,2 Вольта
Такой позиции придерживаются и ведущие мировые производители зарядных устройств, которых накопленный в за последние годы опыт заставил уменьшить напряжение окончания зарядки литий-железо-фосфатных аккумуляторов. В большинстве современных моделей в литиевом режиме зарядка заканчивается при напряжении 14,4 или 14,2 Вольта (3,55 В/эл)
В идеале зарядное устройство для литий-железо-фосфатного аккумулятора должно быть полностью настраиваемым. Пользователь должен иметь возможность самостоятельно установить напряжение и ток окончания зарядки, поддерживающее напряжение (3,40 Вольт/элемент и ниже) и продолжительности этапа абсорбции
Поддерживающая зарядка
Поддерживающей называется этап зарядки, в ходе которого к полностью заряженному аккумулятору прикладывается напряжение, превышающее его напряжение холостого хода. Это напряжение компенсирует саморазряд аккумулятора и удерживает его в полностью заряженном состоянии. Точной значения поддерживающего напряжения для литий-железо-фосфатных аккумуляторов не существует. Фактически для них необходим не один, как для свинцово-кислотных, а два уровня поддержки – первый для режима ожидания, а второй для режима хранения.
В режиме ожидания аккумулятор должен быть заряжен на 90-98%. Выходное напряжение зарядного устройства 13,4 – 13,43 Вольт позволит полностью заряженной аккумуляторной батарее сначала немного разрядится, а затем удержит ее в желаемом состоянии.
Аккумулятор, который не используется в течение нескольких недель или месяцев, рекомендуется хранить разряженным до 40-60 %. Поэтому поддерживающее напряжение в режиме хранения должно быть ниже – 13,25 ÷ 13,28 Вольт.
Устройства для свинцово-кислотных аккумуляторов
Напряжения окончания зарядки для свинцово-кислотных и литий-железо-фосфатных аккумуляторов совпадают. Основываясь на этом факте, некоторые владельцы аккумуляторных батарей продолжают использовать имеющееся у них зарядное и после замены свинцово-кислотных аккумуляторов на литиевые, не обращая внимание на то, что помимо сходства между двумя типами аккумуляторов существуют существенные различия
В настоящее время общепринятой является зарядка аккумуляторов в несколько этапов. Сначала зарядное устройство поддерживает постоянный ток, а затем постоянное выходное напряжение. Второй этап, зарядка при постоянном напряжении, нужен для того, чтобы зарядить аккумулятор до 100%.
Зарядные устройства для свинцово-кислотных аккумуляторов определяют продолжительность второго этапа зарядки исходя из длительности первого. Если зарядному устройству потребовалось много времени, чтобы поднять напряжение аккумулятора до установленного уровня, то оно делает вывод, что аккумулятор сильно разряжен и лучше подольше подержать его при постоянном напряжении. Если же напряжение аккумулятора выросло быстро, то зарядное решает, что аккумулятор почти полностью заряжен и длинный этап абсорбции ему не нужен. В таком зарядном устройстве длительность второго этапа (постоянное напряжение) равна продолжительности первого (постоянный ток) умноженного на коэффициент абсорбции
DC-DC зарядные устройства для LiFePO4 аккумуляторов емкостью 200-400 Ач
При зарядке батареи с помощью ЗУ от свинцовых АКБ
- не превышайте 14.6В. ЗУ не должно ни в каких режимах выдавать напряжение на батарею выше 14.6В.
- не используйте функцию десульфатирования. Если ЗУ десульфатирующие — оно не может быть использовано для зарядки батарей Aliant.
Благодаря встроенной системе балансировки заряда батарей ALIANT можно заряжать обычным блоком
питания.
- блок питания должен быть ограничен по напряжению — 13.5В наиболее подходящий блок питания для заряда LiFePO4 батарей, блок питания должен быть стабилизирован и всегда выдавать не более 14В
- блок питания должен быть ограничен по току — в зависимости от типа батареи — не превышайте максимальный ток заряда. Ток заряда указан на обратной стороне батарей. Мы рекомендуем использовать блоки питания с током не более 3А.
Список проверенных совместимых ЗУ от свинцовых АКБ
МАРКА | СЕРИЯ | МОДЕЛЬ | НАПРЯЖЕНИЕ | ТОК |
BOSCH | C | C3 | 12V | 0.80 A |
CTEK | XS | XS800 | 12 V | 0.80 A |
CTEK | XS | XS08 | 12 | 0.80 A |
CTEK | XS | XS3600 | 12 V | 3.60 A |
CTEK | XS | Lithium | 12 V | 3.60 A |
DECA | SM | SM1208 | 12 V | 0.80 A |
TECMATE | Optimate | 2 | 12 V | 0.80 A |
TECMATE | Optimate | Lithium 5A | 12 V | Auto 0.4-5A |
TECMATE | Optimate | 0.8A Lithium | 12 V | Auto 0.8 A |
TECMATE | Optimate | Lithium QUAD | 12 V | 4 x 0.8 A |
TECMATE | Accumate | Compact | 12V | 0.60 A |
Deltran | Battery Tender | Waterproof 400 Intl. | 12 V | 12:40 A |
Deltran | Battery Tender | Waterproof 800 Intl. | 12 V | 0.80 A |
Deltran | Battery Tender | Intl. 1:25 | 12 V | 1.25 A |
Deltran | Battery Tender | Junior 0.75 | 12 V | 0.75 A |
Deltran | Battery Tender | Plus 1.25 | 12 V | 1.25 A |
Deltran | Battery Tender | GEL 1.25 | 12 V | 1.25 A |
Deltran | Battery Tender | International 5 | 12 V | 5.00 A |
Deltran | Battery Tender | Waterproof 5 Plus | 12 V | 5.00 A |
Electromem | HF | HF100 1A | 12 V | 1:00 A |
PULSETECH | XC | XC100P | 12 V | 2:50 A |
PULSETECH | XC | PRO12RP | 12 V | 0.75 A |
ALIANT | CB | CB1210 | 12 V | 10:00 A |
ALIANT | CB | CB1203 | 12 V | 3:00 A |
0 #22 Aliant 17.01.2024 12:14
Цитирую Виктор22:
Цитирую Игopь:
Если в ваших пусковых литиевых аккумуляторах нет схем защиты, есть ли риск их перезаряда в мотоцикле, где зарядная схема штатно рассчитана на свинцовые аккумуляторы? Чем это грозит?
Присоединюсь к вопросу, получается в мотоцикле при штатной схеме заряда ток не ограничен? Всё что выдает генератор, идет на зарядку?
краткий ответ : если вы используете рекомендуемый АКБ то таких рисков нет. Риски возникают когда вместо рекомендуемых АКБ ставятся АКБ меньшей емкости. Например вместо 14 7 или вместо 24 14 и т.д.
длинный ответ : нужно задаться вопросом — если на свинцовом аккумуляторе нет схем защиты то каким образом он не перегружается в сети? Тоже ровно по такому же принципу. «рассчитана» это значит что цепь состоящая их генератора/реле регулятора/акку мулятора питающая «потребителя» в виде электрики мотоцикла подобрана таким образом, что аккумулятор в данной сети не перегружается. Т.е. если вы поставите мотоциклетный АКБ в автомобиль то он очень быстро выйдет из строя потому что произойдет разбалансировка этой системы. Т.е. аккумулятор попадает в условия в которых он не может долго работать.
Так же если вы на мотоцикл вместо 14А свинцового АКБ ставите 7А свинцовый АКБ то 7А свинцовый АКБ быстро выйдет из строя. Тоже самое будет происходить и с литиевыми батареями.
Если бы ток, выдаваемый генератором мотоцикла, не был ничем ограничен, то к мотоциклу можно было бы подключить целый город. Конечно же, ток выдаваемый генератором мотоцикла ограничен мощностью генератора и, в современных мотоциклах, реле-регуляторо м. Т.е. вы имеете два ограничения по току — первая это мощность генератора. И вторая — это мощность реле регулятора. Если вы обратите внимание, на реле регуляторе написан максимальный выдаваемый ток. Это значит что больше этого тока реле регулятор выдать не может.
Производитель мотоцикла подбирает характеристики цепи генератор-реле- регулятор-аккум улятор-потребит ель таким образом чтобы они были сбалансированы. Если смотреть на этот вопрос проще — то если вы видите на штатном реле регуляторе макс.ток: 15А то это значит что какой бы генератор не стоял, вы больше 15А в бортовой сети с этого реле не получите. Выглядеть это будет так что если потребитель в сети будет всё же больше 15А то напряжение с реле регулятора начнет падать, не смотря на то, что генератор, к примеру, может выдавать большую мощность, но ток будет все равно 15А.
0 #21 Виктор22 17.01.2024 10:46
Цитирую Игopь:
Если в ваших пусковых литиевых аккумуляторах нет схем защиты, есть ли риск их перезаряда в мотоцикле, где зарядная схема штатно рассчитана на свинцовые аккумуляторы? Чем это грозит?
Присоединюсь к вопросу, получается в мотоцикле при штатной схеме заряда ток не ограничен? Всё что выдает генератор, идет на зарядку?
+1 #20 Aliant 16.12.2023 21:05
Цитирую Ардрей:
далек от электротехники) подскажите YLP14 собираюсь поставить на сноубайк, в случае ее разрядки и не возможности запуска двигателя в полевых уcловиях можно ли для запуска использовать мобильное пуско-зарядное устройство? Li-Polymer, например BERKUT JSL-9000 ,или какое устройство вы посоветуете?
Здравствуйте, прикуривание литиевых батарей — должно быть последней опцией — если другого выхода нет. Внутреннее сопротивление и у литиевых батарей низкое. Пуско-зарядное устройство способно выдавать пусковые (т.е. больше 100А) токи. YLP14 заряжается макс. током 10А. В обычных условиях эксплуатации получить ток заряда больше 10А на клеммах YLP14 нельзя, но в случае его прикуривания, всё будет зависеть от глубины разряда АКБ, длительности прикуривания и мощности источника от которого он прикуривается. В тот момент когда прикуривающее устройство включено в цепь в этот же момент начинает заряжаться YLP14 и всё будет зависеть от глубины разряда (чем ниже напряжение на клеммах разряженного YLP14 — тем хуже), длительности (чем дольше тем хуже) и мощности пускового устройства (чем мощнее тем хуже).
Как резюме:
Не прикуривайте литиевые батареи
Если делать нечего и приходится рисковать — как можно быстрее отключайте прикуривающее устройство (2-3 секунды)
Если есть возможность — прикуривайте сразу с нажатой кнопкой ПУСК МОТОРА чтобы снизить вероятность перегрузки АКБ по току
0 #19 Ардрей 16.12.2023 17:38
далек от электротехники) подскажите YLP14 собираюсь поставить на сноубайк, в случае ее разрядки и не возможности запуска двигателя в полевых уcловиях можно ли для запуска использовать мобильное пуско-зарядное устройство? Li-Polymer, например BERKUT JSL-9000 ,или какое устройство вы посоветуете?
+4 #18 Игopь 01.09.2023 01:16
Если в ваших пусковых литиевых аккумуляторах нет схем защиты, есть ли риск их перезаряда в мотоцикле, где зарядная схема штатно рассчитана на свинцовые аккумуляторы? Чем это грозит?
Пишете, что из-за высоких токов схемы защиты в пусковых батареях не применяются, но знаю альтернативный пример, где производитель устанавливает т.н. Full BMS — балансировка, защита от перезаряда/пере разряда и перегрева, это разве лишнее и не помогает защитить дорогостоящую батарею, продлить её ресурс?
+1 #17 Aliant 05.03.2023 16:12
Не сталкивались. Вам нужно протестировать ЗУ.
1. максимальный ток заряда для YLP07 5A, YLP14 10A
2. напряжение заряда не должно превышать 14.6В, т.е. дальше ЗУ не должно поднимать напряжение, отключаться
3. функция десульфатации не должна включаться автоматически, а если есть переключатель — он должен быть всегда Выкл — т.е. функция не активна. (Эта же функция называется «восстановление аккумулятора»)
Токи обычно указаны в паспорте к ЗУ, а остальное вы можете с помощью обычного тестера определить. Нужно один раз подключить тестер и с подключенным тестером проверить когда ЗУ отключится. Вы увидите что оно начнет поднимать напряжение и будет напряжение на котором оно отключится. Это напряжение дожно быть менее или равно 14.6В. Если вы видте 14.7 то то надо отключать ЗУ, оно не совместимо с литиевыми АКБ.
В том числе если есть переключатель AGM (гелевые АКБ) то можете в этом режиме сразу пробовать. AGM обычно заряжается теми же максимальными напряжениями что и литиевые АКБ.