Комбоусилитель для электрогитары своими руками

Комбоусилитель для электрогитары своими руками

Этот маленький маломощный ламповый гитарный комбик я делал очень давно, наверно лет 15 назад. Это была моя первая конструкция, собранная на электронных лампах. Поскольку в то время ламповой техникой я не занимался, запасов более — менее качественных компонентов для такой конструкции у меня не было. И в общем, для меня это был эксперимент. Корпус для этого малогабаритного комбо-усилителя сделал тогда мой друг, столяр и гитарный мастер Олег Гнилицкий.

Электронные компоненты были буквально найдены «на свалке» и в моем электронном хламе. Выходной трансформатор я выкрутил из какого-то старого лампового телевизора, ламповые панельки тоже из какой-то старой ламповой техники. Силовой трансформатор я использовал типа ТАН 16-220-50. Этот отличный трансформатор оказался в наличии в моих «электронных запасах». Порывшись часок в своих шкафах и ящиках я выскреб на поверхность этого мира несколько старых ламп типа 6Н2П и 6П14П неизвестного происхождения. Я предположил, что некоторые из этих ламп советского производства могли быть до сих пор в рабочем состоянии. Так и оказалось. И к стати, нужно отдать им должное, эти лампы работают в комбике до сих пор.

Комбоусилитель для электрогитары своими руками

комбик использовался несколько лет для домашних репетиций а потом, когда появилась другая техника, был задвинут в дальний угол на складе электронного хлама и незаслуженно забыт. Недавно я разгребал этот электронный хлам и нашел этот чудо-аппарат. Я очистил его от пыли, включил в сеть и оказалось что он отлично работает и по сей день. Пришлось только почистить и смазать шуршащие и скрипящие потенциометры и маленький комбик снова как новый. Вот я и решил опубликовать на своем сайте эту статью. Думаю она будет полезна тем, кто начинает изучать ламповую технику и хочет сделать дешевый маленький ламповый усилитель.

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Забегая вперед скажу, что вместо 6Н2П и 6П14П в этом комбике можно использовать более распространенные нынче лампы 12AX7 и EL84. Выходная лампа EL84 является полным аналогом 6П14П а при использовании 12AX7 нужно изменить схему подключения ее цепей накала, о чем будет рассказано в

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Цоколевка ламп EL84 и 6П14П

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Цоколевка лампы 6Н2П

Цоколевка лампы 12AX7

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

КОМБИК за 1000 РУБЛЕЙ! СВОИМИ РУКАМИ | MAD Show

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Цепь накала двойного триода 6Н2П рассчитана на напряжение 6,3 вольта. Напряжение накала нужно подавать на ножки 4 и 5 лампы. Подогреватель лампы 12AX7 также соединен с ножками 4 и 5, но рассчитан на напряжение 12.6В.

Однако цепь накала лампы 12AX7 можно также питать от напряжения 6,3 В так как точка соединения подогревателей половинок лампы выведена на ножку 9. Поскольку каждый из нагревателей половинок лампы 12.6 В рассчитан на те де самые 6.3 В, мы можем соединить их параллельно и использовать эту лампу вместо 6Н2П. Для этого ножки 4 и 5 лампы 12AX7 нужно соединить вместе, а напряжение накала подавать на вывод 9 и на соединенные вместе ножки 4 и 5.

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Принципиальная схема малогабаритного лампового гитарного комбика. Кликните на схеме, чтобы её увеличить

Таблица пассивных компонентов усилителя с номиналами и примечаниями

ОбозначениеНоминалПримечание
R1470kПеременный резистор. Можно использовать с максимальным сопротивлением от 470 кОм до 1 МОм
Это регулятор Gain комбика. Фактически — регулятор уровня входного сигнала.
R21MПостоянный резистор на 1 МОм
R275kПостоянный резистор. Подойдет любой с номиналом от 50 до 70 кОм
R3100kПостоянный резистор на 100 кОм. Служит нагрузкой первого каскада усилителя.
R41.5к или 680 ОмРезистор автоматического смещения первого каскада. Обеспечивает правильный режим работы лампы. Сопротивление берем из справочной информации к лампе. Для лампы 6Н2П сопротивление 1.5кОм, для лампы 6Н23П сопротивление 680 Ом
R568кПостоянный резистор на 68кОм
R6250кПеременный резистор с максимальным сопротивлением от 470 кОм. Это регулятор тембра по высоким частотам
R71MПеременный резистор с максимальным сопротивлением 1 МОм. Это регулятор тембра по низким частотам
R822кПеременный резистор с максимальным сопротивлением 22кОм. Это регулятор тембра по средним частотам
R91MПеременный резистор 1 МОм
Это регулятор Master комбика. Фактически — регулятор уровня сигнала на входе оконечного усилителя.
R281MПостоянный резистор на 1 МОм
R11Постоянный резистор на 1 кОм
R12100кПостоянный резистор на 100 кОм. Служит нагрузкой второго каскада усилителя.
R131.5к или 680 ОмРезистор автоматического смещения второго каскада. Обеспечивает правильный режим работы лампы. Сопротивление берем из справочной информации к лампе. Для лампы 6Н2П сопротивление 1.5кОм, для лампы 6Н23П сопротивление 680 Ом
R1047 ОмРезистор небольшого сопротивления, всего 47 Ом. Включен в цепи делителя напряжения отрицательной обратной связи
R1410кПостоянный резистор на 10 кОм. Компонент фильтра питания первого каскада.
R1522кПостоянный резистор на 22 кОм. Компонент фильтра питания второго каскада.
R16Постоянный резистор на 1 МОм
R17, R2075кПостоянные резисторы на 75 кОм
R18, R21Постоянные резисторы на 1 кОм
R19120 ОмПостоянный резистор на 120 Ом. Нужно использовать резистор мощностью не менее 1 Вт
R224.7 кПостоянный резистор на 4.7 кОм
R232.2 кПостоянный резистор на 2.2 кОм. Компонент цепи отрицательной обратной связи
С73300пФКонденсатор на 3300 пикофарад. Часть фильтра питания. На напряжение не менее 350 вольт
С133мкФ 400ВЭлектролитический конденсатор фильтра питания первого каскада. можно использовать емкостью от 20 мкФ до 33 мкФ. На напряжение не ниже 350 вольт.
С233мкФ 50ВЭлектролитический конденсатор. можно использовать емкостью от 20 мкФ до 50 мкФ. На напряжение 50 вольт.
С110.022мкФКонденсатор связи между каскадами (разделительный) на 22 нФ (0.022 мкФ). Желательно использовать качественный пленочный конденсатор, например марки Wima и на напряжение не ниже 350 В.
С90.022мкФКонденсатор связи между каскадами (разделительный) на 22 нФ (0.022 мкФ). Желательно использовать качественный пленочный конденсатор, например марки Wima и на напряжение не ниже 350 В.
С3220пФКонденсатор на 220 пикофарад. Пленочный.
С40.1мкФКонденсатор на 100нФ (0.1мкФ). Пленочный.
С50.047мкФКонденсатор на 47нФ (0.047мкФ). Пленочный.
С6680пФКонденсатор на 680 пикофарад. Пленочный.
С833мкФЭлектролитический конденсатор. можно использовать емкостью от 20 мкФ до 50 мкФ. На напряжение 50 вольт.
С1447мкФ 50ВЭлектролитический конденсатор. можно использовать емкостью от 47 мкФ до 100 мкФ. На напряжение 50 вольт.
С10100 мкФ 400ВЭлектролитический конденсатор фильтра питания. можно использовать емкостью от 100 мкФ и на напряжение не ниже 400 вольт.

Гитара подключается в гнездо J1. На входе усилителя включен регулятор уровня на потенциометре R1. С движка потенциометра через резистор R2 сигнал поступает на сетку первого триода лампы VL1. Резистор R2 служит для предотвращения работы лампы с неподключенной сеткой в случае обрыва в цепи движка поиенциометра R1 (неисправности в потенциометрах случаются часто).

С выхода каскада (анод триода VL1-a) усиленный сигнал поступает на трехполосный регулятор тембра, который обеспечивает регулировку по высоким, средним и низким частотам. С выхода регулятора тембра (движок потенциометра R6) сигнал подается на регулятор уровня «Маster». Небольшая тонкомпенсация этого регулятора достигается включением конденсатора ёмкостью 680 пикофарад между движком и верхним по схеме выводом потенциометра. В результате при уменьшении громкости в выходном сигнале немного возрастает доля высоких частот. Далее сигнал поступает на второй каскад усиления напряжения, собранный на второй половинке лампы — триоде VL1-b. С анода этого триода через разделительный конденсатор C9 сигнал подается на выходной каскад усилителя.

Выходной каскад собран по однотактной схеме на двух лампах VL2 и VL3 типа 6П14П (EL84), включенных параллельно. Параллельное включение двух ламп позволяет несколько поднять выходную мощность усилителя. Можно использовать только одну лампу, оставляя вторую панельку пустой. именно так я и использую комбик, так как в домашних условиях его выходной мощности и громкости звучания мне более чем достаточно. С одной лампой выходная мощность усилителя — 2..3 ватта. Если установить вторую лампу, мощность будет в районе 5 ватт. В связи с тем, что ламповый выходной каскад имеет характеристику ограничения сигнала, отличающуюся от транзисторных схем, можно (субъективно) сказать, что «ламповые» три ватта — это гораздо громче чем «транзисторные» три ватта. Хотя это утверждение звучит на первый взгляд антинаучно, но в действительности всё дело в характере искажений, вносимых ламповыми схемами в сигнал при перегрузке. Искажения ламповой схемы не такие резкие как в транзисторной и поэтому ламповый усилитель может работать в области насыщения производя при этом довольно приятный звук, тогда как транзисторные схемы при перегрузе ограничивают сигнал очень резко, сразу превращая его в подобие прямоугольных импульсов, что вызывает очень неприятные на слух искажения. По этой причине транзисторный усилитель должен иметь намного больший запас по усилению, чем ламповый. Как видим, здесь нети никакой мистики и все укладывается в законы физики.

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Шасси и навесной монтаж усилителя лампового гитарного комбика. Вид сверху

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Шасси и навесной монтаж усилителя лампового гитарного комбика. Вид снизу

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Головка громкоговорителя, использованная в комбике

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Выходной трансформатор. Снят со старого лампового телевизора

В своем мини-комбике я использовал выходной трансформатор от старого лампового телевизора. Такой трансформатор вполне подходит для маленького гитарного усилителя и хорошо согласуется с выходной лампой, так как в телевизоре использовались точно такие же лампы 6П14П. Громкоговоритель подключается ко вторичной обмотке трансформатора через обычный телефонный разъем. Это обычное решение в гитарных комбиках.

Можно отключить внутренний громкоговориель и подключить в это гнездо внешнюю колонку. Также предусмотрено гнездо для подключения наушников. Наушники включаются через делитель напряжения на резисторах R22 и R23. Делитель подключается к выходу усилителя автоматически при извлечении штекера громкоговорителя из гнезда.

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Задняя панель усилителя гитарного лампового комбика

Слабое место именно моего комбика — это громкоговоритель. Строго говоря, примененная динамическая головка не является «гитарной», гитарных громкоговорителей у меня тогда не было и я поставил японский динамик мощностью 3 W выдранный когда-то из какой-то старой японской радиолы. Хотя динамик неплохой но он не «гитарный», то есть довольно широкополосный и воспроизводит частоты не нужные для сигнала гитары, лежащие в области «песка». В какой-то мере это компенсируется не очень широкополосным выходным трансформатором и наличием регулятора тембра. Но все таки в акустике для электрогитары лучше использовать специальные «гитарные» динамические головки.

Переключатель Sw2 «Tone» включает конденсатор С14, который шунтирует резистор R19 в цепи катода выходной ламы. При этом звук становится ярче и несколько возрастает выходная мощность усилителя. Цепочка C11 R22 устраняет возможное самовозбуждение усилителя.

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Принципиальная схема блока питания лампового гитарного комбика

Блок питания комбика собран на основе унифицированного советского трансформатора ТАН16-220-50 (Трансформатор Анодно-Накальный). Этот трансформатор очень удобен для использования в самодельных ламповых конструкциях, так как имеет все необходимые напряжения для питания как накальных так и анодных цепей ламп. тем не менее можно использовать любой трансформатор, например от старого лампового телевизора или самодельный. Трансформатор должен содержать как минимум 2 вторичные обмотки.

Накальную, на напряжение 6.3 В (и ток, достаточный для питания накала ламп) и высоковольтную обмотку с напряжением 250 — 270 вольт. В случае с трансформатором ТАН16-220-50 я соединил последовательно несколько его вторичных обмоток чтобы получить напряжение около 210 вольт. Этот трансформатор имеет 2 накальных обмотки на 6.3 В. поэтому я «шиканул» и запитал каждую лампу от своей обмотки. Никто не мешает подключить подогреватели обеих ламп к одной накальной обмотке параллельно, если в вашем трансформаторе такая обмотка одна. В цепь накала первой ламы включен построечный резистор R26 сопротивлением 470 Ом. Его движок соединен с «землей». Во время настройки усилителя поворачиваем движок R26, добиваясь минимума фона переменного тока в динамике. настройку нужно производить с регулятором R1 установленным в положение минимальной громкости.

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Сетевой трансформатор ТАН16-220-50

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Дроссель фильтра блока питания

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Обмотку трансформатора 15-16 на 24 вольта я использовал чтобы подключить к ней светодиод индикации включения питания. Выключатель SW2 включает или отключает анодное напряжение. Это сделано для того, чтобы продлить срок службы ламп.

Как известно, срок службы электронных ламп сокращается, если подавать анодное напряжение сразу в момент включения усилителя, пока нити накала еще не разогрелись. Поэтому сначала включаем усилитель в сеть, дожидаемся прогрева ламп (2-3 минуты) а потом включаем анодное напряжение выключателем Sw2.

Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

Выключатель питания, выключатель анодного напряжения, выключатель «Tone» и светодиоды индикации

Красный светодиод VD1 индицирует включение анодного напряжения. Он включен в цепь этого высокого напряжения через гасящий резистор R24. От сопротивления этого резистора зависит яркость светодиода. В моем случае сопротивление R24 равно 910 килоом. При этом светодиод светится довольно тускло, хотя это старый советский не очень яркий светодиод.

Диодный мостик в цепи анодного питания можно использовать любой, рассчитанный на напряжение более 300 вольт. Или собрать его из четырех отдельных диодов 1N4007 (эти диоды рассчитаны на обратное напряжение до 1000 вольт). В качестве дросселя сглаживающего фильтра L1 я использовал дроссель от того же старого лампового телевизора. Вместо дросселя в крайнем случае можно использовать постоянный резистор сопротивлением 1 килоом и мощностью не менее 5 Вт, но в этом случае фильтрация пульсаций будет хуже.

Усилитель собран методом навесного монтажа на алюминиевом шасси, одна из стенок которого служит передней панелью усилителя, на которой установлены потенциометры, переключатели, два светодиода и входной разъем для подключения электрогитары. На задней стенки шассии расположено гнездо для подключения громкоговорителя, разъем 220 вольт (от компьютерного блока питания) и гнездо подключения наушников. Шасси с усилителем крепится в деревянном корпусе комбика четырьмя винтами — саморезами через верхнюю деревянную стенку колонки

Mr. Shanti. Июнь 2018г.

Используемые материалы

  1. Водостойкая фанера лиственных пород 14-20 мм. Не рекомендуется ДСП.
  2. Лучшая обивка — это натуральная или искусственная кожа.
  3. Клей для дерева, кисточка, матовая черная акриловая краска.
  4. Динамики 50 Вт 8 или 16 Ом, в зависимости от способа подключения.
  5. Винты с планками 25×25 для усиления стенок
  6. Пластиковые или металлические надписи.
  7. Ручки для переноски и ножки на колёсиках.

Сборка АС комбика

Наиболее важным элементом при изготовлении является выбор правильного «пакета» для используемых динамиков. Это влияет на окончательный звук АС. Неправильный выбор этих параметров приводит к тому, что громкоговоритель сам по себе издает странные звуки, имеет призвуки. После расчетов и практических изменений, пришло время столярных работ.

Тут использовался скошенный тип расположения из-за места использования — дом — чтобы динамик «говорил» непосредственно с исполнителем, а не с полом.
Применен комплект акустики для гитары на мощность 120 Вт, фото динамика вы видели выше.

Задняя часть была вырезана на 1/3 ширины из-за полуоткрытия колонки, в этом месте лучше всего звучит сетка настройки, вставленная в рамку.

Обертывание колонки заняло весь день. Если хотите, можете использовать транспортные колесики или же резиновые ножки с подстраиваемой резьбой, чтобы выровнять их по полу. Динамики крепятся винтами М6 с самоконтрящимися шайбами, чтобы они не ослабли от вибрации.

Внутри были приклеены и привинчены полосы 25×25 мм для придания жесткости конструкции против сильных вибраций. Для эстетической отделки передняя часть была сделана из дерева, так называемая четверть круга, вырезанная по размеру. Центр был покрашен матовой черной акриловой краской, затем подрезаны все отделочные материалы и теперь можно вкрутить динамики. Конкретные размеры не указаны, так как они вытекают из расчетов и типа используемых динамиков. После сборки вот окончательные фотографии работы.

Соединять динамики между собой внутри колонки можно разными способами:

  1. МОНО 16 Ом / 120 Вт (подключить динамики последовательно 8х2 Ом = 16 Ом)
  2. МОНО 4 Ом / 120 Вт (подключить динамики параллельно 8/2 Ом = 4 Ома)
  3. STEREO 2 по 8 Ом на 60 Вт, для этого используем переключатель на задней панели моно / стерео.

Ламповый комбик по мотивам 70-х. Часть 1.

Небольшое «лирическое» (ностальгическое) отступление…
Не ошибусь, если скажу, что все мои сверстники (родившиеся в конце 50 и в 60-х годах прошлого века) не миновали увлечения рок-группами или вокально-инструментальными ансамблями (ВИА), как их тогда называли в СССР. Изготавливали самодельные электрогитары, паяли усилители, делали колонки. Особым «писком» считалось, если в самодеятельной группе было оборудование, отдаленно напоминавшее оборудование с фотографии, например, группы Beatles. Это сейчас, в эпоху интернета, любой поисковик даст вал информации по названиям, истории рок групп, их инструментах и оборудовании. А тогда в период нашей юности эта информация добывалась по крупицам.

Группы Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Pink Floyd, чуть позже The Eagles, The Dolphins воспринимались как что то сверхъестественное… Названия оборудования: VOX, Fender, Marshall – это было что то волшебное, чуть ли не инопланетное.
Откуда схемы аппаратуры, лишь бы было внешне похоже. И поэтому в дело шла правдами и неправдами добытая «кинаповская» аппаратура, усилители ТУ-50 и ТУ-100, а для репетиций по вечерам и даже ночам паяли репетиционные ламповые «комбики» из деталей радиоприемников и гордо их называли Fender, Marshall или VOX.
Немного для «фанатов гитарного звуковоспроизведения», которые будут высказываться, что использовать для игры на гитаре «кинаповскую» аппаратуру и усилители ТУ-50 и ТУ-100 с непонятно какими динамиками — это полный отстой, предлагаю им почитать историю страны (в частности про «железный» занавес), пообщаться с бабушками и дедушками, да и просто в интернете посмотреть (есть несколько интересных сайтов про историю самодеятельных ВИА в СССР), на чем и с помощью чего играли на гитаре в те далекие времена, особенно в глубинке…

Но время шло, мы взрослели, кто-то стал музыкантом, кто-то радиоинженером и даже конструктором радиоэлектронного оборудования, кто-то избрал другие профессии, но увлечение юности почти у всех осталось и временами, в теплой душевной компании, из глубин шкафа достается гитара подключается к усилителю и звучит неповторимый электрический теплый звук лампового комбика…
Вот и меня несколько лет назад (примерно в начале 2012 года), что то толкнуло вспомнить юность и на старости лет «сваять» комбик для домашнего использования, что бы было как в рекламе: «тот самый запах, тот самый вкус…», на двух 8 дюймовых динамиках (громкоговорителях) и обязательно ламповый.

Реализацию задуманного начал с ревизии содержимого «гаражных закромов», в результате которой выяснилось, что в наличие имеется:
— электронные лампы 6П3С, 6П14П, 6Н2П, 6Н1П, в том числе с маркировкой ЕВ;
— силовой трансформатор, габаритной мощностью около 60 Вт, от ламповой радиолы 60-х или 70-х годов и дроссель от лампового телевизора;
— выходной трансформатор для двухтактного (РР) УНЧ от радиолы «Ригонда», для нагрузки 8 Ом;
— россыпью ламповые керамические панельки, в том числе непаянные, сопротивления необходимых номиналов, мощностью 0,5, 1, 2 Вт, конденсаторы и пр.
— громкоговорители, диаметром 8 дюймов, 4ГД-28, 4ГД-35, 4ГД-36 (по 2 шт. каждого типа), данные громкоговорители сопротивлением 4 Ома, при последовательном соединении давали мне требуемую нагрузку 8 Ом. Предваряя укоры «знатоков гитарного звука», что данные динамики совсем не гитарные, скажу, что знаю это и знаю как немного «приблизить» их параметры к гитарному диапазону;
— громкоговорители, диаметром 8 дюймов, 25ГД-26Б (35ГДН-1-4) 2 шт., сопротивлением 4 Ома, при последовательном соединении давали мне требуемую нагрузку 8 Ом. Данные громкоговорители применялись в закрытых выносных акустических системах бытовой радиоаппаратуры высшей и 1-й групп сложности в качестве низкочастотного звена при работе в помещениях. Их эффективный рабочий диапазон (40-5000 Гц) совпадает с паспортным диапазоном большинства продаваемых в настоящее время гитарных динамиков «непрофессионального» назначения.

Усилитель решил выполнить по двухтактной (РР) схеме, с использованием в качестве выходных ламп 6П14П, так как именно на работу с такими лампами и в таком включении был предназначен найденный в гаражных развалах выходной трансформатор от радиолы «Ригонда», в предварительных каскадах решил применить 6Н2П. В качестве заготовки для шасси решил использовать металлический профиль шириной 10 см для крепления гипсокартона.
Начал с измерения всех габаритных размеров трансформаторов, ламп, ламповых панелек и громкоговорителей, чтобы получить, в первом приближении, компоновочный чертеж будущего усилителя и собственно комбика.
По результатам разработал следующие чертежи:
— компоновочный чертеж УНЧ

— компоновочный чертеж (основные размеры) корпуса комбика

После теоретической проработки приступил к практическому изготовлению.
Начал с изготовления шасси будущего УНЧ из металлического профиля шириной 10 см для крепления гипсокартона. При этом столкнулся с фактом, что, применяя даже самые короткие (из имеемых) заклепки для соединения тонкого листового металла, внешний вид соединения, особенно с внутренней стороны, имеет не самый презентабельный вид.

Так как заклепок требовалось много, то прямо в процессе работы над шасси УНЧ, было изготовлено приспособление для укорачивания заклепок (желающие могут посмотреть материал на этом сайте www.drive2.ru в моей публикации «Приспособление для укорачивания заклепок»). После укорачивания заклепок соединение приобрело «товарный» вид.

Процесс изготовления шасси и собственно УНЧ подробно представлен в публикации «Ламповый УНЧ для комбика по мотивам 70-х»
Часть 1www.drive2.ru/c/550174179136112117/
Часть 2 www.drive2.ru/c/550175278647738422/

Вот некоторые фото процесса изготовления УНЧ:
— гибка и соединение боковых панелей шасси

— крепление корпусных элементов УНЧ на изготовленном шасси

— монтаж блока питания на верхней стороне шасси и размещение органов управления

Прежде чем продолжить, остановлюсь на моей принципиальной ошибке – при обнаружении в «гаражных закромах» силового и выходного трансформаторов я не проверил их исправность и все габаритные и монтажные расчеты, да и изготовление шасси сделал на этом основании. В результате, когда дело дошло до их подключения выяснилось, что оба трансформатора неработоспособны (силовой греется, похоже на межвитковое замыкание, а у выходного исправна только одна половина первичной обмотки).
Поиск аналогичных по габаритам и мощностям трансформаторов положительных результатов не дал (в том числе и на Авито). Обратился к Ерасову, в раздел его сайта «сделай сам», где и были найдены трансформаторы, подходящие мне как по габаритам, так и по применению. Доставку обеспечила почта России…

Параллельно шло изготовление корпуса комбика. Перед началом работ проработаны чертежи и в результате получил следующее:
— чертеж комбика сзади представлен выше;
— так выглядит чертеж комбика спереди;

— рабочий чертеж комбика вид сбоку;

— нижняя и боковые панели;

— верхняя панель и дополнительные элементы крепления;

— элементы и детали крепления УНЧ

— передняя панель для крепления громкоговорителей;

После дополнительной детальной проверки всех размеров приступил к воплощению задуманного в металле, вернее в дереве…
Замечание. Все пропилы, выборку пазов (особенно внутренних) лучше делать до сборки корпуса, это будет более удобно и менее трудоемко…

↑ Налаживание УМЗЧ

Включим в положительную и отрицательную ветви питания по лампе, напряжение которой не меньше питающего, можно взять лампы 230V на 60W. Защитная способность лампы накаливания основана на том свойстве, что между её сопротивлением в холодном и горячем состоянии существует большая разница.

Если усилитель работает хорошо, ток покоя составляет около 30-40 мА. При таком токе лампа накаливания за счёт малого «холодного сопротивления» эквивалентна проводнику (короткому замыканию), как если бы её и не было в цепи. Другими словами, когда лампа не горит — всё в порядке.

Если лампа горит, это свидетельствует о большом токе потребления и о наличии какой-то неисправности в схеме. Однако катастрофы не произойдёт, т.к. возросшее сопротивление разогретой нити накала лампы ограничило ток, что понизило вероятность повреждения деталей усилителя (как правило, выходных транзисторов).

Ток покоя 30-40 мА выставляется подстроечным резистором R7. Если его регулировки не хватает, нужно уменьшить сопротивление резистора R8.

Опыт показывает, что большой ток покоя возникает из-за неправильной установки резисторов, дефектов на плате, плохой пайки, высокочастотного самовозбуждения и, гораздо реже, вследствие плохих деталей.

↑ Схема блока питания

На обмотке для питания усилителя должно быть напряжение 2×26 V при токе не менее 2 A.

Резисторы R1, R2 нужны что бы ограничить входное напряжение стабилизаторов 7815/7915.

Все общие провода должны быть сведены в одной точке, это залог чистого звука и устойчивой бесперебойной работы устройства в целом.

Конденсаторы у меня все Jamicon. C1, C2 должны быть на напряжение не менее 50 Вольт, а C3, C4 — не менее 25 Вольт.

Принципиальная схема

Схема усилителя приведена рис. 1. Усилитель состоит из предварительного усилителя на микросхемах DA1, DA2 (использован один канал платы радиоконструктора “Старт-7173” — УНЧ предварительный), амплитудного ограничителя на диодах VD2, VD3, который придает звуку соло-гитары певучесть (эффект “distortion») и усилителя мощности, собранного на транзисторах ѴТ1.. Л/Т5 по известной схеме [1] с некоторыми изменениями.

Схема переносного усилителя комбика для электрогитары с distortion, на транзисторах и микросхемах, 5Вт

Рис. 1. Схема переносного усилителя комбика для электрогитары с distortion, на транзисторах и микросхемах, 5Вт.

Питается усилитель от сети переменного тока через трансформатор ТѴ1 и выпрямитель (диоды VD5. VD8 и конденсатор С18). Глубина эффекта “distortion” регулируется резистором R10, громкость звука — резистором R16.

Резисторы R26, R27 облегчают тепловой режим транзисторов оконечного каскада. Резистор R17 служит для лучшего согласования входа усилителя мощности с выходом усилителя.

Нагружен усилитель мощности на широкополосную головку типа 5ГДШ-4, параллельно которой подключена через конденсатор С17 головка типа 1ГД-48 для воспроизведения высоких частот.

Предварительный усилитель питается через параметрический стабилизатор (резистор R15, стабилитрон VD1); конденсаторы С2 и С16 -блокировочные.

Детали и конструкция

Между первичной и вторичной обмотками трансформатора питания намотана экранная обмотка, которая служит для снижения уровня помех от сети переменного тока.

Усилители, громкоговорители и блок питания смонтированы в одном корпусе.

В комбике (комбик — это усилитель и громкоговоритель, объединенные в одном корпусе) использованы детали: постоянные резисторы ВС-0,125а, МЯТ-0,125, МЯТ-0,5.

Конденсаторы могут быть типа К73-15 (С5. С8) — возможна замена на БМ-2, К10-7В (С2, С16) могут быть заменены на керамические другого типа группы Н90, электролитические конденсаторы могут быть К50-3 (С15 — два соединенных параллельно конденсатора), К50-6, К50-16, К50-35, К53-1 или другие.

Переменные резисторы могут быть СПЗ-33-32, СП1 или другие, подстроечный резистор R28 — типа СПЗ-16 или другой, конденсатор С17- МБМ или другой.

Транзисторы ѴТ1, ѴТ2 могут быть типа МП 14А, МП40А, МП25, МП26, ѴТЗ — МП35. МП38 с любым буквенным индексом. Транзисторы ѴТ4, ѴТ5 могут быть типа П216, П217 с любым буквенным индексом, но желательно одинаковыми, допустима замена на П213. П215.

Для ѴТ1 рекомендуется в_ст 60. 80, ѴТ2, ѴТЗ — 45. 80, VT4, VT5 — 35. 60. Транзисторы VT4, VT5 установлены на ребристые радиаторы размерами примерно 40×35 мм толщиной 2,5. 5 мм и с поперечными “ребрами” шириной около 10 мм.

Самодельный предварительный усилитель можно выполнить на одной микросхеме К548УН1 с любым буквенным индексом (рис. 2) или двух микросхемах КР538УН1 (у них цоколевка иная).

Стабилитрон Д814Д (VD1) можно заменить на Д813, диоды VD2, VD3 могут быть любые из серии Д9 или Д2, но желательно одинаковые. Диод VD4 может быть из серий Д18, Д20, Д7 или другой германиевый.

Выпрямительные диоды VD5. VD8 могут быть любые из серии КД205 или другие, рассчитанные на прямой ток >0,5 А. В качестве TV1 использован силовой трансформатор от электрофона “Молодежный” (сердечник ШШ16×40, окна 16×38 мм) с доработкой -к первичной обмотке домотано 350 витков провода ПЭЛ-0,25 — это снизило гудение.

Экранная обмотка — один слой провода ПЭЛ-0,1 . 0,2 или незамкнутый виток из медной фольги. Вторичная обмотка -150 витков провода ПЭЛ-0,5.

Для самодельного трансформатора на таком сердечнике первичная обмотка составляет 1570 витков провода ПЭЛ-0,25 (для напряжения 220 В).

Для снижения гудения торцы силового трансформатора облеплены тонким слоем пластилина, а стыки крайних пластин с боков смазаны расплавленной канифолью. Между экраном и обмотками проложена изоляция (лакоткань, плотная бумага).

В качестве TV1 можно использовать готовый трансформатор с напряжением на вторичной обмотке около 18 В при токе >0,5 А. Выключатель SA1 — тумблер, гнездо XS1 — СГЗ.

Вместо громкоговорителя 5ГДШ-4 можно использовать другой, например, 5ГДШ-1 (ЭГД-38Е), 5ГДШ-2 (старое обозначение ЗГД-40), вместо громкоговорителя 1ГД-48 можно применить 1ГД-40,1ГД-28 и другие.

Предварительный усилитель (DA1, DA2, VD1, С1 . С11, R1 . R6, R8, R11. R14) смонтирован на печатной плате радиоконструктора “Старт-7173”, диоды VD2, VD3- возле резистора R16 (регулятора громкости), блок усилителя мощности (VT1. VT5, VD4, R17. R28, С12. С14) — на плате размером 90×65 мм, с радиаторами транзисторов оконечного каскада.

Конденсатор С15, составленный из двух конденсаторов К50-3, соединенных параллельно — на плате размером 100×60 мм, выпрямитель (диоды VD5. VD8, конденсаторы С16, С18, резистор R15) собран на плате размером 100×70 мм.

Схема гитарного предварительного усилителя на одной микросхеме

Рис. 2. Схема гитарного предварительного усилителя на одной микросхеме.

Вид сзади с откинутой задней крышкой внутри самодельного гитарного комбика

Рис. 3. Вид сзади с откинутой задней крышкой внутри самодельного гитарного комбика.

Внешний вид самодельного гитарного комбинированного усилителя

Рис. 4. Внешний вид самодельного гитарного комбинированного усилителя.

При компоновке деталей усилителя-комбика в корпусе следует входные цепи предварительного усилителя максимально удалить от сетевых проводов, трансформатора питания и выходных цепей, ведущих к громкоговорителям.

При налаживании усилителя-комбика подбором резистора R15 добиваются напряжения +12 В относительно общего провода на верхнем по схеме выводе стабилитрона VD1.

Подбором резисторов R19 и R22 регулируют напряжение в точке симметрии усилителя мощности (коллектор транзистора ѴТ5) — оно должно быть примерно равным половине напряжения питания усилителя мощности (в нашем случае соответственно +12 В — напряжение в точке симметрии и +24 В — напряжение питания) и ток покоя усилителя мощности, рекомендуется ток покоя данного усилителя устанавливать не более 60 мА, а еще лучше — в пределах 45. 50 мА.

Если ток покоя в несколько раз больше, следует выключить усилитель-комбик из сети и внимательно проверить монтаж. Перед налаживанием усилителя-комбика сопротивление резистора R28 устанавливают максимальным и подбирают его таким, чтобы при достаточной громкости звук был без искажений.

При отсутствии подстроечного резистора его, в крайнем случае, можно заменить постоянным резистором типа МЛТ-0,25 ориентировочно на 18 кОм.

При настройке и игре резистор R9 (тембр ВЧ) ставится в минимальное положение, a R7 (тембр НЧ) -ориентировочно в среднее или минимальное положение.

Если предварительный усилитель самодельный (рис. 2), то элементы R5. R9 и С5. С8 (по рис. 1) можно исключить, заменив их на Rдоп и Сдоп (на рис. 2), тем самым упростив схему.

Автор благодарит Б. Н. Белоусова и А. В. Юхневича за помощь в разработке схемы усилителя.

А. Браницкий. РЛ, №5, 2003 г.

Схема УМЗЧ простого усилителя электрогитары

Гитарный комбик с питанием от аккумуляторов - схема и корпус

Для усилителя мощности выбрана микросхема TDA7052. Она имеет несколько преимуществ: малый ток холостого хода (5 мА), широкий диапазон рабочих напряжений (можно работать даже на одном элементе, выдавая примерно половину ватта), относительно большой максимальный ток и мощность (1,5 А), а прежде всего, эта схема очень стабильная в работе, не склонна к самовозбуждению.

Пресловутая м/с TDA2822, иногда заметно шумит, а TEA2025 не подходит для систем с петлями масс и длинными кабелями. Проверено было еще несколько популярных простых микросхем, но эта выигрывала.

Гитарный комбик с питанием от аккумуляторов - схема и корпус

Гитарный комбик с питанием от аккумуляторов - схема и корпус

Какой выбрать динамик

С выбором динамика проблемы как раз возможны – динамик должен иметь высокую эффективность. Отпадают, поэтому все современные динамики, что установлены в потребительском аудио оборудовании и динамики для работы в акустике автомобиля. Проблема заключается в том, что высокую эффективность достигают динамики, по крайней мере имеющие 8 дюймов стали. Не хотелось превышать размер 15 см, так что надо было искать динамики с приличной эффективностью, которые к тому же поместятся в таком корпусе. Ведущие компании (Celestion, Beyma и другие) имеют неплохие модели. В общем выбирайте кто что может, главное чтоб динамик имел параметры эффективности от 92 дб. Лучшим будет динамик с большим магнитом от радио старых годов. Он имеет бумажный диффузор и реально высокую чувствительность при довольно мягком тоне. Версии с маленьким магнитом имеют более низкую эффективность. Если размер комбика не критичен – лучше брать размер или 20 см, в котором выбор динамиков несравнимо больше.

Полезное на сайте:
Регулятор оборотов электродвигателя 220В

Советская светомузыка на тиристорах КУ201

30 марта 2019 года Alex Mashnev 4885

Советская светомузыка на тиристорах КУ201

Как сделать светодинамическую установку (СДУ) своими руками. Схема цветомузыки из советского радиожурнала для начинающих радиолюбителей. Описание и изготовление устройства. Основной принцип данной ЦМУ: входной сигнал делится на высокие, средние и низкие частоты. Интенсивность светового потока каждого из каналов регулируется резистором. Read More

Стробоскоп на лампе ИФК-120, принципиальная схема

7 апреля 2019 года Alex Mashnev 5429

Стробоскоп на лампе ИФК-120, принципиальная схема

После посещения клуба или рок-концерта искушенному музыканту и радиолюбителю захочется дополнить свою светомузыку ещё и «рукотворной молнией». Стробоскоп дает весьма ощутимый эффект при минимуме временных и денежных расходов. Описание устройства из советского радиожурнала на газоразрядной лампе ИФК-120 для дома и небольших клубов. Read More

ГИТАРНЫЙ КОМБИК С ЭФФЕКТАМИ

Вот результат почти 2-х недельной работы по сборке самодельного гитарного комбика с эффектами. Усилитель основан на микросхеме TDA2052, имеет мощность около 20 Вт. Для звуковоспроизведения использовался чешский динамик ARO 7908, вероятно, это лучшее, что можно получить в ценовой категории до 1000 рублей.

Схема УНЧ на TDA2052 для гитарного комбика

Но наиболее интересной частью комбика является блок предусилителя, взятый из проекта SansAmp, с эхо эффектом и также имитирующего звук ламповых усилителей от Fender, Marshall и Mesa с большими возможностями настройки, например 3 эмуляции позиционирования записывающего микрофона, заметно влияющие на звук – Off Axis, Classic, Center. Это позволяет получить довольно большую модификацию звука.

Вот принципиальные схемы предусилителя и эхо-эффекта, все что нужно сделать, это правильно их спаять.

Что касается микросхем ОУ, серия TL072 используются даже в оборудовании HI-END, возможно, не самых дорогих экземплярах, но они там есть, так что не стоит беспокоиться о шуме. В любом случае можно их заменить на аналогичные, например:

  • TL06x – 3,5 В / мкс – низкое потребление тока от блока питания
  • TL07x – 13 В / мкс – малошумящий операционный усилитель
  • TL08x – 13 В / мкс – ОУ общего использования

Для последних двух серий микросхем производители дают THD на уровне 0,003%.

Решетка динамика – тут использовалась садовая сетка для газонов, она прочная и эстетичная.

И напоследок скажу, что звучит всё довольно прилично, как для такой маленькой конструкции. А на своём веку удалось поиграть на десятке фирменных примочек, так что есть с чем сравнивать. Файлы проекта тут

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий