Комбик для электрогитары своими руками

Комбик для электрогитары своими руками

Если хочется получить настоящий ламповый фирменный гитарный звук и не хочется переплачивать за дорогие модели комбиков можно сделать ламповый гитарный комбик по типу FENDER CHAMP своими руками. Такой комбик имеет небольшую мощность 1 Вт но для небольших помещений звучит достаточно мощно с характерным сочным и глубоким ламповым звуком. Если Вы только начинаете свой путь гитариста и ищете схему гитарного комбика то CHAMP это пожалуй самый подходящий вариант, так как он прост в сборке, в основном используются доступные компоненты, он получается компактным и с небольшим весом.

Что нам понадобится чтобы собрать гитарный ламповый комбоусилитель:

  • Электрофон «Юность-301»;
  • Гитарный динамик Celestion Super 8;
  • Электронные детали согласно схеме;
  • Фанера;
  • Виниловая плёнка под кожу;
  • Старый чемодан, а точнее от него понадобятся: застёжка, ручка, петли, уголки, ножки;
  • Паяльник, припой, флюс.

Как сделать гитарный ламповый комбик, пошаговая инструкция:

Можно собрать усилитель с источником питания по схеме используя детали с барахолки или купленные в интернет магазинах но чтобы облегчить себе жизнь но лучше всего купить электрофон «Юность-301» или само его шасси с лампами и трансформаторами, на барахолках и на досках объявлений пока их достаточно и порой попадаются экземпляры буквально за копейки, так как найти необходимые трансформаторы и лампы по отдельности будет сложнее, хотя при желании всё возможно.

Комбик для электрогитары своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Нам собственно из этого электрофона понадобится только металлическое шасси с двумя лампами 6Н2П и 6П14П на панельках и двумя трансформаторами: сетевым и выходным звуковым подключающимся к динамику для согласования напряжений.

Так выглядит шасси от электрофон «Юность-301» со всеми деталями:

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Собирать наш комбик будем по упрощенной схеме Peavey ValveKing 8, которая в оригинале выглядит так:

Ламповый гитарный комбик своими руками

А упрощённая мной схема, по которой и будем собирать такая:

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Для начала уберём с шасси всё ненужное оставив на нём 2 трансформатора, 2 лампы на панелях и выпрямительные диоды на сетевом трансформаторе.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Как сделать Гитарный Кабинет На TPA 3118

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

У выходного трансформатора зелёные выводы это первичка которая идёт к выходам лампы пентода, а белые выходные это вторичка ведущая непосредственно на динамик.

Мы будем паять все детали на этом шасси навесным монтажом, что упрощает сборку.

Первым я запаял земляную шину толстым одножильным лужёным проводом, затем соединил параллельно накалы ламп проводом в жёлтой изоляции и подвёл красным и чёрным проводом от трансформатора 6,3В.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Дальше припаиваю согласно схеме собираем схему блока питания, на фото видны фильтрующие конденсаторы и резисторы.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Сборку основной схемы я начал с усилителя мощности, установил катодную цепь из резистора и электролитического конденсатора. Один конец первички звукового трансформатора подсоединён на 250В, а второй вывод на анод пентода. Экранирующая сетка пентода подключена через резистор 1 кОм на 250 В.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Осталось подпаять переменный резистор «Мастер громкость» и динамик и можно пробовать включать наш усилитель мощности для комбика.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Если всё работает то идём дальше, а именно паяем предусилитель, я припаял катодную цепь второго каскада, резистор на 2,7 кОм это ООС.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Также добавил дополнительные элементы в блоке питания, это ещё один резистор и электролит работающие как фильтр для анода лампы предусилителя.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Припаиваем резисторы на 100 кОм ведущие от анодов двух ламп.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Дальше можно видеть, что я добавил дополнительные монтажные стойки для крепления остальных элементов. Как Вы видите появился здоровенный плёночный кондёр с анода первого каскада. Я применяю элементы как современные так и совсем древние. Все выводы элементы я изолировал лакотканевыми трубочками.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

lampovyj-gitarnyj-kombik-024

Корпус для гитарного комбика сделан из фанеры и выполнен в виде чемодана с петлями, защёлкой и ручкой для переноса комбика. Фанера обтянута виниловой плёнкой с тиснением выполненного под кожу. Я купил готовый такой ящик поэтому не смогу показать этапы его сборки но всё по сути сделано просто и элементарно.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Всё, наш ламповый гитарный комбик сделанный своими руками готов, он получился лёгкий и небольшой. Пора подключать к нему гитару и тестировать. Звук у него по истине приятный и звучит на слух гораздо громче чем на 1 Вт, к нему можно подключать дополнительные педали эффектов. Надеюсь Вам понравилась данная самоделка.

Забрать к себе:Share on VKShare on Facebook 0 Tweet about this on TwitterShare on Google+ 0 Pin on Pinterest 0 Email this to someone

Ламповый комбик по мотивам 70-х. Часть 1.

Небольшое «лирическое» (ностальгическое) отступление…
Не ошибусь, если скажу, что все мои сверстники (родившиеся в конце 50 и в 60-х годах прошлого века) не миновали увлечения рок-группами или вокально-инструментальными ансамблями (ВИА), как их тогда называли в СССР. Изготавливали самодельные электрогитары, паяли усилители, делали колонки. Особым «писком» считалось, если в самодеятельной группе было оборудование, отдаленно напоминавшее оборудование с фотографии, например, группы Beatles. Это сейчас, в эпоху интернета, любой поисковик даст вал информации по названиям, истории рок групп, их инструментах и оборудовании. А тогда в период нашей юности эта информация добывалась по крупицам.

Группы Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Pink Floyd, чуть позже The Eagles, The Dolphins воспринимались как что то сверхъестественное… Названия оборудования: VOX, Fender, Marshall – это было что то волшебное, чуть ли не инопланетное.
Откуда схемы аппаратуры, лишь бы было внешне похоже. И поэтому в дело шла правдами и неправдами добытая «кинаповская» аппаратура, усилители ТУ-50 и ТУ-100, а для репетиций по вечерам и даже ночам паяли репетиционные ламповые «комбики» из деталей радиоприемников и гордо их называли Fender, Marshall или VOX.
Немного для «фанатов гитарного звуковоспроизведения», которые будут высказываться, что использовать для игры на гитаре «кинаповскую» аппаратуру и усилители ТУ-50 и ТУ-100 с непонятно какими динамиками — это полный отстой, предлагаю им почитать историю страны (в частности про «железный» занавес), пообщаться с бабушками и дедушками, да и просто в интернете посмотреть (есть несколько интересных сайтов про историю самодеятельных ВИА в СССР), на чем и с помощью чего играли на гитаре в те далекие времена, особенно в глубинке…

Но время шло, мы взрослели, кто-то стал музыкантом, кто-то радиоинженером и даже конструктором радиоэлектронного оборудования, кто-то избрал другие профессии, но увлечение юности почти у всех осталось и временами, в теплой душевной компании, из глубин шкафа достается гитара подключается к усилителю и звучит неповторимый электрический теплый звук лампового комбика…
Вот и меня несколько лет назад (примерно в начале 2012 года), что то толкнуло вспомнить юность и на старости лет «сваять» комбик для домашнего использования, что бы было как в рекламе: «тот самый запах, тот самый вкус…», на двух 8 дюймовых динамиках (громкоговорителях) и обязательно ламповый.

Реализацию задуманного начал с ревизии содержимого «гаражных закромов», в результате которой выяснилось, что в наличие имеется:
— электронные лампы 6П3С, 6П14П, 6Н2П, 6Н1П, в том числе с маркировкой ЕВ;
— силовой трансформатор, габаритной мощностью около 60 Вт, от ламповой радиолы 60-х или 70-х годов и дроссель от лампового телевизора;
— выходной трансформатор для двухтактного (РР) УНЧ от радиолы «Ригонда», для нагрузки 8 Ом;
— россыпью ламповые керамические панельки, в том числе непаянные, сопротивления необходимых номиналов, мощностью 0,5, 1, 2 Вт, конденсаторы и пр.
— громкоговорители, диаметром 8 дюймов, 4ГД-28, 4ГД-35, 4ГД-36 (по 2 шт. каждого типа), данные громкоговорители сопротивлением 4 Ома, при последовательном соединении давали мне требуемую нагрузку 8 Ом. Предваряя укоры «знатоков гитарного звука», что данные динамики совсем не гитарные, скажу, что знаю это и знаю как немного «приблизить» их параметры к гитарному диапазону;
— громкоговорители, диаметром 8 дюймов, 25ГД-26Б (35ГДН-1-4) 2 шт., сопротивлением 4 Ома, при последовательном соединении давали мне требуемую нагрузку 8 Ом. Данные громкоговорители применялись в закрытых выносных акустических системах бытовой радиоаппаратуры высшей и 1-й групп сложности в качестве низкочастотного звена при работе в помещениях. Их эффективный рабочий диапазон (40-5000 Гц) совпадает с паспортным диапазоном большинства продаваемых в настоящее время гитарных динамиков «непрофессионального» назначения.

Усилитель решил выполнить по двухтактной (РР) схеме, с использованием в качестве выходных ламп 6П14П, так как именно на работу с такими лампами и в таком включении был предназначен найденный в гаражных развалах выходной трансформатор от радиолы «Ригонда», в предварительных каскадах решил применить 6Н2П. В качестве заготовки для шасси решил использовать металлический профиль шириной 10 см для крепления гипсокартона.
Начал с измерения всех габаритных размеров трансформаторов, ламп, ламповых панелек и громкоговорителей, чтобы получить, в первом приближении, компоновочный чертеж будущего усилителя и собственно комбика.
По результатам разработал следующие чертежи:
— компоновочный чертеж УНЧ

— компоновочный чертеж (основные размеры) корпуса комбика

После теоретической проработки приступил к практическому изготовлению.
Начал с изготовления шасси будущего УНЧ из металлического профиля шириной 10 см для крепления гипсокартона. При этом столкнулся с фактом, что, применяя даже самые короткие (из имеемых) заклепки для соединения тонкого листового металла, внешний вид соединения, особенно с внутренней стороны, имеет не самый презентабельный вид.

Так как заклепок требовалось много, то прямо в процессе работы над шасси УНЧ, было изготовлено приспособление для укорачивания заклепок (желающие могут посмотреть материал на этом сайте www.drive2.ru в моей публикации «Приспособление для укорачивания заклепок»). После укорачивания заклепок соединение приобрело «товарный» вид.

Процесс изготовления шасси и собственно УНЧ подробно представлен в публикации «Ламповый УНЧ для комбика по мотивам 70-х»
Часть 1www.drive2.ru/c/550174179136112117/
Часть 2 www.drive2.ru/c/550175278647738422/

Вот некоторые фото процесса изготовления УНЧ:
— гибка и соединение боковых панелей шасси

— крепление корпусных элементов УНЧ на изготовленном шасси

— монтаж блока питания на верхней стороне шасси и размещение органов управления

Прежде чем продолжить, остановлюсь на моей принципиальной ошибке – при обнаружении в «гаражных закромах» силового и выходного трансформаторов я не проверил их исправность и все габаритные и монтажные расчеты, да и изготовление шасси сделал на этом основании. В результате, когда дело дошло до их подключения выяснилось, что оба трансформатора неработоспособны (силовой греется, похоже на межвитковое замыкание, а у выходного исправна только одна половина первичной обмотки).
Поиск аналогичных по габаритам и мощностям трансформаторов положительных результатов не дал (в том числе и на Авито). Обратился к Ерасову, в раздел его сайта «сделай сам», где и были найдены трансформаторы, подходящие мне как по габаритам, так и по применению. Доставку обеспечила почта России…

Параллельно шло изготовление корпуса комбика. Перед началом работ проработаны чертежи и в результате получил следующее:
— чертеж комбика сзади представлен выше;
— так выглядит чертеж комбика спереди;

— рабочий чертеж комбика вид сбоку;

— нижняя и боковые панели;

— верхняя панель и дополнительные элементы крепления;

— элементы и детали крепления УНЧ

— передняя панель для крепления громкоговорителей;

После дополнительной детальной проверки всех размеров приступил к воплощению задуманного в металле, вернее в дереве…
Замечание. Все пропилы, выборку пазов (особенно внутренних) лучше делать до сборки корпуса, это будет более удобно и менее трудоемко…

ГИТАРНЫЙ КОМБИК С ЭФФЕКТАМИ

Вот результат почти 2-х недельной работы по сборке самодельного гитарного комбика с эффектами. Усилитель основан на микросхеме TDA2052, имеет мощность около 20 Вт. Для звуковоспроизведения использовался чешский динамик ARO 7908, вероятно, это лучшее, что можно получить в ценовой категории до 1000 рублей.

Схема УНЧ на TDA2052 для гитарного комбика

Но наиболее интересной частью комбика является блок предусилителя, взятый из проекта SansAmp, с эхо эффектом и также имитирующего звук ламповых усилителей от Fender, Marshall и Mesa с большими возможностями настройки, например 3 эмуляции позиционирования записывающего микрофона, заметно влияющие на звук – Off Axis, Classic, Center. Это позволяет получить довольно большую модификацию звука.

Вот принципиальные схемы предусилителя и эхо-эффекта, все что нужно сделать, это правильно их спаять.

Что касается микросхем ОУ, серия TL072 используются даже в оборудовании HI-END, возможно, не самых дорогих экземплярах, но они там есть, так что не стоит беспокоиться о шуме. В любом случае можно их заменить на аналогичные, например:

  • TL06x – 3,5 В / мкс – низкое потребление тока от блока питания
  • TL07x – 13 В / мкс – малошумящий операционный усилитель
  • TL08x – 13 В / мкс – ОУ общего использования

Для последних двух серий микросхем производители дают THD на уровне 0,003%.

Решетка динамика – тут использовалась садовая сетка для газонов, она прочная и эстетичная.

И напоследок скажу, что звучит всё довольно прилично, как для такой маленькой конструкции. А на своём веку удалось поиграть на десятке фирменных примочек, так что есть с чем сравнивать. Файлы проекта тут

↑ Налаживание УМЗЧ

Включим в положительную и отрицательную ветви питания по лампе, напряжение которой не меньше питающего, можно взять лампы 230V на 60W. Защитная способность лампы накаливания основана на том свойстве, что между её сопротивлением в холодном и горячем состоянии существует большая разница.

Если усилитель работает хорошо, ток покоя составляет около 30-40 мА. При таком токе лампа накаливания за счёт малого «холодного сопротивления» эквивалентна проводнику (короткому замыканию), как если бы её и не было в цепи. Другими словами, когда лампа не горит — всё в порядке.

Если лампа горит, это свидетельствует о большом токе потребления и о наличии какой-то неисправности в схеме. Однако катастрофы не произойдёт, т.к. возросшее сопротивление разогретой нити накала лампы ограничило ток, что понизило вероятность повреждения деталей усилителя (как правило, выходных транзисторов).

Ток покоя 30-40 мА выставляется подстроечным резистором R7. Если его регулировки не хватает, нужно уменьшить сопротивление резистора R8.

Опыт показывает, что большой ток покоя возникает из-за неправильной установки резисторов, дефектов на плате, плохой пайки, высокочастотного самовозбуждения и, гораздо реже, вследствие плохих деталей.

↑ Схема блока питания

На обмотке для питания усилителя должно быть напряжение 2×26 V при токе не менее 2 A.

Резисторы R1, R2 нужны что бы ограничить входное напряжение стабилизаторов 7815/7915.

Все общие провода должны быть сведены в одной точке, это залог чистого звука и устойчивой бесперебойной работы устройства в целом.

Конденсаторы у меня все Jamicon. C1, C2 должны быть на напряжение не менее 50 Вольт, а C3, C4 — не менее 25 Вольт.

Звучание комбика

После подключения громкоговорителя к усилителю, можно увидеть колоссальную разницу в звуке по сравнению с китайской аппаратурой, скажем так «базовой цены». Просто совершенно другое звучание той же самой гитары!

После подключения к ламповому усилителю 50 Вт играет всё чисто, ничего не подзвучивает. Видно что качество динамиков и жесткость отделки корпуса являются крайне важными характеристиками.

Вас может заинтересовать:

  1. PP услитель на EL-34 и 801A
  2. Ультралинейный усилитель с микрофонным входом
  3. От «транзисторного» звучания усилителя «прибой» к «ламповому»
  4. Мощный ламповый усилитель
  5. Усилитель с параллельным включением ламп в выходном каскаде
  1. EL34
    • Все статьи с данной радиолампой
    • Справочные данные
    • 12AX7
      • Все статьи с данной радиолампой
      • Справочные данные

      Комментарии к статьям на сайте временно отключены по причине огромного количества спама.

      Реклама: Acczent pro коммерческий линолеум таркетт. — Оформляйте в России тренажеры силовые нагружаемые и спортивный инвентарь вместе в магазине. — Интересная работа наших тренажеров с завода, в тренажерке больше 8 лет, железо надежное вполне.

      При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна.

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Этот маленький маломощный ламповый гитарный комбик я делал очень давно, наверно лет 15 назад. Это была моя первая конструкция, собранная на электронных лампах. Поскольку в то время ламповой техникой я не занимался, запасов более — менее качественных компонентов для такой конструкции у меня не было. И в общем, для меня это был эксперимент. Корпус для этого малогабаритного комбо-усилителя сделал тогда мой друг, столяр и гитарный мастер Олег Гнилицкий.

      Электронные компоненты были буквально найдены «на свалке» и в моем электронном хламе. Выходной трансформатор я выкрутил из какого-то старого лампового телевизора, ламповые панельки тоже из какой-то старой ламповой техники. Силовой трансформатор я использовал типа ТАН 16-220-50. Этот отличный трансформатор оказался в наличии в моих «электронных запасах». Порывшись часок в своих шкафах и ящиках я выскреб на поверхность этого мира несколько старых ламп типа 6Н2П и 6П14П неизвестного происхождения. Я предположил, что некоторые из этих ламп советского производства могли быть до сих пор в рабочем состоянии. Так и оказалось. И к стати, нужно отдать им должное, эти лампы работают в комбике до сих пор.

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      комбик использовался несколько лет для домашних репетиций а потом, когда появилась другая техника, был задвинут в дальний угол на складе электронного хлама и незаслуженно забыт. Недавно я разгребал этот электронный хлам и нашел этот чудо-аппарат. Я очистил его от пыли, включил в сеть и оказалось что он отлично работает и по сей день. Пришлось только почистить и смазать шуршащие и скрипящие потенциометры и маленький комбик снова как новый. Вот я и решил опубликовать на своем сайте эту статью. Думаю она будет полезна тем, кто начинает изучать ламповую технику и хочет сделать дешевый маленький ламповый усилитель.

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Забегая вперед скажу, что вместо 6Н2П и 6П14П в этом комбике можно использовать более распространенные нынче лампы 12AX7 и EL84. Выходная лампа EL84 является полным аналогом 6П14П а при использовании 12AX7 нужно изменить схему подключения ее цепей накала, о чем будет рассказано в

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Цоколевка ламп EL84 и 6П14П

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Цоколевка лампы 6Н2П

      Цоколевка лампы 12AX7

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Цепь накала двойного триода 6Н2П рассчитана на напряжение 6,3 вольта. Напряжение накала нужно подавать на ножки 4 и 5 лампы. Подогреватель лампы 12AX7 также соединен с ножками 4 и 5, но рассчитан на напряжение 12.6В.

      Однако цепь накала лампы 12AX7 можно также питать от напряжения 6,3 В так как точка соединения подогревателей половинок лампы выведена на ножку 9. Поскольку каждый из нагревателей половинок лампы 12.6 В рассчитан на те де самые 6.3 В, мы можем соединить их параллельно и использовать эту лампу вместо 6Н2П. Для этого ножки 4 и 5 лампы 12AX7 нужно соединить вместе, а напряжение накала подавать на вывод 9 и на соединенные вместе ножки 4 и 5.

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Принципиальная схема малогабаритного лампового гитарного комбика. Кликните на схеме, чтобы её увеличить

      Таблица пассивных компонентов усилителя с номиналами и примечаниями

      ОбозначениеНоминалПримечание
      R1470kПеременный резистор. Можно использовать с максимальным сопротивлением от 470 кОм до 1 МОм
      Это регулятор Gain комбика. Фактически — регулятор уровня входного сигнала.
      R21MПостоянный резистор на 1 МОм
      R275kПостоянный резистор. Подойдет любой с номиналом от 50 до 70 кОм
      R3100kПостоянный резистор на 100 кОм. Служит нагрузкой первого каскада усилителя.
      R41.5к или 680 ОмРезистор автоматического смещения первого каскада. Обеспечивает правильный режим работы лампы. Сопротивление берем из справочной информации к лампе. Для лампы 6Н2П сопротивление 1.5кОм, для лампы 6Н23П сопротивление 680 Ом
      R568кПостоянный резистор на 68кОм
      R6250кПеременный резистор с максимальным сопротивлением от 470 кОм. Это регулятор тембра по высоким частотам
      R71MПеременный резистор с максимальным сопротивлением 1 МОм. Это регулятор тембра по низким частотам
      R822кПеременный резистор с максимальным сопротивлением 22кОм. Это регулятор тембра по средним частотам
      R91MПеременный резистор 1 МОм
      Это регулятор Master комбика. Фактически — регулятор уровня сигнала на входе оконечного усилителя.
      R281MПостоянный резистор на 1 МОм
      R11Постоянный резистор на 1 кОм
      R12100кПостоянный резистор на 100 кОм. Служит нагрузкой второго каскада усилителя.
      R131.5к или 680 ОмРезистор автоматического смещения второго каскада. Обеспечивает правильный режим работы лампы. Сопротивление берем из справочной информации к лампе. Для лампы 6Н2П сопротивление 1.5кОм, для лампы 6Н23П сопротивление 680 Ом
      R1047 ОмРезистор небольшого сопротивления, всего 47 Ом. Включен в цепи делителя напряжения отрицательной обратной связи
      R1410кПостоянный резистор на 10 кОм. Компонент фильтра питания первого каскада.
      R1522кПостоянный резистор на 22 кОм. Компонент фильтра питания второго каскада.
      R16Постоянный резистор на 1 МОм
      R17, R2075кПостоянные резисторы на 75 кОм
      R18, R21Постоянные резисторы на 1 кОм
      R19120 ОмПостоянный резистор на 120 Ом. Нужно использовать резистор мощностью не менее 1 Вт
      R224.7 кПостоянный резистор на 4.7 кОм
      R232.2 кПостоянный резистор на 2.2 кОм. Компонент цепи отрицательной обратной связи
      С73300пФКонденсатор на 3300 пикофарад. Часть фильтра питания. На напряжение не менее 350 вольт
      С133мкФ 400ВЭлектролитический конденсатор фильтра питания первого каскада. можно использовать емкостью от 20 мкФ до 33 мкФ. На напряжение не ниже 350 вольт.
      С233мкФ 50ВЭлектролитический конденсатор. можно использовать емкостью от 20 мкФ до 50 мкФ. На напряжение 50 вольт.
      С110.022мкФКонденсатор связи между каскадами (разделительный) на 22 нФ (0.022 мкФ). Желательно использовать качественный пленочный конденсатор, например марки Wima и на напряжение не ниже 350 В.
      С90.022мкФКонденсатор связи между каскадами (разделительный) на 22 нФ (0.022 мкФ). Желательно использовать качественный пленочный конденсатор, например марки Wima и на напряжение не ниже 350 В.
      С3220пФКонденсатор на 220 пикофарад. Пленочный.
      С40.1мкФКонденсатор на 100нФ (0.1мкФ). Пленочный.
      С50.047мкФКонденсатор на 47нФ (0.047мкФ). Пленочный.
      С6680пФКонденсатор на 680 пикофарад. Пленочный.
      С833мкФЭлектролитический конденсатор. можно использовать емкостью от 20 мкФ до 50 мкФ. На напряжение 50 вольт.
      С1447мкФ 50ВЭлектролитический конденсатор. можно использовать емкостью от 47 мкФ до 100 мкФ. На напряжение 50 вольт.
      С10100 мкФ 400ВЭлектролитический конденсатор фильтра питания. можно использовать емкостью от 100 мкФ и на напряжение не ниже 400 вольт.

      Гитара подключается в гнездо J1. На входе усилителя включен регулятор уровня на потенциометре R1. С движка потенциометра через резистор R2 сигнал поступает на сетку первого триода лампы VL1. Резистор R2 служит для предотвращения работы лампы с неподключенной сеткой в случае обрыва в цепи движка поиенциометра R1 (неисправности в потенциометрах случаются часто).

      С выхода каскада (анод триода VL1-a) усиленный сигнал поступает на трехполосный регулятор тембра, который обеспечивает регулировку по высоким, средним и низким частотам. С выхода регулятора тембра (движок потенциометра R6) сигнал подается на регулятор уровня «Маster». Небольшая тонкомпенсация этого регулятора достигается включением конденсатора ёмкостью 680 пикофарад между движком и верхним по схеме выводом потенциометра. В результате при уменьшении громкости в выходном сигнале немного возрастает доля высоких частот. Далее сигнал поступает на второй каскад усиления напряжения, собранный на второй половинке лампы — триоде VL1-b. С анода этого триода через разделительный конденсатор C9 сигнал подается на выходной каскад усилителя.

      Выходной каскад собран по однотактной схеме на двух лампах VL2 и VL3 типа 6П14П (EL84), включенных параллельно. Параллельное включение двух ламп позволяет несколько поднять выходную мощность усилителя. Можно использовать только одну лампу, оставляя вторую панельку пустой. именно так я и использую комбик, так как в домашних условиях его выходной мощности и громкости звучания мне более чем достаточно. С одной лампой выходная мощность усилителя — 2..3 ватта. Если установить вторую лампу, мощность будет в районе 5 ватт. В связи с тем, что ламповый выходной каскад имеет характеристику ограничения сигнала, отличающуюся от транзисторных схем, можно (субъективно) сказать, что «ламповые» три ватта — это гораздо громче чем «транзисторные» три ватта. Хотя это утверждение звучит на первый взгляд антинаучно, но в действительности всё дело в характере искажений, вносимых ламповыми схемами в сигнал при перегрузке. Искажения ламповой схемы не такие резкие как в транзисторной и поэтому ламповый усилитель может работать в области насыщения производя при этом довольно приятный звук, тогда как транзисторные схемы при перегрузе ограничивают сигнал очень резко, сразу превращая его в подобие прямоугольных импульсов, что вызывает очень неприятные на слух искажения. По этой причине транзисторный усилитель должен иметь намного больший запас по усилению, чем ламповый. Как видим, здесь нети никакой мистики и все укладывается в законы физики.

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Шасси и навесной монтаж усилителя лампового гитарного комбика. Вид сверху

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Шасси и навесной монтаж усилителя лампового гитарного комбика. Вид снизу

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Головка громкоговорителя, использованная в комбике

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Выходной трансформатор. Снят со старого лампового телевизора

      В своем мини-комбике я использовал выходной трансформатор от старого лампового телевизора. Такой трансформатор вполне подходит для маленького гитарного усилителя и хорошо согласуется с выходной лампой, так как в телевизоре использовались точно такие же лампы 6П14П. Громкоговоритель подключается ко вторичной обмотке трансформатора через обычный телефонный разъем. Это обычное решение в гитарных комбиках.

      Можно отключить внутренний громкоговориель и подключить в это гнездо внешнюю колонку. Также предусмотрено гнездо для подключения наушников. Наушники включаются через делитель напряжения на резисторах R22 и R23. Делитель подключается к выходу усилителя автоматически при извлечении штекера громкоговорителя из гнезда.

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Задняя панель усилителя гитарного лампового комбика

      Слабое место именно моего комбика — это громкоговоритель. Строго говоря, примененная динамическая головка не является «гитарной», гитарных громкоговорителей у меня тогда не было и я поставил японский динамик мощностью 3 W выдранный когда-то из какой-то старой японской радиолы. Хотя динамик неплохой но он не «гитарный», то есть довольно широкополосный и воспроизводит частоты не нужные для сигнала гитары, лежащие в области «песка». В какой-то мере это компенсируется не очень широкополосным выходным трансформатором и наличием регулятора тембра. Но все таки в акустике для электрогитары лучше использовать специальные «гитарные» динамические головки.

      Переключатель Sw2 «Tone» включает конденсатор С14, который шунтирует резистор R19 в цепи катода выходной ламы. При этом звук становится ярче и несколько возрастает выходная мощность усилителя. Цепочка C11 R22 устраняет возможное самовозбуждение усилителя.

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Принципиальная схема блока питания лампового гитарного комбика

      Блок питания комбика собран на основе унифицированного советского трансформатора ТАН16-220-50 (Трансформатор Анодно-Накальный). Этот трансформатор очень удобен для использования в самодельных ламповых конструкциях, так как имеет все необходимые напряжения для питания как накальных так и анодных цепей ламп. тем не менее можно использовать любой трансформатор, например от старого лампового телевизора или самодельный. Трансформатор должен содержать как минимум 2 вторичные обмотки.

      Накальную, на напряжение 6.3 В (и ток, достаточный для питания накала ламп) и высоковольтную обмотку с напряжением 250 — 270 вольт. В случае с трансформатором ТАН16-220-50 я соединил последовательно несколько его вторичных обмоток чтобы получить напряжение около 210 вольт. Этот трансформатор имеет 2 накальных обмотки на 6.3 В. поэтому я «шиканул» и запитал каждую лампу от своей обмотки. Никто не мешает подключить подогреватели обеих ламп к одной накальной обмотке параллельно, если в вашем трансформаторе такая обмотка одна. В цепь накала первой ламы включен построечный резистор R26 сопротивлением 470 Ом. Его движок соединен с «землей». Во время настройки усилителя поворачиваем движок R26, добиваясь минимума фона переменного тока в динамике. настройку нужно производить с регулятором R1 установленным в положение минимальной громкости.

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Сетевой трансформатор ТАН16-220-50

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Дроссель фильтра блока питания

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Обмотку трансформатора 15-16 на 24 вольта я использовал чтобы подключить к ней светодиод индикации включения питания. Выключатель SW2 включает или отключает анодное напряжение. Это сделано для того, чтобы продлить срок службы ламп.

      Как известно, срок службы электронных ламп сокращается, если подавать анодное напряжение сразу в момент включения усилителя, пока нити накала еще не разогрелись. Поэтому сначала включаем усилитель в сеть, дожидаемся прогрева ламп (2-3 минуты) а потом включаем анодное напряжение выключателем Sw2.

      Самодельный ламповый гитарный комбик 3Вт для дома

      Выключатель питания, выключатель анодного напряжения, выключатель «Tone» и светодиоды индикации

      Красный светодиод VD1 индицирует включение анодного напряжения. Он включен в цепь этого высокого напряжения через гасящий резистор R24. От сопротивления этого резистора зависит яркость светодиода. В моем случае сопротивление R24 равно 910 килоом. При этом светодиод светится довольно тускло, хотя это старый советский не очень яркий светодиод.

      Диодный мостик в цепи анодного питания можно использовать любой, рассчитанный на напряжение более 300 вольт. Или собрать его из четырех отдельных диодов 1N4007 (эти диоды рассчитаны на обратное напряжение до 1000 вольт). В качестве дросселя сглаживающего фильтра L1 я использовал дроссель от того же старого лампового телевизора. Вместо дросселя в крайнем случае можно использовать постоянный резистор сопротивлением 1 килоом и мощностью не менее 5 Вт, но в этом случае фильтрация пульсаций будет хуже.

      Усилитель собран методом навесного монтажа на алюминиевом шасси, одна из стенок которого служит передней панелью усилителя, на которой установлены потенциометры, переключатели, два светодиода и входной разъем для подключения электрогитары. На задней стенки шассии расположено гнездо для подключения громкоговорителя, разъем 220 вольт (от компьютерного блока питания) и гнездо подключения наушников. Шасси с усилителем крепится в деревянном корпусе комбика четырьмя винтами — саморезами через верхнюю деревянную стенку колонки

      Mr. Shanti. Июнь 2018г.

      Схема УМЗЧ простого усилителя электрогитары

      Гитарный комбик с питанием от аккумуляторов - схема и корпус

      Для усилителя мощности выбрана микросхема TDA7052. Она имеет несколько преимуществ: малый ток холостого хода (5 мА), широкий диапазон рабочих напряжений (можно работать даже на одном элементе, выдавая примерно половину ватта), относительно большой максимальный ток и мощность (1,5 А), а прежде всего, эта схема очень стабильная в работе, не склонна к самовозбуждению.

      Пресловутая м/с TDA2822, иногда заметно шумит, а TEA2025 не подходит для систем с петлями масс и длинными кабелями. Проверено было еще несколько популярных простых микросхем, но эта выигрывала.

      Гитарный комбик с питанием от аккумуляторов - схема и корпус

      Гитарный комбик с питанием от аккумуляторов - схема и корпус

      Какой выбрать динамик

      С выбором динамика проблемы как раз возможны – динамик должен иметь высокую эффективность. Отпадают, поэтому все современные динамики, что установлены в потребительском аудио оборудовании и динамики для работы в акустике автомобиля. Проблема заключается в том, что высокую эффективность достигают динамики, по крайней мере имеющие 8 дюймов стали. Не хотелось превышать размер 15 см, так что надо было искать динамики с приличной эффективностью, которые к тому же поместятся в таком корпусе. Ведущие компании (Celestion, Beyma и другие) имеют неплохие модели. В общем выбирайте кто что может, главное чтоб динамик имел параметры эффективности от 92 дб. Лучшим будет динамик с большим магнитом от радио старых годов. Он имеет бумажный диффузор и реально высокую чувствительность при довольно мягком тоне. Версии с маленьким магнитом имеют более низкую эффективность. Если размер комбика не критичен – лучше брать размер или 20 см, в котором выбор динамиков несравнимо больше.

      Полезное на сайте:
      Регулятор оборотов электродвигателя 220В

      Оцените статью
      TutShema
      Добавить комментарий