Направленность – это чувствительность микрофона к звуковому сигналу в зависимости от направления или угла, с которого идет звук.
Чаще всего направленность микрофона изображают как полярные диаграммы. Это делается для визуального представления чувствительности микрофона в диапазоне 360 градусов, где голова микрофона является центром окружности. Начало угла ставится перед микрофоном (зеленая прямая, отметка «0 градусов»).
Диаграмма направленности показывает, как именно чувствительность микрофона к звуку зависит от места расположения его источника. Деления на такой диаграмме показывают конкретные значения уровня звука (в децибелах, dB).
Например, на диаграмме ниже звук идет с двух направлений: A и B.
Звук, идущий по направлению B, весь свой путь проделал внутри зоны чувствительности (в данном случае — кардиоиды), то есть пять делений.
Звук, идущий по направлению A, прошел всего два деления внутри нашей кардиоиды.
Из этого понимаем, что звук (при одинаковой дистанции до микрофона), идущий по направлению B, будет на 15 dB (или примерно в 32 раза) громче, чем звук, идущий по направлению A.
Существует три основных типа направленности микрофонов:
- всенаправленная (круговая)
- одностороняя (кардиоидная)
- двухсторонняя («восьмерка»)
Микрофон с круговой направленностью (всенаправленный микрофон, например — Sennheiser MD42) обладает равной чувствительностью к сигналам, поступающим к нему со всех сторон.
Зачастую микрофон с круговой направленностью отличается низкой чувствительностью к звукам дыхания, и ему не свойственен «эффект приближения» (о нем — ниже).
Микрофоны с такой направленностью имеют более широкий низкочастотный диапазон по сравнению с другими, что очень актуально при работе с инструментами, выдающими много «низких».
Из-за своей чувствствительности к акустике помещения всенаправленные микрофоны имеет смысл использовать для записи в заглушенном помещении или в помещении с очень хорошей акустикой, для отражения акустической атмосферы. Часто всенаправленные микрофоны используют в случаях, когда невозможно гарантировать умение говорящего пользоваться направленными микрофонами, например — праздники, свадьбы, лекции, публичные собрания и т.д. Интересный факт — вышеуказанный микрофон Sennheiser MD42 обрел серьезную популярность среди религиозных организаций (церкви, мечети, синагоги и т.п.).
Односторонняя направленность
Микрофоны с односторонней направленностью (однонаправленные, например — Sennheiser MD46) имеют кардиоидную, суперкардиоидную или гиперкардиоидную диаграмму направленности.
ВСЕ о направленностях микрофонов
Кардиоидные (рис. 1) микрофоны не воспринимают звук, идущий с тыльной стороны микрофона.
У суперкардиоидных микрофонов (рис. 2) зона захвата спереди уже (по сравнению с обычной кардиоидой), шумоизоляция сильнее и они менее чувствительны к акустике помещения, однако захватывают звук, идущий с тыльной стороны микрофона (пусть и очень слабо).
Гиперкардиоидные (рис. 3) микрофоны обеспечивают максимальную шумоизоляцию, наименее чувствительны к акустическому оформлению помещения, однако захватывают чуть больше звука, идущего с тыльной стороны микрофона (по сравнению с кардиоидными и суперкадиоидными микрофонами).
Чаще всего такие микрофоны используют для вокала, или в случаях, когда нужна серьезная шумоизоляция, например — для сцены или репортажей.
Важно отметить, что несмотря на то что супер- и гипер- кардиоидность микрофона усиливает шумоизоляцию по бокам, эта же кардиодиность (из-за особенности построения диафрагмы таких микрофонов) увеличивает чувствительность микрофона со стороны рукоятки (см. рисунки выше), поэтому тип кардиоиды микрофона в данном случае подбирают под конкретный случай, например — для вокалиста, находящегося близко к сцене, не подойдет гиперкардиодиный микрофон (задняя сторона микрофона может захватывать звуки из зала), а вот для студии такой микрофон подойдет отлично.
Двухсторонняя направленность
Двунаправленный микрофон равно чувствителен к звуковым сигналам, которые поступают спереди и сзади, и почти не чувствителен к звуку, который идет с боков.
В «простонародье» микрофон с такой направленностью зовется «восьмеркой» (например — Sennheiser MK 8).
Восьмерку часто используют для записи дуэтов (когда исполнители сидят друг напротив друга по бокам микрофона, см. рис 4) и при записи интервью (когда люди сидят друг напротив друга спереди и сзади от микрофона, см. рис 5). Также ее применяют для записи в заглушенном помещении в случае необходимости повышения относительного уровня отраженных сигналов, и для записи отдельных инструментов (что бы выделить низкие частоты при близком размещении исполнителей от микрофона).
Эффект приближения
Однонаправленные микрофоны по мере приближения к источнику звука увеличивают отдачу по низким частотам, в пределах 0.5 метров. Если микрофон стоит совсем близко (30 см. и ближе) звук получится сильно «бубнящим». Есть несколько способов восстановить более естественное звучание:
- Использовать эквалайзер или микшерный пульт. С помощью эквалайзера можно урезать «низы», тем самым возвращая звук к более натуральному звучанию.
- Использовать микрофон с функцией среза низких частот (например — Sennheiser E 914)
- Отдалить микрофон от источника звука
По всем вопросам обращайтесь к нам по телефонам:
8 (800) 500-94-52
8 (495) 988-34-19
Что такое диаграмма направленности микрофона?
Диаграмма направленности микрофона (англ. Polar Pattern) показывает, как именно микрофон улавливает звук от источников сигнала. Микрофон может захватывать сигнал перед и за собой, забирать немного (или много!) звука слева и справа или же записывать всё, что происходит вокруг.
Знание диаграмм подсказывает, какой именно микрофон лучше выбрать для того или иного источника звука. Вместе с тем она даёт понимание, как именно лучше расположить микрофон и источник сигнала в пространстве, чтобы получить желаемый звук.
Нулевые точки микрофона
Популярное заблуждение гласит, что диаграммы направленности представляют собой части круга, однако это не так. Схема направленности микрофона не двухмерна, а трёхмерна, поэтому на графике речь идёт не о круге, а о сфере.
Если посмотреть на схемы сбоку, то мысль станет понятнее:
Одна из важнейших особенностей паттернов состоит в том, что они рассказывают не столько о том, что микрофон запишет, сколько о том, что не запишет. Понимание того, что не попадёт в поле зрения микрофона особенно важно — благодаря ему мы можем точнее позиционировать микрофон в помещении и отсекать на записи всё лишнее.
Так, например, двусторонняя диаграмма полностью подавляет звук, поступающий к ней под углом 90 градусов. Другие паттерны также обладают зонами низкой чувствительности, называющимися нулевыми точками микрофона.
Диаграммы также по-разному отрабатывают эффект близости — повышение интенсивности низких частот по мере приближения источника звука к микрофону. В зависимости от паттерна и чувствительности, эффект проявляется на разном расстоянии: у одних моделей он появляется при очень близком расположении источника к микрофону, у других — проявляется на большей дистанции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Диаграмма направленности микрофона, нулевая точка и эффект близости дают огромный контроль над записываемым сигналом. С их помощью звукорежиссёр может сделать звук тоньше или плотнее ещё до момента записи.
Кардиоидный микрофон — описание, особенности, сфера применения
Кардиоидные микрофоны — это тип однонаправленных микрофонов, то есть устройств которые принимают звук только в одном направлении. Диаграмма направленности кардиоидного микрофона напоминает форму сердца, она обеспечивает максимальную чувствительность спереди, по оси голосового прибора. При этом звуки, приходящие с тыловой части совершенно не воспринимаются.
Обзор лучших моделей
Гиперкардиоидный Superlux D103/02P
Данная модель очень популярна у начинающих видео-операторов. Они используют ее для видеосъемок. В отличие от суперкардиоидного, он имеет зону чувствительности спереди более узкую, а сзади она более широкая. Также улавливает шум, идущий сзади, более отчетливо. Используют в студиях для озвучивания акустических инструментов.
Audix D4
Вокальный микрофон используется на более живых выступлениях. Предназначен только для передачи голоса самого певца и не используется для озвучивания акустических инструментов. Также следует заметить, что и микрофон для вокала имеет характеристики направленности. Он может быть чувствительным к высоким или к низким тонам. Также разновидность таких микрофонов может отличаться от индивидуального предназначения – может использоваться для сольных выступлений или для хоровых.
Shure
Петличный микрофон. Существуют проводные и беспроводные. Чаще всего данную модель используют в интервью, телепередачах, телешоу, в съемках видеороликах на YouTube. Беспроводные петлички позволяют актеру не быть привязанным к камере, безопасность от повреждения провода, дистанция расстояния от камеры может позволять быть свободным в действиях. Одно из прекрасных качеств такого микрофона заключается в том, что его можно применять на любых местах, прикрепив на одежду или под нее.
Относится такое устройство к конденсаторным, имеет наилучшую чувствительность к улавливаемым звукам. Но и оборотная сторона тоже есть – нужен постоянный источник питания. У конденсаторного микрофона всегда присутствует специальная коробочка, которая подает питание. Подключается как к телефону, так и к компьютеру или камере. Следует учесть, что от размещения микрофона зависит качество и громкость звука.
Конечно, всегда стоит вопрос: «Какой же выбрать?». Ответить на него можно, только зная характеристики микрофонов, модели и методы использования в различных сферах.
Следует определиться, в каком направлении будет использоваться то или иное устройство.
Кардиоидный микрофон BOYA BY-MM1 представлен далее.
Где используются
Кардиоидные микрофоны широко используются в студийной записи, на концертах и в киноиндустрии. Так как они позволяют получить более чистый и четкий звук без помех. Они идеально подходят для записи вокала и инструментов. Так как снижают попадание нежелательных звуковых источников.
Существуют несколько типов кардиоидных микрофонов: кардиоидный, гиперкардиоидный и суперкардиоидный. Кардиоидный микрофон имеет диаграмму направленности в форме сердца. Гиперкардиоидный микрофон имеет более узкую диаграмму направленности. А суперкардиоидный микрофон – еще более узкую.
Характеристики
Кардиоидные микрофоны также имеют различные частотные характеристики, которые определяют, как частоты звука передаются. И какие звуки усиливаются или подавляются. Некоторые кардиоидные микрофоны имеют частотные характеристики, которые подходят для записи голоса. Другие – для инструментов, а некоторые могут использоваться для широкого диапазона звуков.
Важно отметить, что кардиоидные микрофоны, как и любые другие микрофоны, имеют свои ограничения и не всегда подходят для всех ситуаций. Например, если вам нужно записать звук в большом зале, кардиоидный микрофон может не быть достаточно эффективным. Так как он не сможет фокусироваться на отдаленных источниках звука.
В целом, кардиоидные микрофоны обеспечивают более высокое качество звука и более эффективную работу в шумных условиях. Что делает их идеальными для использования в студиях звукозаписи, на концертах и в других профессиональных сферах. Однако, они могут быть более дорогими, чем обычные микрофоны. Так что если вы только начинаете свой путь в звукозаписи или вам нужен микрофон для повседневного использования, может быть лучше начать с более доступных вариантов.
Однонаправленный микрофон («свечка»)
Хорошо подходит для: фильмов с рассказчиком, автоматизированных съемочных площадок.
Хотя технически невозможно создать абсолютно однонаправленный микрофон, улавливающий только звук, приходящий строго с одного направления, характеристика направленности в форме «свечки» – это максимально узконаправленная характеристика, которую вы можете использовать. И, несмотря на всю привлекательность данной опции, необходимо учесть все потенциальные сложности, которые могут быть связаны с использованием однонаправленного микрофона.
Единственно возможное конструктивное исполнение однонаправленного микрофона – это микрофон-пушка, и практически в любой ситуации для работы с этим микрофоном вам понадобится ассистент. Если «удочкой» микрофона управляет недостаточно квалифицированный или небрежный помощник, возможно, лучше выбрать суперкардиоидный микрофон – как менее требовательный к точности установки.
Двунаправленный микрофон («восьмерка»)
Хорошо подходит для: подкастов, радиоинтервью.
Двунаправленный микрофон в равной мере воспринимает звук, приходящий на него спереди и сзади. Обычно микрофоны с характеристикой направленности в форме «восьмерки» используются для записи радиоинтервью или подкастов. На съемках фильмов двунаправленные микрофоны применяются не столь широко, но иногда используются на ток-шоу в качестве дублирующих микрофонов, которые располагаются на столе ведущего.
Применение на практике
Кардиоида. Живой звук, студийная запись (особенно в неподготовленных акустических условиях). Подходит для чистой записи вокала и любых инструментов, включая барабанную установку.
Суперкардиоида и гиперкардиоида. Живые концерты с высоким уровнем шума. Студийная запись с особыми требованиями: например, запись малого барабана с минимальным проникновением хай-хэта.
Микрофон-пушка (Shotgun / Lobar). Видеопродакшн и кино — для закадровой записи звука и полевой записи.
Всенаправленные микрофоны. Студийная запись, запись инструментов (например, акустической гитары) в акустически подготовленном помещении, запись хора или оркестра, запись движущихся объектов.
Двунаправленный (восьмерка). Стереозапись, запись или стрим интервью с участием двух человек.
При использовании однонаправленных микрофонов необходимо учитывать следующие факторы:
Эффект приближения — проявляется в усилении низких частот по мере приближения источника звука к микрофону. Эффект встречается у однонаправленных, и особо выражен у двунаправленных микрофонов. У всенаправленных моделей эффекта нет. Хотя эффект приближения меняет частотную характеристику и снижает разборчивость, иногда его используют специально — для уплотнения, придания звуку тепла и усиления нижнего регистра.
Внеосевое окрашивание — встречается, когда звук проникает в микрофон вне основной оси направленности. Частотная характеристика микрофона может изменяться в зависимости от угла поступления сигнала. Больше всего от этого эффекта страдают высокие частоты.
Фактор расстояния (коэффициент расстояния) — связывает расстояние от источника звука до микрофона и баланс между прямым звуком источника и фоновым шумом. Чтобы добится схожих результатов между микрофонами со всенаправленной и кардиоидной диаграммой, первый необходимо расположить ближе к источнику звука, а второй — дальше.
Если для всенаправленного микрофона фактор расстояния будет равен 1, то для микрофона с кардиоидной направленностью он будет равен 1,7. Это значит, расположив кардиоидный микрофон на расстоянии 17 см, можно получить схожий результат соотношения полезного сигнала к окружающему шуму, как у всенаправленного микрофона на расстоянии 10 см.
Что покупать
Поскольку студийные задачи могут быть разными, лучше составить небольшой парк микрофонов.
Направленные микрофоны способны исключить нежелательные шумы, уменьшить эффект реверберации пространства и имеют высокий коэффициент усиления до обратной связи. Позволяют записывать или подзвучивать инструменты в непосредственной близости друг к другу, необходимы на сцене, особенно при использовании сценического мониторинга. Придают окрас благодаря эффекту приближения.
Всенаправленные микрофоны передают естественный и открытый звук, отлично подходят для использования в акустически подготовленных студийных помещениях или акустически «богатых» пространствах — например, в церквях или концертных залах, которые отличаются характерной реверберацией). Правильно расположенные всенаправленные микрофоны в акустическом пространстве способны сохранить характер места записи, отличаются ровной частотной характеристикой и не подвержены эффекту приближения. Также микрофоны с круговой диаграммой лучше, чем направленные, противостоят шуму ветра, и менее восприимчивы к взрывным согласным «б», «п» и «т».
Двунаправленные микрофоны обеспечивают более естественный звук и передачу реверберации помещения, чем кардиоидные. Они полностью отсекают звуки с боков и позволяют производить стереозаписи (в частности, по технике Blumlein и Mid-Side). Очень удобны для записи интервью или двух акустических инструментов одновременно. Больше всех остальных типов подвержены эффекту приближения.