Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.
«Обычно мы рекомендуем заряжать аккумуляторы на СТО, так как там используется профессиональное оборудование. Если хотите заряжать аккумулятор самостоятельно, советуем купить автоматическое зарядное устройство импульсного типа. Оно само определит необходимые парамеры тока и напряжения в зависимости от типа аккумулятора, с ним не нужно постоянно находиться рядом в процессе заряда. Кроме того, оно подойдёт для аккумуляторов AGM. В багажнике рекомендуем хранить портативное пуско-зарядное устройство. Это как пауэрбанк для автомобиля. Он позволит завести машину, если аккумулятор сел в самый неподходящий момент»
Все автовладельцы рано или поздно сталкиваются с необходимостью зарядить аккумулятор. Например, если он разрядился из-за оставленных включёнными фар, или если при проверке мультиметр показывает недостаточный заряд — из-за возраста аккумулятора или утечки тока выше допустимых значений. Какими бы ни были причины, важно знать, какие способы заряда аккумулятора существуют, и как пользоваться зарядными устройствами, если заряжать аккумулятор самостоятельно, а не на СТО.
В этой статье мы расскажем:
• На что обращать внимание при выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора;
• Какие условия нужны для зарядки аккумулятора;
• Как заряжать аккумулятор трансформаторным и импульсным зарядным устройством.
В конце статьи советуем купить портативное пуско-зарядное устройство, которое всегда спасёт, если сел аккумулятор и нужно быстро запустить двигатель, и рассказываем, как его выбрать.
Как выбрать зарядное устройство
Существует два типа зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов — трансформаторные и импульсные. Оба работают от электрической сети 220 вольт, и могут быть с ручным управлением, полуавтоматические или автоматические.
Трансформаторные зарядные устройства подходят для всех свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом, но не подходят для аккумуляторов с абсорбированным электролитом (AGM).
Импульсные зарядные устройства подходят для всех типов аккумуляторов, включая AGM.
О том, какие бывают аккумуляторы и чем различаются аккумуляторы с жидким и абсорбированным электролитом, писали в отдельной статье. Читать →
Всем нашим покупателям мы советуем автоматические импульсные зарядные устройства. Они сами определят необходимое напряжение и силу тока в зависимости от характеристик аккумулятора. Кроме того, в отличие от трансформаторных зарядных устройств, необязательно всё время находиться с ними рядом, чтобы контролировать процесс заряда.
Следующий критерий для выбора — это характеристики самого зарядного устройства. Напряжение, сила тока и ёмкость должны соответствовать характеристикам аккумулятора или немного превышать их, но ни в коем случае не быть ниже.
Каким напряжением заряжать аккумулятор?
Зарядные и пуско-зарядные устройства можно подобрать в разделе Аккумуляторы нашего каталога.
Как подготовить аккумулятор к зарядке
Чтобы зарядить аккумулятор, желательно снять его с автомобиля. Полноценная зарядка может занимать до 24 часов, и находиться всё это время где-то рядом с автомобилем вряд ли возможно.
Если всё же решили быстро зарядить аккумулятор не снимая, необходимо отключить клеммы проводки от аккумулятора и только после этого приступать к зарядке. Большинство современных машин оснащены микропроцессорами, и превышение по неосторожности допустимых значений силы тока и напряжения могут вывести из строя некоторые элементы электросистемы автомобиля.
Аккумулятор нужно заряжать при комнатной температуре в хорошо проветриваемом помещении, но ни в коем случае не в квартире. Во-первых, при зарядке обслуживаемых аккумуляторов в воздух могут попасть ядовитые пары раствора серной кислоты, которая служит электролитом. Во-вторых, если в процессе что-то пойдёт не так, например, аккумулятор перегреется и взорвётся (по неосторожности или при повреждении клапана сброса избыточного давления), это хотя бы произойдёт не в жилом помещении.
Перед зарядкой необходимо убедиться, что аккумулятор полностью герметичен, нет следов вздутия, трещин и подтекания электролита на корпусе. У обслуживаемого аккумулятора необходимо выкрутить пробки из банок, но не удалять их из отверстий. Это, с одной стороны, позволит избежать повышения давления в процессе зарядки аккумулятора, с другой — не позволит грязи и пыли попасть внутрь.
Современные необслуживаемые аккумуляторы оснащены клапаном сброса избыточного давления, поэтому разбирать их категорически запрещено. Они сами сбрасывают избыточное давление, и при зарядке необходимо просто контролировать температуру и прислушиваться к характерным звукам вскипания жидкости.
Аккумулятор необходимо подключать к зарядному устройству в следующей последовательности: сначала подключить клеммы аккумулятора к клеммам зарядного устройства, затем включить зарядное устройство в сеть.
Как заряжать аккумулятор трансформаторным зарядным устройством
У трансформаторного зарядного устройства есть 2 режима зарядки: постоянным током или постоянным напряжением. У каждого способа свои особенности, но в любом случае в процессе необходимо всё время находиться рядом. При зарядке током потребуется постоянно контролировать значение напряжения, при зарядке постоянным напряжением силу тока.
Также необходимо постоянно следить за тем, чтобы сам аккумулятор не перегревался, а находящийся в нём электролит не закипел. При характерных звуках бульканья жидкости необходимо немедленно отключить зарядное устройство от сети и дать аккумулятору остыть, иначе закипание электролита приведёт к полному разрушению пластин и выходу из строя батареи.
Зарядка постоянным током
При зарядке постоянным током необходимо установить на зарядном устройстве предельное напряжение, которое способен взять аккумулятор (если на зарядном устройстве нет функции автоматического определения). Затем нужно отрегулировать силу тока в пределах от 8 до 10 ампер. Чем меньше сила тока, тем дольше будет заряжаться батарея, но это хорошо повлияет на её фактическую ёмкость.
При зарядке постоянным током значение напряжения будет постепенно расти, и нужно вручную контролировать, чтобы оно не превысило максимально допустимого значения на аккумуляторе.
Как только значение напряжения будет подходить к пиковому, подаваемый ток необходимо сократить вдвое. Напряжение снизится, а через некоторое время снова начнёт расти.
Аккумулятор будет близок к полному заряду, когда сила тока снизится до минимальных значений 0,25-0,5 ампер. В этом режиме необходимо продержать аккумулятор ещё час-два. Напряжение должно оставаться неизменным.
Зарядка постоянным напряжением
Для зарядки постоянным напряжением на зарядном устройстве необходимо выставить ограничение силы тока на уровне до 25 А, значение подаваемого напряжения установить согласно предельно-допустимому на аккумуляторе.
Во время зарядки сила тока на зарядном устройстве резко возрастёт, а затем начнёт снижаться по мере накопления заряда батареи. Время заряда зависит от ёмкости аккумулятора и процента разряда, но обычно процедура занимает больше суток.
После зарядки постоянным током или постоянным напряжением аккумулятор обязательно должен остыть. Желательно не раньше, чем через сутки аккумулятор необходимо проверить мультиметром или нагрузочной вилкой без нагрузки. Он должен показывать 12,4-12,5 вольта. Если значения не вернулось к исходным, необходимо повторить зарядку или заменить аккумулятор.
О том, как правильно проверять аккумулятор, писали в отдельной статье. Читать →
Как заржать аккумулятор импульсным зарядным устройством
Зарядка импульсным зарядным устройством проще, чем трансформаторным, так как чаще всего они полуавтоматические или автоматические. Кроме того, как мы говорили выше, только импульсными зарядными устройствами можно заряжать AGM аккумуляторы с абсорбированным электролитом.
Подключение устройства к аккумулятору осуществляется также — сначала подключают клеммы, затем устройство включают в сеть. Если устройство автоматическое, оно само определит необходимые параметры в зависимости от типа аккумулятора. Если полуавтоматическое, параметры необходим будет предварительно выставить.
Важно помнить, что заряд аккумуляторов с абсорбированным электролитом (AGM) должен происходить с напряжением 14-14,3 вольта, не больше и не меньше. При зарядке необходимо контролировать температуру аккумулятора, так как при закипании электролита его невозможно будет долить, как в обслуживаемый аккумулятор.
Когда пригодится пуско-зарядное устройство
Пуско-зарядное устройство позволят завести двигатель автомобиля с севшим аккумулятором. Есть устройства, работающие от сети 220 В, но мы всегда рекомендуем нашим покупателям портативные.
Портативные ПЗУ — это как пауэрбанк для телефона. Они будут незаменимы в любой непредвиденной ситуации, когда аккумулятор сел, а вокруг нет розетки. Устройство позволяет быстро отдать ток аккумулятору и запустить двигатель, после чего отключается.
При выборе пуско-зарядного устройства главное, чтобы его характеристики были не ниже характеристик аккумулятора. Ёмкость должна быть равной или превышать ёмкость аккумулятора. А чем выше пусковой ток, тем быстрее заведётся двигатель.
Единственное, на что мы обращаем внимание клиентов, что не стоит покупать дешёвые ПЗУ. Они могут быть ненадёжными и работать некорректно. Лучше купить устройства проверенных производителей.
Портативные пуско-зарядные устройства можно подобрать в разделе Аккумуляторы нашего каталога.
Как узнать, что аккумулятор разряжен
Перед зарядкой аккумулятора необходимо убедиться, что он действительно нуждается в зарядке. Одним из признаков разряженного аккумулятора могут быть трудности при запуске двигателя, имеется в виду то, что стартер может не крутиться, либо же он крутится с трудностями, издавая при этом характерный звук. Также явным признаком севшего аккумулятора является полное отсутствие электропитания в автомобиле, или электрооборудование работает «вяло» (свет фар тусклый, вентилятор печки еле крутится, и так далее).
Причины разрядки аккумулятора Причины разрядки аккумулятора могут быть разными. Например, если автомобиль долго стоял без использования, аккумулятор мог разрядиться сам по себе из-за саморазряда. Такое явление мы часто можем наблюдать в условиях низких температур. Также причиной может быть неисправность в электрооборудовании автомобиля, которое постоянно потребляет электричество, даже при выключенном двигателе. Это, кстати, очень распространенная проблема, особенно, когда в электронику автомобиля было постороннее вмешательство.
Как выбрать зарядное устройство
Если вы уже поняли, что аккумулятор вашего автомобиля разряжен, то вам, соответственно, понадобится зарядное устройство. Его можно приобрести в магазине, или попросить у других автомобилистов. В случае необходимости, можно спросить ЗУ у водителей старой школы. У них можно найти советские ЗУ, которые отлично справляются со своей задачей. При выборе зарядного устройства необходимо обращать внимание на его параметры такие как:
Максимальный ток зарядки — должен соответствовать максимальному току заряда аккумулятора, который указан на его корпусе, или в технических характеристиках. Обычно, максимальный ток заряда вашего аккумулятора рассчитывается как 10% от его ёмкости. То есть, если ёмкость вашего аккумулятора составляет 60АЧ, то заряжать его нужно током, который равен 6А. Хотя, некоторые водители не рекомендуют заряжать аккумулятор на максимальном токе. Но я не придерживаюсь таких советов, и делаю как указал выше. Если вы не согласны с этим, я с радостью почитаю ваше аргументированное мнение в комментариях.
Напряжение зарядки — должно соответствовать напряжению аккумулятора. Обычно это 12В для большинства автомобилей.
Время зарядки — зависит от ёмкости аккумулятора. Чем больше ёмкость, тем дольше будет проходить зарядка. Обычно, до полной зарядки аккумулятора его нужно подключить к ЗУ на 10-12 часов. Помните, что если вы ставите на зарядку аккумулятор при токе ниже чем 10% от его ёмкости, то время заряда увеличивается.
Также обратите внимание на наличие защиты от перегрузки и короткого замыкания. Это поможет избежать повреждений аккумулятора при зарядке. На советских ЗУ такой защиты я не встречал. Хотя, возможно, защита может быть установлена внутри корпуса устройства, без явных внешних признаков.
Как восстановить заряд необслуживаемой АКБ
Аккумулятор необслуживаемого типа заряжается практически так же, как и обслуживаемый. Для работы удобно использовать автоматические зарядные устройства , регулирующие процесс в рекомендованном режиме. После того как загорится зелёный индикатор, зарядка завершена.
- 12,7 В соответствует 100%.
- 11,7 говорит о глубокой разрядке (принимается равным 0%).
- Промежуточные данные показывают определённую долю остаточного заряда (12,2 В — 50%, 12,3 В — 60% и т.д.).
Ток зарядки аккумулятора берут на уровне 10% от ёмкости. Если номинальный параметр АКБ составляет 60 А·ч, а заряд равен 12,3 В (или 60%), то требуется подать 20 А·ч до полного восстановления. Значение по току составит 6 А (10%). Для того чтобы узнать время, следует поделить 20 А·ч на 6 А. В результате получится 3,3 часа. К полученному значению добавляют 10%, которые расходуются на производство тепловой энергии.
Обратите внимание! Нельзя подавать ток более 10% от ёмкости аккумулятора, поскольку восстановление заряда в экстренном режиме убивает АКБ.
Помимо недозарядки для аккумуляторных батарей опасна и перезарядка. Предположим, вы оценили время в 5 часов (напоминаем, это теоретическое значение), но оставили аккумулятор на 8 часов. В таком режиме вы не увеличите ёмкость АКБ более 100%, но спровоцируете процесс закипания электролита. В обслуживаемую модель вы сможете долить воду и довести плотность до номинального уровня, необслуживаемая АКБ на это не рассчитана. Давление, а вместе с ним и часть кипящего электролита, будет сбрасываться через предохранительные клапаны. Сам блок не взорвётся — защита для этого и предусмотрена — но ресурс снизится ощутимо.
Для необслуживаемых типов аккумуляторов допускается перезарядка не более 30 минут, но желательно и этого не допускать.
Особенности зарядки различных типов необслуживаемых АКБ
- На 16,1 В и 3 А.
- На 13,2 В и 0 А.
После выставления 3 А, напряжение поднимается до 16,1 В, вслед за чем показатель по току падает до 0 (напряжение опускается до 13,2 В). Сначала процесс подъёма напряжения будет продолжительным (несколько десятков минут), а падения быстрым. Операцию повторяют до тех пор, пока ситуация не поменяется кардинально, то есть подъём напряжения станет быстрым, а падение замедлится. Как только возрастание напряжение будет занимать меньше минуты, кальциевая аккумуляторная батарея полностью зарядится.
Для гелевых АКБ важно не превысить выставляемое напряжение и не уйти в перезарядку, поскольку в этих условиях начинает плавиться гель. Рекомендованный интервал 14,5–15,0 В, лучше использовать ЗУ в автоматическом режиме пополнения заряда.
Для гибридных берут напряжение 13,8–14,2 В со значениями по току на уровне 10% или чуть меньше, чтобы полностью исключить риск закипания электролита.
Для AGM установлен интервал 14,2–14,8 В и стандартными 10% от ёмкости по току.
Восстановление заряда аккумулятора до номинального с соблюдением рекомендаций по току и напряжению обеспечивает нормальный режим работы и продолжительный ресурс эксплуатации АКБ.
Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.
Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.
Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.
Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.
По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.
После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.
Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.
Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.
Внимание!
Напряжение близкое к 16В подходит не для всех типов АКБ. Таким напряжением можно их “убить”. Гелевые и гибридные батареи могут максимум выдерживать напряжение до 14.4В! Лучше всего максимальное напряжение заряда посмотреть на корпусе или в паспорте АКБ. Обозначаться оно будет как cycle use , а максимальная сила тока как max initial current.
Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор
Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.
Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.
- Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
- Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
- Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
- Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.
Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.
Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.
Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.
Как использовать ЗУ
Работоспособность ЗУ проверяется увеличением ключевых показателей тока — сульфат свинца стал распадаться под действием электрического тока, движение ионов активизировалось.
Советуем приобрести зарядное устройство для самостоятельной контроля заряда аккумуляторной батареи вашего автомобиля. Вы в любом случае сможете подзарядить аккумуляторную батарею, не обращаясь в специализированный сервис. В конечном итоге за 4-5 лет это позволит вам сэкономить ощутимую сумму.
В данном статье мы рассмотрели основные аспекты вопроса правильной зарядки аккумулятора для автомобиля. На данный момент производители стараются делать высококачественные устройства надежными и безопасными. Поэтому стоит лишь следить за зарядом АКБ и не допускать критически низких значений. Тем самым вы предотвратите износ свинцовых пластин и не получите неприятных сюрпризов при запуске двигателя в холодное время года.
А какие марки АКБ считаются лучшими?
В связи со стоимостью всех компонентов аккумуляторы определенной емкости не могут стоить дешево, т.е. вилка цен на продукт не может быть довольно большой. Мы бы советовали ориентироваться на следующие марки:
- Exide (качественное производство, полное соответствие заявляемым характеристикам),
- Banner (кладут много свинца, очень хорошая токоотдача),
- Bosch (качественный корпус, высокая ресурсность).
Следует сделать скидку на наценку самого бренда, но их ценники довольно четко отражают реально положение дел.
Автомагазин «Explorer» — это команда увлеченных одним делом людей. Команда, которая дорожит
своей репутацией и люди, которые искренне рады помочь Вам!
Форма
обратной связи
Отправлено!
Реквизиты (скачать реквизиты):
ИП Пономарев Сергей Владимирович
ИНН 665911735596
ОГРНИП: 321665800204821
БИК 046577971
р/с 40802810520400000920
к/с 30101810300000000971
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ АО ЮНИКРЕДИТ БАНКА г. Екатеринбург
Каким током нужно заряжать автомобильную АКБ?
Комментарии: 1 05.10.2021 Зарядка автомобильного аккумулятора может показаться сложным делом, особенно для людей, которые ни разу не сталкивались с такой процедурой. Даже с минимальными знаниями физики и химии можно провести зарядку АКБ. Самое главное — внимательно изучить технические характеристики устройства и батареи. Не менее важный момент — знать, каким током заряжать автомобильный аккумулятор. Первое правило состоит в том, что ток заряда аккумуляторной батареи должен быть постоянным. Именно для этой цели необходимы выпрямители, которые допускают регулировку напряжения и тока. При приобретении зарядного устройства нужно ознакомиться с функционалом, которое оно предлагает. Зарядка, которая необходима для обслуживания 12-вольтовой батареи, должна обеспечивать зарядное напряжение до 16 — 16.6 В. Чаще всего именно такой параметр используется для современных необслуживаемых АКБ.
На практике можно выделить 2 способа пополнения энергии — при постоянстве напряжения и при постоянстве тока. Оба метода можно использовать, но с соблюдением всех рекомендаций. Наиболее простой — заряд аккумулятора при постоянстве тока. Главная его особенность — нужно будет каждые 2 часа проверять ток, а при необходимости и регулировать. Величина его должна быть равна 0.1 от номинальной емкости батареи, если речь идет о 20-часовом режиме пополнения. Если АКБ имеет емкость 60 А/ч, ток заряда должен составлять 6А. Для того чтобы в процессе проведения процедуры можно было контролировать и поддерживать величину тока, потребуется регулирующее оборудование.
Аккумуляторные батареи последнего поколения, которые не дополнены отверстиями для долива, нуждаются в определенном подходе к пополнению заряда. Следует уменьшить ток в 2 раза, повышая зарядное напряжение до 15 В. Автомобильная батарея будет полностью заряжена, когда параметры тока и напряжения будут оставаться неизменными на протяжении 2 часов. Если речь идет о необслуживаемой батарее, для нее такое состояние характерно при напряжении 16.3 — 16.4 В.
Второй метод — при постоянстве напряжения. Данный способ зависит от величины параметра, который обеспечивается зарядным устройством. В случае с 12В АКБ и 24-часовым зарядным циклом можно будет пополнить энергию на 75-85% при 14.4В, на 85-90% при 15В и на 95-97% при 16В. Полного заряда можно добиться при напряжении устройства 16.3 — 16.4В за 20-24 часа.
Определить, что батарея полностью зарядилась, можно по напряжению на выводах, которое должно быть равно 14.4. Кроме того, зарядное устройство должно сигнализировать зеленым индикатором, указывая на завершение процесса. Многие рекомендуют для необслуживаемых аккумуляторов использовать промышленные зарядные устройства, максимальное зарядное напряжение которых составляет 14.4 — 14.5В. Такой способ потребует не менее суток, но позволит эффективно восполнить заряд на 90-95%.
Итог. Зарядка автомобильного аккумулятора — не такой сложный процесс, если в нем разбираться. Есть несколько способов пополнения энергии батареи, каждый из которых имеет свои особенности.
Правильный и безопасный заряд аккумулятора — как и чем заряжать?
Сразу оговоримся — настоящая статья предназначена для неподготовленных людей, аккумуляторщики и опытные пользователи вряд ли почерпнут для себя что-то новое.
Не отвлекаясь на второстепенные моменты, мы постараемся донести до читателей статьи базовые основы заряда аккумулятора и поможем выбрать правильное зарядное устройство.
Какие существуют методы заряда.
1. Заряд постоянным током.
Заряд производится при установленном значении зарядного тока (измеряется в Ампер) без ограничения напряжения (измеряется в Вольт). Пример устройства, обеспечивающего данный способ заряда – классический тяжелый трансформаторный зарядник – выпрямитель. Величина зарядного тока и длительность заряда определяются исходя из значения емкости, технологии изготовления и состояния аккумулятора. Ограничить напряжение при таком способе заряда возможно только вручную, уменьшением значения тока. Данный способ используется как правило профессиональными аккумуляторщиками и рекомендуется только для опытных пользователей.
2. Заряд при постоянном напряжении.
Заряд производится при заданном постоянном значении напряжения. Ток может быть ограничен возможностями и настройками зарядного устройства (пользователем). Пример устройства, обеспечивающего данный способ заряда – автомобильный реле-регулятор. Современные продвинутые реле-регуляторы при участии ЭБУ способны менять напряжение заряда по алгоритмам, установленным автопроизводителями, но суть от этого не меняется – заряд все равно происходит при постоянном напряжении. Данный метод не обеспечивает полного заряда аккумулятора и предназначен в первую очередь для восполнения недавно утраченного заряда, не более!
3. Заряд смешанным методом.
Первый этап заряда производится методом постоянного тока установленным (ограниченным) значением тока до достижения заданного значения напряжения (предустановлено в зарядном устройстве или ограничено пользователем). Второй этап начинается по достижении заданного напряжения, зарядный ток стабилизируется и его значение начинает падать, по сути на данном этапе заряд уже идет при постоянном напряжении. Правильный заряд этим так называемым смешанным методом могут обеспечить современные импульсные зарядные устройства, но только те, которые имеют функцию ограничения напряжения значением, подходящим для технологии изготовления и состояния конкретно взятого аккумулятора. Данный способ (метод) и подходит больше всего обычному, неопытному пользователю, которому надо при проведении заряда учесть состояние своего аккумулятора и технологию его изготовления, а также уяснить ряд нехитрых правил проведения заряда. Ну и, конечно, надо иметь правильное зарядное устройство.
Необходимо уяснить, что ресурс батареи снижают три основных явления:
– Оплывание (осыпание) активной массы с решеток (электродов), которое происходит при перезаряде либо в процессе естественного механического износа, застарелый сульфат в активной массе также способствует ее быстрому осыпанию. Данное явление носит необратимый характер, лечению не подлежит, при критическом уровне данного процесса батарея подлежит замене.
— Сульфатация, т.е. образование кристаллов сульфата свинца на пластинах в процессе разряда АКБ. Сульфат всегда присутствует в любой батарее, его образование и растворение – это естественный рабочий процесс, происходящий при разряде-заряде батареи. Кристаллы сульфата могут быть небольшими и легко растворимыми, при хроническом недозаряде они становятся крупными и тяжело растворимыми. Данное явление до определенных пределов носит обратимый характер, но чем старее в батарее сульфат, чем глубже он проник в поры активной массы, тем тяжелее его растворить, тем больше усилий придется для этого приложить и больше действий совершить.
— Расслоение электролита (кислотная стратификация). Электролит состоит из воды и серной кислоты, причем кислота физически тяжелее воды. В процессе заряда сульфат растворяется и кислота снова попадает в электролит, причем стремится стечь по пластинам в нижнюю часть корпуса АКБ. Данное явление наиболее усиливается в разряженных батареях и наименее характерно для тех АКБ, в которых разряд незначительный и своевременно восполняется. Устраняется расслоение электролита путем доведения заряженной батареи до состояния, при котором происходит ее интенсивное «кипение», т.е. электролиз, разложение воды на кислород и водород.
Вышеперечисленные явления как правило идут рука об руку, и эксплуатация АКБ с застарелым сульфатом приводит к ускоренному осыпанию активной массы (нерабочая осыпающаяся активная масса называется шламом) и повышенному расходу воды из АКБ, все это сопровождается расслоением электролита. Это происходит потому, что крупные кристаллы сульфата уменьшают площадь пластин, на которой происходит химическая реакция, оставшаяся рабочая активная масса подвергается более высокой нагрузке, все больше зарядного тока бесполезно тратится впустую на электролиз – разложение воды на кислород и водород. Соответственно, чем больше в АКБ застарелого сульфата, тем быстрее происходят описанные негативные процессы и все ближе утилизация АКБ.
Правильный и полноценный заряд проводится при температуре АКБ, сопоставимой с комнатной. Но начинать заряд вполне можно при любой температуре АКБ, если батарея очень холодная, заряд просто нужно начинать малым током.
Если нам нужно зарядить исправный аккумулятор, который имеет свежий незначительный разряд, скажем, не более 50 % от емкости, достаточно будет ограничить напряжение окончания заряда 14,8 – 15 Вольт, зарядный ток ограничиваем значением, не превышающем 10 % от реальной емкости аккумулятора (учитывайте, что за время эксплуатации емкость может значительно уменьшиться относительно исходной). Свидетельством окончания заряда будет служить падение зарядного тока до значения 0,5 – 1 Ампер. Наличие пробок на аккумуляторе позволит окончательно убедиться в окончании заряда путем измерения контроля уровня электролита и его плотности, которая должна достичь заводской – 1,27 – 1,31 г/см3 (крайне желательно знать исходную плотность).
Если требуется зарядить аккумулятор с почти полностью разряженного состояния, либо есть сомнения относительно его исправности или есть необходимость в сезонном профилактическом заряде, целесообразно применить несколько иной алгоритм заряда, разделив заряд на два этапа.
На первом этапе, не нагружая активную массу на пластинах, проводим заряд током, не превышающем 10 % реальной емкости АКБ, ограничив напряжение безопасным значением, не более 14,4 – 14,8 Вольт. Перед зарядом необходимо убедиться, что уровень электролита достаточен, чтобы были закрыты пластины, при необходимости немного долить дистиллированную воду. Доводить уровень до исходного на первом этапе не нужно, так как в процессе заряда он может подняться и есть риск получить избыточный уровень электролита. Если батарея была глубоко разряжена или долго эксплуатировалась в состоянии хронического недозаряда, лучше значение тока выставить как можно меньше, вплоть до 1 % от емкости. Чем меньше значение зарядного тока, тем качественнее и полнее происходит заряд, только дольше по времени. На первом этапе задача состоит в том, чтобы максимально полно восполнить емкость батареи без избыточной нагрузки на активную массу на решетках. Индикатор окончания первого этапа заряда – падение зарядного тока до значения менее 0,5 — 1 Ампер, чем меньше, тем лучше.
На втором, самом важном этапе заряда, нужно решить две основные задачи – растворить застарелый сульфат и устранить расслоение электролита. При наличии неравномерного и/или недостаточного уровня электролита также добавляется задача выровнять уровень и плотность электролита во всех банках. В таком случае второй этап заряда также называется уравновешивающим, или выравнивающим зарядом.
Необходимо тщательно выровнять уровень электролита дистиллированной водой. И довести его до уровня заводского, который в разных АКБ составляет от 1,5 до 3 см. Проще, если в АКБ есть какие-либо физические индикаторы в виде, например, пластиковых лапок-ограничителей. Если нет, нужно найти информацию в руководстве или на сайте завода-производителя.
Устанавливаем такие параметры заряда, которые обеспечат интенсивное газовыделение из электролита, т.е «кипение». Напряжение, при котором будет интенсивно кипеть АКБ по технологии Са/Са, составляет примерно 16 — 16,3 Вольт, гибридная Sb/Ca – примерно 15,2 – 15,8 Вольт, для сурьмянистых должно хватить 14,6 — 15 Вольт. Величину зарядного тока лучше ограничить 1 – 5 % от емкости АКБ, причем чем более «запущена» батарея, тем меньше зарядный ток есть смысл выставить, заданное напряжение при этом будет достигаться конечно же дольше.
Положительный результат можно будет считать достигнутым, если зарядный ток после достижения заданного напряжения упал до 0,5 — 1 Ампер и ниже, плотность электролита достигла исходного значения 1,27 – 1,31 г/см3 (необходимо знать заводские параметры плотности), стала равномерной во всех банках, и значение плотности не меняется на протяжении двух – трех часов. Даже если за короткое время зарядный ток упал до низкого значения (0,5 Ампер), заряд все равно целесообразно продолжить на протяжении нескольких часов для устранения кислотной стратификации. Если положительный результат не достигается на протяжении многих часов, если по плотности «отстают» некоторые банки, можно поднять напряжение заряда на 0,1 – 0,3 Вольт. Иногда можно и даже нужно поднять ток и напряжение заряда и выше, или вообще снять ограничение по напряжению, но, повторяемся, наша статья для неопытных пользователей, данные действия Вы будете осуществлять на свой страх и риск.
Если описанные действия не привели к нужному результату, отдайте АКБ в квалифицированный сервис или замените на новую. Либо выжмите из нее оставшийся ресурс и потом замените.
Если у Вас АКБ с лабиринтной крышкой без пробок, отрегулировать уровень электролита без «колхозинга» не получится, поэтому нужно хотя бы попытаться убедиться, что он есть, путем просвечивания АКБ мощным источником света. Такие батареи, несмотря на то, что маркетологи назвали их «необслуживаемыми», как раз таки очень нуждаются в своевременной правильной дозарядке, потому что полностью заряженная исправная кальциевая АКБ практически не расходует воду, и уровень электролита в ней долгое время остается ровным и стабильным.
Особенности заряда батарей по технологии Са/Са EFB.
Заряд аккумуляторов EFB производится так же, как и обычных кальциевых. Нужно только учесть одну особенность — в правильных EFB пластины толще и скомпонованы плотнее, расстояние между ними меньше, по этой причине электролит в них перемешать тяжелее, плотность в верхних слоях батареи может подниматься дольше. Будьте готовы к тому, что второй этап заряда на повышенном напряжении возможно придется производить дольше, напряжение поднимать выше.
Особенности заряда батарей по технологии AGM, GEL.
А вот AGM и GEL технологии заряжать с применением высоких значений напряжения крайне нежелательно. Ввиду того, что в них отсутствует электролит в жидком виде, кислотная стратификация как таковая отсутствует, перемешивать электролит не нужно, и избыточное напряжение приведет к безвозвратной утрате воды. Поэтому заряжать их следует в один этап с ограничением напряжения 14,3 — 14,4 Вольт. Если результат не достигнут, можно попробовать поднять напряжение заряда до 15 Вольт, но долго скорей всего такая батарея уже не прослужит. Глубокий разряд такие батареи переносят хуже классических, и вероятность их восстановления после глубокого разряда ниже. Их «конек» — цикличность, т.е. работа в режиме многократного частичного разряда-заряда. Но никак не глубокого разряда. Поэтому задача пользователя при эксплуатации таких батарей — не допускать их разряда и своевременно его восполнять.
Ну и собственно, какое зарядное устройство выбрать?
Полноценное зарядное устройство, которое позволит правильно зарядить аккумулятор, изготовленный по любой технологии, должно иметь регулировку не только зарядного тока, но и, что самое важное, напряжения заряда. Причем крайне желательно, чтобы регулировка была плавной (особенно для зарядного тока) и как можно более широкими диапазонами. Допустима ступенчатая регулировка напряжения заряда, лишь бы этого самого напряжения хватало для правильного заряда. Также важно, чтобы зарядное устройство без «разрешения» пользователя не переходило по окончании заряда в так называемый буферный режим (хранение аккумулятора при пониженном напряжении с компенсацией саморазряда), это препятствует полноценному окончанию заряда и «добивке» емкости до 100%.
Примером полноценного импульсного зарядного устройства, которое способно полностью заменить старый трансформаторник — выпрямитель, является «Вымпел-57» производства ООО «НПП «ОРИОН», либо более продвинутая «интеллектуальная» его версия — «Вымпел-55».
Ну и конечно, старое доброе трансформаторное зарядное устройство — выпрямитель, способное заряжать методом постоянного тока без ограничения напряжения, но, повторимся, на наш взгляд, это инструмент для опытного и умелого пользователя. При работе с таким зарядным устройством необходимо контролировать напряжение заряда мультиметром.
Помните, что своевременный и правильный профилактический заряд как минимум в два – три раза продлит ресурс Вашего аккумулятора!