Для полной самостоятельной работы стиральные машины оснащены множеством узлов, которые работают взаимосвязано. Управление этими узлами осуществляется блоком управления. Этот блок включает, выключает нужные узлы и контролирует их работу в процессе всей программы.
Такие узлы как сливной насос, электоклапан и нагреватель имеют включенное и выключенное состояние, а вот двигатель должен развивать и поддерживать разную частоту вращения, в зависимости от программы. На этапе стирки он вращает барабан стиральной машины с частотой примерно 50 оборотов в минуту, а на отжиме в десятки раз быстрее.
Работу двигателя контролирует электроника, а помогает ей в этом установленный на двигателе таходатчик.
Тахогенератор в стиральной машине предназначен для передачи существующих оборотов двигателя в электронный модуль, который их регулирует и поддерживает на нужной частоте вращения.
Регулировка оборотов двигателя стиральной машины автомат производится модулем путём регулировки силы тока на питание мотора.
Что такое тахогенератор в стиральной машине
Самый распространённый таходатчик стиральной машины представляет собой катушку с обмоткой, концы которой выведены в общую колодку проводов питания электродвигателя. Принцип работы тахогенератора в том что внутри его катушки вращается магнит, который надёжно закреплён к валу двигателя.
При разной частоте вращения магнита внутри обмотки меняется её сопротивление, которое считывает процессор и определяет частоту вращения двигателя и соответственно барабана стиральной машины. Если скорость вращения двигателя не совпадает, то управляющий блок регулирует её до нужной.
На машинах с прямым приводом двигателя на барабан тахогенератор имеет несколько другую конструкцию, но принцип его работы и назначение одно и то же регулировать обороты двигателя. В таких машинах двигатель вращается синхронно с барабаном стиральной машинки, что делает более точную регулировку частоты вращения. Это сказывается на улучшении качества стирки и надёжности всего агрегата.
Где находится и как заменить
Современные стиральные машины могут оснащаться коллекторными (щеточными), асинхронными (бесщеточными) и инверторными двигателями. Коллекторные и асинхронные моторы обеспечивают вращение стирального барабана посредством ременной передачи. Инверторные двигатели, которыми оснащено большинство современных моделей компании LG, обеспечивают прямой привод барабана (Direct Drive).
В первых двух случаях таходатчики устанавливаются на вал двигателя в задней части его корпуса. Они представляют собой электромагнитные катушки внутри которых находится роторы с электромагнитными полюсами. В инверторных электромоторах снятие данных вращения происходит с ротора, в который встроены мощные неодимовые магниты. По этой причине таходатчики устанавливается в непосредственной близости от ротора и крепятся к корпусу машинки при помощи защелок.
Таходатчик для любого коллекторного мотора.
Особенности устройства каждой модели стиральной машины определяют тип, внешний вид и место установки таходатчика. При этом каждый такой электро-технический элемент имеет пластиковый или металлический корпус и клеммы (разъемы) для подсоединения в электрическую схему.
Для того, чтобы заменить датчик как минимум необходимо произвести частичную разборку стиральной машины и добраться до электродвигателя. Для свободного доступа к датчику хола на машинках с ременным приводом, чаще всего требуется снятие мотора. В машинках с прямым приводом LG, чтобы снять таходатчик требуется демонтировать металлическую крышку инверторного двигателя и ротор.
Признаки поломки датчика вращения вала
В том случае, если стиральная машинка набирает воду а двигатель начинает работать с резкой сменой частоты вращения, можно с высокой долей вероятности говорить о поломке таходатчика. Большинство моделей современных стиральных машин при этом выдает код ошибки на дисплей или при помощи мигания сигнального светодиода питания. После появления кода ошибки, который для каждой модели СМ свой, обычно стиральная машина начинает сливать воду.
Кроме того признаками поломки являются:
- большая или малая скорость вращения барабана не характерная для определенного режима стирки или отжима;
- полное отсутствие вращения барабана;
- машинка на определенном моменте стирки «зависает», а двигатель не может выйти на требуемые обороты для отжима белья;
- начинается неприятный скрежет и рывки барабана вперед назад на моделях с прямым приводом;
- по завершении цикла стирки и отжима вещи остаются плохо отжатыми или мокрыми.
Выход датчиков из строя или сбои в их работе могут быть вызваны двумя основными причинами: механическими повреждениями или нарушениями в работе электрической цепи. Механические повреждения корпуса таходатчика, нарушение целостности крепления и проводов можно выявить путем внешнего осмотра. Для выявления причин неисправностей вызванных нарушением работы электрических компонентов необходимо использовать мультимметр.
Признаки поломки
В случае, когда тахогенератор выходит из строя, нарушается нормальная работа всей стиральной машины. Причиной тому является отсутствие данных у управляющего блока и скорости вращения электродвигателя. Поломка проявляет себя следующим образом:
- если электродвигатель стиральной машины набирает излишнее число оборотов, то при работе агрегата можно ощутить повышенный уровень вибрации, шум, биение внутри корпуса;
- при повышенной нагрузке на электродвигатель подшипниковый механизм шкива и амортизаторы стиральной машины испытывают излишнюю нагрузку и могут раньше времени выйти из строя;
- при неконтролируемых оборотах электродвигателя происходит расбалансировка всей системы механизмов, из-за чего мы слышим биение внутри корпуса машины, при этом быстро изнашивается или рвется приводной ремень шкива;
- в стиральных машинах с инверторным двигателем при поломке тахогенератора будет слышен звук, похожий на пищание, при этом вращение барабана, как правило, блокируется, а звук нарастает;
- при поломке таходатчика стиральная машина может работать рывками и не осуществлять программу отжима.
В случае неисправности таходатчика блок управления стиральной машины останавливает работу агрегата и выводит на дисплей аварийное сообщение в виде кода поломки. У каждой марки стиральной машины такой код может быть своим и отличаться от других машин.
Как проверить?
Проверка тахогенератора выполняется путем измерения его сопротивления, для чего пользуются прибором мультиметром.
- Прибор потребуется установить в режим прозвона и поднести к выводам тахогенератора. Далее свободной рукой надо привести во вращательное движение ротор мотора – направление вращения может быть любым. Если в момент вращения мультиметр будет воспроизводить короткие звуки или стрелка будет колебаться – значит, таходатчик исправен.
- Прибор нужно перевести в режим определения напряжения, установив предел до 4-5 Вольт, и подключить его к выводам таходатчика. Вращаем ротор и наблюдает за прибором. Если генерация напряжения будет составлять 0,2-2 Вольт, значит, таходатчик исправен.
В случае когда диагностика при помощи мультиметра не дала никаких результатов, необходимо визуально осмотреть таходатчик – насколько он надежно закреплен на электродвигателе. Если болт крепления расслаблен, его нужно затянуть. Иногда у таходатчика могут отходить контакты – их также проверяют и подтягивают. Тахогенератор в исправном состоянии на мультиметре показывает сопротивление тока 60 Ом. Если таходатчик не проявляет активности при диагностике прибором, значит, он подлежит замене.
Ремонт датчика
А вот теперь самое интересное. Теория подсказывает, что надо просто заказать и купить другой аналогичный, но практика дала понять – номер не проходит. Простые пути только в сказках. Фирм производителей стиралок – десяток. И у каждой есть ещё пару десятков моделей (а может и все 100). И у каждой возможен свой тип мотора, а значит таходатчика. В продаже что-то было, но всё не то. Как сказал мне по телефону специалист из крупного магазина по торговле запчастями к ремонту СМА: «очень сложно подобрать таходатчик именно по размерам, так как будет или болтаться, или не влезет, или импульсы будут идти такие, что электроника их не воспримет как положено».
Таходатчик от стиралки
Короче взял я, да и разобрал тот что имелся. Просто разломал плоскогубцами внешнее пластиковое кольцо, открыв катушку на оправке. И сразу заметил обрыв – всего 20 витков пришлось смотать на верхнем слое.
Доматывать даже не стал – припаял, зачистив, проводок 0,1 мм к контактному лепестку, и кое-как прилепив обломки корпуса на место залил их термоклеем. Получилась вот такая корявщина, но отчего бы не испытать?
Принцип действия таходатчика
Датчик Холла представляет собой небольшую катушку. При вращении мотора, внутри катушки под воздействием магнита образуется напряжение, в зависимости от скорости оборотов электромотора оно меняется. Измеряя напряжение, датчик отправляет сообщение главному модулю.
Где находится таходатчик в стиральной машине? Конечно же, на валу электродвигателя – это позволяет ему эффективно выполнять заданные функции.
Диагностика неисправности таходатчика
Как простому пользователю понять, что произошла неисправность с датчиком Холла? Внешние признаки:
- Машина резко меняет скорость вращения барабана.
- Недостаточное количество оборотов для качественного отжима белья.
- При стирке барабан вращается быстрее, чем положено.
Но прежде чем диагностировать поломку, нужно знать, как проверить тахогенератор в стиральной машине. Для этого придется снимать двигатель СМА, поэтому сначала исключим более вероятные неполадки:
- Посмотрите на панель управления. Найдите там клавишу отжима и проверьте, возможно, она запала, что и вызвало подобную неисправность.
- Перезагрузите стиралку. Отключите ее от сети на 15-20 минут, затем включите. Если ничего не изменилось, значит, нужна проверка тахогенератора.
Ход работы
Начнем с разборки СМ:
- Отключите машину от сети и коммуникаций.
- Выкрутите все саморезы по периметру задней панели.
- Снимите ее и отставьте в сторону.
- Теперь снимите ремень привода.
- Потяните его на себя, одновременно прокручивая шкив.
Приступайте к демонтажу электродвигателя:
- Пометьте провода, ведущие к мотору, чтобы в дальнейшем выполнить качественное подключение.
- Открутите болты, удерживающие двигатель. Расшатывая мотор вперед-назад, достаньте из корпуса.
Теперь осмотрите датчик Холла в стиральной машине: в результате сильных вибраций его крепление могло ослабнуть, либо отошли контакты. В таком случае вам достаточно восстановить соединения и затянуть болт крепления.
Если все в порядке, нужно проверить сопротивление тахогенератора стиральной машины. Существует два способа, как это сделать:
- Установите тестер в режим измерения сопротивления. Разожмите разъемы проводов и уберите их от контактов датчика. Приложив щупы тестера к контактам, проверьте значение сопротивления. При нормальной работоспособности сопротивление таходатчика должно быть в районе 60-70 Ом.
- Теперь переключите тестер для измерения напряжения. Вам нужно понять: вырабатывает прибор ток или нет. Если вырабатывает, то тахогенератор исправен.
Для проверки приложите щупы к контактам датчика, одновременно прокручивая рукой мотор. Если значения меняются (примерно 0,2 Вольта), значит, деталь работает.
Обязательно проверьте целостность проводки, поскольку сам тахогенератор редко подвергается поломкам. Возможно, причина неисправности в плате управления – в таком случае лучше обратиться в сервисный центр.
Теперь вы знаете, что такое таходатчик. Для диагностики своими руками советуем вам посмотреть
Как проверить таходатчик на стиральной машине
Для проверки тахогенератора необаятельно снимать его с двигателя, но сам двигатель придется снять со стиральной машины. Сначала нужно снять ремень с вала двигателя. Далее окрутите болты, крепящие мотор, вытащите двигатель наружу, предварительно отсоединив от него провода.
Чтобы проверить таходатчик на работоспособность проделайте следующее:
- Для начала отсоедините провода таходатчика от разъема, после чего замеряйте сопротивление на них. Для этого вам понадобится мультиметр, который нужно перевести в режим измерение сопротивления. Нормальное сопротивление тахогенератора должно составлять в районе 60 Ом. Кстати эту процедуру вы можете проделать не снимая двигатель со стиральной машины.
- Чтобы убедится, что тахогенератор работает и выдает ток при вращении двигателя, переключите мультиметр в режим измерения напряжения. Замеряя напряжение на выводах таходатчика крутите рукой двигатель. Напряжение должно подниматься. При вращении двигателя оно обычно составляет около 0,2 В.
- Если все хорошо проверьте болт крепления таходгенератора, очень часто он расслабляется и датчик начинает «глючить». Если он расслаблен подтяните его.
Если ваш тахогенератор не прошел эти тесты и болт его крепления был затянут, то пора его менять. Ломается таходатчик чаще всего по причине перегрузки стиральной машины.
Сам таходатчик выходит из строя крайне редко, ведь это довольно надежная деталь, поэтому проверьте все контакты его подключения, а также другие неисправности.
Как заменить таходатчик в стиральной машине
Для начала нам нужно снять таходатчик со стиральной машины. Для этого сначала нужно отсоединить разъемы таходатчика, если вы этого еще не сделали. Разъемы могут как просто выдергиваться, так и быть закреплены в общей колодки, откуда их нужно аккуратно вытащить. С помощью тонкой шлицевой отвертки.
Дальше необходимо снять крышку таходатчика, она обычно защелкивается. Крышки бывают металлические или пластиковые. Также крышка может идти вместе с тахогенератором и крепится с помощью болтов. Откручиваем болты, которые крепят таходатчик и снимаем его.
Сборка происходит в обратном порядке. На ниже вы сможете увидеть, как снять двигатель со стиральной машины.