Если взять гитариста, дать ему в руки паяльник, пару микросхем и электронных компонентов, то он с большой вероятностью сможет перепаять электронику гитары или даже создать нечто новое!
В данной статье речь пойдёт о создании собственной педали перегруза. Не будем вдаваться в подробное описание компонентов и рассказывает про их влияние на звучание. Наша цель на сегодня – понять принцип создания эффекта перегруза.
Преимущества создания собственного перегруза
- Дешевизна производства
Хорошая гитарная педаль стоит немалых денег. Кроме того, высокая цена часто еще больше завышается из-за наличия на педали логотипа известного бренда.
- Понимание работы перегруза и саморазвитие
Существуют готовые гитарные наборы по типу «собери гитару сам». Конечно, таких же наборов для создания собственной педали не рынке нету, однако все необходимые компоненты можно достать по отдельности в музыкальных магазинах.
Когда человек собирает гитару или перегруз из отдельных элементов, он лучше понимает её принцип работы, конструкцию, а в случае неисправности сможет без особого труда устранить изъяны.
- Хобби – это работа или работа – это хобби
Представьте, что вы создали такую педаль, которая понравилась не только вам лично, но и вашему знакомому гитаристу. В конечном итоге он попросил продать ему эту педаль.
Значит, спрос уже есть. Может, стоит изготовить еще одно устройство и попробовать продать его снова?
Будьте уверены, что устройство, которое вы изготовите, будет только у вас и ни у кого больше. Возможно, ваша педаль будет отличаться звучанием, что позволит создать свой собственный звук. А вопрос дизайна – и вовсе ограничен только вашей фантазией.
Парни вот у меня Ibanez sa160 комбик такой эффектов море не могу разобраться. peavey vypyr vip 2 подскажите как настроить такой перегруз у меня тут много разновидностей перегрузов даже сам не пойму(((
У меня комбик Eurofon CG15R и такой перегруз он не дает даже если все поставить на максимум
Купил комбик, не знал как его подбирать, потому и взял неочень, там тока 4 регулятора и о перегрузе не могло быть и речи. Вот и я был поначалу расстроен. Потом решил присоединить к ноуту, скачал прогу Guitar rig и от ноута присоединил провод в комбик, и вуаля: все эффекты какие хочешь))
всем привет, купил гитару в наборе Fender Squaer Strat с ним идет комбо fender frontman g 15 как на нем перегруз настроить. жму кручу не че не выходит, помогите
Ребят, покупайте примочки, очень удобная вещь. Быстрое переключени звуков, без мучений с комбиками!
Народ, у кого комбик нормально настроить не получается, попробуйте в наушниках настроить/поиграть. Я сам новичок криворукий, с дешевым комбиком, но в наушниках вполне норм перегруз слышно (+ никаких претензий от соседей при таких высоких настройках звука)), потом уже когда научусь играть нормально куплю норм системку) P.S. Спасибо за уроки Guitar Lesson’у, заучил сейчас пару квинтов этих, играю одну и туже комбинацию, только чуток переделал и кайфую:DD
Как настроить абсолютно любой комбик!!!
Решил спросить из чистого интереса — почему используешь только 2 струны в квинтовом аккорде? Полный, как по мне, итереснее звучит. Да и при переборе перестраивать аккорды ненужно.
люди , помогите ! на квинтах звук получается шумный , как трактор едет , или самолет взлетает . гитара не дорогая . поменяны струны , настроена , но звук не тот совсем . как исправить ?
Автор, я конечно, прошу прощения, однако один полутон — это не одна нота, а один лад. А разница между нотами может быть как полтона, так и тон.
У меня ничего не получается. я бездарь(( уже как 2 месяца пытаюсь 6 урок освоить .может что-то не так в настройках комбика?
Такой вопрос. Когда мы играем долгую партию на открытых струнах их вообще не надо глушить? А то я думаю если играть на открытых без каких либо заглушек, то будет дребезжание струн или я ошибаюсь?
Гитарные эффекты. Часть I. Базовый набор педалей эффектов (перегруз, reverb, delay, wah-wah).
Часть II. Продвинутый набор педалей эффектов Часть III. Дополнительные примочки, подключение педалей эффектов и педалборды. Занимаетесь вы на гитаре, которую идеально подобрали для себя, приобрели прекрасный усилитель, звук шикарный, но все же, рано или поздно вы понимаете, что чего-то вам не хватает, особенно, если вы выучили первые два аккорда, собрали группу, а перегруз только в вашем усилителе. Пришло время рассказать о педалях («примочках») и процессорах эффектов. Тема, правда, большая, постараюсь максимально подробно и понятно, но как всегда, компактно ее раскрыть. Думаю, что лучше всего будет разбить статью на несколько частей. И в первой части я поговорю о тех гитарных эффектах, которые, на мой взгляд, являются самыми популярными, так скажем, «базовый набор». Я думаю, вы уже очень много слышали историй создания эффектов, для этого есть множество других ресурсов, а мы приступим сразу к делу. Для начала рассмотрим устройство среднестатистической педали эффектов. Устройство и настройка педали эффектов
Педаль, она же ножной включатель/выключатель эффекта – это включатель/выключатель эффекта, который предназначен для использования ногой, собственно, из названия все и так ясно. Это то, что делает педаль эффектов педалью. INPUT – вход для гитары. OUTPUT – выход для подключения к гитарному усилителю. DC IN – разъем для подключения блока питания. Ручки настройки эффекта – индивидуальны для каждой примочки. Так же в педалях существует отсек для батарейки 9V. Иногда она находится под крышкой сверху, а иногда снизу. Итак, начнем. Мной будут рассмотрены такие эффекты как перегруз, delay, reverb и wah-wah. Педаль перегруза (overdrive, distortion, fuzz) Пожалуй, наиболее популярными являются эффекты искажения и перегруза: дисторшн (англ. distortion), овердрайв (англ. overdrive) и фузз (англ. fuzz). Это и понятно, того самого тяжелого рокового звучания без этих педалей не существовало бы. Об этих примочках мы, в первую очередь, и поговорим. Педаль перегруза (overdrive, distortion, fuzz) – эта педаль, в двух словах, имитирует перегруженный усилитель. Впервые такой звук получили пропустив один усилитель через другой, собственно, это и имитирует примочка. У меня таких было очень много. Схему одной из них я прикреплю, ну а о настройке поговорим на примере одной из моих последних педалей, как мне кажется, обладающей самым распространенным функционалом, но об этом чуть позже. Overdrive – это имитация искажения лампового усилителя. Простыми словами, если подгрузить ламповый усилитель с помощью ручки «gain», то получится «натуральный» перегруз, который имитирует педаль overdrive. Чтобы точно понять, как он звучит, вспомните подгруженный звук раннего рока и блюз-рока. Думаю, и так понятно, что данная педаль больше подходит для более легких стилей, а для полноценного метала ее будет не хватать.
Эффект задержки, педаль Delay Delay – это эффект задержки. Второй по популярности после эффекта перегруза, но про эффект реверберации я рассказал раньше, чтобы не повторяться про эффект эха, ведь дилэй – это в какой-то степени тоже эффект эха, но с задержкой сигнала во времени. Т.е. эффект дилэй – это когда к исходному сигналу добавляется его копия (или несколько копий) с задержкой во времени. Первые дилэи были ленточными, благодаря смещенной и уменьшенной по громкости копии одной из дорожек на магнитной ленте. Затем была эра специальных ленточных эхо-машин, далее более продвинутые дискретные эффекты, ну а за тем современные аналоговые и цифровые эффекты задержки.
Эта педаль проста и легка в использовании. Как и положено у нее есть разъемы «INPUT» для гитары и «OUTPUT» для подключения к гитарному усилителю. Питается она от батарейки 9V, а также оснащена разъемом DC IN для подключения блока питания. Благодаря педали экспрессии вы сможете управлять эффектом «вау-вау». Кнопка включения/выключения эффекта находится под педалью экспрессии, таким образом, если вы сильнее нажмете на педаль, то включите/выключите эффект.
Ручки у такой педали будут сильно отличаться друг от друга, но функции весьма схожи. На примочках, эффект которых зависит от атаки, можно отрегулировать диапазон фильтра, порог срабатывания эффекта, изменить амплитудный диапазон и т.п. (ручки называются по-разному, поэтому смотрите в инструкции что и как называется). Благодаря этим ручкам вы можете отрегулировать авто-вау так, чтобы эффект срабатывал даже при минимальной атаке или наоборот, только при сильном звукоизвлечении, а также можете добиться ярко-выраженного или наоборот слабого эффекта. Множество современных авто-квакушек имеют по несколько модуляций эффекта «wah-wah», для выбора нужного пресета предусмотрена отдельная ручка, кнопки, иногда даже дисплей.
Итоги и рекомендации Педали эффектов – это вещи, которые нужно подбирать индивидуально для себя и для своего оборудования . Звучание одной гитарной примочки может столько у вас вызывать восхищения, сколько отвращения она может вызвать у вашего товарища, так что слушайте сами и выбирайте для себя и своих нужд. Мало того, они еще и звучат по-разному с разными усилителями и гитарами, поэтому слушайте со своей гитарой и через такой же усилитель. Не выбирайте дешевые педали. Гитарные эффекты – это не предмет первой необходимости, тем более, если у вас есть усилитель с хорошим перегрузом. Лучше подкопите, выберете и купите хорошую педаль, не нужно сразу собирать комплект, по одной будет превосходно. Не смотрите с высока на российских производителей. В последнее время они стали производить хорошее музыкальное оборудование за приемлемую цену. Хорошая педаль звучит хорошо только через хороший усилитель. Хорошая педаль, особенно это касается педалей перегруза, будет хорошо звучать, так как надо, так как вы хотите, только через хороший ламповый или хотя-бы гибридный усилитель. Я понимаю, стоимость и вообще, новичкам не стоит покупать дорогое оборудование, но об этом вы должны помнить и выбирать примочку соответственно имеющемуся оборудованию. Ту педаль, которая будет неплохо звучать и через транзисторный аппарат. Это была статья про педали, которые на мой взгляд, хочется приобрести в первую очередь. Не ругайтесь, если ждали еще какой-нибудь эффект, а я про него не рассказал, еще расскажу, в следующих статьях, ведь это только первая часть. Играйте на гитаре, самообразовывайтесь и помните, что какой бы эффект вы не приобрели, звук все равно делает гитарист. P . S . Все видео примеры взяты с сайта pop-music.ru, спасибо этому магазину за обзоры огромного количества музыкального оборудования.
23.10.2018 16:01
Форум гитаристов
У нас самая большая гитарная тусовка
В связи с текущими событиями на форуме вводятся новые правила. Ознакомление обязательно.
- Форум гитаристов »
- Оборудование »
- equipment.beginner (Модератор: andrei_kob) »
- Тема: Статья: Секреты «перегруза» (обновление от 22.08.2011)
Инструкция по использованию гитарных эффектов
Всем привет! Сегодня мы займёмся наведением порядка на ваших педалбордах. Ведь они у вас уже есть, не так ли? Будет много вещей, которые кажутся очевидными, однако их стоит освежить в памяти. А для кого-то, возможно, эта статья будет открытием. Многие гитаристы расставляют примочки интуитивно, не задумываясь о том, как они могут звучать в другом порядке. Такой подход тоже имеет право на жизнь, но мы с вами пойдём дальше и разберёмся в нюансах.
Если у вас всего две педали — дисторшн и дилей, вы как правило ставите дилей вторым, после перегруза (гитара в дисторшн, оттуда в дилей и дальше в усилитель). Но чем больше у вас педалей становится, тем картина все больше усложняется и всё уже не так очевидно, как раньше. А особенно, если у вас всякие необычные примочки типа Whammy и т.п.
К тому же, различные процессоры эффектов, такие как эквалайзеры и ревербераторы, могут размещаться на разных участках цепи, в зависимости от желаемого результата. Очень популярный предмет для споров — ставить квакушку перед или после перегруза. Хендрикс ставил свою квакушку до фузза, хотя логика говорит, что стоит всё же ставить после.
Возможно, сейчас вам кажется «да ладно, я отлично знаю в каком порядке надо ставить мои педали, но, наверное, я не до конца понимаю, почему.» Разберёмся!
Прежде, чем мы обсудим различные категории эффектов, давайте проведём маленький соц.опрос, чтобы определить ваши предпочтения. Дайте оценку от 1 до 10 следующим эффектам. 1 — первая примочка, в которую включается гитара, 10 — последняя, из которой звук попадает в усилитель.
- A. Эквалайзер (EQ)
- B. Дисторшн (овердрайв, фузз, перегруз)
- C. Хорус/Флэнджер
- D. Шумоподавитель (нойз гейт)
- E. Цифровой ревербератор
- F. Педаль громкости
- G. Преамп (предусилитель)
- H. Компрессор
- I. Дилей (задержка)
- J. Квакушка
Вот какой порядок будет «типа правильный»:
- G, Преамп;
- H, Компрессор;
- B, Дисторшн;
- J, Квакушка;
- C, Хорус/флэнджер;
- I, Дилей;
- A, Эквалайзер;
- D, Шумоподавитель;
- F, Педаль громкости;
- E, Цифровой ревербератор.
Не стоит сразу поднимать шум, мол, ничего подобного, это всё туфта. Это классическая схема. Возможно у вас поменялись местами хорус и дилей, это бывает часто. Также довольно часто эквалайзер ставят сразу после компрессора. На самом деле, эквалайзер вообще такая педаль, которую можно ставить везде.
Если у вас больше четырех педалей стоят не в том порядке, или наоборот у вас всё «по классике», стоит разбить ваши эффекты по категориям, а затем выяснить, почему одни категории располагаются перед другими в сигнальной цепи.
Грубо говоря, вот основные категории гитарных эффектов:
- Эффекты усиления сигнала
- Эффекты задержки
- Пространственная обработка
- Другие эффекты
Вот, что входит в каждую из этих категорий:
Эффекты усиления сигнала
В эту категорию входят все эффекты, основанные на усилении сигнала и его эквализации. Как правило, эффекты в этой категории не направлены на изменение основной природы звучания, скорее на усиление либо всего сигнала (преампы) либо отдельных частот (эквалайзеры).
Бустеры усиливают родной сигнал, оставляя частотные характеристики максимально близкими к оригиналу (минимальный окрас). Исключение — ламповые усилители, взаимодействуя с бустерами, меняют своё звучание. Это и есть так называемый «подогрев» или «раскачка». Часто у бустеров есть секция эквалайзера и другие ручки управления. Их, как правило, ставят первыми в цепи, чтобы подаваемый на них сигнал был максимально чистым, даже если ваша цель на выходе получить перегруз.
Компресоры уменьшают динамический диапазон, делая громкие сигналы тише, а тихие — громче (как вы догадались?). Некоторые гитаристы использую компрессоры, чтобы увеличить сустейн (длительность звучания нот). Но это скорее побочный эффект от компрессора, хотя и звучит довольно круто!
Вообще-то компрессор придуман для того, чтобы получать на выходе постоянный, предсказуемый уровень сигнала, не влияя на его частотные характеристики. Но при большой компрессии неизбежно теряются высокие частоты. Мы можем вернуть их эквалайзером EQ (либо в самом компрессоре, либо при помощи дополнительного эффекта).
Дисторшн
Возможно вам сложно представить, что Boss Blues Driver — это простой усилитель сигнала, ведь он так сильно его меняет. Тем не менее, с технической точки зрения, всё что он делает — это усиление сигнала в секции предусилителя до уровня, когда схема перестаёт воспроизводить оригинальный сигнал без изменений и, соответственно, перегружается.
Blues Driver — это дисторшн, поэтому его надо ставить сразу после преампа или компрессора.
Эквалайзеры также используются как усилители сигнала, с тем лишь исключением, что они усиливают не весь сигнал целиком, а лишь отдельные его части. Те самые части, что мы выбираем, настраивая наш эквалайзер.
Графические эквалайзеры используются в самых разных ситуациях. Они удобны там, где нужно выделить какую-то отдельную частоту или наоборот её убрать. Кроме таких исключений, как квакушка и фейзер, эквалайзеры не меняют общее звучание слишком радикально и чаще используются для целей коррекции сигнала (устранения дефектов в звучании).
Wah-Wah (квакушки) — это активные эквалайзеры, диапазон которых меняется вашей собственной ногой. Принцип работы квакушки — это задранная вверх частота (точнее, «частотный горб»), который смещается в средне частотном диапазоне (как правило около 500 Гц—2 кГц). На выходе получается звук, напоминающий человеческий голос.
Есть множество способов использовать квакушку: медленно открывать и закрывать ее, играя быстрое соло. Можно делать «уака-уака» — популярный звук в 70х. Это делается так: глушите струны левой рукой, правой играете по ним, в это время работая квакушкой с тем же ритмом. Можно использовать квак, как мягкий модуляционный эффект или как фильтр, оставляя ее в фиксированном положении.
Бывают также автоматические квакушки, они также называются envelope filter. Это по сути та же квакушка, только реагирует она не на вашу ногу, а на ваше звукоизвлечение. Играете мягко и она работает медленно и мягко, начинаете активнее бить по струнам — появляется то самое «уака-уака». Особенно популярен этот эффект у бас-гитаристов. DOD FX 25B — это envelope filter или автоматическая квакушка, ставить в цепи её надо так же, как и обычную квакушку.
Как правило, квакушки идут после бустеров, но вспомним Джими Хендрикса, который нарушал все возможные правила, и музыка его от этого только выигрывала! Квакушку также некоторые музыканты используют при реампинге в студии. (скоро мы и про это напишем!)
Подсказка: если вы записываете гитарный трек, и ваша техника игры с квакушкой не очень крутая, попробуйте записать звук без квакушки, а потом пропустите его через квакушку, полностью сосредоточив всё внимание только на ней (можно даже играть руками) и запишите это в новый трек!
Эффекты модуляции и задержки
Самое большое разнообразие звучаний можно получить именно в этой категории эффектов. Они основаны на изменении времени звучания. По умолчанию, эффекты этого типа сочетают оригинальный сигнал с обработанным (задержанным), именно поэтому такие эффекты хорошо звучат, если их подключать в петлю эффектов (разрыв) усилителя.
Эффекты задержки берут чистый сигнал, записывают его (цифра), задерживают во времени и воспроизводят, сочетая с чистым сигналом, который идёт параллельно. Может показаться что у лупера и хоруса ничего общего, но на самом деле принцип работы у них один и тот же.
Хорус/Флэнджер можно спокойно менять местами. Скорее всего вы не станете использовать 2 таких эффекта одновременно, ну, по-крайней мере в стандартных ситуациях. Хорус — менее яркий эффект из этих двух, по сути он представляет из себя задержку от 1 до 50 мили секунд, часто выпускается в стерео вариантах. Флэнджер (см. рисунок ниже) меняет звук более существенно. Ставьте эти эффекты после перегрузов, но до дилея и ревербератора.
BOSS BF3 Flanger — после перегруза, до дилея.
Питч шифтеры, также известные как гармонайзеры, хотя, на самом деле — это просто позаимствованное у компании Eventide название. Как работает этот эффект — он берёт оригинальный сигнал и расстраивает его на сотые доли по полутона. Лёгкая расстройка сигнала звучит очень похоже на хорус; более мощная — как интервалы, например, терции, кварты, квинты и т.д. Умные питч шифтеры, их еще называют интеллигентными (Intelligent pitch shifters) берут интервал от ноты в зависимости от конкретной тональности и лада, в которых вы играете, так что вы можете как бы вести две партии одновременно (так часто делают классические американские рок-группы в стиле southern rock).
Дилей (задержка). Добавляя в вашу цепочку эффектов дилей, важно понимать, что по сравнению с эхо, которое взвучит более естественно, дилей — это дискретные или проще говоря просто те же самые звуки, повторяемые с определенным временным интервалом после чистого, оригинального сигнала (выражается в мили секундах). Дилей начинает звучать объёмно, когда вы выставляете на нём время задержки более 100 мс. Поставьте 125 и получите эффект, похожий на шлепок, его еще называют «slapback» — популярный эффект в стиле рокабилли, а также в тяжелой музыке (добавляет жира в риффы). Более долгое время задержки (около 300 мс) позволяет получить глубокое, воздушное звучание, особенно хорошо подходящее для лирических соло.
В педали задержки также часто используются следующие ручки управления: Feedback (сколько раз обработанный сигнал повторится), Modulation (фильтр, позволяющий получить звук наподобие хоруса в задержанном сигнале). В стерео дилеях бывают также ручки панорамы для настройки эффекта «пинг-понг», когда ваш сигнал летает от одной колонки к другой. Обычно дилей ставится в самом конце цепочки, прямо перед ревербератором, если конечно, он не используется в качестве ревербератора. В таком случае дилей идёт последним.
Пространственная обработка. Реверберация и задержка
В традиционном применении, ревербератор и дилей (последний также входит в группу эффектов модуляции и задержки) являются эффектами пространственной обработки и поэтому ставятся в самом конце цепочки. (Некоторые педали типа BOSS RV-3 сочетают в себе и задержку и реверберацию). Самое естественное звучание получается, когда эти эффекты воспроизводят обстановку, в которой мы могли бы слышать наш звук — например большой зал или небольшая комната.
Нет особого смысла вешать хорус уже после ревербератора с большим хвостом. А вот наоборот — очень даже! Если вам требуются специальные эффекты, например четкое ритмичное воспроизведение реверберационного эффекта или ревербератор с обрезаемыми хвостами (как малый барабан у Фила Коллинза) — тогда ваша цепочка не заканчивается на ревербераторе и вы обрабатываете сигнал уже после него. BOSS RV-3 (снят с производства) — сочетает дилей и ревербератор, ставим после эффектов модуляции.
Подсказка: если вы используете ревербератор в студии, предупредите об этом звукорежиссёра. У него могут быть другие планы на обработку ваших треков уже поле их записи.
Если вы записываетесь самостоятельно, подумайте о том, чтобы добавить реверберацию только когда уже все остальные инструменты записаны и вы слышите пачку. Часто бывает, что хочется исправить то, что записано и для этого приходится писать всё с начала.
Если для комфорта при записи вы хотите слышать реверберацию в сигнале, практически любой более-менее адекватный микшер позволит вам примешать эффект в сигнал, при этом не записывая его в трек. Любой аудио редактор позволяет это делать программным способом по умолчанию.
Другие эффекты
Есть и другие эффекты, которые не попадают ни в одну из предыдущих категорий, зато попадают в нашу цепочку!
Фейзер звучит похоже на флэнджер, но на самом деле это скорее разновидность эквалайзера. Тем не менее, его стоит ставить туда же, где и остальные эффекты модуляции (хорус, флэнджер и питч шифтер) — после перегрузов и эквалайзеров.
Октавер — эффект, подмешивающий к оригинальному сигналу сигнал, повышенный или пониженный на одну или несколько октав. Этот эффект можно получить и при помощи питч шифтера, так что ставьте его перед эффектами задержки.
Эксайтеры, такие как BBE Sonic Stomp — это эффекты на основе эквалайзера. Суть — делают звук ярче, так что есть смысл их ставить в конце цепочки (но до ревербератора, чтобы сохранить естественное затухание сигнала).
Октавер — любимый эффект Джими Хендрикса, известный способ сделать ваше соло более выразительным и жирным.Подсказка: если вы экспериментируете со звуком, эксайтер может помочь вам получить «металлическое звучание», если поставить его после эффектов задержки. Эксайтер будет обрабатывать частоты, которые выдают ему ваши примочки, уже обработавшие ваш сигнал. Если металл не нужен, двигайте эксайтер в начало цепи.
Шумоподавитель, он же нойз гейт, придуман для того, чтобы убирать сигнал полностью при достижении им определенного минимального уровня. Так можно лечить фонящие и шумящие гитары. Если хай-гейн — это ваше, подумайте о том чтобы купить себе хороший шумоподавитель. Тогда в паузах у вас действительно будут паузы, а не свист и скрежет.
Шумодав ставится перед ревербератором и работает со звуком всех предыдущих эффектов. Домашнее задание — поставьте шумодав после ревербератора и посмотрите, что получится с хвостами сигнала. Фил Коллинз, рэпперы и хип-хопперы давно этим пользуются.
BOSS NS2 — классический шумоподавитель, ставим до ревербератора, сохраняя естественное звучание при его затихании.
Порядок эффектов: два подхода
Ниже на рисунке педалборд BOSS BCB-60. Обратите внимание, что компрессор и дисторшн идут в начале цепи, а эффекты задержки — в конце. Эквалайзер посередине, у него дипломатические номера. Куда хочет, туда и паркуется. Это простейший образец традиционной расстановки эффектов на педалборде гитариста.
Более сложный подход к порядку на вашем борде показан на следующем рисунке. Это те самые 10 эффектов, которые были в начале статьи в нашем опросе. Бывает так что вам нужно несколько примочек одного типа. Далеко не всегда вы захотите использовать их одновременно, их можно менять местами как вам угодно. Одно нужно учитывать, последовательное подключение эффектов один за другим обязательно скажется на вашем гитарном сигнале. Даже если примочки не работают, они сосут частоты из вашей гитары.
Выходов несколько — покупать примочки с тру байпассом (пассивным обходом), хотя есть и его противники, либо использовать специальную систему коммутации гитарного сигнала — свитчер. По крайней мере, советуем узнать, что это такое и с чем его едят. Штука удобная и для звука полезная. Вот схема со всевозможными эффектами цепи. Это ответ на вопросы в начале статьи. Как видим, квакушка может прыгать с одного места на другое. За это мы все дружно говорим «Спасибо, Джими Хендрикс!»
Заключение
Как нам показал Джими, не всегда стоит следовать правилам. Вы ничего не сломаете и у вас ничего не сгорит, если вы будете менять примочки местами. Описанная выше схема нужна для того, чтобы сохранить ваш гитарный сигнал максимально естественным. Попробуйте сначала сделать всё по правилам, а потом экспериментируйте, пока не добьётесь нужного вам результата. Возможно, вам вовсе не нужно, чтобы ваша гитара звучала как гитара.
P.S. Кстати, какими эффектами пользуетесь вы и в каком порядке?
- vkontakte
↑ Фильтруем дальше
С тумблерами и диодными цепочками, вроде, разобрались. Проследуем далее.
Пройдя весь этот диодно-конденсаторный бурелом, сигнал преодолевает еще и RC фильтр низких частот на R10 С11, подрезающий частоты выше приблизительно 15 кГц (так называемый «песок», гитаристы поймут). Тут все так так же индивидуально, как с минимальным уровнем усиления, можно не подбирать эти резистор и конденсатор точно и оставить те номиналы, что указаны в схеме, можно срезать ВЧ сильнее или слабее. На ваш вкус и слух.
После ФНЧ в схеме стоит тон-регулятор на одном переменном резисторе и двух RC-фильтрах (R11C12R12C13R13), позволяющий в довольно широких пределах изменять тембр звучания. Городить сюда полноценный трехполосный темброблок я не посчитал нужным, потому что не люблю изобилие регуляторов на аппаратуре, в тоже время, совсем без регулятора тона в перегрузе не обойтись, поэтому был выбран простой классический вариант, применяемый во многих устройствах (подобный регулятор тона используется, например в «Big Muff» и вполне справляется со своей функцией).
С движка R13 через разделительный конденсатор С14 сигнал поступает на вход последнего третьего каскада. Его функция, как упоминалось выше состоит лишь в том, чтобы компенсировать падение амплитуды сигнала после прохождения через два фильтра и если справляется он с этой функцией недостаточно хорошо, просто подберите поточнее R17 — от него зависит усиление каскада.
Ну, а далее все совсем просто. С коллектора VT3 через разделительный конденсатор С15 сигнал поступает на переменный резистор R18, включенный потенциометром и выполняющий функцию регулятора громкости. Если делать совсем по уму, то после него надо бы поставить еще один каскад — истоковый или эмиттерный повторитель. Это полезно для развязки по сопротивлению с нагрузкой.
Но, так как номинал выходного резистора R18 все равно невелик, а после этой примочки скорее всего будет стоять еще какая-нибудь (например, так любимый гитаристами Delay), а может быть в этой следуюущей примочке даже будет так называемый «горячий байпас», то есть, сигнал там всегда будет идти через буфер, то я решил обойтись без дополнительного буфера (так сказать, не стал плодить лишние сущности), тем более, что у меня всегда включено что-то еще помимо «перегруза», например, спикерсимулятор.
↑ Питание
С самым главным разобрались, теперь немного о питании.
Для того, чтобы избежать проблем связанных с плохим питанием (всё как у людей), в схему введены два RC фильтра по положительной шине питания: C16R5C9, R4C6C5. Это перестраховка. Резисторы можно убрать или поставить другого номинала (как говорилось выше, 10… 100 Ом), причем, если резисторы не ставить, то вполне достаточно С6 и С5, остальные конденсаторы можно исключить.
Вообще же, я настоятельно рекомендую хорошо питаться и хорошо запитывать свои схемы. Это помогает избежать многих проблем. Диод VD9 защитный. Так называемая «защита от дурака», ее иногда делают по другому: ставят диод параллельно питанию в обратной полярности, но мне этот вариант не нравится, поскольку при случайной переполюсовке несчастный блок питания закорачивается напрочь, да и диоду в такой ситуации можно только посочувствовать.
Как правильно перегружать акустическую гитару — Blog
Всем известно, за что любят акустическую гитару – за глубину, дыхание и естественность звука. Но хорошая акустика также может звучать фантастически, если на нее повесить фуз или дисторшн. За примерами далеко ходить не надо. Вот два ярких видео, в которых все понятно без слов.
И вообще, как мы помним, первой электрогитарой в истории была именно акустика, со встроенным звукоснимателем. В 1920-х Лео Фендер (Leo Fender), Сет Лавер (Seth Lover), УолтерФулер (Walter Fuller), Рей Батс (Ray Butts), Альвино Рей (Alvino Rey), Джордж Бочамп (George Beauchamp) и многие другие развлекались таким образом, в результате чего открыли дивный новый мир электрогитаризма. Нет сомнений, что в этот же период экспериментов акустическую гитару начали активно перегружать. Таким образом, гитарный мир накопил большой опыт по части использования акустики с фузом или дисторшном.
НУЖНО
Ниже приведены несколько полезных советов тем, кто решил ступить на этот опасный, но увлекательный путь — акустика с дисторшном:
Использовать педали: если перегружать акустическую гитару на сцене только с помощью усилителя, то можно получить адский неуправляемый фидбек при малейшем приближении к динамику. Также акустическая гитара легко заводится и уходит в дикий резонанс при малейшем изменении положений ручек громкости и тембра. Для начала, необходимо установить уровень чистого сигнала немного ниже пиковой громкости (на которой гитара начинает “вестись”). Затем аккуратно подмешать к нему педаль перегруза. Аккуратно, потому что даже небольшой перебор с перегрузом вызовет постыдный гудеж. Поэтому следует понемногу прибавлять гейн и громкость на педали до тех пор, пока не появится искомый жир. После этого необходимо как следует вдарить по струнам, чтобы проверить, как вся цепочка усиления звука поведет себя на пиковой громкости. Хорошо иметь некий запас уровня громкости, потому что у нормальных парней выступление гораздо экспрессивней, чем саундчек. Стоит иметь в виду, что гитары с большой декой (типа Jumbo или Super Jumbo) более уязвимы для фидбека из-за большой резонирующей площади.
Закрыть резонаторное отверстие: заглушка на резонаторное отверстие сильно помогает при игре на акустической гитаре на большой громкости. Конструкция заглушки позволяет ей работать как фильтр, который вырезает частоты, на которых заводится гитара. Некоторые гитаристы предпочитают устанавливать в резонаторное отверстие специальный магнитный звукосниматель, что также способствует устранению фидбека. Но тем, кто играет на акустике на встроенных датчиках с перегрузом, заглушка является абсолютной необходимостью. К тому же этот девайс стоит во много раз дешевле звукоснимателя, а местный звукорежиссер при виде заглушки сразу проникается к тебе уважением и любовью.
Использовать струны среднего размера на большом расстоянии от грифа: наиболее контролируемый перегруз на акустике получается при среднем размере струн (mediumgauge), поднятых максимально высоко над грифом (но так, чтобы играть при этом было все же комфортно). В английской терминологии это называется “highaction”. В противном случае, лады на грифе могут стать источником ненужных и неприятных призвуков.
НЕ НУЖНО
Втыкаться сразу в пульт: в любом случае гитарный звук, перегруженный с помощью педалей, будет звучать лучше, если его пропустить через усилитель. Кроме того, имея на сцене педали и усилитель, гораздо лучше рулить своим звуком самостоятельно, вместо того, чтобы ставить в тупик местного звукорежиссера.
Использовать педали дисторшна типа хай-гейн: педаль, через которую круто звучит Les Paul скорей всего будет иметь иной эффект на акустике. Для перегруза акустики больше подходят педали, эмулирующие ламповый овердрайв, чем тот дисторшн, который используется в металле. Ключ к качественному перегрузу на акустической гитаре – в аккуратном подмешивании овердрайва к чистому звуку, в том, чтобы он получил характерный, но не слишком явный окрас перегруза.
Бонус (шах и мат, электрогитаристы):
По мотивам статьи Теда Дроздовского (gibson.com)