Как самостоятельно научиться играть на гармошке с нуля в домашних условиях и быстро и легко

Как самостоятельно научиться играть на гармошке с нуля в домашних условиях и быстро и легко

Говорю, что могу, а мне не верят. Не верят, что за полчаса можно начать играть на гармони. По нотам! И просто так. Что знание передается за двадцать минут, а потом просто играемся и играемся с гармонью, сколько душа пожелает, а она пожелает, и вдруг обнаружим если не мастерство и виртуозность, то как минимум хорошее полезное привлекательное умение. И то, что для этого нужно, могу передать головастым даже за 10 минут.

Сами посудите, трудно ли назвать ноты через одну? Кто не знает со школы, что есть До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, …

Зачем так много повторов, спросите вы. А я спрошу, почему все, все без исключения, произнеся «До, Ми, Соль, Си», останавливаются. Клавиатуру рояля видели? 88 клавиш, из них 52 белые, половину надо назвать, так это же не четыре ноты, а 26. Но, даже подсматривая подсказку на клавиатуре рояля, все без исключения первый раз останавливаются на четырех. Что за наваждение? В школе так выдрессировали, что ли?

В прямом порядке назвали? А теперь в обратном. До, Ля, Фа… Быстрее, быстрее!

Со смекалистыми изучение порядка нот на первом и втором ряду кнопок правой клавиатуры гармони занимает от 50 секунд до 3 минут. Ведь эти нотки через одну и есть названия клавиш.

Моя гармонь для обучения подготовлена. Знаете, как? На верхней части клавиатуры заклеены треугольником бумажного скотча три кнопки — это ненужные пока ноты с диезами. А нотки Фа и Соль второй октавы помечены пупырышками (это в моем случае контур для витражей, но могут быть разные варианты). Эта ФаСоль делит клавиатуру ровнехонько пополам. Сверху и снизу остается по пять кнопок в каждом ряду. Итого 4 сектора. Ставим на каждый пять пальцев и называем. Все те же ноты через одну. Отсчитывая от Фа и от Соль с пупырышками, от верхнего и нижнего краев клавиатуры.

Убираем руки с клавиатуры, продолжаем тренировку в уме. Сектор (от 1 до 4) и номер пальца (от 1 до 5). Беру табличку с 4 столбцами и 5 строками (или двузначными числами 11, 12, 13, 14, 21, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 41, 42, 43, 44) и тычу в них ручкой, а шустрый называтель говорит, какая нота должна быть под соответствующим пальцем. Эта работа у сангвиников занимает от 2 до 5 минут. Холерики бесятся, флегматики застревают, меланхолики взвывают.

Переходим на буквенное обозначение, пригодится. До — С, Ре — D, Ми — E, Фа — F, Соль — G, Ля — F, Си — H. Это еще полторы минуты. Если, конечно, не начать делиться воспоминаниями о том, как пытались научиться или научились играть на гитаре, где те же буквы в обозначениях аккордов.

На этом этапе уже израсходовано от 3 до 12 минут в зависимости от скорости нервных процессов, сосредоточенности и предыдущей подготовки (играющие на гитаре или в шахматы на буквы полторы минуты не тратят).

«Гармошка для всех», урок 1 игры на гармошке без нот, Сергей Годовалов, казачий ансамбль Атаман

Пришла пора заняться нотами. Рисую пять линеек нотного стана толстенькими бледноватыми фломастерами. Почему толстыми? Чтобы полоски не воспринимались как разделители. Всего лишь другой цвет. На хорошо подготовленной гармони цвет ближнего к краю ряда клавиш будет совпадать с цветом этих линий. Потому что все ноты крайнего ряда расположены на линиях. А все ноты ближнего к мехам ряда расположены между ними.

Двадцать две кнопки — это по 11 в ряду, значит, линий должно быть тоже 11, и пять у нас уже есть. Немного другим цветом дорисовываем пять линий сверху и одну снизу. Замечание для педагогов: заготовьте, не поленитесь, две обоймы фломастеров по пять штук, чтобы не чиркать каждую полоску отдельно, это сбивает темп. В нашем 11-линеечном нотном стане основу составляет 5-линеечный классический нотный стан с правильно размещенным скрипичным ключом. На верхней линейке обычного нотного стана помещаем нашу помеченную пупырышком ноту Фа, а над этой же линией — Соль. Замечаем, как расположена ФаСоль. Берем таблицу для проработки нот и так же, как раньше, тычем в 41, 33

Начинаем медленно, завершаем ну очень быстро. Этот этап занимает от 5 до 15 минут. Не то чтобы было сильно трудно, просто усталость накапливается понемногу. Если человек не привык к интеллектуальному труду, у него на этом этапе вид чуточку бледноватый, ведь мозгом энергия истощается в пять раз быстрее, чем мышечной работой.

Осталась самая малость — ноты с нотного стана начать нажимать на клавиатуре гармони. И после того, как это станет получаться без заминок, взять обычные ноты, где линии тонкие, и их всего пять. Что-нибудь простое для начала. Полученных знаний уже достаточно для того, чтобы взять книгу для первого класса музыкальной школы или хрестоматию для гармони, к примеру, Евгения Дербенко, и, пьеса за пьесой, освоить и всю клавиатуру, и весь предложенный репертуар.

Тех, кому наука далась с трудом, отпускаем отдыхать, а самым сообразительным предлагаем нажать три клавиши подряд. Красиво звучит, да? Трезвучие, а не что-нибудь. Почти у всех трезвучий есть пара в левой руке. Не буду углубляться в эти подробности. Скажу лишь, что за полчаса быстрые разумом начинают аккомпанировать обеими руками. В левой руке держат ритм аккорды, а в правой те же аккорды нотка за ноткой по очереди роскошными переливами.

Полчаса — и новый гармонист родился.

Как думаете, почему девушки любили гармонистов? Разве за богатство, которое позволяло купить недешёвый инструмент? Может быть, и так, но важнее другое: гармонист — это тот, кто играет. Не муторно тянет лямку своей жизни, а играет ее так же, как наигрыши на гармони. Который научается жизни так же легко, как игре на гармони. Уловил основу — и давай импровизировать, любуйтесь коленцами. Взял Полянку, Краковяк, Барыню, Семеновну и вообще что угодно за основу — и выдал один вариант, другой, третий. Сам наслаждается и других подбивает в пляс пойти.

А знаете, почему гармонь была популярна на Руси? Это помимо того, что она наша родненькая, у нас родившаяся.

На гармони легко научиться играть и, научившись, трудно ошибиться. Уж очень удобно она устроена. Будто нарочно создавалась под характер сказочных Иванушек-дурачков, которые на деле не дурачки, а удачнички, люди большой энергии и сказочных достижений. И обучали игре на гармони быстро: сели на завалинку, показали, как жать три кнопки подряд, да отправили в темный чулан тренироваться на слух, чтобы на следующий день к людям вышел уже с беглостью пальцев и уверенной повадкой. Минуты с учителем, часа четыре с инструментом — и выходи с людьми петь-плясать, музыкой звать, улыбкой завлекать.

Где-нибудь смелый пример покажут — и вся Россия снова зазвучит гармонями. И дай Бог!

Изучаем основы

При освоении любого музыкального инструмента, есть базовые вещи, не изучив которые, не получится двигаться вперед. Для гармошки они тоже есть и это: изучение устройства инструмента, правильная посадка, постановка рук на гармошке, а также освоение принципа звукоизвлечения. Изучим эти моменты подробнее.

Как устроена гармошка

Как самостоятельно научиться играть на гармошке с нуля в домашних условиях и быстро и легко

Гармошка имеет такие основные элементы:

Сам инструмент делится на два полукорпуса: правый и левый. Между ними находится так называемый мех;

  • Правая клавиатура используется для исполнения мелодий. Здесь клавиши расположены на специальном грифе;
  • Левая клавиатура располагается в самом левом полукорпусе, хотя в некоторых моделях гармошек и слева также есть клавиатура. Служит она для исполнения аккомпанемента;
  • Звук в инструменте возникает в результате прохождения воздушного потока, создаваемого движением меха, через голосовую планку. Она спрятана внутри корпуса, имеет специальную рамку с колеблющимися язычками, которые и создают звук.

Научитесь играть на гармошке в домашних условиях
Басурманов А. Самоучитель игры на баяне, и.
Е. Дербенко. Научись на гармони играть! Са.

Также конструкция гармошки подразумевает наличие двух ремней для того, чтобы одевать ее на плечи и играть стоя, на ходу, даже сидя, но удобно зафиксировав инструмент. Правда, лишь после того, как человек будет уверенно играть сидя, он сможет понять, как научиться играть на гармошке стоя, а может даже пританцовывая!

Правильная посадка

Играть стоя – это удел опытных гармонистов. Для новичка потребуется для начала освоить игру в сидячем положении. Посадка гармониста имеет следующие особенности:

  • Благодаря легкости инструмента его легко держать на коленях. Пробуйте держать гармошку как на одном, так и на обоих коленах;
  • Высота стула для игры выбирается такой, чтобы обе стопы надежно касались пола. Рекомендуется ноги держать на ширине плеч.

Важно при начале репетиции отрегулировать ремни, чтобы они не давили. Они должны быть натянуты так, чтобы не пережимали ни плечо, ни запястье.

Что касается рук, то при игре они обычно находятся сбоку инструмента, чтобы иметь легкий доступ до любой клавиши, как слева, так и справа. Учась играть на гармошке с нуля, уделите внимание расположению рук, так как если они будут размещены неправильно, слишком низко или высоко, то будет сложно играть по всей клавиатуре. Также неправильное положение рук помешает гармонисту играть длительное время, так как он будет быстро уставать.

Учиться игре на гармони намного проще с наставником! Музыкальная студия Сергея Тена предлагает всем желающим обучиться игре на гармони.

Сергей — выпускник Рам им. Гнесиных, дипломированный педагог, лауреат всероссийских конкурсов. Он поможет вам подобрать инструмент; проконсультирует, с чего нужно начать при обучении на гармони.

Жмите на баннер и переходите на сайт студии. Первое занятие-консультация — БЕСПЛАТНО!

Звукоизвлечение

На любом инструменте очень важно освоить принципы правильного звукоизвелечения. Для гармошки таким процессом служит сжимание и растяжение меха, так как оно создает поток воздуха, который проходит через установленную внутри голосовую планку с язычками, контролируемыми клавишами.

Вот основные советы по грамотному извлечению звука с гармошки:

  • Движение меха должно быть плавным, без рывков. Это касается и смены направления движения, так как звук извлекается с голосовой планки как при сжатии, так и растяжении мехов;
  • Смена направления должна производиться в звуковых паузах, особенно удачно делать смену движения меха перед сильными тактовыми долями;
  • При игре одного такта лучше направление движения не менять, чтобы звук был более ровным.

Также не рекомендуется растягивать или сжимать меха до максимального предела. Это создаст ненужные паузы. Что касается игры первых нот, то тренируйтесь исполнять один звук на сжатии и растяжении мехов так, чтобы он звучал одинаково.

Учимся играть по цифрам

Как в случае с гитарой, когда не знающие нот гитаристы играют по табулатурам, или по цифрам, обозначающим ноты на грифе, так и новички гармонисты должны учиться играть по цифрам. Играть на гармошке по цифрам необходимо каждому человеку, который освоил основы и начинает учить какие-то композиции.

Новичкам будет проще играть, если не осваивать сначала ноты, а заменить их по принятой схеме цифрами. Происходит это так:

  • Вместо сети классических нот До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си используются цифры от 1 до 7. Чем больше цифра, тем выше звук: 4 выше 2, 7 выше 3, 1 ниже 2 и т.п.;
  • Правая клавиатура: ряды 1-2 – диезы, 2-5 – набор самых низких звуков (басов), 5-8 – средняя семерка нот, 9-12 – наиболее высокие ноты. Ряды – это условные линии на клавиатуре, в каждый ряд, кроме крайних, попадает по 2 ноты;
  • Левая клавиатура: вверху находятся басы (цифры 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), аккорды – на втором (7с — 7, 3с — 3, 6м — 6, 2м — 2) и третьем рядах (2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4).

Сразу освоить цифры и игру по ним не получится. Надо настойчиво упражняться каждый день, выделяя хотя бы 20-30 минут на занятия.

Первые упражнения

Чтобы научиться играть на гармошке с нуля, потребуется начинать с самых простых упражнений, которые помогут получить базовое преставление об инструменте. Рассмотрим некоторые из них:

  • Учимся нажимать на клавиши. Нажатие (удар) по клавише должно быть таким, чтобы палец при этом не сгибался, а клавиша легко возвращалась в исходное положение. Учитесь делать активный, короткий толчок кнопки с быстрым возвратом ее в базовое положение;
  • Нажатие кнопки и движение меха. Осваивайте правильное извлечение звуков с движения меха. Здесь надо зажать любую кнопку, и не бросая ее начать движение меха – сначала на сжим, потом в обратную сторону. Надо пробовать извлекать равномерный звук, а потом поиграть с его интенсивностью. В зависимости от динамики движения меха звук будет более мягким, спокойным или же быстрым и резким;
  • Теперь надо совместить 1 и 2 указанные упражнения. Сводите и растягивайте меха, при этом ударяя по одной или разным клавишам так, чтобы извлекать короткие ровные звуки и кнопка сама возвращалась назад в исходное положение;
  • После одиночных кнопок можно начать осваивать извлечение гамм. Для начала освойте базовые гаммы: мажорная 1-2-3-4-5-6-7-1 и минорная 6-7-1-2-3-4-5-6. Научитесь играть их как на повышение, так и на понижение тона, то есть и вверх и вниз.

Этого будет достаточно, чтобы начать играть на гармошке. После базовых упражнений надо браться за наиболее простые мелодии. При наличии хорошего музыкального слуха не лишним будет пробовать практиковать подбор мелодий на слух.

Как научить играть на гармошке ребенка

Если вы планируете научить гармошке ребенка, то все указанные выше рекомендации и правила сохраняются. Единственной особенностью может быть то, что для маленького ребенка гармошка покажется большой и тяжеловатой, поэтому первые движения, особенно сжатие и растягивание мехов ему может понадобиться помощь. Во всех остальных вопросах предложенные рекомендации сохраняются.

Движение меха

Звуки на гармошке получаются за счёт нажатия на кнопки и одновременного движения меха. Если кнопки не нажимать, то и меха не получится ни раздвинуть, ни сдвинуть, так как войти или выйти воздуху некуда. Кнопки — это своего рода воздушные клапаны, которые при нажатии на них открывают звуковые отверстия, а при отпускании — закрывают их.

И наоборот, если меха неподвижны, то нажимать на кнопки инструмента смысла нет — воздушного потока нет, звуковые язычки остаются «глухими».

Важно научиться раздвигать и сдвигать меха гармони таким образом, чтобы всегда оставался запас в ту или иную сторону.

Движением мехов управляет левая рука музыканта, так как правая сторона инструмента остаётся неподвижной.

Длинные ноты нужно стараться воспроизводить непрерывно — при движении меха в какую-то одну сторону (любую). А также нужно понимать, какие изменения звука происходят при тех или иных движениях меха. Перечислим основные, которые полезно узнать начинающим:

  • при медленном движении меха звук тише;
  • при увеличении скорости движения звук усиливается;
  • особенно громкий звук возникает при резком движении меха;
  • равномерно и плавно ускоряя или замедляя движение меха, можно получить не только звуки с меняющейся динамикой, но и с различным тембром.

С опытом, конечно, придёт умение правильно рассчитывать длительности нот и фраз, своевременно менять направление движения меха, чтобы не прерывать раньше времени звуки, грамотно управлять динамикой и тембром музыкального инструмента.

Как выбрать обучающий курс?

На гармошке можно научиться играть практически в любом сознательном возрасте. Дети могут начинать постигать азы искусства игры уже с дошкольного возраста. Правда, и инструмент им нужно подобрать соответствующий, возможно, пока неполную модель двухрядной гармони типа «Чайки». Но им нужен наставник из числа самодеятельных музыкантов либо образованный преподаватель игры на гармошке. Подойдут музыканты, преподающие баян или аккордеон, знакомые с основами игры на гармони. Этими специалистами обеспечена практически любая музыкальная школа в нашей стране, а также Дома детского творчества и досуговые центры.

Для взрослых же новичков имеются несколько вариантов обучения игре на гармони.

  1. Можно перенять технику игры, как часто говорят, «с рук», причём ни о какой нотной грамоте в большинстве случаев речь не идёт. Такая учёба возможна при условии живущего поблизости человека или родственника, умеющего играть на этом инструменте и согласившегося помочь с практическими уроками игры. Но здесь есть один нюанс: если у начинающего обучение нет музыкального слуха и таланта, а только желание, то потенциальному «учителю» это станет понятно с первого раза. Уроки вряд ли продолжатся дальше, так как вариант передачи умений «из рук в руки» успешен только там, где есть одинаковые понятия у людей относительно одного и того же дела. А в музыке этим равноценным «понятием» является как раз хороший музыкальный слух.
  2. Обратиться к профессиональным педагогам, как и в случае с совсем юными любителями гармошки. Профессионалы отсутствие слуха не считают критерием для отказа от занятий с желающими, так как понимают, что музыкальный слух на самом деле имеется у всех людей, но у одних он от природы хороший или даже уникальный (абсолютный), а у других с ним нужно поработать, развить.
  3. Обучение в домашних условиях без посторонней помощи или с помощью средств современности (интернет, видеоуроки, онлайн-курсы). Взрослые вполне успешно могут освоить гармошку самостоятельно, изучая уроки с нуля по самоучителям, школам, а также просматривая уроки и игру состоявшихся музыкантов по видеороликам. Виртуозная игра, скорее всего, для них станет недостижимой мечтой, но получить удовольствие и порадовать своей игрой родных и близких знакомых они сумеют наверняка, если будут усидчивыми и внимательными. Нетрудные старые и современные мелодии научиться правильно сыграть можно довольно быстро при большом желании.

Правильней всего учиться играть по нотам, но для этого нужно освоить музыкальную грамоту, почему-то необоснованно являющуюся для многих новичков «камнем преткновения».

Имеются самоучители, в которых обучение производится не по нотам, а по цифрам. Каждая кнопка как в правой, так и левой клавиатуре наделяется своей «персональной» цифрой (1, 2, 3 и так далее), а в учебном пособии приводится порядок нажатия клавиатуры при исполнении того или иного упражнения, мелодии или песни.

Вот два примера цифрового метода, который взят со страниц разных учебных пособий по игре на «хромке»:

В примере песни «Старый клён» использован комбинированный способ записи партии гармошки – и нотный, и цифровой.

Какой курс обучения подойдёт новичку, будет решать он сам.

Правила начинающего гармониста

  1. Постоянство в занятиях – это самое главное правило любого музыканта. Даже если вы посвящаете освоению гармошки всего 10-15 минут в день, то распределите эти небольшие уроки игры равномерно в течение недели. Лучше, если занятия будут проходить каждый день.
  2. Старайтесь всю технологию обучения осваивать не спеша, но правильно с самого начала, не откладывая соблюдение правил на потом («потом» может не наступить из-за того, что что-нибудь перестанет выходить). Если вы в чём-либо не уверены, ищите ответ на свой вопрос в книгах, Интернете или у знакомого музыканта. В остальном действуйте самостоятельно и смело!
  3. Первое упражнение, которое необходимо разучить на инструменте – это гамма до мажор, даже если вы осваиваете игру на слух, а не по нотам, тренироваться на гаммах нужно обязательно. Варьируйте их, играя звукоряд вверх и вниз различными штрихами (отрывисто и связно). Игра гамм повысит вашу технику: быстроту исполнения, связность, управление мехом и т.д.
  4. Мех во время исполнения ведите плавно, не дергайте, не растягивайте до конца, оставляя запас.
  5. Разучивая гамму или мелодию на правой клавиатуре, задействуйте сразу все пальцы, подбирая удобные варианты, а не один или два, так как в быстром темпе одним пальцем вы просто не сыграете.
  6. Так как вы осваиваете гармонь без наставника, то будет хорошо посмотреть свое исполнение в записи, для того чтобы увидеть игру со стороны и исправить ошибки.
  7. Слушайте много песен и наигрышей, исполняемых на гармошке. Это придаст выразительности вашей игре, поможет правильно выстраивать музыкальные фразы.

Ну вот, пожалуй, и всё для начала. Дерзайте! Вдохновляйте себя, слушая популярных исполнителей и задорные напевы! Трудитесь ежедневно, а результатами ваших трудов будут песни, которым, несомненно, порадуются родные и близкие, собравшись за семейным столом!

Автор – Любовь Ворожейкина

Комментарии
Александр 03:13 Reply

После ухода из жизни Юрия Шатунова,появилось огромное желание научиться играть на гармони.Я знал что Юрий любитель игры на гармони ,но как-то особо не предовал этому значение.Видать Юрин уход сильно потряс меня и я сильно заболел гармонью .Прям целыми днями начал смотреть ролики в интернете все что связано с гармонью.Перешерстил все Авито в поисках инструмента ,все было не то.Либо очень дорого ,либо откровенный утиль по заоблачной цене.Пришлось вникать в технические характеристики инструмента чтоб потом не жалеть о покупке.(Я раньше и понятия не имел,что гармони бывают 2х,3х,4х и даже 5-ти голосые.Первый раз услышал такое понятие как резонаторы,и как они влияют на звук.Узнал что гармони бывают кусковые и цельно планочные из-за этого сильно отличается цена и многое другое)Спустя около трех месяцев поисков,появилась она Чайка 204м как у Игоря Растеряева есть такой исполнитель.Приобрел самоучитель с неделю позанимался не то.Стал смотреть в Ютуб кто как занимается ,и наткнулся на курсы Павла Уханова оказывается Юрий Шатунов был знаком с Павлом и даже заказывал у него гармони(это я узнал все позже)Приобрел первый сборник вижу дело пошло .Были проблемы в начале не мог соединить рук, недели две психовал это у всех начинающих так.Сейчас вспоминаю это и улыбаюсь.Идет уже четвертый месяц моего знакомства с гармонью Заканчиваю уже второй сборник ,а желание заниматься только растет.Тут не давно решил почитать гороскоп на год ,а моему знаку зодиака написано что вы займетесь музыкой. Раньше бы посмеялся, а теперь так не думаю(мне 47 лет)Все таки думаю это ранний уход из жизни Юрия так на меня повлиял.Вот какой был человек,даже после своего ухода из жизни продолжает делать людям добро.Вот так ко мне пришла любовь к этому замечательному инструменту…

Алексей 20:58 Reply

С детства, я любил слушать как играет мой дедушка с дядей.
И вот в 12 лет мне захотелось научиться играть на гармони,но не знал с чего начать, всё время играл на басах и не как не мог перейти на голоса.Но вскоре на ютубе,я нашёл видео обучение на гармони с цифрами, постепенно я начал играть смотря на цифры и мне очень понравились.Сначало получалось очень плохо,но вскоре я начал нормально играть соединяя басы с голосами.Мне недавно исполнилось 13 лет и я каждый день играю на гармони теперь не цифрами а уже на слух потому что уже освоился и как бы скорее всего у меня есть хороший музыкальный слух,главное не сдавайтесь и у вас всё получится 🙂

Надежда 13:17 Reply

Мне 62. Всю жизнь мечтала научиться играть на гармони. Слуха нет, но…..сейчас пытаюсь. Проблема – ноты

А вот и несколько первых видео-уроков “Старой Школы”

Продублирую их здесь, чтобы тем, кто их ещё не видел, не нужно было искать их в Youtube





Мы будем рады увидеть Ваши отзывы в гостевой книге сайта. А также в наших группах FB, ВК .

Оставляйте Ваши комментарии, отзывы! Публикуйте видео своей игры! Задавайте вопросы! Пусть это станет Вашим участием в создании учебных материалов.

P.S. Информация о Школе и о том, как она работает — здесь: https://kivanin.ru/about-school/about-general

Научись на гармони играть, Дербенко Е.П., 2012

Предлагаемый самоучитель Е. Дербенко предназначен для широкого круга любителей игры на этом популярном инструменте, для тех, кто хотел бы самостоятельно научиться играть на нём, а также изучить основы музыкальной грамоты. Автор ставил перед собой задачу в предельно доходчивой форме рассказать об устройстве гармони, приёмах игры на ней. Самоучитель доступен людям самого разного возраста — от детей до пенсионеров. Музыкальный материал составлен так, что от простейших мелодий до довольно сложных пьес и обработок обучающийся постепенно, шаг за шагом осваивает этот казалось бы простой, но на самом деле сложный музыкальный инструмент, на котором прекрасно звучат народные и иные мелодии.

Научись на гармони играть, Дербенко Е.П., 2012

ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА.
Теперь займёмся изучением левой клавиатуры гармони. Левая клавиатура устроена совершенно иначе, чем правая. Главное её предназначение — аккомпанемент (т.е. сопровождение мелодии). Мы видим в левой клавиатуре 3 ряда. Первый — ближайший к меху — называется вспомогательным. К нему мы вернёмся позже. Второй и третий ряды состоят из басов и аккордов, расположенных по 8 клавиш в каждом ряду.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Научись на гармони играть, Дербенко Е.П., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

С чего начинать обучение?

Обучение на гармошке

Чаще всего первыми песнями на гармошке становятся народные частушки, это куплеты, которые исполняются по незамысловатую мелодию. Такую музыку можно легко научиться выполнять даже без освоения нотной грамоты.

Но для полноценного обучения игры на гармошке следует заняться этим делом серьезно, приобрести или скачать самоучитель, желательно использоваться бумажную версию. Ознакомиться с базовыми элементами и основными понятиями.

На протяжении всех занятий не рекомендуется делать длительные перерывы между уроками, это существенно повлияет на скорость овладения инструментом и поможет эффективнее развить определенные навыки игры.

Внимание! Залог успешного обучения – это полноценное осваивание нового материала, параллельно можно приступать к познанию губной гармошки, выполняя увлекательные мелодии на каждом празднике.

Что необходимо запомнить новичку при «обуздании» гармошки?

Как играть на гармошке?

  1. Играть на гармошке разрешается по собственной манере, вырабатывая свой стиль и вкус.
  2. Для обучения наигрывания частушки будет достаточно одного занятия.
  3. Исполнять классические народные песни на гармошке не получиться, для этого лучше приобрести баян или аккордеон.
  4. Народный музыкант должен стараться быть виртуозом своего дела, уверенным в игре и своих действиях, а не подрожать точь в точь исполнению других артистов.
  5. Начинать уроки игры на гармошке нужно с левой руки, только потом переходить на правую, только так мелодии будут получаться красивые и технически правильные.
  6. Не пропускайте занятия и вкладывайте душу в каждый урок, только так Ваши усилия увенчаться успехом, а друзья и знакомые будут с удовольствием слушать народные произведения.

Игра на гармошке – удивительное и увлекательное занятие, позволит развивать слух и почувствовать красоту каждого слова, которое Вы будете напевать под гармошку. Будьте старательными и напористыми, и Ваш труд в скором времени увенчается успехом!

Гармошка для всех!

Привлекайте к игре на гармошке друзей и знакомых, коллективное обучение увеличивает шансы правильного изучения нотной грамоты и техники исполнения народных произведений. Будьте неповторимыми в своем стиле и радуйте окружающих веселыми и игривыми прибаутками.

Удачи Вам в начинаниях, пусть публика радостно аплодирует Вашему виртуозному исполнению!

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий