Чем дальше прогресс и все новые технические ноу-хау входят в нашу жизнь, тем меньше слышно вокруг живой музыки. Чтобы услышать реальное звучание инструмента, приходится покупать билеты на концерт, либо же изредка слушать умельцев в метро или на улице. Невзирая на это, многие люди желают научиться играть на гармошке с нуля самостоятельно. Это традиционный русский музыкальный инструмент, который всегда звучал на свадьбах, народных гуляниях, он звучит красиво, жизнеутверждающе, привлекает к себе внимание.
Никаких особых секретов и сложностей в том, чтобы научиться играть на гармошке дома, не существует. Освоение инструмента подразумевает стандартные шаги: освоение самой гармошки, умение правильно ее держать, занимать правильную посадку с инструментом, освоить игру по цифрам, научиться играть аккомпанемент к популярным песням и мелодиям. При дальнейшем продвижении человек может изучить ноты, музыкальную грамоту и играть уже на профессиональном уровне с листа. Рассмотрим основные этапы обучения для новичков.
Изучаем основы
При освоении любого музыкального инструмента, есть базовые вещи, не изучив которые, не получится двигаться вперед. Для гармошки они тоже есть и это: изучение устройства инструмента, правильная посадка, постановка рук на гармошке, а также освоение принципа звукоизвлечения. Изучим эти моменты подробнее.
Как устроена гармошка
Гармошка имеет такие основные элементы:
Сам инструмент делится на два полукорпуса: правый и левый. Между ними находится так называемый мех;
- Правая клавиатура используется для исполнения мелодий. Здесь клавиши расположены на специальном грифе;
- Левая клавиатура располагается в самом левом полукорпусе, хотя в некоторых моделях гармошек и слева также есть клавиатура. Служит она для исполнения аккомпанемента;
- Звук в инструменте возникает в результате прохождения воздушного потока, создаваемого движением меха, через голосовую планку. Она спрятана внутри корпуса, имеет специальную рамку с колеблющимися язычками, которые и создают звук.
Научитесь играть на гармошке в домашних условиях
Басурманов А. Самоучитель игры на баяне, и.
Е. Дербенко. Научись на гармони играть! Са.
Также конструкция гармошки подразумевает наличие двух ремней для того, чтобы одевать ее на плечи и играть стоя, на ходу, даже сидя, но удобно зафиксировав инструмент. Правда, лишь после того, как человек будет уверенно играть сидя, он сможет понять, как научиться играть на гармошке стоя, а может даже пританцовывая!
Правильная посадка
Играть стоя – это удел опытных гармонистов. Для новичка потребуется для начала освоить игру в сидячем положении. Посадка гармониста имеет следующие особенности:
КАК НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ГАРМОНИ ЗА 5 МИНУТ!
- Благодаря легкости инструмента его легко держать на коленях. Пробуйте держать гармошку как на одном, так и на обоих коленах;
- Высота стула для игры выбирается такой, чтобы обе стопы надежно касались пола. Рекомендуется ноги держать на ширине плеч.
Важно при начале репетиции отрегулировать ремни, чтобы они не давили. Они должны быть натянуты так, чтобы не пережимали ни плечо, ни запястье.
Что касается рук, то при игре они обычно находятся сбоку инструмента, чтобы иметь легкий доступ до любой клавиши, как слева, так и справа. Учась играть на гармошке с нуля, уделите внимание расположению рук, так как если они будут размещены неправильно, слишком низко или высоко, то будет сложно играть по всей клавиатуре. Также неправильное положение рук помешает гармонисту играть длительное время, так как он будет быстро уставать.
Учиться игре на гармони намного проще с наставником! Музыкальная студия Сергея Тена предлагает всем желающим обучиться игре на гармони.
Сергей — выпускник Рам им. Гнесиных, дипломированный педагог, лауреат всероссийских конкурсов. Он поможет вам подобрать инструмент; проконсультирует, с чего нужно начать при обучении на гармони.
Жмите на баннер и переходите на сайт студии. Первое занятие-консультация — БЕСПЛАТНО!
Звукоизвлечение
На любом инструменте очень важно освоить принципы правильного звукоизвелечения. Для гармошки таким процессом служит сжимание и растяжение меха, так как оно создает поток воздуха, который проходит через установленную внутри голосовую планку с язычками, контролируемыми клавишами.
Вот основные советы по грамотному извлечению звука с гармошки:
- Движение меха должно быть плавным, без рывков. Это касается и смены направления движения, так как звук извлекается с голосовой планки как при сжатии, так и растяжении мехов;
- Смена направления должна производиться в звуковых паузах, особенно удачно делать смену движения меха перед сильными тактовыми долями;
- При игре одного такта лучше направление движения не менять, чтобы звук был более ровным.
Также не рекомендуется растягивать или сжимать меха до максимального предела. Это создаст ненужные паузы. Что касается игры первых нот, то тренируйтесь исполнять один звук на сжатии и растяжении мехов так, чтобы он звучал одинаково.
Учимся играть по цифрам
Как в случае с гитарой, когда не знающие нот гитаристы играют по табулатурам, или по цифрам, обозначающим ноты на грифе, так и новички гармонисты должны учиться играть по цифрам. Играть на гармошке по цифрам необходимо каждому человеку, который освоил основы и начинает учить какие-то композиции.
Новичкам будет проще играть, если не осваивать сначала ноты, а заменить их по принятой схеме цифрами. Происходит это так:
- Вместо сети классических нот До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си используются цифры от 1 до 7. Чем больше цифра, тем выше звук: 4 выше 2, 7 выше 3, 1 ниже 2 и т.п.;
- Правая клавиатура: ряды 1-2 – диезы, 2-5 – набор самых низких звуков (басов), 5-8 – средняя семерка нот, 9-12 – наиболее высокие ноты. Ряды – это условные линии на клавиатуре, в каждый ряд, кроме крайних, попадает по 2 ноты;
- Левая клавиатура: вверху находятся басы (цифры 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), аккорды – на втором (7с — 7, 3с — 3, 6м — 6, 2м — 2) и третьем рядах (2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4).
Сразу освоить цифры и игру по ним не получится. Надо настойчиво упражняться каждый день, выделяя хотя бы 20-30 минут на занятия.
Посадка гармониста
Для начала определимся с посадкой гармониста. Хотя, даже среди специалистов нет единого мнения на это счёт. В самоучителях предлагается применять посадку такую же, какую применяют баянисты. Но некоторые приверженцы традиционной игры считают неправильным переносить баянную школу игры на гармонь. Поэтому главный принцип здесь: посадка должна быть удобной. В общих чертах: гармонь ставиться мехом на бедро левой ноги, гриф правого полукорпуса упирается нижним углом в правое бедро и остаётся неподвижным, тогда как левая рука растягивает мех. Инструмент при этом находится либо вплотную к телу (так удобно играть с применением большого пальца правой руки), либо выдвигается вперёд.
Некоторые гармонисты держат ноги сомкнутыми и гармонь у них опирается мехом сразу на обе ноги. Плечевые ремни могут быть одеты на оба плеча, либо только на одно-правое. Из личного опыта: я сам при игре сидя чаще всего применяю один ремень, если исполняемое произведение не требует обязательного и частого применения большого пальца.
А вообще, через несколько лет занятий, я стал замечать за собой нежелание надевать второй ремень, а тот, который одеваю, накидываю на руку чуть выше локтя-так себя чувствуешь как-то свободнее что ли…
Если одеваете оба ремня,то натяжение ремней должно быть отрегулировано так, чтобы гармонь не была подвешена у вас на плечах (как при игре стоя), а опиралась мехом на бедро. Но и тут тоже можно посмотреть с другой стороны: ведь, когда-то вам придётся играть и стоя, а тут уже нужен немного другой навык, поэтому, в принципе, можно и подвесить гармонь на плечах. Скажу только, что научившись играть сидя с одним ремнём, вам не составит особого труда играть и стоя, просто нужно будет немного потренироваться. В общем, повторюсь, посадка должна быть удобной лично для вас
Положение рук
Пару слов о положении рук. Правая рука при игре на гармони располагается так, что большой палец находится за грифом, а сама ладонь упирается в гриф в районе самого нижнего сустава большого пальца. Причём, ладонь упирается в гриф не всей поверхностью, а только верхней её частью.Нижняя же часть ладони слегка отведена в сторону. Так, на мой взгляд, удобнее всего играть.
При необходимости применения большого пальца, он выводится из-за грифа для нажатия нужной кнопки в нужный момент. Обычно большим пальцем играют на клавишах-полутонах(клавиши №1, 2 и 14), но многие профессионалы-виртуозы применяют его и на других клавишах при игре сложных пассажей.
Как располагается кисть правой руки при игре вы увидите на видео ниже. На самом деле, если рассматривать положение кисти правой руки с точки зрения старой баянной школы, то там применяются два основных положения в зависимости от играемой мелодии: это положение, когда пальцы перпендикулярны грифу, и положение, когда пальцы направлены по диагонали вниз. Это вполне применимо и для гармони. Я думаю, применительно к гармони, нет особой необходимости строго соблюдать какое-либо правило расположения кисти правой руки: вы сами найдёте для себя наиболее удобный «хват» в той или иной ситуации.
Второй способ – традиционный
Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов. В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют. Главное, не отчаивайтесь!
Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. Кроме того, от нашего сайта вы можете получить в подарок отличный самоучитель по нотной грамоте (дарится всем желающим)!
Оба описанные выше варианта обучения игре на гармошке, при регулярных и осмысленных занятиях дадут хороший результат. Скорость обучения, конечно, зависит от ваших способностей, количества и качества тренировок. Ну а если же вы воспользуетесь тем и другим способом, заранее спланировав их гармоничное сочетание, то результат не заставит себя долго ждать.
Правила начинающего гармониста
- Постоянство в занятиях – это самое главное правило любого музыканта. Даже если вы посвящаете освоению гармошки всего 10-15 минут в день, то распределите эти небольшие уроки игры равномерно в течение недели. Лучше, если занятия будут проходить каждый день.
- Старайтесь всю технологию обучения осваивать не спеша, но правильно с самого начала, не откладывая соблюдение правил на потом («потом» может не наступить из-за того, что что-нибудь перестанет выходить). Если вы в чём-либо не уверены, ищите ответ на свой вопрос в книгах, Интернете или у знакомого музыканта. В остальном действуйте самостоятельно и смело!
- Первое упражнение, которое необходимо разучить на инструменте – это гамма до мажор, даже если вы осваиваете игру на слух, а не по нотам, тренироваться на гаммах нужно обязательно. Варьируйте их, играя звукоряд вверх и вниз различными штрихами (отрывисто и связно). Игра гамм повысит вашу технику: быстроту исполнения, связность, управление мехом и т.д.
- Мех во время исполнения ведите плавно, не дергайте, не растягивайте до конца, оставляя запас.
- Разучивая гамму или мелодию на правой клавиатуре, задействуйте сразу все пальцы, подбирая удобные варианты, а не один или два, так как в быстром темпе одним пальцем вы просто не сыграете.
- Так как вы осваиваете гармонь без наставника, то будет хорошо посмотреть свое исполнение в записи, для того чтобы увидеть игру со стороны и исправить ошибки.
- Слушайте много песен и наигрышей, исполняемых на гармошке. Это придаст выразительности вашей игре, поможет правильно выстраивать музыкальные фразы.
Ну вот, пожалуй, и всё для начала. Дерзайте! Вдохновляйте себя, слушая популярных исполнителей и задорные напевы! Трудитесь ежедневно, а результатами ваших трудов будут песни, которым, несомненно, порадуются родные и близкие, собравшись за семейным столом!
Автор – Любовь Ворожейкина
Комментарии
Александр 03:13 Reply
После ухода из жизни Юрия Шатунова,появилось огромное желание научиться играть на гармони.Я знал что Юрий любитель игры на гармони ,но как-то особо не предовал этому значение.Видать Юрин уход сильно потряс меня и я сильно заболел гармонью .Прям целыми днями начал смотреть ролики в интернете все что связано с гармонью.Перешерстил все Авито в поисках инструмента ,все было не то.Либо очень дорого ,либо откровенный утиль по заоблачной цене.Пришлось вникать в технические характеристики инструмента чтоб потом не жалеть о покупке.(Я раньше и понятия не имел,что гармони бывают 2х,3х,4х и даже 5-ти голосые.Первый раз услышал такое понятие как резонаторы,и как они влияют на звук.Узнал что гармони бывают кусковые и цельно планочные из-за этого сильно отличается цена и многое другое)Спустя около трех месяцев поисков,появилась она Чайка 204м как у Игоря Растеряева есть такой исполнитель.Приобрел самоучитель с неделю позанимался не то.Стал смотреть в Ютуб кто как занимается ,и наткнулся на курсы Павла Уханова оказывается Юрий Шатунов был знаком с Павлом и даже заказывал у него гармони(это я узнал все позже)Приобрел первый сборник вижу дело пошло .Были проблемы в начале не мог соединить рук, недели две психовал это у всех начинающих так.Сейчас вспоминаю это и улыбаюсь.Идет уже четвертый месяц моего знакомства с гармонью Заканчиваю уже второй сборник ,а желание заниматься только растет.Тут не давно решил почитать гороскоп на год ,а моему знаку зодиака написано что вы займетесь музыкой. Раньше бы посмеялся, а теперь так не думаю(мне 47 лет)Все таки думаю это ранний уход из жизни Юрия так на меня повлиял.Вот какой был человек,даже после своего ухода из жизни продолжает делать людям добро.Вот так ко мне пришла любовь к этому замечательному инструменту…
Алексей 20:58 Reply
С детства, я любил слушать как играет мой дедушка с дядей.
И вот в 12 лет мне захотелось научиться играть на гармони,но не знал с чего начать, всё время играл на басах и не как не мог перейти на голоса.Но вскоре на ютубе,я нашёл видео обучение на гармони с цифрами, постепенно я начал играть смотря на цифры и мне очень понравились.Сначало получалось очень плохо,но вскоре я начал нормально играть соединяя басы с голосами.Мне недавно исполнилось 13 лет и я каждый день играю на гармони теперь не цифрами а уже на слух потому что уже освоился и как бы скорее всего у меня есть хороший музыкальный слух,главное не сдавайтесь и у вас всё получится 🙂
Надежда 13:17 Reply
Мне 62. Всю жизнь мечтала научиться играть на гармони. Слуха нет, но…..сейчас пытаюсь. Проблема – ноты
Советы для начинающих
Освоение любого музыкального инструмента – сложный и длительный процесс, который может затянуться на многие месяцы, а иногда и годы. Нет пределов совершенства в игре на гармошке, но чтобы будущие свершения давались легче, надо помнить о простых базовых вещах. Часто бывает так, что музыкант неправильно осваивает основы, к примеру, посадку или постановку пальцев и в будущем это мешает ему добиться высот в исполнении. Поэтому, осваивая инструмент, помните о таких рекомендациях:
- Играйте как можно большим количеством пальцев. Развивайте все пальцы обеих рук, включая безымянный и мизинец. Чтобы хорошо играть, в процессе должны участвовать как минимум 4 пальца каждой руки;
- Правильная «смена меха». Чтобы звук некрасиво не обрывался в процессе игры, не терялась интенсивность звучания, не было неприятных слуху переходов – чередовать смену движения меха надо в паузах, при завершении тактов. Это требует хорошего знания мелодии, которая исполняется и тренировок;
- Рекомендуется не зажимать одним пальцем сразу 2 кнопки. Это считается не самой лучшей привычкой, использовать которую можно лишь в крайних случаях, когда по-другому сыграть не получается;
- Слушайте запись своей игры. Чтобы понять, в чем ваши ошибки и что надо исправлять – записывайте игру на гармошке на диктофон, на камеру и прослушивайте, что получилось.
Универсальная рекомендация – не надо спешить за скоростью игры, лучше медленно прорабатывать все детали. В будущем скорость появится сама собой, но ошибок в исполнении будет меньше.
Вот так можно научиться играть на гармошке для начинающих даже без учителя или помещения специальной музыкальной школы. Терпение, регулярные упражнения и стремление к лучшему помогут вам быстро получить результат!
Делитесь своими успехами и оставляйте комментарии о статье! Также подписывайтесь на группу проекта «Научиться» во ВКонтакте. Там мы публикуем полезный контент и проводим розыгрыши: https://vk.com/nauchitsyaru.
Первый способ – обучение «с рук»
На просмотре видео уроков опытных мастеров, наблюдении за их игрой со стороны, и опоре на свой музыкальный слух собственно и строится первый способ обучения игре на гармошке. Он заключается в том, чтобы, минуя этап изучения нотной грамоты, приступить сразу к игре на инструменте. Такой вариант подходит для любителей народной музыки, которые никогда не занимались профессионально, но от природы наделены неплохими музыкальными данными.
В этом случае, как нельзя, кстати, будут записи авторитетных исполнителей в видео-формате, их обучающие видео-материалы. Кроме того, пригодятся аудио песен и наигрышей для подбора мелодий по слуху. А игру на инструменте по нотам вы сможете освоить и позднее, когда решены будут уже многие технические моменты.
Посмотрите видео-урок Павла Уханова:
Второй способ – традиционный
Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов. В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют. Главное, не отчаивайтесь!
Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. Кроме того, от нашего сайта вы можете получить в подарок отличный самоучитель по нотной грамоте (дарится всем желающим)!
Оба описанные выше варианта обучения игре на гармошке, при регулярных и осмысленных занятиях дадут хороший результат. Скорость обучения, конечно, зависит от ваших способностей, количества и качества тренировок. Ну а если же вы воспользуетесь тем и другим способом, заранее спланировав их гармоничное сочетание, то результат не заставит себя долго ждать.
Как научиться играть на гармони с нуля в домашних условиях
Учимся играть на Елецкой Рояльной Гармони!
УРОКИ ИГРЫ НА РОЯЛКЕ
«Полчаса с Роялкой» — это первый урок игры на елецкой рояльной гармони от Константина Матюхина. На примере «Страданий» разбирается самое начало игры, левая рука, принципы построения простейших колен в правой руке, соединение левой и правой руки. Приёмы игры.
Для просмотра нажать на картинку .
СКАЧАТЬ на свой компьютер этот урок можно ЗДЕСЬ. нажать
«Полчаса с Роялкой»
Урок второй для тех, кто уже немного знаком с рояльной гармонью! Замечательный музыкант, гармонист-рояльщик Юрий Прохоров, рассказывает об особенностях рояльной гармони и о том, как можно использовать эти удивительные особенности. Урок откроет Вам очень важные, фундаментальные понятия, можно сказать — «философию рояльной гармони».
Для просмотра урока нажмите на фото
П. Лондонов — Самоучитель игры на двухрядной гармонике — хромке
П. Лондонов
Самоучитель игры на двухрядной гармонике – хромке
“Музыка”, 1966г.
номер 394
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКА. ДВИЖЕНИЕ МЕХА
Звук на гармонике извлекается путем нажатия на клавиши при одновременном движении меха. При нажатии клавиши открывается определенный клапан, в результате чего струя воздуха колеблет стальные голоса — и мы слышим соответствующие музыкальные звуки.
Нажимать на клавиши нужно спокойно, без каких-либо лишних усилий, так как степень громкости звука зависит только от силы движения меха, а не от силы нажатия пальцем на клавишу.
Движение меха осуществляется при помощи левой руки. При этом надо иметь в виду следующее: чрезмерное растягивание меха, рывки, стремление к «наседанию» на инструмент приводят к неравномерному звучанию мелодии и порче инструмента.
Мех следует вести плавно и ровно. Очень важно научиться правильно менять направление меха. Смена меха должна быть спокойной, без толчков и ощутимых остановок. Нельзя допускать смены движения меха на одном, тянущемся звуке, так как в этом случае вместо одного долгого звука получатся два более коротких звука. Необходимо помнить, что звук прекращается после снятия пальца с клавиши. В некоторых конструкциях гармоник на сетке левой части корпуса имеется специальный клапан — отдушник, предназначенный для сжима меха без нажатия на клавиши (без звуков).
скачать самоучитель
Самоучитель игры на двухрядной гармонике — хромке
П. Лондонов
«Советский композитор”, 1974г
номер 394
Тот же самоучитель, что и выше, только в другом формате и другого года издание
Описание инструмента
Правила держания инструмента. Посадка. Положение рук и корпуса играющего
Постановка рук и аппликатура
Извлечение звука. Движение меха
Правая клавиатура
Описание правой клавиатуры
Высота звука
Музыкальный звук и его свойства: высота, длительность, сила, тембр
Запись звуков по высоте
Запись звуков по длительности
Сила звука
Такт. Тактовые размеры
Паузы
Легато. Стаккато
Понятие о мелодической линии
Левая клавиатура
Роль левой клавиатуры при игре на гармонике
Запись басов
Запись аккордов
Расположение басов и аккордов на инструменте
Игра двумя руками
Практика исполнения музыкальных произведений
Темп
Сила звучания
Восьмые ноты и паузы
Шестнадцатые ноты и паузы
Схема соотношения нот и пауз различной длительности
Затакт
Нота с точкой
Лига
Знаки повышения и понижения звуков
Знаки повторения
Исполнение двойных нот и аккордов на правой клавиатуре
Тактовые размеры на 3/8, в/в, 9/в, 12/в .
Смешанные такты. Переменные размеры.
Счет на 2/г и 3/а
Триоль
Украшения
Приложение
Ан. Новиков. Марш коммунистических бригад
В. Соловьев-Седой. Если бы парни всей земли
В. Соловьев-Седой. В путь
На сопках Маньчжурии (вальс)
Березка (вальс)
Е. Родыгин. Куда бежишь, тропинка милая
Н. Поликарпов. Девичьи припевки
По улице мостовой. Русская народная песня
Во горнице во новой. Русская народная песня
Барыня
Подмосковные частушки
Старинные тихвинские припевки
Саратовские припевки
Рязанские страдания-частушки
У воровские частушки
Полянка. Русский народный танец
Херсонский гопак. Украинский народный танец
Лявониха. Белорусский народный танец
Лезгинка. Грузинский народный танец
Бишле бию. Татарский народный танец
Башкирский танец
скачать пособие
И еще DjVu формат 1977г.:
скачать школу
номер с394к