Безопасность жизнедеятельности как юридическая категория

Безопасность жизнедеятельности как юридическая категория

Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».

Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Безопасность жизнедеятельности. Лекция 1

Правовые основы БЖД

Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). См. с. 509 и 510

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс Безопасность подобно другим аспектам жизнедеятельности подлежит охвату правовым регулированием в той части, которая санкционирована государством. На территории РФ действуют только законы и подзаконные акты РФ. В переходный период (до создания своего законодательства по всем отраслям права) на территории России действуют также законы и подза­конные акты бывшего СССР, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Поэтому важнейшие законодательные положения по БЖД закреплены в Конституции РФ, Законах РФ и СССР.

Конституция РФ (1993 г.) является юридической базой всех отраслей законодательства и обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции. РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».

Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Детально положения Конституции РФ в области БЖД конкретизируются в следующих законодательных актах:

— Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.);

— Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.);

— Земельный кодекс РСФСР (1991 г.);

— Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991г.);

— Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» (1991 г.);

— Закон РФ «О недрах» (1992 г.);

— Закон РФ «О безопасности» (1992 г.);

— Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.);

— «Кодекс законов о труде РФ» (1992 г.);

— Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.);

— Закон «О сертификации продукции и услуг» (1994 г.);

— Закон РФ «О пожарной безопасности» (1995 г.);

— Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.);

— Закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.);

— Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.);

— Закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и др.

В последнем из указанных законов под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние её факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии с Законом граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколений.

Граждане РФ имеют право на своевременное возмещение в полном объёме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний. Возмещение ущерба проводится организациями, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно либо по решению суда.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» — комплексный нормативный акт. Он регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя её отдельные объекты. В соответствии с Законом задачами природоохранительного законода­тельства являются: охрана природной среды (а через неё и здоровья человека), предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружаю­щей природной среды, улучшение её качества. Ведущим принципом, направленным на решение указанных задач, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов. В этом его основная идея.

Реализация этой идеи обеспечивается в Законе тремя группами норм, закрепляющих:

— нормативы качества окружающей природной среды;

— экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющие на окружающую среду;

— механизм использования этих требований.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на безопасность их жизни и здоровья, на государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Статья 4 Закона устанавливает, что продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стан­дартов, санитарных норм (СН), строительных норм и правил (СНиП), услови­ям договора, обычно предъявляемым требованиям.

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды в соответствии с требованиями стандартов, СН, СНиП. На товары (результаты работы), использование кото­рых по истечении определённого срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, должны устанавливаться сроки службы (годности), о которых потребитель должен предупреждаться (ст. 5). Товары, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации, т.е. подтверждению уполномоченным на то органом соответствия товара требованиям стандарта.

Потребитель вправе потребовать, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объёме (ст. 12). Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, подлежит возмещению причинителем вреда. Размер возмещения вреда определяется судом (ст. 13).

Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ) определяет основные обязанности администрации по обеспечению безопасных условий труда; специальные требо­вания, предъявляемые к работникам, занятым на тяжёлых и вредных работах; требования безопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудованию, устанавливает материальную ответственность за ущерб, причинённый работникам повреждением их здоровья и т.п. КЗоТ содержит 18 глав, среди которых есть такие главы как «Охрана труда», «Труд женщин», «Труд молодежи», «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде».

Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.) устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организации;

— установление единых нормативных требований по охране труда, обязательных к исполнению для организаций любых форм;

— государственное управление охраной труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

— расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;

— установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— установление порядка обеспечения работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счёт средств работодателя.

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации последствий этих аварий.

К категории опасных производственных объектов Закон относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С; используются стационарно установленные грузоподъёмные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры; получаются расплавы чёрных и цветных металлов; ведутся горные работы, а также работы в подземных условиях.

Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от указанных случаев на производстве и определяет порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим законом случаях.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Законодательство в сфере БЖД

Безопасность жизнедеятельности как юридическая категория

Безопасность жизнедеятельности – это допустимое состояние среды обитания человека, при котором минимальна возможность возникновения опасных факторов.

Как и в большинстве стран, структура правовой базы о безопасности жизнедеятельности представляет собой пирамиду, на вершине которой находится Основной Закон (чаще всего Конституция), объединяющий вопросы об охране труда, экологии, гигиене труда и промышленной безопасности. На ступень ниже его располагаются общегосударственные и локальные (региональные) законы в области защиты окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности.

Основные законы Российской Федерации в сфере БЖД утверждают ряд принципов и направлений политики в области безопасности жизнедеятельности. Среди них наиболее существенны следующие:

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

  • жизнь и здоровье сотрудника имеет высший приоритет по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
  • координирование деятельности предприятия не только в области охраны труда, но в области охраны окружающей среды;
  • разработка и установление требований по охране труда для всех видов собственности и сфер хозяйственно деятельности;
  • стимуляция предприятий к созданию безопасных условий труда, внедрению безопасной техники или технологий (используемых в технологическом процессе) и средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, путем проведения эффективной налоговой политики;
  • применение жестких санкций в отношении предприятий и ответственных лиц, в целях соблюдения ими нормативных требований;
  • защита интересов сотрудников, которые пострадали от несчастных случаев или чрезвычайных ситуаций и получили профзаболевания, а также защита интересов членов семьи работников;
  • подготовка специалистов в области охраны труда на базе государственных высших и средних учебных заведений;
  • ведение отчетности об условиях труда, несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях на производстве, а также ведение статистики профзаболеваний.

Начинай год правильно
Выигрывай призы на сумму 400 000 ₽

Политика государства в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзов предприятия или организации, и других работников, имеющих полномочия по улучшению условий охраны труда, предотвращению несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций, предупреждению производственных травм и возникновения профзаболеваний.

Управление охраной труда со стороны государства осуществляется государственным органом, полномочия которого определяются президентом или правительством Российской Федерации.

В свою очередь работодатель обязан обеспечить:

  1. Безопасность эксплуатации зданий, сооружений и оборудования.
  2. Соответствие рабочих мест требованиям нормативно-правовых актов.
  3. Обеспечение процесса лечебного обслуживания сотрудников, отвечающего требованиям законодательства.
  4. Установление, отвечающего всем требованиям, режима труда.
  5. Выдачу спецодежды и спецоборудования.
  6. Контроль вредного воздействия на производстве.
  7. Возмещение вреда, полученного работников во время трудового процесса.
  8. Инструктаж и обучение работников.

Основные законы в области безопасности жизнедеятельности

Управление безопасностью жизнедеятельности осуществляется в соответствии с законами и подзаконными актами.

Основные законодательные акты в области безопасности жизнедеятельности:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Данный акт определяет основные обязанности работодателя и ответственных лиц по обеспечению БЖД и регламентируют особые требования к различным категориям и группам работников, устанавливая ответственно за ущерб здоровью и жизни сотрудников.
  2. Закон «Об основах труда в Российской Федерации» от 23 июня 1999 года, по которому каждый работодатель обязан: обеспечить сотрудников средствами защиты за свой счёт, принять необходимые меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций, застраховать работников от несчастных случаев.
  3. Закон «О защите и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который регламентирует обязанности администрации по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций. К таковым относятся:
    • проведение мероприятий по повышению устойчивости зданий и сооружений;
    • поддержание в готовности служб по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • организация мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
    • создание необходимых резервных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    • Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Функция данного документа заключается в регулировании отношений между потребителями и предпринимателями, устанавливая права потребителей на безопасность их жизни и здоровья.
    • Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ) регламентирует обязанности администрации или работодателя по обеспечению безопасных условий труда; обозначает требования, которые предъявляются работникам, занятым трудовой деятельностью на на тяжелых или вредных работах; регламентирует требования к производственным зданиям, сооружениям и иным объектам предприятия; устанавливает материальную, административную и уголовную ответственность работодателя перед пострадавшими сотрудниками.

    Замечание 1

    КЗоТ содержит в себе 18 различных глав, регламентирующих требования в той или иной области безопасности жизнедеятельности, среди которых имеются: «Охрана труда», «Труд женщин», «Труд молодежи» и другие.

    К подзаконным актам относятся: указы, постановления, ГОСТ, техническая документация, инструкции и другие документы, которые могут индивидуальны, как для субъекта Российской Федерации, так и для отдельных предприятий и компаний. Главное условие таких актов – они не должны противоречить основным законом страны о безопасности жизнедеятельности.

    Государственный контроль исполнения требований к безопасности жизнедеятельности играет важную роль, благодаря соблюдению нормативных актов, риск возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций значительно снижается.

    Общие вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности

    Как и любая сфера деятельности человека, обеспечение безопасности жизнедеятельности должно иметь правовую основу. В качестве такой правовой основы в нашей стране прежде всего выступает Конституция Российской Федерации (далее – Конституция) как ее основной закон, принятый 12 декабря 1993 г.

    В частности, ст. 42 Конституции четко определяет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Вся важность данной законодательной нормы заключается именно в постулировании основным законом страны естественного права каждого человека на комфортные условия своей среды обитания.

    В этой же статье Конституции прямо указывается на право человека иметь достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку именно такая информация дает каждому из нас адекватное, неискаженное представление о мире, в котором мы живем.

    Поскольку благоприятная окружающая среда предполагает в первую очередь именно природную среду, то на первый план выходит еще одна законодательная норма, закрепленная в ч. I ст. 9 Конституции, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Таким образом, Конституция определяет, что экологическая деятельность в сфере взаимодействия человека и природы включает в себя обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды, природопользование.

    На основе Конституции и в соответствии с ней разработан и принят целый ряд федеральных законов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, обязательных к исполнению в рамках всех субъектов Российской Федерации. Более того, согласно ст. 76 Конституции законодательные нормы и иные правовые акты, принимаемые отдельными субъектами Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В противном случае они подлежат отмене Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства РФ.

    К числу наиболее важных законов, касающихся сферы безопасности жизнедеятельности человека, относятся следующие:

    • • Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»;
    • • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    • • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
    • • Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
    • • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
    • • Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
    • • Федеральный закон от 20 июня 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
    • • Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
    • • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
    • • Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
    • • Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
    • • Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Нормативно-техническая документация, разрабатываемая на основе Федеральных законов и также используемая в процессе управления безопасностью жизнедеятельности, включает следующие виды документов:

    • • государственные стандарты (ГОСТы);
    • • санитарные правила и нормы (СанПиНы);
    • • гигиенические нормы (ГН);
    • • строительные нормы и правила (СНиПы).

    Управление безопасностью жизнедеятельности предполагает не только принятие законодательных актов, но и их исполнение. В связи с этим нарушения действующих федеральных законов, а также принятой нормативно-технической документации, которые приводят к существенному снижению уровня безопасности жизнедеятельности человека, ухудшению условий его среды обитания, массовой гибели животных и растений, влекут за собой административную или уголовную ответственность виновных лиц.

    Законодательные основы охраны труда

    В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: «. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. «.
    В «Кодексе законов о труде Российской Федерации» отражены следующие вопросы:
    · в главе Х — «Охрана труда»;
    · в главе XI — «Труд женщин»;
    · в главе XII — «Труд молодёжи».
    Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятом 23 июня 1999 года. В частности:
    · признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
    · государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
    · установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;
    · обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
    · обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    · обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;
    · гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.
    Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).
    Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация», которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.
    Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
    Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).
    1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) — утверждают Госстандарт России и Минстрой России.
    2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.
    3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) — утверждает Госкомсанэпиднадзор России.
    4. Строительные нормы и правила (СНиП) — утверждает Минстрой России.
    5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.
    6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) — утверждает Минтруд России.
    7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) — утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.
    8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.
    9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.
    10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.
    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.
    Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

    Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:
    · обучение работающих вопросам охраны труда;
    · обеспечение безопасности производственного оборудования;
    · обеспечение безопасности зданий и сооружений;
    · обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
    · обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
    · обеспечение безопасности производственных процессов;
    · нормализация условий труда и др.
    Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с «Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда», утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.
    Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
    Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.
    Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.
    Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.
    Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).
    Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.
    Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:
    · общие требования безопасности;
    · требования безопасности перед началом работ;
    · требования безопасности во время работы;
    · требования безопасности в аварийных ситуациях;
    · требования безопасности по окончанию работы.
    Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «строго» и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.
    Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.).
    Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.
    Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.
    Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).
    Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций.
    У руководителя подразделения организации должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ.
    Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
    Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется:
    · работодателем и руководителями подразделений;
    · через совместный административно-общественный контроль;
    · через контроль вышестоящей организации;
    · инспекторами государственного специального надзора (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор и др.);
    · инспекторами государственной службы по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции и работники подразделения по охране труда органа по труду субъекта Федерации);
    · через смотры по охране труда и технике безопасности.

    Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

    В основе государственного надзора и общественного контроля за охраной труда лежит законодательная база: «Конституция РФ», федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», «КЗоТ РФ», а также ряд указов Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства труда РФ и др.
    Общий надзор за исполнением законов о труде и охране труда в Российской Федерации осуществляет прокуратура.
    Указом Президента РФ N850 от 4 мая 1994 года государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда возложен на Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. В настоящее время Федеральная инспекция труда действует в соответствии с «Положением о Федеральной инспекции труда», утвержденным постановлением Правительства РФ N78 от 28 января 2000 года.
    В соответствии с данным «Положением», государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда имеют право:
    · беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях;
    · получать информацию, приостанавливать работу;
    · выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания и налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
    Постановлением Министерства труда РФ N58 от 30 октября 1995 года утверждено «Примерное положение о подразделении по охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта РФ». В соответствии с этим положением, работники данного подразделения осуществляют управление, руководство и организацию в области охраны труда на соответствующей территории субъекта Федерации. Для осуществления своих обязанностей эти работники имеют соответствующие права и полномочия:
    · беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинённости;
    · получать необходимую информацию.
    Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива и, в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 22) и «Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (утверждёнными Постановлением Минтруда РФ N30 от 8 апреля 1994 года), имеют право:
    · контролировать выполнение работодателем законодательства по охране труда;
    · проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
    · принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, получать информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии;
    · предъявлять требования о приостановке работ при угрозе жизни и здоровью работников, выдавать работодателю обязательные к рассмотрению представления по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда;
    · контролировать выполнение коллективного договора в пунктах, где отражены вопросы условий труда и охраны труда, принимать участие при разработке нормативных актов по охране труда;
    · обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях требований по охране труда, принимать участие в рассмотрении трудовых споров по охране труда.

    1. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. –М.: ВАСОТ. 1993.
    2. Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. –С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.
    3. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.–-М. ВАСОТ, 1992
    4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности–наука о выживании в техносфсре –М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып. 1.
    5. Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. – М.: Вестник МГТУ. 1998, сер. ЕН.№1.
    6. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. Т. 1: Пер с англ. – М.: Мир, 1993.
    7. Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Пер. с франц. –Л.: Гидрометеоиздат, 1981.
    8. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. –М.: изд-во ИЦ «Россия молодая» –Экология, 1992.
    9. Русак О.Н. Введение в охрану труда. –Л.: изд-во Ленинград, лесотехнической академии, 1982.

    Правовые основы БЖД

    Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

    Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

    Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

    Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

    Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

    Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

    2. Нормативно-техническая документация

    Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

    В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).

    Система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов–совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

    Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера, 2–атмосфера, 3 –биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов (табл. 1).

    Классификация системы стандартов в области охраны природы

    Шифр группы

    Термины, определения, классификация

    Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов

    Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов

    Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозя

    Требования к средствам контроля и измерений состояния среды

    Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите

    Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03–87.

    Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

    Согласно Трудовому кодексу РФ, правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли экономики. Они закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).

    Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предприятия, организации или учреждения.

    Система стандартов безопасности труда (ССБТ) –одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС–12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

    Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).

    Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.

    Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов. Стандарты подсистемы 2 устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

    Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности. Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования безопасности к средствам защиты; подсистемы 5 – к зданиям и сооружениям.

    Таким образом, если нас интересуют требования безопасности к электросварочным работам, ищем стандарт класса 12 подсистемы 3 (производственные процессы), где он фигурирует под номером 3 (ГОСТ 12.3.003–86*). Стандарт требований к защитному заземлению и занулению (их применению, устройству) следует искать в подсистеме 1 – это ГОСТ 12.1.030–81* «ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление». Нельзя путать стандарты такого рода со стандартами требований безопасности к средствам защиты (подсистема 4), например, ГОСТ 12.4.021–75* «ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования». Стандарт на обучение работающих безопасности труда, метрологическое обеспечение охраны труда следует искать в подсистеме 0 как стандарты на организационные вопросы. Это ГОСТ 12.0.004–90 и ГОСТ 12.0.005–84.

    Если перечень методов и средств защиты, необходимых для обеспечения требований безопасности по рассматриваемому фактору оказывается емким, его стандартизуют в рамках отдельного стандарта подсистемы 1. Примером такого документа является ГОСТ 12.1.029–80 «ССБТ. Средства и методы защиты от шума. Классификация». Так же поступают при информативно емких методах контроля требований безопасности. Так, в подсистеме 1 имеются отдельные стандарты на метод измерения на рабочих местах шума (ГОСТ 12.1.050–86), шумовых характеристик машин (ГОСТ 12.1.023–80*, ГОСТ 12.1.024–81*, ГОСТ 12.1.025–81*, ГОСТ 12.0.026–80; ГОСТ 12.1.027–80, ГОСТ 12.1.028–80) и т. д.

    Требования безопасности устанавливают применительно к производственному, а не технологическому оборудованию, к производственным, а не технологическим процессам. Так, требования ГОСТ 12.2.009–80* «ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности» относятся к станкам всех типов (токарным, сверлильным, шлифовальным, заточным и т. п.); ГОСТ 12.3.025–80* «ССБТ. Обработка металлов резанием. Требования безопасности» относится ко всем видам металлообработки резанием.

    Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются непосредственно на предприятии и согласовываются с профсоюзным комитетом. Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий труда; надзора за установками повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестации лиц, обслуживающих установки повышенной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т. д.

    Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

    Основные цели комплекса:

    – повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

    – эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

    Задача комплекса – установление:

    · терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

    · основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

    · уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

    · методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

    · способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

    Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС–22), номера (шифра) группы (табл. 9.2), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01–94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.

    Стандарты группы 0 устанавливают:

    · основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов;

    · основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

    Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС

    Общие вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности

    Как и любая сфера деятельности человека, обеспечение безопасности жизнедеятельности должно иметь правовую основу. В качестве такой правовой основы в нашей стране прежде всего выступает Конституция Российской Федерации (далее – Конституция) как ее основной закон, принятый 12 декабря 1993 г.

    В частности, ст. 42 Конституции четко определяет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Вся важность данной законодательной нормы заключается именно в постулировании основным законом страны естественного права каждого человека на комфортные условия своей среды обитания.

    В этой же статье Конституции прямо указывается на право человека иметь достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку именно такая информация дает каждому из нас адекватное, неискаженное представление о мире, в котором мы живем.

    Поскольку благоприятная окружающая среда предполагает в первую очередь именно природную среду, то на первый план выходит еще одна законодательная норма, закрепленная в ч. I ст. 9 Конституции, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Таким образом, Конституция определяет, что экологическая деятельность в сфере взаимодействия человека и природы включает в себя обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды, природопользование.

    На основе Конституции и в соответствии с ней разработан и принят целый ряд федеральных законов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, обязательных к исполнению в рамках всех субъектов Российской Федерации. Более того, согласно ст. 76 Конституции законодательные нормы и иные правовые акты, принимаемые отдельными субъектами Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В противном случае они подлежат отмене Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства РФ.

    К числу наиболее важных законов, касающихся сферы безопасности жизнедеятельности человека, относятся следующие:

    • • Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»;
    • • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    • • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
    • • Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
    • • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
    • • Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
    • • Федеральный закон от 20 июня 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
    • • Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
    • • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
    • • Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
    • • Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
    • • Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Нормативно-техническая документация, разрабатываемая на основе Федеральных законов и также используемая в процессе управления безопасностью жизнедеятельности, включает следующие виды документов:

    • • государственные стандарты (ГОСТы);
    • • санитарные правила и нормы (СанПиНы);
    • • гигиенические нормы (ГН);
    • • строительные нормы и правила (СНиПы).

    Управление безопасностью жизнедеятельности предполагает не только принятие законодательных актов, но и их исполнение. В связи с этим нарушения действующих федеральных законов, а также принятой нормативно-технической документации, которые приводят к существенному снижению уровня безопасности жизнедеятельности человека, ухудшению условий его среды обитания, массовой гибели животных и растений, влекут за собой административную или уголовную ответственность виновных лиц.

    Оцените статью
    TutShema
    Добавить комментарий