Совмещение всенаправленной диаграммы направленности микрофона с кардиоидой называется

Не все микрофоны имеют одинаковые характеристики. Некоторые из них предназначены для работы во всенаправленном режиме – они способны «слышать» звуки одинаково хорошо во всех направлениях. Другие микрофоны являются направленными (они также называются кардиоидными) – они способны хорошо «слышать» звуки от источников, находящихся непосредственно перед ними, но они относительно «глухи» к звукам, приходящим со всех других направлений.

Микрофон со всенаправленной диаграммой направленности одинаково чувствителен во всех направлениях, он, как правило, очень надежен и не слишком чувствителен к шоковому воздействию. Такой микрофон не способен различат прямые и отраженные звуки, поэтому его необходимо размещать вблизи от источника звуковых сигналов.

Преимущество всенаправленного микрофона заключается в том, что он способен с одинаковой чувствительностью записывать звуки, приходящие со всех направлений, и на очень широкой площади. Он отлично пригоден для записи группы людей, или исполнителя, который перемещается по съемочной площадке. Его недостаток в том, что она не способен обеспечить различие между звуковым сигналом, который вы хотите слышать, и нежелательными звуками, например, отражениями от стен, шумами, создаваемыми людьми или оборудованием, находящимися поблизости, гудением вентиляции, звуками шагов и так далее. Чем более реверберирующей является обстановка, тем сложнее эта проблема. Такой микрофон следует размещать так, чтобы он находился ближе к источникам полезных звуков, чем к источникам мешающих звуков. Такой микрофон отлично пригоден для записи окружающих (или натуральных (NAT)) звуков.

Направленные микрофоны

Существует несколько различных видов узконаправленных диаграмм направленности. Кардиоидная, или имеющая форму кардиоиды диаграмма направленности является достаточно широкой для обычного использования и не чрезмерно избирательной, в то время, как супер-кардиоидная диаграмма направленности также имеет ограниченную зону захвата с тыльной стороны, куда приходят отраженные звуковые волны.

Диаграмма направленности для направленного (или кардиоидного) микрофона имеет форму кардиоиды (шириной примерно 160 градусов), при этом с обратной (тыльной) стороны микрофон остается совершенно нечувствительным к звукам. Микрофон с суперкардиоидной (или высоконаправленной) диаграммой направленности применяется всегда, когда вам требуется выполнить исключительно избирательную запись звука, или запись звука с удаленного источника звука.

В тех случаях, когда направленный микрофон направлен на источник полезного звука, он будет игнорировать звуки с других направлений, обеспечивая более чистый результирующий звук. С другой стороны, направленный микрофон требуется более тщательно позиционировать. Важно также гарантировать, чтобы источник звука не выходил из «зоны захвата», в противном случае источник звука окажется вне зоны действия микрофона. Источник звука, находящийся вне зоны действия микрофона, создает более слабый звук, который, возможно, будет терять высокие частоты, и вместо желаемого звучания зрительская аудитория может слышать те звуки, на источник которых он окажется направленным.

Диаграммы направленности микрофонов: простое объяснение

Виды направленности микрофонов

Виды направленности микрофонов

Направленность — это чувствительность микрофона к звуковому сигналу в зависимости от направления или угла, с которого идет звук. Направленность микрофона определяется его конструкцией и показывает, с какой стороны от микрофона звук воспринимается лучше, а с какой — хуже. Направленность микрофона тесно связана с его областью использования.

Типы направленности микрофонов

По типу направленности, микрофоны разделяют на следующие типы:

  1. Всенаправленные микрофоны.
    Микрофон с круговой направленностью имеет равную чувствительность к сигналам, поступающим к нему со всех сторон. Такой микрофон отличается низкой чувствительностью к звукам дыхания, и ему не свойственен «эффект приближения».
  2. Микрофоны с односторонней направленностью. Такой тип микрофонов может иметь кардиоидную, суперкардиоидную или гиперкардиоидную диаграмму направленности.
  1. Кардиоидные микрофоны не воспринимают звук, идущий с тыльной стороны микрофона. Они подходят для записи в студии, идеальны для снятия звука с разнообразных инструментов типа барабанов и гитары, а также вокала. Их направленность очень узкая, кардиоидные микрофоны отрезают сигнал от других инструментов, которые находятся в помещении.
  2. Суперкардиоидные микрофоны зона захвата у них находится спереди, шумоизоляция сильнее и они менее чувствительны к акустике помещения, но при этом захватывают звук, идущий с тыльной стороны микрофона. Такие микрофоны подходят для записи одного голоса или инструмента в очень шумных местах.
  3. Гиперкардиоидные микрофоны обеспечивают максимальную шумоизоляцию, менее всего чувствительны к акустическому оформлению помещения, но захватывают чуть больше звука, идущего с тыльной стороны микрофона в сравнении с кардиоидными и суперкадиоидными микрофонами.

Кардиоидный микрофон

Хорошо подходят для: съемки документальных фильмов, свадеб и других мероприятий.

Характеристика направленности в форме кардиоиды достаточно универсальна. Кардиоидные микрофоны бывают всех конструктивных типов и размеров. Эти микрофоны с их широкой направленностью не следует путать с гиперкардиоидными и суперкардиоидными. В обстановке с неконтролируемыми источниками звука кардиоидные микрофоны также будут улавливать фоновый шум.

Гиперкардиоидный микрофон

Гиперкардиоидный микрофон (мини-пушка)

Хорошо подходят для: установки на камеру, документальной съемки, инструментальной звукозаписи.

Гиперкардиоидные микрофоны обладают выраженной направленностью и хорошо подходят для записи звука от конкретных источников. Хотя вам могут встретиться петличные модели микрофонов с характеристикой направленности в форме гиперкардиоиды, подавляющее большинство гиперкардиоидных микрофонов – это микрофоны-пушки. Несмотря на специфические особенности различных брендов, основная разница между гиперкардиоидными и суперкардиоидными микрофонами характеризуется интенсивностью шумов, улавливаемых сзади и с боков. Гиперкардиоидные микрофоны обычно используются для инструментальной звукозаписи.

гиперкардиоидный микрофон

Всенаправленная диаграмма (Omni, Omnidirectional)

Всенаправленные микрофоны имеют одинаковую чувствительность во всех направлениях. Они не требуют установки в направлении источника сигнала.

Их преимущество — естественное, открытое реалистичное звучание, в том числе при записи инструментов в нижнем регистре, а также ровная частотная характеристика.

Подходят для работы в студийных помещениях с хорошей акустикой, записи живых выступлений негромких коллективов и записи отражений помещения.

С другой стороны, всенаправленные микрофоны не могут отсечь нежелательный фоновый шум и склонны «заводиться», поэтому их не удастся использовать на громких площадках.

Всенаправленная диаграмма очень часто используется в петличных микрофонах у ведущих и корреспондентов, так как в таком случае человек может свободно двигаться и не опасаться, что звук запишется тихо.

  • RODE Lavalier GO White
  • Shure VP64A
  • Lewitt LCT 640 TS
  • Blue Yeti Nano Gray

Двунаправленная диаграмма / восьмерка (Bidirectional / Figure of 8)

Двунаправленная диаграмма имеет две равные области захвата сигнала, расположенные противоположно друг другу — спереди и сзади микрофона. Звук с боков не записывается.

Типы направленности микрофонов

Угол захвата каждой из сторон составляет около 90 градусов. Соответственно, микрофон подойдет для записи интервью или, скажем, вокального дуэта.

Используются в техниках стереозаписи Blumlein и mid/side.

У всех ленточных микрофонов, в связи с особенностями конструкции, диаграмма двунаправленная.

  • sE Electronics SE 2300
  • Superlux R102
  • Октава МЛ 52-02 к/к
  • AEA R92

Другие виды диаграмм направленности

Помимо пяти основных видов диаграмм, существуют несколько их разновидностей, расширяющих направление записи сигнала. Так или иначе, нестандартные диаграммы представляют собой вариации на тему основных паттернов.

Полусферическая диаграмма

Полусферическая диаграмма направленности микрофона

Разновидность всенаправленной диаграммы, работающей только с половиной сферы. Полусферическая диаграмма (англ. Half-omnidirectional или Hemispherical) обладает теми же достоинствами и недостатками, что и всенаправленный паттерн.

Нулевая точка диаграммы располагается на отметке 180 градусов — микрофон отсекает всё, что находится позади. По этой причине микрофоны с полусферическим паттерном часто используются для подзвучивания больших областей: например, сцены концертного зала при выступлении дикторов.

Субкардиоидная диаграмма

Субкардиоидная диаграмма направленности микрофона (схема)

В сравнении с кардиоидой, субкардиоидная диаграмма (англ. Subcardioid) чувствительна ко всему, что происходит перед ней. Что касается звуков позади, то их субкардиоида воспринимает хуже, из-за чего сигналы сзади звучат заметно тише.

У паттерна нет нулевых точек — микрофоны с субкардиоидой одинаково хорошо воспринимают как то, что происходит перед ними, так и то, что звучит за ними. Благодаря этому широкая субкардиоида предлагает естественность звучания как у всенаправленной диаграммы и относительную сфокусированность на каком-то направлении, свойственную кардиоиде.

Узкая восьмёрка (шотган)

Двунаправленная диаграмма направленности микрофона Шотган (схема)

Узкая восьмёрка применяется в микрофонах типа «Shotgun» — узконаправленных устройствах для записи звука в особо шумном окружении. Подобные микрофоны подходят для фокусирования на источнике звука в шумном окружении: например, на съёмочной площадке. Направление микрофона с восьмёркой на источник сигнала позволяет записывать звук с большого расстояния и отсекать нежелательные окружающие шумы.

Чем чревато использование неподходящей диаграммы направленности?

Просачивание сигналов, вызванное неправильным позиционированием микрофона, способно уничтожить любую запись. Так, например, в записанном аудио может появиться излишне активные тарелки во всех микрофонах, близких к снейру и бочке, что приведёт к невозможности изолирования одного из барабанов из общего микса.

В подобных ситуациях, если мы говорим о работе с ударными, добавление нескольких децибел громкости каналу томов приведёт к появлению в миксе резкого и неприятно усиленного звука сплэша или других тарелок. Таким образом, усиление одной из дорожек приведёт к усилению других сигналов барабанной установки, нарушению баланса звучания и, как следствие, уничтожению микса.

Другая проблема, которая может быть вызвана неправильным выбором диаграммы и позиционированием микрофона в пространстве, — соединение дорожек вокала и гитары при записи исполнителя с инструментом. Вместо разделения на дорожку вокала с едва слышимой гитарой и дорожку гитары с уловимым голосом, неправильное позиционирование приведёт к записи двух равнозначных каналов.

Нулевые точки разных диаграмм направленности позволяют записывать микрофоном нужное и отсекать ненужное. Знание особенностей паттернов позволит выбрать подходящий микрофон и расположить его так, чтобы свести к минимуму всё, что вы не хотите фиксировать, но сохранить то, что должно быть записано.

Односторонняя направленность

Микрофоны с односторонней направленностью (однонаправленные) микрофоны практически не обладают чувствительностью к звукам, которые приходят к ним сзади. Такие микрофоны имеют кардиоидную, суперкардиоидную или гиперкардиоидную диаграмму направленности.

cardioidsupercardioid

Однонаправленные микрофоны предоставляют более сильную защиту от воздействия акустики помещения, если сравнивать с всенаправленными, и гарантируют более качественную изоляцию от посторонних шумов, что позволяет эффективней разделить записанные каналы.

Зачастую модели с односторонней направленностью обладают меньшей чувствительностью к появлению обратной связи и хорошо ведут себя при записи синхронного стереосигнала.

Использование однонаправленных микрофонов целесообразно в случае записи в помещении, которому присуще большое количество отражений, или при отсутствии уверенности в качестве акустического оформления комнаты.

Задействуют однонаправленные микрофоны и тогда, когда помещение, в котором осуществляется запись, не свободно от посторонних шумов. Если однонаправленный микрофон установить тыльной стороной к источнику шума, он будет принимать главным образом полезный сигнал.

Двухсторонняя направленность

Двунаправленный микрофон имеет равную чувствительность к сигналам, которые поступают спереди и сзади, и почти не чувствителен к звуку, который идет с боков.

8

Звукорежиссеры между собой называют микрофон с такой направленностью «восьмеркой».

Восьмерку часто используют для записи дуэтов с сидящими друг напротив друга исполнителями. Ее применяют и для записи в заглушенном помещении в случае необходимости повышения относительного уровня отраженных сигналов, а также для записи отдельных инструментов с целью выделения низких частот при близком размещении исполнителей от микрофона.

Такой микрофон пригодится и тогда, когда нужно отстроиться от направленных источников шума. В этом случае микрофон ставят так, чтобы его «мертвая зона» была направлена на источник шума.

Знание устройства и принципов действия разных диаграмм направленности микрофонов, знание особенностей их применения и собственно само грамотное применение их на практике непременно помогут вам получить качественные записи.

mixixng-688

___________________________________

Как минимизировать эффект близости

Тем не менее эффект близости становится настоящей проблемой, когда сигнал должен звучать равномерно по всему спектру частот. Если источник сигнала обладает естественным, мощным и выраженным низом, «близость» делает звук грохочущим и грузным.

Уменьшить влияние эффекта можно двумя способами:

  1. Увеличением расстояния от микрофона до источника звука;
  2. Использованием микрофона с всенаправленной диаграммой, которая исключает эффект ввиду особенностей своей работы.

И всё же всенаправленные микрофоны не панацея: несмотря на отсутствие негативного эффекта такие устройства захватывают слишком много звуков вокруг, из-за чего записываемый сигнал размывается.

Устранить расфокусировку звука можно всё тем же приближением микрофона к источнику сигнала. Однако стоит помнить, что всенаправленный микрофон всё равно не даст такой чёткости сигнала, которую обеспечивают микрофоны с кардиоидой и восьмёркой.

Насколько размытость допустима — вопрос открытый, получить ответ на него можно только опытным путём.

Имитация эффекта

Типичная ситуация: по мере обработки приходит понимание, что исходный звук слишком плоский и слабый или, наоборот, массивный и мощный. Сигнал не только плохо звучит, но и не укладывается в микс.

Решение проблемы кажется очевидным: нужно переписать исходник с учётом правильного выбора расстояния между источником сигнала и устройством записи. Беда лишь в том, что в 90% случаев переписать сигнал невозможно: вокалист уехал на сказочное Бали, инструмент продан в другой город, состав ударной установки изменился, а студийная комната претерпела невероятные изменения.

Возможным выходом из неприятной ситуации может стать бесплатный плагин TDR Proximity. Разработка эмулирует усиление низких частот от эффекта близости и в ряде случаев может решить проблему с сигналом. Зачастую небольшой сдвиг сигнала ближе или дальше способен вернуть звуку нужный характер и сделать его более управляемым.

Эффект близости: как расстояние до микрофона влияет на звук

Плагин TDR Proximity имитирует эффект близости, позволяя применять его уже после записи сигнала

С помощью плагина также можно проверить все дорожки в проекте, чтобы найти инструменты, выигрывающие от естественного усиления низа. Такая возможность пригодится на этапе работы над черновиком перед записью «чистового» варианта.

Помимо всего прочего, TDR Proximity — полезный инструмент для начинающих звукорежиссёров. Плагин наглядно показывает, как именно проявляется эффект близости в зависимости от расстояния между микрофоном и источником сигнала.

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий