На каких частотах можно общаться по рации

UHF (Ultra High Frequency) 400 — 520 МГц. Диапазон UHF — считается городским и проявляет свои лучшие качества в условиях плотной городской застройки. Выбор этого диапазона оптимален при необходимости получения устойчивой связи на небольших расстояниях, например, в черте города и даже при использовании портативных радиостанций обеспечивается устойчивая связь. Для открытой местности частоты не очень удобны, так как радиоволны этого диапазона плохо огибают неровности рельефа и имеют сильное затухание в лесистой местности. В случае стационарной эксплуатации радиостанции для получения большой дальности связи потребуется очень высокая установка базовых антенн.

Связь 433,075 — 434,775 МГц LPD

LPD (Low Power Device) 433,075 МГц — 434,775 МГц. В LPD диапазоне 69 каналов с шагом 25 кГц. Этот диапазон выделен специально для маломощных без лицензионных радиостанций и разрешен для свободного использования в большинстве стран мира, но часто имеет ограничения на мощность применяемых устройств. Не создают помех другим радиосредствам и минимизируют вредное влияние излучения на человеческий организм. Кроме маломощных портативных раций, в этом диапазоне могут работать радио дистанционные пульты для управления различной техникой, например, гаражными дверями, автомобильными охранными системами. В России существует законодательное ограничение на излучаемую мощность нелицензируемой приёмо-передающей аппаратуры стандарта LPD. Мощность не должна превышать 0,01 Ватта. Портативные радиостанции LPD диапазона являются наиболее компактными средствами радиосвязи, доступными для рядового покупателя. Невысокая цена, а главное — миниатюрные размеры делают привлекательной приобретение карманной радиостанции именно диапазона 433 МГц.

Может использоваться радиолюбителями, к примеру, для охоты и рыбалки, а также организациями (охрана, строительство и т. д.)

Связь 446,000 — 446,100 МГц PMR

(Personal Mobile Radio — «личное мобильное радио») называют диапазон частот 446,000 — 446,100 МГц. Этот диапазон выделен для Европейской безлицензионной системы связи. Этот вид связи предназначен исключительно для частного использования и для бытовых целей. В ноябре 2005 года, Российской Государственной Комиссией по радиочастотам было принято решение о выделении полосы радиочастот 446.0000 — 446,1000 МГц для портативных радиостанций. Разрешенная максимальная мощность – 0,5Вт. В этом диапазоне всего 8 каналов с шагом 12,5 кГц, поэтому для расширения возможностей одновременного общения большого количества PMR пользователей часто применяются от 38 до 50 субтонов. Это специальные сигналы, которые передаются в дополнение к основному сигналу, когда включен режим субтонов. Эти сигналы позволяют отличать и отфильтровывать различные радиопередачи, транслируемые на одинаковой частоте. Две рации, работающие на одном канале, с одинаковыми субтонами не будут слышны другими участниками радиообмена на этом же канале, если те не включат режим субтона с тем же номером.

Разрешенные частоты для рации

Распространение волн диапазона PMR имеет свою особенность. Для качественной и уверенной радиосвязи устройств необходима прямая видимость. Радиоволны диапазона 466 МГц почти не огибают препятствия и активно поглощаются ими. Чем выше точка, с которой происходит вещание, тем дальше «бьёт» радиостанция. По условиям использования PMR радиостанций он совпадает с радиостанциями LPD.

Связь 136 — 174 МГц VHF

VHF (Very High Frequency) (служебный диапазон, используется государственными службами) 136 — 174 МГц. Один из самых универсальных диапазонов. Несмотря на то, что радиостанции этого диапазона прекрасно работает как в сельской местности, так и в городской застройке, все-таки основное применение оправдано в условиях пересеченной местности, как на равнинном ландшафте, так и в холмистом, а также на воде. В условиях плотной городской застройки качество связи существенно снижается. В случае стационарной эксплуатации радиостанции очень важную роль играет высота установки антенны, для увеличения дальности радиосвязи требуется максимально высокая точка установки базовой антенны. Также данные частоты используются для связи на морских частотах, работают на частотах 156.025 -157.425 МГц на передачу и 156.050 – 163.275 МГц на прием.

В последнее время все больше радиолюбителей посвящают свой досуг увлекательному занятию — любительской радиосвязи, а также может быть использована фирмами такси или организациями.

Связь 33-57,5 МГц (Low-Band диапазон)

Это нижний участок УКВ диапазона подвижной радиосвязи.

По причине большого влияния промышленных помех в городах и помех от передатчиков ТВ вещания, данный диапазон используется преимущественно в сельской местности. Основные пользователи, со времен СССР, станции скорой помощи и сельскохозяйственные предприятия. На сегодняшний день большинство мировых производителей прекратило выпуск радиостанций на эти частоты.

Также в радиостанциях существует понятие тональности, это своего рода шифрование.

Субтон (CTCSS) — низкочастотный тональный сигнал, передаваемый рацией. Если на рациях включен шумоподавитель CTCSS, то рация будет открываться на приём, только услышав «свой» субтон.

Код (DCS) — по сути, то же самое, но с использованием не тонального сигнала, а цифрового кода.

Рация, на которой не включён ни CTCSS, ни DCS, но настроенная на вашу частоту, будет слышать вас, независимо от того, передаёт ваша рация тон и/или субкод, или нет.

Все продаваемые радиостанции не требует государственной регистрации (VHF, UHF).

Запрещенные и разрешенные частоты для раций в России

Перепрограммировать любую рацию на нужную частоту – не проблема. Но есть одна важная вещь, которую стоит знать радиотехникам, и она заключается в том, что правила использования двусторонней радиосвязи достаточно сложны и регламентированы. Например, для программирования определенных частот вам понадобится лицензия, а некоторые и вовсе запрещены к использованию. Это критически важно, потому как использование рации в запрещенном диапазоне грозит серьезным штрафом и изъятием радиооборудования в судебном порядке.

Вот почему нужно знать, какими радиочастотами можно пользоваться свободно, для каких нужна лицензия, а какие и вовсе зарезервированы за гос структурами.

Радиочастоты в России согласно законодательству РФ делятся на три больших группы:

  • Гражданские частоты, которые могут использоваться гражданами для корпоративной или частной связи
  • Служебные частоты, зарезервированные за федеральными службами, такими как МЧС, МВД, Минобороны
  • Любительские частоты, которые могут использовать все

Для гражданских частот есть те, которые можно использовать без получения лицензии и те, за которые придется заплатить. Для свободного использования есть три категории гражданских частот:

  1. CB (Citizen Band). На рисунке в таблице вы можете посмотреть частоты для 40 (45) каналов. Разрешенный диапазон в России для связи — 27 МГц. Стандартно эти частоты используются дальнобойщиками и водителями для автомобильных радиостанций. Допустимая мощность передатчика для данного типа частот до 10 Вт.
  2. LPD (Low Power Device). Диапазон для раций низкой мощности составляет от 433,075 до 434,775 МГц. Доступны 69 каналов. На практике, большинство раций имеют мощность до 5-8 Вт и формально они проходят требования законодательства, так как Решением Государственной комиссии по радиочастотам от 11.12.2006 г. был установлен лимит мощности в данном диапазоне частот для портативных станций в 5 Вт, а стационарных до 60 Вт.
    Таблица разрешенных частот LPD для программирования раций Радиоволна
  3. PMR (Private Mobile Radio). Частоты находятся в диапазоне от 446,000 до 446,200 МГц, 8 каналов. При этом мощность передатчика должна быть максимум 0,5 Вт. В 2005 году Государственная Комиссия по радиочастотам приняла решение о выделении диапазона 446,0000—446,1000 МГц для портативных радиостанций.
    Таблица разрешенных частот PMR для программирования раций Радиоволна

Запрещенные в РФ радиочастоты

Итак, мы выяснили уже, что свободно держать связь по рации друг с другом можно в определенных частотах. Но также есть коммерческие свободные диапазоны VHF 144-146 МГц и UHF 430-440 МГц, которыми можно пользоваться при регистрации рации и позывного в органах надзора.

А вот служебные частоты являются закрепленными за определенными госслужбами и ведомствами, и они не требуют получения разрешения, но использоваться они могут только этми конкретными службами. Использование служебных диапазонов частными лицами и компаниями приведет к получению штрафов в пределах от 1500 до 30000 руб. В таблице приведем перечень некоторых служебных диапазонов.

148-149 МГц, 171-173 МГц, 450-470 МГц

Какая ответственность предусмотрена за использование запрещенных радиочастот?

Запрещенные частоты.jpg

Ответственность за использование запрещенных в России раций и частот регламентируется статьями 13.3 и 13.4 Кодекса об административных правонарушениях (КОАП). В кодексе выделяется несколько типов нарушений:

1. Изготовление или установка радиостанций без разрешения, если оно обязательно (статья 13.3). Штрафы составляют от 1500 до 3000 руб. для граждан, от 3000 до 6000 руб. для должностных лиц и от 30000 до 60000 руб. для юридических лиц. Во всех случаях предусматривается конфискация радиооборудования.

2. Неустановка рации в месте, указанном при регистрации или установка ее в каком-либо другом месте (статья 13.4, п. 1). Наказывается предупреждением или штрафом от 300 до 500 руб. для граждан, от 500 до 1000 руб. для должностных лиц, от 5 до 10000 руб. для юридических лиц.

3. Использование радиооборудования без регистрации (статья 13.4, п. 2). За это нарушение можно получить штрафы от 500 до 1000 руб. для граждан, от 1000 до 2500 руб. для должностных лиц и от 10000 до 20000 руб. для юридических лиц. По решению суда оборудование может быть конфисковано.

4. Нарушение условий использования частот, установленных решением о выделении полосы радиочастот и (или) разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов (статья 13.4, п. 3). Этот пункт как раз относится к теме статьи. То есть, при осуществлении связи на запрещенных каналах раций гражданин может получить предупреждение или штраф от 1000 до 1500 руб., должностное лицо — от 1500 до 3000 руб., юридическое лицо от 15000 до 30000 руб. Суд может также вынести решение о конфискации РЭС (радиоэлектронного средства).

Как получить лицензию на рации и частоты?

Выдачу лицензий на частоты осуществляет несколько государственных органов — Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), Главный радиочастотный центр (ГРЦ) и Роскомнадзор. Сначала подается заявка в ГКРЧ, после одобрения заявки в эту же организацию подаются материалы для проведения экспертизы электромагнитной совместимости. После проведения экспертизы в Роскомнадзор предоставляются заявления на получение лицензии и на присвоение радиочастот. Немного отличается порядок получения лицензий для телевидения и радиовещания и для судовых радиостанций. Подробнее об этом можно прочитать на официальном сайте ГРЦ.

Порядок получения лицензии.jpg

Одновременно с получением лицензии на частоты надо зарегистрировать радиооборудование. Это бесплатная государственная услуга, которую оказывают территориальные отделения Роскомнадзора. При регистрации оборудование вносится в реестр и пользователь получает соответствующую выписку. Подробный перечень документов, основания для отказа и другие сведения приведены на сайте Роскомнадзора.

Использование запрещенных в России частот для раций может привести к потере дорогостоящего оборудования и к серьезным штрафам. Поэтому следует вовремя позаботиться о разрешениях. Компания К-Радио оказывает помощь в регистрации радиооборудования и в получении лицензий на частоты. Наши специалисты помогают собрать весь пакет документов и подать их в нужные ведомства. Чтобы узнать, какие частоты запрещены, и получить официальную лицензию, звоните нам по телефону на сайте или отправьте заявку через форму обратной связи. Если же Вы не хотите заниматься оформлением документов, для покупки можно рассмотреть безлицензионные рации.

Безлицензионные частоты в РФ — нужно ли регистрировать радиостанцию?

Сегодня выпускает огромное количество радиостанций различных по применению и параметрам. Однако не каждую из них можно использовать, достав из коробки и нажав кнопку включения. Радиоволновые диапазоны уже давно закреплены за спецслужбами, военными, моряками, телевизионными каналами и т.д., а для простого пользователя выделены всего три диапазона, за выход в эфир на которые не накажет Роскомнадзор. Радиочастотные диапазоны гражданской связи включают в себя CB, LPD и PMR диапазоны. Радиостанции, работающие в этих диапазонах, нет необходимости регистрировать, если они применяются физическими лицами. Диапазон CB или Си-Би (Citizen’s Band) – короткие волны 27 МГц. Этот диапазон в Российской Федерации не регламентируется, пока мощность радиостанции не достигает 10 Вт. Длина волны CB диапазона составляет 11 м, поэтому антенна для радиостанций должна быть достаточно длинной. Это серьезно усложняет производство и использование портативных CB радиостанций, уменьшение антенны которых приводит к пропорциональному уменьшению дальности связи. Портативные рации такого типа практически не производят. Однако такая длина волны обладает преимуществом: она способна преодолевать небольшие препятствия. CB радиостанция отлично справится со своей задачей в лесу или на участках пересеченной местности. Для достижения наилучшего качества связи и увеличения радиуса действия, необходимо будет позаботиться об установке антенны на транспортном средстве. Рации такого типа чаще всего используются автомобилистами для поддержания контакта в автоколонне, обмена информацией о дорожной ситуации. Кроме того, CB диапазон дает возможность связаться с экстренными службами (канал 9С в Москве и Санкт-Петербурге). Многим известен так называемый 15 канал или C15 – канал дальнобойщиков. Дальность работы радиостанций CB диапазона весьма внушительна и может максимально достигать 80 км. Производителями автомобильных CB радиостанций являются такие компании, как: Vector, Ajetrays, Midland, MegaJet, Optimcom. Наиболее популярными у российских водителей являются CB радиостанции MegaJet за счет современного и удобного функционала. Выносная тангента обеспечивает комфорт в использовании и отличное качество передачи голоса. Диапазон LPD (Low Power Device) – диапазон для радиооборудования малой мощности с рабочими частотами 433 МГц — 434 МГц. LPD рации имеют в распоряжении 69 радиоканалов с шагом в 12,5 или 25 кГц. Хотя этот диапазон и является гражданским, есть некоторые оговорки: мощность радиопередатчика не может выходить за пределы 10 мВт, а также запрещено использовать внешние антенны и репитеры. Кроме того, эксплуатация раций физическими лицами в данном диапазоне в ряде стран законодательно запрещена (включая Бельгию, Швейцарию, Испанию и др.). Портативные рацииLPD отлично работают на открытых пространствах и в горах, позволяя достигнуть радиуса действия порядка 10 км. Однако в лесу дальность резко снижается до 1-2 км за счет небольшой длины радиоволны, которая не способна огибать большие препятствия. Частотная сетка LPDДиапазон PMR (Private Mobile Radio) – диапазон с 8 выделенными радиоканалами и шагом сетки в 12,5 кГц. PMR изначально является европейским диапазоном гражданской радиосвязи и идентичен американскому FRS. Для безлицензионной эксплуатации на территории РФ необходимо, чтобы выходная мощность приемника радиоустройства не превышала 0,5 Вт. Также запрещено использование дополнительных внешних антенн и ретрансляторов. Карманные PMR радиостанции отлично подойдут для применения туристами и спортсменами-любителями как в России, так и в других странах. Современные носимые рации чаще всего поддерживают работу сразу в двух безлицензионных диапазонах – LPD и PMR. Основными компаниями-производителями такого оборудования являются: Vostok, Vector, Roger, Kenwood, Icom, Midland и другие менее известные бренды. Частотная сетка PMRP1080467.jpgВсе безлицензионные радиочастотные диапазоны имеют как преимущества, так и недостатки друг перед другом. Так, наибольшая дальность присуща радиостанциям CB диапазона, однако они весьма громоздки чаще всего выпускаются только в формате стационарного автомобильного устройства. LPD и PMR рации намного лучше работают в городской среде благодаря устойчивости к электромагнитным помехам, но ощутимо уступают CB в лесу или в условиях пересеченного рельефа. Кроме того, радиоволны LPD и PMR диапазона сильнее поглощаются землей за счет своей небольшой длины. Чтобы выбрать наиболее оптимальное по характеристикам устройство, надо заранее определиться с условиями эксплуатации радиостанции. Итак, чтобы не нужно было регистрировать радиостанцию, необходимо, чтобы она соответствовала следующим параметрам:

  • Гражданский диапазон (CB, LPD, PMR);
  • Малая мощность устройства: CB – до 10 Вт, LPD – до 10 мВт, PMR – до 0,5 Вт;
  • Использование сугубо в индивидуальных целях;
  • Отсутствие внешних антенн и ретрансляторов.

При несоблюдении вышеупомянутых условий Роскомнадзор вправе изъять радиооборудование и выписать штраф за несанкционированную эксплуатацию радиостанции. Если вы сомневаетесь, какое устройство выбрать и нужно ли регистрировать рацию, вы можете обратиться к менеджерам компании «Маринэк» за подробной консультацией.

Обзор некоторых моделей радиостанций, работающих на безлицензионных частотах

Сегодня производители предлагают широкий спектр безлицензионных радиостанций различного назначения. Устройства отличаются как функционалом, так и внешним видом, классом защиты, наличием съемной антенны и другими особенностями.

1.jpg

Vector VT-44 Combat – любительская портативная рация, поддерживающая работу в диапазонах LPD и PMR. Максимальная мощность устройства составляет 5 Вт. Радиостанция выполнена в прочном корпусе и оснащена функциональными клавишами. Данная рация имеет съемную антенну, может работать в режиме репитера и поддерживает подключение Bluetooth модуля. Удобная и компактная радиостанция более продвинутого уровня, чем просто любительского, к тому же не требующая регистрации, станет отличным вариантом для организации связи в городских условиях или на природе.

Vostok ST-101 – рация отечественного производства для работы в гражданских диапазонах (LPD/PMR). Эта модель отличается стойким к внешним воздействиям корпусом и способна выдержать попадание воды. Кроме того, эта рация оснащена одним из самых емких среди любительских моделей аккумуляторов – 3600 м/Ач, что, конечно же, позволит использовать радиостанцию намного дольше, чем аналоги. ST-101 можно использовать с удлиненной антенной 36 см, которая позволит увеличить дальность и качество приема-передачи.

ROGER KP-50 – рация с продвинутыми характеристиками передатчика, обеспечивающая достойное качество связи. Устройство оснащено скремблером, функцией блокировки каналов и возможность защиты паролем. Помимо этого, рация поддерживает PTT ID. Прочный корпус устройства обеспечит бесперебойную работу рации даже при попадании влаги, а удобное программирование через ПК позволяет настроить радиостанцию удобным способом.

Бизон КТ 25 – радиостанция, которую можно настроить на работу в безлицензионном диапазоне частот. Рация имеет прочный корпус, соответствующий классу защиты IP54, и может эксплуатироваться при сильном ливне или даже пылевой буре без каких-либо проблем. Антенна при необходимости снимается для удобной транспортировки. Радиостанция обладает такими функциями как: VOX, энергосбережение, шумоподавление, ограничение времени разговора и другими. Устройство подойдет для использования в туристических походах, на рыбалке или охоте, а также в местах, где требуется прочное и надежное радиооборудование.

MEGAJET MJ-600 – безусловный лидер среди автомобильных CB радиостанций. Эта стационарная рация популярна у таксистов, дальнобойщиков и просто автомобилистов за счет своей функциональности и простоты в использовании. Устройство устанавливается таким образом, чтобы не создавать помех водителю во время движения и не отвлекать его. Крупные клавиши управления и тангента позволяют пользоваться рацией в автомобиле с максимальным комфортом.

И это только небольшая часть радиостанций, которые можно использовать без регистрации. С другими моделями вы можете ознакомиться в каталоге Интернет-магазина Маринэк.

Разрешенные и безлицензионные частоты радиостанций

КВ 1.6-30 МГц, СB 27 МГц, LB 30-50 МГц, FM 88-108 МГц, AVIA 118-136 МГц, VHF 140-174 МГц, ALT 300-360 МГц, UHF 400-490 МГц, CDMA-450, GSM 900-1800, ADSB 1065-1134 МГц, DECT 1.8-1.9 ГГц, WI-FI 2.4 ГГц, Yota 2.5-2.8 ГГц, WiMAX 3.5-5.7 ГГц, 5G 3,4-3,8 ГГц

1) Безлицензионные Частоты доступные при покупке рации из магазина — без регистрации и позывного
2) Радиолюбительские Частоты доступные при наличии регистрации позывного 1-2-3-4 категории
3) Частоты доступные для организаций при регистрации и выделении частот

140 — 150 МГц

144,000 — ничей канал граница радио-любительского диапазона
145,000 ~ 145,800 — радиолюбительские репитеры
145,500 — общая вызывная, если нужно «аварийная» частота
144,0125 ~ 144,9875 радиолюбительский
145,2125 ~ 145,4875 радиолюбительский
145,5125 ~ 145,9875 радиолюбительский
144.725 — запасная частота Центрального аэромобильного отряда МЧС «Центроспас»;
144.125 — запасная частота штаба ГО;
145.350 — основная частота отряда «Центроспас»;
145.975 — запасная частота отряда «Центроспас», основная частота РАС на случай ЧС по Москве и области
146,000 — ничей канал граница радиолюбительского диапазона
147,525 -‘помоечные’ коммерческие частоты отданные для нужд такси, разным ЧОП и организациям для работы на объектах.
147,625 -‘помоечные’ коммерческие частоты отданные для нужд такси, разным ЧОП и организациям для работы на объектах.
148,000 — ничей канал граница коммерческого и МВД
149,000 — ничей канал граница МВД и ‘Росы’

156,050 ~ 162,025 Морской диапазон, также занят разными сухопутными службами
(можно использовать вдали от населённых мест и морских портов).
156,800 — международная частотой бедствия, безопасности и вызова в морской подвижной службе
156.050 МГц -157,425 МГц морской диапазон на первичной основе,
157,425 МГц -160,625 Мгц морской диапазон на вторичной основе,

160,625 МГц -162,025 МГц морской диапазон на первичной основе,
163,650 -‘помоечные’ коммерческие частоты отданные для нужд такси, разным ЧОП и организациям для работы на объектах.
163,725 -‘помоечные’ коммерческие частоты отданные для нужд такси, разным ЧОП и организациям для работы на объектах.
163,775 -‘помоечные’ коммерческие частоты отданные для нужд такси, разным ЧОП и организациям для работы на объектах.
166,700 ~ 166,850 объектовая связь для предприятий в том числе РЖД, желательно не пользоваться или вдали от населённых мест.
167,150 ~ 167,500 объектовая связь для предприятий в том числе РЖД, желательно не пользоваться или вдали от населённых мест.

144 — 146 МГц

Диапазон частот (МГц) Ширина полосы (кГц) Виды модуляции и назначение (МГц)
144,000-144,1100,5 кГцТолько телеграфия. Преимущественно телеграфия EME. Вызывная частота телеграфии 144,05 МГц. Частота для MC связи без предварительной договорённости — 144,100 МГц. Полоса частот 144,0025 МГц — 144,025 МГц — преимущественно для космической связи (космос-Земля).
144,110-144,1500,5 кГцУзкополосные виды. Преимущественно цифровые узкополосные виды EME. Центр активности ПСК31 — 144,138).
144,150-144,1652,7 кГцТелеграфия, ОБП, цифровые виды. Преимущественно цифровые виды EME.
144,165-144,1802,7 кГцТелеграфия, ОБП, цифровые виды. Преимущественно цифровые виды. Вызывная частота цифровых видов 144,170 МГц.
144,180-144,3602,7 кГцТелеграфия и ОБП. Вызывная частота ОБП — 144,300 МГц. полоса частот для MC ОБП связей без предварительной договорённости — 144,195-144,205 МГц.
144,360-144,3992,7 кГцТелеграфия, ОБП, цифровые виды. Частота для связей ФСК441 без предварительной договорённости — 144,370 МГц.
144,400-144,4910,5 кГцУзкополосные виды — только маяки.
144,500-144,79420 кГцВсе виды. Вызывные частоты: ССТВ — 144,500 МГц; телетайп — 144,600 МГц; факс — 144,700 МГц; АТВ — 144,525 и 144,750 МГц). Рекомендуемые полосы частот для линейных трансподеров: 144,630-144,600 МГц — передача, 144,660-144,690 МГц — приём).
144,794-144,99012 кГцТелеграфия, цифровые виды, цифровая голосовая связь, цифровые автоматические станции. Центр активности для АПРС — 144,800 МГц. Рекомендуемые частоты цифровых автоматических станций для цифровой голосовой связи: 144,8125, 144,8250, 144,8375, 144,8500, 144,8625 МГц.
144,990-145,19412 кГцЧМ, цифровая голосовая связь — только для ретрансляторов, приём. Номиналы частот 145,000-145,175 МГц, шаг 12,5 кГц.
145,194-145,20612 кГцТелеграфия, ЧМ, цифровая голосовая связь. Преимущественно для космической связи.
145,206-145,59412 кГцТелеграфия, ЧМ, цифровая голосовая связь, цифровые автоматические станции ЧМ («Эхолинк»). Вызывные частоты: ЧМ — 145,500 МГц, цифровая голосовая связь — 145,375 МГц. Центр активности станций радиолюбительской аварийной службы — 145,450 МГц.
145,594-145,793512 кГцЧМ, цифровая голосовая связь — только для ретрансляторов, передача. Номиналы частот 145,600-145,775 МГц шаг 12,5 кГц.
145,794-145,80612 кГцТелеграфия, ЧМ, цифровая голосовая связь. Преимущественно для космической связи.
145,806-146,00012 кГцВсе виды — только для космической связи.

Согласно решению ГКРЧ от 22 июля 2014 г. № 14-26-04 диапазон от 144 до 146 МГц выделен радиолюбительской службе на первичной основе.
Радиолюбители 4-ой категории имеют право работать на этих частотах с мощностью не более 5 Вт, 2-ой и 3-ей на 10 Вт, а 1-ой категории на 50 Вт (для проведения EME и MC связей первой категории разрешено использовать до 500 Вт).
Для голосового общения с частотной модуляцией выделены частоты от 145,206 МГц до 145,594 МГц.

118 — 132 МГц

МОСКОВСКИЙ АВИА УЗЕЛ

Домодедово
— 127.700 МГц, 124.400 МГц — Домодедово-Круг;
— 118.600 МГц, 119.700 МГц, 124.000 МГц — Домодедово-Посадка;
— 118.600 МГц, 119.700 МГц, 124.000 МГц — Домодедово-Старт;
— 119.000 МГц, 124.000 МГц — Домодедово-Руление;
— 131.900 МГц — Домодедово-Транзит-1;
— 131.775 МГц — Домодедово-Транзит-2;
— 128.300 МГц — Домодедово-АТИС.

Шереметьево
— 118.100 МГц, 124.400 МГц — Шереметьево-Круг;
— 131.500 МГц, 120.700 МГц, 124.000 МГц — Шереметьево-Посадка;
— 120.700 МГц, 131.500 МГц, 124.000 МГц — Шереметьево-Старт;
— 119.000 МГц, 124.000 МГц — Шереметьево-1-Руление;
— 121.800 МГц, 124.000 МГц — Шереметьево-2-Руление;
— 131.900 МГц — Шереметьево-2-Транзит-1;
— 131.775 МГц — Шереметьево-2-Транзит-2;
— 130.650 МГц — Шереметьево-1-Транзит;
— 131.925 МГц — Шереметьево-ИДП (инженерно-диспетчерский пункт);
— 126.375 МГц — Шереметьево-АТИС.
— 131.850 МГц — Погодный канал

Внуково
— 126.000 МГц, 124.400 МГц — Внуково-Круг;
— 118.300 МГц, 124.000 МГц — Внуково-Посадка;
— 118.300 МГц, 124.000 МГц — Внуково-Старт;
— 120.450 МГц, 124.000 МГц — Внуково-Руление;
— 131.800 МГц — Внуково-Транзит-1;
— 131.875 МГц — Внуково-Транзит-2;
— 122.875 МГц — Внуково-ИДП (инженерно-диспетчерский пункт);
— 121.700 МГц, 125.875 МГц — Внуково-АТИС.
— 122.300 МГц — Внуково-Подход.

Быково
— 119.400 МГц — Быково-Круг-1;
— 128.700 МГц — Быково-Круг-2;
— 121.200 МГц — Быково-Посадка;
— 121.200 МГц — Быково-Старт;
— 121.800 МГц — Быково-Руление;
— 124.800 МГц — Быково-Метео;
— 131.700 МГц — Быково-Транзит.

Чкаловский
— 133.500 МГц — Чкаловский-Круг;
— 121.100 МГц — Чкаловский-Посадка;
— 123.500 МГц — Чкаловский-Старт;
— 119.000 МГц — Чкаловский-Руление;
— 130.000 МГц — Чкаловский-Пеленг.

Раменское
— 124.000 МГц — Гордый-Старт;
— 130.000 МГц — Гордый-Пеленг;
— 125.250 МГц — Горбунок-Посадка;
— 125.250 МГц — Горбунок-Старт;
— 131.000 МГц — Горбунок-Руление;
— 125.250 МГц — Горбунок-Круг;
— 123.900 МГц — Горбунок-Транзит.

Остафьево
-124.000 МГц — Подход, Старт
-127.600 МГц — АТИС
-119.200 МГц — Вышка, Круг
-130.300 МГц — Остафьево-Транзит

Аварийные частоты:
— 121.500 МГц — основная аварийная частота;
— 123.100 МГц — вспомогательная аварийная частота;
— 129.000 МГц — резервная аварийная частота;
— 243.000 МГц — дополнительная аварийная частота.

Частоты Авиа Парада Победы

132.7 — БАЙКАЛ — основная частота Парада. Выносной командный пункт. Работает летающий штаб Ил-18 , он же ретранслирует.
128.5 — САКСОФОН — КОНТРОЛЬ (руководство воздушным движением вне трасс)
120.5 — САКСОФОН-1
121.0 — САКСОФОН-2
129.5 — САКСОФОН-3
124.0 — Первый канал. Основной в обычное время.
121.1 — Чкаловский-посадка. (Мостик) Циферки отсюда летают.
123.5 — Чкаловский-старт.
135,0 — Кубинка (Правдивый, 7-й канал) Пилотажные группы Стрижи и Русские Витязи

126.450 — группа тверских Ил-76, разговорная частота .
123.450 — разговорная в другой группе, истребители какие-то.
119.5875 — разговорная в группе , липецкие.
124,325 — Хотилово (Мудрец) Тверская обл.
124,500 — Пробой (Разгон облаков)
127.750 МГц — вертолетная площадка ВВ МВД России в Новой деревне, г. Балашиха

430 — 440 МГц

433,075 — 434,775 мГц. Безлицензионный LPD диапазон разбит на 69 фиксированных каналов-частот.

Диапазон частот (МГц) Ширина полосы (кГц) Виды модуляции и назначение (МГц)
430,000-432,00020Все виды
432,000-432,0250.5Только телеграфия и ПСК31. Преимущественно ЕМЕ. ( При проведении ЕМЕ связей для первой категории разрешенная мощность 500 Вт )
432,025-432,1000.5Узкополосные виды. Центры активности: телеграфия — 432,050 МГц, ПСК31 — 432,088 МГц. ( При проведении EME связей для 1 категории разрешенная мощность до 500 Вт
432,100-432,4002.7Телеграфия, ОБП, цифровые виды. Центр активности ОБП — 432,200 МГц. Частота для связей ФСК41 без предварительной договорённости — 432,370 МГц. Частота для планирования связей в СВЧ и КВЧ-диапазонах — 432,350 МГц. ( При проведении EME связей для 1 категории разрешенная мощность до 500 Вт )
432,400-432,5000.5Телеграфия и цифровые виды — только маяки.
432,500-433,00012Все виды. Центры активности: АПРС — 432,500 МГц, телетайп — 432,600 МГц, факс — 432,700 МГц.
433,000-433,40012ЧМ, цифровая голосовая связь — только для ретрансляторов, приём. Номиналы частот 433,025-433,375 МГц, шаг 25 кГц.
433,400-433,57512ЧМ, цифровая голосовая связь. Центр активности ССТВ — 433,400 МГц. Вызывные частоты: цифровая голосовая связь — 433,450 МГц, ЧМ — 433,500 МГц. Центр активности радиолюбительской аварийной службы — 433,450 МГц. Рекомендуемые каналы для симплексной связи 433,400-433,575 МГц, шаг 12 кГц
433,600-434,00020Все виды, цифровые автоматические станции. Центры активности: телетайп — 433,600 МГц, факс — 433,700 МГц. Рекомендуемые каналы для цифровой голосовой связи 433,625-433,775 МГц, шаг 25 кГц
434,000-434,0250.5Только телеграфия и ПСК31. Преимущественно ЕМЕ. ( При проведении ЕМЕ связей для 1 категории разрешенная мощность 500 Вт
434,025-434,1000.5Узкополосные виды. Центры активности: телеграфии — 434,050 МГц, ПСК31 — 434,088 МГц.
434,100-434,60012Все виды, АТВ.
434,600-435,00012ЧМ, цифровая голосовая связь только ретрансляторы, передача. Номиналы частот 434,625-434,975 МГц, шаг 25 кГц.
435,000-438,00020Все виды, АТВ. Преимущественно космическая связь.
438,000-440,00020Все виды, АТВ, цифровые автоматические станции. Рекомендуемые каналы для цифровых автоматических станций — 439,800-439,975 МГц, шаг 25 кГц. Рекомендуемые каналы для цифровой голосовой связи 438,025-438,175 МГц, шаг 25 кГц. Рекомендуемые полосы частот для экспериментов с новыми видами связи — 438,550-438,625 МГц.

ИСКЛЮЧЕНИЕ:
Заседание ГКРЧ от 29 февраля 2016 года (протокол №16-36)
разрешено для разработки, производства и модернизации радиоэлектронных средств фиксированной и подвижной радиосвязи

403 ~ 410 МГц (кроме 406-406,1 МГц и за пределами 350 км от центра г. Москвы)
417 ~ 422 МГц (кроме 406-406,1 МГц и за пределами 350 км от центра г. Москвы)
433 ~ 450 МГц
459 ~ 460 МГц
469 ~ 470 МГц

Радиосвязь для начинающих. F.A.Q. по радиосвязи в авто.

В связи с участившимися вопросами в сфере радиосвязи (особенно в группе «Радиосвязь и радиолюбители»), желанием всё-таки помочь и отсутствием желания каждый раз расписывать одно и то же, было решено подготовить свой небольшой F.A.Q. по этому поводу. Здесь в основном будут рассмотрены безлицензионные диапазоны, наибольший уклон произведён к наиболее популярному среди автолюбителей диапазону Си-Би.
Хочу заметить, что я не считаю себя профессионалом в этой области и вряд ли им являюсь. В основном эта запись основана на собственном и чужом опыте, а так же на теоретических знаниях. Со временем список вопросов-ответов будет дополняться и корректироваться по мере необходимости. Аргументированная критика статьи не возбраняется.

1. Что такое CB (Си-Би), LPD, PMR, N-метровый диапазон?

Си-Би – это диапазон радиочастот около 27 МГц. В некоторых случаях может подразумеваться достаточно широкий диапазон: примерно от 25 до 30 МГц.
LPD – диапазон частот 433-434 МГц.
PMR – диапазон частот около 446 МГц.
Подробного описания этих диапазонов предостаточно в интернете. Поэтому здесь просто не вижу смысла много объяснять.
N-метровый диапазон – в данном случае подразумевают диапазон с соответственной длиной волны. Для определения частоты можно пользоваться приближённой формулой:
Частота [МГц] = 300 / Длина_волны [м]
Таким образом, для 2-метрового диапазона получим: Частота = 300 / 2 = 150 (МГц).

2. Что такое модуляция и какие они бывают?

По сути – наложение полезной информации на какую-то несущую частоту. Про всю физическую составляющую вы можете почитать на просторах интернета, здесь же рассмотрим только с точки зрения потребителя.
При радиообмене на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1) используются в основном следующие виды модуляции:
1) Амплитудная модуляция (АМ)
2) Частотная модуляция (FM, ЧМ)
3) Однополосная амплитудная модуляция (SSB), которая в свою очередь делится на USB (верхняя полоса) и LSB (нижняя полоса).
Здесь хочу сказать только одно: нормального радиообмена при разных типах модуляции никогда не будет. Да, можно разбирать друг друга при АМ у одного и ЧМ у другого, но при одинаковой модуляции вы будете слышать друг друга на гораздо большее расстояние. К примеру, два среднестатистических дальнобойщика могут различать друг друга в разных модуляциях на расстоянии от 50 до 500 м, далее они становятся неразличимыми друг для друга.

3. На какой частоте общаются на дороге, какая частота у дальнобойщиков?

В нашей стране (и не только) обмен информацией на дорогах в основном происходит на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1). Большинство автоканалов работают именно в этом частотном диапазоне (есть правда и исключения).
Дальнобойщики работают на частоте 27.135 МГц, амплитудная модуляция (вопрос №2).

4. Какую радиостанцию Си-Би диапазона купить в авто новичку, а какие самые крутые? Есть ли носимые станции?

Для начала обязательно определитесь с кем хотите общаться. Если вы хотите общаться с автоканалом в вашем городе, а он по какой-то причине находится ниже 26 МГц, да там ещё и SSB(вопрос №2), то здесь уже самая простая р/с не подойдёт и нужно выбирать, исходя из требований. Для общения же с дальнобойщиками подойдёт практически любая р/с. Требования к ней можно найти в вопросе №3.
Не забудьте посмотреть вопрос №5! Там рассказано что разрешено к использованию на территории РФ без получения лицензии.
И всё же, для новичков советую рассматривать к покупке линейку MegaJet-ов (хорошее соотношение цена-качество-функционал): MJ-300, MJ-100 и другие. В основном их покупка обойдётся вам в 70-100$. Иногда очень удобным бывает переключение каналов с тангенты (это та штука, в которую нужно говорить) и автоматический шумоподавитель.
В некоторых случаях не удаётся выполнить монтаж полноразмерной р/с в автомобиле. В таких случаях вам могут приглянуться MegaJet MJ-50 (пожалуй, это самая миниатюрная р/с среди всей линейки автомобильных станций), MJ-555, MJ-550, AnyTone Apollo и Yosan CB 250. У MJ-555, AnyTone Apollo и Yosan CB 250 управление полностью вынесено на тангенту, у MJ-550 – на миниатюрную панельку. У обоих MegaJet есть минус: плохое соединение основного и управляющего блока. Лечится заменой разъёма, при самостоятельной переделке обойдётся в пределах 200-300 руб. AnyTone Apollo готова к применению из коробки. То есть у неё нет необходимости доработок, в отличии от MJ-555.
Если хотите что-то более навороченное, то присмотритесь к MJ-600, MJ-3031.
Совсем крутое – Optim-778. Но для открытия полного функционала нужна программная разлочка.
Существуют так же носимые Си-Би радиостанции. Впрочем это не мешает их устанавливать в авто на время поездки. Наиболее популярная из них – это Midland (Alan) 42. Правда со штатной антенной работает практически никудышно. Лечится заменой антенны на что-то более продвинутое.

5. Какие документы нужны для пользования радиостанцией? Что будет, если р/с не попадает в безлицензионный диапазон?

Для пользования р/с в безлицензионном диапазоне в принципе никаких документов не требуется. Можете возить с собой товарный чек на покупку и краткое описание (будет не лишним в случае возникновения споров).
В РФ, с учётом последних изменений, разрешено без получения лицензии работать в следующих диапазонах:
1) 26.960-27.410 МГц с мощностью передатчика в АМ/ЧМ не более 4 Вт и в SSB(вопрос №2) не более 12 Вт. Запрещается так же использование направленных антенн и антенн, усиление которых больше усиления четвертьволнового штыря.
Здесь поясню, что практически всех автомобильных антенн этот закон не касается (т.к. они не направленные и усиление на них меньше). Кроме того, вышеописанное постановление относится к «сухопутным подвижным РЭС», и по идее, правила эксплуатации стационарных р/с остались прежними: не более 10 Вт АМ/ЧМ.
2) 433.075 МГц — 434.775 МГц с шагом в 0.025 МГц и мощностью передатчика не более 10 мВт
3) 446,000—446,100 МГц и мощностью передатчика не более 0.5 Вт
Этот список не полный, но здесь уделено внимание всем основным диапазонам.
Работа без соответствующих разрешений вне этих диапазонов – по сути нарушение закона. Я не призываю вас к нарушениям законодательства. Но на практике случаев наказания за это встречал крайне мало, большинство ограничивалось предупреждениями, в особых случаях – конфискацией аппаратуры. Здесь очень хорошо действует правило «сам живи и другим не мешай». Если вы не мешаете радиолюбителям, сотрудникам спецслужб и другим, то вами скорее всего не заинтересуются. Кроме того, последняя поправка запретила использование р/с Си-Би диапазона с выходной мощностью в АМ/ЧМ более 4 Вт, но у многих к этому времени уже были закуплены трансиверы с мощностью до 8 Вт. Не менять же их все на 4 Вт, согласитесь?

6. На какое расстояние можно связываться, имея Си-Би радиостанции?

Здесь нельзя ответить однозначно. Всё зависит от многих параметров: радиостанции, антенны и даже погоды на улице!
Среднестатистический комплект дальнобойщика обеспечивает им связь друг с другом на расстояние около 5 км. И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».

7. Какие у вас аппараты?

Лично обладаю не такой большой коллекцией: MegaJet MJ-300, Kenwood TH-K4AT, JOKER TH-UVF1.
И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».

8. Можно ли покупать б/у радиостанцию? Что проверить при покупке?

Да можно конечно. Проверять следует по максимуму. Для нормальной проверки вам понадобится антенна (хотя бы короткая на магните) и напарник с заведомо рабочей р/с и антенной. Вам лучше всего находиться стационарно, а ваш напарник будет постепенно увеличивать расстояние. Начинать следует примерно с 10 м (на некоторых р/с проявляются «затыки» на малых расстояниях) и закончить на расстоянии в несколько (2-5) км (встречаются р/с с вышедшим из строя выходным каскадом, которые будут слышны на несколько десятком метров максимум). Проверьте все диапазоны частот, все виды модуляции.
Покупка без этих проверок всегда 50/50. Толкнуть вам полностью работоспособную на вид р/с со спалённым выходным каскадом или ещё хуже с проблемным процессором могут очень легко.

9. Как правильно запитать радиостанцию?

Лучше всего плюсовой провод пробросить напрямую от аккумулятора. Минусовой – в ближайшем месте закрепить к кузову. Питание по такой схеме наиболее предпочтительно, т.к. собирает меньше помех из бортовой сети. Нет смысла использовать музыкальные или какие-либо другие специализированные провода, т.к. никаких высокочастотных сигналов на питании нет.
Помехи могут вызывать импульсные преобразователи (зарядки для телефонов, навигаторов, видеорегистраторов), вентиляторы, системы зажигания и розжига ксенона.
В таких случаях для избавления от помех используют различного рода фильтры по питанию: от ферритовых колец на провод до маленьких ящичков с конденсаторами и катушками. Различных схем в интернете огромное количество.

10. У меня сломалась радиостанция, что делать?

Если вы уверены, что причиной поломки является именно заводской брак, а не нарушение условий эксплуатации, то обратитесь в гарантийный ремонт. Во всех остальных случаях (в т.ч. при истёкшей гарантии) можно обратиться к специалистам (найти их можно на радиорынках) или попробовать устранить неисправность самому.
Наиболее типовые неисправности:
1) не включается р/с : проверьте питание, предохранители, полярность
2) меня перестали слышать: вполне возможно, что сгорел выходной каскад радиостанции (наиболее часто такое случается при работе без антенны или с неправильно настроенной антенной). Обычно замене подлежат транзисторы.
3) я ничего не слышу: возможно у вас перестала работать антенна (например перетёрся коаксиальный кабель), либо шумоподавитель стоит на максимуме, либо внутри р/с от динамика по какой-то причине отлетел провод.
По схемотехнической части р/с я точно не специалист, поэтому по таким вопросам советую обращаться на специализированные форумы.

11. Какими способами можно установить антенну на авто? Какой способ лучше?

Сейчас основное распространение получили 3 варианта установки антенн на транспортные средства:
1) так называемая «врезка»: в металлической части кузова просверливается отверстие диаметром около 10 мм, при необходимости устанавливаются дополнительные пластины для жесткости (при достаточно большой длине антенны и не очень толстом месте установки), далее в этом месте просто собирается антенна. При правильной установке этим способом будет обеспечена наилучшая связь в обе стороны.
Самые предпочтительные места установки: центр крыши, остальная крыша, экспедиционный багажник, крылья, металлический бампер. В общем случае — чем выше, тем лучше. Поэтому установка на бампер скорее всего значительно проиграет установки на крышу.
2) установка на кронштейне: кронштейн, выполненный из металла, устанавливается на металлическую деталь (деталь обязательно должна иметь надёжную электрическую связь с кузовом). Место установки кронштейна рекомендуется зачистить до металла.
Самые предпочтительные места установки: экспедиционный багажник, рейлинги, водостоки, крышка багажника, верхние части дверей, на внедорожниках и грузовых — металлические крепления бокового зеркала. Причём установка на крышке багажника универсала более плохой вариант, чем на крышке багажника седана (из-за принципов распространения волн). Связь обычно сравнима или немного уступает врезному варианту. Кронштейны требуют периодического обслуживания (такого как их чистка, протяжка и т.п.)
3) установка на магнитное основание: антенна устанавливается на подставку с магнитом диаметром от нескольких сантиметров. Плюсы такой установки очевидны: антенну можно быстро снять и спрятать, переставить с одного авто на другой. Минусы же здесь не так очевидны: во-первых дальность приёма-передачи меньше, чем у вышестоящих вариантов; во-вторых на скорости и от препятствий магнитное основание в лучшем случае может съехать и оставить царапинки на лакокрасочном покрытии, в худшем — свалиться и разбить окно; в-третьих кабель обычно пропускают через окно или между дверью и кузовом, вследствие чего он быстро перетирается и становится негодным; в-четвёртых такая антенна больше всех собирает помехи.
Типичные места установки: центр крыши, крышка багажника на седанах.

Что хотелось бы отметить: по сути скрытой установки антенн на авто не бывает. При попытке спрятать часть антенны в крыле или обрезать штырь на пол метра, или установить антенну полностью в салоне можете в лучшем случае получить отвратительную связь, в худшем — сломанную радиостанцию(вопрос №10). Тем не менее, в интернете проскакивают варианты установки антенны на заднее стекло, но такая антенна сложна в изготовлении и её поведение очень сложно предугадать.

12. Какую антенну посоветуете приобрести?

В настоящее время на автомобилях в основном применяются штыревые антенны длиной от 30 до 200 см. Сразу оговорюсь, что при прочих равных условиях, более высокая антенна обеспечивает более хорошую связь (дальность передачи, слышимость), чем менее высокая. При этом разница в высоте штыря между 100 см и 120 см скорее будет не очень заметна на слух, но в то же время, различие антенн 150 см и 200 см уже будет ощущаться.
Ещё раз оговорюсь: любую антенну нужно настроить (или хотя бы проверить на работоспособность), прежде чем пользоваться.
Теперь, когда мы выбрали высоту и способ крепления, можно поговорить о конкретных экземплярах.
1) До 70 см:
Эти антенны не очень-то хочется называть антеннами. Узкая полоса пропускания, плохой приём, передача как с носимой р/с или незначительно лучше. На трассе обеспечивают связь до 2-3 км, в городе чаще всего до 1 км.
Sirio T3-27 Mag — антенна на магнитном основании высотой 63 см. Пожалуй лидер из этой категории. Есть вариант для установки на кронштейн, врезки(вопрос №11). Правда в данном случае врезкой антенны вы вряд ли получите значительное улучшение связи. В комплекте идёт кабель длиной около 3.5 м с популярным разъёмом PL-259 (UHF), стоимость 30-50 $.
Sirio Triflex — теоретически 3-ёх диапазонная антенна, включающая радио (88-108 МГц), GSM и Си-Би. В реальности, если на первых двух диапазонах она справляется нормально, то для Си-Би однозначно не подходит. Рекомендованная максимальная мощность — не более 10 Вт.
2) 71 — 150 см:
Здесь и далее основные различия антенн в основном проявляются в качестве сборки, толщине проводников, надёжности крепления и немного дизайне. Для антенн на магнитном основании важный параметр — диаметр (площадь) магнита. От этого напрямую зависит устойчивость антенны на скорости и при встречи с препятствиями.
Alan (Midland) ML-145 — 1.5-метровая антенна на магнитном основании. Отличается сравнительно хорошей сборкой. Менее подвержена воздействиям окружающей среды. Стоимость — 50-70 $. Есть и аналоги для врезки/крепления на кронштейн.
Можно так же рассмотреть линейку President (более дорогие и качественные), Lemm (недорогие).
3) 151 — 200 см:
Среди данных антенн магнитное основание встречается реже. Это объясняется большей тяжестью, толщиной штыря и соответственно парусностью антенны. Магнит просто не сможет удержать её на высокой скорости. Зато при врезании в крышу эти антенны наиболее эффективны.

Автомобильная антенна Lemm AT-2001 Turbo — очень популярная среди владельцев радиостанций Си-Би диапазона в основном из-за соотношения цена-качество. Высота штыря — 2 м. Из минусов — не всегда надёжный кронштейн, требует периодического обслуживания.
Sirio Performer 5000 — высота чуть-чуть не доходит до 2 м. Вполне нормальная антенна для повседневной эксплуатации.

Правила эксплуатации аккумуляторной батареи радиостанции

  • Оптимальный температурный режим для батареи — +5. +40 °С.
  • Нельзя ставить на зарядку батарею, если на ней имеется влага или грязь. При помощи чистой ветоши избавьтесь от влаги и грязи, которая может быть на батарее и контактах.
  • Радиостанция перед постановкой на зарядку должна быть выключена. Это обеспечит более быструю и полную зарядку.
  • Если работать с радиостанцией при температуре ниже 0 °С, то емкость батареи может значительно снизиться. Можно даже потерять емкость полностью.
  • Батарея может быть повреждена из-за перезаряда, поэтому перед длительным хранением батарею стоит полностью зарядить. И повторять полную зарядку каждые 6 мес.

Комплект радиостанции BaoFeng

Работа с радиостанцией

  1. Установите антенну, аккумулятор (он должен быть заряжен).
  2. Поверните ручку (4), чтобы включить радиостанцию. Она также регулирует громкость.
  3. Используйте клавиши «вверх», «вниз» для регулировки частоты или выбора ячейки памяти. Частоту можно набрать вручную. Настраивайте только на частоты разрешенные в России. Рация Baofeng автоматически выставит ближайшую частоту, если введенная вами не совпадает с той, какая должна быть при заданном шаге. Если введенная частота верна, но состоит в ином диапазоне, то диапазон переключится.
  4. Шумоподавитель (в меню SQL) позволит слышать только полезные сигналы. Постоянный шум увеличивает энергопотребление. Лучше всего выставлять уровень 5 — он считается оптимальным.
  5. Кнопками EXIT/AB активизируйте верхний и нижний приемники. Нажмите и удерживайте кнопки РТТ-А или РТТ-В для передачи сообщения по каналу 1 или 2. После сообщения отпускайте кнопку — будете слышать ответ. Красный индикатор сообщает о том, что передаете вы.
  6. Радиостанции имеют канальный режим работы. Нужно каналы настроить на разрешенные в России частоты для раций. Baofeng позволяет сохранять каналы вместе с остальными настройками. Это очень удобно.
  7. Частотный режим также позволяет настроить станцию вручную на нужную частоту.

Общий вид радиостанции BaoFeng

Различные модели радиостанции Baofeng имеют массу очень удобных функций, таких как подача сигнала бедствия, автоматическое включение передатчика при определенном уровне голоса и выключение, если голос пропадает, и других. Эти функции, возможно, и не пригодятся, но перед ответственным выходом в первый раз стоит протестировать устройство и изучить возможные поломки и неисправности.

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий