Ламповый усилитель для гитары своими руками

И так. Как я уже писал я уже около 3х месяцев бьюсь над поиском наилучшей схемы и наиболее интересного по звуку лампового усилителя. Цель сделать с наименьшими потерями как финансовыми так и в качестве звука сделать ламповый усилитель своими руками. Я попробовал несколько ламп разного типа и производителей первый мой усилитель по делу собранный своими руками это был 2х ламповый на 6п6с и 6н9с. Лампа 6п6с (но правельней все же собирать маршал 18 ватт на лампах типа 6п14п,6п14п-ев,6п43п ну и коне что же на оригинале EL84) мне очень понравилась по звуку самый оптимальный вариант для гитары. 6н9с это двойной триод так что в целях экономия места мы его заменяем на 6н2п более современного собрата. Поиграв месяц на однотактном усилителе я все таки понял что нет. МАЛОВАТО! надо что то больше и по громче мутить. Прочитал несколько десятков статей из форумов, понял по какому принципу они работают я сначала попробовал схему на 3х лампах а потом все таки вернулся на 4х ламповую схему Marshall 18 Watt.

Схема Marshall 18 Watt

Схемы различаются только темброблоками, я лично делал как на нижней, но выбор оставляю за вами.

(для просмотра в большом размере перейдите по линку на фотографию и выберете «в другом размере > оригинал»)

Представленные схемы являются Lite версиями Marshall 18 Watt

В общем схема стара как мир, скажем так классика музыкального звука. Одна из самых распространенных схем знаменитой компании. У этого усилителя есть даже собственный сайт где сотни вариантов реплик. И так, начался процесс покупки и подбора деталей. На тот момент у меня был пару ламп 6п6с и пару ламп 6н2п до купились площадки. Дальше я начал искать трансформаторы. Выходной трансформатор можна заказать в интернет магазине у Ерасова, или попытаться найти что то подобное на развалах. Я нашел трансформатор на радио рынке в Царицино.Использовал ТПП 245-127/220-50, первичные обмотки как раз в тему для разбитие на
полупериоды от ламп, а вторичные 15-16 и 17-18 то есть 10+10 вольтовые
обмотки.

Для снижения шума сразу после диодного моста рекомендуется установить небольшой дроссель. Я использовал Д22 хоть он и маленький по току но нечего смертельного с ним не произошло. Лампы можно заказать либо в том же Ерасове либо в интернет магазине http://www.istok2.com/ . Все сопутствующие детали либо покупаем где можем купить, либо набираем сами.

Далее делаем шасси. Шасси это основа на которой делается весь монтаж. Можно купить, что собственно около 100 $ но можно сделать из старого компьютерного корпуса. Как собственно я и поступил. Старый АТ корпус у него верхняя крышка и обе стенки это единый согнутый лист. Отмеряем сколько нам надо и отпиливаем.

Далее примерно прикидываем как все это будет смотреться. размечаем и начинаем сверлить дырки.

Плату питания я выполнял на текстолите.

Не забываем о токах! Так что бы накала 6,3 вольта хватало на все лампы. Мне пришлось докупать отдельно трансформатор 4*6,3 для того чтобы запитать все 4 лампы. Также незабываем шунтировать 6,3 вольта на общий «-«. Еще из рекомендаций по питанию могу сказать лишь что при возможности попытайтесь разбить накал и 300в на разные тумблеры. Так как напругу лучше подавать на теплую лампу.

DIY домашний гитарный усилитель Hi AMP!

Далее начинаются разные эксперименты. попробовал я несколько разных схем. И все таки Marshall 18 Watt самая адекватная из всех.

Сначала я поленился и спаял фактически как попало. Все совсем страшно, фонит гудит короче хаос. Так что лучше сразу и на совесть. Но на этой стадии рекомендуется определиться где у вас что будет находиться. И чисто практических рекомендаций могу посоветовать расположить лампы на противоположной стороне от передней панели. И НЕ ВКОЕМ. случае не красить если вы не уверены. придется все разбирать и перекрашивать шасси!

Плату можно выполнить из чего угодно, главное чтобы все было чисто и аккуратно. и с наименьшим расстоянием проводов по которым течет сигнал. А питание просто постарайтесь сосредоточить в одном месте и пустить все провода по одному жгуту.

Если мы все собрали и у нас все работает то должно получиться примерно вот такое.

(статья не закончена и будет дописывать, впереди покраска,сборка корпуса головы и кабинета мелкая настройка и семплы!)

Опять же рекомендация, перед тем как сверлить дырки внимательно подумайте или на коленке попробуйте какая конфигурация будет у вас в итоге. Для крепления шасси к корпусу к боковым стенкам были прикручены 2 доски. Усилитель своими руками он собственно предполагает что вы все будете делать и переделывать по 150 раз если все изначально не продумаете.

Теперь немного про прокладку проводов. Из моих рекомендаций. сразу после гнезд ставиться резистор на общий (-) 1Мом, смонтируйте его на прямо на ножках лампы, провод от гнезд строго экранированный.

Провода накала 6,3 вольта должны быть сплетены в тугую косичку (витая пара).

Все общие провода (землю) сводим в одну точку, такой монтаж называется звезда. Провод берем из любого старого дросселя сечением 0,75 если найдете то изаляционную надо делать из лако-ткини но в принцепе можно безпроблем использовать любой кембрик.

Прилагаю схему расположения деталей МИНИМАЛИСТ проверял мой знакомый говорит что все работает на ура, так что кто хочет может воспользоваться расположением деталй как на ней.

Для монтожа рекомендуется моножила, я разбомбил дроссель из компьютерного блока питания. Провод лакируется, так что для того было легче залуживать надо немного нагреть зажигалкой, потом провод замечательно облуживается и паяется. Если есть возможность то рекомендую приобретать трансформатор питания с 6,3 вольта 2,7А — 3А чтобы запитать паралельно все 4 лампы.

Ну и как я и говорил что придется перекрашивать шасси.

В итоге я оставил только мастер громкость, всю остальную мишуру просто выбросил.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Во избежания попадания тока в шаловливые ручки я поставил сетку. Сетка обычная, садовая, покупается на любом строительном рынке. Для эстетики покрашена в черный цвет.

К стенкам прикручиваются боковые поперечины и на них крепиться сетка.

Напоминаю для тех кто уже потерял мысль, мы уже несколько месяцев делаем Ламповый усилитель для гитары своими руками Marshall 18 Watt.

Всем друзьям спасибо за помошь, за информацию. Даю еще несколько ссылок на статьи с Marshall 18 Watt. У http://rumapucm.ya.ru схема была полностью мною переработана и из итак Лайт была сделана еще лайтовей.

На самом деле оболденный усилитель Маршал 18 ватт я к сожелению собирал не оригинальную схему а земенял выходные лампы на актальные. Конечто это координально меняет звук все таки настоящим Маршал 18 считается усилитель на 6п14п (EL84)

Я думаю что я когда нибуть воркопну этот проэкт и соберу себе маршал на елках 🙂

Кабинет для электрогитары на динамике Eminence

30 июня 2018 года Alex Mashnev 4126

Кабинет для электрогитары на динамике Eminence

«Мощная стена звука, идущая из кабинета 4/12 – мечта каждого рок-гитариста», — эту крылатую фразу можно встретить на страницах многих изданий по тематике музыкального оборудования. Она прочно запала мне в душу наряду со многими другими фетишами «гитаризма» и легла в копилку полезных идей для воплощения в будущем. Read More

Tube Screamer TS-9, описание принципиальной схемы

7 июля 2018 года Alex Mashnev 7076

Tube Screamer TS-9, описание принципиальной схемы

Выбор подходящей схемы «Ibanez Tube Screamer TS-9» и сборка легендарной грелки для лампового усилителя. Особенности монтажа и подбор альтернативных номиналов. Простой функционал, запоминающийся дизайн и классический винтажный овердрайв, одинаково хорошо выдающий соло партии и аккорды с удивительной отчётливостью. Read More

Ламповый комбик по мотивам 70-х. Часть 1.

Небольшое «лирическое» (ностальгическое) отступление…
Не ошибусь, если скажу, что все мои сверстники (родившиеся в конце 50 и в 60-х годах прошлого века) не миновали увлечения рок-группами или вокально-инструментальными ансамблями (ВИА), как их тогда называли в СССР. Изготавливали самодельные электрогитары, паяли усилители, делали колонки. Особым «писком» считалось, если в самодеятельной группе было оборудование, отдаленно напоминавшее оборудование с фотографии, например, группы Beatles. Это сейчас, в эпоху интернета, любой поисковик даст вал информации по названиям, истории рок групп, их инструментах и оборудовании. А тогда в период нашей юности эта информация добывалась по крупицам.

Группы Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Pink Floyd, чуть позже The Eagles, The Dolphins воспринимались как что то сверхъестественное… Названия оборудования: VOX, Fender, Marshall – это было что то волшебное, чуть ли не инопланетное.
Откуда схемы аппаратуры, лишь бы было внешне похоже. И поэтому в дело шла правдами и неправдами добытая «кинаповская» аппаратура, усилители ТУ-50 и ТУ-100, а для репетиций по вечерам и даже ночам паяли репетиционные ламповые «комбики» из деталей радиоприемников и гордо их называли Fender, Marshall или VOX.
Немного для «фанатов гитарного звуковоспроизведения», которые будут высказываться, что использовать для игры на гитаре «кинаповскую» аппаратуру и усилители ТУ-50 и ТУ-100 с непонятно какими динамиками — это полный отстой, предлагаю им почитать историю страны (в частности про «железный» занавес), пообщаться с бабушками и дедушками, да и просто в интернете посмотреть (есть несколько интересных сайтов про историю самодеятельных ВИА в СССР), на чем и с помощью чего играли на гитаре в те далекие времена, особенно в глубинке…

Но время шло, мы взрослели, кто-то стал музыкантом, кто-то радиоинженером и даже конструктором радиоэлектронного оборудования, кто-то избрал другие профессии, но увлечение юности почти у всех осталось и временами, в теплой душевной компании, из глубин шкафа достается гитара подключается к усилителю и звучит неповторимый электрический теплый звук лампового комбика…
Вот и меня несколько лет назад (примерно в начале 2012 года), что то толкнуло вспомнить юность и на старости лет «сваять» комбик для домашнего использования, что бы было как в рекламе: «тот самый запах, тот самый вкус…», на двух 8 дюймовых динамиках (громкоговорителях) и обязательно ламповый.

Реализацию задуманного начал с ревизии содержимого «гаражных закромов», в результате которой выяснилось, что в наличие имеется:
— электронные лампы 6П3С, 6П14П, 6Н2П, 6Н1П, в том числе с маркировкой ЕВ;
— силовой трансформатор, габаритной мощностью около 60 Вт, от ламповой радиолы 60-х или 70-х годов и дроссель от лампового телевизора;
— выходной трансформатор для двухтактного (РР) УНЧ от радиолы «Ригонда», для нагрузки 8 Ом;
— россыпью ламповые керамические панельки, в том числе непаянные, сопротивления необходимых номиналов, мощностью 0,5, 1, 2 Вт, конденсаторы и пр.
— громкоговорители, диаметром 8 дюймов, 4ГД-28, 4ГД-35, 4ГД-36 (по 2 шт. каждого типа), данные громкоговорители сопротивлением 4 Ома, при последовательном соединении давали мне требуемую нагрузку 8 Ом. Предваряя укоры «знатоков гитарного звука», что данные динамики совсем не гитарные, скажу, что знаю это и знаю как немного «приблизить» их параметры к гитарному диапазону;
— громкоговорители, диаметром 8 дюймов, 25ГД-26Б (35ГДН-1-4) 2 шт., сопротивлением 4 Ома, при последовательном соединении давали мне требуемую нагрузку 8 Ом. Данные громкоговорители применялись в закрытых выносных акустических системах бытовой радиоаппаратуры высшей и 1-й групп сложности в качестве низкочастотного звена при работе в помещениях. Их эффективный рабочий диапазон (40-5000 Гц) совпадает с паспортным диапазоном большинства продаваемых в настоящее время гитарных динамиков «непрофессионального» назначения.

Усилитель решил выполнить по двухтактной (РР) схеме, с использованием в качестве выходных ламп 6П14П, так как именно на работу с такими лампами и в таком включении был предназначен найденный в гаражных развалах выходной трансформатор от радиолы «Ригонда», в предварительных каскадах решил применить 6Н2П. В качестве заготовки для шасси решил использовать металлический профиль шириной 10 см для крепления гипсокартона.
Начал с измерения всех габаритных размеров трансформаторов, ламп, ламповых панелек и громкоговорителей, чтобы получить, в первом приближении, компоновочный чертеж будущего усилителя и собственно комбика.
По результатам разработал следующие чертежи:
— компоновочный чертеж УНЧ

— компоновочный чертеж (основные размеры) корпуса комбика

После теоретической проработки приступил к практическому изготовлению.
Начал с изготовления шасси будущего УНЧ из металлического профиля шириной 10 см для крепления гипсокартона. При этом столкнулся с фактом, что, применяя даже самые короткие (из имеемых) заклепки для соединения тонкого листового металла, внешний вид соединения, особенно с внутренней стороны, имеет не самый презентабельный вид.

Так как заклепок требовалось много, то прямо в процессе работы над шасси УНЧ, было изготовлено приспособление для укорачивания заклепок (желающие могут посмотреть материал на этом сайте www.drive2.ru в моей публикации «Приспособление для укорачивания заклепок»). После укорачивания заклепок соединение приобрело «товарный» вид.

Процесс изготовления шасси и собственно УНЧ подробно представлен в публикации «Ламповый УНЧ для комбика по мотивам 70-х»
Часть 1www.drive2.ru/c/550174179136112117/
Часть 2 www.drive2.ru/c/550175278647738422/

Вот некоторые фото процесса изготовления УНЧ:
— гибка и соединение боковых панелей шасси

— крепление корпусных элементов УНЧ на изготовленном шасси

— монтаж блока питания на верхней стороне шасси и размещение органов управления

Прежде чем продолжить, остановлюсь на моей принципиальной ошибке – при обнаружении в «гаражных закромах» силового и выходного трансформаторов я не проверил их исправность и все габаритные и монтажные расчеты, да и изготовление шасси сделал на этом основании. В результате, когда дело дошло до их подключения выяснилось, что оба трансформатора неработоспособны (силовой греется, похоже на межвитковое замыкание, а у выходного исправна только одна половина первичной обмотки).
Поиск аналогичных по габаритам и мощностям трансформаторов положительных результатов не дал (в том числе и на Авито). Обратился к Ерасову, в раздел его сайта «сделай сам», где и были найдены трансформаторы, подходящие мне как по габаритам, так и по применению. Доставку обеспечила почта России…

Параллельно шло изготовление корпуса комбика. Перед началом работ проработаны чертежи и в результате получил следующее:
— чертеж комбика сзади представлен выше;
— так выглядит чертеж комбика спереди;

— рабочий чертеж комбика вид сбоку;

— нижняя и боковые панели;

— верхняя панель и дополнительные элементы крепления;

— элементы и детали крепления УНЧ

— передняя панель для крепления громкоговорителей;

После дополнительной детальной проверки всех размеров приступил к воплощению задуманного в металле, вернее в дереве…
Замечание. Все пропилы, выборку пазов (особенно внутренних) лучше делать до сборки корпуса, это будет более удобно и менее трудоемко…

ЛАМПОВЫЙ ГИТАРНЫЙ С ПРЕАМПОМ

Это ламповый гитарный усилитель мощностью 20 Вт, сделанный для игры в репетиционной, с достаточным уровнем звука на небольшую колонку. На сцене будут подключены два динамика Marshall 1912, что заметно повысит уровень звука.

Схемы узлов лампового гитарного УНЧ

Данный усилитель по-сути типичный PP на двух 6П14П (в оригинале были 6П1П), с трансформатором на выходе TG6-16-666, но можно и TG2.5 (или отечественные аналоги).

Какую выходную мощность можно ожидать от TG2.5-1 в этой конфигурации? Трансформатор TG6 имеет более тонкие провода на вторичной стороне – 0,5 мм, а TG2,5 – 0,6 мм. На первичной стороне TG6 имеет 3000 витков, а TG2.5 – 2800. Сердечники такие же. TG2,5 идеален под 6П1П; EL90 или 6V6 на 10 или 12 Вт при параметрах Ra = 10k. Вот почему рекомендуется всё-же TG2.5.

Предусилительная часть на старых добрых 6Н2П-ЕВ (ЕВ – военного производства). Эти радиолампы очень доступные, можно их вообще не покупать – в любой советской ламповой аппаратуре и телевизорах их полно. Конструкция действительно очень удачная и популярная, поэтому многие её успешно повторили. Далее смотрите второй вариант исполнения этой схемы.

Усилитель на частоте 1 кГц дает эффективное напряжение на нагрузке 12 В, то есть около 20 Вт мощности. Общее впечатление – реально мало искажений, но при этом громкости более чем достаточно.

▍ Выводы

Ещё можно исследовать, как на звучание усилителя повлияет ёмкость конденсаторов. Десяти нанофарад, которые были в наборе, вроде бы мало. Но частота среза входной цепи с сопротивлением 1 мегаом выходит 16 Гц. Для гитарного сигнала этого достаточно.

Более того, чтобы получать настоящий гитарный звук, недостаточно увеличить ёмкость конденсаторов. Надо ещё построить темброблок. Но этот усилитель имеет своё звучание, которое можно использовать в творчестве. Поэтому не буду менять в нём ни одной детали.

Мне нравится испытывать новое оборудование, потому что это приводит к новому вдохновению, новым наигрышам и будущим композициям. Понятно, что равновесие между разнообразием оборудования и созданием музыки должно быть в пользу творчества. А творчество содержать какой-нибудь смысл, но это уже другая история.

Так, из игрушечного усилителя получилась единица музыкального оборудования, через которую действительно можно играть и записывать гитарные партии.

  • тёплый ламповый звук
  • ламповый усилитель своими руками
  • гитаризм
  • ruvds_статьи

Особенности

Для гитаристов, особенно тех, кто выступает на концертах или играет на электрогитаре, очень важно подобрать хороший усилитель, выдающий качественные звуки гитары. Однако далеко не все начинающие музыканты имеют возможность приобрести дорогостоящее оборудование известных фирм, занимающихся выпуском такой аудиотехники.

Давно известно, что наиболее натуральный звук могут произвести ламповые гитарные усилители (комбики). Этот звук не идёт ни в какое сравнение с современными усилителями на микросхемах и транзисторах — только лампа может выдать звуки с абсолютно чистыми, равномерными и очаровывающими слушателя басами или мелодичными высокими частотами. Но стоимость даже непрофессиональных ламповых усилителей, произведённых мировыми брендами, на порядок выше любого аналогичного по мощности комбика на полупроводниках.

Правда, у ламповых усилителей имеются некоторые недостатки, которые отсутствуют в аналоговых устройствах. К ним относятся:

  • громоздкость и большая масса готового изделия;
  • недостаточная надёжность ламп по сравнению с транзисторами;
  • сильный нагрев деталей, что может привести к повреждениям электрической цепи и выходу из строя некоторых составляющих;
  • закономерный дефицит необходимых ламп из-за широкого распространения электронных устройств и постепенного сворачивания производства деталей для устаревшего аудиооборудования и техники.

Однако эти затруднения не останавливают музыкантов на пути к получению качественного звука своих гитар. Поэтому нередко гитаристы стараются подобрать подходящий для дома самодельный вариант усилителя на лампах, а потом собирают его своими руками, что, несомненно, обходится намного дешевле заводского устройства.

Подобрав для себя лучший вариант, следует хорошо проанализировать его схему, советуясь по возможности со специалистами, выписать перечень необходимых деталей как для электрической схемы усилителя, так и для его основы (шасси), на которой размещается весь комплект деталей и производится монтажной цепи между ними.

Инструменты и материалы

Для домашних занятий по игре на гитаре либо записи отдельных произведений вполне подойдет простой гитарный усилитель на лампах и других деталях, обеспечивающих выходную мощность звука в пределах 1,5-3,0 Вт. Этого будет достаточно, чтобы успешно потренировать технику игры, сделать качественную запись только что разученной пьесы или песни под собственный аккомпанемент на акустической гитаре и, конечно, слегка подействовать на нервы ближайшим соседям. Поэтому можно выбрать вариант самодельного усилителя с такими деталями для электрической схемы:

  • лампа-триод 6Н1П (или её аналоги: 6Н3П, 6Н2П, 6Н23П), необходимая для предварительного (входного) каскада всей схемы;
  • лампа 6П14П (пентод), участвующая на оконечном (выходном) каскаде схемы;
  • выходной звуковой трансформатор ТВЗ-1-1, рассчитанный на токовую нагрузку в пределах 8 Ом и мощность 3 Вт (можно заменить на аналог ТВЗ-1-9, который рассчитан лишь на нагрузку не более 4 Ом, или неспециализированные трансформаторы типа ТВК, но они не смогут качественно подавлять искажения звуков);
  • резистор входа на 560 кОм;
  • резистор на катоде лампы-триода на 0,5 Вт, на аноде – 0,5-1,0 Вт;
  • конденсатор в шунте с катодным резистором лампы-триода с максимальной ёмкостью и напряжением около 10 В;
  • конденсатор на линии связи между каскадами должен быть напряжением от 300 В, а переменный резистор на этой же линии может быть с параметрами от 100 кОм до 1000 кОм;
  • резистор на катоде пентодной лампы должен быть более мощный, нежели на входной лампе (порядка 2 Вт), при сопротивлении в 120 Ом, а шунтирующий конденсатор иметь меньшую ёмкость по сравнению с шунтом в схеме триода;
  • динамик на 8 Ом.

Для платформы можно применить в качестве материала толстый дюралевый лист, согнув его в компактную форму, напоминающую коробку без нижней стороны, или же купить готовое изделие. Некоторые пользователи используют для платформы под усилок старый компьютерный корпус, отпиливая от него часть крышки по нужным размерам.

Кроме того, из материалов нужны будут провода для монтажа электрической цепи усилителя, а также шнуры и вилка подключения устройства к сети 220 В. Сразу нужно позаботиться о гнёздах и шнуре для подключения инструмента к усилителю.

Из монтажных инструментов следует подготовить паяльное оборудование и припой, ножовку по металлу, электродрель с набором сверл по металлу, надфили и наждачную бумагу, метчики, винты и отвертки, драпировочный материал для последующей отделки готового изделия, клей, измерительные линейки и маркеры для разметок.

Схема лампового усилителя для гитары

Для колонки был собран гитарный усилитель мощностью 100 Вт. Схема — классический оконечник на EL34 x4. Использована схема Маршала 100 Вт. Но вы можете взять любую другую, отлично себя зарекомендовали вот такие:

Параметры трансформатора: размер сердечника высота 10 см ширина 12 см толщина 4,4 и вес почти 5 кг.

Трансформатор 220 В источника питания, выходное напряжение: 320 В 0,4 А; 16 В для управления реле и низковольтной части; напряжение накалов 6,3 В 8 А.

Покупка колонок в магазине с такими динамиками и УМЗЧ стоит от 800 долларов, поэтому самостоятельная сборка комбоусилителя вполне оправдана.

Звучание комбика

После подключения громкоговорителя к усилителю, можно увидеть колоссальную разницу в звуке по сравнению с китайской аппаратурой, скажем так «базовой цены». Просто совершенно другое звучание той же самой гитары!

После подключения к ламповому усилителю 50 Вт играет всё чисто, ничего не подзвучивает. Видно что качество динамиков и жесткость отделки корпуса являются крайне важными характеристиками.

Вас может заинтересовать:

  1. Модернизация простого усилителя НЧ. Г.Крылов
  2. Ламповый усилитель звуковой частоты на 6С2П, 6П18П (12Вт)
  3. Двухтактный усилитель на 6С4С
  4. Бестрансформаторный усилитель Мамонт-1
  5. УМЗЧ на «телевизионных» лампах с трансформаторами ТН
  1. EL34
    • Все статьи с данной радиолампой
    • Справочные данные
    • 12AX7
      • Все статьи с данной радиолампой
      • Справочные данные

      Комментарии к статьям на сайте временно отключены по причине огромного количества спама.

      Реклама: Acczent pro коммерческий линолеум таркетт. — Оформляйте в России тренажеры силовые нагружаемые и спортивный инвентарь вместе в магазине. — Интересная работа наших тренажеров с завода, в тренажерке больше 8 лет, железо надежное вполне.

      При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна.

      Оцените статью
      TutShema
      Добавить комментарий