Кардиоидная направленность микрофона что это

Кардиоидный микрофон - описание, особенности, сфера применения

Кардиоидные микрофоны — это тип однонаправленных микрофонов, то есть устройств которые принимают звук только в одном направлении. Диаграмма направленности кардиоидного микрофона напоминает форму сердца, она обеспечивает максимальную чувствительность спереди, по оси голосового прибора. При этом звуки, приходящие с тыловой части совершенно не воспринимаются.

Всенаправленный микрофон

Хорошо подходят для: интервью, записи звука от движущихся предметов.

Всенаправленные микрофоны имеют самую простую характеристику направленности – они одинаково воспринимают звук, приходящий с любых направлений. Всенаправленные микрофоны обычно используются для записи звуков, источники которых не находятся под непосредственным контролем, например – звуки окружающей обстановки, голосовой фон пресс-конференции или голоса проходящих мимо и разговаривающих людей. Всенаправленные микрофоны наиболее универсальны, но они же и самые «шумные», то есть могут давать наиболее зашумленную запись по сравнению с другими типами. Эффективность их использования зависит от контекста. На съемках фильмов все петличные микрофоны, как правило, всенаправленные.

Микрофон

Кардиоидный микрофон

Хорошо подходят для: съемки документальных фильмов, свадеб и других мероприятий.

Характеристика направленности в форме кардиоиды достаточно универсальна. Кардиоидные микрофоны бывают всех конструктивных типов и размеров. Эти микрофоны с их широкой направленностью не следует путать с гиперкардиоидными и суперкардиоидными. В обстановке с неконтролируемыми источниками звука кардиоидные микрофоны также будут улавливать фоновый шум.

Гиперкардиоидный микрофон

Кардиоидная направленность микрофона что это

Направленность – это чувствительность микрофона к звуковому сигналу в зависимости от направления или угла, с которого идет звук.

Чаще всего направленность микрофона изображают как полярные диаграммы. Это делается для визуального представления чувствительности микрофона в диапазоне 360 градусов, где голова микрофона является центром окружности. Начало угла ставится перед микрофоном (зеленая прямая, отметка «0 градусов»).

Направленность микрофона: кардиоид, суперкардиоид, всенаправленная диаграмма

Диаграмма направленности показывает, как именно чувствительность микрофона к звуку зависит от места расположения его источника. Деления на такой диаграмме показывают конкретные значения уровня звука (в децибелах, dB).

Например, на диаграмме ниже звук идет с двух направлений: A и B.

Звук, идущий по направлению B, весь свой путь проделал внутри зоны чувствительности (в данном случае — кардиоиды), то есть пять делений.
Звук, идущий по направлению A, прошел всего два деления внутри нашей кардиоиды.

Из этого понимаем, что звук (при одинаковой дистанции до микрофона), идущий по направлению B, будет на 15 dB (или примерно в 32 раза) громче, чем звук, идущий по направлению A.

Существует три основных типа направленности микрофонов:

  • всенаправленная (круговая)
  • одностороняя (кардиоидная)
  • двухсторонняя («восьмерка»)

Всенаправленный микрофон

Микрофон с круговой направленностью (всенаправленный микрофон, например — Sennheiser MD42) обладает равной чувствительностью к сигналам, поступающим к нему со всех сторон.

Зачастую микрофон с круговой направленностью отличается низкой чувствительностью к звукам дыхания, и ему не свойственен «эффект приближения» (о нем — ниже).

Микрофоны с такой направленностью имеют более широкий низкочастотный диапазон по сравнению с другими, что очень актуально при работе с инструментами, выдающими много «низких».

Из-за своей чувствствительности к акустике помещения всенаправленные микрофоны имеет смысл использовать для записи в заглушенном помещении или в помещении с очень хорошей акустикой, для отражения акустической атмосферы. Часто всенаправленные микрофоны используют в случаях, когда невозможно гарантировать умение говорящего пользоваться направленными микрофонами, например — праздники, свадьбы, лекции, публичные собрания и т.д. Интересный факт — вышеуказанный микрофон Sennheiser MD42 обрел серьезную популярность среди религиозных организаций (церкви, мечети, синагоги и т.п.).

Односторонняя направленность

Микрофоны с односторонней направленностью (однонаправленные, например — Sennheiser MD46) имеют кардиоидную, суперкардиоидную или гиперкардиоидную диаграмму направленности.

Кардиоидные (рис. 1) микрофоны не воспринимают звук, идущий с тыльной стороны микрофона.

У суперкардиоидных микрофонов (рис. 2) зона захвата спереди уже (по сравнению с обычной кардиоидой), шумоизоляция сильнее и они менее чувствительны к акустике помещения, однако захватывают звук, идущий с тыльной стороны микрофона (пусть и очень слабо).

Гиперкардиоидные (рис. 3) микрофоны обеспечивают максимальную шумоизоляцию, наименее чувствительны к акустическому оформлению помещения, однако захватывают чуть больше звука, идущего с тыльной стороны микрофона (по сравнению с кардиоидными и суперкадиоидными микрофонами).

Чаще всего такие микрофоны используют для вокала, или в случаях, когда нужна серьезная шумоизоляция, например — для сцены или репортажей.
Важно отметить, что несмотря на то что супер- и гипер- кардиоидность микрофона усиливает шумоизоляцию по бокам, эта же кардиодиность (из-за особенности построения диафрагмы таких микрофонов) увеличивает чувствительность микрофона со стороны рукоятки (см. рисунки выше), поэтому тип кардиоиды микрофона в данном случае подбирают под конкретный случай, например — для вокалиста, находящегося близко к сцене, не подойдет гиперкардиодиный микрофон (задняя сторона микрофона может захватывать звуки из зала), а вот для студии такой микрофон подойдет отлично.

Двухсторонняя направленность

Двунаправленный микрофон равно чувствителен к звуковым сигналам, которые поступают спереди и сзади, и почти не чувствителен к звуку, который идет с боков.

В «простонародье» микрофон с такой направленностью зовется «восьмеркой» (например — Sennheiser MK 8).

Восьмерку часто используют для записи дуэтов (когда исполнители сидят друг напротив друга по бокам микрофона, см. рис 4) и при записи интервью (когда люди сидят друг напротив друга спереди и сзади от микрофона, см. рис 5). Также ее применяют для записи в заглушенном помещении в случае необходимости повышения относительного уровня отраженных сигналов, и для записи отдельных инструментов (что бы выделить низкие частоты при близком размещении исполнителей от микрофона).

Эффект приближения

Однонаправленные микрофоны по мере приближения к источнику звука увеличивают отдачу по низким частотам, в пределах 0.5 метров. Если микрофон стоит совсем близко (30 см. и ближе) звук получится сильно «бубнящим». Есть несколько способов восстановить более естественное звучание:

  1. Использовать эквалайзер или микшерный пульт. С помощью эквалайзера можно урезать «низы», тем самым возвращая звук к более натуральному звучанию.
  2. Использовать микрофон с функцией среза низких частот (например — Sennheiser E 914)
  3. Отдалить микрофон от источника звука

По всем вопросам обращайтесь к нам по телефонам:

8 (800) 500-94-52
8 (495) 988-34-19

Обзор лучших моделей

Гиперкардиоидный Superlux D103/02P

Данная модель очень популярна у начинающих видео-операторов. Они используют ее для видеосъемок. В отличие от суперкардиоидного, он имеет зону чувствительности спереди более узкую, а сзади она более широкая. Также улавливает шум, идущий сзади, более отчетливо. Используют в студиях для озвучивания акустических инструментов.

Audix D4

Вокальный микрофон используется на более живых выступлениях. Предназначен только для передачи голоса самого певца и не используется для озвучивания акустических инструментов. Также следует заметить, что и микрофон для вокала имеет характеристики направленности. Он может быть чувствительным к высоким или к низким тонам. Также разновидность таких микрофонов может отличаться от индивидуального предназначения – может использоваться для сольных выступлений или для хоровых.

Shure

Петличный микрофон. Существуют проводные и беспроводные. Чаще всего данную модель используют в интервью, телепередачах, телешоу, в съемках видеороликах на YouTube. Беспроводные петлички позволяют актеру не быть привязанным к камере, безопасность от повреждения провода, дистанция расстояния от камеры может позволять быть свободным в действиях. Одно из прекрасных качеств такого микрофона заключается в том, что его можно применять на любых местах, прикрепив на одежду или под нее.

Относится такое устройство к конденсаторным, имеет наилучшую чувствительность к улавливаемым звукам. Но и оборотная сторона тоже есть – нужен постоянный источник питания. У конденсаторного микрофона всегда присутствует специальная коробочка, которая подает питание. Подключается как к телефону, так и к компьютеру или камере. Следует учесть, что от размещения микрофона зависит качество и громкость звука.

Конечно, всегда стоит вопрос: «Какой же выбрать?». Ответить на него можно, только зная характеристики микрофонов, модели и методы использования в различных сферах.

Следует определиться, в каком направлении будет использоваться то или иное устройство.

Кардиоидный микрофон BOYA BY-MM1 представлен далее.

Двунаправленная диаграмма / восьмерка (Bidirectional / Figure of 8)

Двунаправленная диаграмма имеет две равные области захвата сигнала, расположенные противоположно друг другу — спереди и сзади микрофона. Звук с боков не записывается.

Типы направленности микрофонов

Угол захвата каждой из сторон составляет около 90 градусов. Соответственно, микрофон подойдет для записи интервью или, скажем, вокального дуэта.

Используются в техниках стереозаписи Blumlein и mid/side.

У всех ленточных микрофонов, в связи с особенностями конструкции, диаграмма двунаправленная.

  • sE Electronics SE 2300
  • Superlux R102
  • Октава МЛ 52-02 к/к
  • AEA R92

Применение на практике

Кардиоида. Живой звук, студийная запись (особенно в неподготовленных акустических условиях). Подходит для чистой записи вокала и любых инструментов, включая барабанную установку.

Суперкардиоида и гиперкардиоида. Живые концерты с высоким уровнем шума. Студийная запись с особыми требованиями: например, запись малого барабана с минимальным проникновением хай-хэта.

Микрофон-пушка (Shotgun / Lobar). Видеопродакшн и кино — для закадровой записи звука и полевой записи.

Всенаправленные микрофоны. Студийная запись, запись инструментов (например, акустической гитары) в акустически подготовленном помещении, запись хора или оркестра, запись движущихся объектов.

Двунаправленный (восьмерка). Стереозапись, запись или стрим интервью с участием двух человек.

Типы направленности микрофонов

При использовании однонаправленных микрофонов необходимо учитывать следующие факторы:

Эффект приближения — проявляется в усилении низких частот по мере приближения источника звука к микрофону. Эффект встречается у однонаправленных, и особо выражен у двунаправленных микрофонов. У всенаправленных моделей эффекта нет. Хотя эффект приближения меняет частотную характеристику и снижает разборчивость, иногда его используют специально — для уплотнения, придания звуку тепла и усиления нижнего регистра.

Внеосевое окрашивание — встречается, когда звук проникает в микрофон вне основной оси направленности. Частотная характеристика микрофона может изменяться в зависимости от угла поступления сигнала. Больше всего от этого эффекта страдают высокие частоты.

Фактор расстояния (коэффициент расстояния) — связывает расстояние от источника звука до микрофона и баланс между прямым звуком источника и фоновым шумом. Чтобы добится схожих результатов между микрофонами со всенаправленной и кардиоидной диаграммой, первый необходимо расположить ближе к источнику звука, а второй — дальше.

Типы направленности микрофонов

Если для всенаправленного микрофона фактор расстояния будет равен 1, то для микрофона с кардиоидной направленностью он будет равен 1,7. Это значит, расположив кардиоидный микрофон на расстоянии 17 см, можно получить схожий результат соотношения полезного сигнала к окружающему шуму, как у всенаправленного микрофона на расстоянии 10 см.

Чем чревато использование неподходящей диаграммы направленности?

Просачивание сигналов, вызванное неправильным позиционированием микрофона, способно уничтожить любую запись. Так, например, в записанном аудио может появиться излишне активные тарелки во всех микрофонах, близких к снейру и бочке, что приведёт к невозможности изолирования одного из барабанов из общего микса.

В подобных ситуациях, если мы говорим о работе с ударными, добавление нескольких децибел громкости каналу томов приведёт к появлению в миксе резкого и неприятно усиленного звука сплэша или других тарелок. Таким образом, усиление одной из дорожек приведёт к усилению других сигналов барабанной установки, нарушению баланса звучания и, как следствие, уничтожению микса.

Другая проблема, которая может быть вызвана неправильным выбором диаграммы и позиционированием микрофона в пространстве, — соединение дорожек вокала и гитары при записи исполнителя с инструментом. Вместо разделения на дорожку вокала с едва слышимой гитарой и дорожку гитары с уловимым голосом, неправильное позиционирование приведёт к записи двух равнозначных каналов.

Нулевые точки разных диаграмм направленности позволяют записывать микрофоном нужное и отсекать ненужное. Знание особенностей паттернов позволит выбрать подходящий микрофон и расположить его так, чтобы свести к минимуму всё, что вы не хотите фиксировать, но сохранить то, что должно быть записано.

Вместо заключения: какая диаграмма лучше?

Паттерны созданы для разных сценариев записи, поэтому вопрос о том, какая диаграмма направленности микрофона лучше, не имеет смысла. Лучшей диаграммы попросту не существует: каждый паттерн обладает собственными плюсами и минусами, но только в рамках возможных сценариев использования.

Всенаправленная диаграмма

  • Забирает звук со всех сторон;
  • Отлично подходит для записи комнаты и естественного звучания помещения;
  • Не имеет нулевых точек — записывает всё, что слышит;
  • Обладает низкой чувствительностью к сложным звукам: взрывным согласным, сибилянтам и прочим;
  • Не проявляет эффекта близости;
  • Микрофоны с всенаправленной диаграммой обладают повышенной чувствительностью в низкочастотном диапазоне;
  • Подходит для записи оркестров, больших коллективов;
  • Отличается малой стоимостью.

Кардиоидная диаграмма

  • Записывает сигналы в широкой области перед собой, но не теряет сфокусированности на источнике;
  • Хорошо отсекает окружающие шумы;
  • Эффект близости позволяет управлять звучанием без применения дополнительных обработок;
  • Нулевая точка располагается сзади (180 градусов);
  • Достаточно универсальна: подходит для записи вокала, музыкальных инструментов и прочих источников сигнала.

Суперкардиоидная диаграмма

  • Отлично подходит для подзвучивания конкретных объектов в широкой области (например, на сцене);
  • Обладает лучшей изоляцией от окружающих звуков в сравнении с кардиоидой;
  • Обладает меньшей чувствительностью к звучанию комнаты, что позволяет записывать только источник сигнала;
  • Эффект близости выражен менее активно в сравнении с кардиоидой;
  • Нулевая точка располагается в области 126 градусов;
  • Подходит для вокала, записи речи, музыкальных инструментов.

Гиперкардиоидная диаграмма

  • Максимальная сфокусированность на конкретном источнике звука;
  • Отсечение большинства окружающих сигналов, призвуков и прочих подобных звуков;
  • Минимальное проявление фидбека;
  • Эффект близости выражен менее активно в сравнении с кардиоидой и суперкардиоидой;
  • Нулевая точка располагается в области 110 градусов;
  • Подходит для записи источников в шумном окружении.

Двунаправленная диаграмма (Восьмёрка)

  • Запись объектов перед и за собой с одинаковым уровнем громкости сигнала;
  • Отсечение всех боковых звуков и шумов;
  • Возможность стереозаписи объектов, расположенных с двух сторон от микрофона;
  • Нулевая точка находится на отметке 90 градусов;
  • Подходит для записи интервью, записи комнаты.

Правильный выбор диаграммы и корректное расположение микрофона в пространстве — вещи, которые отделяют отличную запись от прошедшего через десятки правок, подрезок и тонны обработок «Франкенштейна». В общем, понимание диаграмм направленности улучшает позиционирование микрофонов и, как следствие, ведёт к лучшим результатам по итогам записи.

Двунаправленный микрофон

Характеристики направленности микрофонов

Ещё одной разновидностью приборов для восприятия звуковых колебаний является двунаправленный микрофон. Его диаграмма направленности имеет вид цифры восемь. Конструкция обладает двумя зонами высокой чувствительности. Это фронтальная и тыловая зоны. Звуковые колебания, поступающие с боков, не воспринимаются. Устройства этого типа применяются во время концертных выступлений, когда поёт дуэт или играют два исполнителя на простых инструментах. Применение «восьмёрки» очень удобно в репортажной работе и при взятии интервью.

Характеристики направленности микрофонов

Выбор микрофона во многом зависит от опыта звукооператора. При выборе звукового прибора для записи нужно прежде всего ориентироваться на акустическое оформление помещения и характеристики музыкальных инструментов, если они используются при записи. Кроме того есть не только объективные характеристики, но и субъективное восприятие. При сравнении амплитудно-частотных характеристик кардиоидного и кругового микро можно заметить, что, в первом случае, область от 2 до 5 кГц поднята на 2-4 дБ. Это не всегда является плюсом так как высокие частоты будут воспроизводится слишком резко и их приходится понижать по уровню.

У голосового прибора с круговой схемой направленности АЧХ линейна до 6 кГц. Примерно такая же АЧХ и у «восьмёрки». Опытные звуковики знают, что голос звучит более натурально, когда запись ведётся на «круге» иди двунаправленном устройстве. В записи будет немного отражённого сигнала, но это делает вокал более плотным. Слабая реверберация делает голос живым. Кроме того на углах 90 и 270 градусов, «восьмёрка» воспринимает меньше отражений, чем кардиоидная голосовая конструкция.

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий