Какой осциллограф выбрать для автодиагностики

Содержание

Найти неисправность стало гораздо проще. Не надо разбирать и подкидывать каждую запчасть, что удешевляет поиск неисправности и экономит время. Автомобильный осциллограф применяется для диагностики двигателя, датчиков электронной системы управления, генератора, стартера, аккумулятора. Нужен при комплексной автомобильной диагностике, дополняет проверку сканером. Позволяет делать дефектовку мотора без вскрытия.

Осциллограф – это прибор, который снимает параметры времени и амплитуды электрического сигнала. При неисправностях автомобиля, также нужны эти характеристики. То есть как изменяется сигналы датчика, катушки, форсунки по времени.

Какой выбрать осциллограф для диагностики авто

Рассмотрим наиболее удобные и информативные приборы.

USB Autoscope Постоловского

На первом месте в рейтинге практиков стоит осциллограф Постоловского USB Autoscope IV. Имеет обширные диагностические функции.

осциллограф Постоловского

Преимущества

  • Профессиональные скрипты от Андрея Шульгина.
  • Удобный интерфейс.
  • Широкий диапазон измерения от 6 до 300 вольт.
  • Обработка скриптов в автоматическом режиме.
  • Информативный скрипт эффективности по цилиндрам CSS, показывающий работу форсунок, системы зажигания.
  • Тест аккумулятора, генератора, стартера. Показывает неисправности в автоматическом режиме. Легкий процесс съема характеристик: достаточно иметь доступ к плюсовой или минусовой клеммам АКБ.
  • Тест давления в цилиндре. Показывает метки системы газораспределения, правильно ли стоят фазы. Выявляет провернутый задающий диск.

Полная документация по работе с прибором. Подробно описаны скрипты, схемы подключения. Есть видео инструкция на сайте производителя. Отзывчивая поддержка.

Мотодок 3

Вторым в списке рейтинга осциллографов для диагностики автомобиля любой марки стоит Мотодок 3. Имеет схожие характеристики.

Преимущества и недостатки

  • Скрипт Андрея Шульгина эффективности цилиндров. Есть некоторые недостатки по синхронизации с некоторыми автомобилями, имеющими слабый сигнал с датчика коленчатого вала. Но это сглаживается удобством и быстрой работой.
  • Подключения на любое расстояние по кабелю RJ 45.
  • Качество картинки при диагностике, что не маловажно при работе.
  • Подробная документация на сайте производителя.

Для примера приведены только два осциллографа для диагностики авто. Существуют и другие приборы: отличаются ценой, производителем, но принцип измерения одинаков. Самое главное иметь опыт в чтении осциллограмм к каждой марке автомобиля.

Какой выбрать осциллограф для диагностики авто

Рассмотрим наиболее удобные и информативные приборы.

КИТАЙСКИЙ осцилограф для ДИАГНОСТА | HANTEK 1008C ОБЗОР!

USB Autoscope Постоловского

На первом месте в рейтинге практиков стоит осциллограф Постоловского USB Autoscope IV. Имеет обширные диагностические функции.

осциллограф Постоловского

Преимущества

  • Профессиональные скрипты от Андрея Шульгина.
  • Удобный интерфейс.
  • Широкий диапазон измерения от 6 до 300 вольт.
  • Обработка скриптов в автоматическом режиме.
  • Информативный скрипт эффективности по цилиндрам CSS, показывающий работу форсунок, системы зажигания.
  • Тест аккумулятора, генератора, стартера. Показывает неисправности в автоматическом режиме. Легкий процесс съема характеристик: достаточно иметь доступ к плюсовой или минусовой клеммам АКБ.
  • Тест давления в цилиндре. Показывает метки системы газораспределения, правильно ли стоят фазы. Выявляет провернутый задающий диск.

Полная документация по работе с прибором. Подробно описаны скрипты, схемы подключения. Есть видео инструкция на сайте производителя. Отзывчивая поддержка.

Мотодок 3

Вторым в списке рейтинга осциллографов для диагностики автомобиля любой марки стоит Мотодок 3. Имеет схожие характеристики.

Преимущества и недостатки

  • Скрипт Андрея Шульгина эффективности цилиндров. Есть некоторые недостатки по синхронизации с некоторыми автомобилями, имеющими слабый сигнал с датчика коленчатого вала. Но это сглаживается удобством и быстрой работой.
  • Подключения на любое расстояние по кабелю RJ 45.
  • Качество картинки при диагностике, что не маловажно при работе.
  • Подробная документация на сайте производителя.

Для примера приведены только два осциллографа для диагностики авто. Существуют и другие приборы: отличаются ценой, производителем, но принцип измерения одинаков. Самое главное иметь опыт в чтении осциллограмм к каждой марке автомобиля.

Диагностика осциллографом автомобиля: как проводить

Пользоваться осциллографом не составляет особых трудностей у диагностов. Методика подробно описана в инструкциях к прибору. Главное знать места подключения к датчику положения коленчатого вала для проведения скрипта Шульгина по эффективности цилиндров. Для различных марок автомобилей ДПКВ может находится возле задающего диска или маховика.

Проверка датчиков осциллографом

ДПКВ

Датчик положения коленчатого вала. Нужен для синхронизации искры и форсунок по такту сжатия. Сигнал имеет синусоидальную форму с разрывом. Форма сигнала с одинаковой амплитудой. Если есть отклонения, значит задающий диск имеет не равномерность вращения или люфт.

сигнал датчика положения коленвала

  1. Подключаем измерительный щуп к сигнальному проводу осциллографа.
  2. Ставим диапазон измерения до 300-500 вольт.
  3. Нажимаем кнопку пуск и снимаем сигнал.

ДПРВ

Датчик положения распределительного вала. Имеет прямоугольную форму сигнала амплитудой 12,3 – 12,7 вольта. Полезно снимать одновременно сигналы ДПКВ и ДПРВ для определения фазы впрыска и смещения распределительных валов относительно друг друга. Но как правило этот параметр проверки ДВС есть на сканере.

сигнал датчиков положения коленвала и распредвала

ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха применяется на бензиновых двигателях для измерения объема прошедшего воздуха. Основной параметр для диагностики — это его АЦП равное 0,996 вольт при включенном зажигании. При углубленной диагностике ДМРВ, нужно померить время релаксации – период, за который, датчик выходит в нулевое положение.

сигнал исправного дмрв

Ниже представлена осциллограмма неисправного ДМРВ. Время перехода 20 мс, а напряжение при нулевом объеме воздуха 1,130 вольт. Авто с таким датчиком будет расходовать много топлива и терять мощность.

сигнал неисправного дмрв

Немаловажно проверить пик выхода датчика на максимальный уровень напряжения. Для этого нужно снять сигнал с ДМРВ на заведенном ДВС, при резко нажатой педали газа. Чем больше показания к 5 вольтам, тем датчик имеет большую отдачу и авто будет эластичнее.

сигнал дмрв на заведенном моторе

Работа с автомобильным осциллографом не страшна для начинающих диагностов. Нужно тщательно изучить инструкцию по работе с прибором и применять на практике. Чем больше опыт подключения к конкретной марке, тем быстрее и точнее поиск неисправностей.

ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки. Проверить легче всего сканером. Но при плавающей неисправности, когда автомобиль едет рывками, нужно проверить сигнал осциллографом. Подключаем сигнальный провод щупа к выходу ДПДЗ и снимаем сигнал открывая дроссель. Не должно быть резких скачков.

сигнал исправного дпдз сигнал неисправного дпдз

Проверка массы двигателя осциллографом

Плохую массу двигателя можно проверить измерительным щупом осциллографа. Минус щупа соединяется с минусовой клеммой АКБ, а сигнальный с двигателем или кузовом. Значительные помехи говорят о плохой массе.

проверка массы осциллографом

Диагностика катушек зажигания с помощью осциллографа

Проверка системы зажигания возможна только по анализу сигнала вторичной или первичной цепи. Самодиагностика двигателя автомобиля способна только косвенно определить дефекты в высоковольтной части. Может выдать ошибку по пропускам зажигания. Коды неисправностей пропусков дают общую картину работы цилиндра. Они могут возникнуть как от неисправной катушки, свечи, высоковольтного провода, форсунки, низкой компрессии, подсоса воздуха. Для точного определения неисправной катушки зажигания нужна проверка осциллографом.

Ниже приведен пример типичного сигнала высоковольтного пробоя, по которому можно судить о работоспособности всей высоковольтной системы автомобиля. Любой дефектный элемент: катушка, провод, свеча проявится на этой осциллограмме.

сигнал высоковольтного пробоя

Типичные неисправности системы зажигания

неисправная катушка зажигания пробой вв провода сигнал свечи в саже сигнал с большим временем накопления

Проверка индивидуальных катушек зажигания

Для диагностики индивидуальных катушек зажигания очень удобно использовать осциллограф АВТОАС-ЭКСПРЕСС М. Удобство заключается в его компактности и легкости подключения. Достаточно загрузить программу и приложить индуктивный или емкостной датчик прибора к самой катушке. Получаем осциллограмму как показано выше.

Диагностика топливной форсунки осциллографом

Форсунка бензинового двигателя состоит из запорного клапана, электромагнитный катушки. Соответственно движение этого клапана возможно проверить осциллографом.

сигнал исправной форсунки сигнал неисправной форсунки

Диагностика форсунок с помощью осциллографа требуется в случае тщательного поиска неисправности. В большинстве случаев достаточно сделать тест Андрея Шульгина на эффективность работы цилиндров.

Проверка датчика кислорода с применением осциллографа

Лямбда зонд служит для точного дозирования топливо – воздушной смеси и снижения уровня токсичности отработавших газов. Работает по принципу гальванического элемента. Вырабатывает напряжение в зависимости от присутствия свободного кислорода во внутренней и внешней ячейке датчика. Напряжение варьируется от 0,1 – 0,9 вольт, что соответствует бедной и богатой смеси.

Проверить работу датчика можно

  • Сканером
  • Осциллографом

Первый вариант быстрый и достаточный для оценки общей работы. Второй же вариант диагностики датчика кислорода более точный и позволяет оценить скорость сработки лямбда зонда в режиме обратной связи.

осциллограмма датчика кислорода сигнал неработающего датчика кислорода

Как выбрать осциллограф

Какой осциллограф стоит купить для частного применения и исследовательской лаборатории? Выбирать нужно не только по рабочим характеристикам, но и с учётом сферы применения, бюджета. Пользоваться можно цифровыми и аналоговыми моделями, но функционал и точность данных этих устройств отличается. Универсальных решений нет, поэтому нужно внимательно отнестись к анализу параметров – это поможет купить лучший прибор для решения поставленных задач.

Обратной стороной расширения функционала является увеличение цены.

Какой осциллограф лучше

Все представленные в обзоре осциллографы отличаются надёжностью, стабильностью показаний. У приборов разный функционал, что позволяет использовать их в отраслях с простыми и сложными задачами. Команда VyborExperta.ru рекомендует выбирать оборудование с учётом сферы применения:

  • Dso138 mini – для использования дома и в учебных классах;
  • Мегеон 15001 – выбор специалистов по мониторингу;
  • Fluke 190-204 – для крупных предприятий;
  • Rigol ds1102z-e – лабораторный прибор с широким фукнционалом.

Всё оборудование в обзоре достойно внимания квалифицированного пользователя, но только самые надёжные удостоились звания лучших устройств в своих категориях.

трахтатъ. часть первая.

Для начала – очевидный для профессионалов, но не для многих начинающих факт: диагност должен разбираться в предмете. То есть если он диагностирует систему управления двигателем – то он должен понимать, как работает сам двигатель и данная система управления. И понимать это достаточно хорошо. Без этого понимания – не будет диагностики, будет максимум – чтение ошибок. А это не диагностика, это вытягивание денег из клиента.

Также, я подразумеваю, что у будущего диагноста есть какой-никакой слесарный опыт (не обязательно уметь перебирать двигатель с закрытыми глазами, но нужно хотя бы очень хорошо и в деталях это себе представлять, и хотя бы присутствовать при нескольких таких ремонтах), ну и что инструмент – отвертки, ключи, и т.д. у него есть. Тут, впрочем, должно и так быть понятно, как выбирать и что покупать.

Начну с простого и однозначного: манометр, точнее комплект для измерения давления топлива, компрессометр и вакуумметр. Для чего всё это нужно? Измерение давления топлива нужно чтобы не полоскать мозги клиенту на тему «я хер знает что у тебя, съезди проверь давление топлива». Есть подозрения на давление? Взял и проверил. Компрессометр – аналогично, чтобы подозревая отсутствие компрессии можно было предъявить клиенту документальное подтверждение в цифрах, а не «чо-то мне кажется тут компрессии нету». Вакуумметр – может пригодиться для оценки работы двигателя по разрежению на впуске и для проверки показаний мап-сенсора. В природе существуют также «совмещенные» измерители давления и разрежения – они полезны при тестдрайве машин с турбиной или компрессором, опять же – для контроля реального абсолютного давления во впускном коллекторе и оценки показаний мап-сенсора.

vacuummeter.jpgmanometer.jpgkompressometer.jpeg

Далее, как ни странно, я расскажу о банальных тестерах (мультиметрах). Фактически идеальным тестером на данный момент является UNI-T ut-61e. Именно модель E – она из всей линейки самая быстрая, точная и приятная в работе. К сожалению – у данного тестера нет измерения температуры. Ну и денег стоит – баксов 40-50, скорее 50. Есть более дешевые варианты, например HoldPeak HP-890CN, или даже какой-нить HYELEC MS8233E. У всех без исключения дешевых приборов есть минус – отсутствие линейной шкалы. А она нужна для проверки ДПДЗ например, и любых других датчиков с быстроизменяющимся сигналом. Если потенциометр изношен и «шумит», то тестер с линейной шкалой показывает данную проблему быстро и однозначно.

Существуют и «специализированные автомобильные» мультиметры. Не знаю. То что я видел – либо без линейной шкалы, либо по космическим ценам. А по сути там как правило добавлен-то только тахометр и измеритель угла замкнутого состояния контактов. Ну прямо скажем – не так чтобы самые нужные функции.

К мультиметру я настоятельно рекомендую докупить сразу силиконовые щупы. Их стоимость может сравниться со стоимостью самого мультиметра, но когда у вас на морозе из-за задубевшей изоляции отвалится провод у единственного тестера – вы поймёте что оно того стоит.

Кроме тестеров могут пригодиться и токоизмерительные клещи постоянного тока. Они бывают двух видов – в виде приставки к мультиметру, и в виде отдельного прибора. Приставки могут пригодиться и для осциллографа, но не так удобны в автономном применении. Из автономных клещей могу привести в пример Mastech MS2109A/2108A или те же HYELEC MS2108A. Насмотря на неоднозначное название – при проверке показывают весьма неплохую точность, и по сути обычно являются клонами того же мастека за меньшие деньги. Мастек 2109 может также измерять температуру, что может явиться хорошим дополнением для «основного» тестера без данной функции.

Применение клещей имеет свои нюансы, например – у них может «уплывать» ноль, а показания зависеть от положения клещей относительно провода. Ну и на малых токах – точность плохая. Для малых токов существуют другие клещи, которые стоят других денег. Из приставок можно посмотреть на продукцию фирмы APPA, как «классику жанра», Appa 32 как пример, ну либо приобрести вместе с мотортестером либо рекомендованные производителем мотортестера. Альтернативные варианты также производят многие, и Hantek – например СС-65, и даже различные безымянные производители — типа всяких CP-05.

И тут мы плавно переходим к осциллографам и мотортестерам.

Что такое мотортестер? Это осциллограф с определенными возможностями, ориентированными на диагностику двигателя. При этом для автомобильной диагностики осциллораф вполне может «не блестать» параметрами — ни полоса ни максимальная частота особо не важны, если мы не говорим о ремонте электронных блоков и анализе сигналов кан-шины. Для ремонта электроники обычно требуются гораздо более мощные приборы, причем обычно автономные, настольные — но это я уже ухожу от темы.
И осциллоргафы и мотортестеры бывают трёх «формфакторов» : автономные стационарные, автономные портативные, и приставки к компьютеру. Стационарные автономные мотортестеры по большому счету уже канули в лету (осциллографы же – живут и здравствуют, но для автодиагностики подходят слабо, поэтому о них пока забываем), большинство мотортестеров сейчас идут в виде приставки к компьютеру.

Тут нужно заметить, что стационарные мотортестеры, конечно, вполне еще существуют до сих пор, и технически представляют из себя опять же стационарный компьютер и измерительный блок к нему. Но производят их крупные и дорогие брэнды, типа того же БОШа, соответственно стоимость их заоблачна, и позволить себе их могут только очень крупные сервисы, которым мотортестер по большому счету не особо-то и нужен – разве что чтобы лишние деньги куда-то деть, соответственно число их крайне невелико.

Как ни странно, самые продвинутые и быстроразвивающиеся мотортестеры разрабатываются на просторах бывшего СНГ. Если говорить об относительно недорогих, но в то же время функциональных моделях, то можно выделить МТпро и Диамаг. Считается, что у диамага проще интерфейс, но тут уж на вкус-на цвет. По параметрам и функционалу они примерно одинаковы. На фото также приведен usb autoscope Постоловского, который отличается шикарным функционалом, что, к сожалению, отразилось на цене.

Автономные портативные мотортестеры выпускаются зарубежными производителями, и вообще говоря особого интереса не представляют по причине достаточно ограниченного функционала – в сравнении с продвинутыми СНГ-овскими аппаратами. Иногда их встраивают в автономные сканеры, о которых речь пойдёт ниже.

А вот портативные осциллографы, также выпускаемые, в частности, нашими китайскими друзьями, как раз представляют интерес для экспресс-диагностики. Точнее, исходя из соотношения цена/возможности, интерес для автодиагностики представляют именно НЕДОРОГИЕ модели, потому что, как я уже писал выше, для большинства задач мотортестеру не нужны высокие частоты и широкая полоса – за что и берут деньги производители осциллографов. А вот тот же весьма недорогой двухканальный DSO-203 вполне позволяет проверить работу системы зажигания (по вторичному напряжению), работу и синхронизацию датчиков коленвала и распредвала, работу других датчиков, оценить сигнал с датчика разрежения на впуске, то есть фактически – закрыть большинство простых повседневных решаемых мотортестером задач. Огромный плюс таких приборов – скорость подготовки к работе. Фактически это секунды – нужно подключить нужные датчики к осциллографу и щелкнуть выключателем. Не нужно загонять машину в бокс, не нужно разворачивать оборудование, подключать ноут, запускать софт и т.д. — взял, включил, работаешь. Минус — функционал. О всевозможных анализах — как правило можно забыть. Либо возможности анализа сильно хуже чем у МТ на базе компьютера. (тут я замечу, что лично мне кажется более логичным использование для экспресс-проверок именно автономных приборов, без компьютера. потому что если уж мы приволокли ноут или подтащили стойку — то там уж пофиг какой осцилл подключить)

«Взрослый» мотор-тестер нужен для решения более серьезных проблем, для чего и нужны всевозможные плагины и скрипты с возможностями анализа. И тут при выборе важно наличие этих плагинов и скриптов (впрочем, в основном производители быстренько навёрстывают отставание), ну и самое главное — интерфейс. И вот тут — каждый выбирает для себя. где удобнее, где проще, где понятнее. а для этого нужно скачать софт от выбранных приборов и запустить в деморежиме.

Я лично считаю, что «в хозяйстве» нужно иметь оба прибора – и осциллограф и мотортестер, а если бюджет начинающего диагноста ограничен (а это, как правило, именно так) – можно на первых порах обойтись и без мотортестера, тем же ДСО-203 или еще каким недорогим двухканальным осциллом. Либо поискать б/у мотортестер подешевле.

При выборе мотортестера не стоит гнаться за большим числом каналов. Во-первых, при увеличении числа ИСПОЛЬЗУЕМЫХ каналов падает частота дискретизации, что на и так не блещущем параметрами мотортестере, может слишком фатально сказываться на качестве картинки. То есть сигналов-то вы снимете кучу, но вот форма сигнала там будет такая, что эти осциллки ничем не помогут в работе. При этом нужно заметить, что обычно частота дискретизации — она делится на число каналов. Но если канал не используется – то он и не учитывается, и общая частота делится между используемыми каналами. То бишь, оставляя один используемый канал – мы заюзаем по максимуму все ресурсы осцила для этого одного канала. Для двух каналов – они поделятся пополам, и т.д. то есть вообще говоря при правильном подходе к разработке большое число каналов как минимум не вредит. Ну не включай больше чем нужно, делов-то.

Совершенно необходимый минимум это два канала. Один канал – ну это просто игрушки. Да, он позволит например проверить одиночный датчик или там катушку. Но даже на банальной классической системе зажигания например – всё. Сразу опа. Или там синхронизация датчиков коленвала и распредвала. С одним каналом просто делать нечего. Но два канала — это абсолютный минимум. Сколько же реально нужно каналов в жизни? Давайте посчитаем! Датчик коленвала, распредвала, датчик давления в цилиндре, синхронизация по искре (как пример). То есть 4 канала – это такой оптимум, меньше которого стоит брать мотортестер только в случае если он в чем-то другом выдающийся. Впрочем, как правило, мотортестеры-приставки сейчас выпускаются почти все с числом каналов не менее 6-8, так что проблемы выбора в данном случае не существует – они почти все и подходят под критерии разумной необходимости.

Для осуществления хоть каких-то проверок что осциллографу, что мотортестеру нужны датчики (щупы для снятия сигналов со штатных датчиков автомобиля как правило идут в комплекте как минимум с осциллографом). Датчики производители мотортестеров обычно предлагают либо за дополнительную плату, либо в составе комплектов с мотортестером. Для осциллографов производители таких датчиков не предлагают, потому что это не их прямое назначение. Какие используются датчики? Для снятия сигналов с системы зажигания применяются емкостные и индуктивные датчики. Их можно условно поделить на «линейки» и «прищепки». Соответственно прищепки используются обычно для одновременной установки всех датчиков на все высоковольтные провода и дальнейшего анализа, а линейки – как правило, для экспресс-анализа. Об изготовлении обоих видов этих датчиков я писал. Существуют также датчики разрежения, датчики давления в цилиндре и некоторые другие. Я бы рекомендовал в комплекте с мотортестером ОБЯЗАТЕЛЬНО покупать датчик давления и, в некоторых случаях, датчик разрежения – если он не на основе пьезопластины. Датчик разрежения из пьезика делается элементарно, поэтому особого смысла тратить на него финансы, опять же, нет. Датчик давления «на коленке» не сделаешь, нужны как минимум токарные работы, так что нафиг-нафиг, оно получится не сильно дешевле, а результат будет под вопросом.

Приобретая несколько приборов, или датчиков, озадачьтесь совместимостью разъемов. Скажем у DSO мелких – разъемы тоже мелкие, и для «стандартных» датчиков понадобятся переходники. Входные параметры осциллографов и мотортестеров как правило стандартные, поэтому об электрической совместимости датчиков заморачиваться обычно не нужно.

Как выбрать осциллограф для диагностического поста

В данной статье продолжим тему комплектации диагностического поста современного автосервиса. Рассмотрим, что собой представляет осциллограф, какие задачи он способен решать, определим требования к его выбору и проведем сравнительный анализ приборов, представленных на рынке.

Что такое осциллограф

Современные автомобили оборудованы достаточно мощной системой бортовой самодиагностики. Данные, которые блоки управления выводят на сканер, позволяет получить много информации о состоянии автомобиля. Но возможности компьютерной диагностики не безграничны. Ряд узлов и агрегатов не имеют цепей обратной связи и не могут быть проконтролированы соответствующими блоками управления. Также система бортовой самодиагностики не может отличить отказ какого либо узла от дефектов проводки между ним и блоком и многое другое. Особенно это касается современных бензиновых систем непосредственного впрыска, а также дизельных систем впрыска Common Rail легкового и коммерческого транспорта, где проверка гидравлической части топливной аппаратуры весьма затруднительна. Недостоверно поставленный диагноз влечет за собой потерю репутации и крупные финансовые потери. Чтобы получить недостающую часть информации и более точно его поставить, в комплект оборудования любого бензинового и дизельного автосервисов должен входить осциллограф.

Осциллограф — это прибор, способный отображать в графическом виде изменяющееся напряжение, поступающее на его вход. В отличие от мультиметра, обладает более высоким быстродействием и способен (в зависимости от характеристик) отображать процессы, длящиеся до долей микросекунд.

Для чего нужен осциллограф

1.Проверка сигналов всех датчиков.

2.Проверка сигналов управления на исполнительные механизмы (проверка выходных ключей блоков управления).

3. Проверка генератора по пульсациям.

4. Проверка работы секций ТНВД систем Common Rail.

5. Рассогласование валов (проверка ГРМ).

И ряд других замеров, которые позволяют практически с 100% уверенностью поставить правильный диагноз «подозрительному» узлу или агрегату.

Как пользоваться осциллографом.

Рассмотрим экран осциллографа (поле сигнала, необходимые кнопки) и разберем, как это работает. По горизонтали луч движется с постоянной скоростью, задаваемой пользователем. Изменяя эту скорость, мы можем «растягивать» или «сжимать» исследуемый сигнал по горизонтальной оси. Сжатие позволяет нам увидеть всю картину «в целом», за какой- то промежуток времени. Растягивая картинку, мы можем более детально рассмотреть мельчайшие детали. Данная функция носит название «Развертка по горизонтали». Кнопка ее настройки говорит нам, за какое время луч проходит одну клетку координатной сетки. Например, настроив ее на 1сек/дел, мы заставляем его проходить 1 клетку за 1 сек, и получаем достаточно «медленную» развертку. На такой развертке очень удобно смотреть медленно меняющиеся сигналы (например, сигнал педали газа и др.). Настроив развертку на 1 миллисекунду на деление (1мсек/дел) мы заставляем луч двигаться по экрану в 1000 раз быстрее. Такая развертка носит название » быстрая» и позволяет более детально рассмотреть быстро меняющиеся сигналы (например, сигнал датчика коленвала и др.).

По вертикали луч отклоняется в зависимости от величины напряжения, которое приходит на вход осциллографа. Чувствительность по вертикали говорит нам, на сколько клеток луч отклониться по вертикальной оси при подаче напряжения 1 вольт. Например, настроив вертикальную развертку на 1 вольт на деление (1в/дел), при подаче напряжения 12 вольт луч отклониться на 12 клеток. Но если мы исследуем более низкие напряжения (например, сигнал датчика детонации или лямбда — зонда), чувствительность следует поставить повыше — например, 0,1 в/дел для получения более крупного изображения.

Таким образом, основными рабочими кнопками являются кнопки горизонтальной и вертикальной разверток. Они позволяют настроить наиболее удобный для пользователя вид сигнала. От удобства их расположения зависит, сколько времени диагност потратит на настройку и насколько быстро он сможет приступить непосредственно к анализу самого сигнала. Для облегчения настроек ряд автомобильных осциллографов имеет кнопку «Предварительные (пользовательские) настройки». В этом меню уже заложены оптимальные развертки для основных датчиков, а так же возможность создания своих личных настроек.

Приведем пример анализа полученного изображения:

В течение 2-х мс напряжение сигнала было равно 0 в. В течение последующих 4-х мс линейно возрастало до 6 в. Еще 2 мс линейно падало до 1 в.

После того, как луч закончит движение по экрану, он возвращается снова в начальную точку и процесс отображения сигналов повторяется. Здесь существует два способа этого движения:

1.Фреймовый или покадровый (от англ. слова FRAME — кадр). Экран полностью очищается, и отображение сигнала начинается в новом кадре. Чем-то напоминает фильм, снятый на кинопленку. После окончания замеров информация сохраняется в памяти и возможен повторный просмотр любого из кадров.

2. Самописец. Сигнал по экрану движется непрерывно, как бумажная лента в самописце. После окончания замеров так же сохраняется в памяти и возможен повторный просмотр любого временного промежутка.

По удобству пользования оба эти способа являются равноценными. Но у них есть общий недостаток. При просмотре периодических сигналов (например, датчиков коленвала, распредвала и им аналогичных) луч по экрану движется независимо от частоты следования измеряемых импульсов. Картинка сигнала каждый раз возникает в разных частях экрана («плавает»). Чтобы «привязать» движение луча к сигналу, применяется режим «Синхронизация». Запуск луча начинается только тогда, когда уровень измеряемого сигнала достигнет заданной пользователем величины (внутренняя синхронизация), или придет запускающий импульс на специальный синхронизирующий вход (внешняя синхронизация). В практике автомобильной диагностики внутренняя синхронизация получила большее распространение.

Если планируется сохранение записанной информации в файл для дальнейшего анализа, выкладывания в Интернете, создания эталонных библиотек и пр., существует кнопка «Запись». На ряде осциллографов эта кнопка может быть объединена с кнопкой «Старт».

На что следует обратить внимание при выборе осциллографа?

Вернемся к изображению экрана осциллографа с минимально необходимым набором элементов управления. Как мы видим, экранное поле, несущую информацию, занимает только часть всего экрана. Часть экрана занимают перечисленные выше кнопки. Перед разработчиками интерфейса стоит очень сложная задача: если сделать их большими и удобными для пользователя, они отнимают место у экранного поля. Просмотр и анализ самого сигнала затрудняется. Если сделать экранное поле большим, кнопки получаются маленькими и ими неудобно пользоваться. Поскольку разработчики программного обеспечения, как правило, не являются работниками автосервиса и привыкли работать в комфортных условиях (чистые руки, удобный компьютерный стол), выбранное ими соотношение не всегда оказывается удобным для реально работающего диагноста. Второй проблемой является желание программиста «облегчить жизнь» работнику. Но, не зная особенностей реальной работы автосервиса, программист порой перегружает интерфейс кучей дополнительных кнопок. Эти кнопки используются крайне редко, но они еще больше уменьшают площадь экранного поля и вместо облегчения работы с прибором затрудняют ее. Перегруженность интерфейса редко используемыми элементами очень сильно затрудняет работу не только новичков, но и достаточно уверенных пользователей.

Совет №1: При выборе осциллографа основное внимание обращаем на удобство и «дружественность» интерфейса.

Следующим аспектом, на который следует обратить внимание, является «Частота дискретизации». В отличие от электронно-лучевых осциллографов, современные цифровые приборы не выводят сигнал на экран непрерывно. В какой-то момент времени замеряется напряжение на входе прибора и с помощью аналого-цифровых преобразователей (АЦП) преобразуется в цифровой вид. Через какое-то время делается следующий отсчет, оцифровывается и так далее.

На верхней части рисунка показаны исходные сигналы, на нижней части — сигналы, выводимые на экран. Если отсчеты идут часто, картинка на экране почти соответствует оригиналу (левый график). Если отсчеты идут редко, картинка искажается до неузнаваемости (правый график). Параметр, характеризующий частоту следования отсчетов, носит название «Частота дискретизации».

Итак, какую частоту считать достаточной? В теории измерений считается, что частота выборок должна как минимум в 5 раз превышать максимальную частоту исследуемого сигнала. Но на практике в дело вступают законы экономики. Повышение частоты требует применения более скоростных микросхем АЦП и процессора, что резко повышает стоимость прибора в целом. Цена профессионального радиотехнического осциллографа может доходить до нескольких десятков тысяч долларов. Учитывая тот факт, что максимальные частоты автомобильных сигналов ниже, чем в телевизионной аппаратуре, осциллографы для автомобилей выделились в отдельный класс. Минимальной допустимой можно считать частоту 500 кГц, достаточной — 2 МГц.

Частота дискретизации указывается в техпаспорте на прибор в виде «Частота», либо «Количество выборок». И вот тут скрывается очень «хитрый» маркетинговый ход. Если осциллограф имеет несколько входов (лучей), не всегда уточняется, к чему относиться этот параметр — к одному или ко всем в сумме. Так же не всегда понятно, к чему относиться заявленное количество выборок. Особенно это относиться к приборам, произведенным в КНР. Разобраться в этих тонкостях порой бывает сложно даже опытному пользователю.

Совет 2: Выбираем прибор по минимальной величине горизонтальной развертки.

Для автомобильного осциллографа приемлемым можно считать, если она составляет 0,2…2,0 миллисекунды на деление. Самым высокочастотным автомобильным сигналом является сигнал шины CAN, и этой развертки достаточно для его отображения. Для остальных сигналов данная развертка (и высокая частота дискретизации) является избыточной. Приводит к увеличению объема записываемых файлов и лишнему уровню помех. Прибор с более низкой частотой имеет меньшую цену, основные сигналы выводит удовлетворительно, шину CAN может и не «увидеть».

Что такое мотортестер?

Возможности осциллографа не ограничиваются вышеперечисленными функциями. Если к нему добавить ряд дополнительных датчиков и разработать соответствующее программное обеспечение, он получает название » мотортестер». На сегодняшний день является мощным диагностическим комплексом. Позволяет проводить полную проверку систем зажигания, безразборную дефектовку двигателя и многое другое. Стандартом на мотортестеры предусмотрен необходимый набор датчиков и ПО. К сожалению, цена мотортестера, полностью соответствующего стандарту, может достигать очень больших величин. Например, (сейчас снятый с производства) прибор SNP-4000 фирмы SUN имел стоимость «всего» €38000 (была снижена до€27.000), прибор PDA-1000 — $10.000 (была снижена до $5.000).. Цена современного мотортестера Bosch FSA-720, присутствующего на рынке, около $5.000.

На смену им пришли приборы, имеющий ограниченный набор датчиков и упрощенное программное обеспечение. По стандарту они не могут называться мотортестерами и носят название «Осциллограф с функциями мотортестера». Редко используемые функции у них отсутствуют, что позволило снизить цену до приемлемого для большинства автосервисов уровня.

Рассмотрим назначение датчиков и программных модулей, входящих в их комплект.

1. Накладные датчики для проверки систем зажигания с программным модулем «Проверка зажигания». Позволяют по напряжению вторичной цепи, прикладываемого к свече зажигания полностью проверить все элементы: свечи, катушки, бронепровода и коммутатор. Имеют наборы для систем: с распределителем, с парными катушками (DIS), с индивидуальными катушками (СОР).

2. Датчик давления в цилиндре с программным модулем «Проверка фаз». Позволяет безразборным методом проверить правильность выставки фаз ГРМ и оценить состояние цилиндропоршневой группы.

3. Датчик пульсаций во впускном и выпускном коллекторах. Своего программного модуля, как правило, не имеет. Позволяет ориентировочно оценить эффективность работы каждого цилиндра, а также состояние цилиндропоршневой группы.

4. Для дизельных сервисов приборы комплектуются накладными пьезоэлектрическими датчиками. Своего программного модуля не имеют. Позволяют достаточно точно находить дефекты в элементах топливной аппаратуры.

5. Различные другие программные модули.

Отсутствие «жесткой привязки» к стандарту позволяет каждому автосервису подбирать требуемую комплектацию исходя из задач, стоящих перед ним. А также позволяет более гибко решать вопросы стоимости данного вида приборов.

Совет 3. При выборе прибора особое внимание обращаем на его программное обеспечение, наличие обновлений, вопросы технической поддержки и гарантий производителя.

Обзор и результаты тестирования данных устройств будут рассмотрены в отдельной статье.

Автор статьи — Рязанов Федор

Преподаватель Школы ИнжекторКар

Осциллограф. С ним и без него

… этот форум (Легион-Автодата — http://forum.autodata.ru/index.php ), и некоторые другие форумы по профилю, меня многому научили. Раньше, когда только ставил сигналки (а это скучное занятие и оно мне не особо нравилось) , купил книгу «Диагностика и ремонт японских автомобилей» Кучер В.П (админ форума Легион-Автодата). С этого всё и началось. Это, наверное, и были мои первые шаги в профессию «автомобильный диагност»…О работе автодиагноста можно много рассказывать, но не буду растекаться, скажу пару слов об одном из направлений в этой работе —

Несколько примеров использования осциллографа

Первый пример

Обычный мотор Nissan QG15 с шаговым мотором и проблемой с холостыми оборотами. Причём, обучение проходит и всё вроде ничего, но после нескольких запусков обороты начинают чудить.

Подобные случаи вызывают очень большие трудности при диагностике: несколько лет назад (осцил уже имелся, но с ним было мало опыта работы), убил два дня на диагностику с перепаиванием совершенно исправной микрухи, отмыванием до блеска совершенно исправной заслонки, перестановкой её и ЭБУ с другого автомобиля, обвешиванием разъёма лампочками.

В итоге уже начал верить в чудеса: « Всё исправно, но не работает !», (вернее работает, но не так, как надо). Каким-то чудом неисправность была найдена — полусгнивший провод. И я был не первый, кто пытал эту машину, до меня другие авто-мастерские также мыли, чистили, паяли, переставляли… и всё без толку.

Сейчас есть осциллограф. Такие неисправности лучше решать при его помощи. Из-за врождённой лени никуда далеко не углубляюсь … -) и сразу подключаю осцилл, и вот оно — на одном канале сигнал оторван от земли на 2В.

Полусгнивший провод нашёлся быстро:

Осциллограф. С ним и без него

Второй пример

Автомобиль Nissan Cube – «не едет». Тоже, не вдаваясь в подробности, сразу вкручиваю датчик давления и по сигналу понимаю — выпуск стоит очень рано:

Осциллограф. С ним и без него

Кто занимался этим вопросом, тот знает, что для того, чтобы проверить метки на цепи, надо долго крутить коленвал, а тут определение неисправности заняло несколько минут.

Третий пример:

Toyota Vits с ошибкой Р0500 (сигнал датчика скорости) и дёрганьем коробки. Спидометр работает всегда.

Делаем пробную поездку, скорость в дате сканера определяется, цепляю осцилл на вход датчика скорости в ЭБУ и видим такую картину.

Осциллограф. С ним и без него

Сигнал «оторван» от земли. Сигнал тут идёт стандартно для всех Тойот: от ABS в приборку, дальше в ЭБУ. Замеряем «массу» на приборке, вот он один вольт, думаю, после прогрева становилось ещё больше и ЭБУ переставал видеть такой сигнал. Далеко искать не пришлось, «масса» приборки прикручена к креплению магнитолы, которое отломилось и «масса» бралась с корпуса магнитолы.

А вот как должно быть и стало после ремонта:

Осциллограф. С ним и без него

Во многих случаях осциллограф увеличивает скорость диагностики и достоверность диагноза (сам я не любитель долгостроев, стараюсь делать максимально быстро).

Когда выбирал для себя осциллограф, то перечитал много форумов – нигде нет однозначного мнения. Ну, и я не буду советовать, каждый выбирает то, что ему надо для своих задач. Сейчас я работаю Мотодоком-3, при моих задачах он меня полностью устраивает. В принципе, работать можно любым, я думаю, главное понимать что нужно увидеть.

Мои запросы сейчас — четыре (а можно и больше) каналов, обязательно датчик давления, индуктивные датчики (который на провод надевается и для COP катушек), токовый датчик очень желательно (я сделал самодельный, резистор в разрыв провода, неудобство в том, что провод надо резать), токовая осциллограмма в некоторых случаях более информативна. и вроде всё. Хотя вполне можно обходиться приборами и попроще.

Парк обслуживаемых машин у нас, в основном «японцы», как право, так и леворукие, не очень старые. Проблем с ними практически не бывает, надёжность японских машин поражает, как бы не пытались наши сограждане их изломать. И все те примеры, которые я привёл в этой статье, это « неисправности, человеками созданные » (я, вообщем не против, ломайте). Европейские машины тоже обслуживаем, но их пока меньше, потихоньку народ пересаживается с правого руля.

Козлов Алексей Викторович

Ник на форуме «Легион-Автодата» alex22
т. 8 913 247 85 41
г. Барнаул
Автосервис «Пронто»
Ул. Цеховая 58Б
т. 8 913 247 85 41

Топ-3 лучших производителей осциллографов

При выборе осциллографа для проведения наблюдений предпочтение стоит отдавать проверенным брендам. Малоизвестные производители редко могут предложить по-настоящему точные и надежные приборы.

Rigol Technologies Inc

Китайский бренд специализируется на изготовлении измерительной техники. Присутствует на рынке с 1998 года, предлагает высокоточные цифровые модели USB осциллографов разных ценовых категорий.

Осциллограф: какой выбрать для ремонта электроники, топ 2024 года

Fluke

Американская компания с богатой историей производит измерительные приборы для инженеров, метрологов, IT-специалистов. Продукция бренда отличается надежностью, хотя цена бывает довольно высокой.

Осциллограф: какой выбрать для ремонта электроники, топ 2024 года

Tektronix

Еще один американский производитель является одним из лидеров в сфере изготовления диагностической и контрольно-измерительной аппаратуры. Осциллографы отвечают международным сертификатам качества, подходят для работ с радиоприборами и автомобилями.

Осциллограф: какой выбрать для ремонта электроники, топ 2024 года

Топ-5 самых лучших цифровых осциллографов 2024 года

При выборе осциллографа китайского или американского производства рекомендуется обратить внимание на несколько моделей с хорошими отзывами. При доступной стоимости они обладают неплохим функционалом.

DSO 138 Mini

Одноканальный прибор с полосой пропускания 200 кГц оснащен экраном, на который выводятся точные данные измерений. Подключается к компьютеру по USB, позволяет вручную настраивать горизонтальную и вертикальную чувствительность. Дисплей оснащен подсветкой с регулировкой яркости.

Осциллограф: какой выбрать для ремонта электроники, топ 2024 года

  • компактный;
  • можно настраивать чувствительность;
  • недорогой.
Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий