Какие буквенные и цветовые обозначения должны иметь шины при постоянном токе

Вопрос теста:

Какое цветовое и буквенное обозначение применяется для шин при постоянном токе?

  • Положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная (-) — синим и нулевая рабочая M — голубым цветом
  • Положительная шина (+) — синим цветом, отрицательная (-) — красным и нулевая рабочая M — голубым цветом
  • Положительная шина (+) — зеленым цветом, отрицательная (-) — красным и нулевая рабочая M — голубым цветом
  • Положительная шина (+) — желтым цветом, отрицательная (-) — зеленым и нулевая рабочая M — голубым цветом

Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными.

  • Положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная (-) — синим и нулевая рабочая M — голубым цветом
  • Положительная шина (+) — синим цветом, отрицательная (-) — красным и нулевая рабочая M — голубым цветом
  • Положительная шина (+) — зеленым цветом, отрицательная (-) — красным и нулевая рабочая M — голубым цветом
  • Положительная шина (+) — желтым цветом, отрицательная (-) — зеленым и нулевая рабочая M — голубым цветом

Если у вас в тесте остались нерешённые вопросы, то обязательно воспользуйтесь поиском по нашей базе тестов. С большой долей вероятности они там есть.

Другие тесты по этой теме

Какие буквенные и цветовые обозначения должны иметь шины при постоянном токе

Цветовое обозначение шин

Буквенно-цифровое и цветовое обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе:

шины фазы A — желтым цветом, шины фазы B — зеленым, шины фазы C — красным, нулевая рабочая N — голубым, эта же шина, используемая в качестве нулевой защитной, — продольными полосами желтого и зеленого цветов;

2) при переменном однофазном токе:

шина A, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом, шина B, присоединенная к концу обмотки, — красным.

3) при постоянном токе:

положительная шина [+] — красным цветом, отрицательная [−] — синим, нулевая рабочая M — голубым;

4) резервная как резервируемая основная шина; если же резервная шина может заменять любую из основных шин, то она обозначается поперечными полосами цвета основных шин.

Цветовое обозначение по функциональному назначению

ГОСТ 12.2.007.0

Цветовая идентификация проводников по функциональному назначению цепей, в которых используют (согласно ГОСТ 12.2.007.0):

Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резине

  • для проводников в силовых цепях — черный ;
  • для проводников в цепях управления, измерения и сигнализации переменного тока — красный ;
  • для проводников в цепях управления, измерения и сигнализации постоянного тока — синий ;
  • для нулевых защитных проводников — комбинация зеленого и желтого ;
  • для проводников, соединенных с нулевым рабочим проводником и не предназначенных для заземления, — голубой .

Идентификация проводов

ГОСТ МЭК 60204-1-2002

Согласно ГОСТ МЭК 60204-1-2002 «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ» если для идентификации проводов применяют маркировку цветом, могут быть использованы следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (включая светло-голубой), фиолетовый, серый, белый, розовый, бирюзовый [1] .

В целях безопасности цвета зеленый и желтый не должны использоваться, если имеется возможность спутать их с двухцветным сочетанием зеленый — желтый .

Защитный провод должен быть легко распознаваем благодаря своей форме, расположению, маркировке или цвету. Когда используют обозначение цветом, это должно быть двухцветное сочетание зеленый — желтый . Его используют по всей длине провода. Это сочетание предназначено только для защитного провода.

На изолированных проводах двухцветное сочетание зеленый — желтый должно быть таким, чтобы на длине 15 мм один из цветов покрывал не менее 30%, но не более 70% поверхности провода, а другой цвет — оставшуюся часть.

Когда защитный провод легко различим благодаря своей форме, конструкции, расположению (например, провод с оплеткой) или когда изолированный провод труднодоступен, цветовое кодирование не является обязательным по всей длине. Однако концы или доступные части должны четко маркироваться графическим символом 417-МЭК-5019 [2] или двухцветным сочетанием зеленый — желтый .

Когда цепь включает нулевой провод, обозначаемый цветом, последний должен быть светло-голубым (МЭК 60446, 3.1.2). Если возможно разночтение, светло-голубой цвет не должен использоваться для обозначения других проводов. При отсутствии нулевого провода светло-голубой провод может быть использован для других целей, но только не в качестве защитного провода.

Когда используют обозначение цветом, применяемые в качестве нулевых неизолированные провода должны маркироваться светло-голубой полосой шириной от 15 до 100 мм, цвет, который дублируют на каждой оболочке, оборудовании или в каждом доступном месте, или же окрашивают в светло-голубой цвет по всей длине.

Идентификация других проводов должна осуществляться с помощью цвета (или целиком, или одной, или несколькими полосами), цифр, букв, а также путем их сочетания. Цифры должны быть арабскими, буквы — латинскими (прописными или строчными).

• Изолированные однополярные жесткие провода должны иметь следующее цветовое обозначение:

  • черный — силовые цепи переменного и постоянного тока;
  • красный — цепи управления переменного тока;
  • голубой — цепи управления постоянного тока;
  • оранжевый — цепи управления блокировкой с питанием от внешнего источника энергии.

Исключения относительно вышеперечисленного допустимы:

  • для внутренних кабелей на независимых приборах, приобретаемых отдельно с полным комплектом кабелей;
  • когда используемый изоляционный материал невозможно окрасить в нужные цвета;
  • когда используется многопроводный кабель, за исключением двухцветного сочетания зеленый-желтый.
[1] Примечание. Перечень цветов взят из МЭК 60757.
[2]
Графический символ 417-МЭК-5019

Цветовая маркировка шин и проводов

Цветовая маркировка выполняется с помощью окраски изоляции токопроводящих жил в разные цвета. Это делается на заводе. Также возможна цветовая идентификация на концах провода в месте его подключения. Допустим, у вас есть одножильный провод одного цвета. Можно им подключить все три фазы и пометить разные фазы соответствующей разноцветной изолентой. Как это сделано на фото ниже.

Цветовая и буквенная маркировка шин и проводов

ГОСТом Р 50462-2009 запрещено отдельное использование зеленого и желтого цветов по отдельности при маркировке проводников. Они обязательно должны быть в комбинации желто-зеленого цвета.

Комбинацией желто-зеленого цвета обозначается защитный проводник.

Цветовая и буквенная маркировка шин и проводов

Синим цветом маркируется нейтральный и средний проводники.

Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники обозначают желто-зеленым цветом по всей длине и синей меткой на концах в месте подключения или наоборот синим цветом по всей длине и с желто-зелеными метками на концах.

Предпочтение фазным проводникам отдается таким цветам: черный, коричневый и серый. Хотя часто попадаются кабели с другой маркировкой жил. При переменном токе фазные проводники еще выделяют следующими цветами: красный, фиолетовый, розовый, оранжевый, белый, бирюзовый. Смотрите ПУЭ п.2.1.31.

Цветовая и буквенная маркировка шин и проводов

При трехфазном токе шины обозначаются следующим образом:

  • фаза А – желтым цветом;
  • фаза В – зеленым цветом;
  • фаза С – красным цветом.

В цепях постоянного тока согласно ГОСТа Р 50462-2009 провода маркируются следующим образом:

  • положительный проводник «+» — коричневым цветом;
  • отрицательный проводник «-» — серым цветом.

Согласно ПУЭ главы 1.1.30 шины при постоянном токе обозначаются так:

  • положительная шина «+» — красным цветом;
  • отрицательная шина «-» — синим цветом;
  • нулевая рабочая М шина – голубым цветом.

Честно сказать, работая с оборудованием связи, большинство которого питается постоянным током, я ни разу не встречал провода коричневого и серого цветов. Я работал на нескольких десятках или даже уже сотен узлов связи и там все «плюсовые» провода были красные, а «минусовые» синие или черные.

Цветовая и буквенная маркировка шин и проводов

Буквенная маркировка шин и проводов

В электросхемах, паспортах, да и на самом оборудовании часто проводники и контакты для подключения имеют буквенную маркировку. Ниже привожу расшифровку этих буквенных обозначений при переменном токе.

  • L – фазный проводник в однофазной сети;
  • L1, L2, L3 – фазные проводники в трехфазной сети;
  • N – нейтральный (нулевой) проводник;
  • M – средний проводник;
  • PE – защитный проводник;
  • PEN — совмещенный нулевой защитный и нулевой рабочий проводники.

Расшифровка буквенных обозначений при постоянном токе:

  • «L+» — положительный (плюсовой) проводник;
  • «L-» — отрицательный (минусовой) проводник.

Этой информации думаю для вас будет достаточно, чтобы вы смогли определить, куда в люстре на клеммнике подключается «фаза», «нуль» и «земля», а также определить нужные провода на схеме.

Цветовая и буквенная маркировка шин и проводов

Не забываем улыбаться:

Вступительный экзамен в ВУЗе. Экзаменатор:
— Объясните, пожалуйста, почему крутится электромотор?
— А потому что электричество.
— Что ж это за ответ такой? Отчего же тогда допустим электрический утюг не крутится?
— А потому что не круглый.
— Ну хорошо, а электроплитка? Круглая? Почему она не крутится?
— А потому что шершавая, трение в ножках.
— Ладно. А лампочка! Электрическая! Круглая! Гладкая! Без ножек! Почему лампочка не крутится?
— А лампочка-то как раз и крутится.
— .
— А вот когда вы ее в патроне меняете, что вы делаете? Вы ведь ее крутите!
— Нда-а. в самом деле. кручу хм. Да! но ведь это я ее кручу, а не она сама.
— Ну, знаете, само по себе вообще ничто не крутится! Вон электромотору тоже, небось, электричество нужно!

Маркировка при переменном трехфазном токе

Определить элементы электроустановок помогут «подсказки», которые выражаются в цветовом и буквенном обозначении шин и проводов. Они выбираются неслучайно. Их регламентируют стандарты.

Существует два способа цветового обозначения шин. Первый подразумевает, что маркировка электрических шин наносится на этапе изготовления. Производитель использует изоляцию разных цветов. Второй подойдет в тех случаях, когда изделие имеет один цвет. В таких ситуациях используют цветную изоленту, с помощью которой отмечают разные фазы.

В случае с трехфазным током маркировка будет выглядеть так:

  • Фаза «А» окрашивается в желтый цвет.
  • Фаза «В» окрашивается зеленым цветом.
  • Фаза «С» окрашивается красным цветом.

Обозначение проводников

Заземляющий проводник маркируется РЕ. Он всегда обозначается желто-зеленым цветом. Цвета идут продольными линиями. Причем использование этих двух цветов по отдельности запрещено ГОСТом. Для нейтрального и среднего проводника (рабочего) с маркировкой N используется синий цвет.

При соединении нулевых защитных и рабочих проводников сочетают все три цвета. Маркировка в данном случае выглядит как PEN. Проводник выполняется синего цвета, а на его конце и в местах соединения выполняется полоса желто-зеленого цвета. В настоящее время допустимо выполнять и противоположную окраску: желто-зеленый проводник с синей полосой на конце.

Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :

  1. при переменном трехфазном токе:
    • фазы А — желтым,
    • фазы В — зеленым,
    • фазы С — красным;
    • при переменном однофазном токе:
      • шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом,
      • шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.
      • Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
      • при постоянном токе:
        • положительная шина (+) — красным,
        • отрицательная (-) — синим и
        • нулевая рабочая М — голубым цветом.

        Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

        1. Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
        2. Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50462-2009 для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.

        Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ

        1. при горизонтальном расположении:
          • одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE (PEN);
          • одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
          • при вертикальном расположении:
            • слева направо A-B-C-N-PE (PEN) или
            • наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
            • ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
              • при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE (PEN);
              • при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE (PEN) сверху вниз.

              Расположение шин постоянного тока в электроустановках

            • сборные шины при горизонтальном расположении: наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
            • ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.
            • Расположение шин в распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ

              1. при горизонтальном расположении:
                • одна под другой: сверху вниз А-В-С;
                • одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
                • при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
                  • слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
                  • ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
                    • при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
                    • при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.

                    В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных выше, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

                    Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе

                    Согласно ПУЭ п. 1.1.30 при постоянном токе положительная («плюс») шина должна быть красной, отрицательная («минусовая») шина – синей, а рабочий ноль («М») – синим.

                    cvetovaya_markirovka_provodov_17

                    цветовая_маркировка_проводов_16

                    Для примера приведу экран постоянного тока (DC) = 220 (В).

                    цветовая_маркировка_проводов_цветная_маркировка_провода и шины_15

                    цветовая_маркировка_проводов_цветная_маркировка_провода_и_бусы_16

                    А это выводы прямиком из батареи.

                    cvetovaya_markirovka_provodov_18

                    cvetovaya_markirovka_provodov_19

                    Белухин Сергей Геннадьевич

                    Белухин Сергей Геннадьевич
                    Электромеханик 4 разряда ООО «Петроэнергоспецмонтаж»
                    Задать вопрос

                    Кстати, со свинцово-кислотных аккумуляторов СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые аккумуляторы Varta.

                    cvetovaya_markirovka_provodov_20

                    Дополнение

                    С 01.01.2011 г отменен ГОСТ Р 50462-92, указанный в начале статьи. Вместо этого вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в пункте 5.2.3 указано, что для фазных проводов предпочтительны следующие цвета:

                    цветовая_маркировка_проводов_цветная_маркировка_проводов и автобусов_10

                    Для наглядности публикую фото распределительного щита одной из банков, на котором мы проводили электромонтаж.

                    На мой взгляд, принятая ранее маркировка «ЖЗК» более наглядна.

                    В однофазной сети коричневый цвет является предпочтительным цветом для фазного проводника. Следовательно, если однофазная сеть является ответвлением трехфазной сети, цвет фазового провода должен совпадать с цветом фазового проводника трехфазной сети.

                    Петров Василий Александрович

                    Петров Василий Александрович
                    Электромонтер 6 разряда, ООО «Петроэнергоспецмонтаж», 18 лет стажа
                    Задать вопрос

                    Кроме того, введен запрет на использование желтого и зеленого цветов по отдельности (п. 5.2.1). Их можно использовать только в сочетании с желто-зеленым цветом для защитных проводов PE. В связи с этим была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», так как в ней отдельно использовались желтый и зеленый.

                    Также изменена цифровая маркировка цепей постоянного тока (п. 5.2.4):

                    • коричневый – положительный полюс (+)
                    • серый – отрицательный полюс (-)
                    • синий – центральный проводник (М)

                    Внимание. Хочу предупредить, что нет необходимости сейчас запускать и изменять имеющуюся разметку. Ведь когда были введены конструкции, старый ГОСТ Р 50462-92 еще действовал. Но при вводе в эксплуатацию новых электроустановок нельзя не учитывать ГОСТ 50462-2009.

                    Если по какой-либо причине невозможно пометить провода и шины в соответствии с вышеуказанными требованиями, можно использовать любой цвет. Но необходимо обернуть концы жил изолентой, клеем, положить на холст или термоусадочные трубы соответствующего цвета, например, так:

                    цветовая_маркировка_проводов_цветная_маркировка_провода и шины_14

                    cvetovaya_markirovka_provodov_21

                    И по традиции посмотрите видео по материалам этой статьи:

                    PS Уважаемые коллеги, Прошу соблюдать требования по цветовой кодировке кабелей и шин при проведении электромонтажных работ. Будем уважать друг друга.

                    Если статья была вам полезна, поделитесь ею с друзьями:

                    Оцените статью
                    TutShema
                    Добавить комментарий