Как восстановить литий ионный аккумулятор разряженный в ноль

Содержание

Литий-ионные аккумуляторы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они используются в сотовых телефонах, ноутбуках, электронных сигаретах, электрических автомобилях и многих других устройствах. Возможность быстрой зарядки и высокая энергоемкость делают их очень популярными. Однако аккумуляторы изнашиваются со временем и теряют свою емкость, а иногда могут полностью разрядиться до нуля.

К счастью, есть несколько способов восстановить разряженный в ноль литий-ионный аккумулятор и продлить его срок службы. Важно помнить, что безопасность всегда должна быть на первом месте, поэтому следуйте рекомендациям производителя и не забывайте, что попытки восстановления аккумулятора могут быть опасными и привести к повреждению устройства.

Первым шагом при решении проблемы с разряженным в ноль аккумулятором является проверка его состояния. Если аккумулятор оказался разряженным до нуля, то обычные способы зарядки, возможно, не помогут. В таком случае, рекомендуется использовать специальное зарядное устройство, которое позволит аккумулятору получить начальный заряд и возможность для дальнейшей зарядки от обычного источника питания.

Кроме того, стоит упомянуть о нескольких практических советах, которые помогут продлить срок службы литий-ионных аккумуляторов. Во-первых, не рекомендуется полностью разряжать аккумулятор до нуля. Лучше заряжать аккумулятор вовремя, как только уровень заряда достигнет 20-30%. Во-вторых, аккуратно используйте зарядные устройства и не допускайте перегрева аккумулятора. Не заряжайте аккумулятор на ночь или надолго оставляйте на зарядке после достижения 100% заряда.

Следуя этим советам и рекомендациям, вы сможете восстановить разряженный в ноль литий-ионный аккумулятор и продлить его срок службы, что позволит вам в полной мере пользоваться своими устройствами и избежать необходимости постоянно приобретать новые аккумуляторы.

Причины разрядки аккумулятора

Разрядка литий-ионного аккумулятора до нуля может происходить по разным причинам:

Истекший срок службыЛитий-ионные аккумуляторы имеют ограниченный рабочий срок, после которого начинают терять свою емкость. Если аккумулятор уже достаточно старый, он может разрядиться до нуля даже при небольшой нагрузке.
Повышенная нагрузкаЕсли устройство, снабженное аккумулятором, потребляет больше энергии, чем аккумулятор может предоставить, последний может разрядиться до нуля очень быстро. Это может происходить при запуске ресурсоемких приложений или использовании функций, которые потребляют большое количество энергии, таких как GPS или Wi-Fi.
Плохая подзарядкаЕсли аккумулятор был неправильно подзаряжен или был подвергнут частой неполной зарядке, его емкость может снизиться, что может привести к его разрядке до нуля в кратчайшие сроки.
Длительное хранение без зарядкиЕсли аккумулятор был долгое время хранится без зарядки, он может потерять свою емкость и при использовании быстро разрядиться до нуля.
Температурные условияВысокая или низкая температура может влиять на работу аккумулятора и приводить к его разрядке до нуля. Например, при низких температурах литий-ионные аккумуляторы могут оставаться без энергии даже при положительном уровне заряда.

Учитывая эти причины, важно принимать меры, чтобы предотвратить разрядку аккумулятора до нуля и увеличить его срок службы.

Как восстановить аккумулятор севший в 0 Li-Ion 18650 ( 2 способа )

Вторая ситуация: не хочет заряжаться

Теперь рассмотрим второй случай — аккумулятор не заряжается.

Обычно эта ситуация возникает, когда какое-либо устройство (телефон, планшет, мп3-плейер) долго лежали без дела с разряженным аккумулятором. Или если литиевые аккумулятор подвергся глубокому охлаждению.

В принципе проблем с зарядкой таких аккумуляторов быть не должно. Внутри каждого аккумулятора — между самой банкой аккумулятора и теми клеммами, которые мы видим — находится модуль защиты, который отключает банку от клемм при снижении напряжения ниже определенного порога. Внешне это проявляется как полное отсутствие напряжение на выходе аккумулятора (ноль вольт).

На самом деле, как правило, на самой банке в этот момент напряжение составляет около 2.4-2.8 Вольта.

Паразитный диод в модуле защиты литий-ионного аккумулятора

Все современные модули защиты устроены таким образом, что даже в случае блокировки аккумулятора от дальнейшего разряда, его все-таки можно зарядить. Это происходит благодаря паразитному диоду, встроенному в ключ на полевом транзисторе. Вот типовая схема модуля защиты аккумулятора 18650:

Так как при глубоком разряде закрывается только транзистор FET1, а второй MOSFET при этом остается открытым (пропускает ток в обоих направлениях), то зарядный ток спокойно протекает от плюсовой клеммы батареи через FET2, паразитный диод внутри FET1 к минусовой клемме.

В случае блокировки аккумулятора по перегрузке (КЗ в нагрузке), модуль защиты также запирает транзистор FET1. Нет никакой разницы от чего сработала защита — от переразряда или от короткого замыкания. Результат один — открытый транзистор FET2 и закрытый полевик FET1.

Таким образом, при глубоком разряде плата защиты литий-ионного аккумулятора ни в коей мере не препятствует заряду аккумулятора.

Проблема лишь в том, что некоторые зарядные устройства считают себя слишком умными и когда видят, что на аккумуляторе слишком низкое напряжение (а в нашем случае оно вообще будет равно нулю), они считают, что произошла какая-то недопустимая ситуация и напрочь отказываются выдавать зарядный ток.

Это сделано исключительно в целях безопасности. Дело в том, что при внутреннем коротком замыкании аккумулятора, заряжать его становится опасно — он может сильно перегреться и вспучиться (со всякими спецэффектами вроде вытекания электролита, выдавливания крышки планшета и т.п.). В случае же обрыва внутри аккумулятора, заряжать его становится совершенно бессмысленно. Так что логика работы таких умных зарядников вполне понятна и оправдана.

О том, как обхитрить зарядку и восстановить работоспособность литиевого аккумулятора после глубокого разряда читайте далее.

Как заставить заряжаться?

По сути, восстановление литий ионных аккумуляторов после глубокого разряда сводится к тому, чтобы вернуть его в штатный режим работы. Надо понимать, что потерю емкости это никоим образом не компенсирует (это невозможно в принципе).

Чтобы все-таки заставить слишком хитрое зарядное устройство заряжать наш сильно севший аккумулятор, необходимо сделать так, чтобы напряжение на нем превысило некий порог. Как правило, достаточно 3.1-3.2 Вольта, чтобы ЗУ посчитало ситуацию штатной и разрешило зарядку.

Поднять напряжение на аккумуляторе можно только с помощью сторонней (более глупой) зарядки. В народе это называется «толкнуть» аккумулятор. Для этого достаточно просто подключить к клеммам аккумулятора внешний блок питания, ограничив при этом максимальный ток.

Для наших целей подойдет любое зарядное устройство для сотового телефона. Чаще всего современные зарядники имеют выход в виде USB-гнезда и, соответственно, выдают 5В. Нам осталось только лишь подобрать резистор, ограничивающий ток заряда.

Сопротивление резистора рассчитывается по закону Ома. Возьмем худший сценарий — на внутренней банке литий-ионного аккумулятора напряжение составляет 2.0 Вольта (померить его, не разбирая аккумулятор, мы не сможем, поэтому просто предположим, что это так).

Тогда разница между напряжением источника питания и напряжением на аккумуляторе будет составлять:

Рассчитаем сопротивление токоограничивающего резистора, чтобы ток заряда не превышал 50 мА (этого вполне достаточно для первоначального заряда и в то же время вполне безопасно):

R = 3В / 0.050А = 60 Ом

Теперь узнаем, какова мощность будет рассеиваться на этом резисторе, в случае внутреннего короткого замыкания аккумулятора (тогда на резисторе будет падать все напряжение блока питания):

P = (5В) 2 / 60 Ом = 0.42 Вт

Аккумулятор 18650 не заряжается? Есть решение!

Таким образом, чтобы восстановить аккумулятор 18650 после глубокого разряда, берем любой блок питания на 5В, ближайший подходящий резистор — 62 Ом (0.5Вт) и подключаем все это к аккумулятору следующим образом:

Подойдет источник питания и на другое напряжение, достаточно будет пересчитать сопротивление и мощность ограничительного резистора. И нужно помнить, что в схемах защиты li-ion, как правило, используются полевые транзисторы с небольшим напряжением сток-исток, поэтому брать блок питания с большим выходным напряжением нежелательно.

Надежный контакт при подключении проводов к клеммам аккумулятора 18650 помогут обеспечить небольшие неодимовые магнитики.

Неодимовые магниты вместо клемм

Если заряд не идет (резистор не греется, а на аккумуляторе полное напряжение блока питания), то либо схема защиты ушла в совсем глубокую защиту, либо она просто вышла из строя, либо имеет место внутренний обрыв.

Тогда можно попробовать снять наружную полимерную оболочку аккумулятора и подключить нашу импровизированную зарядку напрямую к банке. Плюс к плюсу, минус к минусу. Если и в этом случае заряд не пошел, то аккумулятору кранты. Зато если пошел, то нужно дождаться пока напряжение поднимется до 3+ Вольт и дальше можно заряжать уже как обычно (штатной зарядкой).

Конечно, с помощью данной приспособы можно зарядить аккумулятор полностью, но тогда ждать придется очень долго (все-таки ток заряда очень маленький). К тому же в этом случае придется очень плотно контролировать напряжение на банке, чтобы не прозевать момент когда там станет 4.2V. А, если кто не знает, напряжение ближе к концу заряда начнет подниматься очень быстро!

Теперь другая ситуация — резистор, наоборот, ощутимо нагревается, но на аккумуляторе нулевое напряжение, значит где-то внутри имеется короткое замыкание. Потрошим аккумулятор, отпаиваем модуль защиты и пытаемся зарядить саму банку. Если дело пошло, значит плата защиты неисправна и подлежит замене. Впрочем, можно использовать аккумулятор из без нее.

Почему контроллер блокирует работу литиевых батарей

Одна из причин — короткое замыкание, которое возникает при превышении допустимых потенциалов тока внутри АКБ. Защитная плата разрывает электрическую цепь и не восстановит ее до момента устранения КЗ. Для того чтобы разблокировать батарею, в данном случае, бывает достаточно ее подсоединения к заряднику.

Также система защиты срабатывает в том случае, если в аккумуляторе произошел глубокий разряд. Если разряд глубокий, но некритичный, зарядное устройство также может спасти батарейку. Но если она разрядилась до определенного предела, система защиты просто не даст ей «включиться» в работу — в целях обеспечения безопасности. Химические процессы внутри нее могут протекать весьма опасным способом — с образованием внутри металлических литиевых кристаллов. Кристаллы образуют взрывоопасный контакт между плюсовым и минусовым полюсом АКБ, и, если на такую батарейку подать напряжение, может произойти взрыв, который и предотвращает система защиты.

Методы восстановления литий-ионных аккумуляторов

Безусловно, наилучшим решением будет не противоречить контроллеру батареи, а утилизировать старый источник питания и заменить его новым. Однако, если восстановление 18650, либо другого литий-ионного аккумулятора является принципиальным и важным вопросом именно в данный момент, можно попробовать это сделать.

Экстремальный метод восстановление Li-Ion

Способ №1

Первый, самый легкий и доступный способ — это поместить батарею в морозилку холодильника. Конечно, он вызывает улыбку, потому что выглядит забавно. Но некоторые любители электроники утверждают, что попробовать стоит. В некоторых случаях, он срабатывает, и контроллер перестает блокировать работу аккумулятора. Может быть, это вызвано резкой сменой температурного режима, но факт остается фактом: известны случаи временного «запуска» батареек именно таким способом.

Алгоритм действий здесь рекомендуют такой:

  • положить батарею в морозильную камеру холодильника ;
  • оставить ее там на 30-40 минут ;
  • извлечь АКБ из морозилки и сразу подключить к ней зарядное устройство ;
  • заряжать ее минуты две-три ;
  • отсоединить зарядное устройство ;
  • пусть батарея разогреется до комнатного уровня температуры ;
  • продолжить зарядку .

Способ №2

Если восстановление Li-Ion аккумулятора не увенчалось успехом ни после простой зарядки, ни после манипуляций с морозильной камерой и зарядным устройством, больше ничего не остается, как попытаться вскрыть батарейку и отсоединить от нее защитную плату .

Отсоединение платы от Li-Ion

Делается это так (при подобных действиях соблюдайте максимальную осторожность):

  • Измерьте напряжение на контактах батареи с помощью тестера . Если оно нулевое, следуйте дальше.
  • Осторожно отсоедините систему защиты в виде платы .
  • Снова замерьте показатели напряжения на выходах АКБ . Оно должно стать выше, примерно 2-2,5 В, но не больше.
  • Возьмите зарядное устройство с возможностью регулирования показателей тока .
  • Подключите устройство к АКБ (уже без защиты).
  • Установите ток до 100 мА и напряжение 4,2 В .
  • Начните процесс зарядки . Если U начнет повышаться — хорошо, значит батарея еще жива. Но следите за процессом тщательно.
  • Контролируйте напряжение — оно должно быть не больше 3-3,2 В.
  • Заряжайте батарею таким образом не больше 10-15 минут .
  • В случае, если батарея начнет сильно нагреваться, немедленно прекращайте зарядку .
  • Если же все пойдет благополучно, и батарея наберет нужные показатели тока и напряжения, заряжайте ее, как обычно. Но обязательно верните перед этим защитную плату на место .

Конечно, можно гордиться тем, что батарейку удалось хотя бы ненадолго вернуть к жизни. Однако такому восстановлению подлежат далеко не все АКБ. Перед тем, как осуществлять какие-либо действия, никогда не помешает просто взглянуть на дату выпуска батарейки. Если ей три-четыре года, не мучайтесь и выбросите ее. Чем больше литий-ионный аккумулятор пробыл в бездействии, тем опаснее может быть его разборка и разогрев при подключении к нему зарядного устройства.

Помните о том, что таким способом надолго оживить аккумулятор все равно не удастся. Возможно, он поработает еще некоторое время, но стоит как можно скорее позаботиться о приобретении новых литий-ионных батареек, чтобы спокойно пользоваться ими и не экспериментировать с опасным химическим составом вышедших их строя старых литиевых элементов питания.

Можно ли вернуть начальную емкость Li-ion аккумуляторов

Вышеописанный метод относится только к случаям восстановления аккумуляторов, по каким-либо причинам ушедшим в глубокий разряд. Часто возникает вопрос восстановления емкости литий-ионного аккумулятора. Ведь в процессе эксплуатации (и даже хранения) элемента способность накапливать энергию неуклонно и неизбежно ухудшается.

К сожалению, этот процесс необратим. На емкость влияют множество факторов. Основные из них:

  • увеличение слоя границы твердого электролита;
  • высыхание электролита, вызывающее рост толщины ионного слоя на электродах;
  • разрушение электродов;
  • прочие изменения.

Эти процессы повернуть вспять в домашних или лабораторных условиях невозможно.

Есть ли эффект от восстановления народными методами

Несмотря на то, что много раз твердили миру, что емкость литий-ионного элемента восстановить невозможно, в интернете можно найти советы, как вернуть элемент в исходное состояние. Некоторые из этих советов достаточно безобидны. Например, предлагается провести контрольно-тренировочный цикл (КТЦ).

В случае свинцово-кислотного аккумулятора это на самом деле имеет смысл – во время этой процедуры растворяются сульфаты, покрывающие пластины батареи и кондиции источника на самом деле улучшаются. В литий-ионном элементе идут совсем другие электрохимические реакции, и потеря емкости связана, например, с разрушением анода и другими явлениями. Проведением КТЦ эту проблему не убрать (как и другие в данном случае), но и опасности в этом нет. Кто хочет попробовать – пожалуйста.

Как по маркировке выбрать 18650 для шуруповерта

Довольно безобиден и совет заморозить аккумуляторы (например, в морозильной камере холодильника). Ничего страшного не произойдет, но и ничего хорошего ожидать также не стоит. Если есть излишек времени – можно протестировать и этот способ.

Куда как более вредны рекомендации, например, «раскачать» аккумулятор «ударным» зарядным током (5С и выше). Не менее неразумен совет кратковременно замкнуть выходные контакты банки (в обход блока защиты, если он есть). Это не только не даст эффекта, но и может привести к возгоранию батареи. Тушить же li-ion элемент – дело сложное и малоперспективное.

Восстановление Li-ion аккумуляторов типа 18650

Восстановить элемент 18650 в некоторых случаях возможно. Но при этом надо четко представлять, что случилось с аккумулятором (по внешним признакам) и каковы его перспективы на дальнейшую жизнь. В некоторых случаях лучше не браться за процедуру – это может привести к опасным последствиям.

Приступаем к восстановлению

После того как вам уже известна из вышеизложенного «физика» и «химия» работы ЛИА и его начинка, вы сможете самостоятельно выбрать один из способов для лечения своей батареи, а также оценить «разумность» нижеприведённых методов.

Избавляемся от газов

Нам уже известно, что при неправильной эксплуатации внутри «банки» могут образовываться газообразные вещества.

Суть этого способа состоит в том, что от них нужно избавиться. Для этого сначала снимают верхний блок (контроллер), потом прокалывают обнаруженный колпачок, а затем прижимают к твёрдой поверхности каким-то прессом для высвобождения газов.

После этого заклеивают отверстие эпоксидной смолой и возвращают на место контроллер.

Но перед тем как оживить аккумулятор телефона таким образом помните об ожидаемых опасностях этого способа:

  • Повреждение устройства чрезмерным воздействием;
  • Повреждение электроники под колпачком;
  • Возможность взрыва (самовозгорания) при замыкании катода с анодом.

Контроллер литий ионного аккумулятора

Демонтировав контроллер, вы сможете выпустить накопившиеся внутри батареи газы

Кратковременный «возврат» ёмкости

Ненадолго оживить батарею можно если провести «оживление» с помощью блока питания на 5–12 Вольт, резистора от 330 до 1000 Ом и мощностью не менее 500 мВт.

Для этого контакты блока питания соединяют с контактами ЛИА: минус к минусу, а плюс к плюсу через резистор, полярность которого проверяется мультиметром. Время потребления — не более двух-трёх минут.

Обратите внимание, что параметры подаваемого тока должны соответствовать требуемым, а вольтметром или тестером контролируйте напряжение.

Используем холодильник

Следуя этому нехитрому способу, восстановление аккумулятора проводится так:

извлечённый из смартфона аккумулятор нужно поместить в холодильник на время от двадцати до тридцати минут, предварительно поместив в полиэтиленовый пакетик. Затем подключить на одну минуту к зарядке, а потом подождать пока он не прогреется до температуры помещения.

Якобы после этих манипуляций его можно будет использовать как обычно.

Способ заряд-разряд

Этот метод нужно было бы назвать способом реанимации аккумулятора для школьника пятого класса.

По мнению популяризаторов этого «прикола» «привести в чувство» батарею телефона можно путём «несколькократного» (количество раз не указывается) стопроцентного заряда и последующего полного разряда батареи. Для разряда советуют воспользоваться какой-либо ресурсоёмкой игрой или утилитой AnTuTu, каждый раз для этого извлекая и вставляя обратно в мобильник.

Остаётся непонятным каким образом батарея будет заряжаться несколько раз до 100 процентов если она уже находится в нерабочем состоянии?

«Дикий» метод восстановления

Заключается этот «манёвр» в том, что после снятия защитного контроллера нужно замкнуть между собой каким-либо металлическим предметом выводящиеся клеммы-токосниматели. После этого контроллер возвращается на место.

При этом добавляется ещё один многозначительный момент — в начале процедуры почему-то нужно отклеить наклеечку с техническими характеристиками ЛИА. Вот уж поистине «танцы с бубном»!

Раскачиваем ЛИА, отключённый контроллером

Для предотвращения глубокого разряда литий ионные аккумуляторы снабжены контроллером, который погружает его в «отключку». В таком случае при замере напряжения на его клеммах перед контроллером — можно обнаружить значение около 2,5 вольт. Значит, батарея ещё жива!

Для этого сначала отключается (отпаивается) схема защиты.

«Банка» подключается к универсальному устройству для заряда-разряда (например, Turnigy Accucell 6). При этом прибор сам отслеживает процесс и восстановление проходит под его контролем.

Аккумулятор и LiPro Balance Charger

Реанимация ЛИА проходит под управлением специального устройства

Кнопкой «TYPE» выбирается программа заряда «Li-Po», ведь наш ЛИА на 3,7V.

С помощью коротких нажатий «СТАРТ» выбираются параметры заряда. Для Li-ion — значение 3,6 V, для Li-pol — 3,7 V.

Нужно выбрать для параметра значение «AUTO», так как в нашем случае заряд не начнётся из-за низкого заряда батареи.

Ток заряда нужно устанавливать на уровне десяти процентов от ёмкости аккумулятора (в нашем случае 150 mA). Значение устанавливается кнопками «+» и «-».

При достижении заряда в батарее 4.2 V устройство будет переведено в режим стабилизации напряжения, а по завершении процесса раздастся звуковой сигнал, а на дисплее будет сообщение «FULL».

И напоследок видео о том, как не нужно восстанавливать батареи

Замечания по технике безопасности

Перед тем как восстановить литий-ионный аккумулятор вы должны вспомнить о нижеприведённых правилах:

  • Нельзя оставлять проблемный ЛИА при проведении ремонта без присмотра. Спонтанное возгорание — это не угроза, а реальный факт.
  • Необходимо периодически контролировать температуру аккумулятора телефона выносной термопарой, можно электронным термометром или хотя бы рукой. Если поверхность показалась горячей, а не тёплой, нужно немедленно прекратить ремонт.
  • Не используйте высокие токи для зарядки. Возможный допустимый максимум — это 50 мА. Рассчитывается такой параметр путём деления напряжения питания БП на ёмкость резистора. Например, при 12 В и 500 Ом — это будет 24 мА.
  • Вместо резистора допустимо использование стандартного 80-мм вентилятора для компьютера.

Помните, что приведённые способы не дают стопроцентного результата, а ответственность в любом случае лежит на вас самих. Особенно это касается гуманитариев.

Не переоценивайте свои знания и возможности. Лучше лишний раз посоветуйтесь со знающими людьми.

А своим опытом делитесь с друзьями и пишите в комментариях.

Похожие статьи:

  • ВКонтакте
  • обычная форма

ALEX111111 :

Если тема восстановления и зарядки аккумуляторов ещё актуальна, предлагаю схему простого устройства для восстановления аккумуляторных батарей и отдельных аккумуляторов. Результативность: например, с помощью такой схемы за ночь был восстановлен абсолютно дохлый автомобильный аккумулятор, не поддающийся зарядке стандартным зарядным устройством. Время восстановления – 10 часов, ток – 0,15 А. После данной процедуры машина утром завелась, но аккумулятор был все-таки дозаряжен до полной ёмкости зарядным устройством (промышленного изготовления). Таким же самодельным устройством была продлена жизнь множеству аккумуляторов от телефонов и планшетов. Детали: трансформатор с током вторичной обмотки до 1 А и выходным напряжением до 15-20 В, переменный резистор – проволочный [использован ППБ-15Г] сопротивлением 0,3 – 1,5 кОм, диод – любой выпрямительный на ток 1-1,5 А, конденсатор 10…22 мкФ на 16…50 В. Так как на данном сайте невозможно к тексту приложить фото схемы, поэтому попробую объяснить на словах. Один вывод вторичной обмотки трансформатора будет минусовым и присоединяется к минусу восстанавливаемого (заряжаемого) аккумулятора. Параллельно вторичной обмотке трансформатора припаивается переменный проволочный резистор мощностью не менее 15 Вт, движок которого припаивается к аноду диода и минусу конденсатора. Катод диода и плюс конденсатора спаиваются вместе – это будет плюсовой выход. Для индикации зарядки и защиты от случайного короткого замыкания между выходом плюса и минуса, в разрыв данного плюсового провода неплохо подключить лампу (12 В, 1-2 А). Также для контроля тока последовательно с лампой можно включить стрелочный амперметр (на ток до 1 А, с соблюдением полярности). Единственный недостаток устройства – нет защиты от перезарядки аккумулятора, поэтому требуется постоянный контроль зарядного тока и времени зарядки.

Несложный способ восстановления работоспособности Li-Ion аккумуляторов от портативных устройств

image

Привет всем юзерам хабра, сегодня я буду рассказывать про то, как я довольно таки простым методом, восстанавливаю нерабочие Li-Ion аккумуляторы от портативных устройств до того как обзавёлся таким замечательным устройством как Imax B6. Таким методом я восстановил работоспособность уже, наверное, трем десяткам аккумуляторов от разных гаджетов, от фотоаппаратов до MP3 плееров, но я замечу, только восстановил работоспособность, емкость таким образом вернуть не получится, да и лично я не встречал способов вернуть емкость для такого типа аккумуляторов. К слову, емкость, которая останется в аккумуляторе, очень сильно зависит от того сколько аккумулятор пробыл в такой «клинической смерти».

Скажу сразу, данный метод не претендует на что-то из разряда «Вау, это что-то новенькое» но, тем не менее, не все про него знают. Суть данного метода чтобы «толкнуть» аккумулятор.

Вот видео всего процесса:

(информация что ниже будет дублировать информацию, предоставленную в видео)

Для того чтобы попробовать вернуть в жизнь аккумулятору нам понадобиться:

— Блок питания который выдаёт постоянное напряжение от 5 до 12 Вольт;
— Резистор номиналом от 330 до 1000 Ом, рассчитан на мощность 0.5 Вт, а хорошо бы и по мощнее;
— Вольтметр для того чтобы контролировать напряжение (по желанию).

Как правило, большинство блоков питания от Wi-Fi роутеров, свичей и модемов идут с разъемом 2.5 мм, например такой как на фото:

image

Почти всегда центральный контакт разъема имеет плюс, а боковой минус, и еще, как правило, полярность изображают на самом корпусе блока питания:

image

Как видно на фото мой блок выдаёт постоянное напряжение 12 В об этом свидетельствует значок посредине между 12V и 2.0A.
Ток блока питания должен быть выше 0.1 А.

Отключаем блок питания от сети чтобы уберечься от короткого замыкания которое может вывести из строя блок, подключаем так, как показано на рисунке, а именно, плюс 12 В к одному концу резистора, а второй конец резистора к плюсу аккумулятора (как правило у аккумулятора указанная полярность, если нету, то нужно как-то узнать где плюс а где минус), минус блока питания подсоединяем к минусу нерабочего аккумулятора.

image

Смотрим на напряжение если есть такая возможность, оно должно начать потихоньку расти, как только поднимется до 3.3 В то заряжаем уже посредством самого устройства от которого аккумулятор, после этого обязательно нужно следить за температурой аккумулятора на протяжении всего процесса заряда, пробовать рукой не начинает ли он греется, если аккумулятор начнёт быть более чем тёплым или горячим, немедленно вынимаем аккумулятор из устройства, он восстановлению уже не подлежит.

Если же нету возможности смотреть за напряжением, то делаем такую зарядку минуту или две, и вставляем в наше устройство чтобы посмотреть принимает ли оно аккумулятор или нет.

Давайте рассчитаем ток зарядки аккумулятора по Закону Ома (I = U / R) для случая с 12 В блоком питания:

12 В / 330 Ом = 0,036 А(36мА), то есть ток заряда будет 36 мА или же если взять резистор на 1 КилоОм тогда будет 12 В / 1000 Ом = 0,012А (12 мА).

То есть, при 12 В напряжении источника питания, зарядный ток будет составлять 36 мА, это если использовать резистор на 330 Ом, а если резистор взять резистор на 1 КОм, то ток зарядки будет составлять 12 мА.

Для случая с 5-ти вольтовым блоком питания (как правило, это зарядки для смартфонов):

5 В / 330 Ом = 0,015 А(15 мА), то есть ток заряда будет 15 мА или же если взять резистор на 1 КОм тогда будет 12 В / 1000 Ом = 0,005А (5 мА).

Как видим в этом случае ток зарядки, а соответственно и скорость роста напряжения на аккумуляторе будет ниже, по этому для случая с 5 В блоком питания можно взять резистор от 100 Ом, 5 В / 100 Ом = 0,050 А(50мА).

Не советую злоупотреблять токами зарядки(50 мА более чем достаточно для «толчка» аккумулятора) и завышением напряжения выше 4.2 В, в сети есть достаточно видео с возгоранием литиевых аккумуляторов, например вот:

Так что весь процесс восстановления работоспособности аккумулятора должен, проводится только под наблюдением. Нам главное только вывести аккумулятор из того состояния при котором контроллер, что внутри батареи, отключает аккумулятор от нагрузки.

Почему это работает?

Дело в том, что в аккумуляторах от многих портативных устройств есть контроллер, который следит за напряжением на аккумуляторе, если аккумулятор не использовать или же он долго полежит в разряженном состоянии, то контроллер как бы отключает рубильник, который соединяет аккумулятор от контактных площадок к которым подключается устройство.

image

Делается это то ли для защиты устройства то ли для того чтобы потребитель через некоторое время покупал новую продукцию.

PS Есть ещё один способ которым я давно пользовался, вместо резистора взять компьютерный вентилятор 80х80 мм, правда минимальное напряжение в таком случае будет от 8 В ну а максимальное 16 В, но способ с резистором более проще, да и не у каждого есть вентилятор.

PPS Как говорят люди в комментариях, риск возгорания восстановленного аккумулятора повышается, особенно в момент первой зарядки, ещё раз акцентирую внимание на этом, следите за температурой на аккумуляторе при первой зарядке.

PPPS Не рекомендую восстанавливать очень старые аккумуляторы, которые пролежали в мёртвом состоянии больше чем пол года, так как у них риск возгорания будет ещё выше.

  • аккумулятор
  • мобильный телефон
  • восстановление
  • li-ion

Особенности литий-ионных аккумуляторов

Прежде чем начать восстановление li-ion аккумулятора, следует ознакомиться с особенностями его конструкции, работы. Элемент питания, как и другие батареи выделяет, накапливает энергию в результате химической реакции, протекающей в банках. Ток подаётся на выводные клеммы, через которые и питается устройство.

Среди особенности литий-ионных АКБ:

Срок службы разных АКБ

  • Присутствие платы-контроллера. Защитная микросхема следит за параметрами зарядки, температурой аккумулятора. При перегреве подача тока будет автоматически прекращена. Если напряжение АКБ упадёт ниже 2,7 В, исходящая подача тока будет прекращена. Наличие контроллера связано с особенностями литий-ионных элементов питания, плата призвана минимизировать вероятность воспламенения, взрыва.
  • Длительный срок службы. В зависимости от производителя батарейка способна выдержать до 800 циклов зарядки-разрядки без потери ёмкости, что соответствует 3-5 годам регулярного использования.
  • Чувствительность к полному разряду. Разряженный в ноль аккумулятор сложно оживить, особенно если батарея долгое время хранилась в полностью разряженном состоянии. Даже если выполнить её ремонт, показатели ёмкости будут далеки от заводских, вряд ли АКБ сможет полноценно функционировать.

Зачем восстанавливать АКБ

Лучший вариант поступить с неисправным, разряженным под ноль аккумулятором – утилизировать, соблюдая правила безопасности. Восстановление целесообразно, когда нет возможности купить новый АКБ: старая модель телефона, отсутствие специализированного магазина поблизости, финансовый фактор.

Среди основных способов вернуть Li-Ion-аккумулятор к жизни:

После глубокого разряда

Если аккумулятор саморазрядился до значения 2,5 В, контроллер переводит его в нерабочее состояние. Такая батарея подлежит восстановлению при помощи специализированного зарядно-восстановительного устройства, которые есть в специализированных магазинах. Прибор способен самостоятельно контролировать восстановление, обеспечивая щадящий режим.

Процедура восстановления выглядит так:

Прибор для восстановления АКБ

  1. На приборной панели зарядки выбирается тип аккумулятора – Li-Ion.
  2. Далее, устанавливается напряжение заряда ан уровне 3,6 В.
  3. Устанавливается режим «Авто», рассчитанный на регенерацию литий-ионной батареи, разряженной под ноль.
  4. Выбирается сила тока. Значение не должно превышать 10% от ёмкости аккумуляторной батареи.

Когда восстановительный процесс завершится, а уровень напряжения достигнет 4,2 В, зарядка перейдёт в процесс выравнивания, что исключит перезаряд, перегрев АКБ.

Кратковременный возврат ёмкости

Ненадолго продлить срок эксплуатации литий-ионного аккумулятора поможет блок питания с напряжением 5-12 В. Питание должно подаваться через резистор номиналом 330-100 Ом. Контакты зарядника прикрепляются к клеммам аккумуляторной батареи с соблюдением полярности. При отсутствии маркировки контактов на корпусе АКБ для определения плюса и минуса применяется мультиметр. В процессе важно контролировать уровень напряжения, исключая перегрев банок.

Применение холода

Один из вариантов регенерации аккумуляторной батареи – воздействие отрицательными температурами. АКБ кладётся в полиэтиленовый пакет, после чего на 20-30 минут помещается в морозильную камеру.

По истечении времени источник питания достаётся и на 1-2 минуты подключается к зарядному устройству. После этого аккумулятор должен постепенно нагреться до комнатной температуры естественным способом.

Замыкание контактов

Экстремальный способ восстановить элемент питания, когда замыкаются клеммы-токовыводы. Перед началом потребуется удалить контроллер, иначе он разорвёт цепь. После замыкания плата устанавливается на место. Использование батареи без защитной микросхемы чревато пожаром, взрывом.

Взрыв аккумулятора

Толчок

Иногда все, что вам нужно, это небольшой толчок, чтобы по-настоящему начать работу, а для электроники этот толчок называется скачком. Если у вас нет невероятной удачи в вождении, вам, вероятно, придется запускать автомобиль один или два раза, и процесс для литий-ионной батареи очень похож (но не настолько опасен).

ВНИМАНИЕ : Работа с проводкой всегда представляет опасность, поэтому будьте осторожны и убедитесь, что вы полностью понимаете процесс перед запуском.
Извлеките аккумулятор из устройства, отметив отрицательный и положительный каналы. Найдите USB-шнур, которым вы не против пожертвовать, и отрежьте меньший конец или разъем B, обнажив положительный (красный) и отрицательный (черный) провода внутри.

Подключите кабель к компьютеру и прикоснитесь к оголенным проводам к соответствующим контактам на батарее. Через некоторое время аккумулятор должен быть восстановлен и способен заряжаться. Проверьте видео для более подробной информации.

Вот еще один пример использования аккумулятора ноутбука.

И если вы достаточно смелы, вы можете попробовать следующий вариант …

Ремонт

Если ваша батарея действительно повреждена, вы можете починить ее самостоятельно с помощью паяльника (и немного уверенности). Опять же, я должен предупредить вас, что работа с батареями и электронными устройствами сопряжена с определенным риском, поэтому действуйте с осторожностью.

Элемент батареи на видео ниже – это перезаряжаемая литий-ионная батарея от аккумулятора ноутбука. Поскольку положительный вывод на элементе не контактировал с внутренним источником питания, весь аккумулятор стал бесполезным. Чтобы восстановить соединение, Фуру Леви спаял кольцевую форму на положительном конце ячейки, чтобы она соприкоснулась.

Посмотрите его видео-руководство ниже, чтобы увидеть процесс шаг за шагом.

И в крайнем случае …

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий