Как соединить три провода между собой

Способы соединения проводов регламентируются Правилами устройства электроустановок. Согласно их последней редакции, для соединения могут использоваться следующие варианты:

Тем не менее у многих электриков до сих пор в ходу один из самых распространенных способов соединения – скрутка. По действующим правилам она не является законченным процессом, после нее должна следовать пайка, сварка или зажим.

Как выбрать способ соединения проводов

Выбор оптимального варианта зависит не только от личных предпочтений мастера, но и от ряда других факторов. Например, при соединении алюминия и меди важно учитывать возможный процесс окисления. Также не все способы подходят для большого количества проводов в соединении. Оказывает влияние и нагрузка в цепи, сечение и количество жил и т. д.

Данный способ является оптимальным с точки зрения надежности, скорости, удобства и стоимости, но требует определенного опыта, так как добиться высокого качества соединения непросто.

Пайка проводов

Пайка проводов – один из самых распространенных способов соединения

Перед пайкой необходимо зачистить провода при помощи специальных инструментов, выполнить их скрутку, покрыть флюсом и припаять. Для пайки медных и алюминиевых проводов необходимо правильно выбрать флюс, нельзя использовать активные кислотные препараты, так как они будут разрушать соединение.

Далее место спайки изолируется обычным способом.

У этого метода есть не только достоинства, но и ряд недостатков:

  • трудоемкость процесса и необходимость навыков;
  • необходимость наличия специального инструмента;
  • соединение получается неразъемным, поэтому при ремонте его придется полностью удалять;
  • со временем сопротивление в соединении увеличивается, что приводит к росту потерь напряжения в сети и ухудшению электропроводности.

Прекратите скручивать (восклицательный знак)

Ну действительно, прекратите. Есть куча прикольных штук для соединения самых разнообразных проводов, а все равно технология «откусить зубами изоляцию, скрутить, замотать изолентой» жива до сих пор.

Когда я вижу такое, мне становится неуютно:

А когда я вижу такое, мне хочется убить автора:

Дело в том, что соединять медные и алюминиевые провода скруткой ни в коем случае нельзя.
Причин тому несколько. Основная — это проблема окисления алюминиевого провода в контакте с медным — образуется гальваническая пара, которая медленно но верно разрушает соединение. И тем быстрее, чем бОльший ток через эту скрутку идет.

Как соединить провода в распределительной коробке без пайки — клемники, СИЗ, гильзы, что лучше?


Конечно, через пару часов такое соединение не развалится, даже если через него включить обогреватель или чайник. Но со временем сопротивление будет медленно увеличиваться, из-за чего скрутка будет греться сильнее и сильнее. А если нагрузка не постоянная, а эпизодическая, то постоянные циклы нагрев-охлаждение будут еще сильнее ухудшать проводимость. Разные материалы при нагреве расширяются по разному, и включение-выключение нагрузки через такую скрутку будет равносильно постоянному дерганью ее туда-сюда. Сами понимаете, ни к чему хорошему это не приведет.
Хорошо если просто нагрев, его как правило можно отследить по характерному запаху горелой изоляции. А вот искрение соединения, особенно рядом с обоями или чем-нибудь легковоспламеняющимся может легко перерасти в пожар.
Какие решения существуют для решения этой проблемы?

Полиэтиленовые клеммники

Вот такая штука:

Продается в любом хозяйственном магазине, стоит копейки.
Внутри вот такая латунная гильза с двумя винтами:

Запихиваем в нее провода, зажимаем винтами:

Это я ее специально вытащил для наглядности. Вместе с изоляцией она будет выглядеть вот так:

Каждый сегмент можно отрезать. Казалось бы, идеальный вариант. Но есть нюанс (с)
Хотя этих нюансов и недостатков — вагон и маленькая тележка, не ведитесь на простоту.

  • Нельзя зажимать алюминий. Алюминиевая жила обладает текучестью под постоянным давлением, и через некоторое время контакт может легко пропасть или ухудшиться. Чем это чревато — вы знаете, нагревом и пожаром. Строго говоря, ВСЕ винтовые соединения алюминия необходимо раз в год подтягивать. Иначе получится вот так:

    На фото видно, что крайний зажим потерял контакт, начал искрить и греться — в результате расплавил свою оболочку и немного изоляцию провода. Был заменен на такой же, хе-хе.
  • Нельзя зажимать многожильные провода. Там полный комплект того, чего не любит многожильный провод — и вращательное движение, и неровная поверхность винта, и точечное неравномерное давление. Может все нормально быть, особенное если ток маленький, а может не повезти и из провода останется половина жил. Дальше вы знаете.
  • Надо подбирать размер под сечение провода. В слишком маленький диаметр провод не влезет, а в слишком большой неудобно зажимать, хуже контакт и больше свободы — риска что провод выпадет или обломается.
  • Если чуть-чуть сильнее зажать, твердая, но хрупкая латунь легко трескается. Что чревато плохим контактом, и… Ну вы поняли.
  • Не обращайте внимания на таблички с токами при покупке. Они врут. Делите ток на два, а лучше на 3.

Вообще желательно не использовать такие клеммники. Если используете, то только с одножильными проводами и для подключение чего-нибудь маленького — лампочка, вентилятор(не промышленный). И никакого алюминия!
Так же желательно покупать не noname китай, а клеммники нормальных производителей: Тридоник, АББ, Легранд, Верит
Стоимость: от 10 до 50 рублей.

Terminal Blocks серии TB


Колодки из твердого черного пластика. Уже лучше.
Имеют съемную крышку:

И вот такое внутреннее строение:

Откручиваем, засовываем провод, зажимаем.

Плюсы — зажимает не винт, а металлическая пластинка. Прижимаем к нижней стальной пластине. К тому же верхняя часть не плоская, а с характерной поверхностью, которая увеличиваем поверхность прижима:
.
За счет этого можно зажимать многожильные и алюминиевые провода. Алюминиевые, правда, желательно хоть иногда проверять на предмет ослабления прижима. Сами колодки я видел на токи 25А и 40А.
Неудобство — не режется и не делится, либо покупать кучу мелких(я не видел меньше 6 штук), либо даже на два провода ставить одну большую.
Стоимость: от 30 до 80 рублей.

Самозажимные клеммы(WAGO или REXANT серии 773 и их копии)

Или их еще называют экспресс-клеммы. Вот такие:

Очень удобные штуки. Зачистил провод, сунул внутрь до конца, готово:

Внутри там прижимная пластинка(синяя стрелка) и маленькая шинка(оранжевая) из луженой меди:

Когда в нее запихивают провода, происходит вот что:

Пластинка прижимает провод к шинке, сохраняя давление все время. А конструкция прижимающей части на дает проводу выпасть. Его и вытащить-то с трудом можно. Вообще они одноразовые, но если очень хочется, то аккуратно вращая провод вокруг своей оси его можно вытащить.

Так как медный контакт луженый, в такую клемму можно вставлять алюминиевый провод не боясь проблем. Заодно, постоянное давление не даст алюминиевому проводу выпасть.
Белая паста (на следующей фотке можно видеть, белая масса на контакте) — это кварцевый песок с техническим вазелином, специально для алюминиевых проводов. Кварцевый песок — абразив, счищающий оксидную пленку с поверхности алюминия, а вазелин не дает ей образовываться заново.

Такие же клеммы, но прозрачные:

Они не отличаются ничем, кроме красителя. Ну и в прозрачных клеммах удобнее видеть провод — до конца запихнут или нет.
Пластик — негорючий, при повышении температуры плавится, не выделяя вредных веществ в воздух.
Рассчитаны на 25 А, а это примерно 4 КВт. Внимание! Токи указаны только для оригинальных клемм WAGO.
Клеммы Рексант (производитель — СДС групп), используют другую пружинную сталь, которая расслабляется при нагреве. Соответственно, максимальный ток ограничен, кроме как в освещении применять не рекомендуется.

Вот тест в котором они держали 50А и даже не плавились. Ну это в идеальных условиях — на воздухе, охлаждение было хорошее. И клеммы оригинальные, да.
Стоимость: от 2 до 6 рублей, в зависимости от количества контактов

Клеммы WAGO серии 222 с рычажками. Видел только ваговские, другие не производят.

Для особо сложных случаев, когда есть несколько типов проводов, разной толщины, алюминиевые, медные и тд.

Поднимаем рычажок:

Запихиваем провода, опускаем рычажок:

Если надо — можно поднять рычаг, вытащить провод, вставить другой. И так много-много раз. Отличная вещь для тех цепей, разводка которых может поменяться кучу раз.
Едят все подряд. Ток — до 32А. Внутри — пластина, которая прижимает к общей шине связана с рычажком.

Хитрая конструкция, в общем.

Шинка — облуженная медная, как обычно:

Стоимость: от 5 до 15 рублей.

Скотч-локи, ScotchLok, электрический соединитель с врезным контактом.

Это для слаботочки(сеть, телефоны, светодиодные светильники, и т.д.).

Смысл простой — в такую штуку запихиваются несколько проводов:

После чего она защелкивается пассатижами или любым давящим инструментом. Нет, есть конечно специальный инструмент, но я не вижу в нем смысла — он представляет собой маленькие пассатижи с плоскими губками.
Особенно их любят монтажники СКС и сетей, за простоту, дешевость, водонепроницаемость, и отсутсвие необходимости снятия изоляции.

Внутри — гидрофобный гель, защищающий от коррозии, влаги, окисления и т.д. И пластина с режуще-зажимающей поверхностью:

Или две пластины:

Вот тут видно, что происходит с кабелем после заделки:

Ножи прорезают изоляцию, и крепко прижимаются к проводу. Еще есть версия для двух кабелей сразу, да и пластины чуть толще — вполне подойдет для освещения:

Само-собой они одноразовые и необслуживаемые. Надо заменить — откусывается кусок кабеля с ними, и ставится новый.
Стоимость: от 1 до 4 рублей за штуку.

Для больших токов

Для таких случаев существуют гильзы:

Вверху — гильза-соединитель алюминиевого и медного кабеля, внизу — универсальная медная облуженная:

Внутрь засовывается провод(или несколько), гильза обжимается специальным инструментом. К сожалению, какой-то нехороший человек упер мои клещи, поэтому я их не покажу. Вот в гугле картинку нашел:

А вот так выглядит обжатая гильза:

Огромный плюс в том, что при правильном выборе размера и правильной обжимке сопротивление не увеличивается по сравнению с обычным проводом. И необслуживаемое, что иногда важно. Это значит, что его можно замуровывать(после нормальной изоляции, конечно) в стену, закапывать в землю(позаботившись о гидроизоляции) и тд.
Гильзы с плоским концом и отверстием применяются в основном при заземлении, когда провод необходимо соединить с корпусом:

Гильзы с винтовым прижимом — когда надо зажать провод без инструмента.

Токи — аналогичные токам для того сечения медного провода, который совпадает с внутренним диаметром гильзы.
Стоимость: от 10 рублей за гильзу, от 1000 за обжимку.

О многожильных проводах

А еще бывает ситуация, когда надо одножильный провод соединить с многожильным:

Нет, вообще можно облудить и зажимать уже как моножилу. Но есть вариант проще:

Называются НШВИ — Наконечник Штыревой Втулочный Изолированный. Смысл простой:

Подбираем его диаметр под сечение провода, легонько закручиваем, чтоб не пушился, надеваем наконечник и опрессовываем по всей длине(ну хотя бы раза 3-4). Все, теперь этот провод можно зажимать в какие угодно соединения, не боясь что жилы отломаются, нарушится контакт или что-то еще. Важно правильно выбирать диаметр наконечника в зависисимости от провода, иначе и контакт будет хуже, и выскользнуть провод может.

Их можно зажимать хоть молотком с отверткой, или пассатижами, но лучше специальным инструментом, благо стоит он не очень дорого — от 500 рублей до 2000. Лучше, конечно, не брать китайский нонейм, а взять на 30-40% дороже минимальной цены.
Я использую вот такой:

Комбинация зачищалки проводов:

И обжимки:

Посмотреть все фотографии из статьи(и множество не вошедших) в оригинальном разрешении можно в Picasa-альбоме.

А подписаться на меня, чтоб не пропустить новые статьи, можно в моем профиле(кнопка «подписаться»)

Соединение проводов пайкой

Если скрученные провода пропаять, то получим соединение проводов пайкой, что гарантирует надежный и качественный контакт, у которого достаточно низкое переходное сопротивление, высокая проводимость и механическая прочность. Но важно пропаять соединение проводов правильно, для этого необходимо:

  • облудить соединяемые провода канифолью (флюсом);
  • припой должен затекать во внутрь скрутки;
  • после остывания припоя можно шлифануть наждачкой, т.к. острые края припоя, могут проколоть изоляцию;
  • изолировать соединение проводов.

соединение проводов пайкойсоединение проводов пайкой

Но такое соединение проводов пайкой, весьма трудоемкое и требует определенных навыков. К отрицательным сторонам пайки соединения проводов, я бы отнес:

  • необходимость изоляции;
  • сложность (не каждый умеет хорошо паять), да и у тех кто хорошо паяет, делать это, например, стоя на стремянке или лестнице, мягко говоря, не очень удобно;
  • если была допущена ошибка при соединении проводов, их уже нелегко будет разъединить после пайки, поэтому запас проводов и кабелей лучше оставлять больше;
  • высокие времязатраты.

Соединение проводов сваркой

Соединение проводов сваркой дает еще более качественный электрический контакт проводов. Но здесь все еще более заморочено, чем с пайкой проводов, так как необходимо наличие:

  • сварочного трансформатора;
  • навыков сварщика;
  • маски (очков) для сварки, специальных перчаток, электродов;
  • строительного фена для термоусадочной трубки.

соединение проводов сваркойтрансформатор для сварки проводов

Соединение провода сваркой, можно выполнять только из однородных металлов. Такое соединение проводов можно встретить нечасто, народ у нас не очень любит трудности, а многие электрики не любят такой способ соединения проводов из-за больших затрат времени, но стоит отметить, соединять провода сваркой быстрее, чем паять.

Соединение проводов опрессовкой

Соединение проводов опрессовкой, заключается в сжатии специальными пресс-клещами соединительной гильзы (алюминиевая или медная трубка), в которую вставляются провода. Провода предварительно зачищаются от изоляции на длину гильзы, затем помещаем провода внутрь гильзы и обжимаем ее для надежности в двух-трех местах. Если гильза намного больше проводов, которые нужно опрессовать, то можно набить гильзу дополнительными проводами. Изолируем полученное соединение проводов опрессовкой изолентой, а лучше термоусадочной трубкой + фен.

пресс клещи для гильз

соединение проводов опрессовкой

Гильзы для соединения проводов опрессовкой, бывают медные, алюминевые и медно-алюминиевые, т.е. опрессовкой можно выполнять соединение проводов из меди и алюминия.

соединение проводов опрессовкой

Соединение проводов опрессовкой достаточно надежно, если все сделать правильно. Навыки при выполнении соединения проводов опрессовкой также пригодятся вам при сборке электрощита , для опрессовки втулочных наконечников НШВИ.

К минусам можно отнести затраты на пресс-клещи для соединения проводов опрессовкой и гильзы, неразъемность соединения проводов опрессовкой, т.е. опрессовали провод в гильзе и “забыли” про него.

Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?

Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026

Отбрасываем этот способ соединения и идем дальше.

Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.

Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон

Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много «неправильных» скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем «веник» подключаемого провода в начало «веника» основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.

Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места «скрещивания» до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.

Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.

Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:

И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:

Как видим — скорее всего только давление, без нагрева и посторонних агентов типа припоя.
Похоже, что тут я немного ошибся — судя по комментарию Shenderko , данное соединение правильнее называть сваркой. Здесь же его взвешенная точка зрения на «противоборство» пайки и обжима:
«По поводу вставленного видео вы не правы, в нем показана не обжимка проводов, а их сваривание колебаниями высокой частоты. Сжатие проводов там только для хорошего контакта жил между собой, во время последующего кратковременного разогрева. Знаю, потому что работаю на производстве проводки для BMW f45 и у нас такой метод широко используют.
По поводу пайки — тоже применяем, но по большей части в силовых цепях.
Лучше обжимка или пайка, спорить не стану, я например, в своей машине стараюсь грамотно пропаивать те же клеммы и провода. Но вот то, что обжимка намного быстрее, технологичнее и менее вредна для персонала, в условиях массового производства — факт. Чего тут больше — выгоды производителя или реальной долговечности и надежности, вопрос открытый.»

Так или иначе, очевидно, что «на коленке» повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.

Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:

Муфты бывают изолированные и неизолированные. Будем использовать изолированные.
Изолированные бывают как минимум двух видов: с пластиковой изоляцией (доступны повсеместно за копейки) и с термоусаживаемой изоляцией.
Особенность её в том, что снаружи термоусадка, а внутри слой клея-герметика. Сначала зажимаем, потом усаживаем до выступания с торцов муфты клея. Соединение получается надежным, изолированным и герметичным. Такие муфты поставляются в оригинале VAG-ом, на них маркировка производителя DuraSeal.
000 979 940 — Муфта соединительная для проводов от 0,35 до 0,5 мм²
000 979 941 — Муфта соединительная для проводов от 0,5 до 1,0 мм²
000 979 942 — Муфта соединительная для проводов от 1,5 до 2,5 мм ²

Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.

Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм²
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм²
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм²
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм²

Дополнение 1.1:
И вот статье уж стукнуло 7 лет, а народная тропа к ней не зарастает:)
Любезный коллега по драйву Ogi13 поделился кодами муфт от Wurth:
05 555 100 — 0,2-0,5 мм²
05 555 101 — 0,5-1,5 мм²
05 555 102 — 1,5-2,5 мм²
05 555 104 — 4-6 мм²
Вот ссылка на комментарий: тынцъ (там же сравнение с бошем и демонстрация результата).

Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)

Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))

Итак, для работы нам понадобится:

Кримпер (он же пресс-клещи) нужен с насадкой «под изолированные наконечники» (если покупать, то лучше брать с трещеткой для фиксирования на определенном моменте зажима — несколько упрощает манипуляции).
Постановка задачи:

Самая стрёмная и жестокая часть:

Не забываем надеть на провод термоусадку перед соединением.

У губок кримпера с одной стороны паз более овальный, с другой — менее. Более овальный паз должен зажимать изолятор муфты с изоляцией провода, менее овальная сторона должна через изоляцию прессовать саму металлическую муфту.

Описанный вариант не подразумевает герметизацию соединения (использованы «обычные» муфты), однако при использовании муфт DuraSeal или китайских аналогов герметизация будет обеспечена. Выглядеть это будет примерно так:

Как и в предыдущем примере, зачищаем, вставляем, обжимаем.

Далее усаживаем изоляцию так же, от центра к краям.

Пожалуй, это самый простой и надежный способ соединения проводов.

3M Scotchlock и аналоги
Некоторое время назад эти соединители были описаны в этой статье с примерами, однако считаю целесообразным это описание убрать, ибо не все так хорошо, как кажется.
Речь вот о таких соединителях:

Многие автоэлектрики их обожают, а более опытные коллеги потом выкорчевывают.
Давайте разберемся почему.
Сама идея таких соединителей весьма хороша. Использование тоже предельно простое.
Существующий провод заводится в соединитель сбоку, рядом вставляется подключаемый провод. После этого вся конструкция зажимается. Ножевой контакт с прорезью врезается в изоляцию и зажимает жилы.
Заявлено, что могут использоваться и с многожильным проводом, и с моножильным. Есть 3 типоразмера:
красные — для сечений 0,5 кв.мм … 1,5 кв. мм;
синие — для сечений 1,5 кв.мм … 2,5 кв. мм;
желтые — для сечений 3 кв.мм … 4 кв. мм.
На форуме mastercity человек делал нагрузочное тестирование — пускал через китайские желтые ток 40А — выдержали без проблем, пока их не начали шевелить.

А теперь бочка дёгтя. Я не ошибся — не ложка, а именно бочка)))
Во-первых, есть ограничение на использование с многожильным проводом, о котором мало кто знает. Например, красные нельзя применять на многожильном проводе сечением 1,5кв.мм, максимум 1,0. Это указано на упаковке, но кто ее видел? Продают-то поштучно! А еще на упаковке указано, что поштучно продавать только с приложением инструкции. На это все продаватели положили, конечно. Результат несоблюдения этого требования банален:

.
Нижнее фото, кстати — это работа красного ответвителя на проводе 1,0мм.
Во-вторых, соединение получается надежным только при условии соблюдения неподвижности проводников. Если имеет место взаимное движение, контакт ослабнет, переходное сопротивление возрастет. А это нагрев. То есть получается, что вполне можно соединиться в распаечной коробке и забыть об этом. Однако в условиях эксплуатации соединения в автомобиле такого способа лучше избегать. Я допускаю, что можно их применять для сигнальных проводников, где нет силовой нагрузки (я даже ДХО подключил с применением такого соединителя). Но это стоит делать только для себя, когда в случае нарушения контакта сам быстро разберешься, в чем дело.

В-третьих, вы в курсе, что применяя такие соединители, мы все делаем на свой страх и риск? Понятно, что у нас в стране по сути все так делается, но я о гарантиях производителя, которых нет! Вы спросите, как же так? Это же 3М, Германия, крупнейший концерн, делающий очень много крутых вещей для корпоративного сектора! А вот так. Я сам не поверил бы, если бы не увидел своими глазами «важное замечание»:

Для тех, у кого плохо с английским, надпись гласит (примерно):
Важное замечание: перед использованием этого продукта вы должны изучить его и определить, возможно ли его применение в каждом конкретном случае. Вы принимаете на себя всю ответственность и риски, связанные с его использованием.
Этим все сказано. Вот вам удобная штука, но если че мы предупреждали.

Вывод по скотчлоку: категорически не рекомендую использовать его в автомобиле, в крайнем случае — для сигнальных линий, и быть готовым переделать если что.

Для реализации метода нам понадобится хороший инструмент для обжима автоклемм, пины и провода. Причем с последними двумя пунктами может очень помочь авито и иже с ними — именно там я нашел объявление о дербане проводки гольфа, что позволило запастись дорогостоящими пинами по весьма разумной цене.

Более подробно, думаю, описывать смысла нет. Если будут вопросы — вэлкам в каменты.

Вместо заключения:
Помните, что лучшее соединение — это то, которого нет. В том смысле, что когда есть возможность избежать соединений, этим определенно стоит пользоваться. Я говорю в первую очередь о дооснащении, потому что ремонт как правило не предполагает наличие доступа к проводнику по всей его длине. А вот когда мы сами делаем новый жгут — тут, что называется, сам Бог велел сделать его красиво, как с завода. Да еще и сэкономить при этом на ремонтных проводах.
Дело в том, что ВАГ, да и другие производители поставляют не только ремонтные провода, но и пины, то есть сами наконечники этих проводов. Они как правило значительно дешевле готовых ремонтных проводков.
Минус в том, что для того, чтобы их качественно обжать, нужен качественный инструмент, коего у нас в продаже просто нет. Поэтому по наводке уважаемого 46otdmil были заказаны из японии клещи HOZAN P-706. Подробный обзор инструмента тут. Результат обжима хоть и не заводской, но очень качественный (не смотрите на завернутые жилы — не было подходящего провода, пришлось сечение «удвоить»):

На этом тему соединения проводов в авто для себя считаю раскрытой, но всегда открыт для новых идей и мнений. Пишите в комментах свои замечания, предложения и отзывы.
P.S.: Данная статья — это, по сути, переиздание моей статьи из форума, измененное и дополненное.

Как соединить надёжно два, три, провода между собой:

Как правильно сделать скрутку проводов в распределительной коробке, как сделать скрутку алюминиевого и медного провода, как соединить проводку скруткой параллельно и при помощи врезки — ВСЁ ЭТО И МНОГО ДРУГОГО ИНТЕРЕСНОГО ЖДЁТ тебя в ВИДЕО ниже, и в СТАТЬЕ под ним. Продолжим.

Способы скрутки проводов

ВИДЕО гайд по скрутке и изоляции двух медных проводов. и устройство в них врезки:

ВИДЕО: Скрутка медных проводов способом желобок (желобковая продольная)

Скрутка медных проводов способом желобок

> В данном видео ролике рассказывается как сделать продольную желобковую скрутку многожильного провода. Суть способа заключается в том, что бы распушить много волосков на обоих окончаниях провода, завести их в друг друга и плотно скрутить.

ВИДЕО: Скрутка проводов параллельная желобковая усиленная

Скрутка проводов параллельная желобковая

>В видео рассказывается как правильно осуществляется скрутка медных проводов между собой если применять способом параллельной желобковой скрутки с усилением.

ВИДЕО: скрутка провода при врезке в проложенный провод без разрыва

Скрутка провода при врезке в проложенный провод без разрыва

>В данном видео ролике наш специалист показывает как правильно врезаться в уже проходящий провод, допустим, что запитать от него ноль или фазу, а быть может всё вместе подключив на другой конец розетку или сделав выключатель.

Скрутка проводов в распределительной электро.коробке+ВИДЕО:

Если у вас в квартире до сих пор не поменяна проводка и проложены алюминиевые провода ещё времён СССР, а вам где-то нужно уложить медный провод, в этом случае два эл. провода сделанных из разных материалов напрямую нельзя скручивать. Такое соединение будет сильно нагреваться, особенно если на проводку идёт нагрузка какого-нибудь бытового прибора мощностью хотя-бы 1,5 кВт. В таком случае до замыкания проводов* в месте скрутки — недалеко!

— В таких случаях, когда нужно соединить медный и алюминиевый провод между собой лучше использовать клеммы, но не те «дешманские» клеммы, которые сделаны из пластика, а специальные, которые сделаны из фарфора или карболита.

— Я, до недавнего времени считал, что самой надёжной клеммой является клемма изготовленная и фарфора, но как показала практика, по истечении трёх лет ФАРФОРОВАЯ КЛЕММА РАССЫПАЕТСЯ. Ситуация следующего плана: — ток в розетку поступал по алюминиевым проводам, которые через фарфоровую клемму были удлинены медными проводами и в эту розетку, на протяжении трёх лет, включался пылесос для уборки квартиры, в общем клемма из фарфора не выдержала такой нагрузки. Так что лучше приобретать клеммы из карболита.

*Статья «Скрутка проводов в коробке, алюминиевых и медных между собой, способы соединения трёх и более проводов» подготовлена специально для портала Строительство от А, до Я. Енакиево-Донецк*.

Как подключить выключатель с одной клавишей

Если в комнате имеется выключатель, то соединение в коробке будет немного сложнее, чем только с розетками. Тут будет также три группы проводников, но соединение – другого типа. Имеется:

— входной кабель – от другой коробки или напрямую от щита;

— провод для люстры;

— провод от выключателя.

подключение одноклавишного выключателя

Схема должна работать следующим образом. Питание (то есть фаза) поступает на клавишу выключателя. От его выхода подается провод на осветительный прибор. Как только контакты выключателя замкнуться, люстра будет гореть. Заземление и нейтральный провод нужно скручивать вместе.

Подключение выключателя с двумя клавишами

Подключение выключателя с двумя клавишами в распределительной коробке – более сложное, чем при одноклавишном выключателе.

подключение двухклавишного выключателя

Схема характерна тем, что к устройству на 2-е группы ламп нужно прокладывать кабель с тремя жилами (если нет заземления). Один проводник подсоединяется на общий контакт, а другие два – на выход к клавишам. Нужно запомнить, какой проводник (по цвету) был подключен к общему контакту. Фаза, которая приходит, соединяется с общим проводом выключателя. Нейтральные провода от входа, а также с двух лампочек скручиваются – три проводника вместе. Остается фазный провод от ламп и два – от выключателя. Их соединяют попарно – один проводник от выключателя к фазе одной лампочки, а второй выход к оставшейся лампе.

Способы соединения проводов между собой.

Domik Electrica

простые и надежные способы соединения проводов

В первую очередь вы должны понимать, что в разных условиях могут применяться различные типы соединений. И их выбор зависит от конкретно поставленной задачи.

Например, соединять провода малых сечений до 2,5мм2 в компактной распредкоробке, гораздо удобнее клеммниками или зажимами. А вот если речь идет о штробе или кабельном канале, то здесь уже на первое место выходят гильзы.

Рассмотрим три наиболее простых и одновременно надежных вида соединений.

колпачки СИЗ

Начнем с соединения типа СИЗ. Расшифровывается он как:

размеры сиз

По виду напоминает простой колпачок. Бывает разных цветов.

Причем каждый цвет означает принадлежность к конкретным сечениям жил.

скрутка при помощи СИЗ

В этот колпачок вставляются жилы и скручиваются между собой.

111-siz

Как делать правильно, сначала скрутить жилы и после этого одеть колпачок или закручивать их непосредственно самим СИЗом, подробно рассматривается в статье “Колпачок СИЗ для скрутки проводов.”

В итоге, благодаря СИЗу у вас получается старая добрая скрутка, только сразу же защищенная и изолированная.

пружина на СИЗ

Вдобавок ко всему, с подпружиненным контактом, который не дает ей ослабнуть.

насадка для СИЗ на шуруповерт

Кроме того, этот процесс можно слегка автоматизировать, применив насадку под СИЗы для шуруповерта. Об этом также рассказывается в вышеприведенной статье.

принцип зажима ваго в разрезе на контактах

Следующий вид – это клеммники Wago. Они также бывают разных размеров, и под разное количество соединяемых проводов – два, три, пять, восемь.

Ими можно стыковать между собой как моножилы, так и многопроволочные провода.

соединение многопроволочного и одножильного провода в одном зажиме Wago

Причем это можно реализовать как в разных типах Ваго, так и в одном единственном.

зажим ваго для многожильного провода

Для многопроволочных, у зажима должна быть защелка-флажок, которая в открытом состоянии без труда позволяет вставить провод и зажать его внутри после защелкивания.

Эти клеммники в домашней проводке по заявлению производителя спокойно выдерживают нагрузку до 24А (свет, розетки).

зажим ваго на ток до 41А

Попадаются отдельные компактные экземпляры и на 32А-41А.

Вот наиболее популярные типы зажимов Wago, их маркировка, характеристики и под какое сечение рассчитаны:

Серия 2273 Серия 221-222 Серия 243 Серия 773 Серия 224

серия ваго 2273 характеристикихарактеристики для зажимов wago серии 2273

зажимы ваго серия 221, 222 характеристикитехнические характеристики зажимов wago серия 221, 222

серия ваго 243

зажимы ваго серия 773 для больших сечений

зажимы ваго серии 224

зажим ваго под большие токи и большое сечение кабеля

Есть еще и промышленная серия под сечения кабелей до 95мм2. Клеммы у них действительно большие, но принцип работы практически такой же, что и у маленьких.

Когда замеряешь нагрузку на таких зажимах, с величиной тока более 200А, и при этом видишь, что ничего не горит и не греется, у многих пропадают сомнения в продукции Wago.

Если у вас зажимы Ваго оригинальные, а не китайская подделка, и при этом линия защищена автоматическим выключателем с правильно подобранной уставкой, то такой вид соединения по праву можно назвать самым простым, современным и удобным в монтаже.

оплавленные и обгоревшие зажимы wago

Нарушите какое-либо из вышеприведенных условий и результат будет вполне закономерным.

Поэтому не нужно ставить wago на 24А и при этом защищать такую проводку автоматом на 25А. Контакт в этом случае при перегрузке у вас выгорит.

Всегда правильно подбирайте именно клеммники ваго.

Автоматы, как правило, у вас уже стоят, и защищают они в первую очередь электропроводку, а не нагрузку и конечного потребителя.

зажим ЗВИ

Также есть достаточно старый вид соединения, типа клеммных колодок. ЗВИ – зажим винтовой изолированный.

С виду это очень простое винтовое подключение проводов между собой. Опять же бывает под разные сечения и разнообразных форм.

размеры зажимов винтовых изолированных ЗВИ

Вот их технические характеристики (ток, сечение, размеры, крутящий момент винтов):

технические характеристики ЗВИ токи напряжения

Однако ЗВИ имеет ряд существенных недостатков, из-за которых его нельзя назвать самым удачным и надежным соединением.

подключение проводов через ЗВИ

В основном таким способом можно соединить только два провода друг с другом. Если конечно специально не выбирать большие колодки и не пихать туда по несколько жил. Что делать не рекомендуется.

Такое винтовое подключение хорошо подходит для моножил, а вот для многопроволочных гибких проводов – нет.

ншви обжатый

Для гибких проводов вам придется их прессовать наконечниками НШВИ и нести дополнительные затраты.

В сети можно найти видеоролики, где в качестве эксперимента микроомметром замеряются переходные сопротивления на разных типах соединений.

Удивительно, но наименьшее значение получается у винтовых зажимов.

Но не следует забывать, что этот эксперимент относится к “свежим контактам”. А попробуйте сделать такие же замеры через год или два интенсивной эксплуатации. Результаты будут совершенно другими.

Соединение меди и алюминия

окисленные медные контакты на автомате

Зачастую попадается ситуация, когда необходимо соединить медный проводник с алюминиевым. Так как химические свойства меди и алюминия разные, то прямой контакт между ними, при доступе кислорода приводит к окислению. Нередко даже медные контакты на автоматических выключателях подвержены такому явлению.

Образуется оксидная пленка, возрастает сопротивление, происходит нагрев. Здесь рекомендуется применять 3 варианта, чтобы этого избежать:

соединение меди и алюминия через болт гайку и стальные шайбы

  • болт + гайка со стальными шайбами

Они убирают прямой контакт между алюминием и медью. Связь происходит через сталь.

зажимы ваго с пастой для соединения медных и алюминиевых проводов

  • специальные клеммники Wago с пастой

Контакты разведены между собой по отдельным ячейкам, плюс паста предотвращает доступ воздуха и не дает развиваться процессу окисления.

переходная соединительная гильза ГМА

  • использование медно-алюминиевых переходных гильз ГМА

опресованный провод в гильзе в разрезе

Третий простой способ соединения проводников это опрессовка гильзами.

Для стыковки медных проводов чаще всего применяют гильзы ГМЛ. Расшифровывается как:

гильзы ГМЛ медно-луженныетехнические характеристики гильз медно-луженных ГМЛ

Для соединения чисто алюминиевых – ГА (гильза алюминиевая):

гильза алюминиевая ГАтехнические характеристики алюминиевых гильз ГА

Для перехода с меди на алюминий специальные переходные ГАМ:

гильза ГАМтехнические характеристики медно-алюминиевых переходных гильз ГАМ

Что из себя представляет способ опрессовки? Все достаточно просто. Берете два проводника, зачищаете на необходимое расстояние.

порядок обжатия гильзы

После этого с каждой стороны гильзы проводники вставляются во внутрь, и все это дело обжимается пресс-клещами.

При очевидной простоте, есть в этой процедуре несколько правил и нюансов, при не соблюдении которых можно легко испортить, казалось бы, надежный контакт. Читайте об этих ошибках и правилах как их избежать в статьях ”5 правил опрессовки” и ”Обжим изолированных наконечников, гильз и клемм”.

правила опрессовки

пресс пгрс-70

Для работы с проводниками больших сечений 35мм2-240мм2 используется гидравлический пресс.

пресс механический характеристики

До сечений 35мм2 можно применять и механический с большим размахом ручек.

количество опрессовок

Гильзу нужно обжимать от двух до четырех раз, в зависимости от сечения провода и длины трубки.

Самое важное в этой работе – это правильно подобрать размер гильзы.

Например при соединении моножил, гильзу обычно берут на размер меньшего сечения.

пресс гидравлический

А еще таким образом можно соединить в одной точке одновременно несколько проводников. При этом будет использована всего одна гильза.

Главное полностью заполнить ее внутренне пространство. Если вы обжимаете одновременно три проводника, и у вас внутри остались еще пустоты, то нужно это свободное пространство ”забить” дополнительными кусочками того же провода, либо проводниками меньшего сечения.

Только после этого можно прессовать.

соединение трех проводов в одной гильзе

опрессовка3-х проводов одной гильзой

разрез гильзы после опрессовки

прозрачная термоусадка

После обжатия такое соединение требуется заизолировать. Удобнее всего это сделать термоусаживаемой трубкой ТУТ.

Есть трубки с клеевой основой. При нагреве такой клей вытекает наружу и обеспечивает герметичность соединения.

111-13

Изолирование при помощи термотрубки также довольно простой процесс. При отсутствии газовой горелки или фена, для малых сечений достаточно даже зажигалки.

Опрессовка гильзованием является одним из самых универсальных и надежных соединений, особенно при необходимости наращивания кабеля, в том числе вводного.

Изоляция при этом получается практически равноценной основной, при использовании еще и внешней трубки ТУТ в качестве кожуха.

Безусловно ни СИЗы, ни Wago, вы для этих целей использовать не будете, а вот гильзы ГМЛ – самое оно! При этом все выходит компактно и легко уменьшается хоть в штробе, хоть в кабельном канале.

Сварка и пайка

сварка проводов

Помимо всех вышеприведенных способов соединения есть еще два вида, которые опытные электрики по праву считают самыми надежными.

точка от сварки на проводах

  • электрическая сварка

два провода спаянные между собой

  • пайка проводов

сварочный аппарат для сварки проводов

Однако такой вид стыковки никак нельзя отнести к простым. Он требует наличия специального оборудования, которого даже у 90% электриков зачастую нет в наличии.

Да и не всегда даже с его помощью можно соединить алюминиевый моножильный провод с гибким медным многопроволочным. Кроме того, вы навсегда оказываетесь привязаны к розетке или удлинителю.

насадка на шуруповерт для автоматической скрутки проводов и их зачистки

А если поблизости вообще нет ни напряжения, ни генератора? Подробнее

аккумуляторные пресс клещи для проводов

При этом элементарные пресс-клещи наоборот, у 90% эл.монтажников как раз таки присутствуют. Не обязательно для этого приобретать самые дорогие и навороченные.

Например, аккумуляторные. Удобно конечно, ходи и только кнопочку нажимай.

Со своей задачей опрессовки хорошо справляются и китайские собратья. Причем весь процесс по времени занимает не более 1 минуты.

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий