Как правильно зарядить аккумулятор agm

Автомобильные аккумуляторные батареи типа AGM являются более надежным аналогом обычных кислотных АКБ, но у них есть свои особенности. Заряжать такой аккумулятор обычным зарядным устройством (ЗУ) не рекомендуется. Применение обычного зарядника может привести к выходу из строя AGM батареи. Для зарядки таких батарей производители рекомендуют использовать ЗУ, в которых имеется режим AGM.

Если под рукой таких приборов не нашлось, можно воспользоваться альтернативой — ЗУ с ручным управлением напряжения.

Все AGM аккумуляторы боятся перезаряда. Вернее, перегрева или электролиза и их последствий, к которым перезаряд может привести. Чтобы этого избежать необходимо следить, чтобы зарядное напряжение на клеммах не превышало 14,8В. Если заряжать такие батареи высоким напряжением, то в процессе электролиза, который наступает при напряжении свыше 15,2В, электролит начнет разлагаться на водород и кислород, которые к тому же и небезопасны. После разложения газы улетучатся, оставив маты сухими. Наполнить их электролитом больше будет нельзя, так как AGM аккумуляторы герметичны, вернее имеют только выпускные клапаны для вывода газа.

Есть еще нюансы

  1. Все заряжаемые аккумуляторы должны стоять вертикально, допускается отклонение не более 10 градусов.
  2. Температура самой АКБ должны быть в пределах от +15 до +25°C.
  3. Температура AGM аккумулятора при заряде не должна превышать +50°C.
  4. Батарея считается заряженной на 100%, если ток потребления в течение 2 часов остается неизменным.

А-сервис — это:

  • Профессиональный подбор АКБ, оптимального для вашего автомобиля;
  • Предпродажная подготовка и проверка АКБ;
  • Консультации по установке, эксплуатации и ежедневному сервису АКБ;
  • Диагностика АКБ;
  • Диагностика электрооборудования автомобиля;
  • Сдать аккумулятор Б/У;
  • Обслуживание аккумуляторов;
  • Зарядка аккумуляторов;
  • Восстановление (при возможности) характеристик АКБ;
  • Уведомления о необходимости пройти проверку и обслуживание АКБ;
  • Прием старых аккумуляторов с обменом на новый.

Основные правила для зарядки AGM АКБ

Есть несколько советов, как зарядить АКБ AGM. Стоит отметить, что если глубоко разряженная батарея долгое время находилась на морозе, сразу подключать к ней ЗУ нельзя. Такие аккумуляторы быстро замерзают. Это связано с тем, что электролит находится в абсорбированных стекловолоконных пакетах.

Понять, что АКБ отогрелась можно по повышению напряжения. Поэтому нужно сделать контрольный замер сразу, а потом через несколько часов. Заряжать можно, когда батарея простоит в теплом помещении 2-3 часа.

Далее нужно выбрать зарядное устройство. Многие слышали, что необходимо специализированная зарядка. Лучше всего подойдёт ЗУ, которое автоматически контролирует напряжение. Тем не менее, подойдёт зарядное устройство с возможностью ручной настройки параметров.

Рекомендуем к прочтению:

  • Как открыть BMW, если сел аккумулятор?
  • Какой аккумулятор на Ford Mondeo 4?
  • Сел аккумулятор на Форд Фокус: что делать

Заряжая АКБ, нужно выставить правильный ток и напряжение. Любая AGM батарея «боится» перегрева и перезаряда, поэтому не рекомендуется заряжать их повышенной силой тока, например, 20% от своей номинальной емкости. Следует выбирать зарядный ток в пределах 10% от номинальной емкости АГМ аккумулятора. Это значит, если это аккумулятор на 75 Ач, то на него можно подавать ток до 7,5 А.

Сложнее с напряжением, ведь на его значение влияют параметры окружающей среды. При высокой температуре нужно давать меньшее напряжение на клеммы. При нормальных условиях (20-25 градусов С) AGM батареи следует заряжать напряжением в пределах 14,5-14,8 В.

Чтобы не было неприятностей, за температурой в помещении нужно следить. Заряжая АКБ, когда столбик термометра показывает +40 градусов, необходимо уменьшить напряжение до 14.1-14.2 В. Если же повысить напряжение, то это грозит перезарядом, что негативно скажется на ресурсе АКБ. При понижении температуры, следует увеличивать напряжение. Так, если в помещении около нуля, требуется повысить его до 14,8 В. На морозе заряжать AGM батареи не рекомендуется.

Известно, что зарядка AGM аккумулятора сопровождается его нагревом. Это связано с тем, что в наливных АКБ больше электролита, который отводит тепло, а в AGM – большая площадь пластин, которое это тепло и генерируют. Тем не менее, нагрев должен быть умеренным. Если вы заметили, что корпус слишком горячий, то нужно немедленно прекратить зарядку. Скорее всего дело в напряжении. Когда АКБ остынет, необходимо снова подключить ЗУ и проверить напряжение на клеммах. О нормальной температуре зарядки говорит тот факт, что можно держать руку на батарее без появления дискомфорта. Если это так, то процесс зарядки можно продолжать.

Также требуется следить, чтобы АКБ набирал полный заряд. Достаточно каждый раз доводить заряд до 100%. Если этого не делать (например, неисправен генератор в автомобиле), то емкость АКБ будет постепенно уменьшаться.

Зарядка AGM АКБ

Процедура зарядки

Заряжаем AGM АКБ правильно:

  1. Первым делом снять батарею с автомобиля. Для этого отсоединяются контакты, и откручиваются крепежные элементы, удерживающие аккумулятор (необходимо соблюдать меры безопасности).
  2. Нужно выбрать место для зарядки. Там не должны находиться химические реагенты, горючие вещества.
  3. Подключить к клеммам АКБ зарядное устройство.
  4. Если это автоматическое ЗУ, задайте нужный режим зарядки, выбрав соответствующее напряжение и силу тока. Отключение зарядки произойдет автоматически при достижении 100 % заряда.
  5. Дождитесь полной зарядки.
  6. Установить АКБ в штатное место.

Читать также:

Как оказалось, заряжать AGM аккумуляторы не так уж и сложно, особенно, если есть специальная зарядка. Но можно зарядить AGM аккумулятор и обычным устройством, если в нем есть функция контроля и ограничения напряжения. Придерживаясь правил, срок службы АКБ можно существенно продлить.

Как заряжать AGM-аккумуляторы

Зарядка AGM аккумулятора

Заряжать аккумуляторы типа AGM нужно специальным зарядным устройством (ЗУ) в стационарных условиях. В заряде AGM-аккумуляторов есть много тонкостей и нюансов, поэтому за этой услугой лучше обратиться к специально обученным людям. Но если вы все-таки твердо решили заняться этим самостоятельно, то сначала следует выкрутить пробки и проверить влажность стекломатов (это можно делать, только если аккумулятор уже не на гарантии). Если они сухие, необходимо добавить в них дистиллированную воду. После этого можно заряжать батарею. AGM-аккумуляторы имеют конечное напряжение заряда 13,8–15 В и при заряде более высоким напряжением могут выйти из строя. Наиболее оптимальный и безопасный режим заряда —напряжение до 14,1 В, а сила тока — 10% от емкости АКБ. Так, если емкость аккумулятора равна 70 Ач, тогда ток, выставляемый при заряде, будет равен 7 А. Такой метод также подходит для заряда батарей, созданных по технологии Enhanced Flooded Battery (EFB) — усиленная кислотная батарея в автомобилях с системой автоматического перезапуска двигателя. Если во время заряда батарея сильно греется, процесс нужно срочно остановить. Сильный нагрев одной из банок аккумулятора свидетельствует о серьезном повреждении, например, о коротком замыкании. Важно! Если AGM-аккумулятор сильно разряжен, заряд может занять 2–3 дня.

Особенность AGM-батарей — повышенная устойчивость к сильным разрядам. Аккумуляторы без последствий переносят потерю 80% заряда. AGM-аккумуляторы можно заряжать в трех режимах. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Одноступенчатый (стандартный) заряд

На клеммы подается ток силой 1–2% от емкости аккумулятора. Напряжение при этом не должно быть больше 13,8 В. Для стандартного заряда можно использовать обычное аналоговое ЗУ. Внимание! Стандартный режим подходит только для быстрого заряда АКБ. При этом уровень остаточного заряда должен быть не меньше 75%.

Двухступенчатый заряд

  1. Восстановление. Ток подается в пределах 0,1–0,3% от емкости, а напряжение поддерживается на уровне 14,2–14,8 В.
  2. Хранение. Ток возрастает до 1% от емкости батареи, напряжение снижается до диапазона 13,2–13,8 В.

Автоматические зарядные устройства обеспечивают плавный переход между режимами. В результате аккумулятор прослужит дольше.

Трехступенчатый заряд

Для трехступенчатого режима заряда нужно использовать автоматическое ЗУ с микропроцессором. Устройство само меняет режимы, поэтому владельцу не нужно следить за процессом. Заряд состоит из трех этапов:

  1. Основной. Ток подается в пределах 25–35% от емкости аккумулятора, а напряжение изменяется от 14,2 до 14,8 В.
  2. Накопительный. Ток фиксируется на отметке 1% от емкости, а напряжение подается строго в объеме 14,8 В.
  3. Хранение. Ток остается на отметке 1%, а напряжение снижается до 13,8 В.

Зарядное устройство автоматически изменяет силу тока и напряжение. Интервалы между этапами прибор выбирает самостоятельно.

Перед покупкой зарядного устройства нужно убедиться, что оно подходит для заряда AGM-аккумуляторов. Кроме надписи на устройстве, в руководстве по эксплуатации должен быть алгоритм работы устройства и графики заряда батареи.

Восстановить запас энергии AGM-аккумулятора можно обычным зарядным устройством. Однако лучше отдавать предпочтение специализированным ЗУ для этого вида батарей.

Как заряжать AGM аккумуляторы? В чем особенность AGM?

Как заряжать AGM аккумуляторы? В чем особенность AGM?

Все AGM аккумуляторы боятся перезаряда. Вернее, перегрева или электролиза и их последствий, к которым он может привести. Чтобы этого избежать необходимо следить, чтобы зарядное напряжение на клеммах не превышало 14,8 В. Некоторые производители допускают зарядку напряжением до 15,2 В, но все же это крайний предел и нужно стараться избегать превышения фатальных границ. В данном случае лучше медленнее, но верно, чем быстро, а потом выбросить аккумулятор. Если заряжать такие батареи высоким напряжением, то в процессе электролиза, который наступает при напряжении свыше 15,2В, электролит начнет разлагаться на водород и кислород, которые к тому же и небезопасны. После разложения газы улетучатся, оставив маты сухими. Наполнить их электролитом больше будет нельзя, да и сами AGM аккумуляторы герметичны, вернее имеют только выпускные клапаны для вывода газа.

Это правило относится и Varta Start-Stop Plus и Bosch S6 и Moll и Atlas ABX и Delta.

Какие еще нюансы есть при заряде AGM батарей.

  1. Все заряжаемые аккумуляторы должны стоять вертикально, допускается отклонение не более 10 градусов.
  2. Температура самой АКБ должны быть в пределах от +15 до +25 градусов.
  3. Температура AGM аккумулятора при заряде не должна превышать +50 градусов Цельсия.
  4. Батарея считается заряженной на 100%, если ток потребления в течение 2 часов остается неизменным.

Аккумуляторы Дельта приобрели свою большую популярность в России благодаря невысокой цене и широчайшему модельному ряду. При заряде АКБ Дельта производитель советует придерживаться следующих правил:

  1. Для поддерживающего режима (где Дельта используется как источник аварийного питания), когда источник подпитывает батарею малым током, рекомендуется подавать напряжение на АКБ первой серии (типа DTM, DTML, HR, HRL, FT) из расчета 4,5 Вольта для четырех-вольтовых АКБ, 6,75 В для шести-вольтовых, 13,5 В для 12ти-вольтовых АКБ. Для второй серии (DT, HR 12-40, HR 12-65, HR 12-100, OPzV, STC) напряжение должно быть следующим: 4,54 В для 4ти-вольтовых, 6,81В для 6ти вольтовых и 13,62В для 12ти-вольтовых аккумуляторных батарей.
  2. В буферном режиме, когда батарея используется для кратковременных больших нагрузок, когда источник не может сразу отдать большой ток, рекомендуется для заряда использовать следующее напряжение:

— для первой серии 4,54 Вольта для четырех вольтовых АКБ, 6,81 В для шести-вольтовых, 13,62 В для 12ти вольтовых АКБ

Также обязательно нужно следить за зарядными токами, они не должны превышать значение из таблицы:

Как правильно зарядить AGM-батарею?

Как правильно зарядить AGM-батарею?

Комментарии: 1 26.11.2019 В современном автомобильном мире огромное количество автомобилей оснащается новомодной системой «Старт/Стоп», которая по заверениям автопроизводителей способна экономить топливо, повышая эффективность работы автомобиля. Но все же на практике это не совсем так. К тому же устройство этой опции очень непростое, в состав этой функции входит специальный контроллер, который изучает состояние бортового источника питания. Но периодически все равно приходится батарею заряжать.

Как правильно зарядить AGM-батарею? 3

А вот как же это правильно сделать?

Предыстория. В Российской Федерации новомодная опция «Старт/Стоп» появилась относительно недавно. Ее суть довольно проста и понятна: система глушит двигатель при любых коротких остановках. Тем самым меньше тратится топлива. В пробках наверно можно много сэкономить. Но в обычном цикле движения расход топлива примерно одинаковый. Но зато вместе с этой функцией появились и некоторые проблемы. Например, при глушении мотора, все элементы в салоне продолжают работать за счет «старт-стопного» источника питания (АКБ). Системное устройство. Аккумулятор на автомобиле с системой «Старт/Стоп» должен выдерживать большие нагрузки. Соответственно он отличается от АКБ тех автомобилей, у которых этой функции нет. АКБ должна не только выдерживать многократные разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей ток при запуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда. Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологиям EFB, а также AGM. Свойства батарей, произведенных по технологии EFB. На сегодняшний день самым крупным и быстроразвивающимся изготовителем старт-стопных батарей является компания из Словении TAB. У производителя уже имеется большой опыт в производстве и разработана большая линейка аккумуляторов. В нашей стране доступны батареи TAB и Topla, с обозначениями EFB StopGo. EFB-батареи имеют больший объем электролита и более крупные пластины отрицательных электродов. У них улучшены показатели пускового тока и количество циклов заряда-разряда. Для заряда таких АКБ можно применять те же самые устройства (ЗУ), что и для обычных свинцово-кислотных АКБ.
При заряде автоматическими приборами с настройками зарядного тока и напряжения, на них обязательно надо выставить требуемые значения этих параметров. Для EFB-батарей максимум зарядного напряжения составляет 14,8 В. Особенности заряда AGM-батарей. Эти батареи на 30% более выносливые, чем обычные АКБ. Все это стало возможным благодаря использованию абсорбированного электролита и сокращению расстояния между блоками пластин. Заряжается AGM-батарея также, как и обычная АКБ, но следует не превышать уровень максимального зарядного напряжения. Итог. Функция «Старт/Стоп» не является оправданной. Она практически не экономит топливо, но зато дает сильную нагрузку на АКБ. Поэтому всегда следует следить за его состоянием и заряжать его правильно.

Инструкция, как правильно заряжать AGM-аккумулятор

Автовладельцы часто считают, что зарядка АКБ — трудоемкая задача, которую лучше доверить экспертам. Однако аккумулятор для машины заряжать несложно. Нужно просто подобрать подходящее зарядное устройство и придерживаться ряда рекомендаций специалистов.

Существует несколько разновидностей устройств для зарядки автомобильных АКБ:

  • автоматические;
  • механические.

В устройствах механического типа тому, кто их использует, приходится самостоятельно регулировать напряжение и силу тока. Автоматизированные приборы необходимо подбирать сразу с 2 режимами работы — подзарядка и хранение.

Кроме того, при выборе зарядного устройства нужно учитывать следующие критерии:

  1. Функция отображения тока зарядки.
    Современные устройства для подзарядки оборудованы жидкокристаллическими мониторами, на которых отображается вся необходимая информация.
  2. Тип АКБ.
    Подбирая прибор для зарядки аккумулятора, нужно учитывать тип энергоисточника. Например, станции для подзарядки жидко-кислотных видов АКБ не подходят для зарядки гелиевых или АГМ-моделей.
  3. Компенсация температуры.
    В процессе подзарядки температурные показатели аккумуляторной батареи могут существенно увеличиваться. Этот процесс может усилить и высокая температура в месте, где производится заряд.
    Если устройство для подзарядки не оснащено функцией компенсации температуры, то это может стать причиной перезаряда АКБ, который отрицательно повлияет на его ресурс. Лучше подбирать модели зарядных приборов со встроенными температурными датчиками.
  4. Этапы подзарядки.
    Эту характеристику необходимо учитывать в тех случаях, когда зарядное устройство применяется для обслуживания свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
  5. Регулируемая быстрота вращения вентилятора.
    От этой характеристики зависит эффективность охлаждения и срок службы устройства для подзарядки. Функция контроля скорости вращения охлаждающих вентилей дает возможность снизить шум при функционировании прибора или уменьшить его температуру, предотвратив перегрев всего оборудования.
  6. Диапазон рабочих температур.
    Классические модели зарядных устройств могут работать при температуре в пределах +5…+45°C. Кроме того, в продаже есть устройства с более обширным диапазоном температур. Такая техника разработана специально для профессионального применения. Если аккумуляторная батарея будет подзаряжаться в неотапливаемом помещении или на свежем воздухе, эту характеристику тоже нужно учитывать при подборе.

Сейчас читают: Как правильно заряжать литий-полимерные аккумуляторы и что они из себя представляют

Стандартная процедура

Классическая зарядка автомобильного АКБ типа AGM состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала севший АКБ извлекается из автомобиля. При этом необходимо учитывать требования безопасности.
  2. Место, в котором батарея будет заряжаться, обязательно должно быть защищено от воздействия отрицательных факторов извне (химические вещества, горючие смеси, пламя и т.д.).
  3. АКБ подключается к прибору для подзарядки, который включается в электросеть.
  4. Устройство для зарядки автоматически подстраивается под напряжение и силу тока АКБ.
  5. Затем остается лишь подождать, пока аккумуляторная батарея полностью зарядится. После окончания процедуры заряженное и готовое к эксплуатации устройство устанавливается обратно в машину.

Трехступенчатая зарядка

Состав

Эксперты отмечают, что методика трехступенчатой подзарядки аккумулятора является наиболее эффективной. Однако фирмы-изготовители подобных устройств редко о ней упоминают.

Это объясняется рядом трудностей, с которыми связана трехступенчатая зарядка.

Процедура состоит в следующем:

  1. Сначала AGM-батарея на 10-30% от своей емкости заряжается при напряжении от 14,2 до 14,8 В. Этот цикл является основным и дает возможность компенсировать около 80% от всей емкости.
  2. После этого производится накопительный цикл. На этой стадии на устройстве для подзарядке выставляется минимальная сила тока в 0,3 В. До 100% заряд АКБ доходит за 3-3,5 часа.
  3. Третья стадия — плавающая зарядка. В этом режиме напряжение устройства варьируется от 13,2 до 13,8 В.

Двухступенчатая

Принцип этой методики имеет сходство с трехступенчатой подзарядкой. Однако при двухступенчатом способе отсутствует режим плавающего заряда.

Подпитка

Этот режим применяется только для оперативной зарядки устройства. В качестве основной методики он не используется.

Принцип подпитки состоит в том, что на аккумуляторную батарею подается плавающий ток с напряжением от 13,2 до 13,8 В. Производители АКБ не советуют применять подпитку для восстановления полностью севших устройств. В таких ситуациях лучше подходят многоступенчатые зарядки.

Основные рекомендации по выполнению зарядного процесса

Перед подзарядкой AGM-батареи следует ознакомиться со стадиями этого процесса:

  • основная — емкость АКБ восстанавливается на 80%;
  • плавающая — емкость энергоисточника восстанавливается до значения в 100%;
  • хранение — на этой стадии АКБ типа AGM потребляет минимум тока от подзарядного прибора;
  • накопительная — батарея нормализует и фиксирует свои эксплуатационные параметры.

Заряжать аккумуляторы AGM нужно с помощью специализированного устройства, которое может определить напряжение и силу тока. Эти характеристики обязательно нужно контролировать, в противном случае внутри АКБ может возникнуть нежелательный процесс газообразования.

Запрещается заряжать AGM-батареи с помощью стандартных зарядных приборов. С такой целью лучше применять спецстанции со смарт-управлением. Такие приборы позволят заряжать АГМ в щадящем режиме.

Во время процедуры зарядки необходимо контролировать температурные показатели электролита. Они должны быть не выше +50°C, в противном случае ресурс работы АКБ сократится.

Кроме того, если для подзарядки применять напряжение больше 15,2 В, то в устройстве начнет протекать гидролиз, который приведет к потере воды из электролита и образованию газовой подушки. Это отрицательно отразится на состоянии AGM-аккумулятора.

Определить степень

Мото AGM аккумулятор: ввод в эксплуатацию

Привет, Хабр! Сегодня мы введём в эксплуатацию сухозаряженный мотоциклетный AGM аккумулятор . Данное руководство можно использовать и для обычных сухозаряженных кальциевых АКБ с жидким электролитом.

Заодно обсудим, чем отличаются разные типы свинцовых аккумуляторов, и как это сказывается на их применении. Как всегда, будут видео и показания приборов.

Такие маленькие аккумуляторы используются в мотоциклах, скутерах, квадроциклах, гидроциклах, снегоходах, мотокультиваторах, мини-тракторах и даже опрыскивателях.

Основным отличием мотоциклетного AGM аккумулятора от привычных резервных (для источников бесперебойного питания, ИБП) и тяговых является назначение, соответственно которому нормируются ключевые параметры. У аккумуляторов, предназначенных для разных целей и условий применения, эти параметры разные.

Напряжения в этой статье будут приводиться для наиболее распространённых 12-вольтовых аккумуляторных батарей, к которым относится и подопытная.

Для стартерного или маломощного резервного аккумулятора титульной является полезная ёмкость 20- часового, иногда 10-часового разряда до 10.5 или 10.8 вольт под нагрузкой. Пример — GS-12-12 L: 12 вольт, 12 ампер*часов.

Для тягового (глубокого цикла) в качестве основного параметра нормируется ёмкость 2-часового разряда (6-DZM-12: 6 банок, то есть, 12В, 12 А*ч), для мощного резервного — мощность 15-минутного разряда (HR-W 12-34: 12В, 34 ватта на банку). Вот и ответ на вопрос, почему тяговая или премиум ИБП батарея того же напряжения, той же титульной ёмкости имеет массу, цену и иногда размер заметно выше, чем у бюджетной линейки для ИБП.

При глубоких разрядах химического источника большими для него током и мощностью вступает в силу закон Пейкерта , согласно которому, полезная отдаваемая ёмкость окажется ниже, чем при более низких токах.
Причины такого феномена — поляризация и загромождение пор активных масс продуктами реакции, в случае свинцового аккумулятора — кристаллами сульфата свинца. Выход из положения — заложить больше активных масс, что, наряду с более стойкой конструкцией тоководов, пластин и предотвращающими их разрушению сепараторами, пригодится и для повышения следующих характеристик.

Вторым и третьим важнейшими параметрами являются количество циклов заряд-разряд и срок службы при постоянном буферном подзаряде до снижения ёмкости на 20-40 процентов. Дополнительно в информационном листке (даташите) к аккумуляторной батарее производители обычно предоставляют таблицы и графики ёмкости при разных токах и мощности разряда до разных напряжений с учётом температуры.

В отличие от тяговых и резервных, стартерный аккумулятор после ёмкости имеет второй, самый ключевой параметр — пусковой ток, нормируемый как ток холодной прокрутки по тому или иному стандарту измерений. Именно он определяет способность запустить двигатель стартером, что является наипервейшей задачей автомобильной или мотоциклетной АКБ.
Потому основное свойство стартерной аккумуляторной батареи — кратковременно выдавать весьма значительный ток, а затем оперативно восполнять затраченный заряд от генератора.

Стартерный аккумулятор современного транспортного средства, в котором много потребителей электроэнергии, в том числе, таких мощных, как нагревательные приборы и лебёдки, которое часто эксплуатируется в «городском» режиме коротких поездок, кроме достойной ёмкости, должен обладать и третьим важным свойством — способностью выдерживать циклирование и длительное пребывание в состоянии частичной заряженности — PSoC, partial state of charge . Именно поэтому под капот всё чаще ставят AGM или EFB (SFB и др.) — стартерные батареи, имеющие некоторые черты тяговых.

В AGM — absorbent glass mat — жидкий электролит не плещется свободно, а пропитывает сепараторы из стекловолокна — стекломаты. Подобные стекломаты, наряду с конвертами, защищающими пластины, могут быть в конструкции EFB, где электролит свободно плещется. Также эти батареи премиум-сегмента снабжены усиленными решётками и утолщёнными активными массами по сравнению с обычными стартерными и дешёвыми резервными. Всё это повышает надёжность и стойкость, но чаще всего затрудняет диффузию ионов и перемешивание электролита, потому при эксплуатации продвинутых АКБ следует учитывать их особенности.

Итак, перед нами новый AGM аккумулятор Siltech DC MF 1205 12 В 5 А*ч. В комплекте паспорт с инструкцией на русском языке, сам аккумулятор, винты с гайками для клемм, удобная батарея капсул с дозированным электролитом и клапанные пробки на заливные горловины, конструктивно объединённые с верхней крышкой.

Вскрывать ёмкости с электролитом не следует, плёнки на горлышках капсул пробиваются иглами заливных горловин при установке ёмкости на аккумулятор. Но мы всё же проткнём одну из плёнок, чтобы измерить плотность рефрактометром. (Не повторяйте это!)

Плотность чуть выше 1.31. В очередной раз убеждаемся, что в AGM заливают электролит повышенной плотности.

Формовка сухозаряженных аккумуляторов производится на заводе, далее пластины сушат, и уже из сухих формованных пластин собирают аккумулятор. Срываем наклейку, предохраняющую от кислорода, влаги и пыли, видим заливные горловины с иглами.

Перед заливкой электролита подключим к клеммам АКБ вольтметр с регистратором, чтобы посмотреть, как произойдёт активация химического источника тока. Исходная температура аккумулятора 24.3 градуса Цельсия.

Аккуратно переворачиваем ёмкость-дозатор, устанавливаем её сверху батареи и утапливаем вниз, прокалывая плёнки на горлышках. Это пришлось делать двумя руками. потребовалось прилагать усилие равномерно с левой и правой стороны.

Ещё не весь электролит поступил в банки аккумулятора, а его температура уже поднялась почти на 2 градуса, до 26.2.

Убедились, что весь электролит вытек, снимаем ёмкость-дозатор. Температура 31 градус.

Активация идёт полным ходом, с выделением теплоты. Реакция экзотермическая.
Так как электролит поступал в банки неравномерно, рост напряжения при активации также неравномерный. За минуту напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) поднялось с 10.72 до 12.55 вольт, затем две минуты росло до 12.7 и продолжает расти.

Прошло полчаса, на клеммах 12.78 В. Температура снижается, активацию можно считать завершённой.

Мотоциклетные аккумуляторы маркируются в японском индустриальном стандарте JIS. Нашу АКБ производитель маркировал собственным кодом DC MF 1205, но в JIS такой типоразмер обозначается UT5L-BS. Именно этот пункт выбираем в меню тестера.

Внутреннее сопротивление 18.18 мОм, ток холодной прокрутки 165 А, НРЦ 12.72 В. Батарея исправна.

Тестер показывает, что АКБ полностью заряжена, но инструкция предписывает, что перед установкой аккумулятора на транспортное средство после активации его обязательно необходимо зарядить, в противном случае батарея теряет до 20% ёмкости.

Инструкция рекомендует заряжать током 1/10 ёмкости, (в нашем случае 500 мА), и остановить заряд при достижении напряжения 16 вольт. Рекомендуется полная зарядка на стационарном зарядном устройстве не реже, чем один раз в 3 месяца.

В лаборатории автоэлектрики «Вектор» мы предпочитаем при заряде постоянным током перед высоковольтным дозарядом произвести этап основного заряда током 10% ёмкости до напряжения от 14.1 до 14.8 вольт, в зависимости от типа аккумулятора, (обычно 14.4-14.7), дождаться снижения тока при этом напряжении, и заряжать далее при повышенном напряжении более низким током, обычно 2% от ёмкости.

Однако одноэтапный профиль из инструкции Siltech предписывает не держать АКБ при 16 вольтах, а сразу отключать заряд по достижении этого напряжения. Так как это стартерная AGM, этот профиль можно считать годным для безопасного заряда, но в таком случае важно не прозевать момент достижения 16 вольт и немедленно отключить ток.

Заряжать можно как стабилизированным источником тока и напряжения в виде зарядного устройства (ЗУ) или блока питания, так и ЗУ с автонастройкой параметров заряда с микропроцессорным управлением в реальном времени. Таких продвинутых автоматов сегодня существует много, например, зарубежные СТЕК, Optimate, NOCO и отечественные изделия от предприятий ЛБ-Электро, Автоэлектрика, Балсат. Мы воспользуемся прибором Бережок-V на базе ЗУ Вымпел-30 производства Орион СПБ.

При запуске заряда автомат подал на нашу 5 А*ч АКБ ток, выросший примерно за секунду от рекомендованных в инструкции 0.5 до 5 ампер, то есть, 1C, 100% ёмкости, казалось бы, десятикратное превышение. Что это, глюк, сбой, ошибка или недоработка алгоритма?

На самом деле, никакого превышения нет. По Вудбриджу, ток начала заряда постоянным напряжением как раз составляет 100% ёмкости. И такое начало первого этапа далеко не редкость из мира сверхбыстрых методов заряда и полезных моделей, их реализующих. Наоборот, это происходит повседневно — под капотом авто. Генератор автомобиля часто выдаёт 60 ампер, а то и больше, 60 А*ч аккумуляторной батарее. Но это не значит, что так можно зарядить аккумулятор за час, или что этот ток можно держать вплоть до 16 вольт. Как только напряжение на клеммах достигает уставки регулятора напряжения, зарядный ток снижается.

Не всегда состояние аккумуляторной батареи позволяет принимать такой высокий ток после запуска двигателя стартером, часто мешает прогрессирующий разбаланс из-за недозаряда и сульфатации. И увы, никогда полный выравнивающий восстановительный заряд не может осуществиться при напряжениях бортовой сети автомобиля, (если не говорить о гипотетических сложных микропроцессорных системах, где в бортсети есть контроллер заряда, датчик батарейного тока, и так далее). Потому не реже, чем раз в 3 месяца, аккумулятору необходим стационарный заряд. Стационарный — то есть, не от штатного генератора, а от специализированного зарядного устройства или источника питания, адекватно управляемого вручную или автоматом.

5 ампер было при 13.5 вольтах, а по прошествии 5 минут при 14.1 В всего 4 ампера. Далее напряжения будут расти, а максимальные токи снижаться, это общее правило почти всех методов и профилей заряда. Исключение составляют специальные режимы для эффективного перемешивания электролита, когда подаются значительные токи при перенапряжениях в течение нормированного времени, а также режимы буферного и периодического подзаряда в хранении. Параметры этапа зависят также от температуры аккумулятора, которая может меняться в ту или иную сторону по внутренним и внешним причинам несколько раз на протяжении заряда.

На утро следующего дня ЗУ в режиме хранения, заряд завершён. На клеммах 13 вольт.

Тестер показывает 16.38 мОм, 184 А, 12.88 В. Параметры батареи улучшились в сравнении с теми, что были до заряда: 18.18 мОм, 165 А, НРЦ 12.72 В.

Электронную нагрузку настроим на ток 20-часового разряда по ГОСТ до 10.5 вольт. Для 5 А*ч АКБ этот ток равен 250 мА.

Аккумулятор отдал 5.461 А*ч. Прекрасный результат.

На разряженной АКБ тестер показывает 129.87 мОм, ТХП 24 А, здоровье 16%, НРЦ 11.03 В, и предписывает зарядить и повторно проверить.

Степень заряженности 0%, потому и внутреннее сопротивление высоко, здоровье и токоотдача низкие. Будем заряжать.

Прошли 2 часа после заряда, можно закрыть крышку и использовать аккумулятор по назначению. Он введён в эксплуатацию.

Показания тестера после разряда 15.27 мОм, 196 А, 12.92 В. Благодаря контрольно-тренировочному циклу (КТЦ), они ещё более улучшились с предыдущих 16.38 мОм, 184 А, 12.88 В. Здоровье АКБ 100%.

По итогам измерений , и пусковой ток, и ёмкость данного аккумулятора соответствуют заявленным, производитель не обманывает, эту сухозаряженную АКБ можно рекомендовать к приобретению.

Итак, после заливки сухозаряженного свинцово-кислотного аккумулятора его действительно необходимо зарядить, чтобы не получить потерю ёмкости и токоотдачи, что мы увидели из показаний приборов в данном эксперименте.

Статья составлена в сотрудничестве с аккумуляторщиком Виктором VECTOR.

  • agm-аккумуляторы
  • аккумуляторы
  • аккумуляторные батареи
  • автомобильный аккумулятор
  • зарядные устройства
  • зарядное устройство для автомобиля
  • свинцово-кислотные аккумуляторы
  • заряд
  • ruvds_статьи
Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий