Фонокорректор для винилового проигрывателя своими руками

Хороший фонокорректор, как известно – это штука недешёвая. А поскольку плохие и, соответственно, дешёвые фонокорректоры нафиг никому не сдались, то возникает резонный вопрос: а как бы поиметь отличную и очень дорогую весчь за очень небольшие деньги?
С другой стороны, учитывая впечатляющую силу тяги меломана (в целом) и любителя винила (в частности) к рукоделию, напрашивается простой, но мотивированный вывод: взять и самостоятельно забацать недорогой и чертовски качественный RIAA фонкорректор. Разумеется, при наличии пары рук из правильного места и головы, не укатившейся в неизвестном направлении!

Но для начала давайте определимся с элементной базой.
1. Лампа.
Лампа, с@%а, высоковольтная и с ней шутить не стоит! При неосторожном обращении бьёт сильно и конкретно, при осторожном – не сильно, но неприятно. По-любому запоминается надолго. Поэтому лампа – это хреновина на любителя!
С точки зрения «бумажных» характеристик, устройства на лампах, как правило, не блещут супер высокими показателями, хотя традиционный «ламповый» звук с характерным спектральным букетом заслужено имеет своих страстных поклонников. Ламповый фонокорректор хорош, но не универсален и может быть рекомендован к повторению исключительно при наличии лампового же усилителя и соответствующей акустики.
2. Микросхема, она же – операционный усилитель.
О вреде использования ОУ в высококлассной звуковой аппаратуре уже давно всё сказано-пересказано, обмусолено и даже местами написано. Нет, в эту сторону мы не пойдём! Мы пойдём другим путём, а этот оставим производителям самых бюджетных серий фонокорректоров, а также ярым любителям полюбоваться красивыми цифрами в графе «технические характеристики».
3. Транзистор, он же – дискретный полупроводник.
Если попытаться выполнить какое-либо высококачественное звуковое устройство на транзисторах, но в соответствии со схемотехникой, используемой в ОУ, то ничего хорошего у нас не выйдет, а на выходе образуется всё та же оформленная и неприглядная кучка равномерного глянцево-коричневого цвета.
Ну а мы, уважаемые дамы и рыцари, всё ж таки остановим свой выбор на полупроводниках. А для того, чтобы нам при этом не зайти в тупик и не начать крушить стены, на какое-то время забудем про дифференциальные каскады, длинные и глубокие отрицательные обратные связи, а также прочие вредоносные для звука излишества.

Итак, наша плодотворная дебютная идея – транзисторный RIAA фонокорректор с максимально качественными характеристиками, но построенный по «правильной», желательно «ламповой», схемотехнике. Только лишь в этом случае мы добьёмся всеохватывающей универсальности устройства, позволяющей ему работать совместно с любыми высококлассными УМЗЧ, независимо от используемой в них элементной базы.
Классическое ламповое построение фонокорректора – это два каскада усиления, между которыми расположена цепь пассивной коррекции RIAA, и повторитель напряжения на выходе. Осталось лишь вспомнить, что у нас уже есть за пазухой изящный аргумент в виде камня привязанного к палке, то бишь – транзисторный усилительный каскад, описанный на предыдущей странице, и приступить к компоновке элементов.

Как подключить #проигрыватель #винила? Обзор низкобюджетных #фонокорректоров.

Рис.1 Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры

Собственно говоря, весь фонокорректор и построен на двух таких каскадах (Т1. Т3 и Т4. Т6).
Первый каскад обладает усилением около 80 (38дБ). Усиление второго регулируется в диапазоне: от 5 до 100 (14. 40 дБ). Такая регулировка позволяет фонокорректору работать практически с любым типом головок, независимо от их чувствительности.

Входное сопротивление фонокорректора определяется номиналом резистора R1 (47кОм), который может быть выбран любого другого значения для оптимального согласования с конкретным типом звукоснимателя.
Для дополнительного выравнивания тонального баланса головки, никто не мешает нам включить параллельно этому резистору и конденсатор, либо конденсатор переменной ёмкости.

Цепочка R8, C6, C9, R12, расположившаяся между двумя каскадами усиления – это цепь частотной коррекции стандарта RIAA. Данный стандарт используется как большинством звукозаписывающих компаний, так и подавляющим большинством производителей музыкальной аппаратуры.
Расчёт этой цепи был проведён на калькуляторе со страницы – ссылка на страницу. При номиналах элементов, указанных на схеме, погрешность отклонения от стандарта составляет – не более 0,3 дБ.
Номиналы конденсаторов и резисторов цепи желательно отобрать с точностью 1%. Параллельные и последовательные соединения элементов никак не возбраняются.

Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппара- туры

Можно ли разжиться фонокорректором для вертушек класса High End за приемлемые деньги?

Хороший фонокорректор, как известно – это штука недешёвая. А поскольку плохие и, соответственно, дешёвые фонокорректоры нафиг никому не сдались, то возникает резонный вопрос: а как бы поиметь отличную и очень дорогую весчь за очень небольшие деньги?
С другой стороны, учитывая впечатляющую силу тяги меломана (в целом) и любителя винила (в частности) к рукоделию, напрашивается простой, но мотивированный вывод: взять и самостоятельно забацать недорогой и чертовски качественный RIAA фонкорректор. Разумеется, при наличии пары рук из правильного места и головы, не укатившейся в неизвестном направлении!

Но для начала давайте определимся с элементной базой.
1. Лампа.
Лампа, с@%а, высоковольтная и с ней шутить не стоит! При неосторожном обращении бьёт сильно и конкретно, при осторожном – не сильно, но неприятно. По-любому запоминается надолго. Поэтому лампа – это хреновина на любителя!
С точки зрения «бумажных» характеристик, устройства на лампах, как правило, не блещут супер высокими показателями, хотя традиционный «ламповый» звук с характерным спектральным букетом заслужено имеет своих страстных поклонников. Ламповый фонокорректор хорош, но не универсален и может быть рекомендован к повторению исключительно при наличии лампового же усилителя и соответствующей акустики.
2. Микросхема, она же – операционный усилитель.
О вреде использования ОУ в высококлассной звуковой аппаратуре уже давно всё сказано-пересказано, обмусолено и даже местами написано. Нет, в эту сторону мы не пойдём! Мы пойдём другим путём, а этот оставим производителям самых бюджетных серий фонокорректоров, а также ярым любителям полюбоваться красивыми цифрами в графе «технические характеристики».
3. Транзистор, он же – дискретный полупроводник.
Если попытаться выполнить какое-либо высококачественное звуковое устройство на транзисторах, но в соответствии со схемотехникой, используемой в ОУ, то ничего хорошего у нас не выйдет, а на выходе образуется всё та же оформленная и неприглядная кучка равномерного глянцево-коричневого цвета.
Ну а мы, уважаемые дамы и рыцари, всё ж таки остановим свой выбор на полупроводниках. А для того, чтобы нам при этом не зайти в тупик и не начать крушить стены, на какое-то время забудем про дифференциальные каскады, длинные и глубокие отрицательные обратные связи, а также прочие вредоносные для звука излишества.

Итак, наша плодотворная дебютная идея – транзисторный RIAA фонокорректор с максимально качественными характеристиками, но построенный по «правильной», желательно «ламповой», схемотехнике. Только лишь в этом случае мы добьёмся всеохватывающей универсальности устройства, позволяющей ему работать совместно с любыми высококлассными УМЗЧ, независимо от используемой в них элементной базы.
Классическое ламповое построение фонокорректора – это два каскада усиления, между которыми расположена цепь пассивной коррекции RIAA, и повторитель напряжения на выходе. Осталось лишь вспомнить, что у нас уже есть за пазухой изящный аргумент в виде камня привязанного к палке, то бишь – транзисторный усилительный каскад, описанный на предыдущей странице, и приступить к компоновке элементов.

Рис.1 Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры

Собственно говоря, весь фонокорректор и построен на двух таких каскадах (Т1. Т3 и Т4. Т6).
Первый каскад обладает усилением около 80 (38дБ). Усиление второго регулируется в диапазоне: от 5 до 100 (14. 40 дБ). Такая регулировка позволяет фонокорректору работать практически с любым типом головок, независимо от их чувствительности.

Входное сопротивление фонокорректора определяется номиналом резистора R1 (47кОм), который может быть выбран любого другого значения для оптимального согласования с конкретным типом звукоснимателя.
Для дополнительного выравнивания тонального баланса головки, никто не мешает нам включить параллельно этому резистору и конденсатор, либо конденсатор переменной ёмкости.

Цепочка R8, C6, C9, R12, расположившаяся между двумя каскадами усиления – это цепь частотной коррекции стандарта RIAA. Данный стандарт используется как большинством звукозаписывающих компаний, так и подавляющим большинством производителей музыкальной аппаратуры.
Расчёт этой цепи был проведён на калькуляторе со страницы – ссылка на страницу. При номиналах элементов, указанных на схеме, погрешность отклонения от стандарта составляет – не более 0,3 дБ.
Номиналы конденсаторов и резисторов цепи желательно отобрать с точностью 1%. Параллельные и последовательные соединения элементов никак не возбраняются.

Бюджетный стереофонический фонокорректор

Если при подключении Вашего проигрывателя грампластинок-приставки к усилителю или звуковой карте ПК вместо музыки слышно лишь её тихое, искажённое подобие, Вам не хватает предварительного усилителя-корректора (УК, фонокорректора). В некоторых усилительных комплексах есть вход «PHONO», «МАГНИТНЫЙ ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ», «Q МАГ.», или «ММ». Это встроенный фонокорректор. Однако при отсутствии в Вашем усилителе входа «PHONO» и/или возможности приобрести нормальную Радиотехнику-101 или подобный высококлассный агрегат, можно собрать УК-приставку самостоятельно.

На сборку данного девайса меня сподвигло появление в моём «арсенале» винилового проигрывателя первого класса «Ария-102» и наличие лежащего без дела ADSL модема D-Link DSL-2300U от давно отключённого интернета «Стрим». Поиск схем сразу вывел на схему встроенного усилителя-корректора от электропроигрывателя высшего класса «Арктур-006» на микросхеме К157УД2. В отличии от других схем, данный фонокорректор работает от сравнительно распространённого двухполярного напряжения 15 вольт, также разводка печатной платы в нём достаточно простая. Данная схема не отличается «аудиофильскими» «улучшайзингами» выходного сигнала, однако параметры этого корректора укладываются в высший («нулевой») класс сложности по ГОСТ 24470-80, т.е. это уже не последний хлам (мягко говоря). Схема и разводка платы УК сразу же были скопированы полностью без изменений (кроме изменённой разводки гнёзд входа, выхода, питания).

Так, как данное устройство предполагается устанавливать в корпус от ADSL модема, не грех использовать и адаптер питания от него. У данного модема адаптер выдаёт 15 вольт переменного напряжения (выпрямленное значение 21В). Поскольку у трансформатора нет отвода от середины пятнадцативольтовой обмотки, использовать двухполупериодный выпрямитель для получения двухполярного напряжения оказалось невозможным. Тут единственный выход — уподобиться китайцам, и применить однополупериодные выпрямители.

Чтобы сгладить очень большие пульсации, возникающие в результате работы однополуп. выпрямителя, а также уменьшить выходные напряжения блока питания с 21…23 вольт (15 · √2) до требуемых 15V ± 20%, использованы симметричные стабилизаторы из двух электролитических конденсаторов и микросхем серии 7х15 (L7815CV, L7915CV) в типовом включении. Конденсаторы применены трофейные (от модема), 680μF x 25V. Данной фильтрации оказалось вполне достаточно для обеспечения работоспособности УК.

Схема фонокорректора взята с минимальными изменениям: из схемы исключены R15, R16 и применены другие типы разъёмов.

Необходимо:

1.) Корпус от ADSL модема D-Link. Если используется корпус, отличный от корпуса DSL-2300U (такой же корпус у некоторых других модемов D-Link), необходимо доработать печатную плату.
2.) Адаптер переменного тока на 11…15 вольт (подходит родной от модема).
3.) Микросхемы К157УД2, 7815, 7915 (1 шт.) и другие детали в соответствии со схемой. Стабилизаторы можно применить любые имеющиеся в наличии, ток потребления схемы незначительный.
4.) Фольгированный текстолит и материалы для изготовления платы.
5.) Гнездо питания от модема (1 шт.), светодиод от модема (1 шт.) и гнёзда Jack 3,5мм стерео (2 шт.)

Сначала собирается схема полностью, кроме самой микросхемы К157УД2. На место микросхем-стабилизаторов ставятся перемычки и замеряются напряжения питания при имеющемся адаптере питания (от 10 до 15В). Напряжения должны быть равны напряжению адаптера, умноженному на корень из двух (или немного больше). Если напряжения соответствуют указанной формуле, но превышают 17В, необходимо установить стабилизаторы 7815 и 7915. Если напряжения получились меньше высчитанных по формуле, необходимо увеличить ёмкость фильтрующих конденсаторов т.к. имеется недостаточное «затягивание» промежутков между полупериодами. Затем устанавливается микросхема и проверяется уровень фона на выходе при замкнутом на массу входе. Если фон прослушивается, необходимо экранировать корпус и, если потребуется, добавить ёмкости фильтрующими конденсаторам.

Электронные компоненты

В блоке питания применена фильтрация с помощью RC-цепочек. Я так же пробовал вариант с дросселями. На слух, отсутствие дросселей как-то прочищает звучание, но есть один нюанс.

Если ток, который потребляет схема, превышает 20 мА, без дросселя уже не обойтись. В нашем случае первый каскад потребляет 2 мА, а второй — 13,3 мА, итого — около 16 мА на канал.

Еще одной особенностью является отсутствие электролитических конденсаторов (кроме С4 и С5). Но, если звучание корректора из-за этого покажется Вам чуть легковесным, зашунтируйте каждый конденсатор в питании, кроме С1 (его не нужно шунтировать), электролитическими, емкостью 100 мкФ на соответствующее напряжение от 350 В. Они небольшого размера и места много не займут.

Размер всего устройства определяется именно размерами силового трансформатора и не электролитических конденсаторов, все остальное занимает гораздо меньше места.

При монтаже винил-корректора особое внимание следует обратить на взаимное расположение элементов (трансформатор и входные разъемы как можно дальше друг от друга) и монтаж “земляных” проводов (разводка “звездой” и только один контакт с шасси недалеко от входных разъемов).

Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона. В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно.

На резисторах R3, R7 и R8 выделяется довольно значительная мощность — около 0,5 Вт, около 1 Вт и около 1,6 Вт, соответственно. Это надо учесть при выборе резисторов. Запас по мощности здесь не повредит.

Мощность рассеяния остальных резисторов (кроме R12 в блоке питания) относительно невелика, достаточно резисторов на 0,25 Вт. Какие пути улучшения звучания уже готового корректора можно предложить?

По самым скромным прикидкам, их минимум два. Первый — перевести винил-корректор на кенотронное питание и второй — использовать еще более высококачественные радиокомпоненты

(резисторы, конденсаторы). У каждого из нас разные возможности, поэтому не буду конкретизировать этот вопрос. Но, несмотря на это, и в минималистском варианте данный корректор обеспечивает очень живое, эмоциональное и полновесное звучание, и если Вы захотите его повторить, то не будете разочарованы.

Вот, пожалуй, все основные моменты. Отдельная благодарность от меня моим друзьям — профессору А.Л. Гурскому (г. Минск) за помощь при подготовке статьи, а также красивые графики, помогающие понять работу корректора, и Александру Бокарёву (г. Ростов-на-Дону) за хорошо звучащую схему.

В. Пузанов. г. Брянск. РМ-04-17, 05-17.

Ресурсы: 1. radiolamp.ucoz.ru

Вас может заинтересовать:

  1. Винил-корректор со смещением от батареек
  2. Ламповый RIAA-корректор для «винила»
  3. Ламповый винил-корректор
  4. Корректор RIAA на сверминиатюрных лампах 6н17б и 6н16б
  5. Экзотический корректор на 6ф5м+6с2с

▍ Изучаем схему

На схеме фонокорректора видим три каскада. Два первых каскада построены по схеме с общим катодом. Подобно транзисторной схеме с общим эмиттером, они усиливают переменное напряжение.

Точнее, изменение потенциала сетки ведёт к изменению анодного тока. Которое, согласно закону Ома, приводит до изменения падения напряжения на резисторе анодной нагрузки. И, соответственно, напряжения на выходе каскада.

Конденсаторы между каскадами не пропускают постоянный ток и пропускают переменный, потому называются разделительными по постоянному току.

Третий каскад — это катодный повторитель, подобный эмиттерному повторителю на транзисторе. Он не усиливает уровень сигнала, зато имеет низкое выходное сопротивление. Это повышает выходной ток и избавляет от влияния ёмкости проводов и входного сопротивления следующих каскадов.

Между выходом третьего каскада и входом второго видим отрицательную обратную связь. Такой тип обратной связи называется шунтово-последовательным. Мы уже рассматривали его в статье про самодельный гитарный фуз на кремниевых транзисторах. Эта обратная связь является частотнозависимой. Именно она создаёт амплитудно-частотную характеристику, которая требуется фонокорректору.

Прежде чем продолжать, следует напомнить, что эта схема питается смертельно опасным напряжением 250 вольт. Нужно быть осторожными.

Касательно анодного питания, на схеме видим три последовательных фильтра. Плюс питания выходного каскада соединён с общим проводом по переменному току конденсатором С3.

Второй каскад имеет очередной фильтр с резистором R11 и конденсатором C2. Далее следует фильтр R5 C1 для первого, входного каскада. Чем слабее сигнал, тем сильнее качество питания влияет на работу усилительного каскада. Поэтому предусмотрен такой трёхступенчатый фильтр.

На плате видим, что земля каждого из каналов соединена в одной точке. Это правильное разведение дорожек платы.

▍ Испытания

Левый и правый каналы фонокорректора я соединила последовательно. Переменный резистор является аттенюатором уровня сигнала, попадающего с выхода левого канала на вход правого. То есть это регулятор перегрузки или драйва.

В качестве усилителя мощности я воспользовалась маленькой китайской платой на микросхеме Philips TDA2030. Напряжение питания модуля 9 вольт.

Размах исходного сигнала перегруженного лампового усилителя достигает 160 вольт. Поэтому я предусмотрела последовательный резистор 1 мегаом на выходе.

Входное сопротивление усилителя мощности 10 кОм. Последовательный резистор 1 МОм ослабляет сигнал в 100 раз. Получается линейный уровень аудиосигнала, подходящий для подачи на вход интегрального усилителя мощности.

Если просто подключить гитару до входа такого усилителя, то он захлёбывается от басов. Выходит плохой фуз. Но если включить между электрогитарой и входом усилителя конденсатор ёмкостью 1 нанофарада, частотная структура перегруза, а с ней и звучание, улучшается.

Простой ламповый ММ фонокорректор

Предлагаю для повторения удачную схему лампового корректор для ММ головок с достаточным усилением, достойным звучанием, несложный и на доступных лампах. Его особенность — наличие отдельного входа для подключения дополнительного источника сигнала с выходным уровнем от 0,5 до 2 В. Переключателя источников нет, их сигналы заводятся в выходной каскад корректора разными путями, не мешая друг другу. Решение проверено ранее, оно удобно и надёжно работает.

Коротко о схеме корректора. Он двухкаскадный: звуковой малосигнальный пентод 6Ж32П на входе и триод со средним усилением 6Н23П на выходе. Коррекция стандартная, RIAA, ближе к RIAA-78 со спадом ниже 30 Гц для снижения уровня помех от коробленых пластинок.

Сама коррекция имеет особенность, отличную от обычно применяемой. Цепь, сидящая на общем проводе, подключена к аноду входной лампы не напрямую, а через балластный резистор 51 кОм, который в сумме с резистором анодной нагрузки, шунтирующим внутренним сопротивлением самого пентода и сеточного резистора выходного каскада дает нужную величину в 110 кОм. Измерения показали верные выбранные значения этих корректирующих цепей. А звучание оказалось заметно интереснее именно в таком варианте обвески пентода. Типовое включение коррекция напрямую в анод придавало звуку излишнюю сонливость и мягкость, потерю живости и прозрачности. Сейчас с этим полный порядок.

Анодное напряжение 250 В, питающий трансформатор ТАН-10, скоммутированный для получения на вторичной обмотке переменного напряжения 220 В без нагрузки. Под нагрузкой выпрямленное напряжение получилось 280 В, избыток погашен стабилизатором на полевом транзисторе, который одновременно обеспечивает плавную подачу анодного напряжения для продления жизни ламп. Хотя, в данной схеме плавная подача питания не обязательна, хлопков при включении не будет. Достаточно лишь позаботиться о невысоких пульсациях выпрямленного анодного напряжения различными способами, которые у каждого свои. Мне проще было сделать фильтр или стабилизатор на полевом транзисторе.

Накальные цепи ламп могут питаться от регулируемых стабилизаторов LM317, LT1083 или нашей микросхеме КР 1195ЕН1. У них разная обвеска, наша задача получить на выходе примерно 12 вольт для последовательного включения накалов ламп и снижения тока через них. Такое соединение накалов в сочетании с регулируемым стабилизатором серии 317 позволило уменьшить тепловыделение, не перегрузив накальной обмотки, а в качестве бонуса-прикрутить стабилизатор накала на заземленный радиатор без изолирующей прокладки. При желании можно применить 6-вольтовый вариант накала, если трансформатор обеспечивает запас по току.

Отдельно нужно сказать о примененных лампах. особенно это касается 6Ж32П. Она страдает выраженным микрофонным эффектом, шумами в виде шорохов и фликкера, иногда сильным фоном. Поэтому нужен отбор из достаточного количества ламп. Отобранные 6Ж32п ничем не уступают фирменным EF86. Разумеется, EF 86 или EF806S можно ставить без перепайки обвески.

Что касаемо ламп 6Н23П, то их тоже желательно отобрать по звону, фону и шумам, либо найти экземпляры с военной приемкой. Разумеется, лучшим вариантом будет поставить 6Н23П-ЕВ, но у них и цены другие. Применить импорт типа ЕСС88 дело вкуса, по мне. они имеют нехороший призвук, особенно от JJ.

АЧХ корректора соответствует стандарту RIAA-78 с небольшим спадом на НЧ

P.S. Недавно приятель попросил для своего лампового корректора схемку стабилизатора. Моя на полевике его не устроила, опыта работы с транзисторами у него нет. Предложил ему свой же ламповый стабилизатор, который трудится в устройствах у друзей-меломанов. Собрано на коленке. работает сразу и безупречно.

Чем хороша ламповая схема — ничего не боится. Пришлось немного повозиться с монтажом, зато сделал и забыл.

Успешного конструирования и не забывайте о правилах безопасности при работе с высоким напряжением!

P.S. Получил ценные замечания по схеме корректора от наставника и идейного вдохновителя Никиты Трошкина. Он указал на малое входное сопротивление входа для CD а также на наличие там постоянного потенциала 2.5 Вольта.
С учетом некоторого запаса по входному сигналу от CD вполне можно увеличить резистор R13 до 10 кОм. Что касается некоторого потенциала на входе, то проблема снимается включением на выходе емкости примерно 4, 7 мкф 16 вольт в нужной полярности.(плюсом к катодному резистору) Если на входе CD проигрывателя есть неполярный конденсатор, то можно обойтись без дополнительной емкости.

Набор для сборки фонокорректора Naim

Приобрел старенький проигрыватель виниловых дисков, чтобы встроить его в еще более старую радиолу. Естественно тут-же понадобился фонокорректор для усиления и исправления сигнала с головки звукоснимателя (ММ). Заради одного экземпляра рисовать плату и ждать производства было естественно лень и потянуло меня на просторы Алиэкспресса за набором для сборки оного.

Надо сказать, что опыт сборки усилителей мощности из Китайских наборов навел меня на кое-какие подозрения и в этот раз выбор шел не по цене, точнее и по цене, но с большей стороны. Опять-же благодаря усилителям мощности выбор пал на фонокореектор от фирмы NAIM.

Нашелся очень интересный производитель продавец набор для сборки и голых плат, заметно дороже остальных но на вид и по отзывам оно того стоило. Заказал еще перед НГ и вот наконец забрал посылочку.

Распаковка и осмотр

Посылка пришла в коробке а не в пакете, коробка внутри выложена пенопластом, далее в изолон замотан пакет с содержимым, пакеры кстати тоже из весьма толстого полиэтилена. Пожалуй впервые продавец из Китая не экономит на упаковке.

Платки выполнены непонятным мне методом, такое впечатление, что медные дорожки покрашены в желтый или золотистый цвет, шелкография белая и еще слой лака. Плата разведена по NAIM-овски (видимо копия) с забавной общей землей. Все отверстия на залитой земле исполнены с терморазрывом, паять будет беспроблемно.

Компоненты

Первый производитель на моей памяти, который в описании товара дает монтажную спецификацию, там естественно написаны и названия и номиналы компонентов. Выглядит это на экране вот так:

Как ни странно совпали даже производители всех компонентов, на которых можно увидеть хоть что-то. Резисторы действительно 1%.

Крепеж, впервые в наборе есть даже бронзовые стойки, причем как мне надо, пониже. Клеммник только питательный, вход-выход под пайке, что оправдано в данном случае.

Резисторы, промерял по традиции каждый, все действительно с точностью 1%. Один побольше для БП, наверное 1Ватт.

Ну и сама плата, просто идеальна. Как показала сборка все отверстия правильные, ни много ни мало.

Сборка

Чтобы не искать где-кто на бликующей плате распечатал рисунок производителя и искал на бумаге. Опять-же этот листок пригодится при наладке.

Кроме того при наладке должна помочь следующая усеченная схема

Тут все стандартно, сначала резисторы. Промерял чтобы не было сюрпризов. Налаживать потом фонкорректор с неправильными номиналами тяжко, он же не только усилитель, но еще сильно ломает (исправляет) АЧХ.

Дальше транзисторы помельче, их два вида BC550 и BC560. Паял как обычно сразу несколько, по одной ножке начиная с коллектора.

Потом БП и конденсаторы в 100мКф

Дальше был небольшой тупняк ибо на зеленых электролитах не было обозначения минуса, было подозрение, что они неполярные — так и вышло. В итоге запаял как на картинке у продавца.

Вывод

Набор практически идеальный, придраться не к чему. Но понятное дело это совсем не бесплатно, впрочем как и всегда.

У продавца есть отдельно платы для любого изделия, наборы для сборки и собранные платы. Ценник между двумя последними различается достаточно сильно.

Отдельно платы тоже дорогие, я прикинул, что если буду собирать рассыпуху тут, купив только платы, могло получится чуть дешевле, хотя учитывая четыре неполярных электролиты видимо то на то.

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Автор ssw_spb ПА Рейтинг +219.30
Блог Своими руками (DIY) 1340 150 RSS Вступить Подписаться
Не упускай интересное! Подпишись на нас в ВК и Telegram.

Пожаловаться на комментарий

какой приятный конструктор, одна рассыпуха, как в старые добрые времена.
я уже лет 15 ничего не паяю, но очень приятно читать про такие вещи.
А что, не было чего либо на ультра супер пупер современной микросхеме с минимумом обвеса ?
Вроде ж у китайцев есть все…

Кастинг был тяжелый, даже у этого продавца есть наборы на операционниках (дешевле в два раза) и два набора даже на лампах (чуть подороже). Но все-таки решил NAIM.

Круто. Мне это напомнило советские конструкторы старт. Я бы и сейчас с удовольствием что то попаял, но во первых нет места чтобы все это добро держать (живу на чемоданах), а во вторых практического смысла по большому счету не вижу (я предпочитаю музыку по подписке, а на компе можно выкрутить любые параметры звука эквалайзером).
Но вам за работу конечно же уважение, достойное хобби!

Ну если с компа, да еще и с эквалайзером! Круто.
Не увидел ссылку на магазин.

Наберите в поиске Алиэкспресса MOFI naim ну а там уже смотрите что интересно, УМ, предварительные, питание…

ну там и цены.
БП на 50 ватт ~200 уе.
хотя конечно если речь идет о хобби то цена наверное на последнем месте.

Даю магазин удивляет некоторыми позициями, возможно там действительно высоколинейный БП с характеристиками как у батареи, но сомнительно.

А где схема принципиальная? Без неё обзор не полный получается.
Добавил усеченный вариант, который производитель приводит для настройки.

М-да… Честное слово, лучше б вы сами какой-нибудь другой фонокорректор (например, суховский 1981 года) собрали.
Впрочем, если вам «абы хоть какой-то звук был» — то сгодится наверно…

Вот тут я не готов начинать дискуссию по схемотехнике, ибо это будет скорее теологическая дискуссия. Корректоров много, суховский один из них, чем он лучше или хуже используемого в NAIM или MARANTZ например? Слов про него много это да, но люди покупают и слушают обычно готовые и вполне себе довольны.
На самом деле отчасти еще не готов по этому поводу дискутировать потому что коррекция действительно простейшая, на одном ОУ в обратной связи все можно сделать или на DSP попробовать поиграть с FIR, которые не вертит фазу. Вариантов прорва, возможно корректор Сухова лучший, но что-то сомневаюсь.

Тут разговор не о том, лучший ли суховский, а о том, худший ли этот корректор, о котором эта статья. И никакой теологии, чистая схемотехника. Повторюсь: если транспорт у вас низкого класса, то сойдёт и этот корректор. Лишь бы звук хоть какой-нибудь был. Но то, что вы привели в качестве схемы, меня огорчило, мягко говоря.

Транспорт советский первого класса, радиотехника какая-то номер так не вспомню.
А схема в каком месте больше всего напрягает? Просто чтобы понять. Корректирующая часть или предусилитель? Спрашиваю потому что англосаксы слушают и не жужжат, скорее даже тащатся.

Во всех местах напрягает. Начиная с однополярного питания и заканчивая самой корректирующей цепочкой. И то, что принципиальную схему этого корректора не найти во всём интернете — тоже говорит о том, что дедушка Ляо там намухлевал, как обычно.
Что там наглосаксы слушают — меня не интересует, я сам себе меломан и радиотехник.
Соберите этот экземпляр, послушайте, сравните с другими.

Ну мне как раз надо было именно однополярное питание, всегда-же есть и такие ограничения.
вот мне тоже схема показалась, мягко говоря, странной…
Мне странным показалось только количество транзисторов, обычно ля фонкорректора хватает 2-4 на канал

здесь, похоже, разнесли на 2 каскада цепочки коррекции АЧХ вместо того, чтоб влепить их в одну цепь ООС. схемотехника, характерная для эпохи начала применения полупроводников в усилении и обработке звука. Типа чтоб олдскулы сводило
Да, и по идее, параллельно входу с головы надо ставить кондер емкостью около 47-50 пФ. В некоторых усилках типа Харман_кардон эти емкости даже несколькими переключателями на задней панели можно было подбирать для согласования с каждой конкретной головой звукоснимателя.

Вот насчет входной емкости в пикушках я тоже не понял, буду посмотреть при подключении…
В этой конструкции этой «резонансной» ёмкости нет. Я по вашим фото плат посмотрел.

ИМХО. Первый каскад предусилителя должен быть прямо на самой головке. Остальные реализации тупо компромисс.

Это да, хорошо быть богатым и здоровым, но пред в головке это совсем не так просто и полезут компромиссы еще похлеще. На самом деле обычно фонкорректоры вообще выносные, до них еще аж целый кабель идет и ничего. Так что поставить фонкореектор внутрь уже болшой шаг.

при нынешнем развитии микроэлектроники даже такой пред можно пополам порезать, и первый каскад сунуть прям в тонарм рядом с головой… Правда, сразу исключается межкомпонентный кабель, а что тогда пытливому аудиофилу подбирать и прослушивать долгими зимними вечерами?

Так-то да, но плюс корпус, плюс питание в тонарм вести… я вот незнаю чем выводить из тонарма сигнал с головы, та тоненькие провода, один перетерся… на что менять неясно пока. Вроде берут проводочки из проводных наушников вкладышей.
А насчет аудиофилов можно не беспокоится я думаю, они люди находчивые, дошло-же уже до держателей межблочных кабелей.

возьми наушники дешманские — там в проводе несколько жилок литцендрата. вытащить их из ПВХ трубки и юзать. Или МГТФ какойнить 0.07 или тоньше. а на выходе из тонарма его спиралькой-пружинкой свить, чтоб не мешал вращаться тонарму.

Да, родные пружинки пришлось вырезать, обвисли и похоже подкорачивали в конце диска.

да, насчет корпуса и питания. в тонарме 4 провода из-за балансного подключения обмоток головы. Если предкаскад вынести к голове, то останутся те же 4 провода, но будет питание, земля, и два небалансных выхода

и, кстати, насчет межблочников… Вот тут реально единственное место, где от кабеля будет звучание зависить — те самые «резонансные» емкости на входе. Их-то и будет косплеить (удачно илинет — второй вопрос) собственная емкость межблочника. А если предкаскад разместить пусть даже около тонарма, а не в голове — то эта емкость уже не сможет внести ничего

Вот я и думаю, у меня от тонарма до фонкорректора будет порядка 10-15 см кабеля, причем непонятно какого, в том смысле что емкость метра неизвестна а померять пикушки выходит что и нечем.

подберешь входную емкость уже при наличии этого кабеля. в сумме чтоб было как надо
Не очень пока представляю как, если замерить нечем… но подберу 🙂

там не мерять надо. я уж не помню точно, но вроде как эту емкость подбирают по линейности АЧХ на самых высоких частотах. контур, создаваемый ею и индуктивностью головы, поднимает самые верха. около 15-20 кГц. Но лучше погуглить эту методу, я могу и ошибаться за давностию лет

Ну попробую разобраться ближе к концу всей битвы.

Зелёные электролиты — это Nichicon Muse BP — биполярные (или неполярные), не знаю как более правильно. Но кондёры хорошие, аудиофильские, если не подделка конечно.

Да, я уж потом нашел даташит, но реально не ожидал неполярные увидеть в Китайском наборе.

В этом наборе по виду достаточно качественные комплектующие, поэтому и цена на него относительно большая. Но уж лучше так, чем брать дешманский набор и потом менять детали на оригинал. Звучит то как, ещё не пробовали?

Не на чем пока, доламываю вертушку
Спасибо, прочитал с удовольствием

Из личного опыта: в свое время, когда искал электролиты на замену в аппараты Linn (у них повсеместно Rubycon стандартной серии CE W ), обратил внимание на Rubycon RX30 — недорогие, с большими токами и все такое. В общем, очень они мне понравились, заказал в Farnell. Приехали, на стикере значится JP (japan). Заменил в одном аппарате. Ждал долго, потом еще раз долго и еще раз столько же. Нирваны я не ждал, оно не надо было, пусть бы так же, как со стандартами, но хоть чуть лучше и сохранить фирменный почерк аппарата. Нифига — мутный «пустой» звук какого-то серого цвета, совсем не Linn. Очень и вообще не Linn. Куда я их потом только не ставил, везде RX30 упорно проявляли свой характер, к звуку никаким местом не придвинутый. А потом я зачем-то полез даташиту на них читать и прочитал, что их сотворили для блоков питания светодиодных ламп. Вы, конечно, все равно их впаяете в свою плату, это понятно, но если что, если пусто и серенько, то это они. Там настолько все плохо, что вместо них можно смело ставить Джамиконы, Хитано, Капсконы там разновсякие, не говоря уже про Ничиконы и Елну даже не аудио серий. А вот зеленый Hичикон BP и Nippon Chemi-Con действительно хорошие конденсаторы. Вот как так, успехов Вам и хорошего звука.

Спасибо огромное за конкретику и опыт! Сейчас как раз доделываю корпус и буду собирать-слушать, буду знать на кого думать если что. Знать бы еще на сколько они здесь в тракте стоят или сбоку…

Фонокорректор RIAA

Общепринятое выравнивание кривой при 50 Гц не была полностью реализовано, так как большинство слушателей считают, что бас звучит гораздо более естественно без этого. В связи с этим можно сказать, что точности не хватает, но я до сих пор использую эту неточность и не выявил никаких проблем с низкочастотным шумом. Обратите внимание, что нет необходимости использовать фильтр ИНЧ. Схема обеспечивает уровень -3 дБ в точке около 3 Гц. ИНЧ играют важную роль, особенно если вы используете сабвуфер. Отличным вариантом является хорошо демпфированная и изолированная платформа для проигрывателя. Я успешно использовал большую бетонную плиту, покрытую ковровым покрытием и демпфированную с использованием пенорезины. Для того, чтобы все сделать правильно, потребуются некоторые эксперименты. Как правило, хорошие результаты получаются при сжатии пеноматериала до 70% его нормальной толщины под весом бетонной плиты и проигрывателя. Полка, прикрепленная к стене, является еще одним хорошим методом обеспечения инфразвуковой изоляции. Если все же будет иметь место низкочастотный шум, вы увидите энергичное движение диффузора, даже если нет баса. В таком случае я рекомендую включать в схему инфразвуковой фильтр (Project 99). Стандартная конфигурация — 36 дБ на октаву с ослаблением -3 дБ на частоте 17 Гц. Как правило, это помогает устранить даже самые сильные низкочастотные помехи, вызванные использование искривленных дисков. Обычно это помогает также устранить проблемы НЧ обратной связи, но они должны быть ниже частоты среза фильтра. Характеристики кривой RIAA

Частота, ГцПостоянна времени, мксУсиление, дБНорма, дБОтклонение, дБ
2062.25
50318059.1658.420.74
50031843.8744.42-0.55
100041.42Эталонная
21007538,8838,420,46
2100022,1721,4221,420,75

Как видно из таблицы, отклонение от стандарта составляет менее 1 дБ, а коэффициент усиления на частоте 1 кГц составляет около 40 дБ (100), поэтому номинальные 5 мВ с выхода звукоснимателя даст 500 мВ. Это значение может быть увеличено в случае необходимости за счет увеличения значения резистора 100 кОм во втором каскаде. Необходимо проявлять осторожность, чтобы усиление не возросло слишком сильно и не вызвало клиппинг. Как можно заметить, второй каскад имеет коэффициент усиления 38 (31 дБ).

Если резистор 100 кОм увеличить до 220 кОм общее усиление будет чуть больше, чем в два раза, на 38 дБ. Входной сигнал на 2-й ступени в 17 мВ (5 мВ с выхода звукоснимателя) дает нормальный выход на 1 кГц (до пассивного фильтра) от 1,12 В RMS. Теоретический выход на частоте 20 кГц превышает 9,75 В RMS, но это никогда не происходит, потому что на частоте 20 кГц все записи будут на 15-20 дБ ниже уровня на частоте 1 кГц (см. АЧХ на рис. 2). Это означает, что фактический уровень выходного сигнала на частоте 20 кГц обычно составляет в лучшем случае около 1 В RMS. Тем не менее, если усиление второго каскада увеличить слишком сильно, существует риск клиппинга. Это возможность маловероятна в связи с характером музыки — очень мало основной частоты любого инструмента (кроме синтезатора) выше 1 кГц, и большинство гармоник скатываются естественным образом на 3-6 дБ на октаву выше 2 кГц,– но она должна обязательно учитываться. Одним из факторов, который часто упускается из виду в фонокорректорах, является емкостная нагрузка на выходе операционного усилителя на высоких частотах. Это устранено в данной конструкции, а так как NE5532 и OPA2134 могут с легкостью управлять нагрузкой в 600 Ом, то резистор 820/750 Ом изолирует выходной каскад от любой емкостной нагрузки. Первый каскад имеет 10 кОм в сочетании с конденсатором, поэтому емкостная нагрузка не является проблемой. Каждый ОУ должен быть зашунтирован электролитическими конденсаторами 10 мкФ х 25 В от каждого плеча питания на землю и конденсаторами емкостью 100 нФ между выводами питания. Заметим, что при использовании звукоснимателя с подвижной катушкой, должен быть использован повышающий трансформатор или предварительный усилитель со сверхнизким уровнем шума. Эта схема предназначена для использования со стандартным подвижным магнитом. Фото завершенного узла
Фото завершенного узла Зависимость уровня сигнала от частоты Существует очень мало информации в сети и других местах, чтобы дать любому человеку представление о том, на каком уровне они должны ожидать звук на любой частоте. Изображение на рис. 2 было захвачено с использованием «Visual Analyzer» – одной из многих доступных компьютерных программ на основе быстрого преобразования Фурье. Сигнал был взят из FM-тюнера – вы можете увидеть резкий спад частотной характеристики выше 15 кГц и пилот-тон на частоте 19 кГц, используемый для декодирования 38 кГц FM-поднесущей. Захват был снят с австралийской «альтернативной» радиостанции, так что включает в себя несколько различных жанров музыки, а также речь. Типичная АЧХ
Рис. 2. Типичная АЧХ Захват был настроен для удержания максимального уровня, обнаруженного за время выборки (более 2-х часов), так что представляет собой самый высокий уровень, записанный по все полосе частот. Коррекция не использовалась на принятом сигнале, захватывался непосредственно эфирный сигнал. Хотя все выше 15 кГц удаляется, общая тенденция отчетливо видна. В то время, как всегда будут отклонения и исключения с различными музыкальными стилями, общая тенденция действует в широком диапазоне музыкальных стилей. «Эталонный» уровень -9 дБ на частоте 1 кГц. Максимальные пиковые уровни наблюдаются между 30 Гц и 100 Гц, А уровень между 200 Гц и 2 кГц является достаточно «плоским», показывая примерно 3 дБ падения в границах этого диапазона частот. Наблюдается спад с крутизной 6 дБ в октаву в диапазоне 2-4 кГц, за которам следует ослабление в 10 дБ в диапазоне 4-8 кГц. Больший интерес представляет амплитуда самых высоких пиков, потому что перегрузка будет иметь место на пиках, а не средних уровнях. На 10 кГц и чуть выше, есть пики при -18 дБ и некоторые дополнительные пики (-24 дБ) на частоте чуть ниже 15 кГц. Исходя из этого, разумно ожидать, что худшем случае уровень сигнала на частотах выше 15 кГц не будет превышать -30 дБ, и это на 21 дБ ниже уровня на частоте 1Гц (чуть меньше, чем 1/10). Поэтому звукосниматель с выходом 5 мВ на эталонной частоте 1кГц не будет иметь больше 5 мВ на любой частоте около 20 кГц – это самый высокий уровень, которого мы можем ожидать. При использовании рекомендуемых значений компонентов для эквалайзера RIAA максимально возможный уровень сигнала на выходе второй ступени составляет около 1 В RMS – довольно хорошо в пределах возможностей предложенных операционных усилителей. Даже если максимальный уровень будет 50 мВ (тот же результат на 20 кГц как и на 1 кГц), второй каскад по-прежнему будет ниже уровня перегрузки. Дальнейшее повышение коэффициента усиления не рекомендуется, если вы не понимаете вероятный результат. Общая АЧХ Если схема корректора соответствует обратной кривой RIAA, то общая АЧХ должна быть ровной. Уже отмечалось, что представленный корректор имеет небольшое усиление в низкочастотной области, что можно увидеть на следующем графике.
Рис.3. АЧХ фонокорректора без фильтра ИНЧ и с использованием фильтра ИНЧ Конечным результатом является усиление 1 дБ на частоте 40 Гц, при этом АЧХ падает на 36 дБ / октава ниже 20 Гц. Оригинал статьи

Теги:

vimay Опубликована: 19.08.2017 Изменена: 05.10.2020 0 1

Вознаградить Я собрал 0 1

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий