Dab радио что это

В последние годы на территории России, Украины и Белоруссии обсуждалось введение цифрового радио стандарта DAB+. И если в России процесс пока не продвинулся, то в Украине и Белоруссии вроде уже перешли к тестовому вещанию.

Как это работает, в чем плюсы и минусы, и нужно ли оно вообще? Подробности под катом.

Технология

Идея цифрового радио стала зарождаться в конце 80х, когда стало ясно что «места» в обычном FM-диапазоне всем желающим уже не хватает — в крупных городах свободный спектр в диапазоне 88-108МГц был исчерпан. В этом плане DAB считался неплохой альтернативой — это цифровой стандарт, в котором за счет более эффективного кодирования, можно разместить больше станций. В первой версии DAB использовался кодек MP2, во второй версии (DAB+) более новый HE-AAC. Сам по себе стандарт по современным меркам весьма старый — первая станция DAB заработала в 1995 году, а станция DAB+ в 2007м. Причем, «возраст» стандарта это в этом случае даже скорее плюс чем минус — сейчас нет проблемы купить радиоприемник на любой вкус и кошелек.

Отличий DAB от привычного FM довольно-таки много. И дело даже не в том, что один это «цифра», а другой «аналог». Отличается сам принцип передачи контента. В FM каждая станция вещает самостоятельно, а в DAB+ все станции объединены в «мультиплекс», в каждом из которых может быть до 16 станций. Предусмотрены разные частотные каналы, так что разные страны могут выбрать те, которые свободны от других служб.

С точки зрения бизнеса, это отличие вызывает ряд споров у вещателей, относительно того как вещать в мультиплексе. Раньше вещатели сами получали лицензию на частоту, покупали антенну и передатчик, сейчас лицензия будет выдаваться оператору мультиплекса, а он уже будет арендовать каналы радиостанциям. Лучше это или хуже, сказать сложно, кому-то удобнее иметь все свое, кому-то удобнее аренда.

Кстати, в этом плане, DAB имеет огромный и жирный минус для слушателя — цена аренды мультиплекса зависит от битрейта. И если выбрать между 192 и 64kbps… всем я думаю, понятно, что будет выбрано. Если в FM вещать с плохим качеством довольно сложно, то в DAB это даже поощряется экономически (понятно что это не вина разработчиков стандарта, но тем не менее). Российские цены пока разумеется, неизвестны, а английские для примера, можно посмотреть здесь.

С точки зрения технической, мультиплекс DAB+ представляет собой широкополосный сигнал, с шириной спектра порядка 1.5МГц, который хорошо виден с помощью RTL-SDR приемника.

Более подробное описание в PDF можно найти здесь.

DAB+ понятными словами

DRM+ или DAB+ ?
Отличия стандартов цифрового радиовещания и возможные последствия выбора для радио индустрии

В этом году в Государственную комиссию по радиочастотам (ГКРЧ) планируется внести два проекта решений о выделении частот для цифрового радиовещания в стандартах DAB+ и DRM+.

ГКРЧ регулирует использование радиочастотного спектра. В этот межведомственный орган входят представители Минкомсвязи, ФСБ, Министерства обороны, МВД, Роскомнадзора, ФСО, Росавиации, Федерального космического агентства и других ведомств.

Два документа о выделении частот для систем цифрового радиовещания подготовлены РТРС:

  1. Проект решения ГКРЧ «О выделении полосы радиочастот 174-230 МГц для использования радиоэлектронными средствами цифрового эфирного звукового вещания стандарта DAB+»;
  2. Проект решения ГКРЧ «О выделении полос радиочастот 65,9…74 МГц и 87,5…108 МГц для использования радиоэлектронными средствами цифрового эфирного звукового вещания стандарта DRM».

Подготовка проектов решений о выделении частот для DAB+ и DRM+ не является сюрпризом. Это итог научно-исследовательских работ (НИР), выполненных по заказу РТРС. В рамках НИР были организованы опытные зоны цифрового радиовещания. В 2014 году в Москве с Останкинской телебашни было запущено цифровое радиовещание DAB+ мощностью 150 Вт. Годом позже в Петербурге было организовано опытное вещание DRM+ мощностью 250 Вт.

Вероятность принятия сразу двух документов формально возможна, но противоречит здравому смыслу. Принятие же сразу двух отрицательных решений некоторые эксперты считают наиболее вероятным событием, поскольку документы отправляются в ГКРЧ формально, без комплексной проработки вопроса принятия того или иного стандарта цифрового радиовещания в России. С DAB+ так уже случилось в 2015 году. Проект отправили на доработку со значительным количеством замечаний. В протоколе заседания ГКРЧ от 30 июня 2015 года указано: «Поручить ФГУП РТРС продолжить исследования в рамках научно-исследовательской работы «Разработка рекомендаций по внедрению в Российской Федерации цифрового стандарта радиовещания DAB+» в части вопросов обеспечения электромагнитной совместимости с радиоэлектронными средствами различных радиослужб в диапазоне 174-230 МГц и представить в IV квартале 2015 года в Государственную комиссию по радиочастотам проект решения ГКРЧ об использовании полосы радиочастот 174-230 МГц для создания на территории Российской Федерации сетей цифрового радиовещания стандарта DAB+.» В 2017 году проект решения был доработан и теперь будет отправлен в ГКРЧ повторно.

Рис. 1. Диапазоны частот, выделение которых предусмотрено проектами решений ГКРЧ

Диапазон 174-230 МГц используется для аналогового телевизионного вещания. Этот диапазон высвобождается по мере выключения телевизионных передатчиков и перехода на цифровое вещание. Система DAB может использоваться только в этом диапазоне и на других частотах не работает.

Более современная технология DRM+ может использоваться в разных диапазонах, но в проекте решения ГКРЧ для этой системы предлагается выделить первый УКВ диапазон и второй УКВ диапазон (FM). В УКВ-1 диапазоне 65,9-74 МГц велось стереофонические радиовещание в Советском Союзе. Сейчас этот диапазон не востребован, так как парк приёмников, способных принимать сигнал советской системы с полярной модуляцией, устарел и давно не обновляется.

Как различия стандартов повлияют на индустрию

Система DAB разработана так, что на одной частоте в эфир запускается широкополосный сигнал (1536 кГц), способный передать в эфир более 20 звуковых программ. Один такой сигнал называется «мультиплекс». Сигнал DRM+ в 16 раз уже, его ширина всего 96 кГц. Узкополосный сигнал DRM+ позволяет передать до трёх стерео программ звукового вещания с качеством лучше FM и отдельный канал передачи данных.

Система DAB экономически целесообразна, когда требуется вещать на одной частоте с одинаковой мощностью и зоной покрытия не менее 10 радиостанций. При этом частотный спектр будет эффективно использоваться только при количестве сигналов радиостанций в мультиплексе большем, чем шестнадцать. С учетом использования узкой полосы радио спектра, запуск DRM+ оправдан даже при необходимости вещать в «цифре» только одну радиостанцию.

Рис. 2. Сравнение ширины радиоканала сигналов DRM+ и DAB+

Отличающееся на порядок количество каналов в одном мультиплексе и разные диапазоны частот систем DAB+ и DRM+ существенно влияют на последствия принятия одного из стандартов для радио индустрии.

Широкополосная система DAB+ с большой ёмкостью каналов на одной частоте означает появление роли оператора связи, владеющего частотой и мультиплексом. Радиостанции превращаются в контент-провайдеров.

Выбор DAB+ может спровоцировать снижение или даже обвал стоимости FM частот. Логичным продолжением переноса эфирного радиовещания в другой диапазон будет приостановка продления лицензии на FM-частоты в будущем.

Открытие для DRM+ диапазона УКВ-1 также не сулит коммерческим вещателям ничего хорошего. Такой сценарий выгоден лишь новым игрокам, которые не могут себе позволить покупку дорогостоящей FM частоты. В УКВ-1 умещается 81 мультиплекс DRM+, что означает появление в эфире 243 новые радиостанции.

Можно ли внедрить цифровое радио без уменьшения рыночной капитализации существующих FM-радиостанций и потрясения индустрии коммерческого радиовещания? Нашим американским коллегам это удалось.

Американское чудо

В то время как в Европе внедрение цифрового радио буксует, а Норвегия скандально прославилась выключением FM-передатчиков, что вызвало большую волну критики и даже акции протеста, в США эфирное цифровое радио захватило рынок без скандалов и неудобств для слушателей. Еще в апреле 2017 года 98% радиостанций в 100 крупнейших городах США запустили цифровое эфирное вещание. И все это на собственные средства, без привлечения государственного финансирования. Американская система HD Radio принципиально отличается от пути, которым идет Европа, внедряя DAB+.

HD Radio — это торговая марка. На языке инженеров американская система цифрового радио называется IBOC (произносится «айбок» от англ. in-band on-channel). Идея заключается в том, что цифровой сигнал подмешивается к аналоговому в полосе радиочастот FM-радиостанции. Мощность и сдвиг по частоте цифрового сигнала таковы, что он не мешает как соседям, так и сигналу «материнской» радиостанции, рядом с которой он расположен.

Рис. 3. Система цифрового радио IBOC

Система IBOC позволяет FM радиостанции сохранить аналоговый сигнал и запустить его цифровую копию на той же частоте. Плюс еще 2 цифровые программы. Или даже три — если одна из них разговорная, что требует гораздо меньшую скорость цифрового потока.

Радиоприёмник автоматически, без участия слушателя, переключается на цифровую копию программы, если она есть. Переключившись на цифровой сигнал, приёмник покажет дополнительные цифровые HD каналы на этой же частоте. При проблемах с приёмом «цифры» приёмник сам вернется на аналоговый FM сигнал.

Рис. 4. Автомобильный радиоприёмник HD Radio

Успех HD Radio в США во многом определен простыми и логичными, с точки зрения бизнеса, правилами регулятора (FCC):

1) FM радиостанция может добровольно модернизировать передающее оборудование и запустить в своей полосе частот цифровой сигнал, сохранив аналоговое вещание;

2) На первом цифровом канале HD-1 в эфире должна быть цифровая копия аналоговой FM программы;

3) Качество звучания цифровых программ должно быть не хуже, чем у аналогового FM сигнала.

Эти правила сохраняют игроков рынка коммерческого вещания, стоимость их частот и сделанные в бизнес инвестиции. Более того, такой подход помогает радиостанциям конкурировать с новыми медиа, предлагая цифровое качество звучания и дополнительные сервисы, возможные с переходом на «цифру». При этом слушатель не испытывает никаких неудобств. Приёмник сам переключается на цифровую копию FM радиостанции.

Напрашивается вопрос, почему мы выбираем между DAB+ и DRM+ вместо того, чтобы повторить успешный опыт американцев? К сожалению, технология HD Radio не является открытым международным стандартом. Это разработка iBiquity Digital Corporation. Сейчас права на HD Radio принадлежат компании DTS. Очевидно, что внедрять закрытую американскую технологию в такой стратегически важной сфере как вещание сейчас не представляется возможным.

Невозможность внедрения HD Radio в России не означает, что мы не можем использовать удачные идеи, успешно сработавшие в США, вооружившись другим стандартом цифрового радиовещания.

DRM+ в FM диапазоне

Идея запуска цифрового сигнала в полосе радиоканала FM радиостанции, на которой основана система HD Radio, вполне может быть реализована при помощи DRM+.

Важнейшей особенностью системы DRM+ является возможность расположить цифровой сигнал прямо внутри полосы радиочастот FM радиостанции. В рекомендации Международного Союза Электросвязи ITU-R BS. 1114 указывается, что при нахождении DRM+ сигнала на 150 кГц левее или правее от частоты FM радиостанции, цифровой сигнал не будет мешать приёму. Для этого его мощность должна быть ниже на 20 дБ, что позволяет покрыть аналоговым и цифровым сигналом равную территорию.

Рис. 5 DRM+ в полосе частот FM радиостанции

Поскольку DRM+ позволяет передать до трех программ звукового вещания, мы получаем систему аналогичную HD Radio по возможностям.

Именно таким путем пошла Индия. 1 февраля 2018 года индийский регулятор телекоммуникационного и вещательного рынка TRAI (Telecom Regulatory Authority of India), выпустил рекомендации по развитию цифрового радиовещания в FM диапазоне. В рекомендациях говорится о выборе технологии DRM+ и возможности запускать цифровой сигнал в той же полосе частот, на которой работают действующие аналоговые радиостанции. Цитата из документа (пункт 3.46.1): «Частным вещателям должно быть разрешено обеспечивать цифровое эфирное вещание в имеющейся у них полосе частот в диапазоне 88-108 МГц, который сейчас используется для FM вещания».

Заключение

Выбор технологии цифрового радиовещания – это важное решение, определяющее будущее не только вещателей, но и операторов связи, провайдеров услуг, основанных на передаче данных через эфир, производителей оборудования, производителей автомобилей, а главное – слушателей.

DAB позволяет монополизировать рынок распространения сигнала радиостанций и ограничить доступ в эфир мультиплексом. Ландшафт индустрии коммерческого вещания будет перепахан. Цифровой мультиплекс превращает радиостанции из владельцев частот в равных по техническим возможностям контент-провайдеров. Все радиостанции в одном мультиплексе выходят в эфир с одной антенны, с одинаковой мощностью и охватывают сигналом одинаковую территорию. Конкурировать можно только качеством контента и силой бренда. Мультиплекс будет открыт как существующим вещателям, так и новым. Диапазон частот 174-230 МГц позволяет запустить в нем 32 мультиплекса DAB. Это значит, что в этом диапазоне можно запустить в эфир более 500 радиостанций.

Технология DRM+ еще более эффективно использует радио спектр. Если открыть для нее диапазон, в котором работает DAB или УКВ-1, то количество новых радиостанций будет даже больше. Однако, если не действовать как слон в посудной лавке, а задаться целью помочь коммерческим вещателям не потерять активы, инвестиции, то технология может превратиться и в союзника. Для этого нужно основываться на принципах, положенных в основу внедрения цифрового радио в США.

Для повторения успешного американского опыта внедрения HD Radio мало выделить FM диапазон для системы DRM+. Необходимо разработать гармоничную и целостную систему нормативно-правовых актов (НПА), на основании которых будут действовать регуляторы рынка, сертифицироваться передающее и приёмное оборудование. Важно, чтобы новые цифровые каналы оставались за владельцами FM частот, где они будут запускаться. Принципиально, чтобы первая программа в DRM+ мультиплексе была бы цифровой копией аналогового сигнала, чтобы приёмник автоматически на нее переключался с FM.

Выбор технологии цифрового радио затрагивает интересы многих. Здесь не обойдется без лоббистов производителей оборудования, ведомств, государственных и частных корпораций, борющихся за владение радио спектром, а также желающих выйти на рынок новых вещателей. Поэтому, коммерческим радиостанциям следует объединиться, и активно включиться в работу.

Отраслевым институтом, отстаивающим интересы и объединяющим усилия радиовещателей, является Российская Академия Радио (РАР). В декабре 2017 года в РАР была создана рабочая группа по вопросам цифрового радиовещания, состоящая из академиков и приглашенных экспертов. РАР выступает против выбора DAB+ в качестве стандарта цифрового радиовещания на территории РФ и готова рассматривать в этом качестве систему DRM+. Представители рабочей группы уже провели ряд встреч с представителями Минкомсвязи, другими регуляторами и участниками рынка. РАР планирует принимать активное участие в процессе обсуждения цифровых стандартов радиовещания на всех уровнях в интересах радиовещателей.

DAB/DAB+: как развивается цифровое радиовещание?

Со времени принятия в 1995 году первой редакции европейского стандарта ETS 300401 на систему цифрового радиовещания (ЦРВ) DAB (Digital Audio Broadcasting) прошло 20 лет.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос о практическом применении этой системы ЦРВ и других, построенных на ее основе (DAB+ и DMB)

Система DAB утверждена Европейским союзом радиовещания (EBU) в качестве общеевропейской и рекомендована Международным союзом электросвязи (ITU-R, МСЭ-Р) для внедрения во всем мире как наземная или спутниковая система ЦРВ, работающая в диапазоне частот 30–3000 МГц (рекомендации ITU-R BS.1114 и BO.1130). Наибольшее распространение получили наземные варианты систем ЦРВ DAB, DAB+, DMB (далее – системы из семейства DAB), поэтому в их обозначениях часто добавляют через дефис букву “Т” (то есть Terrestrial).

Перечислим основные отличия систем DAB+ и DMB от базовой системы DAB. В последней применен метод кодирования звуковых сигналов (ЗС) MPEG-1 Layer II (стандарт ISO/IEC 11172-3 (где: ISO – International Organization for Standardization, IEC – International Electrotechnical Commission)). В системе DAB+ (стандарт ETSI TS 102563, где ETSI – European Telecommunication Standard Institute) применен более эффективный метод кодирования ЗС – MPEG-4 HE AAC v2 (стандарт ISO/IEC 14496-3). Это позволяет примерно в три раза снизить скорость передачи цифрового ЗС при сохранении качества звуковоспроизведения и увеличить количество аудиопрограмм, передаваемых в одном сигнале DAB+ (то есть вместо примерно шести аудиопрограмм в одном радиочастотном сигнале системы DAB можно передать 18 программ c таким же качеством звучания в радиосигнале системы DAB+) [2]. При этом в обоих случаях полосы частот, которые занимают спектры передаваемых радиосигналов, имеют одинаковую ширину (приблизительно 1,54 МГц). Система DMB (Digital Multimedia Broadcasting, стандарты ETSI TS 102427, TS 102428) базируется на транспортных механизмах системы DAB и обеспечивает передачу, а также мобильный прием сигналов цифрового телевидения и мультимедийного цифрового радиовещания. Существуют варианты системы DMB, обеспечивающие передачу и прием только звуковых программ и данных.

Недавно руководство консорциума DAB создало инфографику, отображающую процесс изменений, произошедших с февраля в секторе DAB-вещания в Европе, и было поражено тем, сколько всего изменилось в этой сфере всего за полгода с хвостиком.

Президент WorldDAB Патрик Хеннон пишет в своём блоге, что за эти шесть месяцев было объявлено о существенных инвестициях в развитие технологии в Германии и Бельгии, при этом последняя активно работает над запуском вещания в стандарте DAB+ на «федеральном» уровне к концу 2017 – началу 2018 года.

Норвегия и Швейцария находятся впереди всех с планами полного перехода радиовещания с аналоговых на цифровые стандарты, причём, Норвегию от полного отключения аналогового FM-вещания отделяет всего пять месяцев. Швейцария объявила о начале финансирования мощной рекламной кампании, которая будет предварять их планы перехода на цифру, намеченного на 2020 год.

Великобритания продолжает показывать отличные результаты роста слушания цифрового радио – данные последних опросов указывают на то, что 45% случаев прослушивания радиопрограмм в данной стране происходит при помощи цифровых устройств. То есть, страна уже вплотную приблизилась к переходу через магическую отметку в 50%, после чего правительство сможет принять решение о полном переходе на цифру.

Сети, вещающие в стандарте DAB+, развиваются во Франции и в Италии, в городах Страсбург, Лион и Лилль принимаются заявки от желающих начать такое вещание, а в Италии национальный коммерческий радио-мультиплекс должен охватить своим покрытием 85% всего населения страны уже к 2017 году.

В Нидерландах завершено развёртывание общенациональной цифровой сети общественного радиовещания, и в настоящее время происходит оптимизация сетей для внутреннего покрытия. В то же время в Дании озвучили планы запуска национального коммерческого мультиплекса в 2017 году.

Всё большее количество тестов либо уже проводится, либо планируется: тендеры были объявлены в Словении, в Словакии уже ведущееся тестовое вещание в одном городе было расширено ещё на пять, а Австрия недавно отметила первую годовщину с момента начала тестового цифрового радиовещания в Вене.

Не такие уж малые достижения всего за шесть месяцев и отличные новости для DAB-радио, – резюмирует господин Хеннон.

european-dab-progress-2016

WorldDAB так же представил свежую подборку данных, иллюстрирующих объёмы продаж и покрытие для ключевых рынков в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе по состоянию на конец второго квартала 2016 года. Статистика, представленная в виде инфографика, включает в себя информацию, отображающую покрытие автодорог и населения в целом, объёмы продаж приёмников, проникновение в домохозяйства и – впервые – количество национальных станций, вещающих в стандарте DAB/DAB+, в сравнении с количеством FM-станций.

Среди ключевых выводов подборки:

  1. На анализируемых рынках было продано почти 50 миллионов бытовых и автомобильных радиоприёмников (48 232 000).
  2. На большинстве рынков количество национальных станций, вещающих в цифровом стандарте DAB/DAB+, превышает количество аналогичных FM / AM станций – максимум в пять раз.
  3. Покрытие цифрового радио в Норвегии и Швейцарии составляет 99.5%, покрытие в Дании, Великобритании, Нидерландах и Германии лишь ненамного отстаёт.
  4. В Швейцарии на долю цифрового радио приходится более 53% всех случаев прослушивания радиопрограмм.
  5. Проникновение цифровых радиоприёмников в домохозяйства Норвегии сегодня составляет 67%, далее следует Великобритания (56%).
  6. Германия, Нидерланды, Италия, Франция и Бельгия показали в прошлом году сигналы позитивного роста.

«Цифровое радио продолжает наращивать обороты на всех рынках, продемонстрировав немалый прогресс за последние шесть месяцев, – говорит президент WorldDAB Патрик Ханнон. – На ведущих рынках Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона насчитывается почти 50 миллионов DAB-приёмников, при помощи которых слушатель может получать невероятную по качеству подборку программ национальных станций, которую нельзя сравнивать с аналоговым FM-вещанием».

Норвегия вскоре сделает исторический шаг, отключив FM-вещание, Швейцария сделает то же самое в 2020 году. В Дании и Великобритании готовятся к такому же шагу, а Германия разрабатывает собственные планы по переводу радиовещания на цифру. Таким образом, цифровое радио получает мощный импульс для своего развития со стороны политиков, вещателей и слушателей.

Теги: Исследования, Радио, Технологии

Поделиться записью
  • Поделиться Facebook
  • Поделиться Twitter
  • Share on Twitter
  • Share on WhatsApp
  • Поделиться Vk

Цифровое радио DAB. Концертный зал в автомобиле.

Цифровое радио DAB. Концертный зал в автомобиле.

3 ноября ’08

Audi устанавливает новую планку в сегменте мощных автомобилей премиум-класса.

Audi устанавливает новую планку в сегменте мощных автомобилей премиум-класса.

3 ноября ’08

Самая экстремальная версия Audi RS6 от quattro GmbH.

Самая экстремальная версия Audi RS6 от quattro GmbH.

3 ноября ’08

Более 12000 предварительных заказов на новый Audi A6.

Более 12000 предварительных заказов на новый Audi A6.

Интерфейсы, функции, Bluetooth и USB

Перед покупкой требуется обратить внимание на существующие интерфейсы и дополнительные функции. Таким образом, можно будет использовать радио не только для радиостанций DAB. Хорошо если в устройстве присутствует:

  • AUX: позволяет использовать наушники или подключать другие устройства.
  • Bluetooth: беспроводной интерфейс для передачи любимой музыки, например, со смартфона.
  • SD: дополнительный слот SD позволяет воспроизводить данные с SD-карты.
  • USB: можно использовать для воспроизведения USB-накопителя, а иногда и для зарядки устройств.
  • NFC: технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая даёт возможность обмена данными между устройствами.

Существуют эксклюзивные радио, оборудованные слотами под CD. Компакт-диски по-прежнему очень популярны в узких кругах меломанов, поэтому некоторые модели радиоприемников до сих пор имеют отсек для компакт-дисков.

DAB-радио с отсеком для компакт-дисков

Качество звука

Качество звука радиоприемников различаются в зависимости от моделей. Прежде всего, это зависит от технических характеристик устройства. Простые DAB-радиостанции имеют в среднем пару 5-ваттных динамиков. Этого вполне достаточно для приятного фонового звука без особых басов. Встречаются приемники с динамиками мощностью 30 Вт и более. Они выдают насыщенный звук.

DAB-радио можно расширить за счет дополнительных акустических систем, при условии наличия у них необходимых интерфейсов. Большинство устройств также можно подключить к внешнему динамику по Bluetooth.

Возможность подключения наушников

Радио идет в цифру вслед за телевидением

Хотя в теории цифровое радио несет в себе массу преимуществ, обеспечить выбор формата и переход на него в масштабах всей страны не так просто. Участники Первого конгресса цифрового радиовещания обозначили основные проблемы, с которыми сегменту рынка придется столкнуться в ближайшие годы.

img

Алексей Дерик

img

Алексей Дерик

Хотя в теории цифровое радио несет в себе массу преимуществ, обеспечить выбор формата и переход на него в масштабах всей страны не так просто. Участники Первого конгресса цифрового радиовещания обозначили основные проблемы, с которыми сегменту рынка придется столкнуться в ближайшие годы.

Весной 2018 года Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила частотную полосу для вещания одного из форматов цифрового радио (DAB+). И хотя о внедрении в России цифрового радиовещания разговоры ведутся давно, это событие спровоцировало новый виток обсуждений сложившейся ситуации.

На волне интереса к цифре 18 мая 2018 года в Санкт-Петербурге по инициативе Агентства цифрового радиовещания России прошел Первый конгресс цифрового радиовещания. Мероприятие собрало все заинтересованные стороны: производителей оборудования, вещателей, специалистов по праву и представителей научных организаций.

Целью конгресса было объединение знаний из разных практик – обмен опытом с зарубежными коллегами и поиск путей решения задачи цифровизации радио в масштабах нашей страны, а также устранения так называемого цифрового неравенства. Хотя на дворе XXI век, на территории России все еще остались отдельные зоны, не покрытые радиовещанием. Использовать там аналоговые передающие станции экономические неэффективно, но цифровое радио может донести радиопрограммы и в эти отдаленные уголки – в небольшие поселения Крайнего Севера, а также территории вдоль Северного морского пути.

Председатель правления Агентства цифрового радиовещания Алексей Остроухов акцентировал внимание на том, что столь масштабный диалог отрасли начинается именно в Санкт-Петербурге – городе запуска первой коммерческой FM-радиостанции. Возможно, Петербург положит начало и цифровому вещанию.

Преимущества и недостатки цифры

В целом цифровое радио имеет множество преимуществ.

В первую очередь, большинство стандартов, за исключением экзотики, вроде HD Radio, вопрос внедрения которой даже не рассматривается, позволяют эффективнее использовать частотный спектр. При этом цифра дает стабильный прием в зоне охвата и лучшее качество звучания, в том числе, передачу не только стереосигнала, но и звука в формате 5.1. При необходимости радиостанции могут даже подключать несколько звуковых дорожек с разными переводами – это актуально, например, для новостных выпусков.

Цифровой сигнал дает возможность использовать дополнительные сервисы – транслировать EPG, текстовые сообщения, картинки и даже видеоролики. А гибкая регулировка мощности передатчика позволяет управлять зоной охвата, повышая экономическую эффективность вещания.

Цифра в эфире открывает новые перспективы для бизнеса с точки зрения монетизации контента (теоретически тут есть перспективы даже в сфере отслеживания использования лицензируемого контента, хотя об этом говорить пока рано). Кроме того, не стоит забывать и об использовании радио в качестве инструмента экстренного оповещения.

Благодаря этим преимуществам страны со всех уголков мира активно внедряют цифровые стандарты вещания. По итогам 2017 года на цифру перешли уже 38 государств. Кто-то при этом сосредоточил внимание на одном стандарте, а кто-то – использует несколько технологий параллельно. В отдельных регионах, например, в Норвегии, аналоговое вещание уже прекращено, его вытеснил стандарт DAB+.

Однако в процессе внедрения цифрового радио страны неизбежно сталкиваются со сложностями. Не везде реформа отрасли идет гладко.

Во-первых, существует довольно много различных стандартов. Весной 2018 года в России была выделена полоса для DAB+, но ранее уже был обозначен участок спектра под DRM, а также запущено тестовое вещание российского стандарта РАВИС. С 2010 года тестовое вещание в этом стандарте периодически запускается в разных городах страны, сейчас такая тестовая зона работает в Казани, а чуть позже в 2018 стартует вещание в Ижевске.

Среди прочих цифровых стандартов РАВИС примечателен тем, что он изначально разрабатывался с учетом сложного перераспределения частот в России. Поэтому для запуска пакета программ в этом стандарте достаточно отключить только одну аналоговую станцию (правда, для этого нужно либо переоформление лицензии, либо соблюдение принципа технологической нейтральности). Кроме того, РАВИС в дополнительной информации позволяет передавать не только текст и изображения, но и видеопоток. Хотя в мире про этот стандарт практически ничего не известно, в 2018 году его создатели выходят на международную стандартизацию Союзом Электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), а также в ГКРЧ для выделения полосы спектра по всей стране.

Обилие стандартов усложняет процесс внедрения. Но учитывая принципиально разную плотность населения в Москве и, допустим, ХМАО, выбрать один стандарт декларативно, чтобы подтолкнуть процесс, не удастся. Инструменты, обеспечивающие эффективную упаковку нескольких потоков вещания для густонаселенных районов, к сожалению, экономически не выгодны там, где населения (и станций) будет мало. Отличный пример – DAB+, который позволяет сравнительно недорого вещать большие мультиплексы, но не предназначен для формирования локальных пакетов. Его конкурент – DRM – в меньшей степени подходит для больших мультиплексов, зато хорошо справляется с локализацией.

Технологии цифрового радиовещания

Дигитальное радиовещание в Германии. Стандарт DAB+

Журнал «ПАРТНЕР»

Для кого-то из нас DAB – это пиво из Дортмунда (Dortmunder Actien-Brauerei), но сейчас речь идет о другом DAB, не менее важном и полезном, о новом радиостандарте DAB+.

Конечно, телевидение сильно потеснило радио, как и интернет потеснил телевидение, но сейчас сложился определенный баланс между этими медиа, каждое нашло свое место. Радио осталось источником информации и развлечения, подружилось с интернетом в том смысле, что многие радиоканалы доступны через интернет. Телевизор и компьютер полностью подчиняют человека: сидя перед экраном или монитором, трудно заниматься чем-то еще. А вот радио, воздействуя только на слух, вполне допускает активную деятельность параллельно с прослушкой программ. Даже за рулем можно слушать радио, оно не отвлекает.

Привычное радиовещание осуществляется в определенных частотных диапазонах, другими словами – на определенных волнах. Начиная с ламповых приемников и легендарной транзисторной «Спидолы» 60-х годов, мы пользуемся длинными волнами, средними, короткими и ультракороткими. На Западе длинные (ДВ) и средние волны (СВ) традиционно рассматриваются как один диапазон, досягаемость радиостанций составляет многие сотни километров. Но короткие волны (КВ) значительно интереснее, они распространяются дальше, плотность их источников значительно выше, одна радиостанция буквально налезает на другую. Именно в КВ-диапазоне прорывались к нам сквозь глушилки «вражеские» голоса. А УКВ – это передача сигнала в пределах прямой видимости, как и телевизионного (еще одно доказательство, что земля круглая J), причем сигнал от местных станций, как правило, хорошего качества.

Кстати, посмотрите внимательно на экран вашего смартфона или хенди, на них присутствует символ радио, оно работает только на наушники (Kopfhörer), которые являются при этом антенной. Прием ведется в УКВ (FM)-диапазоне.

Большинство домашних приемников и почти все автомобильные оснащены приемом только в СВ- (MW, или MF, или AM) и УКВ- (UKW, или FM) диапазонах, но не в КВ-диапазоне. Несколько десятилетий назад был высок спрос на коротковолновые приемники (Weltemfänger), лучшими были от Sony и Grundig, с появлением кабельных сетей, сателлитов и интернета они стали практически не востребованы.

И вот новость из Норвегии, она первой отказалась от ультракоротких волн (FM-диапазон), радиостанции этим диапазоном больше не пользуются. Осуществлен полный переход на радио DAB+ (Digital Audio Broadcasting). И вслед за Норвегией в сторону полной аудио-дигитализации двигаются все остальные развитые страны, включая даже Германию, которая, как известно, во внедрении современных технологий имеет довольно скромные успехи.

Недавно была проведена тестовая поездка по автобану от Гамбурга до Гейдельберга, всего 600 км, и оказалось, что качество цифрового радио далеко от совершенного. Его особенность заключается в том, что при качественном сигнале оно обеспечивает и качественный звук без шумов, но при низком качестве сигнала звук просто пропадает, в то время как при аналоговом УКВ-радио ухудшение сигнала приводит к ухудшению звука, но не его исчезновению. По этой причине на отдельных участках пути прием передач просто отсутствует.

DAB+ : качественный сигнал – качественное воспроизведение, слабый сигнал – никакого звука

УКВ (FM): качественный сигнал – качественное воспроизведение, слабый сигнал – неважный звук

К десятке наиболее востребованных относятся радиостанции Radio NRW, Antenne Bayer, SWR 3, WDR 2, Bayer 1,. 1Live, Bayer Funkpaket, Bayer 3, NDR 2 и WDR 4, они уже вещают в стандарте DAB+, число таких радиостанций всё увеличивается, и в один прекрасный (не для всех!) момент будет, как и в Норвегии, отменено аналоговое радиовещание.

Одна из причин такого резкого шага: аналоговое радио в самом распространенном УКВ-диапазоне дошло до границ своего развития, дальше – тупик. Тут уместно вспомнить ситуацию с телевидением, в том числе нововведенным DVB-T: вроде совсем недавно его ввели, а уже перешли на новый стандарт DVB-T2, о чем мы уже сообщали, и безжалостно ликвидируют по всей Германии аналоговое антенное телевидение, которое тоже в своем развитии исчерпало себя. Аналогичная ситуация и с мобильной связью: всё время вводятся новые стандарты, вчера это был 3G, сегодня 4G (он же LTE), на подходе LTE+, он же 4.5G, далее следует 5G. Та же картина и с кабельным телевидением: совсем недавно вся Германия перешла на дигитальный кабель. Веление времени. Так что, ничего удивительного, остается один выбор: или вовсе плюнуть на антенное радио, или перейти на дигитальное.

Если есть DAB+, то, значит, есть и просто DAB без плюса. Это предыдущий вариант дигитального (по-русски чаще принято говорить, цифрового) радиовещания. Стандарт DAB использует ультракоротковолновый диапазон, DAB позволяет транслировать на одной частоте сразу 10 станций в стереорежиме, а вот DAB+ – уже 18 станций.

Но есть и другие стандарты цифрового радио, например, Digital Radio Mondiale (DRM), причем в разных странах степень перехода от аналогового радиовещания к цифровому того или иного стандарта различна. В Европе предпочтение отдано DAB+, выпускаемые приемники рассчитаны на этот стандарт. А вот в России сделали ставку на стандарт DRM+, который будет сосуществовать с УКВ, на одной частоте возможно транслировать сразу три цифровые программы, вместо одной аналоговой, причем задействован не только УКВ-диапазон.

Кстати, не исключено внедрение стандарта DRM+ у нас в Германии, это рекомендуют специалисты из Института Фраунгофера. DAB+ больше подходит для общегерманских радиостанций, а DRM+ – для локальных, причем могут быть задействованы все диапазоны, а не только УКВ. Уже сейчас созданы гибридные радиоприемники, работающие как в аналоговом режиме (УКВ), так и в дигитальном (DAB и DRM).

И вообще дигитальное будущее, в которое все настойчиво призывают и промышленники, и политики, будет скорее всего многообразным. Технические решения конкурируют между собой. Например, Privatradioverband Vaunet (весьма авторитетное и влиятельное объединение частных владельцев радиовещания) считает, что дигитальное будущее радио отнюдь не исчерпывается стандартом DAB+. Сильную конкуренцию составляет интернет-радио (Webradio) и приложения на смартфонах.

Кстати, норвежцы подсчитали, что переход на новый стандарт, несмотря на затраты на новое передающее оборудование, себя оправдывает – поддержание прежнего УКВ-стандарта обходится не дешевле при его более низком качестве.

Разумеется, многие современные DAB+-приемники позволяют осуществлять прием и в УКВ-диапазоне, на переходный период это вполне рационально.

А возможен ли прием дигитального радио на смартфонах и планшетах, не через интернет, а напрямую, из воздуха, по радио-стандартам, например DAB или DRM? С этим пока проблемы, сейчас прием радиоканалов возможен только как аналоговый в УКВ-диапазоне. На немецком рынке просматривается пока единственный смартфон с встроенным DAB+-тюнером, это LG Stylus 2. Есть, впрочем, совсем неплохое решение – внешний DAB+-тюнер, подключаемый через microUSB-разъем. Он тоже является новинкой на немецком рынке, изготавливается в Китае фирмой «Full-Join», продается не на каждом углу, товар принципиально новый, но в интернете доступен по цене около 20 евро. Есть и еще один вариант, даже более дешевый – приложение welle.io 1.0, которое в сочетании с USB-приемником обеспечивает качественный прием на смартфон в стандарте DAB и DAB+. По мере внедрения дигитального радио число подобных предложений должно возрасти.

Дигитальное радио приобретает в Германии всё большую известность и популярность. По статистике, уже 17% домашних хозяйств имеют приемники DAB+ в том или ином исполнении (2% годового прироста), число слушателей DAB+ составляет около 13 миллионов. И приемники 40% поступающих на рынок автомобилей уже оснащены DAB+.

Каковы же современные дигитальные приемники? Они не менее разнообразны, чем их предшественники: от солидных настольных до компактных переносных. Соответственно и диапазон цен – от нескольких десятков евро до многих сотен. Наиболее дорогие обеспечивают великолепное стереозвучание, это их главное достоинство, они интересны меломанам, ценителям музыки. И, конечно, как любые современные приборы, они имеют множество накруток. Сюда относится и Bluetuth, и встроенный DVD-плеер, и USB-разъем, и возможность аудиозаписи с других источников, и гнездо для подключения смартфона, и цветной дисплей. Наличие модуля WiFi обеспечивает возможность интеграции с другими домашними приборами и заодно прием радиопередач из интернета

К качественным распространенным моделям относятся, например, Hama Internetradio Digitalradio DIR3100MS (140 евро), Blaupunkt IRD 30 (120 евро), Imperial Dabman 100 (80 евро), Panasonic RF-D10EG-W (60 евро), или сравнительно дорогие Roberts Stream 218 (210 евро),Teufel Radio 3sixty (280 евро), Sangean DDR-66 BT (500 евро), Palona Jojo (600 евро) .

— Каждый среднестатистический взрослый немец слушает радио 3 часа в день.

— С 2019 года каждый новый радиоприемник должен принимать дигитальное радио (DAB).

— Область приема дигитальных радиопрограмм в Германии непрерывно расширяется и приближается сегодня к 90%.

— Полный переход на дигитальный прием с отказом от аналогово в УКВ-диапазоне ожидается не ранее, чем через 10 лет.

В общем, пейте DAB и слушайте DAB, где еще такое возможно!

С. Мучник (Дортмунд)

Оцените статью
TutShema
Добавить комментарий